Презентация Тема поэзии и поэта в лирике А

Презентация является краткосрочным учебным проектом ученицы девятого класса. Данная работа посвящена вопросу литературы. Результаты данной работы будут полезны педагогам на предметных уроках. Демонстрация слайдов может выступать в качестве дополнительного ресурса. Школьникам будет полезно просматривать материал в целях самообразования. Презентация способна расширить представление зрителей о творчестве Пушкина, а также помочь ученикам лучше понять смысл его произведений. Презентация станет хорошим подспорьем школьникам для написания сочинения по теме.

На экране представлены информативные, лаконичные тексты. Изображения делают презентацию интересной для изучения. Вниманию зрителей предложены портреты Пушкина, его рисунки, а также иллюстрации к знаменитым произведениям поэта. Результаты работы ученицы представлены на двадцати трех слайдах. Зрителям предложено познакомиться со следующими аспектами вопроса:

— общая характеристика произведений поэта;

— лицейский период в творчестве Пушкина;

— идея гражданского долга;

— осмысление поэзии как творческой работы;

— мечтания о недостижимой свободе;

— путь к духовному совершенству;

— анализ стихотворений «Пророк» и «Памятник».

ОСНОВНЫЕ МОТИВЫ ЛИРИКИ О. С. ПУШКИНА

Гений Пушкина намного опередил свое время. Поэзия Пушкина — это целый мир, в котором каждый читатель может найти то, что касается лично. Дружба, любовь к родине, ее история, история человечества, свобода личная и общественная, рабство и тирания, жизнь и смерть, природа и человек, любовь и одинокость — вот лишь небольшая частица мотивов его лирики. Мотивы свободы и воли особенно возвышенно звучат в творчестве Пушкина в начале 20-х годов. В этот период он поддерживает тесные связи с будущими декабристами, а ода «Вольность» — своеобразное поэтическое выражение идей «Союза благоденствия». И какие бы политические страсти не кипели, Пушкина, в первую очередь, оставался поэтом. Его оду благосклонно встретили читатели и единомышленники, но поэт некогда больше не обращается к этому жанру для создания актуальной политической лирики. Поэт ощутил, что новое время нуждается в не только новых тем, но и нового их решение. Свободолюбивые мотивы приобретают в его творчестве пристрастности, которая была присущий только интимной лирике, например, стих «К Чаадаеву».

Одна из главных тем творчества Пушкина — тема поэта и поэзии. Рылеев был его предшественниками в этой теме, определили гражданскую позицию поэта в отношении к явлениям действительности. Пушкин идет дальше, его волнует проблема свободы творчества, отображенная в стихе «Разговор книгопродавца с поэтом». Книготорговец очерчивает традиционные поэтические темы:

  • И так любовью утомленный,
  • Наскучат лепетом молвы,
  • Заранее отказались вы
  • Вот вашей лиры вдохновенной.
  • Теперь, оставят шумный свет,
  • И муз, и ветреную моду,
  • Что же изберете вы?
  • Поэт: Свободу.

В поэзии «Пророк» поэт говорит о своей ответственности за все, что происходит на земле. Пушкин обращается к образам мифологии, Библии. В начале стиха отображается духовная опустошенность поэта, и осознание своей миссии пророка предоставляет новой силы чувствам и способностям поэта. Он придет к выводу, который его миссия не просто утешать, радовать людей или давать наслаждение своими произведениями, но и учить читателя, вести его за собой: «И бога глас ко мнет воззвал: «Восстань, пророк, и виждь, и внемли, исполнись волей моей, и, обходя моря и земли, глаголом жги сердца людей!». Любовная лирика Пушкина удивительно богатая и разнообразная. Она имеет определенные особенности. Одна из них заключается в том, что поэт поднимает существующие правила и подчиняет форму содержания произведения (нет четкого разделенную на жанры — элегию, романс, послание). Например, известная поэзия «К ***» (Анне Петровне Керн), с одной стороны, выглядит, как послание, но имеет определенные черты романса и даже элегии.

Но Пушкина не только новатор формы, в любовной лирике он создает новую сеть ценностей, которая опирается на жизненную мудрость и гуманизм. Гуманизм проявляется, прежде всего, в его уважительном отношении к любимой, он признает за ней право на выбор, даже когда этот выбор не в его пользу. Пример — поэзия «Я вас любил». Любовь, за Пушкиным, это не аномалия (как часто изображали ее романтики), это естественный залог души человека, и даже когда это чувство не вызывает взаимности, оно приносит радость, а не страдание. Яркий пример такого взгляда на любовь — поэзия «На холмах Грузии лежит ночная мгла. »: И сердце вновь горит и любит — оттого, Что не любит оно не может. Исследователи творчества Пушкина определяют еще одну тему в творческом наследстве поэта — философская лирика. Это в первую очередь лирика природы, которая отбивает вечное течение жизни, неподвластное человека. В стихах о природе Пушкина воссоздавал свои представления об устройстве мира. Рождение, детство, юность, зрелость, старость и, в конце концов, смерть изображаются, как естественные, не вызывают ни удивление, ни протеста. Природа мудрая и справедливая, Пушкина склоняет главу перед самым дивом жизни, которой в его лирике прекрасное в любых проявлениях. К философской лирике принадлежат и создавай, где Пушкина излагает свои взгляды на человеческое общество. Например, «Анчар». Он не противопоставляет понятия раб и властитель, в его воображении эти лица равноправные, поэтому возникают такие строки:

  • Но человека человек
  • Послал к анчару властным взглядом.

Вина за то, что зло, которое воплощает анчар, вылилось в мир, лежит на них обеих. Рабство — это возвратная сторона тирании, и существовать они могут только вместе. Пушкин — первый русский писатель мирового значения, который имел влияние не только на русский, но и на мировой литературный процесс. Достоевский утверждал, что вся русская литература «вышла из Пушкина». Белинский назвал роман «Евгений Онегин» «энциклопедией русской жизни», в полной мере это определение можно отнести и к лирике Пушкина.

Любовная лирика Пушкина

Эту презентацию я использую на двойном уроке литературы в 9 классе. В презентации 3 ролика, представленных на этой странице: «Пушкин и Воронцова», «Пушкин и Керн», «Пушкин и Натали».

На уроке рассказывается о некоторых адресатах любовной лирики поэта, анализируются стихотворения, происходит знакомство с романсами на стихи Пушкина. В конце презентации несколько игровых вопросов.

Ниже на странице вы найдёте другой вариант урока (презентацию)

Е. К. Воронцова

Ролик «Е. К. Воронцова» я использую на уроке литературы в 9 классе по любовной лирике Пушкина, когда рассказываю об адресатах его поэзии. После просмотра можно предложить учащихмся следующие вопросы:

  • Какие черты были присущи Е. К. Воронцовой?
  • Что вы узнали о взаимоотношениях графа Воронцова и Е. К. Воронцовой с Пушкиным?

А. С. Пушкин и Натали

Вопросы к беседе по стихотворению «На холмах Грузии. «

  • К какому жанру можно отнести стихотворение?
  • Какие признаки элегии вы здесь видите?
  • Для какой цели используется пейзаж в стихотворении о любви?
  • Какое настроение создаёт пейзаж?
  • Почему поэт соединяет такие слова, как «грустно» и «легко»?
  • Найдите повторы.
  • Для какой цели их использует автор?
  • Прочтите концовку стихотворения.
  • Чем она интересна?

Вопросы к беседе по стихотворению «Я вас любил. «

  • Какова любовь лирического персонажа? О чём говорит последняя строка стихотворения?
  • Каков лейтмотив стихотворения?
  • О чём он говорит?
  • Почему поэт пишет о любви в прошедшем времени?

Календарно-тематическое планирование по литературе в 10 классе

Главная > Урок

Информация о документе
Дата добавления:
Размер:
Доступные форматы для скачивания:

Программы по литературе для 5-9 кл. под ред. Коровиной В.Я.- М., «Просвещение», 2008 г.

Учебно-методический комплект учащихся:

Коровин В. И. и др. Литература. 10 кл.: Учеб.: в 2 ч. – М.: Просвещение, 2007

Учебно-методический комплект учителя:

Беляева Н. В. И др. Литература: 10 кл.: Метод. советы. – М.: Просвещение, 2007

Золотарёва И. В., Михайлова Т. И. Поурочные разработки по литературе 19 века. 10 класс. В 2 ч. – М.: ВАКО, 2005

Пояснительная записка к календарно-тематическому планированию

Рабочая программа по литературе для 10 класса разработана на основе авторской программы по литературе для 5-9 кл. под ред. Коровиной В.Я.- М., «Просвещение», 2008 г.

Программа реализована в учебнике:

Коровин В. И. и др. Литература. 10 кл.: Учеб.: в 2 ч. – М.: Просвещение, 2007

Количество часов по программе – 105

Количество часов по учебному плану школы – 105

Подготовка к ЕГЭ предполагает изменения в формах контроля. В связи с этим вводятся элементы тестирования формата ЕГЭ. Домашние работы предполагается проводить в виде развёрнутых ответов на проблемные вопросы.

Тема урока. Основное содержание

Материал по учебнику

Вид урока. Основные виды деятельности учителя и учащихся

Введение (2 часа)

Введение. Русская литература XIX века в контексте мировой литературы.

Основные темы и проблемы русской литературы XIX века.

Выявление уровня литературного развития учащихся

Творчество Пушкина (9 часов + 2Р = 11 часов)

Гуманизм лирики Пушкина и ее национально-историческое и общечеловеческое содержание.

Романтическая лирика А.С. Пушкина периода Южной и Михайловской ссылок. «Демон», Трагизм мировосприятия и его преодоление.

Беседа, анализ стихотворений «Погасло дневное светило…», «Подражания Корану»

Одно из стихотворений наизусть

Тема поэта и поэзии в лирике А.С. Пушкина. «Поэт», «Поэту», «Осень», «Разговор книгопродавца с поэтом»

Эволюция темы свободы и рабства в лирике А.С. Пушкина. «Вольность», «Свободы сеятель пустынный…», «Из Пиндемонти»

Одно из стихотворений наизусть

Философская лирика А.С. Пушкина.

Тема жизни и смерти. «Брожу ли я вдоль улиц шумных…», «Элегия», «… Вновь я посетил…», «Отцы пустынники и жены непорочны…».

Домашнее сочинение по лирике Пушкина

Петербургская повесть А.С. Пушкина «Медный всадник». Человек и история в поэме. Тема «маленького человека» в поэме «Медный всадник»

Образ Петра I как царя-преобразователя в поэме «Медный всадник».

Социально-философские проблемы поэмы. Диалектика пушкинских взглядов на историю России

Классное сочинение по творчеству А.С. Пушкина

Творчество Лермонтова (7 часов + 3Р = 10 часов)

Основные темы и мотивы лирики М.Ю. Лермонтова. Своеобразие художественного мира поэта.

Молитва как жанр в лирике М.Ю. Лермонтова . «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою…»)

Тема жизни и смерти в лирике М.Ю. Лермонтова.

Анализ стихотворений «Валерик», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана…»), «Завещание»

Философские мотивы лирики М.Ю. Лермонтова. «Как часто, пестрою толпою окружен…» как выражение мироощущения поэта.

Мечта о гармоничном и прекрасном в мире человеческих отношений. «Выхожу один я на дорогу…»

Адресаты любовной лирики М.Ю. Лермонтова.

Уроки внеклассного чтения

Подготовка к домашнему сочинению по лирике М.Ю. Лермонтова

Классное сочинение по творчеству М.Ю. Лермонтова

Творчество Гоголя ( 6 часов + 2Р = 8 часов)

Романтические произведения. «Вечера на хуторе близ Диканьки».

Сатирическое и эпико-драматическое начала в сборнике «Миргород».

«Петербургские повести» Н.В. Гоголя. Образ «маленького человека» в «Петербургских повестях»

Н.В. Гоголь. «Невский проспект». Образ Петербурга. Обучение анализу эпизода

Правда и ложь, реальность и фантастика в повести «Невский проспект»

Беседа. Тестирование по творчеству Пушкина, Лермонтова, Гоголя

Н.В. Гоголь. «Портрет». Место повести в сборнике «Петербургские повести»

Урок внеклассного чтения

Классное сочинение по повести Н.В. Гоголя

Творчество Гончарова (5 часов)

Обзор русской литературы второй половины XIX века.

Место романа «Обломов» в трилогии «Обыкновенная история» — «Обломов» — «Обрыв».

Обломов – «коренной народный наш тип». Диалектика характера Обломова.

Конспекты критических статей

«Обломов» как роман о любви. Авторская позиция и способы ее выражения в романе

«Что такое обломовщина?» Роман «Обломов» в русской критике

Творчество Островского (6 часов)

Традиции русской драматургии в творчестве писателя.

Драма «Гроза». История создания, система образов, приемы раскрытия характеров героев.

Ответы на проблемные вопросы

Своеобразие конфликта. Смысл названия

Конспект статьи Добролюбова

Город Калинов и его обитатели. Изображение «жестоких нравов» «темного царства»

Конспект статьи Писарева

Протест Катерины против «темного царства». Нравственная проблематика пьесы

Споры критиков вокруг драмы «Гроза».

Семинар. Тестирование по творчеству Гончарова и Островского

Домашнее сочинение по драме А.Н. Островского «Гроза»

Творчество Тургенева (6 часов + 1Р = 7 часов)

И.С. Тургенев. Жизнь и творчество. «Записки охотника» и их место в русской литературе

И.С. Тургенев – создатель русского романа. История создания романа «Отцы и дети»

Ответы на проблемные вопросы

Базаров – герой своего времени. Духовный конфликт героя

Ответы на проблемные вопросы

«Отцы» и «дети» в романе «Отцы и дети»

Ответы на проблемные вопросы

Любовь в романе «Отцы и дети»

Ответы на проблемные вопросы

Анализ эпизода «Смерть Базарова».

Споры критике вокруг романа «Отцы и дети». Подготовка к домашнему сочинению

Тестирование формата ЕГЭ (часть В)

Творчество Тютчева (4 часа)

Ф.И. Тютчев. Жизнь и творчество. Единство мира и философия природы в его лирике.

Silentium!», «Не то, что мните вы, природа…», «Еще земли печален вид…», «Как хорошо ты, о море ночное…», «Природа – сфинкс…»

Человек и история в лирике Ф.И. Тютчева. Жанр лирического фрагмента в его творчестве.

Одно из стихотворений наизусть

Любовная лирика Ф.И. Тютчева. Любовь как стихийная сила и «поединок роковой».

Творчество Фета (2 часа + 1в/ч = 3 часа)

А.А. Фет. Жизнь и творчество. Жизнеутверждающее начало в лирике природы.

Любовная лирика А.А. Фета. Гармония и музыкальность поэтической речи и способы их достижения. Импрессионизм поэзии Фета.

Домашнее сочинение по лирике Ф.И. Тютчева и А.А. Фета

А.К. Толстой. Жизнь и творчество. Основные темы, мотивы и образы поэзии А.К. Толстого. Фольклорные, романтические и исторические черты лирики поэта.

Урок внеклассного чтения

Творчество Некрасова (8 часов)

Н.А. Некрасов. Жизнь и творчество. Социальная трагедия народа в городе и деревне. Судьба народа как предмет лирических переживаний страдающего поэта.

Героическое и жертвенное в образе разночинца-народолюбца.

Н.А. Некрасов о поэтическом труде. Поэтическое творчество как служение народу.

Анализ стихотворения «Элегия»

Тема любви в лирике Н.А. Некрасова, ее психологизм и бытовая конкретизация.

Ответ на проблемный вопрос

«Кому на Руси жить хорошо»; замысел, история создания и композиция поэмы.

Образы крестьян и помещиков в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Дореформенная и пореформенная Россия в поэме. Тема социального и духовного рабства

Образы народных заступников в поэме «Кому на Руси жить хорошо».

Ответ на проблемный вопрос

Особенности языка поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Фольклорное начало в поэме.

Практикум, тестирование по творчеству Тургенева и Некрасова

Домашнее сочинение по творчеству Н.А. Некрасова

Творчество Салтыкова-Щедрина (3 часа)

М.Е. Салтыков-Щедрин. Личность и творчество. проблематика и поэтика сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина

Обзор романа М.Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города».

Уроки внеклассного чтения

Ответ на проблемный вопрос

Замысел, история создания, жанр и композиция романа. Образы градоначальников

Уроки внеклассного чтения

Творчество Толстого (12 часов + 1Р = 13 часов)

Л.Н. Толстой. Жизнь и судьба. Этапы творческого пути. Духовные искания. Нравственная чистота писательского взгляда на мир и человека

Народ и война в «Севастопольских рассказах» Л.Н. Толстого

Уроки внеклассного чтения

История создания романа «Война и мир». Особенности жанра. Образ автора в романе

Духовные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова

Ответ на проблемный вопрос

Женские образы в романе «Война и мир»

Ответ на проблемный вопрос

Семья Ростовых и семья Болконских

Тема народа в романе «Вона и мир»

Ответ на проблемный вопрос

Кутузов и Наполеон

Проблемы истинного и ложного в романе «Война и мир».

Ответ на проблемный вопрос

Художественные особенности романа. Подготовка к домашнему сочинению

Анализ эпизода из романа «Война и мир».

Творчество Достоевского (7 часов)

Ф.М. Достоевский. Жизнь и судьба. Этапы творческого пути. Идейные и эстетические взгляды

Образ Петербурга в русской литературе. Петербург Ф.М. Достоевского

Ответ на проблемный вопрос

История создания романа «Преступление и наказание».

«Маленькие люди» в романе «Преступление и наказание», проблема социальной несправедливости и гуманизм писателя

Ответ на проблемный вопрос

Духовные искания интеллектуального героя и способы их выявления. теория Раскольникова. Истоки его бунта

Ответ на проблемный вопрос

Значение образа Сони Мармеладовой в романе «Преступление и наказание». Роль эпилога в романе.

Домашнее сочинение по роману «Преступление и наказание»

Творчество Лескова (3 часа)

Н.С. Лесков. Жизнь и творчество. Повесть «Очарованный странник» и ее герой Иван Флягин.

Рассказ «Тупейный художник». Необычность судеб и обстоятельств. Нравственный смысл рассказа

Ответ на проблемный вопрос

Катерина Кабанова и Катерина Измайлова. (По пьесе Островского «Гроза» и рассказу Лескова «Леди Макбет Мценского уезда»)

Урок внеклассного чтения

Ответ на проблемный вопрос

Творчество Чехова (6 часов)

А.П. Чехов. Жизнь и творчество. Особенности рассказов 80-90 –х годов. «Человек в футляре»

Проблематика и поэтика рассказов 90-х годов.

Ответ на проблемный вопрос

Душевная деградация человека в рассказе «Ионыч»

Особенности драматургии А.П. Чехова

«Вишневый сад»: история создания, жанр, система образов. Разрушение дворянского гнезда

Ответ на проблемный вопрос

Символ сада в комедии «Вишневый сад». Своеобразие чеховского стиля

Зачетная работа за второе полугодие

К. Хетагуров. Жизнь и творчество. Сборник «Осетинская лира». Изображение тяжелой жизни простого народа. Специфика художественной образности

Урок внеклассного чтения

«Вечные» вопросы в зарубежной литературе. Романтизм, реализм и символизм в произведениях зарубежной литературы. Ги де Мопассан. «Ожерелье».

Уроки внеклассного чтения

Г. Ибсен. «Кукольный дом».

Уроки внеклассного чтения

Итоговый урок. Нравственные уроки русской литературы XIX века

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: