Презентация на тему: ь

Н.В.Гоголь . Поэма «Мертвые души» Учитель литературы Кирова Л.Р.МОУ ВСОШ № 2 г. Твери Тверской области

Цели урока: Вступительное занятие по: истории создания, замыслу и композиции поэмыКомментированное чтение: экспозиция и завязка поэмы – приезд П.И. Чичикова в город N.Развивать у учащихся интерес к чтению, эстетический вкус, закрепить умение обобщать материал групп, использовать диалог культур.

Начало работы над поэмой – 1835г. « Я начал было писать, не определивши себе обстоятельного плана, не давши себе ответа, что такое должен быть сам герой. Я думал просто, что смешной проект, исполнением которого занят Чичиков, наведет меня на разнообразные лица и характеры» Н.В.Гоголь.

Париж – Германия – Рим – Иерусалим — Россия «Мертвые души» писались за границей, куда Гоголь уехал после постановки «Ревизора» в тягостном состоянииНе оцененным современниками за добрые намерения служить обличением неправды, уезжает не только, чтобы пережить обиду, а чтобы обдумать «свои будущие творения» и творить «с большим размышлением».

прогулки по риму 1) З.А. Волконская 2) рис. Жуковского «Гоголь на вилле Волконской» (доклад учащихся)3) Прогулки Гоголя с В.А.Жуковским по Риму

Гоголь в Риме 1) Портрет Гоголя художника Ф.А.Моллера2) Портрет Гоголя художника А.Иванова (доклад учащихся)

Рисунок гоголя к поэме 1) Почему Гоголь выделяет слово поэма огромными буквами?2) На какие рисунки вы еще обратили внимание? Символом чего они являются?

Замысел поэмы Истоки видят в Евангелии в мысли апостола Павла: «как в Адаме все умирают, так в Христе все оживут».Гоголь задумал большое произведение подобное «Божественной комедии» Данте.Знаменитая фреска Микеланджело «Страшный суд» размахом своего гнева оказалась близка карающему смеху Гоголя.

ТОЛКОВАНИЕ СЛОВА «МЕРТВЫЙ» В НАЗВАНИИ ПОЭМЫ Толковый словарь В.И. Даля Мертвый: 1) способный в возрождению 2) косный, бездуховный

Приезд Чичикова в город n Что же видим мы, путешествуя вместе с Чичиковым? Какая Россия предстает перед нами?«Сюжет «Мертвые душ» хорош для меня тем, что дает полную свободу изъездить с героем всю Россию и вывести множество разнообразных характеров» Гоголь

Творческая работа Работа по группам:1) Проследите маршрут прогулки П.И. Чичикова по городу.А)ГостиницаБ) Улица и городской садВ) Вечеринка у губернатораПодведение итогов экскурсии1) Какими приемами пользуется Гоголь при изображении города?2) Что говорится о его типичности?3) Чем интересуется Чичиков в городе?4) Что мы узнаем о Чичикове?

Домашнее задание 1) Каковы мнения чиновников и помещиков о Чичикове и почему?Губернатор ПрокурорПочтмейстерСобакевич 2) Читать 2 главу. Ставим проблемный вопрос к последующим главам:Какие же грехи опутали наших героев?

Список литературы. А.М. Докусов, М.Г. Качурин. Поэма Н.В.Гоголя «Мертвые души» в школьном изучении. Пособие для учителя. М., 1982г.Ю.М.Лотман. В школе поэтического слова: Пушкин, Лермонтов, Гоголь. Книга для учителя, М., 1988г.В.Г. Маранцман. Н.В.Гоголь «Мертвые души» Из опыта преподавания литературы: 8 кл., М., 1975г.Личность Гоголя в воспоминаниях современников. К уроку в 8 классе. Журнал «Литература в школе»№2, 1986г.В.Г. Маранцман. Изучение литературы в 9 классе. Методическое пособие для учителя. М., Просвещение, 1994г.А.Н. Семенов. Русская литература в вопросах и заданиях9-10 классы. Пособие для учителя, Владос, 2000г.В.Я. Коровина и др. Русская литература, 9 класс, практикум, М., Просвещение, 1999г.О.А. Еремина. Поурочное планирование по литературе .К учебнику-христоматии «Литература» 9 класс. Изд. Экзамен, М., 2005г.Т.И. Богомолова. Использование опорных схем на уроках литературы в старших классах. Пособие для учителя. Калуга, 1994г.О.Г. Черных. Практикум по литературе, 9 класс. Мастерская учителя – словесника, М, Вако, 2010г.Литература, 9 класс под редакцией В.Я.Коровиной, М., Просвещение, 2011г.Н.В.Гоголь «Мертвые души» Поэма с рисунками А.Лаптева. М., Детская литература, 1967г.Статьи журналов «Литература в школе»№2 1998г, «Уроки литературы» №9 2008г.Е.С. Смирнова-Чикина. Поэма Н.В. Гоголя «Мертвые души». Комментарий.Таблицы на уроках литературы.

Мертвые души

Это вершина творчества Гоголя и, по словам В. Кожинова, наименее понятое и освоенное произведение из всех великих классических творений русского искусства слова. Начато оно в 1835 г. Когда Гоголь в письме Пушкину 7 октября 1835 г. просит сюжет, у него уже написаны три главы. Однако первоначальный замысел комического романа не получает развития, а после премьеры «Ревизора» резко меняется. Гоголь об этом писал в «Авторской исповеди» и в письме Н. Языкову: «Сатира теперь не подействует и не будет метка, но высокий упрек лирического поэта «будет много значить». Осенью 1836 г. в письме Жуковскому Гоголь назовет жанр нового произведения — поэма, и определит содержание: «Вся Русь явится в нем».

Главная идея гоголевской жизни и творчества — служение добру. Идея добра в художественных образах превращается в идеал, но путь к идеалу может лежать через отрицание зла, через его сатирическое изображение. В поэме Гоголя сатиры как отрицания нет, но есть иронический смех, цель которого — излечить, исправить. Это, соответствует авторскому убеждению: «Многое бы возмутило человека, быв представлено в наготе своей; но озаренное силою смеха, несет уже примирение в душу». Оценка произведения как сатиры встречается в статьях и высказываниях Белинского неоднократно, но лишь свидетельствует о той острой литературной борьбе, которая велась за Гоголя по выходе «Мертвых душ».

Внимание к душе, отраженное в названии (возникшее сразу, оно не менялось Гоголем), характеризует философские интересы гоголевского времени. Романтизм, обратившийся к внутреннему миру человека, обнаружил душу в самых разных состояниях. Для реалистического творчества Гоголя душа стала категорией, непосредственно связанной с положительным идеалом (вспомним начало «Невского проспекта», где идут не люди, а вещи, части одежды). Наличие души выражает у Гоголя полноценность человека (Е. Смирнова). Гибель, страдания и возрождение души определяло структуру задуманного трехтомного произведения.

Философ и теоретик романтизма Шеллинг рекомендовал строить произведения по образцу «Божественной комедии» Данте: ад, чистилище, рай. Та же идея у Гоголя, но завершен только первый том. Название поэмы символично. Мертвые души — это не вычеркнутые из ревизского списка умершие крестьяне, это омертвелые души помещиков, чиновников, несчастного, забитого народа. Символический подтекст важен для понимания поэмы.

Так символический смысл приобретает дорога: по ней движется бричка Чичикова, она связывает поместья, деревни, города, она — путь всей России, по ней летит Русь-тройка. Символичен образ сада в главе о Плюшкине. Символическую нагрузку несет проходной эпизод — смерть прокурора; городской бал и т.д.

Символический смысл произведения подсказывался при его первом издании необычной обложкой — это был рисунок Гоголя. Художественный язык обложки отражает особенности творческого мышления автора. Разнообразные бытовые предметы (бутылки, рюмки, рыба на блюде), жанровые сценки (подгулявший мужик, танцующая пара), в декоративных завитках обнаруживаются черепа, в центре обложки скелет; стул, похожий на трон, женская головка в крестьянском головном уборе напоминает корону; сапог, лапоть, мчащаяся тройка — все это есть в поэме, но не в беспорядочном виде, а во взаимозависимом движении.

Русь с одного бока открывается в четкой композиции: главы помещичьи, главы чиновничьи, последняя глава — о Чичикове, история его жизни. Организация помещичьих глав подчиняется одинаковым принципам. В них повторяется описание дома, комнаты, еды, акта купли-продажи. В то же время каждому помещику дан неповторимо оригинальный портрет с авторской подписью (дубинноголовая, исторический человек и т. д.), индивидуальный характер, субъективная реакция на происходящее. Помещики даются в окружении других лиц (семья, крестьяне и т. д.). Каждая из этих глав как законченная повествовательная история.

Чиновничьи главы построены иначе. Здесь нет имен, как у помещиков, нет индивидуальности. Чиновники не должны отличаться друг от друга (мухи на сахаре), они воплощают государство, безликую власть.

Завершающая первый том глава детально, хронологически воспроизводит и объясняет характер Павла Ивановича Чичикова, ибо такого героя ни русская жизнь, ни русская литература не знала. Композиционную стройность поэмы объясняют разными причинами. По Гуковскому, например, она связана с акцентированием зла, проступающего в персонажах. Поэтому первые даны помещики, чья власть, а, следовательно, и зло, ограничены рамками имения. Чиновники творят зло от имени государства, они могущественнее и поэтому расположены вторыми. Замыкает эту иерархию зла Чичиков, представляющий активное зло (по Гоголю — подлец). С точки зрения Аксакова, помещичья галерея начинается с Манилова потому, что именно Манилов, мечтатель, — положительное лицо.

Среди персонажей поэмы особая роль принадлежит автору. Лирические отступления — одна из форм выражения авторской позиции. Другая связана присутствием в поэме вставного эпизода — Повести о капитане Копейкине Ее толкование исследователями (Ю. Лотманом, И. Золотоусским и др.) достаточно различно.

Творческий взгляд Гоголя в «Мертвых душах» полон, целен, неразложим (А. Григорьев). Разлагать его творчество и обособлять какие-то отдельные мотивы недопустимо, ибо вне целого они теряют смысл. Национальная самокритика в поэме представляет не отрицание русской жизни, или сатирические разложение ее, а объективное раскрытие ее неразумного состояния, при котором народная субстанция не нашла себе ни осознания, ни определенной формы (В. Кожинов).

Первый том будет опубликован в 1842 г., и с этого же времени Гоголь пишет продолжение, обещание которого предсказывается в последней главе. Однако история Создания второго тома — трагические страницы биографии творчества писателя. До нас дошли отдельные главы и страницы ранней редакции, и делать решительные выводы на их основании — дело неблагодарное.
Путь проповедничества, на который вступил Гоголь, приведет к созданию сборника публицистического характера, составленного из писем автора разным адресатам. «Выбранные места из переписки с друзьями» представляют религиозно-нравственную программу возрождения человека и общества. Ее высоко ценили Л. Толстой и А. Блок.

Сатирические образы помещиков (по произведению Гоголя «Мертвые души»)

Сатирические образы помещиков (по произведению Гоголя «Мертвые души») Замысел «Мертвых душ» возник и сложился в творческом сознании Гоголя под непосредственным влиянием Пушкина. Пушкин, прочитав рукопись, произнес голосом, полным тоски: «Боже, как грустна наша Россия?». В 1842 году поэма была опубликована, несмотря на цензурный запрет, помог напечатать ее Белинский. Ее появление оказалось большим событием в русской общественной и. литературной жизни. Герцен отметил, что «Мертвые души» потрясли всю Россию». Выход поэмы вызвал еще большую бурю, чем появление комедии «Ревизор». Крепостники-дворяне, узнавшие себя в разных лицах нового произведения Гоголя, реакционная критика злобно осудили и автора, к поэму, обвиняя Гоголя в том, что он не любит Россию, что это насмешка над русским обществом. Прогрессивный лагерь, и среди них Белинский, считали, что сатира Гоголя — это сатира горячего патриота, который пламенно любил свой народ. Гоголь был твердо уверен в великом’ будущем страны, он понимал, что в народе скрыты огромные возможности и силы, чтобы изменить облик России. Именно глубокая любовь к России, чувство тревоги за судьбы своего народа питали беспощадную сатиру Гоголя в изображении дворянско- крепостнического мира. Гоголь писал в своем дневнике: «Бывает время, когда нельзя устремить общество иди даже все поколение к прекрасному, пока не покажешь всю глубину его настоящей мерзости». Портретная галерея «Мертвых душ» открывается Маниловым. По натуре Манилов обходителен, добр, вежлив, но все это приняло у него смешные, уродливые формы. Он никому и ничем не доставил пользы, потому что жизнь его занята пустяками. Слово «маниловщина» стало нарицательным. Прекраснодушие — самая отличительная черта Манилова. Отношения между людьми ему представлялись всегда праздничными, без столкновений и противоречий. Жизни он совершенно не знал, реальность у него подменялась пустой фантазией, и поэтому он на все смотрит сквозь «розовые очки». Это единственный помещик, который подарил «мертвых душ» Чичикову. Следом за Маниловым Гоголь показывает Коробочку, одну из «тех матушек, небольших помещиц, которые плачутся на неурожаи и убытки, а между тем набирают понемногу деньжонок в мешочки, размещенные по ящикам комодов». Коробочка не имеет претензий на высокую культуру, как Манилов, она не предается пустому фантазированию, все ее мысли и желания вертятся вокруг хозяйства. Крепостные крестьяне для нее, как и для всех помещиков, — товар. Поэтому Коробочка не видит разницы между душами живыми и мертвыми. Коробочка говорит Чичикову: «Право, отец мой, никогда еще не случалось мне продавать покойников». Чичиков называет Коробочку дубиноголовой. Это меткое определение вполне освещает психологию помещицы, типичной представительницы дворянского крепостнического общества. Типичен образ Ноздрева. Это человек «на все руки». Его увлекает пьяный разгул, буйное веселье, карточная игра. В присутствии Ноздрева ни одно общество не обходилось без скандальных историй, поэтому автор иронически называет Ноздрева «историческим человеком». Болтовня, хвастовство, вранье — самые типичные черты Ноздрева.

По оценке Чичикова, Ноздрев — «человек-дрянь». Он держит себя развязно, нагло и имеет «страстишку нагадить ближнему». Собакевич, в отличие от Манилова и Ноздрева, связан с хозяйственной деятельностью. Собакевич — кулак и хитрый пройдоха. Гоголь беспощадно разоблачает жадного накопителя, которого «омедведила» система крепостного права. Интересы Собакевича ограничены. Его цель жизни — это материальное обогащение и вкусная еда. Мебель в доме Собакевича: стол, кресла, стулья — напоминали самого хозяина. Через внешность, через сравнение с предметами домашнего обихода Гоголь достигает огромной яркости и выразительности в описании характерных черт героя. Галерею»мертвых душ» завершает Плюшкин, в котором мелочность, ничтожность и пошлость достигают предельного выражения. Скупость и страсть к накопительству лишили Плюшкина человеческих чувств и привели его к чудовищному уродству. В людях он видел только расхитителей его имущества. Сам Плюшкин отказался от общества, никуда не ходил и в гости к себе никого не приглашал. Он выгнал дочь и проклял сына. У него люди умирали как мухи, многие его крепостные числились в бегах. Плюшкин всех своих крестьян считал тунеядцами и ворами. В главе о Плюшкине шире, чем в других, затрагивается крестьянский вопрос. Уже внешний вид деревни говорит о тяжелой и беспросветной доле крепостных, об их полном разорении. Глубокий упадок всего крепостнического уклада жизни России наиболее реально отразился в образе Плюшкина. Образы Гоголя отличаются глубокой типизацией и являются правдивым обобщением общественных порядков. Писатель сам глубоко и великолепно чувствовал общечеловеческую широту созданных им типов. Гоголь писал: «Ноздрев долго не выведется из мира. Он везде между нами и, может быть, только ходит в другом кафтане». Гоголь нарисовал в своей поэме мрачную и страшную картину крепостного общества, которое неспособно к руководству национальной жизнью, общества, лишенного элементарного представления о честности и общественном долге, опустошенного и духовно мертвого. Вся передовая, мыслящая Россия читая поэму, понимала ее название так, как понял Герцен: «Мертвые души» — это ужас и позор России». Высокую оценку Гоголю дали его современники. Позднее Чернышевский писал: «Давно уже не было в мире писателя, который был бы так важен для своего народа, как Гоголь для России.» Сейчас нет помещиков, но черты характера, которые так ярко запечатлел -Гоголь в поэме «Мертвые души», остались, рассыпавшись в бессчетных количествах пороков огромной части общества. Жириновский напоминает Ноздрева, поэтому его можно назвать «исторической личностью». Коробочки встречаются почти на каждом шагу, выживших из ума Плюшкиных редко, но все-таки можно встретить, одним Маниловым в нашем жестоком веке нечего делать. Попусту мечтать — это слишком, большая роскошь. Гоголь бессмертен, и это ясно каждому, кто хорошо изучил русскую литературу девятнадцатого века. Главное свойство гоголевского дара особенно отчетливо проявилось в обрисовке характеров помещиков. Умение очертить двумя, тремя чертами «пошлость пошлого» человека позднее использовал Чехов.

Социальная почва, на которой процветали Чичиковы, Маниловы, Собакевичи, Ноздревы, давно разрушена. А зло бюрократизма, накопительства, лицемерия по-прежнему в человечестве неистребимо. Разящая сатира Гоголя необходима и нашему времени. Важно, может быть, и другое. В произведении — пугающая картина разобщенности людей, их отчуждения от подлинного смысла жизни. Человек потерял человеческое лицо. А это уже не смешно, а страшно. «Мертвые души» помещиков окончательно утратили способность по- настоящему видеть, слышать, думать. Их поведение механическое, заданное раз и навсегда, подчинено единственной цели — приобретать, чтобы «спать» наяву. Это духовная смерть! Страстное желание Гоголя пробудить сонное человеческое сознание созвучно любой эпохе застоя. «Мертвые души» — произведение новаторское, смело развивающее традиции русской литературы. Все свои помыслы писатель отдавал народу, он видел возрождение России в уничтожении праздной касты тунеядцев, имя которым — дворяне-крепостники. В этом величие литературного подвига Гоголя. Список литературы

Таким образом, говоря об эпичности «Мертвых душ», следует их сравнивать не с эпосом Гомера, а с более близкими хронологически явлениями литературы. В свое время Б. М. Эйхенбаум приравнял к эпосу карамзинскую «Историю государства Российского». Развивая эту мысль, Ю. М. Лотман пишет: «Карамзин увидел общее между отношением историка (и его образца — летописца) к своему материалу и эпического певца к исполняемым им произведениям. Художник такого типа не является творцом в новейшем понимании. Он растворяет свою личность в воссоздаваемом им огромном полотне. Эта поэзия эпической стихийности захватила Карамзина, и он решил, что наиболее полное ее выражение он сможет осуществить в эпически-образном полотне, написанном как поэма в прозе».[88] Продолжение этой традиции ученый увидел, в частности, в «Тарасе Бульбе». Кажется, однако, что гораздо более полным и ярким выражением той же творческой тенденции явились «Мертвые души». Разница лишь в том, что у Карамзина русская история предстает как последовательный ряд событий, занимающий более десятка томов, тогда как сконцентрировавшие в себе всю массу национальных традиций образы Гоголя позволяют ему заменить века реального исторического времени несколькими днями сюжетного

Хронотоп поэмы Н. В. Гоголя “Мёртвые души” – сочинение по “Мертвые души” Гоголь Н. В

Объектом настоящего исследования является поэма Н. В. Гоголя «Мёртвые души». Предмет исследования: хронотоп поэмы Н. В. Гоголя «Мёртвые души». Сложное и интересное отношение пространства и времени — это один из любимых приёмов Гоголя. Нам захотелось разобраться в особенностях хронотопа писателя, этим и объясняется наш выбор темы.

Цель работы: определить, что включает в себя понятие хронотопа; посмотреть, как хронотоп «работает» в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души». Гипотеза: мы предполагаем, что сложный хронотоп в произведениях Н. В. Гоголя — важный способ выражения авторской позиции. Разработанность темы исследования.

Говоря о пространстве и времени в литературе, следует упомянуть работы Михаила Михайловича Бахтина, известного русского философа и литературоведа. Под хронотопом (от греческих слов «время» и «место») М. М. Бахтин понимает «существенную взаимосвязь временных и пространственных отношений». Бахтин в своей работе писал: «Хронотоп в литературе имеет существенное жанровое значение. Можно прямо сказать, что жанр и жанровые разновидности определяются именно хронотопом, причем в литературе ведущим началом в хронотопе является время.

Хронотоп как формальносодержательная категория определяет (в значительной мере) и образ человека в литературе; этот образ всегда существенно хронотопичен. …». Исходя из содержания работ Бахтина, хочется ещё раз подчеркнуть важность хронотопа в литературе, именно он определяет жанр произведения. Фраза что образ человека в литературе всегда хронотопичен, можно истолковать так: «образ человека в произведениях всегда отражает время, в которое этот человек живёт». В литературоведении существует значительное количество работ, которые в той или иной мере обращены к исследованию дорогипути. Ю. М. Лотман говорит о дороге как об универсальной форме организации пространства.

Е. В. Треногина сравнивает пространство дороги в произведениях Н. В. Гоголя и Ф. М. Достоевского, А. И. Карпенко рассматривает дорогу как фольклорный мотив в творчестве Н. В. Гоголя. Проблемы иерархичности, многофункциональности, разноплановости пространства у Гоголя стали предметом исследований Ю. В. Манна. Но все работы не содержат детального изучения хронотопа поэмы (больше говорится о хронотопе всего творчества Гоголя, о его эволюции) и написаны языком научным, что осложняет понимание материала. Это и определило тему нашего исследования.

Теоретическая значимость работы заключается в том, что она дает представление о хронотопе дороги как о теоретиколитературном понятии, знакомит с возможностями игры писателя с текстом, с читателями. Практическое значение исследования определяется тем, что его материалы могут быть использованы в школьном преподавании при изучении поэмы Н. В. Гоголя «Мёртвые души». Положения, выносимые на защиту: 1. Хронотоп дороги выступает важным элементом, организующим художественное пространство поэмы Н. В. Гоголя «Мёртвые души». 2. Хронотоп дороги в поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души» играет важную сюжетообразующую роль и имеет свою специфику.

Ющую роль и имеет свою специфику. Хронотоп дороги в романтической прозе характеризуется авантюрным временем, которое позволяет писателям использовать пространство и время дороги для различных неожиданных встреч, по ходу повествования решающим образом влияющих на судьбу героев и на развитие сюжета. 3. Пространственновременные характеристики дороги в «Мертвых душах» Н. В. Гоголя отражают ярко выраженные черты действительности, являются связующим звеном единой системы художественных образов данного произведения.

Дорога в «Мертвых душах» наполняется глубоким художественнофилософским смыслом, когда из реальной дороги главного героя перерастает в метафорическую тему дороги как тему нравственного развития человека или, бесконечно расширяясь, переходит в дорогу всей страны. Автор: Миронова Виктория Забайкальский край, Борзинский район, пгт. Шерловая Гора МОУ: Харанорская СОШ № 40 класс10Б

Предыдущий реферат из данного раздела: Школа – мой второй дом – Школа, учителя

Следующее сочинение из данной рубрики: Учитель в моей жизни – Школа, учителя

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: