Презентация на тему: Лев Николаевич Толстой

Лев Николаевич Толстой (1828-1910)

Лев Николаевич Толстой родился в 1828 году в деревне Ясная Поляна недалеко от города Тулы. Там он вырос и построил школу для крестьянских детей. Учебные книги и «Азбуку» он написал специально для этих ребят. Л.Толстой прожил долгую жизнь и написал очень много книг для взрослых и детей.

Рассказы о детях «Косточка» «Девочка и грибы» «Филиппок» «Два товарища» «Котёнок» «Пожар»

Сказки «Три медведя» «Как мужик гусей делил» «Липунюшка» «Царь и рубашка»

Истории, были, описания «Как гуси Рим спасли» «Китайская царица Силинчи» «Пётр I и мужик» «Эскимосы» «Рассказ аэронавта» «Индеец и англичанин»

Рассказы о животных «Лев и собачка» «Орёл» «Пожарные собаки» «Булька» «Умная галка»

Биография

Толстой Лев Николаевич (28 августа 1828, усадьба Ясная Поляна Тульской губернии — 7 ноября 1910, станция Астапово (ныне станция Лев Толстой) Рязано-Уральской ж. д.) — граф, русский писатель.

«Радостный период детства»

Толстой был четвертым ребенком в большой дворянской семье. Его мать, урожденная княжна Волконская, умерла, когда Толстому не было еще двух лет, но по рассказам членов семьи он хорошо представлял себе «ее духовный облик»: некоторые черты матери (блестящее образование, чуткость к искусству, склонность к рефлексии и даже портретное сходство Толстой придал княжне Марье Николаевне Болконской («Война и мир»). Отец Толстого, участник Отечественной войны, запомнившийся писателю добродушно-насмешливым характером, любовью к чтению, к охоте (послужил прототипом Николая Ростова), тоже умер рано (1837). Воспитанием детей занималась дальняя родственница Т. А. Ергольская, имевшая огромное влияние на Толстого: «она научила меня духовному наслаждению любви». Детские воспоминания всегда оставались для Толстого самыми радостными: семейные предания, первые впечатления от жизни дворянской усадьбы служили богатым материалом для его произведений, отразились в автобиографической повести «Детство».

Когда Толстому было 13 лет, семья переехала в Казань, в дом родственницы и опекунши детей П. И. Юшковой. В 1844 Толстой поступил в Казанский университет на отделение восточных языков философского факультета, затем перевелся на юридический факультет, где проучился неполных два года: занятия не вызывали у него живого интереса и он со страстью предался светским развлечениям. Весной 1847, подав прошение об увольнении из университета «по расстроенному здоровью и домашним обстоятельствам», Толстой уехал в Ясную Поляну с твердым намерением изучить весь курс юридических наук (чтобы сдать экзамен экстерном), «практическую медицину», языки, сельское хозяйство, историю, географическую статистику, написать диссертацию и «достигнуть высшей степени совершенства в музыке и живописи».

«Бурная жизнь юношеского периода»

После лета в деревне, разочарованный неудачным опытом хозяйствования на новых, выгодных для крепостных условиях (эта попытка запечатлена в повести «Утро помещика», 1857), осенью 1847 Толстой уехал сначала в Москву, затем в Петербург, чтобы держать кандидатские экзамены в университете. Образ его жизни в этот период часто менялся: то он сутками готовился и сдавал экзамены, то страстно отдавался музыке, то намеревался начать чиновную карьеру, то мечтал поступить юнкером в конногвардейский полк. Религиозные настроения, доходившие до аскетизма, чередовались с кутежами, картами, поездками к цыганам. В семье его считали «самым пустяшным малым», а сделанные тогда долги ему удалось отдать лишь много лет спустя. Однако именно эти годы окрашены напряженным самоанализом и борьбой с собой, что отражено в дневнике, который Толстой вел в течение всей жизни. Тогда же у него возникло серьезное желание писать и появились первые незавершенные художественные наброски.

«Война и свобода»

В 1851 старший брат Николай, офицер действующей армии, уговорил Толстого ехать вместе на Кавказ. Почти три года Толстой прожил в казачьей станице на берегу Терека, выезжая в Кизляр, Тифлис, Владикавказ и участвуя в военных действиях (сначала добровольно, потом был принят на службу). Кавказская природа и патриархальная простота казачьей жизни, поразившая Толстого по контрасту с бытом дворянского круга и с мучительной рефлексией человека образованного общества, дали материал для автобиографической повести «Казаки» (1852-63). Кавказские впечатления отразились и в рассказах «Набег» (1853), «Рубка леса» (1855), а также в поздней повести «Хаджи-Мурат» (1896-1904, опубликована в 1912). Вернувшись в Россию, Толстой записал в дневнике, что полюбил этот «край дикий, в котором так странно и поэтически соединяются две самые противоположные вещи — война и свобода». На Кавказе Толстой написал повесть «Детство» и отправил ее в журнал «Современник», не раскрыв своего имени (напечатана в 1852 под инициалами Л. Н.; вместе с позднейшими повестями «Отрочество», 1852-54, и «Юность», 1855-57, составила автобиографическую трилогию). Литературный дебют сразу принес Толстому настоящее признание.

В 1854 Толстой получил назначение в Дунайскую армию, в Бухарест. Скучная штабная жизнь вскоре заставила его перевестись в Крымскую армию, в осажденный Севастополь, где он командовал батареей на 4-м бастионе, проявив редкую личную храбрость (награжден орденом св. Анны и медалями). В Крыму Толстого захватили новые впечатления и литературные планы (собирался в т. ч. издавать журнал для солдат), здесь он начал писать цикл «севастопольских рассказов», вскоре напечатанных и имевших огромный успех (очерк «Севастополь в декабре месяце» прочитал даже Александр II). Первые произведения Толстого поразили литературных критиков смелостью психологического анализа и развернутой картиной «диалектики души» (Н. Г. Чернышевский). Некоторые замыслы, появившиеся в эти годы, позволяют угадывать в молодом артиллерийском офицере позднего Толстого-проповедника: он мечтал об «основании новой религии» — «религии Христа, но очищенной от веры и таинственности, религии практической».

В кругу литераторов и за границей

В ноябре 1855 Толстой приехал в Петербург и сразу вошел в кружок «Современника» (Н. А. Некрасов, И. С. Тургенев, А. Н. Островский, И. А. Гончаров и др.), где его встретили как «великую надежду русской литературы» (Некрасов). Толстой принимал участие в обедах и чтениях, в учреждении Литературного фонда, оказался вовлеченным в споры и конфликты писателей, однако чувствовал себя чужим в этой среде, о чем подробно рассказал позднее в «Исповеди» (1879-82): «Люди эти мне опротивели, и сам себе я опротивел». Осенью 1856 Толстой, выйдя в отставку, уехал в Ясную Поляну, а в начале 1857 — за границу. Он побывал во Франции, Италии, Швейцарии, Германии (швейцарские впечатления отражены в рассказе «Люцерн»), осенью вернулся в Москву, затем — в Ясную Поляну.

В 1859 Толстой открыл в деревне школу для крестьянских детей, помог устроить более 20 школ в окрестностях Ясной Поляны, и это занятие настолько увлекло Толстого, что в 1860 он вторично отправился за границу, чтобы знакомиться со школами Европы. Толстой много путешествовал, провел полтора месяца в Лондоне (где часто виделся с А. И. Герценом), был в Германии, Франции, Швейцарии, Бельгии, изучал популярные педагогические системы, в основном не удовлетворившие писателя. Собственные идеи Толстой изложил в специальных статьях, доказывая, что основой обучения должна быть «свобода учащегося» и отказ от насилия в преподавании. В 1862 издавал педагогический журнал «Ясная Поляна» с книжками для чтения в качестве приложения, ставшими в России такими же классическими образцами детской и народной литературы, как и составленные им в начале 1870-х гг. «Азбука» и «Новая Азбука». В 1862 в отсутствие Толстого в Ясной Поляне был проведен обыск (искали тайную типографию).

«Война и мир» (1863-69)

В сентябре 1862 Толстой женился на восемнадцатилетней дочери врача Софье Андреевне Берс и сразу после венчания увез жену из Москвы в Ясную Поляну, где полностью отдался семейной жизни и хозяйственным заботам. Однако уже с осени 1863 он захвачен новым литературным замыслом, который долгое время носил название «Тысяча восемьсот пятый год». Время создания романа было периодом душевного подъема, семейного счастья и спокойного уединенного труда. Толстой читал воспоминания и переписку людей александровской эпохи (в том числе материалы Толстых и Волконских), работал в архивах, изучал масонские рукописи, ездил на Бородинское поле, продвигаясь в работе медленно, через множество редакций (в копировании рукописей ему много помогала жена, опровергая тем самым шутки друзей, что она еще так молода, будто играет в куклы), и лишь в начале 1865 напечатал в «Русском вестнике» первую часть «Войны и мира». Роман читался взахлеб, вызвал множество откликов, поразив сочетанием широкого эпического полотна с тонким психологическим анализом, с живой картиной частной жизни, органично вписанной в историю. Горячие споры спровоцировали последующие части романа, в которых Толстой развивал фаталистическую философию истории. Прозвучали упреки в том, что писатель «передоверил» людям начала века интеллектуальные запросы своей эпохи: замысел романа об Отечественной войне действительно был ответом на проблемы, волновавшие русское пореформенное общество. Сам Толстой характеризовал свой замысел как попытку «писать историю народа» и считал невозможным определить его жанровую природу («не подойдет ни под какую форму, ни романа, ни повести, ни поэмы, ни истории»).

«Анна Каренина» (1873-77)

В 1870-е гг., живя по-прежнему в Ясной Поляне, продолжая учить крестьянских детей и развивать в печати свои педагогические взгляды, Толстой работал над романом о жизни современного ему общества, построив композицию на противопоставлении двух сюжетных линий: семейная драма Анны Карениной рисуется по контрасту с жизнью и домашней идиллией молодого помещика Константина Левина, близкого самому писателю и по образу жизни, и по убеждениям, и по психологическому рисунку. Начало работы совпало с увлечением прозой Пушкина: Толстой стремился к простоте слога, к внешней безоценочности тона, прокладывая себе дорогу к новому стилю 1880-х гг., в особенности к народным рассказам. Лишь тенденциозная критика интерпретировала роман как любовный. Смысл существования «образованного сословия» и глубокая правда мужицкой жизни — этот круг вопросов, близкий Левину и чуждый большинству даже симпатичных автору героев (включая Анну), прозвучал остро публицистично для многих современников, прежде всего для Ф. М. Достоевского, высоко оценившего «Анну Каренину» в «Дневнике писателя». «Мысль семейная» (главная в романе, по словам Толстого) переведена в социальное русло, беспощадные саморазоблачения Левина, его мысли о самоубийстве читаются как образная иллюстрация духовного кризиса, пережитого самим Толстым в 1880-е гг., но назревшего в ходе работы над романом.

Перелом (1880-е гг.)

Ход переворота, совершавшегося в сознании Толстого, нашел отражение в художественном творчестве, прежде всего в переживаниях героев, в том духовном прозрении, которое преломляет их жизнь. Эти герои занимают центральное место в повестях «Смерть Ивана Ильича» (1884-86), «Крейцерова соната» (1887-89, опубликована в России в 1891), «Отец Сергий» (1890-98, опубликована в 1912), драме «Живой труп» (1900, незавершена, опубликована в 1911), в рассказе «После бала» (1903, опубликован в 1911). Исповедальная публицистика Толстого дает развернутое представление о его душевной драме: рисуя картины социального неравенства и праздности образованных слоев, Толстой в заостренной форме ставил перед собой и перед обществом вопросы смысла жизни и веры, подвергал критике все государственные институты, доходя до отрицания науки, искусства, суда, брака, достижений цивилизации. Новое миропонимание писателя отражено в «Исповеди» (опубликована в 1884 в Женеве, в 1906 в России), в статьях «О переписи в Москве» (1882), «Так что же нам делать?» (1882-86, опубликована полностью в 1906), «О голоде» (1891, опубликована на английском языке в 1892, на русском — в 1954), «Что такое искусство?» (1897-98), «Рабство нашего времени» (1900, полностью опубликована в России в 1917), «О Шекспире и драме» (1906), «Не могу молчать» (1908). Социальная декларация Толстого опирается на представление о христианстве как о нравственном учении, а этические идеи христианства осмыслены им в гуманистическом ключе как основа всемирного братства людей. Этот комплекс проблем предполагал анализ Евангелия и критические штудии богословских сочинений, которым посвящены религиозно-философские трактаты Толстого «Исследование догматического богословия» (1879-80), «Соединение и перевод четырех Евангелий» (1880-81), «В чем моя вера» (1884), «Царство Божие внутри вас» (1893). Бурной реакцией в обществе сопровождались высказываемые Толстым призывы к прямому и безотлагательному следованию христианским заповедям. В особенности широко обсуждалась его проповедь непротивления злу насилием, ставшая импульсом к созданию целого ряда художественных произведений — драмы «Власть тьмы, или Коготок увяз, всей птичке пропасть» (1887) и народных рассказов, написанных в намеренно упрощенной, «безыскусной» манере. Наряду с близкими по духу произведениями В. М. Гаршина, Н. С. Лескова и других писателей, эти рассказы выпускались издательством «Посредник», основанном В. Г. Чертковым по инициативе и при ближайшем участии Толстого, который определял задачу «Посредника» как «выражение в художественных образах учения Христа», «чтобы можно было прочесть эту книгу старику, женщине, ребенку и чтоб и тот, и другой заинтересовались, умилились и почувствовали бы себя добрее».
В рамках нового миропонимания и представлений о христианстве Толстой выступал против христианской догматики и критиковал сближение церкви с государством, что привело его к полному разобщению с православной церковью. В 1901 последовала реакция Синода: всемирно признанный писатель и проповедник был официально отлучен от церкви, что вызвало громадный общественный резонанс.

Последний роман Толстого воплотил весь спектр проблем, волновавших его в годы перелома. Главный герой, Дмитрий Нехлюдов, духовно близкий автору, проходит путь нравственного очищения, приводящий его к деятельному добру. Повествование построено на системе подчеркнуто оценочных противопоставлений, обнажающих неразумность общественного устройства (красота природы и лживость социального мира, правда мужицкого быта и фальшь, господствующая в жизни образованных слоев общества). Характерные черты позднего Толстого — откровенная, выдвинутая на первый план «тенденция» (в эти годы Толстой — сторонник нарочито тенденциозного, дидактического искусства), резкий критицизм, сатирическое начало — проявились в романе со всей наглядностью.

Интересные факты из жизни Толстого Льва Николаевича

Как и многие писатели, Толстой опробовал перо еще в раннем детстве. Первым рассказом, написанным маленьким Левой, стал «Кремль» — небольшое сочинение, в котором мальчик поделился впечатлениями от посещения Кремля.

Человеком был весьма патриотичным и редко выезжал за границу. Он покидал Россию всего два раза, причем ненадолго. В основном его интересовали система образования в Западной Европе и педагогические идеи, модные там.

Самым сильным толчком для творчества писателя стала его женитьба. Именно после того как Толстой Лев Николаевич связал себя брачными узами, он выпустил свои самые знаменитые романы – «Войну и мир» и «Анну Каренину». Но на закате лет писателя его отношения с семьей и супругой начали портиться. Главной причиной разногласий были философские убеждения Льва Николаевича – его теория о непротивлении злу насилием, отрицание частной собственности и любых авторитетов, в том числе государственного и самого беспрекословного в то время – церковного. Именно за последние убеждения, которые Толстой довел до общественности, он и был отлучен от церкви.

У Толстого было много последователей – так называемых «толстовцев», которые боготворили писателя и даже создавали что-то наподобие общин для совместного проживания и постижения истин. Однако последний факт писателю не нравился: он считал, что истину человек может найти только сам, без посторонней помощи.

Как и Достоевский, Толстой был заядлым картежником (сегодня мы назвали бы его игроманом). И играл в карты настолько отчаянно, что однажды продул соседу свою «малую родину» — усадьбу в Ясной Поляне. Поскольку речь шла не о земле, а именно о доме, сосед разобрал строение по бревнышку и вывез. В последующие годы у Льва Николаевича была возможность выкупить усадьбу, да и желание – тоже, но он так и не сделал этого.

Свое самое значительное (и по объему, и по содержащимся в нем идеям) произведение – «Войну и Мир» — писатель недолюбливал. Причем настолько, что однажды в переписке с Фетом назвал этот роман «многословной дребеденью».

Добрыми знакомыми Толстого были Чехов и Горький. А вот отношения с еще одним классиком русской литературы – Иваном Тургеневым – не сложились. Причем настолько, что однажды, поссорившись, писатели чуть было не вызвали друг друга на дуэль.

Одна из дочерей Льва Николаевича – Агриппина – не просто жила в его имении, а работала там: занималась корректурой текстов отца. Однажды, поссорившись с батюшкой, она решила ему отомстить и «вернула на прежнее место» опечатки, обнаруженные в романе «Воскресение». Первые три издания вышли со всеми «ляпсусами».

Толстой считал главным богатством человека его возможность трудиться и всегда следовал собственным принципам, не упуская возможности подсобить ближнему. Однажды на вокзале к нему обратилась знатная дама, которая стояла с большой кладью. Писатель, не узнанный ею и принятый за носильщика, перенес вещи в нужное место, с благодарностью взял причитающуюся ему денежку и удалился. Какового же было удивление женщины, когда через год, на одном из благотворительных мероприятий, она увидела «носильщика», читающего с кафедры лекцию по-французски! Застыдившись, дама подошла к писателю с извинениями. Но Лев Николаевич утешил ее, сказав, что всё было в лучшем виде: тогда он честно заработал и получил за это вознаграждение.

Толстой был истинным вегетарианцем и считал, что поедание мяса животных так же недопустимо и безнравственно, как людоедство. Он мечтал, что когда-нибудь всё человечество начнет придерживаться такой же точки зрения и перейдет на растительную пищу.

Немногие мужчины могут похвастаться хорошими отношениями с будущими тещами. Лев Николаевич искренне уважал и чтил маму своей будущей жены Софьи. И, часто бывая у них в доме, долго не мог определиться, кому же предложить руку и сердце – Софье или одной из двух ее сестер.

Почему уже в преклонные годы Лев Николаевич практически отказался от обуви и ходил босиком, так и остается невыясненным. Одни исследователи жизни и творчества классика считают, что таким образом он хотел показать свою близость к народу. Другие полагают, что писатель пытался закаляться подобным способом.

Свою «Азбуку», он адресовал крестьянским детям, которых хотел научить грамоте. Однако эта замечательная книга стала настольной и для множества дворянских ребятишек. Например, по ней учила буквы Анна Ахматова.

Жизнь и творчество Л.Н.Толстого
презентация к уроку (литература) по теме

Подробно рассказывается о жизни и творчестве писателя. Использованы фотографии и иллюстрации.

Скачать:

Вложение Размер
lev_nikolaevich_tolstoy_1828-1910.ppt 845.5 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кроссворды для уроков литературы. Используются при изучении творчества Л.Н. Толстого в 10 классе.

Данный урок построен в виде фотоальбома Л.Н. Толстого и сообщений, коментариев к фотографиям, характеризующим разные периоды жизни и творчества Л.Н. Толстого, что помогает раскрыть своеобр.

Урок построен в виде альбома с фотографиями и сообщений к ним, что помогает раскрыть своеобразие характера Л.Н. Толстого как человека, писателя в разные периоды жизни; развить интерес к изучению.

Презентация к уроку по теме: «Жизнь и творчество Л.Н.Толстого».

10 класс. Проверочная работа по теме «Очерк жизни и творчества Л. Н. Толстого» ( 2 варианта). Содержит задания уровня А и уровня В.

Презентация о жизни и творчестве Л. Н. Толстого для 5 класса., а также слайды для первого урока по рассказу «Кавказский пленник» .

Литературная игра способствует развитию познавательной активности, интереса к жизни и творчеству Л.Н. Толстого, пробуждению чувства восхищения талантом мастера-человековеда.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: