Реферат на тему: Лирика: стихотворения, элегии, ямбы, песни, монодическая, или сольная лирика, хоровая лирика

Реферат на тему: Лирика: стихотворения, элегии, ямбы, песни, монодическая, или сольная лирика, хоровая лирика

Раздел: Искусство, Культура, Литература ВСЕ РАЗДЕЛЫ

И черная боль охватила Сердце мое — не про нас пышного поля простор! (1197—1200, АЛ, с. 173, пер. С. Апта). Поэту кажется, что ничего хорошего не выйдет из такого государства, оно кажется ему похожим на тонущий корабль, потерявший хорошего рулевого. Нет никакого порядка, кораблем управляют грузчики, поэтому его поглотят волны (671—680). Драматические предсказания Феогнида не исполнились, демократические полисы просуществовали долго, но нужно отметить, что Феогнид не был абсолютно не прав. Большим недостатком демократических полисов, где каждый сапожник, горшечник или земледелец мог занять важнейшую и высочайшую должность, был недостаток компетенции. Над этим позднее будет насмехаться Аристофан в «Лягушках», это будет критиковать Платон в «Государстве». Кроме пессимистических политических раздумий, в сборнике Феогнида мы находим нравственные поучения, мотивы любви, пиров. Во время пирушек поэт советует придерживаться меры, считая ее привилегией аристократов: Две для несчастных смертных с питьем беды сочетались: Жажда — с одной стороны, хмель нехороший — с другой. Я предпочту середину. Меня убедить не сумеешь Или не пить ничего, или чрез меру пьянеть. (837—840, АЛ, с. 162, пер. С. Апта). Вообще во всех элегиях Феогнида звучит дидактическая установка, а некоторые двустишия имеют явно гномический (греч. ‘гномион’ – мысль, мнение) характер: Милых товарищей много найдешь за питьем и едою, Важное дело начнешь — где они? Нет никого! (115—116, АЛ, с. 143, пер. В. Вересаева). Ямбы Вместе с элегиями в Греции появилась и расцвела ямбическая9 поэзия. Ямб составляют один краткий и один долгий слог. Строчка состояла из шести ямбов. Соединяясь по два, они составляли так называемый ямбический триметр. Вместе с ямбом использовалась и обратная стопа — трохей (или хорей), состоящая из одного долгого и одного краткого слога. Трохеи соединялись по восемь стоп в трохеические тетраметры. Ямб считался метром простой, обыденной поэзии. Миф о его происхождении говорит, что ямб был метром шуток, поношений, сквернословий и т. п. на древних праздниках плодородия. Рассказывается, что Деметра в поисках пропавшей дочери пришла в Элевсин. Там встретившие ее дочери царя Келея привели ее во дворец. Деметра, хотя и принятая радушно, от горя не ела, не пила, не улыбалась. Тогда служанка по имени Ямба, желая ее развеселить, начала болтать двусмысленности, и Деметра рассмеялась (Hom. hym . 5, 195—205). По имени служанки и была названа новая стопа, похожая на разговорный язык. Самым знаменитым поэтом, писавшим ямбами, был Архилох (VII в. до н. э.), который сочинял и элегии. Много видевший, претерпевший множество приключений, поэт жил, скорее всего, недолго, но бурно: участвовал во многих битвах, служил наемным воином. В античности был известен его гимн Деметре, а гимн Гераклу в течение долгих лет после смерти поэта пели участники Олимпиад. В его ямбах мелькают нежные строчки, посвященные любимой, в которых поэт любуется девушкой, радующейся ветке мирта и прекрасному цветку розы, любуется ее пышными, ниспадающими на спину волосами (Frg. 25). Знаменитыми были и строчки, провозглашающие такую мудрость: Сердце, сердце! Грозным строем встали беды пред тобой.

Такими симметричными строфами впоследствии писали все представители хоровой лирики. Для них была работа не только в Спарте , но и по всей Греции, потому что богов нужно было почитать везде. В Сицилии в VII—VI вв. до н. э. жил Стесихор, написавший двадцать шесть книг песнопений. От них сохранились только фрагменты, показывающие, что поэт любил торжественный стиль, а материал заимствовал из эпических поэм. Считается, что его лирические рассказы были как бы нечто среднее между эпосом и трагедией. Их названия: «Гибель Трои», «Возвращения», «Орестея», «Европея», «Эрифила», «Кербер» и т. д. Уже в античности была окутана легендами жизнь поэта Ивика, происходившего из Регия в Южной Италии. Теперь очень известен ставший знаменитым благодаря Ф. Шиллеру рассказ о том, что Ивик был убит разбойниками, но этого никто не видел, кроме пролетавших журавлей. Умирающий поэт попросил журавлей отомстить злодеям. Через некоторое время убийцы сидели в театре, и над зрителями пролетела стая журавлей. Один из убийц толкнул другого: «Смотри, мстители за Ивика!» Оба весело рассмеялись, но у людей, знавших, что поэт был убит, такое поведение вызвало подозрение, и убийцы были наказаны. Достоверно известно, что Ивик написал семь книг. Сохранились только фрагменты. Они показывают, что поэт писал и на любовную тему, которая была не характерна для его предшественников. Симонид (557—468 гг. до н. э.), создатель жанра эпиникия, был человеком беспокойного ума и образа жизни. Он жил в Афинах, Фессалии, Сицилии, общался со множеством знаменитостей, участвовал в многочисленных поэтических состязаниях. Он также был способным коммерсантом и как доверенное лицо тиранов Сицилии исполнял дипломатические обязанности. Сам он обладал удивительной памятью и других учил искусству запоминания, предложил новшества для орфографии греческого языка, усовершенствовал некоторые музыкальные инструменты. Опираясь на принципы религиозных песнопений, он создал новый жанр — песни в честь победителей спортивных состязаний (эпиникии). Из гимнов, пеанов, дифирамбов Симонид перенял строфу в форме триады и опыт использования мифов. Элементы мифов связывали атлета с легендарными героями далекого прошлого, придавали песням возвышенный характер. Позднейшие филологи разделили эпиникии Симонида на книги, прославляющие бегунов, кулачных бойцов и атлетов других видов спорта. Эти книги не сохранились, не известно, сколько их было. Симонид также усовершенствовал форму энкомиев, но особенно он прославился как автор грустных траурных песнопений — френов. В конце античности Квинтилиан в обзоре всей литературы скажет, что Симониду лучше, чем всем другим поэтам, удалось выразить чувство скорби (X, I 64). Простыми словами поэт говорил о несчастье, свалившемся на человека, стараясь утешить мыслями, что даже дети богов страдают, что даже сами боги не борются с необходимостью. Сохранился плач Данаиды, заключенной с младенцем Персеем в ящик, в котором страх матери, оказавшейся в смертельной опасности, противопоставлен беззаботности младенца: В темном ковчеге лила, трепеща, Даная слезы. Сына руками обвив, говорила: «Сын мой, бедный сын! Сладко ты спишь, младенец невинный, И не знаешь, что я терплю в медных заклепах Тесного гроба, в могильной Мгле беспросветной! Спишь и не слышишь, дитя, во сне, Как воет ветер, как над нами хлещет влага, Перекатывая грузными громадами валы, вторя громам; Ты же над пурпурной тканью Милое личико поднял и спишь, не зная страха.» (Frg. 13, АЛ, с. 184, пер. Вяч. Иванова). Дидактические элементы, незамысловато выраженные рассуждения о мощи богов (Frg. 10; 57), о том, как трудно человеку достичь совершенства (Frg. 4), о том, что и счастливый человек не может знать своего завтрашнего дня (Frg. 6), создали Симониду авторитет популярного поэта и философа .

Отвратительно и стыдно, когда молодые остаются живыми, а гибнут седовласые (Frg. 6, 3—10). Тиртей проповедует то же самое понимание кодекса чести, что и Гомер или Каллин. Слава храброго воина долго живет среди потомков: Добрая слава и имя его никогда не погибнут: В царстве Аида живя, будет бессмертен тот муж, Коего сгубит ужасный Арей среди подвигов ратных, В жарком бою за детей и за родную страну. (Frg. 9, 31—34; АЛ, с. 131, пер. В. Латышева). По такому воину скорбят и молодые, и старики, и весь город. Его могила будет вечно в почете, его слава перейдет и к детям, и к детям детей, и к далеким потомкам (Frg. 9, 29—30). А тот, кто бежит, не защитив родного города, скитается повсюду без славы, навлекая позор на весь свой род (Frg. 6, 3—10). Творчество другого элегика VII в. до н. э. Мимнерма привлекает совсем иным: беззаботной радостью жизни, цветением юности. Поэта чаруют только зелень молодых весенних листьев, только пьянящий аромат цветов. Он категорически отказывается от зрелости лета и осени. Когда пронеслась мимолетная юность, поэт готов скорее умереть, чем жить, страдая от забот и болезней (Frg. 2, 1—10). В стихотворениях Мимнерма появляется не встречавшийся до него в лирике любовный мотив. Поэт жаждет без раздумий радоваться молодости и любви: Что за жизнь, что за радость, коль нет золотой Афродиты! Смерти я жаждать начну, если мне скажут «прости» Прелести тайной любви, и нежные ласки, и ложе. Только ведь юности цвет людям желанен и мил; Старость же горе несет, красавца с уродом равняя. Стоит приблизиться ей, сразу томиться начнет Черными думами сердце, и солнца лучи золотые Старца не радуют взор, старцу не нужны они. (Frg. 1, 1—8, АЛ, с. 136, пер. Вяч. Иванова). С Мимнермом полемизирует один из семи мудрецов древности Солон (640—560 гг. до н. э.), в своих элегиях доказывая, что юность пленяет силой, а зрелый возраст — мудростью, потому что сила разума проявляется только на шестом семилетии человеческой жизни, а расцветает в седьмом и восьмом семилетиях (Frg. 19, 13—16; Frg. 22). Славившийся мудростью Солон был знаменитым государственным деятелем Афин, который провел радикальные социальные реформы полиса и подготовил конституцию. Поэтому сохранились даже две античные биографии Солона: одна — в сборнике Плутарха, оставившего жизнеописания политических деятелей, другая — в сочинении Диогена Лаэрция по истории греческой философии. Оба автора подчеркивают, что Солон славился мудростью и честностью. Богатые его почитали как состоятельного, а бедняки — как справедливого человека. Поэтому афиняне и обратились к нему с просьбой помочь полису, сотрясаемому социальными бурями. Однако ни мольбы соотечественников, ни советы друзей, ни благоприятное пророчество дельфийского оракула не убедили Солона принять на себя власть тирана. Он отказывался, потому что тирания — прекрасное местечко, но выхода оттуда — нет. Мудрец согласился только написать законы. Подготовленные Солоном законы уничтожили рабство за долги, реформировали календарь, суды, должности, охраняли афинскую экономику, ограничивая возможности импорта и экспорта некоторых товаров, систематизировали обычное право и определили множество других вещей.

Лирика Михайловского периода, если взять ее в целом, проникнута светом, энергией и радостным приятием красоты. Здесь, в Михайловском, кроме названных стихотворений, были написаны цикл «Подражания Корану», историческая элегия «Андрей Шенье», «К***» («Я помню чудное мгновенье»), гимн «Вакхическая песня», «19 октября», «Все в жертву памяти твоей», «В крови горит огонь желанья», «Под небом голубым страны своей родной», «Признание», «Аквилон», послание «Чаадаеву» («К чему холодные сомненья?»), «Зимний вечер» и др. С Михайловским непосредственно связаны стихотворения «Зимняя дорога», «К няне», «И.И. Пущину», «Пророк». Все это значительные лирические признания. Лирика Пушкина в Михайловском приобретает новые черты: прощание с романтизмом окрашено в большинстве стихотворений не элегической тональностью, а мажорными интонациями. Стиль лирики содержит меньше, чем раньше, картинных сравнений, изысканно-условных метафор и устойчивых перифраз. В Михайловском Пушкин по-новому увидел жизнь в ее «нагой простоте», в неброском и совсем не ярком облике

Мое любимое стихотворение Высоцкого (На примере стихотворения «Кони привередливые»)

Владимир Высоцкий – на редкость удивительный поэт, чье имя уже много лет живет в сердцах и памяти русских людей.

Время Высоцкого не прошло. Сегодня мы не только слушаем Высоцкого – мы его читаем и видим тот путь, который был им пройден. Видим то место, которое он занял в литературе. Феномен Высоцкого – одно из самых ярких и оригинальных явлений в культурной жизни России XX столетия. Прошло уже более двадцати лет, как Высоцкого нет с нами, а голос его по-прежнему звучит с такой же силой и предельной искренностью, заставляя тревожно

Одним из моих любимых стихотворений является «Кони привередливые», которое по праву можно считать одной из вершин поэтического мастерства Высоцкого. Основная тема и пафос стихотворения перекликаются с пафосом мужества и даже гибельного восторга человека, несущегося к неизбежному, последнему приюту. Стремительность и неотвратимость конца создают трагический фон этого произведения. И хотя герою понятна неизбежность гибели, он хочет замедлить бег, вопреки собственному подхлестыванию коней. Ему хочется хоть на миг замедлить их движение, чтобы успеть пропеть свой куплет до гибели в пропасти.

Чую с гибельным восторгом: пропадаю, пропадаю!

Чуть помедленнее, кони, чуть помедленнее.

Вы тугую не слушайте плеть!

Но что-то кони мне попались привередливые –

И дожить не успел, мне допеть не успеть.

Герой испытывает гибельный восторг стремительного бега на краю пропасти, но хочет жить, и если нельзя жить, то хотя бы допеть, так как ему нужно выполнить свое предназначение, цель своей жизни. Тема гибельного восторга имеет свою традицию. Вспомним пушкинское стихотворение:

Есть упоение в бою

У мрачной бездны на краю…

Все, все, что гибелью грозит,

Для сердца смертного таит неизъяснимы наслажденья.

Суть этого гибельного восторга у Высоцкого в полноте и напряженности силы жизни, стремительности ее бега, которые раскрываются у человека в бою и у бездны на краю.

В стихотворении перед нами возникает образ коней привередливых. Кони здесь явно символические. Их можно погонять нагайкой, но трудно их придержать и остановить, а еще труднее управлять их бегом на краю пропасти. Поэтому герой умоляет их «вскачь не лететь!»:

Хоть мгновенье еще постою

Корни символических коней Высоцкого уходят далеко в традиции русской литературы, поэзии, фольклора, мифологии. Вспомним хотя бы гоголевскую «Птицу-тройку», которую Гоголь сопоставил со всей Россией, ее быстрым движением в XIX веке: «Не так ли и ты, Русь, словно бойкая, необгонимая тройка несешься?»

Символичен и образ края пропасти. Символичны, в сущности, все предметные детали стихотворения – пропасть, погоня, ветер, туман, пение ангелов, пушинка, колокольчик и т. д.

Все стихотворение – это поток звучания, в котором сливаются чисто разговорные, со скрытым монологом и диалогом (пропадаю, пропадаю) и типично песенные обороты (по-над пропастью, по самому по краю) и т. д.

Интересна композиция этого стихотворения. Оно состоит из трех частей: по десяти строк в каждой строфе, разных по смыслу и звуковой организации. Сначала – четверостишие – куплет, где автор описывает свой «бег на конях» и самого себя с нарастающим напряжением. Куплет написан довольно редким в нашей поэзии размером – восьмистопным хореем – с перекрестной, ню однотипной женской рифмовкой. В ходе рассказа только первые строфы каждой части существенно меняются по смыслу, с наращением движения основного смысла всего стихотворения. А третьи строфы повторяются как песенный припев.

Такова сложность и простота этого стихотворения, одного из самых важных для понимания содержания и формы всей лирики Высоцкого.

Стихотворение Высоцкого «Кони привередливые» заставляет задуматься над сложными проблемами человеческого бытия. Многое можно не успеть, не допеть, не реализовать в себе, если не сумеешь распорядиться отпущенным тебе временем. «Кони» олицетворяют собой жизнь, они могут плестись медленно, и тогда долгая жизнь человека, небогатая событиями, взлетами и падениями, творческой созидательной деятельностью, завершается биологически, не оставляя следа в душах и сердцах людей, но могут быть и «кони привередливые», которые превращают жизнь человека в одно яркое мгновением и уносят его в небытие, но оставляют на земле память о человеке, о его горящем сердце. Можно сказать, что «Кони привередливые» – трагически-философское, одно из самых сокровенных стихотворений Высоцкого, посвященных вечным проблемам бытия.

Примеры из лирики пушкина хорей

Вольнолюбивая лирика Пушкина

Его лирике присуща высокое гражданственность,звучащая в размышлениях о судьбе отечества и народа. Первая четверть XIX века-это годы детства и юности будущего поэта,годы формирования его личности.Отечественная война 1812г,всколыхнула высокое чувство национального самосознания,гордости русского народа.Создание первых тайных обществ будущих декабристов,брожение идей о необходимости уничтожения крепостного права,об ограничении самодержавия,а иногда и о ниспровержении монархии,а затем события декабря 1825г.- все это определило гражданскую направленность поэзии Пушкина .Уже в лицейской лирике звучат политические мотивы.В стихотворении «Лицинию» юный поэт выступает против рабства и тирании.Изображая Древний Рим,он подразумевает Россию.»Свободой Рим возрос,а рабством погублен»,- звучало как грозное предупреждение тиранам.Современники это хорошо понимали. В 1817г Пушкин. пишет оду «Вольность».В первых же строках он определяет цель своего произведения:»Хочу воспеть свободу миру,на тронах поразить порок». Поэт обличает «тиранов мира»,попирающих естественное право народа на свободу.Он призывает свято соблюдать закон,которому одинаково подвластны и народ,и царь.Нарушение закона,по мнению поэта,гибельно для государства. Одним из самых смелых политических стихотворений Пушкина является «Деревня»(1819),где он гневно осудил крепостничество.»Пустынный уголок»,»приют спокойствия,трудов и вдохновения. «-такой сначала предстает перед поэтом деревня.Но жизнь разрушила красивые иллюзии.Поэт увидел не только красивый и мирный пейзаж.Он поражен зрелищем рабства,беззакония и несправедливости:

Здесь барство дикое,без чувства,без закона,
Присвоило себе насильственной лозой
И труд,и собственность,и время земледельца.

Это он называет «убийственным позором».Поэт-гражданин выступает не только от своего лица,но и от имени передовых людей,жаждущих освобождения народа. Вольнолюбие c особой силой проявилось в стихотворении «К Чаадаеву»(1918г).Радость жизни и счастье человек,по мнению поэта,может постичь в свободном обществе.Поэтому в стихотворении на первый план выдвигается мысль об отчизне,служение которой становится потребностью служения души поэта.

Пока свободою горим,
Мой друг,отчизне посвятим
Пока сердца для чести живы,
Души прекрасные порывы.

В период южной ссылки он пишет стихотворение «Узник»,в котором сравнивает себя,политического ссыльного,с гордой птицей,»вскормленной в неволе»:

Сижу за решеткой в темнице сырой,
Вскормленный в неволе орел молодой.

Тоска по воле,свободе звучит в этом стихотворении.События декабря 1825г и дальнейшая судьба друзей-декабристов потрясли поэта. В 1827г он пишет стихотворение»Арион».Это его поэтический отклик на политические события в стране.Используя прием аллегории,Пушкин рассказывает о гибели декабристов от «грозы» самовластия:»Я гимны прежние пою. » Пушкин остался верен вольнолюбивым идеалам молодости,идеалам своих друзей-декабристов.Это он еще раз подтверждает в стихотворении»Во глубине сибирских руд . «(1827). Стихотворение- дружеское послание друзьям-единомышленникам.В нем звучит глубокая вера,что «дум высокое стремленье» не пропадет:

Оковы тяжкие падут,
Вас примет радостно у входа,
Темницы рухнут-и свобода
И братья меч вам отдадут.

В стихотворении «Анчар»(1828г) поэт сравнивает самодержавную власть с древом яда-анчаром.»Яд каплет сквозь его кору»,неся гибель всему живому. Но человека человек И тот послушно в путь потек, Послал к анчару властным взглядом:И к утру возвратился с ядом.

. А царь тем ядом напитал
И с ними гибель разослал
Свои послушливые стрелы
К соседям в чуждые пределы.

В последний год своей жизни Пушкин пишет стихотворение «Памятник».Оно хранит следы тяжких раздумий о жестокости века,недостижимом счастье свободы.Стихотворение полно гордого презрения к царской власти,веры в могущество поэтического слова,безмерной любви к России.В нем сознание выполненного долга перед народом. Что дает поэту право бессмертия? Пушкин отвечает так: И долго буду тем любезен я народу, Что чувстова добрые я лирой пробуждал, Что в мой жестокий век восславил я свободу И милость к падшим призывал. Эти стихи высечены на постаменте памятника Пушкину в Москве. Высокие гражданские мотивы поэзии Пушкина актуальны и в наши дни.

купить мбор 5ф и другую огнезащиту от ООО «КРОСТ», в том числе маты прошивные базальтовые, огнезащитную краску. Полный ассортимент огнезащитных материалов.

Школьные сочинения по литературе

Мы в vkontakte.ru

Сочинение на тему Лицейская лирика Пушкина

Сочинение по автору Пушкин А.С.

Из первых лицейских стихотворных опытов Пушкина до 1813 года до нас ничего не дошло. Но о них вспоминают товарищи Пушкина по Лицею. «Как теперь вижу,— пишет в своих записках И. И. Пущин,— то послеобеденный класс Кошанского, когда кончивши лекцию несколько раньше урочного часа, профессор сказал: «Теперь, господа, будем пробовать перья: опишите, мне, пожалуйста, розу стихами». Наши стихи вообще не клеились, а Пушкин мигом прочел два четырехстишия, которые всех нас восхитили. Жаль, что не могу припомнить этого первого поэтического его лепета. Кошанский взял рукопись к себе. Это было, чуть ли не в 1811 году, и никак не позже первых месяцев 12-го». В. П. Гаевский со слов других товарищей Пушкина передает, что еще до «Розы» поэт написал, состязаясь с Илличевским, рыцарскую балладу в подражание балладам Жуковского, но и этот опыт не сохранился .

Самые ранние, дошедшие до нас лицейские стихотворения Пушкина приурочиваются к 1813 году. Лицейская лирика Пушкина характеризуется исключительным жанровым многообразием. Создается впечатление сознательных опытов молодого поэта по освоению почти всех уже представленных в поэзии того времени жанров. Это имело исключительно большое значение в поисках собственного пути в лирике, собственного лирического стиля. Вместе с тем это жанровое многообразие определяет и особенности того этапа русского поэтического развития, который отличался коренной ломкой прежних жанровых традиций и поисками новых. Лицейская лирика Пушкина первых лет отличается преобладанием коротких размеров стиха (трехстопные ямб и хорей, двухстопные ямб и дактиль, трехстопный амфибрахий). Этот же самый ранний период пушкинской лирики характеризуется и значительной длиной стихотворений, что объясняется, конечно, поэтической незрелостью молодого автора. По мере развития гения Пушкина его стихотворения становятся значительно короче.

Все это вместе взятое свидетельствует, с одной стороны, о периоде сознательного ученичества Пушкина по освоению большинства уже разработанных и русской, и западноевропейской поэтической традицией лирических форм, а с другой — о неорганичности для Пушкина почти всех извне пришедших к нему поэтических шаблонов, от которых он впоследствии и довольно скоро начинает освобождаться.

В этот, начальный, период поэтического развития Пушкина, когда все существо его было полно ликующим чувством молодости и прелести жизни со всеми ее дарами и наслаждениями, наиболее привлекательными и, как ему тогда казалось, наиболее свойственными самому характеру его дарования, были традиции поэтической мадригальной культуры XVIII века, растворенной острым вольномыслием французского просветительства.

Молодому поэту было приятно изображать себя стихотворцем, которому стихи даются без всякого труда:

* Возможно ли в свое творенье,
* Уняв веселых мыслей шум,
* Тогда вперять холодный ум,
* Отделкой портить небылицы,
* Плоды бродящие резвых дум,
* И сокращать свои страницы?

С этой, идущей от галантной поэзии XVIII века, традицией начинает соседствовать другая, также идущая от XVIII века,— державинская, пока еще воспринятая в ее специфически школьном освещении и довольно скоро заглохшая, с тем чтобы возродиться в новых условиях и на иной основе уже в годы творческой зрелости. В первую очередь это,- конечно, «Воспоминания в Царском Селе» (1814), с их идущим от военных од Державина пафосом воспевания славы русского оружия и блестящим воспроизведением чисто державинской поэтики.

Резкое изменение международного и внутреннего положения России после окончания Отечественной войны повлекло за собой не менее резкое изменение отношения передового русского общества к царю, что и не замедлило сказаться на последующей лирике Пушкина. Менялось отношение и к Наполеону. После его низложения европейские монархи во главе с Александр ром I организовали «Священный союз» для борьбы против начинавшихся в разных странах революционных и национально-освободительных движений. В это время, особенно после смерти Наполеона (1821), его имя мало-помалу начинало приобретать в прогрессивных кругах западноевропейского и русского обществ иной смысл и уже противопоставлялось «Священному союзу». -Забывалось при этом, что Наполеон сам в свое время уничтожил республику и объявил себя императором. Новое осмысление личности и деятельности Наполеона нашло свое отражение в целом ряде произведений как западноевропейской, так и русской лирики: в пушкинской оде на смерть Наполеона (1821), в «Ночном смотре» Жуковского ()836), в «Воздушном корабле» Лермонтова (1840) и др. Но сейчас, для пятнадцатилетиего мальчика Пушкина Наполеон — тиран, а Александр I — герой, который

* . . .с улыбкой примиренья
* Грядет с оливою златой.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector