Превращение человека в обывателя (по рассказу А

Особое место в творчестве А. П. Чехова занимает жанр рассказа. Этот жанр отличается краткостью, поэтому писателю очень важно в лаконичной форме передать главную мысль произведения, его идейный пафос.
Практически все творчество Чехова посвящено борьбе с обывательщиной, мещанством, скудостью духовной и интеллектуальной жизни человека. На рубеже 19 – 20 веков писатель создает свою знаменитую «Маленькую трилогию», основной темой которой становится превращение человека в обывателя, его духовная смерть.
Рассказ «Ионыч», входящий в эту трилогию, был написан в 1898 году. Главным его героем становится земский врач Дмитрий Ионыч Старцев, приехавший работать в провинциальную глушь. На протяжении произведения автор показывает нам деградацию своего героя.
В начале рассказа перед нами молодой человек, полный желания трудиться для общества, полный желания жить, а не существовать. Старцев смотрит на все широко открытыми глазами, он стремится к новым впечатлениям, совершенствованию. Неслучайно писатель подчеркивает, что Дмитрий Ионыч постоянно напевает: «Когда еще я не пил слез из чаши бытия. » Это становится символом молодого Старцева.
Город С., в который попал герой, был обычным провинциальным городом России. Чехов показывает его пустоту, бездушие, глупость, однообразие и… скуку, которой насыщена вся жизнь С. Единственным ярким пятном на этом фоне все считали семью Туркиных, «самую образованную и талантливую». Чехов показывает лишь формальную неординарность этого семейства. Но, по сути, это были те же обыватели, мнящие себя интеллигентами. Вера Иосифовна, мать семейства, убивала время тем, что писала бесконечные бездарные романы народнического толка. Дочь Туркиных, Екатерина Ивановна, хотела стать знаменитой пианисткой. Каждый раз перед гостями она исполняла пассажи, которые напоминали то, «как с высокой горы сыплются камни, сыплются и всё сыплются». Котик, как называли эту героиню домашние, мечтала уехать в Москву и там прославиться.
Старцев свел знакомство с Туркиными. Там он мечтал найти островок образованности, таланта, настоящей жизни. После первого визита к этому семейству герой не почувствовал никакого «подвоха». Чехов описывает его впечатления от этого визита одним словом: «Недурственно». Это произошло потому, что, как мне кажется, в самом Старцеве были заложены обывательские «нотки». Внутренне Дмитрий Ионыч почувствовал себя комфортно и уютно у Туркиных. Там его все устраивало.
Вторая часть рассказа повествует о новом периоде в жизни героя. Прошел год со времени приезда его в С. Старцев стал постоянным гостем Туркиных, он влюбился в Котика. Девушка казалось ему необычной, развитой не по годам, прелестной и талантливой. С ней Старцев говорил обо всем, что его интересовало, но не замечал, что «во время серьезного разговора, случалось, она вдруг некстати начинала смеяться или убегала в дом».
Одним из важных моментов рассказа является сцена на кладбище. Старцев явился туда ночью на встречу со своей возлюбленной: «…он отдался этой слабой, пустой надежде, и она опьянила его». Героя ошеломила атмосфера ночного кладбища, его окутала аура покоя, безмятежности, ощущение бренности земной жизни и ценности вечной. Но и здесь Старцев нарушал эту гармонию. Автор пишет, что в этой обстановке его шаги «раздавались резко и некстати». А затем, на минуту, в голове Старцева мелькнула мысль, что «это не покой и не тишина, а глухая тоска небытия, подавленное отчаяние. » И мы понимаем, что вся жизнь героя, якобы наполненная смыслом, – это безуспешная попытка не погрязнуть в трясине обывательщины. О безуспешности говорят мысли Дмитрия Ионыча, заканчивающие вторую часть рассказа: «Ох, не надо бы полнеть!»
Старцев решается сделать Котику предложение. В этот романтический момент в голове героя происходила борьба. Одна половина его натуры говорила, что не стоит связывать свою жизнь с Туркиными, что это – верная духовная гибель. Другая же утверждала, что «приданого они дадут, должно быть, немало». В итоге победила мещанская сторона натуры героя: «Ну что ж? — думал он. — В городе, так в городе. Дадут приданое, заведем обстановку. »
Екатерина Ивановна отказывает Дмитрию Ионычу. Пока у нее другие планы на жизнь – она хочет вырваться из этого городишки в большую жизнь. Как же герой реагирует на отказ своей любимой? Дня три у него все валилось из рук, он не мог ничего делать, но как только узнал, что Котик уехала, моментально успокоился и зажил своей обыденной жизнью. Чехов показывает, что герой еще способен на сильные эмоции, но они мимолетны и уже ему не нужны. Ионычу спокойнее и комфортнее жить, заботясь лишь о внешнем, а не о внутреннем.
Физическим показателем деградации Старцева становится его все увеличивающаяся полнота. Тяжелеет тело, тяжелеет душа и мысли. Уже не хочется никуда стремиться, что-то делать, о чем-то задумываться. Гораздо проще наслаждаться тем, что есть: вкладывать заработанные деньги в дома, играть в винт, пересчитывая по вечерам выигрыш. Это все, что осталось у героя. Теперь его душу не потревожит и изменившаяся и разочаровавшаяся в себе Котик, ее жаркие слова и готовность следовать за ним, изменять жизнь людей к лучшему. Единственная мысль героя: «А хорошо, что я тогда не женился».
Финальная часть рассказа просто потрясает читателя. От прежнего Дмитрия Ионыча не осталось и следа. Перед нами обрюзгший, капризный, злой, бездушный старик, страдающий от ожирения. Чехов подводит итог этой жалкой жизни: «Он одинок. Живется ему скучно, ничто его не интересует».
Эти слова в полной мере можно отнести и к семейству Туркиных. Они нисколько не изменились, что говорит об их внутренней пустоте и омертвении.
Рассказ «Ионыч» — история души героя, превратившегося из человека в обывателя. Для Чехова – это самый страшный диагноз, приговор. Изменив внутренним идеалом, остановившись в развитии, человек убивает свою душу и делает мертвым все вокруг.

0 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Чехов А.П. / Ионыч / Превращение человека в обывателя (по рассказу А.П. Чехова «Ионыч»)

Смотрите также по произведению «Ионыч»:

Жанр рассказа в творчестве чехова

ЧЕХОВ Антон Павлович
17(29) января 1860, Таганрог — 2(15) июля 1904, Баденвейлер, Южная Германия;
похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище
Биография

Семья, учеба

Антоша Чехонте Родился в многодетной семье купца третьей гильдии, владельца бакалейной лавки; учился в классической гимназии, одновременно помогая отцу в торговле. К гимназическим годам относятся первые литературные опыты Чехова — водевили, сцены, очерки, анекдоты и т.п. Некоторые из них он посылает в редакции столичных юмористических журналов.
После поступления на медицинский факультет Московского университета (1879) литературный труд становится для Чехова основным источником заработка: с этого времени его “юмористические мелочи” регулярно публикуются на страницах массовых иллюстрированных журналов под разнообразными псевдонимами (Антоша Чехонте, Человек без селезенки и др.)

После окончания университета (1884) Чехов, работая уездным врачом, продолжает “многописание”: основным жанром в его творчестве этого периода является традиционный для массовой периодики короткий рассказ — сценка, этюд, набросок, — основой сюжета которого служит забавное или нелепое происшествие, любопытный или смешной случай из жизни. Рассеянные по периодике, написанные в рамках определенного объема и к установленному сроку, призведения этого времени составили сборники “Пестрые рассказы” (1886) и “Невинные речи” (1887).

Вхождение в “большую” литературу

Художественные открытия Чехова Новый этап в творческой
биографии Чехова — “вхождение в литературу” — связан с началом его регулярного сотрудничества в газете А. С. Суворина “Новое время” (с 1886) , где произведения Чехова впервые появились под его настоящим именем, и выходом сборника “В сумерках” (1887) , выделенного критикой из общего потока массовой беллетристики (признавалась несомненная талантливость писателя, его способность немногими штрихами рисовать картины природы и человеческие типы, создавать поэтическое настроение) . В том же 1887 пьесой “Иванов” (поставлена на сцене театра Корша) Чехов подвел итог своим ранним драматургическим поискам, начатым еще в гимназические годы, и одновременно заложил основу поэтики нового драматического искусства.
Внимание критики, читательские симпатии и, главное, поддержка со стороны ведущих литераторов
(Д. В. Григоровича, А. Н. Плещеева, В. Г. Короленко) были расценены Чеховым как приглашение к
профессиональной литературной деятельности, что потребовало от него пересмотра собственного
отношения к литературным занятиям как способу заработка или веселой забаве. В повести “Степь” ,
опубликованной в 1888 в журнале “Северный вестник” , обозначились главные художественные открытия Чехова: отсутствие традиционного для русской литературы героя, выражающего авторскую мировоззренческую позицию; воссоздание окружающего мира, преломленного эмоциональным человеческим восприятием; передача душевного состояния персонажей через “случайные” реплики и жесты.

Поездка на Сахалин

В 1890 Чехов прерывает успешно начатую литературную работу и отправляется в длительное путешествие через Сибирь на остров Сахалин для “изучения быта каторжников и ссыльных” . Творческим итогом путешествия становится книга “Остров Сахалин” (1895) , написанная в жанре “путевых записок” ; в ее основу легли не только личные впечатления от многочисленных встреч, но и собранные им на острове статистические данные.

Литературная репутация

В первой половине 1890-х гг. Чехов становится одним из самых читаемых
писателей России — его произведения регулярно появляются в журналах “Северный вестник” и “Русская мысль” (с 1892) , газетах “Новое время” (до 1893) и “Русские ведомости” ; выходят отдельные издания и сборники (“Рассказы” , 1888; “Хмурые люди” , 1890; «Повести и рассказы” , 1894) , которые постоянно переиздаются, вызывая широкий резонанс в литературных кругах. Не отрицая растущий талант Чехова, критика оказывается по большей части неспособной принять особенности его “объективной” (как он сам характеризовал ее) художественной манеры, обвиняет писателя в равнодушии к социальным проблемам, в отсутствии прямых авторских оценок и мировоззрения в целом, в том, что он пишет “с холодной кровью” , в излишнем “фотографизме” и т.д. ; в высказываниях героев усматривает позицию писателя: так, слова старого профессора об отсутствии у него “общей идеи” (повесть “Скучная история” , 1889) воспринимались как авторское признание и проецировались на все творчество Чехова. Исключение составила повесть “Палата N6” (1892) , за которой было признано бесспорное общественное значение. В целом же за Чеховым
закрепилась репутация писателя, чуждающегося социальных проблем, — бытописателя и мастера тонкого психологического анализа.

Проблематика рассказов

В многочисленных рассказах этого времени Чехов обращается к
исследованию души современного человека, испытывающего влияние разнообразных социальных, научных и философских идей: пессимизма (“Огни” , 1888) , социального дарвинизма (“Дуэль” , 1891), радикального народничества (“Рассказ неизвестного человека” , 1893) ; решает волновавшие общество вопросы семейных отношений (“Три года” , “Супруга” , “Ариадна” , все 1895) , аномальных явлений психики (“Черный монах” , 1894) и др.

Основой сюжетов становится не столкновение человека с грубой социальной средой, но внутренний конфликт его духовного мира: герои Чехова — “хмурые” , скучные, живущие “в сумерках” люди, оказываются жизненно несостоятельными в силу собственной неспособности к творческой реализации, неумения преодолевать душевное отчуждение от других людей; их несчастья не имеют фатальной предопределенности и не обусловлены исторически — они страдают по причине собственных житейских ошибок, дурных поступков, нравственной и умственной апатии.

Последний период творчества

В конце 1890-х — начале 1900-х гг. Чехов — признанный и популярный мастер: журналы ищут его участия, появление новых произведений расценивается критикой как событие литературной жизни, споры вокруг них перерастают в общественно-политические дискуссии — о будущем русской деревни, о роли интеллигенции в обществе и т.д. В его творчестве возникают новые темы. Верный принципам “художественной объективности” , Чехов создает мрачные картины оторванного от культуры крестьянского быта (“Моя жизнь” , 1896; “Мужики” , 1897; “В овраге” , 1900).

Тема нравственной деградации и духовной опустошенности русской интеллигенции, ее неспособности к социальному и личному жизнеустройству поднимается в рассказе “Дом с мезонином” (1896) , “маленькой трилогии” “Человек в футляре” , “Крыжовник” , “О любви” (1898) . В то же время многие герои его последних произведений все сильнее испытывают “тоску по идеалу” , переживают стремление к новой, лучшей жизни (“По делам службы”, 1898; “Архиерей” , 1902; “Невеста” , 1903).

Чуждый моральному учительству, религиозной проповеди и социальному утопизму, Чехов не прописывает рецептов нравственного совершенствования, общественного переустройства или духовного преображения, но в томлениях и муках своих героев, в их неудовлетворенности бессмысленностью своего существования видит доказательства принципиальной возможности для человека устроить свою жизнь правдиво, достойно и радостно.

Значение творчества

Художественные открытия Чехова оказали огромное влияние на литературу и театр 20 века. Его драматические произведения, переведенные на множество языков, стали неотъемлемой частью мирового театрального репертуара.

Сочинения:
Полное собрание сочинений и писем: В 30 т. Т. 1-18. Сочинения. Т. 1-12. Письма. М., 1974-1983.

Список литературы:
1) Громов М. П. Чехов. — М., 1993 г.
2) Скафтымов А. П. Нравственные искания русских писателей. — М., 1972 г.
3) Чехов в воспоминаниях современников. — М., 1960 г.
4) Чехов М. П. Вокруг Чехова. — М., 1985 г.
5) Чудаков А. П. Мир Чехова: возникновение и утверждение. — М., 1986г.

Жанр рассказа в творчестве чехова

Название работы: Жанр рассказа в творчестве Чехова

Предметная область: Литература и библиотековедение

Описание: Жанр рассказа в творчестве Чехова. Чехов создал рассказ как самостоятельный и полноценный жанр и доказал что прозаический микромир может вместить в себя беспредельность. Тот или иной рассказ Чехова нетрудно превратить в роман ибо в нем достаточно материала для романа.

Дата добавления: 2013-07-17

Размер файла: 30.5 KB

Работу скачали: 27 чел.

жанр рассказа в творчестве Чехова.

Чехов создал рассказ как самостоятельный и полноценный жанр и доказал, что прозаический микромир может вместить в себя беспредельность. Тот или иной рассказ Чехова нетрудно превратить в роман, ибо в нем достаточно материала для романа. Однако ёмкость рассказов Чехова — не путь к роману, а скорее, напротив, уход, удаление от него, форма обособления жанра.

Рассказы Чехова – особенные рассказы. Главное открытие, которое сделал Чехов в структуре повествования, — это подтекст. Что же это такое? Это особая чеховская деталь, которая открывает простор для воображения. Оставляя какие-то важные реалии за канвой повествования, Чехов приглашает читателя для соавторства.

Сам Чехов так определял особенность своей прозы: «Умею говорить коротко о длинных вещах». Другими словами, за внешним изображением событий всегда был скрыт «потаенный» смысл. Ярчайшим примером раскрытия «потаенного» смысла через детали является рассказ «Ионыч».

Чехов обращается к исследованию души современного человека, испытывающего влияние разнообразных социальных, научных и философских идей: пессимизма (“Огни” , 1888) , социального дарвинизма (“Дуэль” , 1891), радикального народничества (“Рассказ неизвестного человека” , 1893); решает волновавшие общество вопросы семейных отношений (“Три года”, “Супруга” , “Ариадна” , все 1895) и др.

Основой сюжетов становится не столкновение человека с грубой социальной средой, но внутренний конфликт его духовного мира: герои Чехова — “хмурые”, живущие “в сумерках” люди, оказываются жизненно несостоятельными в силу собственной неспособности к творческой реализации, неумения преодолевать душевное отчуждение от других людей; их несчастья не имеют фатальной предопределенности и не обусловлены исторически — они страдают по причине собственных житейских ошибок, дурных поступков, нравственной и умственной апатии.

Очень важную роль в рассказе Чехова играет диалог. Он, собственно, и движет действие. Портреты героев даются обыкновенно только несколькими словами и основными штрихами.

Композиционной особенностью чеховского рассказа является также прием «рассказа в рассказе», к которому автор часто прибегает. Так построены, например, рассказы «Крыжовник» и «Человек в футляре». Этот прием позволяет автору добиться в одно и то же время и объективности изложения, и экономии формы.

Чехов старается писать языком простым и легким для нас, понятным любому слою читателей. Простота языка – результат огромной, напряженной работы автора.

Внутренняя раскрепощенность чеховской прозы, лишенной принудительной сюжетности, открытой миру случайностных явлений, их и отличает.

Поздний чеховский рассказ по размерам больше ранней «сценки», и все же это размеры подчеркнуто малой прозы. Рассказ представляет собой жизнеописание. Изображается уже не момент из биографии героя, а сама биография, в ее более или менее длительной протяженности, о таком рассказе говорят: «маленький роман».

В поздних рассказах главенствует проблема смысла жизни, ее наполненности, ее сдержанности. Теперь рассматриваются различные формы «отклоняющегося» жизнеустройства, различные проявления обыденной жизни. Над человеком с «робкой кровью» молодой Чехов откровенно смеялся, теперь же преобладает иной тон, иной подход, продиктованный стремлением объяснить утраты, найти связь причин и следствий, установить меру беды и меру вины.

Поздние чеховские рассказы одновременно ироничны и лиричны, скрывают в себе и усмешку, и печаль, и горечь.

«Маленький роман», разумеется, не есть уменьшенное подобие большого романа. В том-то и суть, что рассказ, приближенный к рассказу, с особой настойчивостью и энергией реализует свои собственные ресурсы – изобразительные и выразительные. Рассказ углубленно выявляет свою жанровую специфику. Нетрудно заметить: благодаря сжатости жизнеописания рельефно проступает схема биографии, ее «чертеж»; резко обозначаются внезапные или стадиальные перемены в облике, в судьбе героя, в его состоянии. Возможность создать ступенчатость, стадиальность биографического сюжета, – единым взглядом охватит жизнь человека как целое и как процесс – и составит привилегию малого жанра. Чехов, в своем зрелом творчестве, дал тому неоспоренные доказательства.

Биография Чехова

О родителях и семье. Переезд в Москву. Сотрудничество с московскими журналами. Пишет в жанре короткого рассказа, юморески, сценки. Творчество в Петербурге. Поездка в Европу. Мелиховский период. Медицинская практика. Признание творчества Чехова.

Подобные документы

Место жанра короткого рассказа в системе прозаических форм. Проблема периодизации творчества А. Чехова. Основная характеристика социально-философской позиции писателя. Архитектоника и художественный конфликт непродолжительных повествований М. Горького.

дипломная работа, добавлен 02.06.2017

Детство и годы учебы А.П. Чехова в Таганроге. Литературные интересы молодого Чехова, его увлечение театром. Творчество писателя в различные периоды жизни. Поездка на остров Сахалин. Усадьба в Мелихове. Драматургическая деятельность. Последние годы жизни.

презентация, добавлен 28.12.2011

Биография и краткая хронология жизненного и творческого пути А.П. Чехова — великого русского писателя и драматурга. Переводы Чехова за рубежом. Воспоминание современников о А.П. Чехове. Наиболее выдающиеся афоризмы и высказывания Антона Павловича.

курсовая работа, добавлен 24.12.2010

Творческий путь и судьба А.П. Чехова. Периодизация творчества писателя. Художественное своеобразие его прозы в русской литературе. Преемственные связи в творчестве Тургенева и Чехова. Включение идеологического спора в структуру чеховского рассказа.

дипломная работа, добавлен 09.12.2013

Детство Антона Павловича Чехова в Таганроге. Годы учебы. Периоды творчества и драматургия. Поездка на остров Сахалин и кругосветное путешествие. Знакомство с деятелями Московского Художественного театра. Создание величайших мировых шедевров Чеховым.

презентация, добавлен 07.11.2011

Детские и юношеские годы А.П. Чехова. первые публикации и начало литературной деятельности. Самое страшное произведение русской литературы — «Палата № 6». Художественное мастерство Чехова в области драматургии. Последние годы жизни и творчества писателя.

реферат, добавлен 03.06.2009

Основные психологические теории творчества и обозначение особенностей их воплощения в художественном мире А.П. Чехова. Проведение исследования проблемы связи гениальности и безумия в произведении. Раскрытие быта и бытия в поэтике рассказа «Черный монах».

дипломная работа, добавлен 08.12.2017

Конец 70-х годов XIX века — начало журналистской деятельности Антона Павловича Чехова. Юмор и характерная особенность рассказов и героев Антоши Чехонте. Анализ рассказа «Толстый и тонкий». Причины и последствия поездки А.П. Чехова на остров Сахалин.

реферат, добавлен 09.07.2010

Жизненный путь А.П. Чехова и основные периоды его творчества. Характеристика чеховских героев и их различные положительные типы. Христианские мотивы в произведениях писателя, описание его «праведников». Анализ и значение святочных рассказов Чехова.

курсовая работа, добавлен 16.04.2009

Литературный и лексический анализ произведения А.П. Чехова «Скрипка Ротшильда». Оценка системы персонажей и характеристики героев данного рассказа, семантика их имен, определение проблематики. Сопоставление поздних рассказов А.П. Чехова и Л.Н. Толстого.

контрольная работа, добавлен 14.06.2010

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: