Презентация на тему: Мертвые души

Красноярский крайМОУ «Тюхтетская средняя общеобразовательная школа №1» Урок литературы в 9 «А» классе Учитель – Попелышко Вера Николаевна.

Данная презентация используется как иллюстративный материал на итоговом уроке по теме «Образы помещиков в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души», а так- же как материал для промежуточного контроля.

Н.В.Гоголь «Мертвые души» Образы помещиков

План урока Вводное слово учителя. Отчет групп о проделанной работе по плану (слайд №5). Лирические отступления в поэме (слово учителя, прослушивание монолога В.И.Качалова «…Птица-тройка» (слайд №12)). Итоги урока. Контроль за усвоением изученного материала (тест – слайды № 13-18).

Павел Иванович Чичиков Как Гоголь знакомит нас с Чичиковым? Зачем Чичиков приезжает в губернский город? Каким предстает перед нами Павел Иванович Чичиков в 1 главе?

План ответа Описание деревни. Описание господского дома. Описание внешности помещика. Отношение помещика к предложению Чичикова. Отношение Чичикова к помещику. Каким образом происходит «купля – продажа» «мертвых душ»?

Манилов «У Манилова ничего не было…» Полное отсутствие живых мыслей, стремлений, интересов. Бесплодное фантазерство, сладенькая болтовня.

Настасья Петровна Коробочка Бессмысленное накопительство, неуемная жажда выгоды – и полная духовная нищета. Типичность «дубиноголовой» помещицы.

Ноздрев «…говоруны, кутилы лихачи – народ видный». Пустой, вздорный прожигатель жизни.

Собакевич «Патриот русского желудка», ненависть к культуре и просвещению. Грубая сила, напористость и наглость. Помещик – торгаш и кулак.

Плюшкин Потерявший человеческий облик, вконец опустившийся человек. «И до такой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек». «Прореха на человечестве».

Вывод «…Не ревизские – мертвые души, а все эти Ноздревы, Маниловы и все прочие». А.И.Герцен

Вопрос №1 Н. В. Гоголь писал: «Один за другим следуют у меня герои, один пошлее другого». Восстановите последовательность в изображении деградации помещиков в поэме: Плюшкин Манилов Собакевич Коробочка Ноздрев

Вопрос №2 Кому из героев поэмы «Мертвые души» соответствуют приведенные характеристики: 1. «. Господин, не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок, нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не так, чтобы слишком молод». 2. «Помещик. еще вовсе человек не пожилой, имевший глаза сладкие, как сахар». 3. «. Набирают понемногу деньжонок в пестрядевые мешочки, размещенные по ящикам комодов. В один мешочек отбирают все целковики, в другой полтиннички, в третий червертачки. » 4. «Это был среднего роста, очень недурно сложенный молодец, с полными румяными щеками, с белыми как снег зубами и черными как смоль бакенбардами. Свеж он был, как кровь с молоком, здоровье, казалось, так и прыскало с лица его». 5. «Он ему на этот раз показался похожим на средней величины медведя. для довершения сходства фрак на нем был совершенно медвежьего цвета, рукава длинны, панталоны длинны, ступнями он ступал и вкривь и вкось и наступал беспрестанно на чужие ноги». 6. «Долго он не мог рассмотреть, какого пола была фигура. Платье на ней было совершенно неопределенное, похожее на женский капот, на голове колпак. «Ой, баба!» — подумал он про себя».

Вопрос №3 По описанию жилища героев поэмы «Мертвые души» определите, кому оно принадлежит: 1. «Дом господский стоял одиноко на юру, открытом всем ветрам; покатость горы была одета подстриженным дерном. На ней были разбросаны две-три клумбы. Была видна беседка с деревянными голубыми колоннами и надписью: «Храм уединенного размышления». 2. «Комната была обвешана старенькими полосатыми обоями; картины с какими-то птицами, зеркала с темными рамками. за всяким зеркалом заложены были или письмо, или старая колода карт, или чулок». 3. «Впереди виднелся деревянный дом с мезонином, красной крышей. и дикими стенами, — дом вроде тех, как у нас строят для военных поселений и немецких колонистов». 4. «Он шагнул в темные широкие сени, от которых подуло холодом, как из погреба. На одном столе стоял даже сломанный стул, и рядом с ним часы с остановившимся маятником, к которому паук уже приладил паутину».

Кого из героев поэмы характеризует:1. Мечтательность, прожектерство, бесхарактерность, сентиментальность.2. Дубинноголовость, мелочная хлопотливость, невежественность.3. Кулачество, человеконенавистничество, мракобесие, грубость.4. Ненасытная жадность, скупость, крохоборство.5. Безалаберность, хвастовство, наглость, ярмарочный героизм.6. Хищническая цепкость, беспринципность, склонность к аферам и авантюризм. Ноздрева Манилова Чичикова Коробочку Плюшкина Собакевича

Вопрос №5 Кому из героев поэмы принадлежат характерные для них «слова и словечки»: 1. «Разинь, душенька, ротик», «препочтеннейший, прелюбезнейший», «майский день, именины сердца», «магнетизм души». 2. «Острил зубы на мордаша», «черта лысого получишь», «субтильной суперфлю», «скандальозно», «кураж», «брудастый», «во рту словно эскадрон ночевал». 3. «Это все мошенники, мошенник на мошеннике сидит и мошенником погоняет». 4. «Наслышан об экономии и редком управлении имениями. «, «почел за долг познакомиться и принести лично свое почтение. «, «вы изволили пойти», «я имел честь покрыть вашу двойку»

Вопрос №6 «Прореха на теле человечества» — о ком так сказал Н. В.Гоголь?ЧичиковПлюшкинМаниловКоробочкаСобакевич

Используемые на уроке ЦОР СD – диск «Библиотека электронных наглядных пособий по литературе».

Гоголь мертвые души коробочка описание

В поэме Н. В. Гоголя изображена крепостническая Русь, страна, в которой вся земля с ее богатствами, ее народ принадлежали правящему дворянскому классу. Привилегированное положение дворянства накладывало на него ответственность за экономическое и культурное развитие государства.

Каковы же основные представители этого сословия? Писатель дает в поэме крупным планом образы помещиков, этих хозяев России. Причем он изображает не лучшую просвещенную часть дворянства, а тех, кто составлял его основную массу. Знакомство с обитателями патриархальных барских усадеб &#151 Маниловым, Ноздревым, Собакевичем, Коробочкой, Плюшкиным &#151 выявляет основные типичные черты российского провинциального дворянства: паразитизм, алчность, бездумное расточительство, умственное и моральное убожество. Как замечательный писатель-реалист Гоголь раскрывает эти общие качества в индивидуальных, ярких и неповторимых образах, создавая типические характеры.

Расположение помещиков в поэме не случайно. Сначала мы вместе с Чичиковым попадаем в поместье Манилова, которое называют парадным фасадом помещичьей России, а затем последовательно гостим у хозяйственной, аккуратной «скопидомки» Коробочки, чтобы потом побывать в разоренной усадьбе фамильярного, бесшабашного Ноздрева и у основательного кулака Собакевича. Завершает это безотрадное путешествие картина полнейшей ветхости и запустения деревни Плюшкина. В такой последовательности мы видим движение &#151 от лучшего к худшему. И касается это, главным образом, не столько барских усадеб, сколько их обитателей.

Манилов при первом знакомстве производит приятное впечатление культурного деликатного человека. Но уже в этой беглой характеристике слышится знаменитая гоголевская ирония. Об этом говорит и книга, два года заложенная закладкой на четырнадцатой странице, и сравнение его глаз с сахаром. В облике этого героя явственно проступает приторная слащавость. Склонность Манилова к изысканным, витиеватым оборотам речи говорит о его стремлении казаться просвещенным, высококультурным человеком. Но эти внешние обходительные манеры не могут скрыть пустоты его души. Все занятия Манилова состоят в бессмысленных мечтаниях, глупых и неосуществимых прожектах. На эту мысль наводит и описание его усадьбы, которое является у Гоголя важнейшим приемом характеристики помещиков. Каков хозяин, такова и усадьба. У Манилова в деревне царят беспорядок и разорение. Это впечатление усугубляется описанием пейзажа с преобладанием неопределенного, серого цвета. Невольно вспоминается авторская характеристика людей типа Манилова: «ни то ни се», «ни в городе Богдан ни в селе Селифан». Характер Манилова во всей полноте выражается в его речи и в том, как он ведет себя во время сделки с Чичиковым. Гоголь смешно описывает растерянность Манилова. Понимая, что предложение милейшего гостя явно противоречит закону, он не в силах отказать такому приятнейшему человеку. Его озабоченность находит выражение в размышлении о том, «не будет ли эта негоция не соответствующею гражданским постановлениям и дальнейшим видам России?» Комизм ситуации заключается в том, что заботу о политике государства проявляет человек, не знающий, сколько крестьян у него умерло, не умеющий наладить свое собственное хозяйство. И такие люди являются правящим классом России!

Другой тип помещицы предстает перед нами в образе Коробочки. В отличие от Манилова она хозяйственна и практична. Она хорошо знает цену «копейке». Поэтому она так боится продешевить, продавая Чичикову необычный товар. Все доводы предприимчивого дельца разбиваются о ее несокрушимую «дубинноголовость» и жадность. Значит, при всех индивидуальных особенностях она отличается такой же пошлостью и «мертводушием», как Манилов.

Зато какой неукротимой энергией, активностью, бойкостью, стремительностью веет от Ноздрева, этого кутилы, лихача, известного в городе «исторического человека». Его совершенно не занимают мелочные заботы о накоплении денег. Нет, у него другая, противоположная страсть &#151 бездумно и легко тратить деньги на кутежи, картежные игры, покупку ненужных вещей. Каков же источник его доходов? Он тот же, что и у других помещиков &#151 крепостные крестьяне, которые обеспечивают своим господам праздную и беззаботную жизнь. Именно на этой благодатной почве буйно расцветают такие качества Ноздрева, как наглое вранье, хамское отношение к людям, нечестность, бездумье. Это отражается в его отрывочной, быстрой речи, в том, что он постоянно перескакивает с одного предмета на другой, в его оскорбительных, бранных, циничных выражениях типа «скотовод эдакой», «свинтус ты за это», «такая дрянь». Говоря об одном герое, автор вместе с тем дает характеристику подобным ему людям. Ирония автора заключается в том, что в первой части фразы он аттестует таких ноздревых как «хороших и верных товарищей», а затем добавляет: «. и при всем том бывают весьма больно поколачиваемы». За что? Конечно, за их страстишку нагадить ближнему. Усадьба Ноздрева помогает лучше понять и его характер, и жалкое положение его крепостных, из которых он выколачивает все, что возможно. Поэтому нетрудно сделать вывод о бесправном и нищенском положении крепостных Ноздрева.

У Собакевича в противоположность Ноздреву все отличается добротностью и прочностью. Но это не производит отрадного впечатления, потому что Гоголь гиперболически подчеркивает уродство и нелепость построек Собакевича и обстановки его дома. При описании внешности этого героя писатель применяет блестящий художественный прием &#151 он сравнивает Собакевича со «средней величины медведем». Это позволяет читателю не только зримо представить себе облик героя, но и увидеть его животную сущность, отсутствие высшего духовного начала. Если Манилов хотя бы пытался усвоить внешние манеры интеллигентного гуманного человека, то Собакевич не скрывает своего глубокого презрения к просвещению, определяя его словом «фук». Именно собакевичи были главной опорой трона, они убивали все гуманное и прогрессивное. Собакевич &#151 ярый крепостник, который никогда не упустит своей выгоды, даже если речь идет об умерших крестьянах. Позорный торг из-за «мертвых душ» обнаруживает определяющую черту его характера &#151 неудержимое стремление к наживе, алчность, стяжательство. При обрисовке образа Собакевича писатель широко использует прием гиперболизации. Достаточно вспомнить его чудовищный аппетит или портреты полководцев с толстыми ногами и «неслыханными усами», украшавшими его кабинет.

Визит Чичикова к помещице Коробочке (по поэме Гоголя «Мертвые души»)

В поэме Гоголя «Мертвые души» очень верно подмечены и описаны образ жизни и нравы помещиков крепостников. Рисуя образы помещиков: Манилова, Коробочки, Ноздрева, Собакевича и Плюшкина, автор воссоздал обобщенную картину жизни крепостной России, где царил произвол, хозяйство находилось в упадке, а личность претерпевала нравственную деградацию. После написания и публикации поэмы Гоголь сказал: «“Мертвые души” произвели много шума, много ропота, задели за живое многих и насмешкою, и правдою, и карикатурою, коснулись порядка вещей,

Третья глава поэмы посвящена визиту к помещице Коробочке. Автор так описывает Коробочку: «Женщина пожилых лет, в каком‑то спальном чепце, надетом наскоро, с фланелью на шее, одна из тех матушек, небольших помещиц, которые плачутся на неурожаи, убытки… а между тем набирают понемногу деньжонок в пестрядевые мешочки…» Фамилия героини метафорически выражает сущность ее натуры, бережливой, недоверчивой, боязливой, суеверной. Имя и отчество Коробочки – Настасья Петровна

Коробочка знает цену «копейке», поэтому так боится продешевить в сделке с Чичиковым. Все доводы последнего разбиваются о ее «дубиноголовость» и жадность. Она ссылается на то, что хочет дождаться купцов да узнать цены. Коробочка опасается, как бы Чичиков не обманул ее, хочет выждать, чтобы «как‑нибудь не понести убытку», может быть, эти души в хозяйстве пригодятся. Ведь «товар такой странный, совсем небывалый» (она сначала думает, что Чичиков намерен выкопать мертвых из земли). Коробочка собирается подсунуть Чичикову вместо мертвых душ пеньку или мед. Цены на эти продукты она знает.

В образе Коробочки заключен тип омертвевшего в своей ограниченности человека. На принижение образа работает даже главная положительная черта помещицы, ставшая ее отрицательной страстью, – торговая деловитость. Каждый человек для нее – это прежде всего потенциальный покупатель. Небольшой домик и большой двор Коробочки символически отображают ее внутренний мир – аккуратный, крепкий; и всюду мухи, которые у Гоголя всегда сопутствуют застывшему, остановившемуся, внутренне мертвому миру. Гоголь вместе с тем обращает наше внимание на то, что эта помещица сама ведет хозяйство, а крестьянские хаты в ее деревне «показывали довольство обитателей».

Коробочка решает продать мертвые души из страха и суеверия, когда Чичиков посулил ей черта и чуть ее не проклял. Сомнения (не продешевила ли она?) вынуждают ее отправиться в город, чтобы узнать настоящую цену на столь странный товар. Едет Настасья Петровна в тарантасе, похожем на арбуз. Это еще один аналог ее образа наряду с комодом, шкатулкой и мешочками, полными денег… Нищая духом и разумом, Коробочка не видит ничего, что лежит за пределами ее имения. Художественные детали (вид имения, дома, интерьеры, вещи и т. д.) говорят о хозяине больше, чем его поступки. Образ Коробочки великолепно символизирует общественный уклад, где придавалось существенное значение соблюдению формы, где живую душу ради впечатления благополучия старались умертвить.

Сочинения на Getsoch.ru

Образ помещиков в «Мертвых душах» Н.В. Гоголя

На сегодняшний день произведение Гоголя «Мертвые души» является очень актуальным. Ведь главную задачу, которую поставил перед собой автор, был не просто рассказ о жизни определенных людей, а реалистический анализ сословия помещиков. Для того чтобы хорошо более детально раскрыть сущность жизни помещиков, Гоголь в своем произведении приводит несколько примеров.

В первую очередь автор подчеркивает тот момент, что каждый помещик считает себя выше всех остальных людей. Это отлично проявляется у Манилова. Его дом расположен в очень неудобном месте, где он постоянно поддается атакам ветров и дождей. Но для Манилова это не проблема, ведь так его жилище находится на самом высоком месте, и каждый, кто будет проезжать мимо, обязательно сможет увидеть всю эту красоту. Сам Манилов по себе очень ленив. Он не любит заниматься делами, то привело к упадку деревни, дал детям имена героев Древней Греции, для того чтобы стать еще более уникальным. Манилов постоянно мечтает, но все это пустые размышления, ведь он ничего для этого не делает. Большую часть времени он думает о том, что для нет занятия, и что именно это является причиной его бездействия. Еще одна особенность Манилова – это лесть. Он постоянно красиво общается с людьми. Но это нисколько не говорит о том, что он испытывает теплые чувства к окружающим. Просто так удобнее. Сам автор отзывается о Манилове: «Есть род людей, известных под именем: люди так себе, ни то ни се, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан, по словам пословицы».

Второй образ – это Коробочка. Здесь автор показывает, что страсти у помещиков немного различаются. Так, например, если Манилов все время тратит деньги, то Коробочка, наоборот, постоянно копит их. Эта страсть научила ее вести свое хозяйство. Она умеет торговать абсолютно всем, ее дом хорошо устроен. К деньгам она относится бережно. Аккуратно складывает их в мешочки и прячет. В ее характере постоянно присутствует страх что-то потерять. Это мы видим в разговоре с Чичиковым. Когда тот предлагает Коробочке продать своих душ, она задумывается над тем, а вдруг они ей еще пригодятся. Тем самым она старается выбить как можно больше денег. В главе про Коробочку автор говорит очень интересную фразу: » Иной и почтенный, и государственный даже человек, а на деле выходит совершенная Коробочка». Тем самым Гоголь обращает наше внимание, что про Коробочку он говорит не как про одну женщину, а как про большое количество помещиков, которые слишком жадны, чтобы здраво рассуждать.

В этих двух героях мы видим, что их черты характера приводят к тому, что они становятся на краю пропасти. Манилов – доходит до такой лени, из которой вылезти одному невозможно. Коробочка – замкнутая старуха, которая накопила много, а толку мало.

Следующий образ – это Ноздрев. Этот человек показан нам, как очень тяжелая личность. Ему доставляет большое удовольствие вредить другим. Он любит выпить, соврать и поскандалить. Вот, что автор говорит про таких людей как Ноздрев: «Ноздревы долго еще не выведутся из мира. Они везде между нами. ». Характер Ноздрева показывается и в его доме. В некоторых местах ремонт еще не закончен, все внутри расставлено как попало. На обед у него пища, которую обычно гостям стыдно показать. Но его это мало волнует. Главное, что спиртного много.

Особенно выделяется среди помещиков Собакевич. Он, как и Коробочка, любит копить. Все у него и в доме, и в деревне обустроено правильно и с достатком. Интересный момент в том, что Гоголь не описал глаз Собакевича. Обычно этому моменту придают большого значения, ведь в глазах видна душа. Так что такое упущение со стороны автора может говорить только о том, что тот хотел подчеркнуть полное отсутствие души у помещика. Продавая души, он торгуется так, как будто продает действительно что-то ценное. Пытается постоянно нахваливать свой товар, поговаривая, что его души лучшие. Но как можно судить об умерших людях?

Рассматривая помещиков, последним перед нами открывается Плюшкин. В этом тоже есть особый смысл. Этот помещик отлично показывает нам конечный итог такой праздной жизни. Плюшкин очень богат. Но место, в котором он живет, больше похоже на домик для нищих. Эта страсть к накоплению привела к тому, что у него много еды, которая гниет, а ест он корочку хлеба, которую давно пора выкинуть, но тот себе такого не позволит. Все его хозяйство превратилось в хлам. Он Плюшкин видит в этом богатство. Своих крестьян он постоянно морит голодом. Он может дать людям многое, ведь они в этом нуждаются. Но он держит все у себя в руках и не выпускает. В итоге, он сам этим не пользуется, и другим не дает. Даже, имея дочь, он не любит ее так, как должен любить отец. Это говорит о том, что та жизнь, которую он вел, привела его к полной душевной пустоте.

Используя нескольких героев, Гоголь сумел показать важную сторону жизни России. Он показал, как жизнь с крепостным правом сгубила сотни человеческих жизней. Даже название говорит не просто об умерших крестьянах, а мертвых душах помещиков, тела которых еще живы.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: