Презентация «Жизнь и творчество Марины Цветаевой»

Аннотация: Презентация разработана для использования на уроке литературы. Мультимедийный проект будет полезен как учителю в подготовке к уроку, так и ученикам для самостоятельного изучения дома.

Презентация «Жизнь и творчество Марины Цветаевой» содержит в себе информацию о биографии Цветаевой, ее судьбе. Знакомит подробно с ее семейной жизнью, дает возможность понять творчество писательницы и почему она так рано ушла из жизни. По окончании презентации приведены вопросов для обсуждения прочитанного. Тексты в данной проекте представлены как короткие предложения, тезисы. Некоторые этапы жизни Марины Цветаевой описаны при помощи строк из ее же произведений. Предложен также текст ее предсмертной записки. В творческом задании ребятам необходимо сделать сравнение фотографии юной Марины и изображения Цветаевой в зрелом возрасте. Презентация побуждает к размышлению о судьбе писательницы и проявлению чувств в ее стихах.

Презентация по литературе. Марина Цветаева. Биография

Иллюстрации к биографии поэта

Целевая аудитория: для 11 класса

Автор: Наталья Павловна Пырева
Место работы: —
Добавил: maxinot

Физкультминутки обеспечивают кратковременный отдых детей на уроке, а также способствуют переключению внимания с одного вида деятельности на другой.

Уважаемые коллеги! Добавьте свою презентацию на Учительский портал и получите бесплатное свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Подпишитесь на почтовую рассылку Учительского портала и получайте ссылки на новые разработки уроков, презентации, тесты и другие методические материалы на электронную почту. Это бесплатно!

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

© 2007 — 2020 Сообщество учителей-предметников «Учительский портал»
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич

Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.

Ответственность за разрешение любых спорных вопросов, касающихся опубликованных материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте.
Администрация портала готова оказать поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.

Презентация к уроку по литературе (11 класс) по теме: Презентация «Жизнь и творчество М.И. Цветаевой» — презентация

Презентация была опубликована 7 лет назад пользователемsatinka.ucoz.ru

Работа рассказывает о жизни М. Цветаевой. Рекомендуется использовать на вводных уроках по изучению творчества поэта, внеклассных мероприятиях.

Похожие презентации

Презентация 11 класса по предмету «Русский язык, Литература, Чтение» на тему: «Презентация к уроку по литературе (11 класс) по теме: Презентация «Жизнь и творчество М.И. Цветаевой»». Скачать бесплатно и без регистрации. — Транскрипт:

1 Марина Цветаева Жизнь и творчество поэта

2 Марина Ивановна Цветаева ( 26 сентября (8 октября) 1892, Москва, Российская империя 31 августа 1941, Елабуга, СССР) русская поэтесса, прозаик, переводчик, один из крупнейших русских поэтов XX века.

3 Марина Цветаева родилась 26 сентября (8 октября) 1892 года в Москве, в день, когда православная церковь празднует память евангелиста Иоанна Богослова. Это совпадение нашло отражение в нескольких стихотворениях поэта. Красною кистью Рябина зажглась. Падали листья, Я родилась. Спорили сотни Колоколов. День был субботний: Иоанн Богослов.

4 Её отец, Иван Владимирович, — профессор Московского университета, известный филолог и искусствовед; стал в дальнейшем директором Румянцевского музея и основателем Музея изящных искусств.

5 Мать, Мария Александровна Мейн (по происхождению из обрусевшей польско-немецкой семьи), была пианисткой, ученицей Антона Рубинштейна. Огромное влияние на Марину, на формирование её характера оказывала мать. Она мечтала видеть дочь музыкантом.

6 После смерти матери от чахотки в 1906 году Марина с сестрой Анастасией остались на попечении отца. Анастасия (слева) и Марина Цветаевы. Ялта, …Всё бледней лазурный остров-детство, Мы одни на палубе стоим. Видно, грусть оставила в наследство Ты, о мама, девочкам своим!

7 Детские годы Цветаевой прошли в Москве и в Тарусе. Из-за болезни матери она подолгу жила в Италии, Швейцарии и Германии. «Дом Тьо» был куплен в 1899 г. дедом М.Цветаевой по материнской линии А.Д. Мейном. После его смерти в доме прожила последние 20 лет своей жизни его вторая жена, которую малолетние Марина и Ася прозвали «Тьо». Тьо от «тёти», так как не родная бабушка велела звать её тётя. Прозвище «Тьо» перешло и на дом. В этом доме Марина и Анастасия Цветаевы жили во время зимних приездов в Тарусу в гг.

8 Начальное образование Марина Ивановна получила в Москве, в частной женской гимназии М. Т. Брюхоненко. Продолжила его в пансионах Лозанны (Швейцария) и Фрайбурга (Германия). В шестнадцать лет предприняла поездку в Париж, чтобы прослушать в Сорбонне краткий курс лекций о старофранцузской литературе.

9 В 1910 году Марина опубликовала (в типографии А. А. Левенсона) на свои собственные деньги первый сборник стихов «Вечерний альбом». (Сборник посвящён памяти Марии Башкирцевой, что подчёркивает его «дневниковую» направленность). «Эта книга – не только милая книга девических признаний, но и книга прекрасных стихотворений» Н. Гумилёв Н. Гумилёв

10 За «Вечерним альбомом» двумя годами позже последовал второй сборник «Волшебный фонарь». На раннее творчество Цветаевой значительное влияние оказали Николай Некрасов, Валерий Брюсов и Максимилиан Волошин (поэтесса гостила в доме Волошина в Коктебеле в 1911, 1913, 1915 и 1917 годах). В 1913 году выходит третий сборник «Из двух книг».

11 Я с вызовом ношу его кольцо Да, в вечности жена, не на бумаге!- Чрезмерно узкое его лицо Подобно шпаге… Безмолвен рот его, углами вниз, Мучительно-великолепны брови. В его лице трагически слились Две древних крови …В его лице я рыцарству верна, Всем тем, кто жил и умирал без страху! — Такие — в роковые времена — Слагают стансы- и идут на плаху. 3 июня 1914 В 1911 году Цветаева познакомилась со своим будущим мужем Сергеем Эфроном.

12 27 января 1912 года состоялось венчание Марины Цветаевой и Сергея Эфрона. В этом же году у Марины и Сергея родилась дочь Ариадна (Аля).

13 Летом 1916 года Цветаева приехала в город Александров, где жила её сестра Анастасия Цветаева с гражданским мужем Маврикием Минцем и сыном Андреем. В Александрове Цветаевой был написан цикл стихотворений («К Ахматовой», «Стихи о Москве» и др. стихотворения), а её пребывание в городе литературоведы позднее назвали «Александровским летом Марины Цветаевой». Сёстры Цветаевы с детьми, С. Эфрон, М. Минц (стоит справа). Александров, 1916 г.

14 В 1914 году Марина познакомилась с поэтессой и переводчицей Софией Парнок; их романтические отношения продолжались до 1916 года. Цветаева посвятила Парнок цикл стихов «Подруга». Отношения с Парнок Цветаева охарактеризовала как «первую катастрофу в своей жизни».

15 В 1917 году Цветаева родила дочь Ирину, которая умерла от голода в приюте в Кунцево (тогда в Подмосковье) в возрасте 3-х лет. Ариадна (слева) и Ирина Эфрон год Годы Гражданской войны оказались для Цветаевой очень тяжелыми. Сергей Эфрон служил в рядах Белой армии. Марина жила в Москве, в Борисоглебском переулке. В эти годы появился цикл стихов «Лебединый стан», проникнутый сочувствием к белому движению. Дом в Борисоглебском переулке, 6, в котором жила М.Цветаева с 1914 по 1922 год

16 В мае 1922 года Цветаевой с дочерью Ариадной разрешили уехать за границу к мужу, который, пережив разгром Деникина, будучи белым офицером, теперь стал студентом Пражского университета. Сначала Цветаева с дочерью недолго жила в Берлине, затем три года в предместьях Праги. Марина Цветаева в 1924-м году Тоска по родине! Давно Разоблаченная морока! Мне совершенно всё равно – Где совершенно одинокой Быть, по каким камням домой Брести с кошелкою базарной В дом, и не знающий, что – мой, Как госпиталь или казарма… 1934 г.

17 В 1925 году после рождения сына Георгия семья перебралась в Париж. Мур (Георгий Сергеевич Эфрон), сын Марины Цветаевой. Париж, 1930-е. М.И. Цветаева с мужем и детьми, 1925 г.

18 Большинство из созданного Цветаевой в эмиграции осталось неопубликованным. В 1928 в Париже выходит последний прижизненный сборник поэтессы «После России», включивший в себя стихотворения годов. Позднее Цветаева пишет об этом так: «Моя неудача в эмиграции в том, что я не эмигрант, что я по духу, то есть по воздуху и по размаху там, туда, оттуда…».

19 15 марта 1937 г. выехала в Москву Ариадна, первой из семьи получив возможность вернуться на родину. 10 октября того же года из Франции бежал Эфрон, оказавшись замешанным в заказном политическом убийстве. В 1939 году Цветаева вернулась в СССР вслед за мужем и дочерью. По приезде жила на даче НКВД в Болшево (ныне Музей- квартира М. И. Цветаевой в Болшево). М.И. Цветаева, Франция, 1939 г. Фото на паспорт перед возвращением на Родину Дом-музей Цветаевой в Болшево, город Королёв

20 27 августа была арестована дочь Ариадна, 10 октября Эфрон. В августе 1941 года Сергей Яковлевич был расстрелян; Ариадна после пятнадцати лет репрессий реабилитирована в 1955 году. В этот период Цветаева практически не писала стихов, занимаясь переводами. Сергей Эфрон с дочерью Ариадной (Алей), 1930-е

21 31 августа 1941 года Марина Цветаева покончила жизнь самоубийством, повесилась в доме, куда вместе с сыном была определена на постой. Она оставила три предсмертные записки: тем, кто будет её хоронить («эвакуированным», Асеевым и сыну). Дом, где покончила с собой М.И. Цветаева Посмертная записка сыну

22 Марина Цветаева похоронена 2 сентября 1941 года на Петропавловском кладбище в г. Елабуге. Точное расположение её могилы неизвестно. На высоком берегу Оки, в её любимом городе Таруса согласно воле Цветаевой установлен камень (тарусский доломит) с надписью «Здесь хотела бы лежать Марина Цветаева».

Марина Ивановна Цветаева

Марина Ивановна Цветаева( (Жизнь, творчество, судьба) Работу выполнили ученицы 11а класса Созыкина Ульяна и Фисунова Дарья 2011 Содержание

• Сергей Яковлевич Эфрон

• Особенности поэтического языка

• Марина Ивановна Цветаева родилась 26 сентября (8 октября) 1892 года в московской профессорской семье.

Об уровне образования, воспитания, духовного насыщения поэтессы в детстве и юности говорит уже тот факт, что родилась она в высококультурной семье, преданной интересам науки и искусства.

• Ее отец — Иван Владимирович Цветаев, (1847-1913), русский ученый, специалист в области античной истории, филологии и искусства, член-корреспондент Петербургской Академии Наук.

Он основал один из уникальнейших музеев столицы Музей изящных искусств в Москве (современный Музей изобразительных искусств имени А.

Пушкина) и был его первым директором.

Мейн происходила из обрусевшей польско-немецкой семьи, была талантливой пианисткой, ученицей Антона Рубинштейна.

Она великолепно играла на рояле, «залила детей музыкой», как позднее выразилась поэтесса.

В детстве из-за болезни матери (чахотки) Цветаева подолгу жила в Италии, Швейцарии, Германии;

перерывы в гимназическом образовании восполнялись учебой в пансионах в Лозанне и Фрейбурге.

Умерла она еще молодой в 1906 году, и воспитание двух дочерей, Марины и Анастасии, и их сводного брата Андрея стало делом глубоко их любившего отца.

Он старался дать детям основательное образование, знание европейских языков, всемерно поощряя знакомство с классиками отечественной и зарубежной литературы и искусства.

• Семья Цветаевых жила в уютном особняке одного из старинных московских переулков;

лето проводила в калужском городке Таруса, а иногда и в заграничных поездках.

Все это и было той духовной атмосферой, которой дышало детство и годы юности Марины Цветаевой.

Она рано ощутила свою самостоятельность во вкусах и привычках, крепко отстаивала это свойство своей натуры и в дальнейшем.

• Шестнадцати лет она осуществила самостоятельную поездку в Париж, где прослушала в Сорбонне курс старофранцузской литературы.

Учась же в московских частных гимназиях, она отличалась не столько усвоением предметов обязательной программы, сколько широтой своих общекультурных интересов содержание

• Писать стихи Марина начала с шести лет, а свое шестнадцатилетие отметила первой публикацией в печати.

Ранняя литературная деятельность Цветаевой связана с кругом московских символистов.

Она познакомилась с Валерием Брюсовым, оказавшим значительное влияние на ее раннюю поэзию, с поэтом Эллисом-Кобылинским, участвовала в деятельности кружков и студий при издательстве «Мусагет».

Не менее существенное воздействие оказали на нее поэтический и художественный мир дома Максимильяна Волошина в Крыму (Цветаева гостила в Коктебеле в 1911, 1913, 1915, 1917).

• В печати произведения Цветаевой появились в 1910, когда она издала на собственные средства свою первую книгу стихов – Вечерний альбом .

Игнорируя принятые правила литературного поведения, Цветаева решительно демонстрировала собственную независимость и нежелание соответствовать социальной роли «литератора».

Писание стихов она представляла не как профессиональное занятие, а как частное дело и непосредственное самовыражение.

• В 1912 году Марина Цветаева выходит замуж за Сергея Яковлевича Эфрона.

В 1918-1922 вместе с малолетними детьми она находится в революционной Москве, в то время как ее муж Сергей Яковлевич Эфрон сражается в белой армии в Крыму (стихи 1917-1921, полные сочувствия белому движению, составили цикл «Лебединый стан»).

Но затем он разочаровался в белом движении, порвал с ним и стал студентом университета в Праге.

• В отличие от стихов, не получивших в эмигрантской среде признания (в новаторской поэтической технике Цветаевой усматривали самоцель), успехом пользовалась ее проза, охотно принимавшаяся издателями и занявшая основное место в ее творчестве 1930-х годов.

«Эмиграция делает меня прозаиком. »– писала Цветаева.

Ее прозаические произведения – «Мой Пушкин», «Мать и музыка», «Дом у Старого Пимена», «Повесть о Сонечке», воспоминания о Максимильяне Волошине («Живое о живом»), М.

Кузмине («Нездешний ветер»), Андрее Белом («Пленный дух»), Борисе Пастернаке, Валерии Брюсове и другие, соединяя черты художественной мемуаристики, лирической прозы и философии, воссоздают духовную биографию Цветаевой.

• К прозе примыкают письма поэтессы к Борису Пастернаку и Райнеру Рильке.

Это своего рода эпистолярный роман.

Также Марина Цветаева много времени уделяла переводам.

В частности, ею переведены на французский язык четырнадцать пушкинских стихотворений.

содержание Особенности поэтического языка

• Сила цветаевскких стихов поражала тем больше, что их сюжеты были, не только традиционны для женской лирики, но в какой-то степени даже обыденны.

Но если раньше о любви рассказывал Он или от Его имени, то теперь голосом Цветаевой, о любви — как равная из равных — рассказывает Она, женщина.

В первом альбоме Цветаевой встречаются стихи в форме сонета, что предполагает высокое мастерство, умение в четырнадцати строках сказать многое.

Внимание к сонету требовало не только высокой стиховой культуры, но и емкость образа, четкость мысли.

Стихи ранней Цветаевой звучали жизнеутверждающе, мажорно.

Но уже в первых ее стихах была неизвестная прежде в русской поэзии жесткость, резкость, редкая даже среди поэтов-мужчин.

В стихах Марины Цветаевой есть и твердость духа и сила мастера: Я знаю, что Венера — дело рук, Ремесленных, — и знаю ремесло.

• Откроешь любую страницу, и сразу погружаешься в ее стихию — в атмосферу душевного горения, безмерности чувств, острейших драматических конфликтов с окружающим поэта миром.

В поэзии Цветаевой нет и следа покоя, умиротворенности, созерцательности.

Она вся в буре, в действии и поступке.

Слово Цветаевой всегда свежее, прямое, конкретное, значит только то, что значит: вещи, значения, понятия.

Но у нее есть своя особенность — это слово-жест, передающее некое действие, своего рода речевой эквивалент душевного жеста.

Такое слово сильно повышает накал и драматическое напряжение речи: Нате! Рвите! Глядите! Течет, не там же? Заготавливайте чан! Я державную рану отдам до капли! Зритель — бел, занавес — рдян.

• И даже музыкальность, передавшаяся ей от матери сказывалась своеобразно — не в певучести и мелодичности.

Наоборот ее стихи резки, порывисты, дисгармоничны.

Она не столько писала стихи в обычном смысле, сколько их записывала — на слух и по слуху.

Они возникали из звукового хаоса, из сумятицы чувств, похожей на шум ветра или воды.

Музыкальность Цветаевой не похожа на символическую звукопись, она дожидалась, когда поэтическое слово само появится из звуковой влаги — из моря или речевой реки.

Звук, музыка были в ее сознании лоном стиха и прародителем поэтического образа.

Повинуясь музыкальной интонации Цветаева безжалостно рвет строку на отдельные слова и даже слоги, подобно музыканту, изнемогающему в море звуков.

Бродский в одной из своих статей говорил даже о «фортепианном» характере цветаевских произведений.

«Музыка» Цветаевой развивалась контрастно.

И что тому — костер остылый, Кому разлука — ремесло! Одной волною накатило, Другой волною унесло.

• Еще в 1921 году в творчестве Марины Цветаевой обнаруживается явный перелом.

Она все чаще изменяет широкой и свободной напевности ради медленного и торжественного «большого стиля».

От чисто лирических форм она все более охотно обращается к сложным лирико- эпическим конструкциям к поэме, к стихотворной трагедии.

И сама лирика ее становится монументальной: отдельные стихотворения сочетаются по принципу лирической сюжетности в циклы, подчиненные особым законам композиции.

Главенствующая форма речи в лирике Цветаевой — монолог, но очень часто обращенный к некому собеседнику, которого убеждают или оспаривают.

Стих Цветаевой с течением времени как бы отвердевает, утрачивает свою летучесть.

Уже в циклах «Ученик» и «Отрок» он становится торжественно величавым, приобретая черты одического «высокого слога».

И колос взрос, и час веселый пробил, И жерновов возжаждало зерно.

• Продолжая жить в литературе и для литературы, Цветаева писала много, с увлечением.

Стихи ее в ту пору звучали жизнеутверждающе, мажорно.

Только в самые трудные минуты могли вырваться у нее такие слова: “Дайте мне покой и радость, дайте мне быть счастливой, вы увидите, как и это умею!” В эти годы Государственное издательство выпускает две книги Цветаевой: “Версты” (1921) и поэму – сказку “Царь-девица” (1922).

• В мае 1922 года Цветаевой было разрешено вместе с дочерью выехать за границу к мужу.

С этого времени начинается эмигрантское существование Марины (кратковременное пребывание в Берлине, затем три года в Праге, а с ноября 1925 — в Париже).

Это время отмечено постоянной нехваткой денег, бытовой неустроенностью, непростыми отношениями с русской эмиграцией, возрастающей враждебностью критики.

• Эмиграция явилась для поэтессы тяжелейшим испытанием, ибо она не желала идти в общем створе большинства соотечественников.

Лучшим поэтическим произведениям эмигрантского периода присуще философская глубина, психологическая точность, экспрессивность стиля.

Произведения эмигрантского периода – это последний прижизненный сборник стихов «После России», «Поэма горы», «Поэма конца», лирическая сатира «Крысолов», трагедии на античные сюжеты «Ариадна», опубликованная под названием «Тезей», и «Федра» и другие произведения.

• Во второй половине 1930-х Цветаева испытала глубокий творческий кризис.

Она почти перестала писать стихи (одно из немногих исключений – цикл Стихи к Чехии (1938– 1939) – поэтический протест против захвата Гитлером Чехословакии.

Неприятие жизни и времени – лейтмотив нескольких стихотворений, созданных в середине 1930-х: Уединение: уйди, // Жизнь!( Уединение: уйди… , 1934), Век мой – яд мой, век мой – вред мой, / Век мой – враг мой, век мой – ад( О поэте не подумал… , 1934).

содержание Конец пути

• В 1937 Сергей Эфрон, ради возвращения в СССР ставший агентом НКВД за границей, оказавшись замешанным в заказном политическом убийстве, бежит из Франции в Москву.

Летом 1939 вслед за мужем и дочерью Ариадной (Алей) возвращается на родину и Цветаева с сыном Георгием (Муром).

В том же году и дочь и муж были арестованы (Сергей Эфрон расстрелян в 1941, Ариадна после пятнадцати лет репрессий была в 1955 реабилитирована).

• Сама Цветаева не могла найти ни жилья, ни работы;

ее стихи не печатались.

Оказавшись в начале войны в эвакуации, она безуспешно пыталась получить поддержку со стороны писателей и покончила жизнь самоубийством 31 августа 1941 в Елабуге (сейчас это территория

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: