Презентация к уроку литературы в 10 классе по теме Философская лирика

16+

Тема:
Своеобразие поэтического мира А.А.Фета.
10 класс.
Цели:
— вовлечь учащихся в мыслительную и познавательную активность в изучении жизни и творчества А.Фета;
— помочь учащимся увидеть своеобразие сложной личности поэта и проникнуть в поэтический мир лирики А. Фета.
— формировать познавательный интерес учащихся к культурному наследию страны и мотивацию к дальнейшему изучению русской поэзии;
— развивать умение учащихся выбирать нужный материал, чётко формулировать и ясно излагать свои мысли.
— развивать внимание, воображение, мышление, память, слуховое восприятие и творческие способности учащихся;
— развивать коммуникативные навыки непосредственного взаимодействия учащихся между собой, а также с преподавателем.

Форма учебной работы: проектная.
Оборудование: мультимедиа, аудиозапись романса
План.
1. Этапы творческого пути А.А.Фета.
2. Мотивы природы в поэзии А.А.Фета.
3. Тема любви в лирике А.А.Фета.
4. Своеобразие лирики А.А.Фета

Ход урока.
1. Слово учителя. Сегодня на уроке мы будем говорить о поэтическом мире Афанасия Афанасьевича Фета. Особое внимание остановим на мотивах природы теме любви в творчестве поэта. Записываем тему урока, эпиграф и план урока.

2.Выступление группы учащихся с домашним заданием. «Этапы творческого пути А.А.Фета» (Проект-презентация).
5 декабря 2007 года в России праздновали 187-ю годовщину со дня рождения поэта А.А.Фета. А.П. Чехов называл его стихи «пленительными», Салтыков-Щедрин высоко ценил поэзию великого лирика, отмечал, что его стихи дышат «самой искренней свежестью, а романсы его распевает чуть ли не вся Россия».
Целый мир от красоты,
От велика и до мала,
И напрасно ищешь ты
Отыскать его начало.
Что такое день иль век
Перед тем, что бесконечно?
Хоть не вечен человек,
То, что вечно, — человечно.
Когда читаешь стихотворения Афанасия Фета, легче всего его представить романтическим юношей с нежными чертами лица.
Мы одни; из сада в стекла окон
Светит месяц… тусклы наши свечи;
Твой душистый, твой послушный локон
Развиваясь, падает на плечи…
В действительности автор этих строк был весьма практичным молодым офицером, который отрекся от любви, чтобы заняться поиском богатой невесты.
А вот стихотворение «На качелях». Кто он, его автор?
И опять в полусвете ночном
Средь веревок натянутых туго,
На доске этой шаткой вдвоем
Мы стоим и бросаем друг друга.

И чем ближе к вершине лесной,
Чем страшнее стоять и держаться,
Тем отрадней взлетать над землей
И одним к небесам приближаться…
Опять воображение рисует портрет наивного восторженного юношу. А поэту, когда он написал это стихотворение, было 70 лет.
А.Фет был одним в жизни и другим в стихах. Он жил параллельно — в жестокой реальности, где надо помнить о выгоде, вести хозяйство, считать деньги, заниматься политикой, и в вымышленном мире, озаренной светом луны, пронизанном прекрасной музыкой, далеком от всякого зла.
Как знать, окажись его реальная биография иной, не будь он еще в детстве унижен и озлоблен, может быть, и не рвался бы он так страстно к идеалу любви и красоты. Фет прожил 72 года в страданиях, обидах, борьбе за место под солнцем, которое он для себя избрал, и все это время в его поэзии царили другие законы.

3. Тест по биографии поэта
4. Слово учителя. Судьбы поэтов во многом схожи. Поэзия для них не профессия, не будничное дело, а потребность выразить в слове свои сокровенные мысли и «вечные проблемы» человеческого бытия. Постараемся и мы сегодня прислушаться к прекрасным строкам фетовской поэзии.
Итак, Фет писал о любви, почти всегда возвышенной и чуть печальной, о природе, опьяняющей чуткую душу, о музыке, проникающей в самое сердце, о поэзии, ради которой только и стоит жить. При этом повод к написанию стихотворению, тема его поэтом объявляются неважным. Я.П.Полонский вспоминал: «Фет, бывало, говорил мне: «К чему искать сюжета для стихов; сюжеты эти на каждом шагу — брось на стул женское платье или погляди на двух ворон, которые уселись на заборе, вот тебе и сюжет».

5. Выступление группы учащихся. «Мотивы природы в поэзии Фета»
Музыкальность фетовской поэзии почувствовали многие композиторы 19 и 20 в. П.И.Чайковский говорил о Фете: «Это не просто поэт, скорее поэт-музыкант, как бы избегающий даже таких тем, которые легко поддаются выражению словом. Фет в лучшие минуты выходит из предметов, указанных поэзией, и смело делает шаг в нашу область». В подтверждении этого прочитаем слова А.Фета: «Меня всегда тянуло из определенной области слов в неопределенную область музыки». Фет всегда считал, что «поэзия и музыка не только родственны, но и нераздельны». Итак, музыкальность — важнейшая особенность фетовской лирики. Она проявляется не только в том, что многие стихотворения положены на музыку, но и в самой структуре стихотворения.

6. Прослушивание романса «На заре ты её не буди»

7. Выступление группы учащихся с домашним заданием . «Тема любви в творчестве Фета». Любовь к Марии Лазич. Анализ стихотворения «На заре ты ее не буди». Анализ стихотворения «Я пришел к тебе с приветом…»

8. Работа по анализу стихотворения «Шепот, робкое дыханье…» Выразительное чтение стихотворения
Шёпот, робкое дыханье…
9. Вопросы классу

1) Какое чувство является в стихотворении доминирующим? Меняется ли настроение по ходу текста? ( Чувство любви, которое дано в развитии)

2) Какой характер придает тексту его безглагольность, фрагментарность описаний? Можно ли при этом говорить о фрагментарности, случайности чувства или оно целостное? (Отсутствие глаголов не делает миниатюру неподвижной, напротив, здесь все в действии все в движении, но движение это затаенное, едва заметное. Фрагментарность не указывает на случайность чувств лирических героев: они на протяжении стихотворения развиваются и достигают апофеоза).

3) Как слились воедино образы природы и внутреннего состояния человека в каждой строфе стихотворения? (Кольцевая композиция помогает передать единство двух мотивов).

4) Как краски и звуки помогают понять чувства лирического субъекта? Какие метафорические образы становятся ключевыми в третьей строфе? Как в ней звучит цветовая гамма? Можно ли говорить о символике цвета? (Образ пурпурной розы придает стихотворению торжественность, звучность, является символом любви. «Отблеск янтаря» вмещает в себя всю картину утренней зари: янтарь — камень солнца).

5) Почему венец любовного свидания — слезы, а в мире природы — заря? Почему слово заря повторяется дважды? (Это кульминация стихотворения: кульминация чувства лирических героев и кульминация в природе)

6) Как проведенный вами анализ помогает понять поэтический смысл стихотворения, его эмоциональный пафос?

7) Какие особенности поэтики Фета переданы в пародии на его стихотворение? (Лаконизм, фрагментарность, безглагольность)
Холод, грязные селенья,
Лужи и туман,
Крепостные разрушенья,
Голос поселян,
Топот, радостное ржанье,
Стройный эскадрон,
Трель горниста, полыханье
Веющих знамен,
…Амуниция в порядке,
Отблеск серебра, —
И марш — марш во все лопатки,
И ура, ура!
Стихотворение Фета строится на обрывках событий и явлений, на частичной фиксации отдельных предметов, в целом же получается правдивый поэтический рассказ и высокое признание. Любовь дается намеками, не заземлено, а высоко. Это не столько плотская, сколько духовная любовь, на что указывает финал стихотворения. Последние слова звучат не в ряду других, а выделено. Заря — это не очередное явление, а сильная метафора, высшее выражение чувства, свет любви.
Таким образом, основные темы лирики Фета — природа и любовь, как бы слиты воедино. Именно в них, как в единой мелодии, соединены вся красота мира, вся радость и очарование бытия.

10. Выступление группы учащихся с домашним заданием. «Художественное своеобразие лирики Фета».
Вывод урока формулируют учащиеся.
Фет — мастер словесного изображения тончайших состояний в душе человека. Его стихи наполнены философским смыслом, потому что в них человеческая жизнь соотнесена с вечной жизнью и обновлением природы. Метафоричность, повышенная эмоциональность и необычный синтаксис поэзии Фета помогают в создании уникальных художественных образов, рисующих сложную духовную жизнь человека. Обратимся к эпиграфу.

Программа по литературе за 10 класс

В 10 классе на уроках литературы школьники изучают российскую литературу 19 и 20 века, но уже под новым углом зрения. Рассматриваются общие черты литературы этого времени. Подробно рассматриваются некоторые темы присутствующие в лирике поэтов и писателей того времени.

Целостность русской литературы, человек и история в русской литературе, тема народа и интеллигенции, герой времени, любовь, тема Родины, тема судьбы и другие.

Рассматриваются и анализируются произведения А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, М.Е. Салтыкова-Щедрина, С. Есенина, М.Шолохова, В.Шаламова, Б.Пастернака, Н.В. Гоголя, И.С, Тургенева, А.П, Чехова, А.Ахматовой, М.И. Цветаевой, О.Э.Мандельштама, М.Ю. Лермонтова, А.А,Фета, Ф.И.Тютчева, И.А. Бунина, А.И. Куприна, А.П. Чехова, А.И. Солженицына, Ф.М. Достоевского, А.Н. Островского, М.Булгакова, В. Маяковского, В.С.Высоцкого, М.Горького и ряда других, для обязательного прочтения.

Кроме того, преподаватель в праве сам выбрать еще несколько произведений этих же или других авторов, для более углубленного изучения.

  • На данной странице представлен список некоторых тем изучаемых в 10 классе. Для каждой темы представлен текст с подробным анализом данной темы.

Темы школьной программы 10 класс Литература:

Нужна помощь в учебе?

Предыдущая тема: Материалы школьной программы по литературе за 9 класс
Следующая тема:&nbsp&nbsp&nbspМатериалы школьной программы по литературе за 11 класс

Все неприличные комментарии будут удаляться.

Урок литературы в 9-м классе «Поэтический мир М.Ю. Лермонтова»

Разделы: Литература

Произведения М.Ю.Лермонтова изучаются на протяжении всего курса литературы. Программа 9 класса предполагает монографическое изучение творчества поэта, что подразумевает создание целостной концепции художественного мира М.Ю.Лермонтова. Многие согласятся с тем, что сделать это достаточно сложно в силу определенных факторов:

  • субъективизм лирики М.Ю.Лермонтова;
  • условность выделения в лирике поэта определенных тем и мотивов;
  • взаимопроникновение поэтических образов и символов;
  • трудность выделения временных этапов эволюции поэта;
  • постоянное творческое переосмысление раннее написанного (возврат поэта к темам ранней лирики).

Предлагаемое занятие (2-3 часа учебного времени) создает условия для формирования не только индивидуальной картины поэтического мира Лермонтова, построенной на эмоционально-чувственном восприятии, но и целостной концепции творчества поэта.
В системе уроков по творчеству Лермонтова в 9 классе данное занятие следует после изучения биографии поэта. В 10 классе запланировано изучение следующих тем: тема поэта и поэзии; философские мотивы; тема Родины в лирике М.Ю.Лермонтова.
Особенностью предлагаемого занятия является также и то, что отдельные этапы имеют смысловую законченность и могут применяться как самостоятельные, в зависимости от уровня подготовленности обучающихся и количества учебных часов по программе.

Оборудование урока: интерактивная доска, мультимедийная презентация.

Цели урока:

  • знать основные темы и мотивы лирики М.Ю.Лермонтова;
  • понимать своеобразие художественного мира поэта;
  • совершенствовать навык анализа текста на уровне содержания (темы, мотивы, идеи) и формы (изобразительно-выразительные средства);
  • развивать основные рече-мыслительные умения (сравнение, обобщение, анализ, синтез);
  • развивать эмоционально-ценностные компетенции.

I. Создание субъективного представления о лирическом герое М.Ю.Лермонтова через восприятие художественного текста

1. Выразительное чтение стихотворений М.Ю.Лермонтова («Ангел», «Монолог», «Молитва», «Благодарность»). Чтение стихов сопровождается демонстрацией мультимедийной презентации, подготовленной учащимися.

2. Заполнение учащимися таблицы после прочтения стихотворений.

Мое восприятие состояния лирического героя Ключевые слова и словосочетания из поэтических текстов

Рекомендации по работе с таблицей. Фронтальное озвучивание левой части таблицы для создания общего представления учащихся о состоянии лирического героя М.Ю.Лермонтова.

3. Работа с цитатой М.М.Дунаева, автора книги «Православие и русская литература».

Задание: выскажите свое мнение по цитате М.М.Дунаева, используя в качестве аргументов ключевые слова и словосочетания из таблицы.
«Как часто силой мысли в краткий час/ Я жил века и жизнию иной,/ И о земле позабывал, Не раз/ Встревоженный печальною мечтой,/ Я плакал, но все образы мои,/ Предметы мнимой злобы иль любви,/ Не походили на существ земных./ О нет! Всё было ад иль небо в них», – эти строки написаны Лермонтовы в 17 лет. «Ад иль небо», кромешный мрак и божественный свет, две столь противоположные крайности в душе, между которыми разрывается она, всякий раз являя в своих стремлениях то хаос смятения, то гармонию устремленности к Творцу, но чаще всего парадоксальное смешение того и другого… Противозначные полюса создают мощно напряженное пространство. Это полярное напряжение не успокаивает душу, но способно лишь сильнее взорвать боль, страдание, муку, терзание страстей. Любимые слова Лермонтова: страдание, страсть, мука».

Вывод: учащиеся приходят к пониманию противоречивости внутреннего мира лирического героя М.Ю.Лермонтова.

II. Определение основных тем и мотивов лирики Лермонтова через истолкование поэтических текстов

1. Работа в группах.

Задание: соотнесите каждое стихотворение с предложенными темами (мотивами).

  • «Письмо» (1829), «Чаша жизни» (1831), «И скучно и грустно» (1840), «Нет, я не Байрон…» (1836), «Нет, не тебя так пылко я люблю…» (1841)
  • «Монолог» (1829), «Пророк» (1841), «Исповедь» (1831), «Листок» (1841), «Как часто пестрою толпою окружен…» (1840)
  • «Жалобы турка» (1829), «Парус» (1832), «Жела­ние» (1832), «Кинжал» (1837), «Когда волнуется желтеющая нива…» (1837)
  • «Бородино» (1827), «Прощай, немытая Рос­сия» (1840), «На севере диком…» (1841), «Ангел» (1831), «Нищий» (1830)
  • «Из-под таинственной, холодной полумаски…» (1841), «Утес» (1841), «Узник» (1837), «Сосед» (1837), «Пленный рыцарь» (1840)
  • «Я к вам пишу» (1840), «Кавказ» (1830), «Родина» (1841), «Соседка» (1840), «Тучи» (1840)

Основные темы и мотивы:

  • Тема судьбы поколения (отрицание существующей действительности, бездуховность общества)
  • Тема одиночества (мотив непонятости, усталости и безысходности)
  • Тема Родины (обращение к отечественной истории и поиск идеалов в прошлом)
  • Тема природа (природа как одухотворенная красота и как отражение трагических моментов жизни человеческой души)
  • Тема любви и дружбы (страсть и страдание как составляющие любви, поиск духовной близости и понимания)
  • Тема самопознания (противоборство земных и небесных сил, богоборческие мотивы)
  • Тема избранности (судьба поэта и его творений)

2. Работа с интерактивной доской: предложенные темы выведены на экране, учащиеся оформляют результаты работы, вписывая названия стихотворений.

3. Фронтальная аналитическая работа.

В чем своеобразие каждой предложенной темы в лирике М.Ю.Лермонтова?
Всегда ли можно однозначно определить тему стихотворения? Почему?

Вывод: поэтический мир М.Ю.Лермонтова характеризуется сильным субъективным началом, и как следствие – условность выделения в лирике поэта определенных тем и мотивов и взаимопроникновение поэтических образов и символов.

III. Определение концепции мира и человека в лирике М.Ю.Лермонтова

1. Создание проблемной ситуации: все многообразие тем можно свести к нескольким. Каким?
Учащиеся предлагают свои варианты объединения тем.. Под руководством учителя все темы объединяются в три: «Я» и природа», «Я» и люди», «Я» и Творец».

2. Общее задание: составить монологическое высказывание на тему «Я» и природа», «Я» и люди», «Я» и Творец» с опорой на предложенные стихотворения и вопросы. Учащиеся выбирают близкую им тематическую группу стихотворений М.Ю.Лермонтова.

«Я» и природа «Я» и люди «Я» и Творец
Парус Дума Сон
Тучи Монолог Когда волнуется желтеющая нива…
Сосна Как часто пестрою толпою окружен… Молитва
Утес И скучно, и грустно… Благодарность
Листок Отчего Выхожу один я на дорогу…
Синие горы Кавказа… Нет, не тебя так пылко я люблю…
Когда волнуется желтеющая нива… Я не унижусь пред тобой…
Горные вершины…

Вопросы для 1-й группы:

  1. Каким предстает мир природы М.Ю.Лермонтова?
  2. Какие природные образы используются в стихотворениях М.Ю.Лермонтова и почему?
  3. Какие изобразительно-выразительные средства используются для создания поэтических образов?

Вопросы для 2-й группы:

  • Каким представлено поколение М.Ю.Лермонтова в данных стихотворениях?
  • Отождествляет ли себя поэт с данным поколением?
  • Как можно охарактеризовать любовное чувство лирического героя?
  • Какие изобразительно-выразительные средства используются для понимания состояния лирического героя?
  • В чем трагедия взаимоотношений лирического героя с миром?

Вопросы для 3-й группы:

  1. Каковы основные мотивы в стихотворениях?
  2. Какие изобразительно-выразительные средства раскрывают замысел поэта?
  3. В чем противоречивость состояния лирического героя?

Учащиеся озвучивают результаты коллективной деятельности. Регламент одного выступления 5 минут.

4. Вывод-обобщение (учащиеся выбирают один из вариантов задания)

Вариант А. Выбрать и прокомментировать цитату, которая, по вашему мнению, наиболее точно отражает своеобразие поэтического мира М.Ю.Лермонтова.
«Лермонтов никуда не приходит, а только уходит… Вы его вечно видите «со спины». Какую бы вы ему «гармонию» ни дали, какой бы вы ему «Рай» ни насадили, – вы видите, что он берется «за скобку двери»… «Прощайте! ухожу!» – сущность всей поэзии Лермонтова. Ничего, кроме этого. А этим полно все». (В.В.Розанов)
«Я – та особа, у которой бываю с наибольшим удовольствием… лучший мой родственник – я сам». (М.Ю.Лермонтов)

Вариант Б. Свое индивидуальное восприятие лирики М.Ю.Лермонтова учащиеся выражают в продуктивно – творческой деятельности: создание хокку, хайку, синквейна… (не исключается и традиционная поэтическая форма).

IV. Домашнее задание (на выбор):

  • Буклет «Концепция мира и человека в лирике М.Ю.Лермонтова».
  • Поэтический словарь М.Ю.Лермонтова (выбрать и оформить как словарную статью наиболее частотные слова из лирики М.Ю.Лермонтова, сопроводив их примерами из текста).
  • Мультимедийная презентация «Поэтический мир М.Ю.Лермонтова».

Презентация к уроку по литературе (9 класс) по теме: презентация «Философская лирика А.С. Пушкина» — презентация

Презентация была опубликована 5 лет назад пользователемФедор Яцкой

презентация литература «Философская лирика А.С. Пушкина»

Похожие презентации

Презентация по предмету «Русский язык, Литература, Чтение» на тему: «Презентация к уроку по литературе (9 класс) по теме: презентация «Философская лирика А.С. Пушкина»». Скачать бесплатно и без регистрации. — Транскрипт:

1 Философская лирика А. С. Пушкина Королева Ольга Олеговна, Учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ 1354 с углубленным изучением английского языка ЮЗАО г. Москва

2 Философия (греч. philosophía — любовь к мудрости, от philéo — люблю и sophía — мудрость) общие принципы бытия и познания; отношении человека и мира; всеобщие законы развития природы, общества и мышления. Философия вырабатывает обобщённую систему взглядов на мир и на место в нём человека.

3 Лирика особый способ художественного мышления и осмысления жизни. При сочинении стихотворения или при чтении его, при исполнении песни человеком владеет лирическое чувство, личное, присущее «только мне» переживание. Поэтому лирику можно определить как выражение сокровенных переживаний и в искусстве, и в повседневной жизни.

4 «В лирическом произведении, как и во всяком произведении поэзии, мысль выговаривается словом; но эта мысль скрывается за ощущением и возбуждает в нас созерцание, которое трудно перевести на ясный и определённый язык сознания. И это тем труднее, что чисто лирическое произведение представляет собою как бы картину, между тем как в нём главное дело не самая картина, а чувство, которое она возбуждает в нас…» (Из статьи В.Г. Белинского «Разделение поэзии на роды и виды»)

5 Философия вообще и философская лирика в частности решает вопросы, которые неразрешимы по своей сути, вопросы вечные: что такое человек и что такое жизнь человека? Где грань между будничным, сиюминутным и вечным? Что есть смерть и что наступит после нее? Зачем нужна жизнь, если она не вечна и если в ней человек нередко оказывается слаб, уступая обстоятельствам, совершая множество ошибок? Вопросов много. Они мучительны. Они неразрешимы.

6 Лирика Пушкина Лирика Пушкина органически сочетает в себе высокую человечность; гуманность; богатство, глубину и ясность мысли; гармонию формы и, если воспользоваться словами самого поэта, образует в своей слитности союз «волшебных звуков, чувств и дум». Богатство художественного содержания пушкинской лирики неохватно, непостижимо, неисчерпаемо.

7 Тема жизни и смерти Уже в раннем творчестве начинает звучать тема смерти («Моя эпитафия», «Завещание», «Желание), но она не имеет трагического оттенка, поэт желает умереть любя. В 16-летнем возрасте А. С. Пушкин написал стихотворение, которое назвал «Моя эпитафия»

8 Моя эпитафия Здесь Пушкин погребен; он с музой молодою, С любовью, леностью провел веселый век, Не делал доброго, однако ж был душою, Ей-богу, добрый человек. 1815

9 Эпитафия — (от греч. epitáphios — надгробный), надмогильная надпись, преимущественно стихотворная: небольшое стихотворение, обычно с обращением к умершему или от умершего к прохожим («Прохожий, стой. » ). Существовала и как реальная надпись, и как фиктивная (в сборнике стихов). В европейской литературе появляется как разновидность античной эпиграммы (в европейской поэзии — короткое стихотворение, заканчивающееся острой, злой шуткой по поводу кого-чего-нибудь. (лит. словарь).

10 Смерть для лирического «я» — лишь средство пробудить чувства скорби и раскаяния у той, которая была ему «в мире богом», смерть — лишь способ покончить с «мученьями любви», надеясь на то, что, может быть, об участи его «она вздохнет над урной гробовою». В стихотворении «Желание» «горести несчастливой любви» заставляют лирического героя воскликнуть:

11 Медлительно влекутся дни мои, И каждый миг в унылом сердце множит Все горести несчастливой любви И все мечты безумия тревожит. Но я молчу; не слышен ропот мой; Я слезы лью; мне слезы утешенье; Моя душа, плененная тоской, В них горькое находит наслажденье. О жизни час! лети, не жаль тебя, Исчезни в тьме, пустое привиденье; Мне дорого любви моей мученье – Пускай умру, но пусть умру любя! 1816

12 Мысль о неминуемой кончине не раз приходит к юному Пушкину, но в его ранних стихах этот мотив не имеет трагедийного оттенка, он, вероятно, не более чем дань модному тогда романтизму годы — расцвет романтизма в творчестве поэта, а самоощущение романтика слагается из чувств одиночества, преждевременной старости души, борьбы с враждебным миром и собственной «судьбой жестокой»

13 * * * Я пережил свои желанья, Я разлюбил свои мечты; Остались мне одни страданья, Плоды сердечной пустоты. Под бурями судьбы жестокой Увял цветущий мой венец Живу печальный, одинокой, И жду: придет ли мой конец? Так, поздним хладом пораженный, Как бури слышен зимний свист, Один на ветке обнаженной Трепещет запоздалый лист!

14 А 20 лет спустя 36-летний поэт, переживший много разочарований и бед, взывает не к смерти, а к жизни, но строки эти звучат значительно трагичнее: О нет, мне жизнь не надоела, Я жить люблю, я жить хочу, Душа не вовсе охладела, Утратя молодость свою. Еще хранятся наслажденья Для любопытства моего, Для милых снов воображенья, Для чувств. всего 1836

15 Тема судьбы В поэте пытливое желание понять, постичь смысл всего сущего. Он бесстрашно обращается к вечному – судьбе, проведению. Даже в самые трудные моменты жизни поэт воспевает торжество жизни, разума, творчества. Лирический герой не замыкается в настоящем, он полон надежд.

16 * * * Если жизнь тебя обманет, Не печалься, не сердись! В день уныния смирись: День веселья, верь, настанет. Сердце в будущем живет; Настоящее уныло: Все мгновенно, все пройдет; Что пройдет, то будет мило. 1825

17 Проблема смысла жизни В философской лирике Пушкин ставит вечные проблемы бытия: смысл человеческой жизни, смерть и вечность, добро и зло, правда и справедливость. Свобода, любовь, дружба, искусство, природа – высшие философские ценности для поэта. Он философски рассуждает о ценности жизни и о ее судьбоносном течении. Вопросы без ответов, незавершенность характерны для стихотворений этой тематики.

18 Дар напрасный, дар случайный, Жизнь, зачем ты мне дана? Иль зачем судьбою тайной Ты на казнь осуждена? Кто меня враждебной властью Из ничтожества воззвал, Душу мне наполнил страстью, Ум сомненьем взволновал. Цели нет передо мною: Сердце пусто, празден ум, И томит меня тоскою Однозвучный жизни шум. 26 мая 1828 г.

19 В гг Пушкин переживает творческий перелом, душа поэта наполнится унынием и безверием, жизнь покажется бессмысленной и пустой. Пушкину в 1823 году жизненный путь человека представляется весьма безотрадным.

20 Хоть тяжело подчас в ней бремя, Телега на ходу легка; Ямщик лихой, седое время, Везет, не слезет с облучка. С утра садимся мы в телегу; Мы рады голову сломать И, презирая лень и негу, Кричим: пошел. Но в полдень нет уж той отваги; Порастрясло нас; нам страшней И косогоры и овраги; Кричим: полегче, дуралей! Катит по-прежнему телега; Под вечер мы привыкли к ней И, дремля, едем до ночлега А время гонит лошадей. 1823

21 Стихотворение А. Пушкина «Телега жизни» представляет собой развёрнутую метафору, где утро, день, вечер и ночлег ассоциируются с соответствующими периодами человеческой жизни: детством, возрастом зрелости, пожилым возрастом и смертью.

22 Пушкин ощущал себя наедине со временем, с вечностью. Его мучают нерешенные проблемы. Все напоминает о краткости жизни. Поэт воспринимает это особенно чутко, ведь он — должник перед вечностью. К самой жизни обращает поэт вопрос, не дающий ему покоя:

23 Мне не спится, нет огня; Всюду мрак и сон докучный. Ход часов лишь однозвучный Раздается близ меня, Парки бабье лепетанье, Спящей ночи трепетанье, Жизни мышья беготня. Что тревожишь ты меня? Что ты значишь, скучный шепот? Укоризна или ропот Мной утраченного дня? От меня чего ты хочешь? Ты зовешь или пророчишь? Я понять тебя хочу, Смысла я в тебе ищу

24 Душа поэта наедине с собой, с Вселенной, с Космосом, С Богом, когда ей не перед кем лгать, когда приоткрывается правда жизни.

25 Подведем итоги: 1. Юношеские стихотворения Пушкина «Моя эпитафия», «Желание», «Элегия», «Завещание» и др. Но в них нет настроений трагической обреченности. Им присущи романтические тона. Смерть поэта не страшит. Он верит, что умрет от любви. 2. В 30-е годы он уже не хочет умирать. Но жажда жизни здесь звучит гораздо трагичнее и обреченнее. Ведь смерть лишает человека многих радостей бытия и, прежде всего, радости творчества («О нет, мне жизнь не надоела..») 3. Пушкин уверен, что от забвения человеческую личность сохраняют только нерукотворные памятники. Поэт принимает жизнь такой, какая она есть, ничего не отрицая и не пытаясь бунтовать («Если жизнь тебя обманет…») 4. Одно из определяющих настроений поэта в стихотворениях этого периода тоска. Тоскою «томит» поэта «однозвучный жизни шум», тоской подавлен ум, в котором «теснится тяжких дум избыток».

26 В стихотворении «Элегия» читаем: Покину скоро я друзей, И жизни горестной моей Никто следов уже не встретит. Элегия – жанр лирики, стихотворение с характером задумчивой грусти. В поэзии элегия сохраняет устойчивые черты: интимность, мотивы разочарования, несчастливой любви, одиночества, бренности земного бытия; классический жанр сентиментализма и романтизма. Обычно состоит из двух частей: описания природы ( в русской поэзии приобретает философское звучание) размышлений лирического героя

27 Безумных лет угасшее веселье Мне тяжело, как смутное похмелье. Но, как вино печаль минувших дней В моей душе чем старе, тем сильней. Мой путь уныл. Сулит мне труд и горе Грядущего волнуемое море. Но не хочу, о други, умирать; Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать; И ведаю, мне будут наслажденья Меж горестей, забот и треволненья: Порой опять гармонией упьюсь, Над вымыслом слезами обольюсь, И может быть на мой закат печальный Блеснет любовь улыбкою прощальной. 8 сентября 1830

28 Вопросы и задания к стихотворению «Элегия» 1. Каковы композиционные особенности стихотворения? В каких отношениях находятся его части? 2. Какой смысл тексту придает парная его рифмовка? 3. Каким чувством окрашены воспоминания поэта о юности? Чем объясняется печаль его воспоминаний? 4. Почему желание «мыслить и страдать» является жизненным стимулом для лирического «я»? 5. Какие жизненные события он считает для себя наслажденьями? Почему? Как это связано с биографией Пушкина периода Болдинской осени? 6. Как лексика и синтаксис стихотворения помогают сделать эмоции отдельного человека всеобщими, воспринять человеческую жизнь в «бытийном» аспекте?

29 Поэт подводит итоги прожитой жизни, воспевает мужественное отношение к жизненным страданиям, которое облегчает трагизм человеческого бытия. О прошедших годах, о «безумных» годах угасшего веселья думается порой с отвращением и проклятиями. Но жизнь нужно принимать такой, какая она есть, и не смывать ее «печальных строк». Жизнь нужна не вообще, не сама по себе. Жизнь нужна для мыслей и страданий: «Но не хочу, о други, умирать; Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать..» («Элегия»)

30 Само понятие счастья в последние годы переоценивается Пушкиным: «На свете счастья нет, но есть покой и воля…». «Покой и воля» — вот высшие ценности бытия, необходимые, как воздух: ибо без них поэт задыхается.

31 Пора, мой друг, пора! покоя сердца просит – Летят за днями дни, и каждый час уносит Частичку бытия, а мы с тобой вдвоём Предполагаем жить, и глядь — как раз — умрем. На свете счастья нет, но есть покой и воля. Давно завидная мечтается мне доля – Давно, усталый раб, замыслил я побег В обитель дальную трудов и чистых нег. 1834

32 Жизнь вне светской суеты, которую не терпит «служенье муз», жизнь, проведенная в «трудах» и «чистых негах», вот идеал поэта. Но идеал необходим для того, чтобы никогда не воплотиться. День каждый, каждую годину Привык я думой провожать, Грядущей смерти годовщину Меж их стараясь угадать. («Брожу ли я вдоль улиц шумных. »1829)

33 * * * Брожу ли я вдоль улиц шумных, Вхожу ль во многолюдный храм, Сижу ль меж юношей безумных, Я предаюсь моим мечтам. Я говорю: промчатся годы, И сколько здесь ни видно нас, Мы все сойдем под вечны своды И чей-нибудь уж близок час. Гляжу ль на дуб уединенный, Я мыслю: патриарх лесов Переживет мой век забвенный, Как пережил он век отцов. Младенца ль милого ласкаю, Уже я думаю; прости! Тебе я место уступаю: Мне время тлеть, тебе цвести. День каждый, каждую годину Привык я думой провождать, Грядущей смерти годовщину Меж их стараясь угадать. И где мне смерть пошлет судьбина? В бою ли, в странствии, в волнах? Или соседняя долина Мой примет охладелый прах? И хоть бесчувственному телу Равно повсюду истлевать, Но ближе к милому пределу Мне все б хотелось почивать. И пусть у гробового входа Младая будет жизнь играть, И равнодушная природа Красою вечною сиять. 1829

34 Но и смерть не столь тяжела, если память потомков убережет поэта от забвения среди суеты и повседневных забот. Пушкин уверен, что от забвения человеческую личность сохраняют только нерукотворные памятники. Недаром Пушкин в одной из самых проникновенных элегий «Вновь я посетил. » мечтает: Но пусть мой внук Услышит ваш приветный шум, когда, С приятельской беседы возвращаясь, Весёлых и приятных мыслей полон, Пройдёт он мимо вас во мраке ночи И обо мне вспомянет.(«…Вновь я посетил..» 1835) Только так поэту суждено пережить свою смерть.

35 Домашнее задание Тема поэта и поэзии в лирике А.С. Пушкина На выбор: 1. Вопросы и задания к стихотворению «Пророк» стр (письменно) 2. Вопросы и задания к стихотворению «Поэту«(см. файл)

36 Источники prezentatsii-k-urokam/ prezentatsii-k-urokam/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: