Презентация А

Презентация представляет собой анализ одного из самых известных стихотворений Александра Сергеевича Пушкина под названием «Зимнее утро». Цель урока – прочитать вместе с классом произведение, разобрать его, отметить, какими художественными средствами пользовался поэт для того, чтобы нарисовать картину прекрасного зимнего утра.

«Мороз и солнце – день чудесный…» Эти строки многие дети помнят с ранних лет, даже не зная о том, что они принадлежат самому известному и почитаемому русскому поэту. На этом уроке литературы они сумеют детальнее ознакомиться с его содержанием и смыслом. Вначале даётся общая характеристика стихотворению, его содержанию. Учащиеся знакомятся с историей создания «Зимнего утра». После начинается анализ стихотворения, согласно которому настроение передаётся при помощи определённого набора слов и эпитетов.

Учитель знакомит класс со значением слов, которые могут быть ему неизвестны. Говорится о композиции стихотворения, о том, что описывает автор, как меняется его настроение по ходу повествования. В конце подводится итог стихотворению, говорится о том, какова его основная мысль и идея.

Как читать «Зимнее утро» А.С. Пушкина детям?

Работа с лирическими стихотворениями в начальной школе является одной из самых трудных для педагога-несловесника. Важнейшими задачами в этом процессе являются формирование первичных представлений младших школьников о специфике лирических произведений и развитие умения понимать основное настроение стихотворения, его изменения и контрасты. Чтобы реализовать эти задачи, учитель обращает внимание юных читателей на изобразительно-выразительные средства языка (олицетворение, эпитет, сравнение, звукопись, контраст) и их роль в художественном произведении.

Рассмотрим, как можно решать эти задачи при работе с лирическим стихотворением А. С. Пушкина, которое включено во все современные учебные хрестоматии для начальной школы.

Задачи урока:

  • а) раскрыть контраст основных настроений стихотворения;
  • б) развивать умение анализировать лирический текст: соотносить картины природы с настроением лирического героя;
  • в) формировать первичные представления о лирическом герое пушкинской поэзии;
  • г) развивать образное мышление учащихся.

Ход работы

1. Для развития творческих способностей и образного мышления учащихся можно рекомендовать провести следующую работу за несколько дней до проведения урока: дать творческое задание составить устный рассказ или написать миниатюру о своих зимних впечатлениях. Главное условие – передать свои настроения, личные переживания от встречи с зимней природой. Дети могут нарисовать иллюстрации к своим воспоминаниям.

В начале урока выставка детских рисунков будет сопровождаться их комментированием, а также рассказами детей, чтением их письменных работ, связанных с зимними впечатлениями и переживаниями.

2. Перед чтением стихотворения Александра Сергеевича Пушкина учитель использует прием антиципации: Вы рассказывали о своих зимних настроениях, а какое настроение хотел передать поэт, назвав свое стихотворение «Зимнее утро»? Дети высказывают свои предположения. После этого учитель дает установку на восприятие: «Давайте вслушаемся в пушкинские стихи и постараемся почувствовать то настроение, которое хотел передать поэт». Далее следует выразительное чтение стихотворения учителем. Желательно читать его наизусть как образец классической русской поэзии.

Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный –
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела –
А нынче … погляди в окно.

Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом лежит.

Вся комната янтарным блеском
Озарена. Веселым треском
Трещит затопленная печь.
Приятно думать у лежанки.
Но знаешь: не велеть ли в санки
Кобылку бурую запречь?

Скользя по утреннему снегу,
Друг милый, предадимся бегу
Нетерпеливого коня
И навестим поля пустые,
Леса, недавно столь густые,
И берег, милый для меня.

3. После чтения учитель выдерживает небольшую паузу, а затем просит детей поделиться своими впечатлениями о стихотворении Пушкина. При желании учащиеся могут перечитать понравившиеся строчки.

Педагог обращает внимание детей на вопрос, заданный перед чтением: «Какое настроение хотел передать поэт?» Поскольку в этом стихотворении выражено много разных переживаний и настроений, то сразу ответить на поставленный вопрос учащимся трудно. Дети высказывают разные точки зрения, перечитывая строчки из стихотворения. Здесь же учитель может попросить школьников дать свой вариант названия этого стихотворения, соответствующее настроениям и переживаниям пушкинского героя.

4. Все это подводит школьников к следующей учебной задаче: Какие же настроения испытывает герой Пушкина? От чего зависят его чувства? Попробуем разобраться в этом сложном вопросе.

5. Учитель предлагает учащимся повторно перечитать первую строфу стихотворения «про себя» и выполнить следующее задание: нужно подчеркнуть слова, с которыми герой обращается к своей собеседнице. Дети подчеркивают слова «друг прелестный», «красавица», «звезда севера» и предполагают, что герой обращается к красивой женщине.

Как герой относится к этой красавице? Какие слова помогают это понять? Герой восхищается ей, сравнивает ее с утренней зарей, со звездой. Он относится к ней с любовью и нежностью, называет ее прелестным другом*.

* Примечание: напомним учителю, что это стихотворение является образцом любовной лирики Пушкина, не предназначенной специально для детского восприятия, хотя традиционно и включается в круг чтения детей. Полностью игнорировать любовную тему в этом стихотворении – значит искажать художественный смысл всего произведения.

6. Далее учитель организует анализ сложного лирического переживания пушкинского героя под углом вопроса: Какие настроения испытывает герой?

Предлагаем вести анализ этого объемного текста одновременно с работой в таблице.

Таблица может быть представлена на доске. Лучше, если учитель распечатает для каждого учащегося ее индивидуальный вариант. Вычитывается каждая строфа, определяется ее ведущее настроение, а затем читатели ищут те выразительные средства, которые создают это настроение, и выписывают их в таблицу.

Поскольку эта работа сложна для детей, учитель обращает их внимание на слова-подсказки. Определения настроений здесь находятся в той же последовательности, что и в стихотворении, но не надо преждевременно сообщать об этом, иначе работа школьников лишится исследовательского подхода.

Работа над первыми двумя строфами идет коллективно, третью и четвертую строфы дети могут анализировать самостоятельно – индивидуально, в парах или по вариантам. Анализ пятой строфы можно дать на дом.

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими коллегами.

Сочинения на Getsoch.ru

Анализ стихотворения А.С. Пушкина «Зимнее утро»

1) Дата написания и публикация.

Стихотворение «Зимнее утро» было написано А.С. Пушкиным 3 ноября 1829 года во время ссылки в селе Михайловском. Тогда жизнь поэта была наполнена одиночеством, скукой и печалью. Однако именно в эти годы Александра Сергеевича настигло вдохновение.

2) Художественный метод.

Это произведение принадлежит к литературному течению романтизм.

3) Выбор жанра традиции.

Данное стихотворение можно отнести к жанру пейзажная лирика.

4) Основная тема.

Ведущей темой является непосредственно тема зимнего утра, тема красоты русской природы зимой.

5) Смысл названия.

Заглавие стихотворения звучит очень поэтично. Только вслушайтесь, «Зимнее утро»! Перед глазами сразу встает природа в белом зимнем убранстве. Таким образом, название выражает содержание произведения в целом.

6) Лирический сюжет и его движение.

Сюжет лирического произведения ослабленный. В основе стихотворения лежит созерцание природы, ставшее импульсом к лирическому переживанию.

7) Композиция. Наличие обрамления. Основные структурные части.

На протяжении всей сюжетной линии преобладает линейная композиция. Стихотворение состоит из пяти шестистиший (секстин). В первой строфе автор явно восхищается морозной русской зимой, предлагает спутнице прогуляться в столь прекрасный, солнечный день:

«Мороз и солнце; день чудесный!

Еще ты дремлешь, друг прелестный —

Пора, красавица, проснись:

Открой сомкнуты негой взоры

Навстречу северной Авроры,

Звездою севера явись!»

Настроение второй строфы противоположно предшествующему настроению. Это часть стихотворение построена при помощи приема антитезы, то есть противопоставления. А.С. Пушкин обращается к прошлому, вспоминает, что ещё вчера природа буйствовала и негодовала:

«Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,

На мутном небе мгла носилась;

Луна, как бледное пятно,

Сквозь тучи мрачные желтела,

И ты печальная сидела…»

А сейчас? Всё совсем иначе. Это совершенно точно подтверждают следующие строки стихотворения:

«Под голубыми небесами

Блестя на солнце, снег лежит…»;

«Вся комната янтарным блеском

Несомненно, здесь присутствуют нотки контраста, которые придают произведению некую изысканность:

«Приятно думать у лежанки.

Но знаешь: не велеть ли в санки

Кобылку бурую запречь?»

8) Основные настроения. Тональность стихотворения.

Читая данное произведение, сердце и душа наполняются положительными эмоциями. Радость, веселье и бодрость наполняют стихотворение. Каждый из вас, наверное, ощущает свежесть, которой проникнуты эти строки.

9) Ритм, размер.

Стихотворение написано четырехстопным ямбом.

10) Рифмовка, характер рифмы.

Рифмовка смешанная; характер рифмы: точная; первые две строки – женская, третья – мужская, четвертая и пятая – женская, шестая – мужская.

11) Лексика. Языковые средства выразительности.

Положительно окрашенные эпитеты: «друг прелестный», «день чудесный», «великолепными коврами», «прозрачный лес», «веселым треском», «янтарным блеском», «милый друг», «милый берег».

Отрицательно окрашенные эпитеты: «мутном небе», «тучи мрачные», «ты печальная сидела», «поля пустые».

Таким образом, положительно окрашенные эпитеты призваны формировать в душе читателя радостное настроение.

Метафора: «луна желтела».

Олицетворение: «вьюга злилась», «мгла носилась».

Сравнение: «Луна, как бледное пятно».

12) Поэтический синтаксис.

«И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит».

Риторическое восклицание: «Мороз и солнце; день чудесный!»

Риторическое обращение: «друг милый», «друг прелестный», «красавица».

13) Звукопись. Фонетическая окраска стиха.

Аллитерация: в первой строфе неоднократно повторяется согласный звук «с» (звуки зимнего утра); во второй строфе повторяется согласный звук «л» (это придает ощущение холода, мороза).

14) Идея стихотворения, выявленная в процессе анализа.

Таким образом, А.С. Пушкин стремился в своем стихотворении «Зимнее утро» показать красоту русской зимы, её величие и силу, которые порождают радостное настроение в душе читателя.

Анализ стихотворения Александра Пушкина «Осеннее утро»

В творческом наследии, оставленном Александром Сергеевичем Пушкиным, найдется множество достойных и поражающих своей гениальностью произведений.

Читая стихи поэта, каждый раз находишь какой-то новый интересный фрагмент, который раньше не попадался на глаза или имел в воображении читателя совсем другой смысл. Существуют также и незаслуженно забытые стихотворения, которые не вошли в ряд самых цитируемых произведений творчества писателя.

Таким было и стихотворение «Осеннее утро», написанное Александром Сергеевичем Пушкиным в 1816

Написано осеннее утро в Царском Селе, где в то лето гостила возлюбленная молодого Пушкина – Екатерина Павловна Бакунина, троюродная сестра выдающегося русского анархиста Михаила Александровича Бакунина.

Стихотворения Александра Сергеевича Пушкина, написанные им в период с 1813 по 1825 год – это плод гениального словотворчества, это момент взросления, превращения юноши бледного со взором горящим в мужчину-поэта.

И если в начале своего творческого пути

В 1815 году Пушкин даже пишет стихотворение, к ушедшему на покой Батюшкову, с призывом вернуться в литературу. Узнав о том, что лицеист написал такое сильное стихотворение, Константин Николаевич даже посетил Царское Село, чтоб познакомиться с начинающим поэтом и дать ему пару полезных советов.

Однако, начиная с 1816 года, стихотворения Александра Сергеевича Пушкина теряют свою легкость и становятся все более лиричными. Поэт осваивает жанр «элегии». Именно к этому периоду и относится произведение «Осеннее утро» – история о любви и о разлуке, сопоставляемой с осенью, о неразделенности чувств, скоротечности времени, увяданию молодости и угасанию души.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector