Проблема чести и достоинства в повести Пушкина Капитанская дочка

В произведении «Капитанская дочка» Пушкин уделяет большое значение проблеме чести и достоинства. Недаром эпиграфом ко всей повести служит пословица «береги честь смолоду».
Самыми яркими противоположными образами являются Гринев и Швабрин. Гринев на протяжении всей повести является примером благородного и достойного человека, в отличии от Швабрина. Во время казни в Белогорской крепости он не желает присягать Пугачеву и готов умереть, в то время как Швабрин уже присягнул ему. Еще больше я убедиласьв чести Гринёва,когда он в трудную минуту хоть и боялся смерти но не отступил от своих моральных принципов «Могу ли я признать тебя государем?», «Ты человек смышленый» и «Я присягал императрице», а еще «Велят идти против тебя-пойду, делать нечего»
Швабрин-лживый человек. С самого начала он говорил плохо о Мироновых, оклеветал Машу и дважды донес на Петра. Во время опасности он пресмыкается перед Пугачевым,не заботясь о своей чести.
Любовная тема также во многом помогает раскрыть образы героев. Гринев участвовал в дуэли, отстаивая честь Марии Ивановны. Когда Гринев отвернулся Швабрин подло нанес удар. Швабрин-бесчестный человек. Он готов держать слабую девушку на хлебе и воде, чтобы достичь своей гнусных целей. Ведь любящий человек так не поступает. А до этого он отзывался скверно о Марие Ивановне только потому,что она отказалась выйти за него замуж.
Говоря о верности и честности было бы несправедливо не сказать несколько слово о Маше. Впервые Гринев встречает Марью Ивановну во время обеда у Мироновых. Онаа была настолько скромна, что ее присутствие не произвело на него никакого впечатления, и только в конце повести,в трудную минуту раскрываются ее самые сильные черты. Она едет к самой императрице, чтобы отстоять честь своего возлюбленного. Из тихой девушке она превратилась в сильную личность. Ее образ является огромным примером верности и смелости и я восхощаюсь ей.
Последним примером на мой взгляд является Пугачев. Несмотря на жестокие расправы, учиненные им на завоеваннных территориях, наедине с Гриневым раскрываются его лучшие качества. В первую очередь он добрый- он помнит подаренный Гриневым тулуп, и на протяжении всей повести помогает ему. Во-вторых он честен и умеет ценить эту честность в других. Он оценил это в Гриневе и поступил благородно- отпустил его в Оренбург. Также он помогает ему, когда освобождают Машу из плена Швабрина и искренне желает ему счастья- это пример того, что Пугачев хоть бунтовщик, имеет добрую душу. Поэтому в моем сознании он перестает честным и благородным человеком.
В произведении Пушкина «Капитанская дочка» автор затрагивает проблему чести и достоинства, и каждый из героев относится к этой проблеме, имеет свои моральные принципы и нравственные ценности. Но все они являются яркими образами добра и зла, благородства и подлости.

38409 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Пушкин А.С. / Капитанская дочка / Проблема чести и достоинства в повести Пушкина «Капитанская дочка»

Смотрите также по произведению «Капитанская дочка»:

Проблема чести, долга и человеческого достоинства в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»

Размышления о нравственной жизни, морали нашли отражение в повести «Капитанская дочка», причём честь стала в этом произведении Пушкина мерой человечности и порядочности всех героев, введение историй жизни которых помогает выявлению авторской позиции. Не случайно проблема чести, долга и человеческого достоинства в повести сужена до дворянской: дворянство было ведущим классом русского общества, и писателю важно было показать, как люди этого класса ведут себя в ситуации жизни и смерти.

Проблема чести и достоинства, центральная в повести, заявлена с первых страниц произведения. Андрей Петрович Гринёв, отец повествователя, некогда блестящий пре-мьер-майор, служивший при графе Минихе, отправляет в армию своего сына не в знатный Петербург, в столицу, а в провинцию, будучи абсолютно уверенным в том, что вдали от светской жизни сын пройдет хорошую жизненную школу и станет достойным защитником отечества и его гордостью, «да будет солдатом, а не шаматоном». Завет отца перекликается с эпиграфом, предпосланным всей повести — «Береги честь смолоду», в котором заключается основная мысль «Капитанской дочки». Вся дальнейшая история Петра Гринёва предстает с точки зрения выполнения, несмотря на все трудности и ошибки, отцовских наставлений и особенно завета о сохранении чести.

Попав на службу в глухую Белогорскую крепость, комендантом которой был Иван Кузьмич Миронов, Гринёв знакомится там с Алексеем Ивановичем Швабриным, офицером, разжалованным за дуэль. Швабрин — типичный представитель гвардейства екатерининского времени, светски блестящего, но поверхностно образованного, в котором чтение французских романов и просветителей лишь развило скептицизм и беспринципность. Его карьера сломана, и надежд на возвращение в Петербург нет.

Поначалу друзья, герои постепенно становятся чуждыми друг другу. Всё больше и больше читатель убеждается в чистоте одного и низости другого. Так, например, Швабрин — антипод Гринёва в любви к Марье Ивановне, дочери коменданта крепости. Беспринципность Швабрина (вспомним, как он пытался очернить любимую девушку в глазах Гринёва) оттеняют и подчёркивают безусловную честность и моральную чистоту главного героя.

Решение проблемы чести и долга наиболее ярко и отчетливо представлено автором при изображении этих двух контрастных героев. Пушкин использует приём антитезы для того, чтобы подчеркнуть важность правильного нравственного выбора для судьбы человека. В связи с этим следует сказать о ключевой ситуации повести — взятие крепости Пугачёвым и поведение при этом героев. Не случайно, что почти все герои оказываются в ситуации выбора жизни или смерти (жизнь ценой бесчестья — признание Пугачёва государем или честь ценой жизни): каждый из них делает выбор в соответствии со своими представлениями о морали, чести и долге. Так, например, супружеская пара Мироновых предпочитает умереть, но остаться верной долгу и присяге. Капитану Миронову невыносима мысль об измене: «Ты мне не государь, ты вор и самозванец. », поэтому он ни минуты не колеблется. Иван Кузьмич выполнил свой долг, обороняя до последнего крепость и не боясь смерти. И погибает он с высоко поднятой головой, так как выполнил свой долг солдата. Для отца рассказчика тоже страшна не смерть, но потеря чести, о чём он говорит: «. не казнь страшна. Но дворянину изменить своей присяге, соединиться с разбойниками. стыд и срам нашему роду».

Марья Ивановна Миронова впитывает нравственную науку отца. Тяжёлые испытания выпали на её долю: осада крепости, смерть родителей, посягательства Швабрина, болезнь, но она проявляет мягкую силу характера, необычайную цельность натуры, внутреннюю несгибаемость, кристальную честность по отношению и к Швабрину, и к Гринёву. Именно способность Маши на самозабвенную любовь спасает Гринёва в разрушительной метели исторических событий. Мотив спасительной любви — сквозной в мировом искусстве (вспомним «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского — Раскольникова и Соню).

Гринёв всегда и везде остаётся самим собой. В решающую минуту, когда на карту поставлена его жизнь, он говорит: «. не требуй от меня того, что противно чести моей и христианской совести». Швабрин же, у которого хорошо развит инстинкт самосохранения, переходит на сторону Пугачёва, лицемерит, идет на подлость, доносит, и всё это ради собственно выгоды.

Позиция автора отражена в финале «Капитанской дочки». А. С. Пушкин в своей повести доказывает, что человек, оставшийся верным своему долгу в любых обстоятельствах, может умереть только физически, а предатель погибает нравственно, что намного страшнее. Гринёв обрел счастье, основа которого чистая совесть, а удел Шв.абрина — одиночество и опустошенность.

Швабрин и Гринёв — два совершенно разных по характеру человека, представители одной и той же эпохи, одной и той же среды. Оба героя типичны, в то же время каждый их них является индивидуальностью и воплощает в себе различные черты характера’. Судьбы Гринёва, Швабрина и других героев повести’позволяют сделать вывод о том, как А. С. Пушкин понимал взаимосвязь личности и исторических событий, которые подвергают человека суровым испытаниям, проверяя его волю, мужество и человечность (вспомним также трагедию «Борис Годунов», философскую лирику А. С. Пушкина). Круговорот исторических событий, отразившись и на судьбе отдельно взятой личности, высветил истинную нравственную сущность каждого. Однако только слабые духом склоняются перед ударами судьбы, а человеку, который всю жизнь прожил по законам чести и долга, не страшны исторические перипетии, он им не подвластен.
Похожие сочинения:

  • Роль эпиграфов в «Капитанской дочке» и «Евгении Онегине» А. С. Пушкина
  • Изображение Пугачёвского бунта в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»
  • Образ Савельича в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»
  • Образ Пугачева в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»
  • «Бунт бессмысленный и беспощадный» в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»
  • Роль писем героев в романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка»
  • Пугачев — разбойник или освободитель?
  • Принципы изображения истории в романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка»
  • Честь и долг — главное для семьи капитана Миронова
  • Пугачев — предводитель народного восстания

Школяру.ру | В помощь школьнику

Пушкину всегда был свойственен интерес к истории (это видно из таких его произведений, как «Борис Годунов», «Арап Петра Великого», цикл «Маленькие трагедии», а также некоторых стихотворений), в каждый период своей жизни он изображал какие-то отдельные вехи. В 1836 г. было напечатано его итоговое, «прощальное» произведение – «Капитанская дочка». На первый взгляд, это исторический роман. Несомненно, его можно назвать таковым, ведь в нем описаны события, реально происходившие в прошлом – восстание Пугачева 1773—1775 гг. и его казнь; кроме Пугачева присутствуют и другие исторические лица: Екатерина II, соратники предводителя восставших – Хлопуша и Белобородов.

Кроме бунта, который, конечно, в романе является основным историческим событием, встречаются упоминания о Смутном времени (Гришка Отрепьев), о «кротком царствовании» Александра I; с рассказа о жизни Андрея Петровича Гринева читатель переносится в 70е гг. XVIII в.; наконец, время написания, публикации записок. Действительно, «Капитанская дочка» может быть полноправно отнесена к разряду исторических произведений. Но нельзя ограничиваться таким взглядом: роман, кроме того, повествует и о жизни семьи Гриневых, в частности, Петра Гринева; «Капитанская дочка» называется также романом воспитания. Вообще, в оценках жанра этого произведения чаще всего встречается определение «историко-нравственный роман». И действительно, трудно не заметить, как часто герои попадают в ситуации, когда им нужно решать сложные нравственные вопросы, от которых может зависеть даже их жизнь. На это указывает даже эпиграф произведения: «Береги честь смолоду». Прочитав его, читатель настраивается на определенную тему.

Петр Андреевич Гринев – центральный герой, именно перед ним чаще всего возникает проблема выбора. Он вдруг из-под опеки родителей попадает во взрослую жизнь, где должен самостоятельно принимать решения. Если учитывать его абсолютную неприспособленность к жизни (он рос дворянским «недорослем», эдаким Митрофанушкой, неучем), то его выход «в люди», произошедший по русской пословице «первый блин комом», был вполне закономерен. «Капитанская дочка» написана в форме мемуаров, воспоминаний пятидесятилетнего Гринева о своей молодости, и рассказчик сам иронизирует над тем, как он, глупый, «зеленый» юнец, старательно начал «обучаться» у случайного знакомого – Зурина – «военному делу», результатом чего стало явление пред очами Савельича в далеко не трезвом состоянии, с огромным долгом. Этот довольно мелкий и почти ничего не значащий, на первый взгляд, факт тем не менее говорит о слабости характера юного Гринева. Правда, справедливости ради стоит отметить, что это происшествие является единственным из описанных в романе, которое легло темным пятном на биографию героя. В дальнейшем, прослеживая путь формирования личности, характера Гринева, мы встречаем факты, свидетельствующие о том, что понятия долга и чести для него святы, они – его жизненный принцип. Судьба свела его с Пугачевым, жестокость которого по отношению к тем, кто не признавал в нем Петра III, была хорошо известна и приводила в ужас. Несмотря на неотвратимость смерти в случае отказа от присяги «злодею», Гринев выбирает именно этот вариант, не считая возможным для офицера нарушить присягу, данное слово служить императрице.

Вообще, Пугачев предстает в «Капитанской дочке» как некий соблазнитель. Каждая ситуация выбора для Гринева так или иначе связана с ним. Вторично встретившись с вожаком восставших, уже наедине, Гринев повторяет, что не может признать его царем и, если будет приказано, он пойдет сражаться против Пугачева. Он делает акцент на том, что это его офицерский долг, и Пугачев, не чуждый благородству, отпускает его.

Вышеизложенные ситуации были связаны с тем, что герою приходилось выбирать между жизнью и офицерским долгом. Вскоре задача усложняется: возникает вопрос о степени значимости для него долга офицера и долга чести. Маша Миронова посылает жениху письмо, умоляя защитить ее от Швабрина; обратившись к генералу с просьбой выделить некоторое количество людей для освобождения Белогорской крепости, Гринев получает отказ. Что же важнее для героя, должен ли он помочь девушке или подчиниться начальству? Заставив своего героя сделать выбор в пользу человеческого долга, Пушкин отвергает чиновничье отношение, выступает против «применения общего закона к частному случаю» (Ю.М. Лотман). Таким же образом Гринев поступает и после своего ареста, на допросе. Не желая вовлекать в судебные разбирательства Марью Ивановну, он не упоминает ее имени, хотя это спасло бы его, объяснив нахождение в стане «злодея».

Несмотря на то, что Пугачев в романе называется не иначе как «злодеем», главарем «шайки разбойников», «самозванцем», «бродягой», Пушкин изображает его в такие моменты, когда тот совершает поступки, достойные уважения. Пугачев может отвечать добром на добро (Гринев подарил ему тулуп, что впоследствии и стало «спасением» от казни); он, в своем роде, благороден: Гринев – офицер, сражается против него, однако тот не только не убивает его, но даже помогает освободить «сироту» от Швабрина.

Предводитель восставших обладает чувством собственного достоинства, гордостью, что не позволяет ему принимать «милостыню», когда Гринев предлагает сдаться, уповая на милость императрицы.

Такая вера в «человека на троне» (по определению Державина) характерна для Пушкина, он часто обращается к этой теме, и в «Капитанской дочке» мы дважды встречаем изображение милостивого человека у власти – это Пугачев и Екатерина. Мужицкий царь почитает за долг отплатить добром Гриневу, императрица же не может не простить молодого человека, после того как Маша доказала ей его верность.

Кроме приведенных примеров следования чувству долга и чести в романе встречаются и более периферийные события (например, Марья Ивановна отказывается выходить замуж за Швабрина, ее родители погибают, не желая выступать на стороне Пугачева). Тем не менее, появление на страницах романа всех этих подвигов служит намеком, призывом Пушкина следовать именно этому принципу – принципу чести и долга, в первую очередь, простого человеческого долга, гуманизма, отрицанием формальности, «бумажной» законности отношения к людям.

Проблема чести, достоинства, нравственного выбора в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»

Урок литературы в 8 классе
Тема Проблема чести, достоинства, нравственного выбора в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»

Цель: проследить по тексту путь духовного становления Гринева; пробудить у учащихся раздумья над такими вопросами морали и поведения, как верность данному слову, бескорыстие в любви и дружбе, благородство, чувство чести и собственного достоинства
Оборудование: учебники, тетради учащихся, записи на доске, иллюстрации к повести.
Методические приемы: сжатый пересказ, аналитическая беседа, чтение эпизодов.

Эпиграф урока:
«Береги честь смолоду»
(пословица)

1. Вступительное слово учителя.
Подходит к концу изучение повести «Капитанская дочка», в котором автор размышляет о бесправии закабаленного крестьянства, о восстании, грозящем дворянскому государству, о настоящем и будущем России.
Но раздумья писателя касались и сложных вопросов. Вопросов свободы и независимости, чести, нравственного долга. И сегодня мы будем с вами говорить об этом. Запишите в тетради тему урока и эпиграф.
Итак, Пушкин проводит своих героев через испытания и трудности. Обратимся к главному герою повести Петру Гриневу, вспомним отдельные эпизоды его жизни. Обратите внимание на иллюстрации, помещенные на доске. Они помогут вам увидеть ту эпоху, в которой жили герои. Посмотрите на форму, которую носили в 18 веке, так выглядел офицер царской армии.
Всмотритесь в юного Петрушу Гринева.
— Расскажите о жизни Петруши в родительском доме.
— Кто же оказал большое влияние на Петрушу? Найдите в тексте суждения отца Петруши о том, что сын его должен служить.
Вывод: Действительно, главные уроки жизни Гринев получил не от француза и даже не от Савельича, а от своего отца Андрея Петровича. Правда для старика — Гринева – это прежде всего честное служение своему Отечеству
— Что мы можем сказать о матери Гринева? (ответ ученика)
Вывод: Действительно, о ней сказано немного, но ее влияние скажется потом, когда станет раскрываться характер Петра. Доброта матери и весь быт семьи Гриневых развили в Петруше мягкость, совестливость.
И ведь доброе отношение к крепостному слуге – это результат воспитания, полученного дома.
Нельзя сказать, что Петруша вначале полностью усвоил взгляд отца на военную службу, в голове его была невероятная путаница
— Как представлялась военная служба юному Петруше?
Второй этап формирования Гринева начинается с момента отъезда его из родного дома. Вспоминаем, что первый удар мечтам наносит отец, решая Петрушу отправить в Армию и не в Петербург, а в Оренбург. Мечта о веселой и беззаботной жизни военного исчезает после пирушки с Зуриным.
— Что же произошло?
— Чем заканчивается эта история?
— Какой урок преподал ему Зурин?
— Какое разочарование ждет Гринева в Белогорской крепости?
— Каким предстает перед нами русское семейство Мироновых?
Вывод: Вспомните строки из повести, где автор пишет: «Другого общества в крепости не было, но я другого и не желал». Уклад жизни Мироновых был очень близок семье Гриневых.
— Как проявил себя Петруша в ссоре со Швабриным? Почему он согласился на дуэль, хотя дуэли были запрещены?
— Как ведут себя оба противника во время поединка?
Вывод: Это могло стоить Петруше жизни. Но ведь герой еще мало знает людей. Он думал, что Швабрин бедет вести себя по правилам дуэли, также честно, как и сам Гринев. Возможно, это тоже урок – не быть слишком доверчивым.
— Какие события особенно сильно повлияли на формирование духовного мира героя?
— Как ведет себя Гринев и какое его ответ на предложение Пугачева «не служить» против него. Давайте прочитаем этот эпизод.
Вывод: Гринев говорит ему правду. Он понял, что этому человеку нельзя лгать.
— Что привлекло Пугачева в Гриневе?(ответы учеников)
Вывод: Пугачев человек прямой и открытый, он уважает прямых и мужественных людей, отсутствие дворянской спеси. В этом нравственном поединке победителями оказываются оба – и Пугачев, и Гринев, оценивший свою человеческую и дворянскую честь выше жизни.
— А есть ли представления о чести у Пугачева?
Вывод: На большую высоту в наших глазах поднялся Пугачев, который не только увидел душевную красоту Гринева (молодого офицера), но и нашел в себе силы подавить собственное самолюбие.
— На что решается Петр Андреевич, спасая дочь капитана Миронова? Перед каким выбором он стоит?
Вывод: В этой ситуации Гринев — человек победил Гринева — солдата.
— Что в этом поступке покоряет нас?
— Что значит честь для Маши Мироновой? Какие черты характера проявляются в Маше в истории ее любви к Гриневу?
Вывод: Многое в ее поступках объясняется тем, что она – дочь Мироновых.

— А что значит честь для семейства Мироновых?
Вывод: Действительно, скромно и честно жил Иван Кузьмич. И смерть свою встретил также достойно. И Василиса Егоровна до последнего момента была рядом с мужем.
— Какие последние слова произносит Василиса Егоровна перед смертью? Найдите эти строчки в тексте.
— Как произошло, что Гринева схватили мятежники? Какие качества проявил в этой ситуации Гринев?

Вывод: Гринев любит Савельича, как отца родного. Хотя они и стоят на разных социальных ступенях, их отношения ближе родственных: барин и слуга ссорятся, мирятся, дядька ворчит, денег барину не дает. Гриневское «мой Севельич» менее всего означает мой крепостной.
— А есть ли представления о чести у Швабрина?
— Права ли Маша, считая себя виновницей ареста Гринева? Как она поступает в его защиту?

Вывод: Она едет в Петербург. Несмотря на то, что она «трусиха», по решительности в тяжелые моменты судьбы она не уступает своему суженому.
— Давайте поразмышляем о том, почему герои поступали так, а не иначе. Например, Швабрин, Гринев, Маша.
— Что важно для формирования личности человека?
Вывод: Все мы родом из детства. И потому очень важно, в какой семье воспитывался человек. Во многом родители являются примером для своих детей. Кем были его учителя, друзья?
Для Пушкина в повести правильный путь состоит не в том, чтобы из одного лагеря современности перейти в другой, а в том, чтобы приподняться над «жестоким веком», сохранив в себе человеческое достоинство и уважение к жизни других людей.

Бесхитростны, простодушны пушкинские Маша, Савельич, Гринев. Но главное – они великодушны. Это их естественное состояние.
— Почему же повесть называется «Капитанская дочка»? Ведь встречи с Машей Мироновой занимают меньше места в повести?

Вывод: Возможно, назвав повесть «Капитанская дочка», Пушкин хотел подчеркнуть, что его интересуют в первую очередь человеческие отношения.
В. И Даль в своем словаре так определяет слово «честь» (записываем в тетради:
«Честь» — внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть).
— Как вы думаете, «честь» — качество сугубо дворянское или общечеловеческое? Докажите это.
Вывод: В нашем современном мире, в котором мы живем, к сожалению, эти понятия утратили ценность, стали почему — то несовременными. Но ведь если не лукавить, хотелось ли вам, мальчики, иметь такого надежного друга, как Петр Гринев, надежного и честного.
А девушки, я уверена, мечтают иметь в будущем такого мужу и отца своим детям.
— Кого вы сегодня можете назвать честным, благородным человеком?

Вывод: Сегодня на уроке мы доказали с вами, что «честь» — качество не только сугубо дворянское, но и общечеловеческое.
Домашнее задание: Подготовиться к сочинению, которое будем писать в классе. Запишите темы сочинений:
1. Неожиданная встреча на страницах «Капитанской дочки»
2. Этот странный Гринев.
3. Детство Петруши Гринева на страницах «Капитанской дочки»».
4. Самое мучительное испытание Петруши Гринева в повести «Капитанская дочка»».
5. «Перечитывая «Капитанскую дочку»…», твоя тема.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: