Изложение сюжета рассказа Чехова «Тоска»

Рассказы А. П. Чехова отличаются краткостью и насыщенностью сюжета. В рассказе “Тоска” кажется, что не происходит никаких событий. Извозчика Иону Потапова в скучных зимних сумерках засыпает снегом. Он ожидает своих пассажиров. На самом же деле Иона никого и ничего уже не ждет. Вот уже целую неделю он живет как в полусне: у него умер сын. Трагедия Ионы никого не интересует: ни военного, ни праздношатающуюся молодежь, ни человека его же сословия — извозчика.

Иона Потапов никому не интересен, его распирающая душу боль никому не нужна. Все куда-то спешат, все недовольны, раздражены, только Ионе некуда спешить. Он одинок, печален, погружен в раздумья. Смерть ошиблась, “дверью обозналась”, забрала наследника, который “настоящий извозчик был”.

После нескольких попыток излить душу посторонним людям, Иона Потапов понимает, что в горе сочувствующих нет и не будет, люди замыкаются, они хотят чего угодно, но только не разговоров о чьей-либо смерти. Люди не хотят думать о бренности, они бездумно снуют по миру, надеясь, что удача их убережет, они найдут свое место в жизни, и что им за дело до смерти какого-то человека.

Отсутствие душевности, отзывчивости, понимания — проблема не только XIX века, но и нынешнего. Иона Потапов может быть водителем такси, у которого трагически погиб сын. Найдет ли он отзыв в душах современных пассажиров? Думаю, что нет. У Ионы “тоска громадная, не знающая границ”, таковы же и безграничная черствость и равнодушие окружающих.

Зима. Падает снег. Он растает, когда станет теплее, от него не останется и следа. Тоска Иона тоже рассеется, если найдет теплый отзыв и участие. Да, останется боль утраты, как воспоминание о былом снегопаде, но можно будет жить, заботясь о лошади, спокойно думать о своей смерти. Кому может выплакаться Иона? Только живой душе, только она способна понять горе другого. Иона нашел такого молчаливого друга — своего напарника — лошадь, старую, заезженную, уставшую от работы, которая может только дохнуть теплом своим на руки хозяина.

А. П. Чехов — тонкий психолог человеческой души. Он показал, как может быть безысходна тоска человека, одинокая, как и человек. Они наполняют друг друга, сосуды с глубоким, тягучим содержимым. И глухота человеческая, которая ведет к безграничному одиночеству и пустоте, к пустоте сосудов, которые должны быть наполнены живой влагой. Войдя в русскую литературу, Чехов выступил мастером «малой» формы. Это великий художник слова. Он способен передать в небольшом рассказе всю жизнь человека, придерживаясь сформулированных им самим правил: «писать талантливо, то есть коротко» и «краткость — сестра таланта». За его пейзажами, нарисованными часто с помощью одной точной и меткой детали, за короткими диалогами и монологами, за маленькими подробностями внимательный читатель всегда различает не названные автором, но ясно видимые глубины жизни.

Вот и в «Тоске» достаточно нескольких предложений в начале рассказа, чтобы ощутить атмосферу бездушия, окружающую главного героя. На землю мягким ковром опускаются сумерки; кружится мокрый, крупный снег, который «пластом ложится на крыши, лошадиные спины, плечи, шапки». Это не просто сумерки и снег, это символ какой-то безысходности, пустоты и равнодушия мира. Недаром зима в фольклоре символизирует смерть, и неподвижны Иона и его лошаденка. Ощущаешь, как мал и ничтожен человек в этом бездушном пространстве.

И Иона Потапов один в этой пустоте, где ему не с кем словом перемолвиться. В этом коротком рассказе Чехов рисует образ бездушно го города с бездушными людьми. Город, где так много людей, но где ты духовно одинок. С какой доверчивой беззащитностью пытается открыть старик Иона свою душу тем, кому в тот вечер нужен извозчик. С какой детской открытостью вглядывается он в ездоков, надеясь увидеть в их глазах огонек поддержки и сострадания. Трижды герой пытается рассказать о своей непоправимой беде — смерти сына, и трижды наталкивается на стену черствости, равнодушия и непонимания.

Иона не может выговориться, чтобы хоть как-то облегчить свое горе. И растет тоска, «тоска громадная, не знающая границ». Мир людей отверг его, и старик идет к своей лошади — бессловесной твари, — которая одна понимает его: «лошаденка жует, слушает и дышит на руки своего хозяина». (Мастерство детали: в рассказе автор большей частью называет лошадь лошаденкой. Только суффикс появился, а читатель видит эту старую, заезженную, уставшую от работы клячу, такую же жалкую, как ее хозяин, и так же вызывающую щемящую жалость. И только она может дохнуть теплом своим на руки Ионы.)

Одиночество человека среди людей — вот страшная суть рассказа «Тоска». И Чехов нигде не позволяет себе морализировать — он просто рисует жизнь, но лаконичное повествование прекрасно передает все, что хотел бы сказать автор.

Понравилось сочинение » Изложение сюжета рассказа Чехова «Тоска», тогда жми кнопку of your page —>

Мой Дагестан

+16 dagtiger (Аслан) / Ещё раз про отзывчивость и равнодушие

В продолжение темы об этом ролике.

Житель Санкт-Петербурга решил повторить эксперимент, и вот что из этого вышло:

Как я и говорил. Можно отснять много, но монтировать уже по своему усмотрению. Я далёк от мыслей, что авторов первого ролика купил Госдеп, но в ангажироанности им всё-таки не откажешь. Надо признать, кому-то из наших сограждан милее Статуя Свободы, но это их право. А мы всего лишь указываем им, где они не правы. Более того, так же легко выявить тех, кто думает так же, как они. Ведь сам ролик — как лакмусовая бумажка)))

29 августа 2014 97

+2 Bellka (Бэлла) 29 августа 2014 в 13:02

Не перестаю приходить к выводу, что сознание америкосов на уровне пятиклассников. Вечно фигней какой-то меряются.

0 dagtiger (Аслан) 29 августа 2014 в 13:08

Тут как раз не американцы, а наши соотечественники больше всех стараются. Так сильно им хочется понравиться кому-то на Западе.

+1 nurik628 (Нурик) 29 августа 2014 в 15:34

не смотри пропагандийское видео. северные корейцы тоже думают что америкосы жарят крысь топят снег чтоб добить воды и греются около мусорного конейнера. не верю я этому тв. месечное нахождение в европе я понял что у нас самый безкультурный безграмотный народ. я про центр россию.

+2 Der_Mann (Qqqq) 29 августа 2014 в 16:04

Человеку всегда нужно сравнение. Вот ты это увидел и я увидел. А он не хочет видеть, может потому что не с чем сравнивать. Может начнем с того, сто нашим согражданам давно пора уже становиться добрее и терпимее к людям других наций. Ато эти ускоглазые, эти черноопые, этот негр, этот желтый, этот пиндос, этот пшек, этот укроп. Может пора уже становиться лучше и не делить людей по нац. признаку?!

0 luxor (таракан) 29 августа 2014 в 17:09

Безграмотные — это ты явно про дагестанцев говоришь. Необразованность наших земляков в последнее время просто убивает.
А русские — один из самых образованных народов в мире, был и остаётся.

+1 Hydra (так и называют — Hydra) 29 августа 2014 в 20:31

Месяц — не срок для какого-либо анализа нравственного и морального здоровья общества целого государства. И тем более для такой оценки, которую даёте Вы. Но если Вы всё же станете спорить, то в первую очередь я желаю знать, по каким критериям и анализу происходило так называемое Ваше понятие? Вы говорите о месячном пребывании в Европе… Вы посетили все страны континента? Вы проводили социологические исследования? Вы тестировали жителей целого континента на предмет образованности? И это всё за один месяц?

Вы указали на бескультурье и безграмотность.
Вопрос:
1. Что такое культура?
2. Что такое грамотность?

3. В чём выражается и измеряется культура?
4. В чём выражается и измеряется грамотность?

5. Вам хорошо известно о степени образованности и уровня культуры граждан, проживающих в центральной части России?

6. Вы в курсе, что Вы в своём комментарии использовали слова, которые даже не существуют в орфографии русского языка?
7. Вы в курсе, что правописание является частью культуры, и даже частью базовой основы культуры общества?

Я заранее выражаю свою признательность за Ваши ответы! Мир Вам!

—>Коллеги — педагогический журнал Казахстана —>

[ —>Скачать с сервера (21.4 Kb) ] 2016-03-22, 6:37 PM
Школа Приреченская СОШ Дата: № 12 (2 урок)
Тема «Об отзывчивости и равнодушии».
6 класс. Количество учащихся 8
Ценность: любовь
Качества: доброта, сочувствие.
Педагог Аубакирова Р.Б.
Цель: расширить и углубить представления учащихся о ценности «любовь» через раскрытие значения понятий «отзывчивость», «сочувствие», «милосердие», «отзывчивость».
Задачи:
— раскрытие значения понятий «отзывчивость» и «равнодушие» через ценность «любовь»;
— развитие стремления проявлять отзывчивость и доброжелательность;
— Воспитывать любовь и бережное отношение к природе и к «братьям нашим меньшим». Ресурсы:

Ход урока:
Организационный момент.
Позитивный настрой «Мысленное путешествие в подводное царство».
-Закройте глаза и сделайте несколько глубоких вдохов; расслабьте тело. Через несколько секунд мы отправляемся в путешествие на дно моря.
Представьте, что вы идете вдоль берега моря. Прислушайтесь к мягкому всплекску волн и крику чаек. Почувствуйте песок под босыми ногами. На расстоянии вы видите черную точку: когда она приближается, вы понимаете, что это дельфин. Он приплыл, чтобы взять вас с собой на дно моря. Это очень деликатное существо, и он терпеливо ждет вас. Медленно заберитесь к нему на спину, держитесь крепко и отправляйтесь в путь. Как замечательно плыть под водой, когда вы чувствуете себя удобно и безопасно на спине у дельфина. Посмотрите вокруг: сколько здесь ярких, красивых рыбок, скользящих, как радуга, туда-сюда. Опускаясь вглубь моря, вы смотрите, как меняется все вокруг, сколько причудливых водорослей покачивается в воде. Посмотрите, какие огромные попадаются рыбы, а теперь поглядите вон туда. это огромный осьминог. До чего забавный и увлекательный мир здесь под водой. Заметили ли вы одну вещь? Какая здесь глубокая? Полная тишина.
Побудьте в этом состоянии покоя.
А сейчас приготовьтесь в обратный путь наверх, в наш мир. Как следует посмотрите вокруг. Рассмотрите еще раз все удивительные цвета и прислушайтесь к тишине. Как освежающе действует на нас такой покой. Теперь дельфин отправляется в обратный путь. Вы достигаете поверхности воды и приближаетесь к берегу. Спуститесь с дельфина, погладьте его и поблагодарите за то, что он взял вас в такое интересное путешествие.
Возвратитесь в класс и вернитесь на свое место. Через несколько секунд вы откроете глаза, но попробуйте сохранить в себе это ощущение покоя и тишины.
-Когда вы находились под водой, вы представляли себя в акваланге?
-Хотели бы вы погладить настоящего дельфина? Классическая музыка
2 Проверка домашнего задания.
1.прочитать рассказ К. Паустовского «Старик в станционном буфете»
«Вопросы в конверте»
-Опишите молодых людей за соседним столиком?
-Что сделала собака? Почему?
-Почему собачка не взяла колбасу?
-Как поступила продавщица? Почему?
-Почему старик не хотел, чтобы собачка попрашайничела?
-Можно ли назвать старика и собаку настоящими друзьями?

-А как мы можем помочь молодым людям за столиком? (переход к проверке следующего задания)
2.Необходимо «выписать рецепт» от равнодушия для себя.
Вопросы по рассказу «Старик в станционном буфете» напечатаны на листочках и лежат в конверте. Каждый достает любой вопрос и отвечает на него.
Позитивное высказывание (повторяют хором, записывают в тетрадь).
«Мы в ответе за тех, кого приручили»
Антуан де Сент-Экзюпери

-Как вы понимаете, что значит «быть в ответе»? Интерактивная доска

Показ видеоролика «Про кота»
http://www.smisl-zhizni.ru/pritchi/71-video/1012-o-kote
— Какие чувства у вас возникли к участникам этой истории?
— О чем вы подумали, когда просматривали видео?
-Как бы вы поступили в этой ситуации?

-Не всегда человек помогает животным, иногда и животное могут помочь человеку? Как например в следующем ролике.
Просмотр видеоролика «Кошка спасла ребенка»
-Чему нас учит эта кошка?
-Могли бы вы рассказать виденное, услышанное событие, когда животные помогли вам или вашим знакомым? Видеоролики

Творческое задание.
-Составить коллаж к теме сегодняшнего урока и дать ему название.
-Почему вы так назвали свой коллаж?
-Что оказалось лишним?
-Почему? Картинки животных, людей, (лишние предмет как ошейник, капкан и тд) клей, ватман, фломастеры
Групповое пение
— А сейчас давайте исполним песню «Пропала собака»
Висит на заборе колышется ветром
Колышется ветром бумажный листок
Пропала собака пропала собака
Пропала собака по кличке Дружок
Пропала собака пропала собака
Пропала собака по кличке Дружок

Щенок белоснежный лишь рыжие пятна
Лишь рыжие пятна и кисточкой хвост
Он очень занятный он очень занятный
Совсем еще глупый доверчивый пес
Он очень занятный он очень занятный
Совсем еще глупый доверчивый пес

Тезисы и аргументы из художественной литературы по проблемам из текстов

Сочинение на ЕГЭ по русскому языку считается трудной частью экзамена. Аргументация собственного мнения не будет составлять особой трудности, если научить составлять тезис, выражающий собственное мнение и от него переходить к иллюстрации примеров из художественной литературы. Именно примеры из художественной литературы являются наиболее вескими аргументами.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: