ГАВРИИЛ РОМАНОВИЧ ДЕРЖАВИН (1743-1816)

Пушкинскую эпоху называют золотым веком русской поэзии не только благодаря

Александру Сергеевичу. В это же время творили прекрасные поэты — Державин,

Батюшков, Жуковский, Баратынский, баснописец Крылов, начинали Лермонтов и

Гавриил Романович Державин был непосредственным предшественником Пушкина. Он был славой XVIII века, его боготворили, им восхищались. Можно сказать, что слава

Державина перешла к Пушкину.

Сам Александр Сергеевич вспоминает, как он относился к Державину в юности:

«Державина видел я только однажды в жизни, но никогда того не позабуду Это было

в 1815 году, на публичном экзамене в Лицее. Как узнали мы, что Державин будет к

нам, все мы взволновались. Дельвиг вышел на лестницу, чтоб дождаться его и

поцеловать ему РУКУ» руку, написавшую «Водопад». Державин был очень стар Он

был в мундире и в плисовых сапогах. Экзамен наш очень его утомил. Он сидел,

подперши голову рукою. Лицо его было бессмысленно, глаза мУгны, губы отвислы:

портрет его (где представлен он в колпаке и халате) очень похож. Он дремал до

тех пор, пока не начался экзамен в

русской словесности. Тут он оживился, глаза заблистали; он преобразился весь.

Разумеется, читаны были его стихи, разбирались его стихи, поминутно хвалили его

стихи. Он слушал с живостию необыкновенной. Наконец вызвали меня. Я прочел

«Воспоминания в Царском Селе», стоя в двух шагах от Державина. Я не в силах

описать состояния души моей: когда дошел я до стиха, где упоминаю имя Державина,

голос мой отроческий зазвенел, а сердце забилось с упоительным восторгом. Не

помню, как я кончил свое чтение, не помню, куда убежал. Державин был в

восхищении; он меня требовал, хотел меня обнять. Меня искали, но не нашли. «

Это Пушкин написал в 1835 году, к этому времени отношение его к поэзии Державина

по существу не изменилось. Он считал его великим поэтом.

Некоторые мыслители считали, что великая русская литература началась с оды

Державина «Бог». Именно этой одой он открыл свое собрание сочинений:

О Ты, пространством бесконечный, Живый в движеньи вещества, Теченьем времени

превечный, Без лиц, в трех лицах божества! Дух всюду сущий и единый, Кому нет

места и причины, Кого никто постичь не мог. Кто все собою наполняет, Объемлет,

зиждет, сохраняет, Кого мы называем: Бог.

Ты есть! — природы чин вещает, Гласит мое мне сердце то, Меня мой разум уверяет,

Ты есть — и я уж не ничто!

Частица целой я вселенной,

Поставлен, мнится мне, в почтенной

Средине естества я той,

Где кончил тварей Ты телесных,

Где начал Ты духов небесных

И цепь существ связал всех мной.

Я связь миров, повсюду сущих, Я крайня степень вещества; Я средоточие живущих; Я

телом в прахе истлеваю, Умом громам повелеваю, Я царь — я раб — я червь — я Бог!

Но, будучи я столь чудесен, Отколе происшел ? — безвестен; А сам собой я быть не

Державин — поэт классицизма. Но он внес в классицизм «сердечную простоту»,

поэтому его оды, его лирические стихи как бы шагнули из условностей классицизма

в живую жизнь. В творчестве поэта отразилось много конкретных черт русской

жизни, русского быта, живых русских раздумий того времени. В них появилось

Современному читателю порой читать Державина трудновато. Но таков поэтический

язык допушкинской эпохи. Это русский язык еще неустоявшийся и пестрый, еще не

приведенный в гармонию. Он насыщен формами и оборотами, которые шли из старины.

Родился Гавриил Державин близ Казани в семье мелкопоместного дворянина. Систематического образования не получил. Десять лет прослужил солдатом в Преображенском полку. В 1772 году был произведен в офицеры. В 1977 году перешел на штатскую службу: служил в сенате, был губернатором в Петрозаводске и Тамбове, затем секретарем Екатерины II, министром юстиции при Александре I. Отличаясь независимостью характера и прямотой («Горяч и в правде черт!» — говорил он о себе), Державин нередко ссорился с начальством, побывал даже под судом. С 1803 года жил на покое, проводя лето в своем имении Званке, на берегу Волхова.

Сочинять стихи он начал, еще будучи солдатом, писал в казарме. В 1776 году свои

оды поэт напечатал отдельной книжкой, но без обозначения своего имени. Книжка

осталась незамеченной. Позже он был принят в кружок популярных в то время

писателей — Н.А. Львова,

И.И. Хемницера, В.В Капниста, многому учился у них, штудировал труды теоретиков

классицизма — Буало, Батте, читал Горация и других античных авторов.

Эти штудии Державину сильно помогли Свои новые сочинения он анонимно печатал в

петербургских журналах — и это уже были истинно державинские произведения- «На

смерть князя Мещерского», «Ключ», «Стихи на рождение в Севере порфирородного

отрока». Читатели почувствовали, что никто из прежних поэтов, ни Сумароков, ни

Ломоносов, с такой смелостью не пользовались «низким штилем», не вводили так

просторечия, не рисовали с такой смелостью в стихах самих себя, своих знакомцев,

окружающую обстановку В стихах классицистов все было регламентировано, а

Державин, сохраняя оду как жанр, насыщал ее новым содержанием.

Огромный успех имела ода Державина «Фелица», написанная в 1782 году. Под видом

царевны «Киргиз-Кайсацкия орды» Фелицы поэт вывел императрицу Екатерину. Та,

прочитав оду, наградила поэта и дала ему личную аудиенцию.

Державин нарисовал в «Фелице» образ Екатерины как просвещенной «матери

отечества», неустанно радеющей о благе подданных, свято соблюдающей законы,

умной и простой в быту й привычках Поэт пытался создать идеальный образ монарха.

В каком-то смысле эта ода была уроком поэта царям.

Державин воспевал императрицу, но при этом сатирически рисовал ее вельмож. За

что те, естественно, мстили ему. Так он и был услан подальше от столицы в глухую

Олонецкую губернию — но губернатором. Державин объездил весь Север Во время

плавания по Белому морю однажды в шторм он чуть не погиб

Гавриил Романович был очень смелым, решительным, мужественным человеком. Есть в

его биографии и такой факт. Когда до Петербурга дошли слухи о восстании

Пугачева, Державин добился назначения его в команду к генералу Бибикову,

возглавлявшему правительственные войска против повстанцев. Три года он провел в

огне крестьянской войны, два раза чуть не попал в плен к самому Пугачеву

«В лице Державина поэзия русская сделала великий шаг вперед», — писал Белинский.

А историк русской литературы Г Гуковский подтверждает: «Его стихи рвут из рук,

их переписывают в заветные тетради, они не нуждаются даже в печати, их и без

того знают наизусть все. » Это уже 80-90 годы конца XVIII века

Державин придавал огромное значение изобразительной силе стихов, звуковой,

Прочитаем вместе замечательное стихотворение «Лебедь», в котором и звукопись

прекрасна, и изобразительность изумительная, и со-

держание очень серьезное — в этом стихотворении, которое напоминает греческое

предание о том, что души поэтов после смерти превращаются в лебедей, мы видим,

что Державин знал себе цену как поэту и понимал, что останется он в памяти людей

не как вельможа, а как великий поэт.

Необычайным я пареньем От тленна мира отделюсь, С душой бессмертною и пеньем,

Как лебедь, в воздух поднимусь

В двояком образе нетленный, Не задержусь в вратах мытарств; Над завистью

превознесенный, Оставлю под собой блеск царств.

Да, так! Хоть родом я не славен, Но, будучи любимец муз, Другим вельможам я не

равен И самой смертью предпочтусь.

Не заключит меня гробница, Средь звезд не превращусь я в прах, Но, будто некая

цевница, С небес раздамся в голосах

И се уж кожа, зрю, перната Вкруг стан обтягивает мой, Пух на груди, спина

крылата, Лебяжьей лоснюсь белизной

Лечу, парю — и под собою Моря, леса, мир вижу весь; Как холм, он высится главою,

Чтобы услышать Богу песнь.

С Курильских островов до Буга, От Белых до Каспийских вод, Народы, света с

полукруга, Составившие россов род.

Со временем о мне узнают: Славяне, гунны, скифы, чудь, И все, что бранью днесь

пылают, Покажут перстом и рекут:

«Вот тот летит, что, строя лиру, Языком сердца говорил И, проповедуя мир миру,

Себя всех счастьем веселил».

Прочь с пышным, славным погребеньем, Друзья мои! Хор муз, не пой! Супруга!

облекись терпеньем! Над мнимым мертвецом не вой.

Державин прославил в своих стихах полководцев Румянцева и Суворова, казачьего

атамана Платова, но прославил и простого русского солдата — Росса, как он

возвышенно его называл. Он пишет и о барышнях-дворянках, и воспевает девушек

крестьянок. Он большой жизнелюб, поэтому пейзажи его очень настоящие,

выразительные, яркие. Природа у Державина бодра и целительна.

Мы начали рассказ о Державине с отрывка из воспоминаний Пушкина. Но Пушкин не

знал, что через несколько дней после этого экзамена в Лицее Гаврила Романович

сказал Аксакову: «Скоро явится свету второй Державин: это Пушкин».

Презентация Державин

Презентация посвящена рассказу о биографии русского поэта и государственного деятеля. Разработка может быть использована на уроках литературы на этапе знакомства школьников с творчеством Гавриила Романовича. Ученики могут изучать информацию на слайдах самостоятельно с целью расширения собственного представления о творчестве Державина. Представленная информация позволит расширить кругозор зрителя и лучше понять произведения поэта.

На тринадцати ярких слайдах находятся небольшие тексты в сопровождении тематических иллюстраций. Разработка знакомит с юношескими годами, рассказывает о начале государственной службы. Особое внимание уделено описанию заслуг Державина в период царствования Екатерины II, Павла I, Александра I. Большая часть показа сконцентрирована на литературной деятельности. Вниманию зрителей представлены отзывы об особенностях произведений Державина.

Всего в презентацию включены тринадцать слайдов следующего наполнения:

— на посту сенатора;

— отставка и начало литературной деятельности;

Г.Р.Державин

Презентация «Г.Р.Державин». Размер 340 КБ. Автор: Терехова ЛВ.

Литература 8 класс

«Урок После бала» — Исповедь. Задачи урока. Задание к иллюстрациям. Рано потерял родителей. Почему ранним утром герой оказался на поле? В рассказе, как правило, одна сюжетная линия. В каком университете учится герой? Какое событие описано в рассказе? Детство. Презентация по теме: «Л.Н.Толстой. Используемая литература. Формировать у учащихся сознание о моральной ответственности человека за всё происходящее.

«Грин Голос и глаз» — Урок литературы в 8 классе. Эпиграф. Н.Заболоцкий. Вступление. Голос глаз. Почему в название темы использованы слова «форма» и «содержание»? Почему А.Грин назвал рассказ «Голос и глаз», а не «Глаз и голос»? О форме и содержании в рассказе Александра Грина «Голос и глаз». Проблемный вопрос. Ж.Лабрюйер. В.Лессинг.

«Грин Зелёная лампа» — Александр Степанович Грин(1880-1932). Рос мечтательным , нетерпеливым мальчиком. Содержание. Чем стала для Ива зелёная лампа? Детство А.Грина. Чем была зелёная лампа для Стильтона? Идея рассказа. Творчество А.Грина. Тема рассказа А.Грина «Зелёная лампа». Учился плохо ,но любил читать. Что символизирует зелёная лампа? Александр Гринёв родился в городке Слободской Вятской губернии . Чем стала зелёная лампа для Джона Ива?

«Тургенев повесть Ася» — Душа, которую невозможно не полюбить. Потом «накладывает на себя пост и покаяние» и превращается в русскую провинциальную девушку. Работу выполнил : Разумов Денис ученик 8 класса А. «Тургеневская девушка». Ася ведёт себя не так, как девушки-дворянки. Основные этапы жизни И.С.Тургенева. Учитель: Кудряшова Е.Н. Нежность, способность на искренние сильные чувства, отсутствие искусственности, фальши, кокетства. Учебный проект по литературе.

«Карамзин Наталья боярская дочь» — «Благословение» искренних человеческих чувств. В чем проявилась «жизнь сердца» в повести ? Темы исследований учащихся: Вопросы учебной темы: Дидактические цели: В.Г. Белинский. Одна из проблем нашего общества – «безработность» души, которую подменяет разум. Формирование критического мышления, навыков работы в команде. Отношение автора к героине. «Как надо жить – чувствами или разумом?».

«Шукшин уроки» — Не хвалитесь добротой, не делайте хоть зла! Почему? Что вам особенно близко и понятно в изображенных людях, ситуациях, конфликтах? Василий Макарович Шукшин (1929 – 1974гг.). Добрый, добрый… Потому что значение художника Шукшина нами еще до конца не осознано. Рассказы «Обида», «Алеша Бесконвойный». «Людей неинтересных в мире нет…». Эпиграф к уроку. Из рабочих записей В.М.Шукшина (Вопросы самому себе.- М., 1981г.). Заключение.

Всего в теме «Литература 8 класс» 71 презентация

Презентация «Державин»

Державин Гавриил Романович вошел в историю не только как знаменитый государственный деятель, но и как поет и писатель. Его стихи и по сегодняшний день находят ценителей. Презентация «Державин» рассказывает, о жизни и творческом пути человека, который смог противостоять не только системе, но и многим людям, от которых зависела его жизнь. Державин Гавриил Романович родился в семье дворян, которые не были богатыми и воспитывали своих детей, как могли. Еще в детском возрасте Державин потерял отца, что, несомненно, повлияло на жизнь и творчество Державина. Смерть жены и бесконечные долги не сломали поэта и политического деятеля, он с энтузиазмом и восторженностью продолжал писать и продвигаться по карьерной лестнице.

Презентация о биографии Державина дает возможность больше узнать об этом поэте 17 века. Дискутировать на тему биографии Державина можно в на уроке литературы в средних и старших классах. Его жизнь позволяет сделать выводы не только для творческих личностей, но и для политических деятелей.

Вы можете просмотреть слайды на сайте obrazovaka.ru или скачать презентацию на тему «Державин» в формате PowerPoint по ссылке ниже.

Презентация рекомендована для:
7 класса

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: