Реферат на тему: Стихотворения в прозе — нев

Реферат на тему: «Стихотворения в прозе» И.С.Тургенев

Раздел: Литература, Лингвистика ВСЕ РАЗДЕЛЫ

Словосочетания «нет никакой разницы» и «мы тожественны» также близки по смыслу и являются плеоназмами, используются в качестве стилистического средства, чтобы подчеркнуть равноценность жизни человека и собаки перед лицом смерти. Также для выявления данной тождественности в тексте несколько раз повторяется словосочетание «один и тот же» (одно и то же чувство, один и тот же огонек, одна и та же жизнь). Выбор автором слов также служит основной идее произведения. Чтобы подчеркнуть различие и одновременно тождественность автора и его собаки, Тургенев ставит рядом слова «человек» и «животное». По словарю Ожегова животное — это «такое живое существо, в противопоставление человеку». Для выражения основной идеи произведения используется также ряд синтаксических средств экспрессивной речи. Для усиления эмфатической интонации в последнем предложении используется эпифора. «Это две пары одинаковых глаз устремлены друг на друга. И каждой и этих пар, в животном и в человеке, — одна и та же жизнь жмется пугливо к другой.» Другим примером экспрессивного синтаксиса являются нарушения замкнутости предложения. «Смерть налетит, махнет на него своим холодным широким крылом » В данном месте имеет место незавершенность фразы. Она также есть в предложении: «Нет! Это не животное и не человек меняются взглядами » Синтаксис в данном произведении используется для противопоставления: «Она немая, она без слов, она сама себя не понимает — но я ее понимаю». Восклицания используются для усиления напряженности, они заключают в себе особую экспрессию. «И конец!»- подчеркивается необратимость, безвыходность. «Нет! Это не животное и не человек меняются взглядами » — восклицательный знак используется для усиления отрицания. Кроме того, в тексте имеется еще одно синтаксическое средство экспрессивной лексики: риторический вопрос. «Кто потом разберет, какой именно в каждом из нас горел огонек?». Данный вопрос не требует ответа, так как из всего произведения ясно, что ответ на него отрицателен. В общем при чтении текста создается впечатление отрывистости, некоторой хаотичности. Таким образом Тургенев при помощи синтаксических средств экспрессивной речи передает течение мыслей человека. Тургенев прибегает к приемам звукописи для передачи образов: «жизнь жмется». В данном случае усиливается впечатление беззащитности жизни перед смертью. Список литературы

Не говоря уже о мужественной прелести, силе и ясности его языка, эта прямодушная правда, отсутствие лжи и фразы, простота, эта откровенность и честность ощущений все эти хорошие черты хороших русских людей поражают в творениях Пушкина не одних нас, его соотечественников, которым он стал доступен. Суждения иноземцев бывают драгоценны: их не подкупает патриотическое увлечение. «Ваша поэзия, сказал нам однажды Мериме, известный французский писатель и поклонник Пушкина, которого он, не обинуясь, называл величайшим поэтом своей эпохи, чуть ли не в присутствии самого Виктора Гюго, ваша поэзия ищет прежде всего правды, а красота потом является сама собою; наши поэты, напротив, идут совсем противоположной дорогой: они хлопочут прежде всего об эффекте, остроумии, блеске, и если ко всему этому им предстоит возможность не оскорблять праводоподобия, так они и это, пожалуй, возьмут в придачу». «У Пушкина, прибавлял он, поэзия чудным образом расцветает как бы сама собою из самой трезвой прозы». Тургенев отметил, что «Пушкин не избег общей участи художников-поэтов, начинателей

Стихотворения в прозе И.С.Тургенева

Стихотворения в прозе, жанр и их особенности. Лаконизм и свобода в выборе художественных средств И.С. Тургенева. Стилистический анализ стихотворения «Собака». Анализ единства поэзии и прозы, позволяющее вместить целый мир в зерно небольших размышлений.

Подобные документы

Краткая биография Юлии Вревской. Переписка Тургенева с баронессой. Раздумья автора о самоотверженности женщины. Использование фонетических, морфологических и синтаксических средств изобразительности, эпитетов, метафор, разговорной лексики в стихотворении.

реферат, добавлен 01.03.2017

Особенности любовной поэзии Блока, основная тема и жанр стихотворения, его композиция, размер, рифма и ритм. Сюжет любовного послания и связь его развития с личностью и чувствами лирического героя. Художественные средства стихотворения и авторское «Я».

контрольная работа, добавлен 20.06.2010

Межтекстовый диалог двух и более текстов. Особенности структуры литературного цикла и требования к нему. История создания, отзывы современников, современное прочтение исследуемых циклов, анализ их интертекстуальности, а также специфика пейзажей.

дипломная работа, добавлен 18.06.2017

Жанр романа в научном понимании, в метапоэтике И.С. Тургенева, его становление. Метапоэтика как авторский код. Литературно-критическая деятельность И.С. Тургенева как источник метапоэтики. Критерии выделения жанра романа в творчестве И.С. Тургенева.

дипломная работа, добавлен 06.06.2009

Сущность и история фантастики как жанра художественной литературы, ее типы, жанры и формы. Приемы литературной местификации П. Мериме. Элементы фантастики в «таинственных повестях» И.С. Тургенева. Сравнительный анализ фантастичных миров писателей.

курсовая работа, добавлен 02.04.2010

Анализ стихов Н.А. Некрасова Понаевского цикла — тематика и художественное своеобразие. Анализ стихотворений в прозе И.С. Тургенева. Стремление А.П. Чехова в пьесе «Чайка» обсудить проблему искусства, его сущности, назначения, традиций и новаторства.

контрольная работа, добавлен 03.02.2009

Восприятие стихотворения Ф.И. Тютчева «Silentium!» как романтического манифеста. Проблематика произведения, его контекст, степень драматизма и напряженности. Композиция, художественные средства стихотворения (сравнение, олицетворение, эпитеты и метафоры).

реферат, добавлен 20.03.2016

Основные факты биографии Ивана Сергеевича Тургенева — русского писателя-реалиста, поэта, публициста, драматурга, переводчика. Рассмотрение особенностей тургеневского сарказма на примере трех стихотворений в прозе: «Щи», «Два богача» и «Мы еще повоюем!».

эссе, добавлен 03.10.2014

Определение понятия «композиция лирического стихотворения». Точки зрения на проблему композиции и компонента: концепция, технические аспекты, уровни. Анализ стихотворения И.А. Бродского «Квинтет», глубокий и изящный смысл в метафоре, наборе картинок.

курсовая работа, добавлен 19.10.2014

История создания стихотворения Державина «Властителям и судиям», характеристика его темы и идеи, особенности основных образов. Создание и формирование автором особой поэтической системы. Художественное своеобразие и значение произведения в литературе.

Градация: пример в прозе и поэзии

В литературе нередко встречается перечисление частей речи, при котором каждая последующая создает более сильный эффект. Последовательность, в которой обнаруживается обратный процесс, встречается реже. Но, как в первом, так и во втором случае, это явление есть не что иное, как градация. Пример этого литературного приема можно встретить и в прозе, и в поэзии.

Значение термина

Градация в переводе с латыни означает «постепенное усиление». Литературная речь чрезвычайно многообразна, но в целом представляет собой организованную систему. Художественные образы присутствуют в стихах и новеллах, но неуместны в публицистической прозе. Журналистскому стилю присущ акцент на смысловую нагрузку, поэтическому – на эмоциональную.

Под градацией можно понимать различные языковые феномены. Однако чаще этот термин применяется по отношению к стилистическим фигурам, которые, представляя собой ряд однородных слов или выражений, постепенно нагнетают, наращивают или, напротив, понижают и заглушают эмоциональную значимость. Такое стилистическое явление может гармонично смотреться лишь в художественном произведении.

Климакс и антиклимакс

Существует два вида: восходящая и нисходящая последовательность. Восходящую также называют климаксом. Антиклимакс – нисходящая градация. Примеры из литературы могут быть сложными, и не всегда их просто вычленить из общего контекста. Самым ярким образцом является цитата древнеримского политика: «Пришел, увидел, победил».

Структурные элементы

Климакс или антиклимакс – это группа семантических единиц, которые могут быть существительными, глаголами или любыми другими частями речи. Для усиления эффекта используются как отдельные слова, так и фразы. В стихотворении Г. Лорки «Пустыня» присутствует антиклимакс, состоящий из синонимичных безличных глаголов: «умолкло, заглохло, остыло, иссякло».

Фразы или предложения могут также передавать эмоциональное нарастание. Достигнуть этого невозможно без такой стилистической фигуры, как градация. Пример подобного описательного приема присутствует в стихотворении М. Цветаевой «Мне нравится, что вы больны не мной». Здесь на нем строится вся поэтическая композиция третьего восьмистишья.

У Е. Евтушенко в стихотворении «Дай Бог» используется множество приемов, в том числе и градация. Пример этот несколько отличается от предыдущих, так как в нем составляющими элементами являются существительные. Причем элементами здесь становятся не отдельные слова, а пары, создающие друг с другом антитезу (противопоставление): «ни жертвой – ни палачом, ни барином – ни попрошайкой».

В поэзии

В поэтической речи стилистические фигуры играют важную роль. Повышая или понижая эмоциональность стиха, автор передает нарастание чувств или их ослабление. Примеры градации в стихах нередко сочетаются с другими стилистическими приемами.

В произведениях В. Высоцкого наряду с лексическими повторами можно обнаружить разнообразные художественные формы. Однородные глаголы в стихотворении «Прерванный полет» не следуют друг за другом, но все же это типичная поэтическая градация. Пример:

«. Он не добрался и не до —
Не добежал, бегун, беглец, беглец,
Не долетел, не доскакал. »

Элементы синонимичного ряда разбавлены такими поэтическими приемами, как повтор и метафора. Определить, что это перечисление синонимов относится к восходящему виду рассматриваемого нами приема, можно лишь интуитивно.

Еще один пример – знаменитые строки С. Есенина: «Не жалею, не зову, не плачу».

В прозе

Роман Б. Пастернака «Доктор Живаго» начинается с описания похорон. Монотонность действия, невозможность повернуть время вспять показаны с помощью множества изобразительных приемов. Здесь активно используется также и градация. Примеры из художественной литературы, подобно поэтическим конструкциям, чаще бывают восходящими. «Замелькали последние минуты, считанные, бесповоротные» – в этих строках автор стремится донести ощущения мальчика, которые он испытывает в последние мгновения прощания с телом матери. Имена прилагательные представляют собой синонимичный ряд, каждый последующий элемент которого усиливает впечатление от невозместимой утраты. Такую же функцию имеет климакс, созданный из перечисления действий: «гроб закрыли, заколотили, начали опускать».

В поэтической прозе нередко встречается возрастающая градация. Примеры из литературы в более сдержанном стиле выглядят несколько иначе. Художественному произведению, которое основано на рассуждениях автора или его персонажей, свойственны изобразительные формы, состоящие из мыслей, расположенных в порядке их важности. На этом литературном приеме, например, базируется речь булгаковского Воланда, когда он, излагая своему собеседнику теорию о неспособности человека управлять собственной судьбой, начинает словом «смертен», а заканчивает словосочетанием «внезапно смертен».

Значение градации в художественном тексте

Поэзия и художественная литература не могут существовать без литературных образов. Наряду с метафорой, сравнением, эпитетом и другими художественными приемами, климакс и антиклимакс позволяют автору выразить в полной мере не только чувства своих героев, но и мельчайшие эмоциональные оттенки, присутствие которых и отличает художественный стиль от публицистического.

Примеры сравнения в литературе — в прозе и стихотворениях

Моё прочтение «стихотворений в прозе» И.С.Тургенева

Мы тождественны, в каждом из нас горит и светится тот же трепетный огонек.
И.С.Тургенев

Творчество И. С. Тургенева — это мир, до сих пор неизведанный. Многие пытались исследовать Тургенева, но нет еще ни одного, кто бы твердо и уверенно мог сказать: «Я знаю все его творчество, знаю каждую строчку его произведений, могу точно сказать вам, что значит то или иное слово». Да это и понятно! Просто невозможно проанализировать творчество Тургенева полностью, даже если посвятить этому всю жизнь. Поэтому и я не буду рассматривать все творчество в целом, а исследую только часть его — «Стихотворения в прозе».

В последние годы жизни И. С. Тургенев создает цикл «Стихотворений в прозе», который он пишет с 1877 года. В печати стихотворения появляются в 1882 году в двенадцатом номере « Вестника Европы ».

Вообще эти произведения для печати не предназначались, слишком уж интимны были переживания в некоторых из них. Однако Стасюлевичу, близкому другу Тургенева и редактору журнала, во время одного из последних свиданий с Иваном Сергеевичем удалось уговорить последнего напечатать часть «Старческих раздумий» (так их называл сначала сам Тургенев) .

Многие пишут, что тургеневские «Стихотворения. » — это новый жанр не только для всей русской литературы, но и мировой. Это неверно. Можно провести параллель между «Стихотворениями. » Тургенева и некоторыми произведениями европейской литературы XIX века. Например, А. Е. Грузинский говорил, что между известным стихотворением Тургенева «Природа» и некоторыми произведениями Джакомо Леопарди, а в частности, с «Диалогом природы с исландцем», есть сходство. А довольно известные во времена И. С. Тургенева «Ъез petites роетен еп ргозе?» Несомненно, писатель хорошо знал эти произведения. Многие исследователи спорили о том, кто же основоположник этого жанра. Одни говорили, что он зародился на Западе (Л. В. Пумпянский), другие утверждали, что истоки его вообще надо искать в античности и библейских преданиях. Но наиболее справедливым мне кажется вывод Н. И. Балашова: «Алозизиус Бертран ввел, можно решиться сказать, в литературу мировую стихотворение в прозе как особый поэтический жанр». Со своей же стороны хочу добавить то, что тургеневские стихотворения, несомненно, похожи и сопоставимы с японской, арабской, восточной поэзией. «Стихотворения в прозе» — это те же японские стихотворения, написанные в форме хокку и танка. Их объединяет лаконичность, иносказательность, а главное. «бездна мысли». Каждое слово, каждый звук имеют свой смысл. свое назначение.

Но все-таки. почему же именно стихотворения в прозе? А не просто — философские рассказы? Наверное потому, что слишком уж гармонично сочетаются звуки, мелодично сливаются они в слова и фразы. «это сплав поэзии и прозы, мелодии и ритма, отмеченный печатью необыкновенного стилистического изящества».

«Стихотворения в прозе» — это сборник оригинальных философских высказываний, жизненных выводов. Это своеобразный итог, черта, точка, которую Тургенев ставит в конце всех своих произведений. в конце своей жизни. Здесь отразилось все то, что было «разлито» по всем произведениям писателя. Тематика стихотворений чрезвычайно разнообразна, но в то же время все они неразрывно связаны между собой, сливаются в один общий мотив. Казалось бы, такие совершенно разные по своей тематике стихотворения, как «Старуха», «Старик», «Собака», «Сон» и т. д., — а связаны единым мотивом: размышления о неотвратимости смерти.

Таким образом, не буду сейчас перечислять все темы по отдельности, а назову главные и преобладающие: воспоминания о давней любви, размышления о неотвратимости смерти, раздумья о ничтожности человеческой жизни перед вечностью природы.

Возможно, здесь может показаться, что все «Стихотворения. » проникнуты пессимистическими настроениями, но это не так. Своим мрачным, темным, «пасмурным» стихотворениям («Старик») Тургенев противопоставляет светлые, радужные, проникнутые оптимистическими настроениями («Лазурное царство»). Обычно они все о той же любви, красоте, ее силе. В этих стихотворениях чувствуется, что автор все же верит в силу прекрасного, в счастливую жизнь, которой у него, к сожалению, не было («Воробей»).

Этот цикл — противопоставление жизни и смерти, молодости и старости, добра и зла, прошлого и настоящего. Эти мотивы «вступают в борьбу» между собой. Тургенев часто сталкивает их, переплетает, все противоречивое, в конце концов, автор стремится слить воедино («Двойник»).

Все произведения Тургенева объединяет рассматривание вечных проблем, которые в принципе волнуют общество и в данное время. Рассмотрим некоторые темы и стихотворения, например тему «Человек и природа».

И.С.Тургенев всегда восторгался красотой и «бесконечной гармонией» природы. Он был убежден, что человек только тогда силен, когда «опирается» на нее. Всю жизнь писателя волновали вопросы о месте человека в природе. Его возмущали и в то же время пугали могущество и власть ее, необходимость подчиняться ее жестоким законам, перед которыми все одинаково равны. Его ужасал «закон», по которому, рождаясь, человек был уже приговорен к смерти. Мысль о том, что «природа, материя остается, индивидуумы исчезают», мучила Тургенева. Его возмущало то, что природа «не ведает ни добра, ни зла». В ответ на лепетание человека о справедливости она отвечает: «Разум мне не закон — что такое справедливость? Я тебе дала жизнь — я ее и отниму и дам другим, червям и людям. мне все равно. А ты пока защищайся — и не мешай мне!» Ей все равно, что человек, что червь, все они твари. У всех жизнь одна, и она — величайшая ценность. А главное, что есть в ней, что надо беречь, поймать и не отпускать, — молодость и любовь. Не зря преобладающим мотивом является тоска героя о прошлом, скорбь из-за того, что все подходит к концу, а так мало сделано. Ведь жизнь человека так прекрасна и так мала, так мгновенна в сравнении с жизнью природы.

Это противоречие, конфликт между человеческой жизнью и жизнью природы остается для Тургенева неразрешимым. «Не дайте проскользнуть жизни между пальцев» — вот основная философская мысль и наставление писателя, выраженное во многих «Стихотворениях. ». Вот почему часто лирический герой Тургенева вспоминает свою жизнь, анализирует ее, часто из его уст можно услышать фразу: «О жизнь, жизнь, куда ушла ты так бесследно? Ты ли меня обманула, я ли не умел воспользоваться твоими дарами?» Тургенев раз за разом говорит нам о том, что жизнь лишь мгновение, ее надо прожить так, чтобы в конце не оглядываться с ужасом, не выводить: «Догорай, бесполезная жизнь. »

Нередко, для того чтобы показать всю мимолетность жизни, Тургенев сопоставляет настоящее и прошлое. Ведь именно в такие моменты, вспоминая свое прошлое, человек начинает ценить жизнь («Двойник»).

Интересно проанализировать стихотворение «Собака».

Рассматривается тот же вопрос жизни и смерти, мимолетности человеческой жизни, незначительности каждой отдельно взятой жизни перед лицом смерти.

Жизнь автор сравнивает с трепетным огоньком, который потухнет при первом же «налете» бури. Это пугливое отдельное существо, которое чувствует приближение смерти, и «Одна жизнь жмется пугливо к другой». В этом стихотворении опять прослеживается мысль о равенстве и ничтожности всех живых существ перед «законом» природы: «две пары одинаковых глаз». Автор ставит рядом человека и животное, чтобы подчеркнуть различие, но одновременно и родственность героя и его собаки. Именно для этой цели он вводит плеоназмы: «нет никакой разницы» и «мы тождественны», что подчеркивает равноценность человека и животного перед лицом смерти. Для этой же цели в тексте повторяются одни и те же словосочетания: одно и то же чувство, один и тот же огонек, одна и та же жизнь.

Смерть представлена здесь в образе огромной хищной птицы, которая «налетит», «махнет» на огонек жизни «холодным широким крылом». С помощью тропов Тургенев оживляет смерть, дает ей «жизнь»: «воет страшная, неистовая буря».

Для усиления напряженности автор вводит восклицания. Кроме того, в тексте имеется еще одно так называемое средство экспрессивной лексики: свойственный Тургеневу риторический вопрос, который заставляет самого читателя думать, пытаться вместе с автором найти ответы на заданные вопросы.

Добролюбов писал о тургеневской прозе: «. и грустно и весело это ощущение: там светлые воспоминания детства, невозвратно мелькнувшего, там гордые и радостные надежды юности. Все прошло и не будет больше; но еще не пропал человек, который хоть в воспоминании может вернуться к этим светлым грезам. И благо тому, кто умеет пробуждать такие воспоминания, вызвать такое настроение души». Действительно, мы можем отметить, что многие стихотворения в прозе, которые на первый взгляд пессимистичны и мрачны, на самом деле пробуждают в человеке «состояние душевной высоты и просветленности». Так называемый тургеневский лиризм придает произведениям писателя необычайную задушевность. Сталкивая прошлое и настоящее, писатель «играет» со временем и «извлекает из этого бездну поэзии,эстетического наслаждения, мудрости понимания, примиренности противоречий». Тургенев упивается поэзией времени.

Действительно, как мастерски создает Тургенев образ ликующей юности — «царства лазури, света, молодости и счастья» в стихотворении «Лазурное царство», и противопоставляет это светлое царство «темным, тяжелым дням. холоду и мраку старости». И везде эта философская идея: показать все противоречия и преодолеть, снять их. И это в полной мере отразилось в «Молитве».

В этом стихотворении ход мысли идет от противопоставления к синтезу. Тургенев как бы расщепляет, чтобы в конце концов соединить, вещи, казалось бы, несоединимые: «. станем пить и веселиться — да молиться».

Как писатель-философ, Тургенев не выбирает вовсе, а собирает все противоречия в единую систему, которая в сущности-то и является той самой истиной жизни, которую все ищут.

«Стихотворения в прозе» — это итог трудной, но красивой жизни великого писателя, который сумел соединить в своих «Senilia» и радость, и горечь, и мгновенное, и вечное, и личное, и общечеловеческое.

купить мбор 5ф и другую огнезащиту от ООО «КРОСТ», в том числе маты прошивные базальтовые, огнезащитную краску. Полный ассортимент огнезащитных материалов.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector