Приведите примеры перекрестной, опоясывающей рифмовки из знакомых вам стихотворений

Мы привыкли к тому, что в стихотворении, в песне очень часто одинаково звучат окончания последних слов в определённых строках, расположенных рядом или через строчку.

Найдите рифмующиеся строки в прологе к «Руслану и Людмиле». Обратите внимание, что рифмующиеся строки располагаются в стихотворении по-разному. Это зависит от системы рифмовки. Наиболее часто поэты применяют перекрёстную, парную, опоясывающую рифмовку.

Перекрёстная — рифмуются первая и третья, вторая и четвёртая строки:

У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том.
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом.

Парная — рифмуются две строки подряд:

Там ступа с Бабою Ягой
Идёт, бредёт сама собой..

Опоясывающая — рифмуются первая и четвёртая строки:

И там я был, и мёд я пил,
У моря видел дуб зелёный;
Под ним сидел, и кот учёный
Свои мне сказки говорил.

Найдите различные виды рифмовок в прочитанных вами стихотворениях.

Свежий Номер

Блиц-интервью

Каково, на Ваш взгляд, значение рифмы в силлабо-тоническом стихотворении?
— Вообще, рифма — это, скажем так, привычка русской поэзии (говорю о нашей поэзии с тредьяковско-ломоносовских времен). Такая же привычка, как подвигать к себе пепельницу или расстегивать молнию на обуви, сев в машину. При влюбленности в обладателя таких привычек — они кажутся невыразимо нежными, почти сакральными. При раздражительной неприязни — доказательством маргинальности персонажа. У меня (из-за настойчивой влюбленности в стихосложение) такая привычка нашей поэзии к рифме вызывает восхищение и обмирание. Я рифмы друг с другом знакомлю — «вот, ZZ, позвольте Вам представить — NN. Хотелось бы, чтобы у вас все сложилось». И рифмы кивают друг другу и мне, грешному.
Разумеется, рифму можно использовать и просто в качестве цинично-энергичного метода, как последовательные подзатыльники, которыми гонишь балбеса (текст) в нужную сторону. Но это приводит к тому, что стихотворение из родственника и собеседника превращается в подчиненного сослуживца.
Тут важно вот еще что — рифма, вообще-то, не может быть причиной стихов.

— Какой рифме Вы отдаете предпочтение — перекрестной или кольцевой (опоясывающей)? И почему?
— В «статистическом» отношении у меня преобладают либо перекрестные, либо «брутальные» парные рифмы. Опоясывающая рифма кажется мне менее пригодной для передвижения от начала к финалу текста, от первой буквы до последней точки. Опоясывающая рифма делает строфу исчерпанной, анемичной, не нуждающейся в соседних строфах.
— Допустимы ли для Вас неточные рифмы?
— Важно, чтобы в стихотворении рифмы находились в приличной компании. Ну, т.е. чтобы соблюдался такой как бы дресс-код: если двадцать строк зарифмованы ассонансно, то неприлично поселить среди них четыре строки с точной глагольной рифмой. Это простые правила гигиены, они известны и общеупотребительны.
Вообще, стихотворный текст (как конструкция) должен быть прочным, надежным, совершенно материальным предметом. Как молоток или водопроводный кран. Никаких «и так сойдет». А точность или неточность рифмы — качество эстетически нейтральное.

Приведите примеры перекрестной, опоясывающей рифмовки из знакомых вам стихотворений

Рифмовка — порядок чередования рифм в стихе.
Ниже представлены основные способы рифмовки:

Смежная рифмовка «ААBB» — первая строка рифмуется со второй, третья с четвёртой и т.д.

Чтоб дружбу товарищ пронёс по волна ´ м, —
Мы хлеба горбушку – и ту попола ´ м !
Коль ветер лавиной, и песня – лави ´ ной ,
Тебе – половина, и мне – полови ´ на !
(А. Прокофьев)

Перекрёстная рифмовка «АBАB»

О, есть неповторимые слова ´ ,
Кто их сказал – истратил слишком мно ´ го ,
Неистощима только синева ´
Небесная и милосердье Бо ´ га .
(А. Ахматова)

Кольцевая рифмовка (охватная, опоясывающая) «АBBА»

Уж подсыхает хмель на ты ´ не .

За хуторами, на бахча ´ х ,
В нежарких солнечных луча ´ х
Краснеют бронзовые ды ´ ни …
(А. Бунин)

Холостая рифмовка «АВСВ» — первая и третья строки не рифмуются.

Солнышко блести ´ т ,
Ласточка с весною
В сени к нам лети ´ т .
(А.Н. Плещеев)

Гиперхолостая рифмовка «АВAС»

Вторая и четвёртая строки не рифмуются. Отсутствие традиционной рифмы в конце четверостишия приводит к эффекту обмана рифменного ожидания. Употребляется достаточно редко.

Это было в глухое вре ´ мя ,
Наяву ли, во сне – не знаю.
Ночью ставил я ногу в стре ´ мя
И давал жеребцу поводья.
(Всеволод Рождественский)

Смешанная рифмовка (вольная)– способ чередования и взаимного расположения рифм в сложных строфах. Наиболее известные формы: октава, сонет, рондо, терцина, триолет, лимерик и т.д… Пример смешанной рифмовки:

Ревёт ли зверь в лесу глухом,
Трубит ли рог, гремит ли гром,
Поёт ли дева за холмом —
На всякий звук
Свой отклик в воздухе пустом
Родишь ты вдруг.
(А.С. Пушкин)

ТЕРЦИНА – ряд трёхстиший с рифмовкой ABА BCB CDC

Земную жизнь пройдя до полови ´ ны ,
Я очутился в сумрачном лесу ´ ,
Утратив правый путь во тьме доли ´ ны .

Каков он был, о, как произнесу ´ ,
Тот дикий лес, дремучий и грозя ´ щий ,
Чей давний ужас в памяти несу ´ !

Так горек он, что смерть едва ль не сла ´ ще .
Но, благо в нем обретши навсегда,
Скажу про все, что видел в этой ча ´ ще …
(А. Данте)

ЛИМЕРИК — пятистишие, написанное анапестом, с рифмовкой ААВВА.
В лимериках 3 и 4 строки имеют меньшее количество слогов чем 1, 2 и 5.

Которого жизнь удруча ´ ла .
Ему дали сала ´ ту
И сыграли сона ´ ту ,
И немного ему полегча ´ ло .
(Э. Лир)

ТРИОЛЕТ -восьмистишие с рифмовкой АВАА АВAB, где строки А и В повторяются как рефрены.

Ты промелькнула, как виденье ,
О, юность, быстрая моя ,
Одно сплошное заблужденье !
Ты промелькнула, как виденье ,
И мне осталось сожаленье ,
И поздней мудрости змея .
Ты промелькнула, как виденье ,—
О, юность быстрая моя !
(Константин Бальмонт)

МОНОРИМ — стихотворение или часть его, использующее одну рифму (или с «однозвучной рифмовкой» по определению А. П. Квятковского)

(АААА, АА-ВВ-СС…).

А недавно две газе ´ ли
Позвонили и запе ´ ли :
— Неужели, в самом де ´ ле ,
Все сгорели карусе ´ ли .

К моноримам также относятся: газель, касыда, месневи, фард… Примеры фардов:

Надежду – солнечную нить – на счастье люди тку ´ т ;
Сумеешь лучик сохранить – удачи дни приду ´ т .
* * *
Пускай дурной молвы печать твой дом не потрево ´ жит ;
Ты злом на зло не отвечай — оно лишь горе мно ´ жит .
* * *
Не долог путь наш по земле, тернист его покро ´ в …
Но слышен каждому во мгле добра извечный зо ´ в .

РУБАИ — рифмовка в восточной поэзии по схеме ААВА.

В колыбели – младенец, покойник в гробу :
Вот и всё, что известно про нашу судьбу .
Выпей чашу до дна и не спрашивай много:
Господин не откроет секрета рабу .
(Омар Хайям)

ПАНТОРИФМА (панторим) – стих, в котором все слова рифмуются между собой.

Опьяня ´ ет сме ´ лый бе ´ г ,
Овева ´ ет бе ´ лый сне ´ г ,
Ре ´ жут шу ´ мы тишину ´ ,
Не ´ жат ду ´ мы про весну ´ .
(Валерий Брюсов)

А вот примеры совершенных панторифм:

Поэта путь мой —
По этапу тьмой.

Рифмовка 4+4 («квадратная рифмовка») -рифмовка двух четверостиший по схеме: ABCD ABCD

А затем прощалось лето
С полустанком. Снявши шапку ,
Сто слепящих фотографий —
Ночью снял на память гром .

Мёрзла кисть сирени. В это
Время он, нарвав охапку
Молний, с поля ими трафил
Озарить управский дом .
(Борис Пастернак)

Рифмовка 3+3 («треугольная рифмовка») — рифмовка двух трёхстиший между собой по схеме ABC ABC

А потом мне снились горы —
В белоснежных одеяньях
Непокорные вершины ,

И хрустальные озёра
У подножий великаньих ,
И пустынные долины .
(В. Невский)

Читальный зал

национальный проект сбережения
русской литературы

Блиц-интервью

Каково, на Ваш взгляд, значение рифмы в силлабо-тоническом стихотворении?
— Вообще, рифма — это, скажем так, привычка русской поэзии (говорю о нашей поэзии с тредьяковско-ломоносовских времен). Такая же привычка, как подвигать к себе пепельницу или расстегивать молнию на обуви, сев в машину. При влюбленности в обладателя таких привычек — они кажутся невыразимо нежными, почти сакральными. При раздражительной неприязни — доказательством маргинальности персонажа. У меня (из-за настойчивой влюбленности в стихосложение) такая привычка нашей поэзии к рифме вызывает восхищение и обмирание. Я рифмы друг с другом знакомлю — «вот, ZZ, позвольте Вам представить — NN. Хотелось бы, чтобы у вас все сложилось». И рифмы кивают друг другу и мне, грешному.
Разумеется, рифму можно использовать и просто в качестве цинично-энергичного метода, как последовательные подзатыльники, которыми гонишь балбеса (текст) в нужную сторону. Но это приводит к тому, что стихотворение из родственника и собеседника превращается в подчиненного сослуживца.
Тут важно вот еще что — рифма, вообще-то, не может быть причиной стихов.

— Какой рифме Вы отдаете предпочтение — перекрестной или кольцевой (опоясывающей)? И почему?
— В «статистическом» отношении у меня преобладают либо перекрестные, либо «брутальные» парные рифмы. Опоясывающая рифма кажется мне менее пригодной для передвижения от начала к финалу текста, от первой буквы до последней точки. Опоясывающая рифма делает строфу исчерпанной, анемичной, не нуждающейся в соседних строфах.
— Допустимы ли для Вас неточные рифмы?
— Важно, чтобы в стихотворении рифмы находились в приличной компании. Ну, т.е. чтобы соблюдался такой как бы дресс-код: если двадцать строк зарифмованы ассонансно, то неприлично поселить среди них четыре строки с точной глагольной рифмой. Это простые правила гигиены, они известны и общеупотребительны.
Вообще, стихотворный текст (как конструкция) должен быть прочным, надежным, совершенно материальным предметом. Как молоток или водопроводный кран. Никаких «и так сойдет». А точность или неточность рифмы — качество эстетически нейтральное.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: