Средства художественной изобразительности

Литературные средства художественной изобразительности разнообразны и многочисленны. Многие из них основаны на особенных приемах употребления слов в произведении. Контраст, сравнение и метафора являются одним из основных средств художественной изобразительности.

Сравнение, контраст и метафора

Для того, чтобы узнать о назначении этих распространенных средств художественной изобразительности, необходимо рассмотреть их по отдельности. Сравнение зачастую рассматривается как синтаксическая форма выражения метафоры, особенно в тех случаях, когда метафора соединена с выражаемым ею предметом связкой «будто», «как» и «словно».

В широком смысле, сравнение – это сопоставление изображаемого явления или предмета с иным предметов по общему признаку. Часто сравнения и метафоры путают между собой, в основном это происходит по причине того, что оно синтаксически может быть сжато в метафору.

Литературной целью сравнения считается выделение какого-либо важного в художественном отношении объекта сравнения. Сравнения используются, как и в прозе, так и в поэзии.

Контрастом называется противопоставление в литературном произведении. Использование контраста многообразно – контраст может быть между образами и словами, между персонажами и композиционными элементами. Главным назначением такого выразительного приема, как контраста, является способ оказать эмоциональное воздействие на читателя.

По этой причине контраст считают одним из наиболее действенных приемов в достижении определенного впечатления на читателя. Именно контраст создает запоминающийся и яркий образ в художественном произведении.

Метафорой принято называть переносное значение слово, которое основано на употреблении одного явления или предмета по сходству или наоборот – по контрасту. Чаще всего метафора – это скрытое сравнение, и в самом сходстве или контрасте между предметами слова «как» или «словно» отсутствуют, но именно их автор и подразумевает.

Яркий пример метафоры А. С. Пушкина:

Пчела за данью полевой

Летит из кельи восковой.

Эмоциональную выразительность поэтической речи придает именно метафора. Но и метафоры бывают разных видов. Есть стертая или лексическая метафора, в которой полностью отсутствует прямое значение. Простая метафора означает сближение предметов по одному общему признаку, а реализованная метафора — это буквальное значение слов, которые составляют метафору.

И последний вид метафоры – это развернутая. В данном случае подразумевается, что метафорический образ распространен либо на несколько фраз, либо на все произведение. Ярким примером является стихотворение Пушкина «Телега жизни».

Лирический герой и автор произведения

Центральным персонажем художественного произведения принято считать лирического героя. Вокруг лирического героя строится сюжет произведения, и на примере его личности раскрывается главная тема и идея автора. Понятие литературного героя тесно связано с самой личностью автора произведения.

Почему именно с личностью автора? Потому что в большинстве случаев автор воплощает опыт своей жизни и пережитые им впечатления в созданный им художественный образ, который и является лирическим героем. Но не всегда главный герой – автобиографичный для автора, он может быть наделен определенными чертами своего создателя и переживать те же обстоятельства, что и пережил и сам писатель.

Нужна помощь в учебе?

Предыдущая тема: Композиция: композиционные приемы и понятие об авторском стиле
Следующая тема:&nbsp&nbsp&nbspГлавный предмет познания в литературе: человек как основной объект изображения

Все неприличные комментарии будут удаляться.

Метафора – значение слова

Метафора — полет фантазии

Язык метафоры

Дороги нет ли поровней?
Лишь эта, на холмы .
И целый день идти по ней?
До тьмы, друг мой, до тьмы.

А на холмах — стоит ли дом?
Его скрывает мрак.
Во мраке — мимо не пройдем?
Пройти нельзя никак.

Кого случится повстречать?
Тех, кто ушел до нас.
Мне постучать или позвать?
Там ждут и в поздний час.

Что ждёт — покой и тишина?
Там очень тихий край.
Постель постелена для сна?
Постелена. Ступай.

(Кристина Джорджина Россетти, 1830 — 1894)

В этом стихотворении дороге уподобляется сама жизнь с её подъёмами и спусками («на холмы»), встречами и расстованиями, а заканчивается она всегда и для всех одинаково — покоем и тишиной дома, которого не миновать

Пример метафор

  • Зеркальная гладь озера — ровная поверхность
  • Океанская ширь тайги — бескрайние лесные пространства
  • Ледяной взгляд — холодный, злой, жестокий
  • Человек в футляре — закрытый, недоступный
  • Деревянный бушлат — гроб
  • Восковая келья — улей
    («Пчела из кельи восковой
    Летит за данью полевой»
    . Пушкин)

Видео о метафоре в русском языке

Теория, способы классификации, примеры из художественной литературы в видео-уроке от Елены Красновой.

Что такое метафора?

Каждый из нас слышал хотя бы раз в жизни слово «метафора», но не все знают, что оно означает.

Метафора – профессиональный термин тех, кто по роду занятий имеет дело с устной или письменной речью: писателей, журналистов, филологов, литературоведов и т.д. Образовано оно от греческого metaphorá, что означает перенесение.

Согласно определению, метафора – это художественный прием, который основан на перенесении названия одного предмета или явления на другой. При этом возникает невольное сравнение обоих предметов, которое способствует более полному пониманию сути высказывания.

Термин «метафора» был введен в обращение древнегреческим философом Аристотелем, который считал, что искусство должно быть подражанием реальной жизни.

Метафора может быть в виде:

— оборота речи, который использует перенесение смысла слов с одного понятия на другое;

— косвенного сообщения в виде небольшой истории или образного сравнения.

В любой метафоре можно выделить три смысловых элемента:

— Предмет сравнения (что сравнивается);

— Образ сравнения (с чем сравнивается);

— Признак сравнения (на основании чего сравнивается).

Метафора является одним из старейших художественных приемов, используемых в литературе. Наиболее широко она применяется в поэзии, где метафорические выражения и образы встречаются буквально в каждом произведении. Всем нам известна с детских лет новогодняя песенка о елочке:

В лесу родилась елочка,
В лесу она росла.

Если рассуждать объективно, ель не может «родиться» — она вырастает из семян. Но с помощью метафоры, сравнивающей елочку с ребенком, создается яркий, запоминающийся образ, понятный даже маленьким детям.

В стихотворении С.Есенина «Черемуха» метафоры используются практически в каждой строфе.

Черемуха душистая
С весною расцвела
И ветки золотистые,
Что кудри, завила.

Куст черемухи здесь сравнивается с девушкой, завивающей свои волосы, чтобы стать еще красивее.

А рядом, у проталинки,
В траве, между корней,
Бежит, струится маленький
Серебряный ручей.

Цвет воды в ручье сравнивается с драгоценным металлом – серебром.

Этим сравнением поэт наиболее полно передает чистоту воды в ручье и его журчание, похожее на перезвон серебра. Ручей «бежит» — эта метафора демонстрирует быстрое течение водяных струй.

Черемуха душистая
Развесившись, стоит,
А зелень золотистая
На солнышке горит.

Разумеется, зелень не горит – это выражение используется для того, чтобы более отчетливо передать сияние солнечных лучей на молодой черемуховой листве.

Ручей волной гремучею
Все ветки обдает
И вкрадчиво под кручею
Ей песенки поет.

В этой строфе используется сравнение ручья с молодым человеком, который, ухаживая за понравившейся ему девушкой, поет ей песни. В роли девушки в этом сравнении выступает черемуха.

Различают два вида метафор: сухие и развернутые. Сухие метафоры не создают художественный образ, а перенос свойств в них служит лучшему пониманию предмета. Примерами могут служить выражения «глазное яблоко», «ножка стула», «клубничные усы».

Напротив, развернутая метафора – это художественный прием, позволяющий наиболее полно раскрыть суть изображаемого предмета или явления. Перенос понятий в развернутой метафоре осуществляется на протяжении достаточно большого фрагмента фразы или даже всего текста. Ярким примером развернутой метафоры может служить строфа из романа в стихах «Евгений Онегин» А.С.Пушкина.

У ночи много звезд прелестных,
Красавиц много на Москве.
Но ярче всех подруг небесных
Луна в воздушной синеве.
Но та, которую не смею
Тревожить лирою моею,
Как величавая луна,
Средь жен и дев блестит одна.
С какою гордостью небесной
Земли касается она!
Как негой грудь ее полна!
Как томен взор ее чудесный.
Но полно, полно; перестань:
Ты заплатил безумству дань.

В этой строфе осуществляется последовательное сравнение красавиц Москвы и возлюбленной поэта со звездным небом и луной. Эта метафора позволяет ему не только подчеркнуть достоинства любимой женщины, но и дать читателю представление о силе чувств поэта, для которого все остальные красавицы служат только фоном, а избранница – сияющим светилом.

Использование метафор в устной и письменной речи обогащает язык, способствует лучшему пониманию смысла фраз и способствует развитию творческих способностей.

Что такое метафора в литературе

Что же такое метафора? Это словоформа/ словосочетание, которое употребляется в неконкретном значении. По-другому можно сказать, что это скрытое сравнение.

Впервые этот термин в литературу ввел еще Аристотель. В своем труде «Поэтика», он говорил о ее особом значении и утверждал, что текст без метафор очень сух и неинтересен.

Чаще всего метафоры используются в художественных текстах. Они придают произведениям наибольшую поэтичность и эстетичность. У А.С. Пушкина все творчество пронизано метафорами: «фонтан любви», «пена вод». Все их, естественно, невозможно перечислить.

3 составляющие метафоры (элементы сравнения):

  • То, что сравнивается (т.е. предмет сравнения).
  • То, с чем сравнивается (т.е. образ).
  • По каким основаниям сравнивается (т.е. признак).

Функции метафор

Все они разнообразны, но рассмотрим основные из них.

  • Эмоционально-оценочная функция. Она применяется тогда, когда необходимо создать в тексте экспрессию. Это делается, чтобы произвести на читателя эмоциональное воздействие. К примеру: «Что ты смотришь на меня, как баран на новые ворота?»
  • Оценочная функция. Используется для создания у читателя некой ассоциации о явлении. К примеру: «человек-волк», «холодное сердце». Таким образом, метафора «человек-волк» ассоциируется с определенным негативом и злобой.
  • Номинативная функция. С помощью этой функции язык пополняется новыми фразеологическими и лексическими конструкциями. Например: «барабанит дождь», «переваривать информацию».
  • Познавательная функция. Тут и объяснять особо нечего. Эта функция помогает заметить главные свойства предмета.

Основные типы метафор

  • Развернутая метафора. Этот вид метафоры разворачивается по ходу большого фрагмента текста. Это может быть как большое высказывание, так и несколько предложений.
  • Стертая метафора. Общепринятый вид метафор, которые люди не замечают в ходе повседневного общения («ножка стола», «солнечный удар»…)
  • Резкая метафора. Это метафора, которая связывает понятия, в принципе не совместимые друг с другом (пример: «начинка высказывания»…)

Важно!

Не путайте метафору с метонимией.

Иногда даже говорят, что метонимия – это разновидность метафоры. Они довольно похожи друг на друга, так как в их основе лежит скрытое сравнение и переносное значение. Но: в основе метонимии лежит перенос свойств явлений или предметов по смежности («съесть несколько чашек супа», «читать Пушкина»).

А в основе метафоры – скрытое сравнение («небо на ладони», «железное сердце»). Не забывайте об этом.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: