Проблемы интеллигенции в творчестве А

В своих произведениях Чехов откликается на нравственные и идейные искания современной ему интеллигенции. В центре его внимания — мера духовной ценности человека, независимо от его профессии и сословной принадлежности.

Чехов поднимает вопросы о ценности человеческой жизни, о нравственной обязанности человека перед народом, о смысле человеческой жизни.
Вопросы, поднятые Чеховым, общечеловечны.

В сюжетах из жизни интеллигенции Чехов заявил свои самые сокровенные мысли о современной ему реальности, о настоящем и будущем России, о нравственной позиции человека.

В своих рассказах Чехов показывает, как погибают лучшие представители русской интеллигенции.

Одним из таких людей является врач Дымов, герой рассказа «Попрыгунья». Он принадлежит к той части русской интеллигенции, которой Чехов восхищался. В образе доктора Дымова соединились и героизм труда, и нравственная человеческая сила, и благородная любовь к Родине.

Его благоверная Ольга Ивановна посвятила свою жизнь поискам «великого человека». С ее образом связана тема пошлости, бессмысленности обывателей, а, по словам Горького, пошлость была врагом Чехова. Ольга Ивановна так и не увидела рядом с собой человека, которого она искала, не поняла силы и красоты Дымова. Его талант и замечательные душевные качества были замечены только после смерти. Ольга Ивановна так и не поняла, что ценность человеческой жизни в ней самой, а не в ложном величии.

Эпиграфом к «Попрыгунье» могут служить слова профессора из «Скучной истории»: «Я хочу, чтобы наши жены, дети, друзья, ученики любили в нас не имя, не фирму и не ярлык, а обыкновенных людей».

У Чехова есть свои любимые герои. Все они натуры целостные, целеустремленные, все они презирают плачевный уют, собственническое счастье. Все они стремятся к жизни, достойной человека, к борьбе против подлости и пошлости.

Чехов сказал: «В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и личность, и мысли». Известно и другое его высказывание: «Человек должен быть ясным умственно, чистым нравственно и опрятным физически». Это стремление видеть людей простыми, красивыми и гармоничными объясняет непримиримость Чехова к пошлости, к нравственной и душевной ограниченности.

Но если человек подчиняется силе обстоятельств, если в нем постепенно гаснет способность к сопротивлению, то он в конце концов теряет все истинно человеческое, что было ему свойственно. Это омертвление человеческой души.

Таков герой рассказа «Ионыч». Это молодой человек, полный неясных, но светлых надежд, с идеалами и желаниями чего-то высокого. Но любовная неудача отвратила его от стремлений к чистой, разумной жизни. Он поддался пошлости, окружающей его со всех сторон. Он утратил все духовные интересы и стремления. Из его сознания исчезло то пора, когда ему были свойственны простые человеческие чувства: радость, страдание, любовь. Мы видим, как человек, умный, прогрессивно мыслящий, трудолюбивый, превращается в обывателя, в «живого мертвяка». Мы видим его нравственную деградацию.

Такие герои Чехова, как Ионыч, утрачивают то человеческое, чем наделила их природа. Но сами они довольны собой и не замечают, что лишились главного — активный души.

В своих произведениях Чехов показывает, как бездумная радость повседневного существования может незаметно привести более того человека живого и восприимчивого к полному духовному опустошению.

В этом отношении замечателен рассказ «Крыжовник».

Герой рассказа — чиновник. Это добрый, кроткий человек. Мечтой всей его жизни было стремление располагать «усадебку» с крыжовником. Ему казалось, что этого довольно для полного счастья.

Но представление Чехова о настоящем человеческом счастье другое. «Принято вещать, что человеку надобно только три аршина земли. Человеку надобно не три аршина земли, не усадьба, а весь земной шар, вся природа, где на просторе он мог бы проявить все свойства и особенности своего свободного духа», — писал Чехов.

И вот мечта героя сбылась, он приобрел усадьбу, в его саду растет крыжовник. И мы видим, что перед нами уже не прежний робкий чиновник, а «настоящий помещик, барин». Он наслаждается тем, что добился своей цели. Чем более герой доволен своей судьбой, тем страшнее он в своем падении. И брат героя не может ответить на вопрос, какое добро надобно работать, чтобы отделаться от гнусного собственнического счастья.

Героев Чехова можно поделить на две группы: одним из них мало свойственны нравственные переживания, другие же , напряженно ищут человека в себе и в окружающих.

Равнодушию и серости обывателей, приспособленцев в произведениях Чехова противостоит иное, совестливое отношение к жизни, характерное для многих чеховских героев.

Одним из таких героев является Алехин, герой рассказа «О любви». Это человек неплохой и неглупый, но он погряз в мелких хозяйственных заботах. Он любит женщину, замужнюю женщину. Он чувствует, что и она не равнодушна к нему. Они любят товарищ друга молча. Алехину нечего вручить ей, ему некуда ее увезти. Он не ведет яркую, интересную, захватывающую жизнь художника, артиста, героя. Он понимает, что, последуй она за ним, она не будет счастлива, а значит, не будет счастлив и он.

Заметим, что ни один герой Чехова не состоялся в любви. Может быть, потому, что смысл жизни не в счастье, а в чем-то более значительном: «Я понял, что когда любишь, то в своих рассуждениях об этой любви надобно распространяться от высшего, от более важного, чем счастье или несчастье, грешок или добродетель в их ходячем смысле, или не надобно рассуждать вовсе».

О смысле жизни, о назначении человека спорят и в «Доме с мезонином».

Герой повести, молодой художник, мечтает об утопическом идеале общественного устройства: если освободить людей от тяжелого физического труда, разделив его, то тогда всякий будет полагать о главном, о поиске правды.

Его «противник» — приверженец теории «малых дел», которые вносят небольшие изменения в жизнь народа, но не поднимаются до решения первостепенных задач.

В рассказе воплощена охота гармонии, мечта о здоровом, осмысленном существовании, о духовной красоте человека, о труде как основе справедливой и честной жизни. И Лида со своими малыми делами доказывает, что это невозможно без общей идеи.

Вот ещё одна повесть, герой которой размышляет о смысле жизни, о своих обязанностях перед народом.

Николай Степанович, герой «Скучной истории», приходит к выводу, что он прожил жизнь неверно. Размышляя о прожитых годах, он ищет оправдание своей деятельности. Он заново оценивает свое поведение как гражданина, ученого, главы семьи и приходит к выводу, что никогда не сопротивлялся пошлости, царившей и в его доме, и в науке. Только в самом конце жизни герой нашел изъян и в своем отношении к миру, и в научной работе: «Каждое чувство и каждая мысль живут во мне особняком, и во всех моих суждениях о науке, театре, литературе, учениках и во всех картинках, которые рисует мое фантазерство, более того самый искусный аналитик не найдет того, что называется общей идеей или богом живого человека. А коли нет этого, то, значит, нет и ничего».

Жизнь без общей идеи бессмысленна. Чехов жаждал гармоничного существования для человека и страдал от отсутствия общей идеи.

Вопросы, поднятые Чеховым, актуальны и в наше пора. Поэтому Чехова можно считать писателем, творчество которого современно.

«Судьбы русской интеллигенции в творчестве »

На мой взгляд, ведущей темой творчества является тема судеб русской интеллигенции, русского интеллигента, в частности. Принадлежа к этой социальной прослойке, Чехов считал интеллигенцию передовым классом, образованным, воспитанным, нравственным. Эти люди должны были стать опорой для страны, способствовать ее развитию и процветанию. Но, по наблюдениям Чехова, такого не происходило.

Интеллигенты в России — несчастные люди, забитые, неустроенные, не имеющие представления о реальной жизни. Они постоянно мучаются рефлексией, внутренними противоречиями. Все это мешает не только им самим просто жить и быть счастливыми, но и не дает возможности послужить на благо отчества, способствовать улучшению жизни в России. Это особенно печально, потому что такие люди обладают большим потенциалом.

Почти во всех пьесах Чехова есть персонажи из интеллигентской среды. Так, в «Вишневом саде» это Петя Трофимов — «вечный студент», в мечтах стремящийся облагодетельствовать всю Россию, весь мир, но на деле не способный даже закончить курс в университете. К этой категории героев можно отнести также и младшую дочь Раневской — Аню.

Молодые люди могли бы спасти погибающий вишневый сад — символ дворянской России, ее моральных ценностей, культуры. Эти герои молоды, полны сил и энергии, но они увлечены совершенно другими идеями — преобразить целый мир, создать прекрасное будущее для всего человечества. Что им старый вишневый сад! Для Ани он является символом всего старого и косного, к имению матери она не испытывает никаких тёплых чувств. Девушка считает, что русское дворянство виновато перед простым народом и должно искупить свою вину. Именно этому Аня и хочет посвятить свою жизнь вместе с Петей Трофимовым.

Трофимов ругает все то, что тормозит развитие России — «грязь, пошлость, азиатчину», критикует российскую интеллигенцию, которая ничего не ищет и не работает. Но герой не замечает, что сам он — яркий представитель такой интеллигенции: красиво говорит, ничего при этом не делая. Характерная для Пети фраза: «Дойду или укажу другим путь, как дойти…» до «высшей правды». Ему тоже нет дела до вишневого сада. Планы Трофимова гораздо масштабней — осчастливить все человечество.

Главные персонажи пьесы «Три сестры» — сестры Прозоровы — также оторваны от реальности, как и герои «Вишневого сада». Эти девушки неспособны изменить свою жизнь к лучшему, хотя они образованы, хорошо воспитаны, нравственны, способны понять и оценить прекрасное.

Ольга, Ирина и Маша стремятся в Москву. Этот город, город их воспоминаний и иллюзий, героини считают своим спасением. Ведь там, где они живут сейчас, они несчастливы.

Ольга работает учителем в гимназии. Она хороший преподаватель, ее ценят и учителя, и ученики. Но, кроме этого, у героини в жизни ничего нет. Постепенно она превращается в старую деву. Маша несчастлива в браке, разочарована в своем муже. Она влюбляется в более достойного человека — Вершинина, но у их любви нет будущего, нет перспектив. Ирина грезит о счастливом будущем не только для себя, но и для всех людей, но ничего пока не делает для этого.

Кроме того, героини несчастливы и оттого, что несчастлив их брат. Этот талантливый человек не может реализовать свои способности в их городке, он мечтает преподавать в московском университете. Несчастлив Андрей Прозоров и в браке. Его жена — мещанка в худшем смысле этого слова, которая неспособна понять своего мужа, разделить с ним его интересы.

К финалу пьесы мы еще раз убедимся, что герои никогда не смогут изменить свою жизнь, а их призыв к действию: «В Москву! В Москву!» так и останется нереализованной мечтой.

Рассказы Чехова, посвященные судьбам русской интеллигенции, продолжают развивать тему беспомощности, «несчастливости» этих людей. Так, в рассказе «Скучная история» раскрывается внутренний мир русского интеллигента. Повествование ведется от лица «профессора, тайного советника и кавалера». Казалось бы, это человек добился больших высот в науке, он имеет весомый авторитет во всем мире, у него есть семья. Но доволен ли он своей жизнью? Как мы понимаем по мере прочтения, совершенно нет. Это внутренне опустошенный, разочарованный в себе, в своем деле, человек.

Чехов подчеркивает, что люди не в состоянии сохранить в себе «человека», душу, высоту помыслов и интересов. Их «съедает» жизнь, превращает в жертв, смиренных рабов, влачащих жалкое существование. Они сами недоумевают: «Что же такое с ними происходит?», но противостоять этой затягивающей трясине обыденности не могут. Так, Николай Степанович поражается, глядя, в кого превратилась его жена, та Варенька, которой он восхищался и которую боготворил: «старая, очень полная, неуклюжая женщина, с тупым выражением мелочной заботы и страха перед куском хлеба, со взглядом, отуманенным постоянными мыслями о долгах и нужде, умеющая говорить только о расходах и улыбаться только дешевизне».

Писатель задается вопросом, что послужило причиной такой деградации русской интеллигенции? Почему эти люди — одни из самых жалких, несчастных, смешных и нелепых, но никак не гордость нации, не ее поддержка и опора? Мне кажется, по Чехову, ответ на этот вопрос — внутренние причины. У русских интеллигентов нет внутреннего стержня, нет силы духа, которые требуются, чтобы сохранить в себе человека.

В своих произведениях писатель стремился показать печальную участь русской интеллигенции, чтобы как-то повлиять, исправить хоть что-то. Но, думаю, это было не под силу даже такому гению, как Чехов. Потому что в истоках грустной судьбы русской интеллигенции лежит русский характер, его коренные черты, которые невозможно исправить.

Судьбы русской интеллигенции в творчестве А.П.Чехова

На мой взгляд, ведущей темой творчества А.П. Чехова является тема судеб русской интеллигенции, русского интеллигента, в частности. Принадлежа к этой социальной прослойке, Чехов считал интеллигенцию передовым классом, образованным, воспитанным, нравственным. Эти люди должны были стать опорой для страны, способствовать ее развитию и процветанию. Но, по наблюдениям Чехова, такого не происходило.
Интеллигенты в России – несчастные люди, забитые, неустроенные, не имеющие представления о реальной жизни. Они постоянно мучаются рефлексией, внутренними противоречиями. Все это мешает не только им самим просто жить и быть счастливыми, но и не дает возможности послужить на благо отчества, способствовать улучшению жизни в России. Это особенно печально, потому что такие люди обладают большим потенциалом.
Почти во всех пьесах Чехова есть персонажи из интеллигентской среды. Так, в «Вишневом саде» это Петя Трофимов – «вечный студент», в мечтах стремящийся облагодетельствовать всю Россию, весь мир, но на деле не способный даже закончить курс в университете. К этой категории героев можно отнести также и младшую дочь Раневской – Аню.
Молодые люди могли бы спасти погибающий вишневый сад – символ дворянской России, ее моральных ценностей, культуры. Эти герои молоды, полны сил и энергии, но они увлечены совершенно другими идеями – преобразить целый мир, создать прекрасное будущее для всего человечества. Что им старый вишневый сад! Для Ани он является символом всего старого и косного, к имению матери она не испытывает никаких тёплых чувств. Девушка считает, что русское дворянство виновато перед простым народом и должно искупить свою вину. Именно этому Аня и хочет посвятить свою жизнь вместе с Петей Трофимовым.
Трофимов ругает все то, что тормозит развитие России – «грязь, пошлость, азиатчину», критикует российскую интеллигенцию, которая ничего не ищет и не работает. Но герой не замечает, что сам он — яркий представитель такой интеллигенции: красиво говорит, ничего при этом не делая. Характерная для Пети фраза: «Дойду или укажу другим путь, как дойти…» до «высшей правды». Ему тоже нет дела до вишневого сада. Планы Трофимова гораздо масштабней — осчастливить все человечество.
Главные персонажи пьесы «Три сестры» — сестры Прозоровы – также оторваны от реальности, как и герои «Вишневого сада». Эти девушки неспособны изменить свою жизнь к лучшему, хотя они образованы, хорошо воспитаны, нравственны, способны понять и оценить прекрасное.
Ольга, Ирина и Маша стремятся в Москву. Этот город, город их воспоминаний и иллюзий, героини считают своим спасением. Ведь там, где они живут сейчас, они несчастливы.
Ольга работает учителем в гимназии. Она хороший преподаватель, ее ценят и учителя, и ученики. Но, кроме этого, у героини в жизни ничего нет. Постепенно она превращается в старую деву. Маша несчастлива в браке, разочарована в своем муже. Она влюбляется в более достойного человека – Вершинина, но у их любви нет будущего, нет перспектив. Ирина грезит о счастливом будущем не только для себя, но и для всех людей, но ничего пока не делает для этого.
Кроме того, героини несчастливы и оттого, что несчастлив их брат. Этот талантливый человек не может реализовать свои способности в их городке, он мечтает преподавать в московском университете. Несчастлив Андрей Прозоров и в браке. Его жена – мещанка в худшем смысле этого слова, которая неспособна понять своего мужа, разделить с ним его интересы.
К финалу пьесы мы еще раз убедимся, что герои никогда не смогут изменить свою жизнь, а их призыв к действию: «В Москву! В Москву!» так и останется нереализованной мечтой.
Рассказы Чехова, посвященные судьбам русской интеллигенции, продолжают развивать тему беспомощности, «несчастливости» этих людей. Так, в рассказе «Скучная история» раскрывается внутренний мир русского интеллигента. Повествование ведется от лица «профессора, тайного советника и кавалера». Казалось бы, это человек добился больших высот в науке, он имеет весомый авторитет во всем мире, у него есть семья. Но доволен ли он своей жизнью? Как мы понимаем по мере прочтения, совершенно нет. Это внутренне опустошенный, разочарованный в себе, в своем деле, человек.
Чехов подчеркивает, что люди не в состоянии сохранить в себе «человека», душу, высоту помыслов и интересов. Их «съедает» жизнь, превращает в жертв, смиренных рабов, влачащих жалкое существование. Они сами недоумевают: «Что же такое с ними происходит?», но противостоять этой затягивающей трясине обыденности не могут. Так, Николай Степанович поражается, глядя, в кого превратилась его жена, та Варенька, которой он восхищался и которую боготворил: «старая, очень полная, неуклюжая женщина, с тупым выражением мелочной заботы и страха перед куском хлеба, со взглядом, отуманенным постоянными мыслями о долгах и нужде, умеющая говорить только о расходах и улыбаться только дешевизне».
Писатель задается вопросом, что послужило причиной такой деградации русской интеллигенции? Почему эти люди – одни из самых жалких, несчастных, смешных и нелепых, но никак не гордость нации, не ее поддержка и опора? Мне кажется, по Чехову, ответ на этот вопрос – внутренние причины. У русских интеллигентов нет внутреннего стержня, нет силы духа, которые требуются, чтобы сохранить в себе человека.
В своих произведениях писатель стремился показать печальную участь русской интеллигенции, чтобы как-то повлиять, исправить хоть что-то. Но, думаю, это было не под силу даже такому гению, как Чехов. Потому что в истоках грустной судьбы русской интеллигенции лежит русский характер, его коренные черты, которые невозможно исправить.

0 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Чехов А.П. / Разное / Судьбы русской интеллигенции в творчестве А.П.Чехова

Смотрите также по разным произведениям Чехова:

Русская интеллигенция в творчестве чехова

Литературно-художественный журнал «Северная Аврора» издается с 2005 года. Периодичность – два раза в год. Журнал ориентируется на традиционные духовные ценности. Основные жанры публикуемых произведений – поэзия, проза, критика, литературоведение. Учредитель, издатель и главный редактор журнала – Евгений Лукин (официальный сайт писателя – www.elukin.ru).

В отличие от литературных журналов, построенных по жанровому принципу, временно-пространственный принцип построения «Северной Авроры» отражает глобальную тенденцию взаимодействия и взаимопроникновения различных культур. Точкой отсчета здесь является современная художественная реальность Петербурга, а ее равнобежными векторами – творческий дискурс как российской провинции, так и ближнего и дальнего зарубежья. В целом образуется огромная русская ойкумена, которая плодотворно взаимодействует с иными культурами, представленными на страницах журнала в виде переводов. Свой незабываемый колорит вносят и публикации произведений ушедших от нас авторов, а также первые опыты начинающих литераторов.

Об авторах и публикациях

Со времени основания в журнале публиковались известные петербургские литераторы Михаил Кураев, Илья Штемлер, Даниил Аль, Лев Гаврилов, Илья Фоняков, Лев Мочалов, Елена Елагина, Павел Крусанов, Валерий Земских, Вероника Капустина, Николай Голь, Дмитрий Григорьев, Галина Илюхина, Александр Беззубцев-Кондаков, Борис Орлов, Алексей Ахматов.

Среди авторов «Северной Авроры» – главный редактор журнала «Сибирские огни» поэт Владимир Берязев (Новосибирск), главный редактор журнала «День и ночь» поэт Марина Саввиных и ответственный секретарь прозаик Михаил Стрельцов (Красноярск), главный редактор канадского сетевого журнала «Порт-Фолио» прозаик Михаил Блехман (Монреаль), главный редактор украинского журнала культурного сопротивления «ШО» поэт Александр Кабанов (Киев), главный редактор сербского журнала «Нова Зора» прозаик Радослав Братич (Белград), зав. литературным отделом американского еженедельника «Обзор» прозаик Семен Каминский (Чикаго), зав. отделом прозы журнала «Звезда» поэт Евгений Каминский (Санкт-Петербург), зав. отделом прозы журнала «Сура» поэт Татьяна Кадникова (Пенза).

В рубрике «Новые переводы» представлены произведения литераторов из Великобритании, Германии, Норвегии, Франции, Испании, Португалии, Индии, Польши, Болгарии, Сербии, Чехии, Анголы и других стран.

В рубрике «Голос минувшего» опубликованы эксклюзивные материалы – неизданные стихи Николая Олейникова и Нонны Слепаковой, переписка Виктора Конецкого и Виктора Шкловского, воспоминания известного русского художника Кузьмы Петрова-Водкина. В настоящее время в журнале печатается уникальный дневник петербургского писателя Вячеслава Овсянникова «Прогулки с Соснорой», который вызовет несомненный интерес читателей.

Петр Ильинский, Кембридж, США:

«Один из самых очевидных комплиментов «Северной Авроре» – это то, что, внимательно и даже придирчиво прочитав любой из ее номеров, невозможно ответить на вопрос: на какой именно баррикаде стоит редакция, какому из общеизвестных российских культурно-политических станов она принадлежит, чьи идейные постулаты разделяет и каким авторам отдает предпочтение? Это особенно ценно в эпоху, когда все печатают «своих» и почти никогда «чужих», когда сами оглавления многих знаменитых в прошлом журналов свидетельствуют о непременных симпатиях их издателей. Иначе говоря, важнейшим достоинством «Северной Авроры» является отсутствие ангажированности, причем не декларируемое с навязчивой помпой, а тихое, действенное. Тихое – потому, что за исключением короткой фразы о том, что редакция «ориентируется на традиционные духовные ценности», на страницах журнала не раздается никаких яростных восклицаний в поддержку «себя любимого». Действенным же оно становится в силу того, что «Северная Аврора», следуя своему кредо, печатает авторов самых разных – питерских и не-питерских, жителей ближнего и дальнего зарубежья, классиков и новичков. Здесь найдется место и неожиданному переводу, и культурологической зарисовке, и литературоведческому эссе. Все просто: чем увереннее ты стоишь на своем холме, тем шире твое поле зрения. И не вина журнала в том, что подобный «жесткий нейтралитет», на деле отражающий глубоко осознанную позицию, является исключением в нынешнем культурном климате. Но сколь же благотворны деяния тех, кто стремится идти против течения, медленно, упорно, искренне и без непременного желания немедленной награды».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: