Презентация Пушкин о зиме

Мир природы входит в душу человека с момента его появления на свет, вызывая неподдельное изумление и восторг. С годами это восприятие становится спокойным и осмысленным, и от того, насколько глубоко способен человек видеть и чувствовать окружающую красоту, зависит во многом его нравственный облик.

Пушкинская поэзия открывает нам неповторимую прелесть родной природы. Под влиянием его изумительных стихов мы совершаем путешествие к морю, любуемся с высоты видом Кавказа, отдыхаем в тихом деревенском «пустынном уголке», приводя в порядок свои мысли и чувства, или мчимся по зимней дороге, слыша отдаленный звон колокольчика.

В лирике Пушкина русская природа оживает в своей неброской пленительной красоте. Золотые и багряные краски осени сменяются ослепительной белизной зимы. Любимым временем года была для Пушкина осень, которой посвящено одноименное стихотворение. Это своеобразный поэтический календарь, в котором поэт дает точную и емкую характеристику всех времен года и выражает свое отношение к ним. Восприятие природы у Пушкина нетрадиционно и непривычно. Например, строчки, посвященные лету, вызывают улыбку и заставляют согласиться с автором:

Ох, лето красное! любил бы я тебя,
Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи.

Так же откровенно говорит Пушкин о весне:

. я не люблю весны;
Скучна мне оттепель, вонь, грязь &#151 весной я болен.
Кровь бродит; чувства, ум тоскою стеснены.
Суровою зимой я более доволен.

А ведь весна издавна считается в поэзии самым прекрасным временем года, когда оживает природа, пробуждается душа. Но Пушкину ближе осень и зима.

И с каждой осенью я расцветаю вновь;
Здоровью моему полезен русский холод;
К привычкам бытия вновь чувствую любовь:
Чредой слетает сон, чредой находит голод;
Легко и радостно играет в сердце кровь,
Желания кипят &#151 я снова счастлив, молод.

Русский мороз дает поэту ощущение бодрости, силы, заставляет кровь быстрее струиться в жилах, возвращая молодость и счастье. Зимой особенно чувствуется уют теплого дома, который резко контрастирует с завыванием вьюги за окном. Это ощущение замечательно передано в стихотворении «Зимний вечер», оно усиливается воспоминаниями о самом близком человеке далекого детства &#151 няне Арине Родионовне.

Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя,
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя.
То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашумит.
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко застучит.

В такой вечер особенно хорошо, греясь у огня, слушать песни и сказки, когда за окном разгулялась вьюга. Но природа неповторима в своей изменчивости. Наступает утро &#151 и нет следа вчерашней непогоды. В стихотворении «Зимнее утро» нашему взору открывается чарующая картина:

Под голубыми небесами,
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо ладом блестит.

Своя прелесть есть и в морозной зимней ночи, замечательно изображенной поэтом:

Какая ночь! Мороз трескучий,
На небе ни единой тучи;
Как шитый полог, синий свод
Пестреет частыми звездами.

Такой ночью, когда все погружается в сон, поэт может силой своего воображения перенестись в историческое прошлое своей страны, во времена опричнины. Но эта жестокая эпоха виселиц и казней давно миновала, а над Москвой по-прежнему раскинулся огромный синий свод, усыпанный звездами. Природа вечна. Она, как и прежде, удивительна и изменчива и продолжает восхищать взор поэта.

Ни одно из времен года не вызывало у Пушкина такого очарования, как осень. Ему удалось увидеть и передать богатство и многообразие ее красок, которые кажутся еще прекраснее в преддверии близкого умирания.

Унылая пора! очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса &#151
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса.

В этом стихотворении Пушкин находит для характеристики своего любимого времени года удивительные, исполненные глубокого смысла сравнения. Он уподобляет осень нелюбимому ребенку в семье. Пытаясь объяснить свое особое отношение к этой поре увядания, поэт сравнивает ее с умирающей от чахотки девушкой:

Играет на лице еще багровый цвет,
Она жива еще сегодня, завтра нет.

Но осень особенно дорога Пушкину еще и потому, что она пробуждает его творческие силы, заставляя оживать поэтическое воображение. Многим великим произведениям Пушкина мы обязаны осени. Он замечательно передает в одноименном стихотворении, как рождается вдохновенье и возникают образы, рифмы, звуки, плоды мечты.

И мысли в голове волнуются в отваге,
И рифмы легкие навстречу им бегут,
И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,
Минута &#151 и стихи свободно потекут.

В пушкинских стихах о природе проявляются не только его вкусы и особенности восприятия, но и такие нравственные качества, как вольнолюбие, гуманность, патриотизм. Эти чувства пронизывают стихотворение «Деревня», в котором автор с любовью и нежностью рисует неяркий, но пленительный сельский пейзаж:

Я твой &#151 люблю сей темный сад
С его прохладой и цветами,
Сей луг, уставленный душистыми скирдами,
Где светлые ручьи в кустарниках шумят. Эти строки воспринимаются как признание поэта в любви к родной земле, к своему народу. Его освобожденный от «суетных оков» взор видит рабское положение русского крестьянства, его разум и совесть гуманиста не могут примириться с этим. В стихотворении звучит горячий призыв к прогрессивно мыслящим людям бороться за освобождение своего народа. Ведь свобода &#151 самое ценное, чем может обладать человек.

Понять и ощутить это помогает Пушкину встреча с морем. «Свободная стихия» поражает его своей мощью и беспредельностью, она созвучна его мыслям и чувствам. И, хоть для человека невозможно обретение абсолютной воли, он может сохранить свою внутреннюю свободу, которая останется с ним навсегда, как воспоминание о море:

Прощай же, море! Не забуду
Твоей торжественной красы
И долго, долго слышать буду
Твой гул в вечерние часы.

Презентация Чтение стихотворений о зиме

Предмет презентации: Литература
Тема: Чтение стихотворений о зиме

Презентация подготовлена для формирования на уроке литературы правильного и выразительного чтения учеников. Цели презентации: Развивать и обогащать речь детей начальных классов, тренировать память.

Зима! Пушкин
методическая разработка по чтению (2 класс) по теме

Урок литературного чтения по программе «Школа России»

Скачать:

Вложение Размер
zima_pushkin.rar 480.38 КБ

Предварительный просмотр:

Тема : А Пушкин «Зима ! Крестьянин торжествуя…»

Цели: создать образовательное пространство для знакомства и понимания учащимися стихотворения А Пушкина «Зима! Крестьянин торжествуя..»

Задачи: 1 Формировать у детей умение видеть в тексте изобразительно-выразительные средства, уметь воссоздавать образ, создаваемый автором произведения для понимания мысли автора, чувствовать настроение произведения; учить выразительному чтению стихотворения; 2 Развивать творческое воображение, обогащать и развивать читательский опыт учащихся, расширять словарный запас; формировать способность содержательно выражать собственные мысли и чувства, развивать умение классифицировать предметы. 3 Воспитывать любовь к Родине и её истории.

  1. Введение в тему . Игра «Да -Нетка» Я загадала слово, с помощью вопросов, на которые можно ответить только да или нет, отгадайте его.( прием из ТРИЗ – педагогики) Слово САНИ. -Когда нужны САНИ? — Когда слышите слово ЗИМА, что себе представляете? Какие ваши любимые произведения о зиме? – Хотите познакомиться еще с одним? – Определите тему урока.
  2. Постановка учебной задачи. — На этом уроке мы снова окунёмся в поэтический мир произведений А.С.Пушкина. Все свои мысли, желания, свое настроение авторы произведений передают нам через свои творения.. А задача наша как читателей — понять всё, чем хотел рассказать автор. Сегодня мы познакомимся с небольшим отрывком из 5-й главы романа А.С.Пушкина “Евгений Онегин” и попробуем понять, какие мысли, чувства и настроения передаёт поэт.
  3. Изучение нового материала. ( Лягте на парты и закройте глаза) Прослушивание записи стихотворения. О чем это произведение? Какие картины возникли в воображении при прослушивании? ( фиксация на доске). Вам понравилось, как актер прочитал это стихотворение? Что надо уметь, чтобы так читать7 ( Надо уметь понимать смысл произведения, его настроение.) Хотели бы вы научиться выразительно читать стихи? Мы с вами уже знакомы с алгоритмом подготовки выразительного чтения. Давайте его вспомним:

1 понять содержание текста. 2опредилить задачу своего чтения. 3 выбрать средства выразительности: темп, интонацию, паузы, логическое ударение.

— Мы читаем стихи – и перед нами возникают картины, только поэт нарисовал их не красками, а словами. Чтобы хорошо рассмотреть картину, надо не просто прочитать – надо увидеть каждое слово и понять его.

Прочитайте стихотворение про себя и подумайте, все ли слова вам понятны.

Какие слова не понятны? Запишите их в тетрадь(фиксирую на доске) Попробуем объяснить их смысл. Что нам в этом поможет? Что делать, если в нашем словарике нет такого слова? ( обратиться к взрослому словарю или выйти в интернет) Урок мы начали со слова САНИ. Что это такое? А кроме саней, на чем еще можно было раньше ездить зимой? Как сейчас есть много видов машин, так много средств передвижения зимой было раньше, когда люди использовали для этого лошадей. Прочитайте стих –е еще раз, может оно вам подскажет, на чем еще можно было ездить? КИБИТКА ДРОВНИ САЛАЗКИ Объясните как выглядит каждый предмет.

  1. Работа в группах. Разделитесь на две группы, кто хочет узнать, как выглядит кибитка подойдите к компьютеру и выйдите в интернет, а остальные подойдите к словарю и найдите описание дровен. Проверка работы групп.

Слайд 1 Посмотрите на рисунки и определите, где дровни, а где кибитка.

Сейчас, когда мы выяснили значение некоторых слов, давайте еще раз прочитаем стихотворение по цепочке и представим картины, которые нарисовал для нас поэт. –Прочитайте первые четыре строки

Опишите первую картину –крестьянин торжествуя едет на дровнях – Почему он торжествует, как понять ? Когда мы так же радуемся Зиме? Докажите, что в этом году крестьянин выезжает первый раз. Почему крестьянского коня Пушкин называет лошадкой? Устно нарисуйте эту картину( вопросы на уточнение – какой снег? Небо? Как выглядит крестьянин?) Прочитайте вторые четыре строчки.

О чем говориться во второй картине? Есть ли в ней упоминание о лошадях? Кто везет кибитку? Почему кибитка удалая, как она едет? Какие кони в нее запряжены, как вы думаете? Устно нарисуйте эту картину( вопросы на уточнение – как выгладит ямщик…)

Слайд2 Выберите из данных рисунков изображение коня, которого можно запрячь в дровни. Почему?

Прочитайте стих-е до конца.

О чем говориться в третьей картине? Кто главный герой этой картины? Чем он занят? Какой вы представляете себе Жучку? Как вы думаете, будет ли его ругать мама? А вы играли когда-нибудь так? Расскажите. Устно нарисуйте эту картину( вопросы на уточнение….) В начале урока мы пытались нарисовать картины, которые мы увидели при первом прочтении. Изменилось ли ваше понимание произведения?

  1. Выразительное чтение стихотворения. В начале урока мы хотели понять о чем хотел рассказать автор, для того чтобы научиться выразительно читать и передавать слушателю наше понимание произведения мы работали по алгоритму: работали с содержанием текста, сейчас давайте определимся с задачей чтения – для чего мы будем читать для слушателей это произведение ( оно нам понравилось, надо, чтобы и другим понравилось, хочу чтобы другие тоже увидели картины, хочу передать радостное настроение автора от прихода зимы и первого снега.)

Ну а средства выразительности пусть каждый выберет сам при самостоятельной подготовке к выразительному чтению.

Проверка самостоятельной работы – Выразительное чтение по желанию

Какие задачи мы ставили на урок? Чего ты достиг на этом уроке?

Презентация к уроку литературного чтения «А.Пушкин и С.Есенин о зиме». 4 класс.

Презентация уроков чтения в 4 классе по учебнику Литературное чтение под редакцией Г.М. Грехнёва.
Показывает красоту родной природы, которая вдохновила великих поэтов на замечатнельные стихи. Сравниваются и анализируются произведения А.Пушкина » Вот север тучи нагоняя. » и С.Есенина «Поёт зима-аукает. «.

Предмет: Литературное чтение

Целевая аудитория: для 4 класса

Автор: Володина Ольга Борисовна
Место работы: МБОУ СОШ № 16, п.Тульский, Республика Адыгея
Добавил: olgavolodina

Физкультминутки обеспечивают кратковременный отдых детей на уроке, а также способствуют переключению внимания с одного вида деятельности на другой.

Уважаемые коллеги! Добавьте свою презентацию на Учительский портал и получите бесплатное свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Подпишитесь на почтовую рассылку Учительского портала и получайте ссылки на новые разработки уроков, презентации, тесты и другие методические материалы на электронную почту. Это бесплатно!

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

© 2007 — 2020 Сообщество учителей-предметников «Учительский портал»
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич

Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.

Ответственность за разрешение любых спорных вопросов, касающихся опубликованных материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте.
Администрация портала готова оказать поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: