Проблематика рассказов А

«Равнодушие – это паралич души, преждевременная смерть», — считал А.П. Чехов. Этот человек, начавший свою профессиональную деятельность с карьеры врача, а затем ставший одним из самых известных писателей мирового масштаба, именно равнодушие считал болезнью своего времени.
Еще в 18 веке А.Н. Радищев писал в «Путешествии из Петербурга в Москву»: «Я взглянул окрест меня — душа моя страданиями человеческими уязвлена стала». Под этими словами, на мой взгляд, с полной уверенностью мог бы подписаться и Чехов. Но его, как человека глубоко неравнодушного, волновали причины человеческих страданий. Я думаю, что их он видел в равнодушии человека к самому себе, своему высшему предназначению и, как следствие, равнодушие ко всему окружающему.
Чехов с болью замечает, что его современники боятся жить, а не существовать. Жизнь им кажется враждебной, готовой в каждый миг лишить самого дорого, ценного, родного. Поэтому люди закрываются, прячутся, придумывают себе всяческие «футляры». И не замечают, как умирают в них, превращаются в живых мумий. Наглядный пример такого отношения к жизни – герой рассказа «Человек в футляре» Беликов.
Этот человек преподает в гимназии. Он должен воспитывать, передавать опыт, учить жизни. Но что он может передать, если «состоит» из сплошных правил, нравоучений, циркуляров? В этом сером человечке, сплошь состоящем из футляров («И зонтик у него был в чехле, и часы в чехле из серой замши, и когда вынимал перочинный нож, чтобы очинить карандаш, то и нож у него был в чехольчике; и лицо, казалось, тоже было в чехле»), уже не осталось жизни. Он существовал по инерции, находя отдушину лишь в «мертвых» (!) языках, которые преподавал.
Чехов показывает, что Беликов давно превратился в ходячую мумию. И он погиб от одного единственного соприкосновения с жизнью — в лице Вареньки Коваленко. Именно из-за нее Беликов немного «приоткрыл свой футляр», почувствовал к девушке что-то, напоминающее живую эмоцию. И… не смог перенести этого.
Конечно, учитель Беликов — это патологический пример. Большинство людей не доводят себя до такого состояния, но то, что у всех есть футляры, в которых они закрываются от жизни, Чехов был уверен. Самый распространенный «футляр» — это равнодушие.
В рассказе «Крыжовник» мы знакомимся с человеком, который посвятил всю жизнь осуществлению своей мечты. Вы скажете: «Что в этом плохого? Это же прекрасно!» Да, но мечта лишила Николая возможности радоваться жизни, замечать других людей.
Чимша-Гималайский грезил о своей маленькой усадьбе – домике с участком земли. И непременно ему хотелось, чтобы у него рос крыжовник. Эта кислая неприметная ягода стала символом смысла жизни героя, его мечты – такой же серой, будничной, убогой.
Герой методично работал, чтобы на склоне лет укрыться, уединиться в деревне, ограничиться жизнью мелкого помещика. Повествователь, а вместе с ним и автор, поражаются и возмущаются этому: «Уходить из города, от борьбы, от житейского шума, уходить и прятаться у себя в усадьбе — это не жизнь, это эгоизм, лень, это своего рода монашество, но монашество без подвига». Автор глубоко убежден, что «человеку нужно не три аршина земли, не усадьба, а весь земной шар, вся природа, где на просторе он мог бы проявить все свойства и особенности своего свободного духа».
Но люди забыли про это. Они прячутся в свои «футляры», прикрываясь равнодушием ко всему, что их не касается.
Мало того, из равнодушия вырастают более страшные поступки. Так, герой рассказа женился на старой некрасивой вдове, у которой были деньги, буквально морил ее голодом, а когда она умерла, то купил с помощью ее денег имение и «зажил припеваючи». Никто и ничто его больше не интересовало.
Герои рассказа «О любви», на первый взгляд, интеллигентные и порядочные люди. Но и они заражены равнодушием, прежде всего, к самим себе. Они не обращают внимания, душат в себе настоящие, глубокие чувства, склоняя голову перед условностями и стереотипами.
И действительно, так жить гораздо легче, чем ежеминутно бороться с рутиной и серостью, которая зачастую окружает людей в повседневной жизни. Такая борьба сродни подвигу, это Чехов прекрасно осознает. Но если «плыть по течению», не пытаясь ничего изменить, то человека ждет неминуемая смерть, нравственная и физическая деградация.
Так произошло с героем рассказа «Ионыч». Из молодого перспективного врача Дмитрий Ионыч Старцев превратился в обрюзгшего, сварливого старика, все существо которого занимали лишь приземленные, мелкие интересы (еда, карты, деньги).
Именно из-за своего равнодушия люди теряют самое дорогое, то, чем они больше всего дорожат. Герои пьесы «Вишневый сад», к примеру, — Раневская и гаев – потеряли свое имение, свое родину, вместе с ним — свое прошлое и настоящее, а значит, они лишились и своей жизни.
Таким образом, я считаю, что именно равнодушие А.П.Чехов считал «болезнью века». По его мнению, это самый страшный грех, убивающий в человеке его божественную суть и разрушающий основы человеческого бытия.

0 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Чехов А.П. / Разное / Проблематика рассказов А.П. Чехова

Смотрите также по разным произведениям Чехова:

Герои рассказов Толстого, Чехова, Бунина, Горького и их представление о счастье

Как жили люди в рассказах 19 века? О чем они мечтали? Были ли они романтиками? Каково их истинное представление о счастье?

В рассказе Льва Николаевича Толстого «После бала» герой видит свою жизнь в деле случая. Герой верит в судьбу. В юности он считает, что всё происходящее – судьба, но с возрастом понимает, что если бы не плыл по течению случайностей, то сейчас бы жил намного лучше. Он мог бы жить с той, кого он так сильно любил – с Варенькой Б. Но, к сожалению, «случай» разрушил любовь двух людей. Если бы он тогда заставил себя забыть ужасный облик

В рассказе Антона Павловича Чехова «О любви» герой живет неинтересной, банальной жизнью. Наверное, он хотел бы изучать науку или литературу, но вместо этого ему приходится отрабатывать долг отца. Павел Константинович влюбляется, но боится признаться Анне Алексеевне. Он думает, что если откроет ей свою душу, то разобьёт её счастье об скалы быта и однообразия. Главный герой не хочет причинить боль всем тем, кто его так любит. Но, расставаясь, он всё-таки признаётся Анне Алексеевне о своей любви, но уже слишком поздно. И Павел Константинович понимает, что все сомнения

В рассказе Ивана Алексеевича Бунина «Кавказ» герои украли свое счастье у всего мира. Они любят друг друга, но боятся «попасться». Счастье двух людей приводит к смерти другого человека. Самоубийство мужа заканчивает рассказ. Но муж умирает слишком наигранно, с фальшью. Во всех трех рассказах любовь несчастна. Герои чего-то боятся, совершают глупости, и вот результат – любовь несчастна.

Рассказ Максима Горького « Челкаш» не о любви людей, а о любви человека к свободе. Челкаш – романтический герой. Он против всего мира. Единственное существо, которое его понимает – это море. Именно существо. Оно чувствует душевное состояние героев и ведет себя также. Челкаш и море – два параллельных образа. А Челкаш и Гришка – сильный контраст. Челкаш – свободный человек, любящий море. Гришка – невольный человек и боится моря. Он вызывает презрение в глазах Челкаша. Гришка может даже убить человека ради денег.

В рассказах 19 века любовь есть, а счастья нет. Возможно, оно есть, но это что-то отдаленное от основного понятия. У их счастья есть только секунда, только мгновение, а потом всё рушиться о случайности будней.

Художественный стиль рассказов Чехова

В своих произведениях Чехов опускал такие важные сведения, как родословная, биография героев. Основным средством характеристики был портрет, хотя он тоже не соответствовал привычному представлению. Это было не описание цвета волос, глаз и тому подобное, писатель выбирал две-три наиболее точные и меткие детали, и этого было достаточно для яркого представления образа в целом. Например, в рассказе «Ионыч» Чехов показывает деградацию главного героя Старцева, в частности, через портрет. В начале рассказа он «шел пешком не спеша… и все время напевал» песню. В конце произведения Ионыч «пополнел, ожирел, тяжело дышит и уже ходит, откинув назад голову», «пухлый, красный».

Здесь очень важна цветовая деталь: и Старцев, и его кучер — оба стали красными, и у читателя появляется к ним отвращение. В рассказе «Человек в футляре» при описании Беликова Чехов использует только бледные, серые тона. Этим писатель хочет подчеркнуть, что Беликов — неяркая, неинтересная личность. Художественной деталью может быть не только цвет, но и запах. В рассказе «Ариадна» главной характеристикой героя является то, что от него пахло вареной говядиной. Множество художественных деталей встречается в речи персонажей. Любая незначительная на первый взгляд фраза может иметь важное значение, тем более если она стоит в соответствующем обрамлении. Это можно снова проследить в рассказе «Ионыч». После неудавшегося свидания Старцев думает не о Екатерине Ивановне, его мысли заняты совершенно другим: «Ох, не надо бы полнеть!» Или когда он ждал ее, а она долго не выходила, Старцев размышлял о приданом: «А приданого они дадут, должно быть, немало».

Эта деталь показывает начало деградации героя: его душа очерствела, он уже не был способен любить по-настоящему.

Вообще, художественная деталь всегда стоит в особом месте, специально подготовленном для нее: «Это был человек среднего роста, с пухлым лицом и маленькими глазами, бритый, и казалось, что усы у него были не бриты, а выщипаны» («О любви»).

Пейзаж у Чехова небогат разнообразными описаниями природы. Писатель, следуя своей творческой манере, своим принципам, стремясь к наиболее выразительному изображению, отбирает только легкие детали. Так, например, в рассказе «Степь» Чехов описывает грозу: «Налево, как будто кто чиркнул по небу спичкой, мелькнула бледная, фосфорическая полоска и потухла. Послышалось, как где-то очень далеко кто-то прошелся по железной крыше. Вероятно, по крыше шли босиком, потому что железо проворчало глухо».

Ярко представить общую картину помогает и бытовая обстановка. Желая показать нищету крестьян, их тяжелую жизнь, в рассказе «Студент» писатель вводит маленькую деталь — «дырявые соломенные крыши», — которая ярко и точно изображает ситуацию.

В своих рассказах Чехов показывает только основные, наиболее важные моменты, а остальное опускает. Художественная деталь помогает ему уплотнять время. Например, в рассказе «О любви» Алехин рассказывает, что первоначально он поселился в парадных комнатах и завел так, что после завтрака и обеда ему подавали кофе и ликеры, а перед сном он читал «Вестник Европы». Но со временем Алехин мало-помалу перебрался вниз, стал обедать в людской кухне, ликеры кончились, читать не хватало времени, и из прежней роскоши осталась .только прислуга. Жизнь его сильно изменилась. Чехов не говорит об этом прямо, но читатель ярко представляет эти перемены, и все это благодаря художественной детали.

Писатель использует также прием усиления, зрительного укрупнения детали. Например, в новелле «В родном углу» при описании тети Даши первоначально мы узнаем, что она молодится и хочет нравиться мужчинам, затем, что она ходит мелкими шагами и что у нее вздрагивает спина. При этом у читателя возникает неприязненное отношение к ней. Потом нам становится известно, что служанки не выдерживают ее характер больше недели, что она безбожно штрафует мужиков. И, наконец, в конце появляется деталь, которая подытожила все сказанное ранее: Чехов замечает, что у нее деспотические руки. Эта деталь максимально метко определяет характер героини.

Важное значение имеют авторские заметки. В рассказе «Хамелеон», когда Очумелов узнает о приезде брата генерала, «лицо его заливается улыбкой умиления». Этим Чехов хотел показать преклонение перед чинами. Стиль писателя также содержит множество художественных деталей. Например, конец рассказа «Студент» насыщен восклицательными знаками. Здесь Чехов выражает идею произведения, и он хочет выделить ее, обратить на нее внимание читателей.

Сравнения, метафоры, встречающиеся в новеллах, способствуют более выразительному изображению предметов, картин природы: «Это был дождь. Он и рогожа, как будто поняли друг друга, заговорили о чем-то быстро, весело и препротивно, как две сороки» («Степь»). Чехов никогда не навязывал свое мнение читателю. С помощью художественной детали он оставлял читателю возможность домыслить образ, представить общую картину самостоятельно. Он никогда не отзывался плохо о своих героях. Если они ему не нравились, он показывал это с помощью детали. Например, в рассказе «Ионыч» речь Ивана Петровича Туркина насыщена якобы остроумными фразами. Он говорил: «Покорчило вас благодарю». Эта деталь помогает читателю понять, что перед ним недалекий человек.

Развитие художественной детали — важная заслуга Чехова, он внес огромный вклад в мировую литературу. Этот прием введен в новеллистику с высоким мастерством. Чехов рисовал обыденную, будничную жизнь и добился максимального приближения к ней. Из маленьких штрихов, мазков создается красочная реалистическая картина. Читатель забывает, что перед ним текст, настолько ясно он представляет себе все описанное.

Понравилось сочинение » Художественный стиль рассказов Чехова, тогда жми кнопку of your page —>

Это свободная энциклопедия школьных сочинений. Наша цель – ОБЛЕГЧИТЬ написание сочинений по русской литературе. Мы производим обмен РЕАЛЬНЫМИ сочинениями школьников с 5 по 11 классы. Узнать как происходит ОБМЕН вы можете ЗДЕСЬ

  • Автор: А. П. Чехов
  • Произведение: Рассказы Чехова
  • Это сочинение списано 30 499 раз

Антон Павлович Чехов был замечательным мастером короткого рассказа и выдающимся драматургом. Его называли «интеллигентным выходцем из народа». Своего происхождения он не стеснялся и всегда говорил, что в нем «течет мужицкая кровь». Чехов жил в эпоху, когда после убийства народовольцами царя Александра II начались гонения на литературу. Этот период русской истории, длившийся до середины 90-х годов, называли «сумеречным и хмурым».

В литературных произведениях Чехов, как врач по специальности, ценил достоверность и точность. Он считал, что литература должна быть тесно связана с жизнью. Его рассказы реалистичны, и хотя они на первый взгляд, просты, в них заложен глубокий философский смысл.

До 1880 года Чехов считался юмористом, на страницах своих литературных произведений писатель боролся с «пошлостью пошлого человека», с ее разлагающим влиянием на души людей и русскую жизнь в целом. Главными темами его рассказов стали проблема деградации личности и философская тема смысла жизни.

К 1890-м годам Чехов становится писателем с европейской известностью. Он создает такие рассказы, как «Ионыч», «Попрыгунья», «Палата № 6», «Человек в футляре», «Крыжовник», «Дама с собачкой», пьесы «Дядя Ваня», «Чайка» и многие другие.

В рассказе «Человек в футляре» Чехов протестует против духовного одичания, мещанства и обывательщины. Он ставит вопрос о соотношении в одном человеке образованности и общего уровня культуры, выступает против ограниченности и глупости. Многие русские писатели поднимали вопрос о недопустимости работы в школе, с детьми людей с низкими моральными качествами и умственными способностями.

Образ учителя греческого языка Беликова дан писателем в гротескной, утрированной манере. Этот человек не развивается. Чехов утверждает, что отсутствие духовного развития, идеалов влечет за собой умирание личности. Беликов давно духовный мертвец, он стремится только к мертвой форме, его раздражают и злят живые проявления человеческого разума и чувств. Была бы его воля, он бы все живое заключил в футляр. Беликов, пишет Чехов, «замечателен был тем, что всегда, даже в очень хорошую погоду, выходил в калошах и с зонтиком и непременно в теплом пальто на вате. И зонтик у него бы в чехле, и часы в чехле из серой замши…». Любимое выражение героя «Как бы чего не вышло» ярко характеризует его.

Беликову враждебно все новое. Он всегда с похвалой говорил о прошлом, новое же его пугало. Он закладывал уши ватой, носил темные очки, фуфайку, несколькими слоями одежды был защищен от внешнего мира, которого опасался больше всего. Символично то, что в гимназии Беликов преподает мертвый язык, где уже ничего никогда не изменится. Как все недалекие люди, герой патологически подозрителен, получает явное удовольствие от запугивания учеников и их родителей. Его боятся все в городе. Смерть Беликова становится достойным финалом «футлярного существования». Гроб – тот футляр, в котором он «лежал, почти счастливый». Имя Беликова стало нарицательным, оно обозначает стремление человека спрятаться от жизни. Так Чехов высмеивал поведение робкой интеллигенции 90-х годов.

Рассказ «Ионыч» – еще один пример «футлярной жизни». Герой этого рассказа – Дмитрий Ионович Старцев, молодой врач, приехавший работать в земскую больницу. Он работает, «не имея свободного часу». Его душа стремится к высоким идеалам. Старцев знакомится с жителями города и видит, что они ведут пошлое, сонное, бездуховное существование. Обыватели все «картежники, алкоголики, хрипуны», они раздражают его «своими разговорами, взглядами на жизнь и даже своим видом». С ними невозможно поговорить о политике или науке. Доктор наталкивается на полное непонимание. Обыватели в ответ «заводят такую философию, тупую и злую, что остается только рукой махнуть и отойти».

Старцев знакомится с семьей Туркиных, «самой образованной и талантливой в городе», и влюбляется в их дочь Екатерину Ивановну, которую в семье ласково называют Котиком. Жизнь молодого доктора наполняется смыслом, но оказалось, что в его жизни это было «единственной радостью и… последней». Котик, видя интерес к ней со стороны доктора, в шутку назначает ему свидание ночью на кладбище. Старцев приходит и, напрасно прождав девушку, возвращается домой, раздраженный и усталый. На следующий день он признается Котику в любви и получает отказ. С этого момента решительные поступки Старцева прекратились. Он чувствует облегчение: «перестало беспокойно биться сердце», жизнь его вошла в привычное русло. Когда Котик уехала поступать в консерваторию, он страдал три дня.

К 35 годам Старцев превратился в Ионыча. Его перестали раздражать местные обыватели, он стал для них своим. С ними он играет в карты и не чувствует никакого желания развиваться духовно. Он совершенно забывает о своей любви, опускается, полнеет, по вечерам предается любимому занятию – пересчитывает деньги, полученные от больных. Вернувшаяся в городок Котик не узнает прежнего Старцева. Он отгородился от всего мира и не хочет ничего знать о нем.

Чехов создал новый тип рассказа, в них он поднимал важные для современности темы. Своим творчеством писатель внушал обществу отвращение «к сонной, полумертвой жизни».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: