Преступление и наказание — краткое содержание

Действие происходит летом в Петербурге. Бывший студент Родион Романович Раскольников живет в тесной комнате, похожей на шкаф или на гроб, в полной нищете. Он кругом должен хозяйке, у которой снимает каморку, потому всячески старается избегать встреч с нею. Однажды, уже под вечер, Раскольников идет к Алене Ивановне, старухе-процентщице, которая проживает в одной квартире со своей сводной сестрой Лизаветой. Родион закладывает ей часы, при этом запоминает все необходимые детали — где старуха держит ключи, всегда ли бывает одна дома, так как задумал убить ее. По дороге домой он заходит в распивочную и знакомится там с бывшим чиновником Мармеладовым, который рассказывает ему историю своей жизни. Раньше он служил в чине титулярного советника, но потом лишился места по сокращению штатов и спился. У него есть жена, Катерина Ивановна, имеющая троих детей от первого брака, и родная дочь Соня, которая вынуждена продавать себя, чтобы хоть каким-нибудь образом прокормить семью.

На следующий день Раскольников получает письмо от матери, где она рассказывает о судьбе его сестры Дуни, которая раньше служила у господ Свидригайловых, но из-за домогательств хозяина, Аркадия Ивановича, вынуждена была уйти, так как их разговор подслушала жена Свидригайлова. Затем хозяин признался, что Дуня не виновата, нашли ее письмо с упреками в адрес Аркадия Ивановича. В городе, где они жили, Дуню снова стали уважать. Сейчас к ней сватается Петр Петрович Лужин. Вскоре он должен приехать в Петербург для того, чтобы открыть там адвокатскую контору. Родион догадывается, что сестра соглашается на этот брак, чтобы помочь матери и ему, и решает помешать, ей осуществить задуманное. Он отправляется к своему прежнему приятелю по университету Разумихину, но, выпив рюмку водки, эасыпает в кустах. Ему снится, будто он маленький мальчик, который проходит с отцом мимо кабака, рядом с которым стоит старая лошадь, запряженная в телегу. К ней подходит пьяный хозяин Микола, приглашая знакомых садиться, чтобы ехать кататься. Лошадь никак не может сдвинуться с места, а Микола бьет ее кнутом, а затем ломом убивает. Маленький Родион, плача, с кулаками бросается на Микопу, но отец его уводит. Проснувшись, молодой человек размышляет о том, смог бы он убить или нет. На улице он случайно встречает Лизавету, которую знакомые приглашают в гости. Таким образом, он узнает, что старуха останется дома одна. Вспоминает Раскольников и об услышанном однажды в трактире разговоре офицера и студента о процентщице и ее сестре. Студент говорил, что если убить старуху и на деньги, оставшиеся после нее, совершить тысячу добрых дел, это загладит одно преступление. Мысли студента совпадают с мыслями Раскольникова, который только что заложил у старухи подаренное сестрой колечко.

Дома, готовясь к убийству, он пришивает к пальто петлю для топора, делает обманный «заклад», берет в дворницкой топор, идет к старухе и убивает ее. Но неожиданно возвращается Лизавета. Раскольников убивает и ее.

Проснувшись на другой день, Раскольников пытается уничтожить улики. Дворник приносит ему повестку в полицию, куда обратилась его квартирная хозяйка с жалобой о том, что он не платит денег. В участке он слышит разговор об убийстве старухи и падает в обморок. Теперь ему кажется, будто он ножницами отрезал себя от всего мира. Он заболевает, долго лежит в бреду.

За это время арестовали по подозрению в убийстве старухи-процентщицы красильщика Миколая, который принес хозяину распивочной футляр с золотыми сережками, объяснив, что, будто бы, нашел его на улице.

Раскольникова навещает Петр Петрович Лужин, который сообщает ему, что скоро приедут в Петербург его мать и сестра и остановятся в гостинице. В время разговора он ругается с Лужиным и угрожает спустить его с лестницы.

Выйдя на улицу, Раскольников видит, как одна женщина прыгает с моста, и у него тоже мелькает мысль о самоубийстве.

Затем видит, как человека раздавило экипажем. Им был Мармеладов. Родион помогает перенести его домой, где тот и умирает. Перед тем, как уйти, Раскольников отдает все оставшиеся деньги жене покойного, Катерине Ивановне, на похороны.

Разумихин рассказывает своему другу, что следователь Порфирий Петрович хочет с ним познакомиться. Придя домой, они видят там мать и сестру Раскольникова, который снова теряет сознание. Очнувшись, он просит сестру не выходить замуж за Лужина, потому что не хочет принимать от нее такой жертвы. Разумихин влюбляется в Дуню и тоже отговаривает ее от этого брака.

К Раскольникову приходит Соня Мармеладова и приглашает его от имени Катерины Ивановны на поминки. Родион сообщает Разумихину, что он заложил у старухи-процентщицы отцовские часы и кольцо сестры, и теперь желает их забрать. Друг советует ему пойти к Порфирию Петровичу, к которому они вдвоем и отправляются. Заходит разговор о сущности преступлений. Следователь вспоминает статью Раскольникова «О преступлении», опубликованную в одном журнале два месяца назад, в которой он делит всех людей на две категории: обыкновенных и необыкновенных. Обсуждают эту теорию. Порфирий Петрович приглашает его завтра в контору.

Раскольников, вернувшись домой и, рассуждая о своем состоянии, приходит к выводу, что сам он относится к разряду «тварей дрожащих», так как мучается и размышляет о том, правильно ли он поступил. Ночью Раскольникову снится страшный сон, будто старуха жива и смеется над ним. Он хочет убить ее, но со всех сторон на него смотрят люди. Проснувшись, он видит у себя в комнате Аркадия Ивановича Свидригайлова, который рассказывает ему о смерти своей жены, утверждая, что он в этом абсолютно не виновен, и с Дуней все тоже получилось случайно. Сообщает, что в молодости был шулером. За долги его посадили в тюрьму, а Марфа Петровна выкупила его оттуда, после чего они в течение семи лет жили в деревне, никуда не выезжая. Кроме того, Свидригайлов говорит Раскольникову, что между ними имеется много общего, предлагает ему помочь расстроить свадьбу Дуни и Лужина, предлагая в качестве компенсации десять тысяч рублей.

В гостинице у матери и сестры он встречается с Лужиным, ругается с ним, а затем Петра Петровича выгоняют за то, что он наговаривает на Раскольникова. Далее он отправляется к Соне, которая любит и жалеет свою семью. Катерина Ивановна больна чахоткой, поэтому скоро умрет. Оказывается, Соня часто молится богу, а на комоде у нее лежит Евангелие, которое ей подарила убитая Лизавета. Они вместе читают эпизод о воскресении Лазаря.

На другой день Раскольников приходит к Порфирию Петровичу, который является знатоком человеческой души и тонким психологом, поэтому умеет распутывать сложнейшие дела. Беседуя с ним, Родион понимает, что Порфирий Иванович подозревает его. Но неожиданно появляется арестованный Миколай с признанием в том, что это он убил процентщицу с сестрой.

После поминок у Мармеладовых Раскольников идет к Соне и признается ей в убийстве старухи и Лизаветы. Она плачет и советует Родиону выйти на площадь, поклониться четыре раза церкви, потом людям, попросить у них прощения и покаяться перед ними, а затем пойти к следователю и во всем признаться, тогда Бог снова пошлет ему жизнь. Свидригайлов, который живет через стенку от комнаты Сони, подслушивает их разговор. Катерина Ивановна умирает. Похороны Свидригайлов берет на себя, а детей обещает устроить в сиротские заведения, назначая каждому содержание до совершеннолетия.

К Раскольникову домой приходит Порфирий Петрович, объясняет ему, как он догадался о его виновности, и предлагает сдаться с повинной, потому что все равно арестует его дня через два, когда будут доказательства.

Свидригайлов кончает жизнь самоубийством, застрелившись.

Раскольников идет в контору к следователю, где признается в убийстве. После суда его приговорили к восьми годам каторги, учитывая все обстоятельства. Дуня выходит замуж за Разумихина. Соня едет в Сибирь за Раскольниковым, который еще не раскаялся в своем преступлении, считая виноватым себя лишь в том, что не выдержал мук совести и сделал явку с повинной. Соня заболевает. Когда Раскольников видит ее вновь, понимает, что очень любит ее. Он чувствует, что воскрес, что «наступила жизнь», а под подушкой у него теперь всегда находится Евангелие.

Преступление и наказание — краткое содержание

Бедный район Петербурга 60-х гг. XIX в., примыкающий к Сенной площади и Екатерининскому каналу. Летний вечер. Бывший студент Родион Романович Раскольников покидает свою каморку на чердаке и относит в заклад старухе процентщице Алене Ивановне, которую готовится убить, последнюю ценную вещь. На обратном пути он заходит в одну из дешевых распивочных, где случайно знакомится со спившимся, потерявшим место чиновником Мармеладовым. Тот рассказывает, как чахотка, нищета и пьянство мужа толкнули его жену, Катерину Ивановну, на жестокий поступок — послать его дочь от первого брака Соню для заработка на панель.

На следующее утро Раскольников получает из провинции письмо от матери с описанием бед, перенесенных его младшей сестрой Дуней в доме развратного помещика Свидригайлова. Он узнает о скором приезде матери и сестры в Петербург в связи с намечающимся замужеством Дуни. Жених — расчетливый делец Лужин, желающий строить брак не на любви, а на бедности и зависимости невесты. Мать надеется, что Лужин материально поможет её сыну кончить курс в университете. Размышляя о жертвах, которые приносят ради близких Соня и Дуня, Раскольников укрепляется в намерении убить процентщицу — никчемную злую «вошь». Ведь благодаря её деньгам от незаслуженных страданий будут избавлены «сотни, тысячи» девушек и юношей. Однако отвращение к кровавому насилию вновь поднимается в душе героя после увиденного им сна-воспоминания о детстве: сердце мальчика разрывается от жалости к забиваемой до смерти клячонке.

И все же Раскольников убивает топором не только «гадкую старушонку», но и её добрую, кроткую сестру Лизавету, неожиданно вернувшуюся в квартиру. Чудом уйдя незамеченным, он прячет похищенное в случайном месте, даже не оценив его стоимости.

Вскоре Раскольников с ужасом обнаруживает между собой и другими людьми отчуждение. Заболевший от пережитого, он, однако, не в состоянии отвергнуть тяготящие его заботы товарища по университету Разумихина. Из беседы последнего с врачом Раскольников узнает, что по подозрению в убийстве старухи арестован маляр Миколка, простой деревенский парень. Болезненно реагируя на разговоры о преступлении, сам он также вызывает подозрение у окружающих.

Пришедший с визитом Лужин шокирован убожеством каморки героя; их разговор перерастает в ссору и заканчивается разрывом. Особенно задевает Раскольникова близость практических выводов из «разумного эгоизма» Лужина (который кажется ему пошлостью) и собственной «теории»: «людей можно резать…»

Бродя по Петербургу, больной юноша страдает от своей отчужденности с миром и уже готов сознаться в преступлении перед властями, как видит раздавленного каретой человека. Это Мармеладов. Из сострадания Раскольников тратит на умирающего последние деньги: того переносят в дом, зовут доктора. Родион знакомится с Катериной Ивановной и Соней, прощающейся с отцом в неуместно ярком наряде проститутки. Благодаря доброму делу герой ненадолго ощутил общность с людьми. Однако, встретив у себя на квартире приехавших мать и сестру, вдруг осознает себя «мертвым» для их любви и грубо прогоняет их. Он снова одинок, но у него появляется надежда сблизиться с «переступившей», как и он, абсолютную заповедь Соней.

Заботы о родных Раскольникова берет на себя Разумихин, едва ли не с первого взгляда влюбившийся в красавицу Дуню. Тем временем оскорбленный Лужин ставит невесту перед выбором: либо он, либо брат.

Чтобы узнать о судьбе заложенных у убитой вещей, а на самом деле — рассеять подозрения некоторых знакомых, Родион сам напрашивается на встречу с Порфирием Петровичем, следователем по делу об убийстве старухи процентщицы. Последний вспоминает о недавно опубликованной в газете статье Раскольникова «О преступлении», предлагая автору разъяснить свою «теорию» о «двух разрядах людей». Получается, что «обыкновенное» («низшее») большинство всего лишь материал для воспроизводства себе подобных, именно оно нуждается в строгом моральном законе и обязано быть послушным. Это «твари дрожащие». «Собственно люди» («высшие») имеют другую природу, обладая даром «нового слова», они разрушают настоящее во имя лучшего, даже если понадобится «переступить» через ранее установленные для «низшего» большинства нравственные нормы, например, пролить чужую кровь. Эти «преступники» затем становятся «новыми законодателями». Таким образом, не признавая библейских заповедей («не убий», «не укради» и др.), Раскольников «разрешает» «право имеющим» — «кровь по совести». Умный и проницательный Порфирий разгадывает в герое идеологического убийцу, претендующего на роль нового Наполеона. Однако у следователя нет улик против Родиона — и он отпускает юношу в надежде, что добрая натура победит в нем заблуждения ума и сама приведет его к признанию в содеянном.

Действительно, герой все больше убеждается, что ошибся в себе: «настоящий властелин […] громит Тулон, делает резню в Париже, забывает армию в Египте, тратит полмиллиона людей в московском походе», а он, Раскольников, мучается из-за «пошлости» и «подлости» единичного убийства. Ясно, он «тварь дрожащая»: даже убив, «не переступил» через нравственный закон. Сами мотивы преступления двоятся в сознании героя: это и проверка себя на «высший разряд», и акт «справедливости», согласно революционно-социалистическим учениям передающий достояние «хищников» их жертвам.

Приехавший вслед за Дуней в Петербург Свидригайлов, по-видимому, виновный в недавней смерти своей жены, знакомится с Раскольниковым и замечает, что они «одного поля ягоды», хотя последний и не вполне победил в себе «Шиллера». При всем отвращении к обидчику сестры Родиона привлекает его кажущаяся способность наслаждаться жизнью, несмотря на совершенные преступления.

Во время обеда в дешевых номерах, куда Лужин из экономии поселил Дуню с матерью, происходит решительное объяснение. Лужин уличается в клевете на Раскольникова и Соню, которой тот якобы отдал за низменные услуги деньги, самоотверженно собранные нищей матерью на его учебу. Родные убеждаются в чистоте и благородстве юноши и сочувствуют Сониной судьбе. Изгнанный с позором Лужин ищет способ опорочить Раскольникова в глазах сестры и матери.

Последний тем временем, вновь ощутив мучительное отчуждение от близких, приходит к Соне. У нее, «переступившей» заповедь «не прелюбодействуй», ищет он спасение от невыносимого одиночества. Но сама Соня не одинока. Она принесла себя в жертву ради других (голодных братьев и сестер), а не других ради себя, как её собеседник. Любовь и сострадание к близким, вера в милосердие Бога никогда не покидали её. Она читает Родиону евангельские строки о воскрешении Христом Лазаря, надеясь на чудо и в своей жизни. Герою не удается увлечь девушку «наполеоновским» замыслом о власти над «всем муравейником».

Мучимый одновременно страхом и желанием разоблачения, Раскольников вновь приходит к Порфирию, будто бы беспокоясь о своем закладе. Вроде бы отвлеченный разговор о психологии преступников в конце концов доводит юношу до нервного срыва, и он почти выдает себя следователю. Спасает его неожиданное для всех признание в убийстве процентщицы маляра Миколки.

В проходной комнатке Мармеладовых устроены поминки по мужу и отцу, во время которых Катерина Ивановна в припадке болезненного самолюбия оскорбляет хозяйку квартиры. Та велит ей с детьми немедленно съехать. Вдруг входит Лужин, проживающий в том же доме, и обвиняет Соню в краже сторублевой ассигнации. «Вина» девушки доказана: деньги обнаруживаются в кармане её фартука. Теперь в глазах окружающих она ещё и воровка. Но неожиданно находится свидетель того, что Лужин сам незаметно подсунул Соне бумажку. Клеветник посрамлен, а Раскольников объясняет присутствующим причины его поступка: унизив в глазах Дуни брата и Соню, он рассчитывал вернуть расположение невесты.

Родион и Соня уходят к ней на квартиру, где герой признается девушке в убийстве старухи и Лизаветы. Та жалеет его за нравственные муки, на которые он себя обрек, и предлагает искупить вину добровольным признанием и каторгой. Раскольников же сокрушается только о том, что оказался «тварью дрожащей», с совестью и потребностью в человеческой любви. «Я ещё поборюсь», — не соглашается он с Соней.

Между тем Катерина Ивановна с детьми оказывается на улице. У нее начинается горловое кровотечение, и она умирает, отказавшись от услуг священника. Присутствующий здесь Свидригайлов берется оплатить похороны и обеспечить детей и Соню.

У себя дома Раскольников находит Порфирия, который убеждает юношу явиться с повинной: «теория», отрицающая абсолютность нравственного закона, отторгает от единственного источника жизни — Бога, творца единого по природе человечества, — и тем самым обрекает своего пленника на смерть. «Вам теперь […] воздуху надо, воздуху, воздуху!» Порфирий не верит в виновность Миколки, «принявшего страдание» по исконной народной потребности: искупить грех несоответствия идеалу — Христу.

Но Раскольников ещё надеется «переступить» и нравственность. Перед ним — пример Свидригайлова. Их встреча в трактире открывает герою печальную истину: жизнь этого «ничтожнейшего злодея» пуста и тягостна для него самого.

Взаимность Дуни — единственная надежда для Свидригайлова вернуться к источнику бытия. Убедившись в её бесповоротной нелюбви к себе во время бурного разговора на его квартире, он через несколько часов застреливается.

Тем временем Раскольников, гонимый отсутствием «воздуха», прощается с родными и Соней перед признанием. Он все ещё убежден в верности «теории» и полон презрения к себе. Однако, по настоянию Сони, на глазах народа покаянно целует землю, перед которой «согрешил». В полицейской конторе он узнает о самоубийстве Свидригайлова и делает официальное признание.

Раскольников оказывается в Сибири, в каторжном остроге. Мать умерла от горя, Дуня вышла замуж за Разумихина. Соня поселилась возле Раскольникова и навещает героя, терпеливо снося его мрачность и равнодушие. Кошмар отчужденности продолжается и здесь: каторжане из простонародья ненавидят его как «безбожника». Напротив, к Соне относятся с нежностью и любовью. Попав в тюремный госпиталь, Родион видит сон, напоминающий картины из Апокалипсиса: таинственные «трихины», вселяясь в людей, порождают в каждом фанатичную убежденность в собственной правоте и нетерпимость к «истинам» других. «Люди убивали друг друга в […] бессмысленной злобе», пока не истребился весь род человеческий, кроме нескольких «чистых и избранных». Ему открывается наконец, что гордость ума ведет к розни и гибели, а смирение сердца — к единству в любви и к полноте жизни. В нем пробуждается «бесконечная любовь» к Соне. На пороге «воскресения в новую жизнь» Раскольников берет в руки Евангелие.

Преступление и наказание — краткое содержание

Петербург. Родион Раскольников идет с закладом к процентщице Алене Ивановне, с которой живет сирая сестра Лизавета. Бывший студент планирует убийство старухи, просчитывая все детали. Получив деньги за заклад, Раскольников встречает спившегося чиновника Мармеладова, который рассказывает о своей семье – жене, ее трех детях от первого брака и о дочери Соне, которая зарабатывает деньги на пропитание детей на панели. Сам Мармеладов крадет последнее у своей жены и дочери и пропивает. Раскольников провожает пьяницу домой и незаметно оставляет его домочадцам несколько монет.

В письме от матери Раскольников узнает о бедственном положении родных. Чтобы помочь ему получить образование им пришлось занимать деньги. Сестра Дуня вынуждена была работать у помещиков Свидригайловых, где ей пришлось терпеть унижения. Размышления о скором браке сестры с помещиком Лужиным, который рассчитывает на покорность бедной девушки и о судьбе Сони рождают в голове Раскольникова убежденность в убийстве обрекающей на страдания людей процентщицы. Желание убить старуху и ненависть к кровавой расправе, которая рождена сном из увиденной в детстве картины истязания клячи, разрываю душу Раскольникова.

Бывший студент убивает процентщицу, а вместе с ней, случайно вернувшуюся домой ее сестру. Украденные ценности он бессознательно прячет. Преступление оборачивается для Раскольникова тяжелой болезнью. Он узнает подробности убийства у бывшего товарища по университету Разумихина и готовится сознаться в преступлении. На улице он видит, как Мармеладова раздавила карета. На свои последние деньги Раскольников оказывает помощь несчастному и его семье. Прогоняя мать и сестру, приехавших к нему, он чувствует необходимость сблизиться с «падшей» Соней. Семью Раскольникова опекает Разумихин, влюбленный в Дуню.

Родион приходит за информацией о заложенных вещах к следователю. Порфирий Петрович ведет разговор о теории студента, напечатанной в газете. Имея лишь подозрения, но, не имея доказательств, следователь отпускает юношу, в надежде на его раскаяние и признание вины. Раскольников осознает, что его теория ошибочна и раскаивается в совершенном убийстве. Он сближается с Соней, верующей в милосердие и христианскую добродетель.

В поисках любви Дуни в Петербург приезжает Свидригайлов, где он знакомится с Раскольниковым. Родион испытывает неприязнь к обидчику сестры, но способность относиться к жизни легко, несмотря на совершенные прежде мерзкие поступки, привлекает студента.

Лужин пытается опорочить Родиона и Соню, но его клевета не находит поддержки у родных Раскольникова. Выдворенный Лужин не оставляет мысли обесчестить Родиона перед родными.

Снедаемый страхом, Раскольников вновь идет к следователю. Он почти выдает себя, но узнает, что вину за убийство признал маляр Миколка.

Во время поминок Мармеладова происходит конфликт, из-за которого хозяйка квартиры отказывает Катерине Ивановне с детьми в проживании. Лужин пытается обвинить Соню в краже денег, но среди присутствующих находится свидетель ее невиновности.

Родион рассказывает о своем преступлении Соне, которая жалеет его за душевные страдания. Следователь приходит к Раскольникову и пытается уговорить признать вину. Веря в свою теорию, но уступив просьбам Сони, Раскольников кается на глазах у народа и признается в убийстве. Соня следует за Раскольниковым в сибирскую ссылку. В острожной больнице Родиону снится страшный сон, в котором люди истребляют друг друга. Он понимает, что гордыня ведет к гибели, а наполнившая сердце любовь к Соне открывает для Раскольникова дорогу к новой жизни.

Краткий пересказ «Преступление и наказание» в сокращении подготовил Олег Ников для читательского дневника.

—> Оцените краткое содержание
«Преступление и наказание»:

Достоевский Ф.М. — Преступление и наказание — краткое содержание по главам

Бедный район Петербурга 60-х гг. XIX в., примыкающий к Сенной площади и Екатерининскому каналу. Летний вечер. Бывший студент Родион Романович Раскольников покидает свою каморку на чердаке и относит в заклад старухе процентщице Алене Ивановне, которую готовится убить, последнюю ценную вещь. На обратном пути он заходит в одну из дешевых распивочных, где случайно знакомится со спившимся, потерявшим место чиновником Мармеладовым. Тот рассказывает, как чахотка, нищета и пьянство мужа толкнули его жену, Катерину Ивановну, на жестокий поступок — послать его дочь от первого брака Соню для заработка на панель.

На следующее утро Раскольников получает из провинции письмо от матери с описанием бед, перенесенных его младшей сестрой Дуней в доме развратного помещика Свидригайлова. Он узнает о скором приезде матери и сестры в Петербург в связи с намечающимся замужеством Дуни. Жених — расчетливый делец Лужин, желающий строить брак не на любви, а на бедности и зависимости невесты. Мать надеется, что Лужин материально поможет её сыну кончить курс в университете. Размышляя о жертвах, которые приносят ради близких Соня и Дуня, Раскольников укрепляется в намерении убить процентщицу — никчемную злую «вошь». Ведь благодаря её деньгам от незаслуженных страданий будут избавлены «сотни, тысячи» девушек и юношей. Однако отвращение к кровавому насилию вновь поднимается в душе героя после увиденного им сна-воспоминания о детстве: сердце мальчика разрывается от жалости к забиваемой до смерти клячонке.

И все же Раскольников убивает топором не только «гадкую старушонку», но и её добрую, кроткую сестру Лизавету, неожиданно вернувшуюся в квартиру. Чудом уйдя незамеченным, он прячет похищенное в случайном месте, даже не оценив его стоимости.

Вскоре Раскольников с ужасом обнаруживает между собой и другими людьми отчуждение. Заболевший от пережитого, он, однако, не в состоянии отвергнуть тяготящие его заботы товарища по университету Разумихина. Из беседы последнего с врачом Раскольников узнает, что по подозрению в убийстве старухи арестован маляр Миколка, простой деревенский парень. Болезненно реагируя на разговоры о преступлении, сам он также вызывает подозрение у окружающих.

Пришедший с визитом Лужин шокирован убожеством каморки героя; их разговор перерастает в ссору и заканчивается разрывом. Особенно задевает Раскольникова близость практических выводов из «разумного эгоизма» Лужина (который кажется ему пошлостью) и собственной «теории»: «людей можно резать…»

Бродя по Петербургу, больной юноша страдает от своей отчужденности с миром и уже готов сознаться в преступлении перед властями, как видит раздавленного каретой человека. Это Мармеладов. Из сострадания Раскольников тратит на умирающего последние деньги: того переносят в дом, зовут доктора. Родион знакомится с Катериной Ивановной и Соней, прощающейся с отцом в неуместно ярком наряде проститутки. Благодаря доброму делу герой ненадолго ощутил общность с людьми. Однако, встретив у себя на квартире приехавших мать и сестру, вдруг осознает себя «мертвым» для их любви и грубо прогоняет их. Он снова одинок, но у него появляется надежда сблизиться с «переступившей», как и он, абсолютную заповедь Соней.

Заботы о родных Раскольникова берет на себя Разумихин, едва ли не с первого взгляда влюбившийся в красавицу Дуню. Тем временем оскорбленный Лужин ставит невесту перед выбором: либо он, либо брат.

Чтобы узнать о судьбе заложенных у убитой вещей, а на самом деле — рассеять подозрения некоторых знакомых, Родион сам напрашивается на встречу с Порфирием Петровичем, следователем по делу об убийстве старухи процентщицы. Последний вспоминает о недавно опубликованной в газете статье Раскольникова «О преступлении», предлагая автору разъяснить свою «теорию» о «двух разрядах людей». Получается, что «обыкновенное» («низшее») большинство всего лишь материал для воспроизводства себе подобных, именно оно нуждается в строгом моральном законе и обязано быть послушным. Это «твари дрожащие». «Собственно люди» («высшие») имеют другую природу, обладая даром «нового слова», они разрушают настоящее во имя лучшего, даже если понадобится «переступить» через ранее установленные для «низшего» большинства нравственные нормы, например, пролить чужую кровь. Эти «преступники» затем становятся «новыми законодателями». Таким образом, не признавая библейских заповедей («не убий», «не укради» и др.), Раскольников «разрешает» «право имеющим» — «кровь по совести». Умный и проницательный Порфирий разгадывает в герое идеологического убийцу, претендующего на роль нового Наполеона. Однако у следователя нет улик против Родиона — и он отпускает юношу в надежде, что добрая натура победит в нем заблуждения ума и сама приведет его к признанию в содеянном.

Действительно, герой все больше убеждается, что ошибся в себе: «настоящий властелин […] громит Тулон, делает резню в Париже, забывает армию в Египте, тратит полмиллиона людей в московском походе», а он, Раскольников, мучается из-за «пошлости» и «подлости» единичного убийства. Ясно, он «тварь дрожащая»: даже убив, «не переступил» через нравственный закон. Сами мотивы преступления двоятся в сознании героя: это и проверка себя на «высший разряд», и акт «справедливости», согласно революционно-социалистическим учениям передающий достояние «хищников» их жертвам.

Приехавший вслед за Дуней в Петербург Свидригайлов, по-видимому, виновный в&nbs-

Во время обеда в дешевых номерах, куда Лужин из экономии поселил Дуню с матерью, происходит решительное объяснение. Лужин уличается в клевете на Раскольникова и Соню, которой тот якобы отдал за низменные услуги деньги, самоотверженно собранные нищей матерью на его учебу. Родные убеждаются в чистоте и благородстве юноши и сочувствуют Сониной судьбе. Изгнанный с позором Лужин ищет способ опорочить Раскольникова в глазах сестры и матери.

Последний тем временем, вновь ощутив мучительное отчуждение от близких, приходит к Соне. У нее, «переступившей» заповедь «не прелюбодействуй», ищет он спасение от невыносимого одиночества. Но сама Соня не одинока. Она принесла себя в жертву ради других (голодных братьев и сестер), а не других ради себя, как её собеседник. Любовь и сострадание к близким, вера в милосердие Бога никогда не покидали её. Она читает Родиону евангельские строки о воскрешении Христом Лазаря, надеясь на чудо и в своей жизни. Герою не удается увлечь девушку «наполеоновским» замыслом о власти над «всем муравейником».

Мучимый одновременно страхом и желанием разоблачения, Раскольников вновь приходит к Порфирию, будто бы беспокоясь о своем закладе. Вроде бы отвлеченный разговор о психологии преступников в конце концов доводит юношу до нервного срыва, и он почти выдает себя следователю. Спасает его неожиданное для всех признание в убийстве процентщицы маляра Миколки.

В проходной комнатке Мармеладовых устроены поминки по мужу и отцу, во время которых Катерина Ивановна в припадке болезненного самолюбия оскорбляет хозяйку квартиры. Та велит ей с детьми немедленно съехать. Вдруг входит Лужин, проживающий в том же доме, и обвиняет Соню в краже сторублевой ассигнации. «Вина» девушки доказана: деньги обнаруживаются в кармане её фартука. Теперь в глазах окружающих она ещё и воровка. Но неожиданно находится свидетель того, что Лужин сам незаметно подсунул Соне бумажку. Клеветник посрамлен, а Раскольников объясняет присутствующим причины его поступка: унизив в глазах Дуни брата и Соню, он рассчитывал вернуть расположение невесты.

Родион и Соня уходят к ней на квартиру, где герой признается девушке в убийстве старухи и Лизаветы. Та жалеет его за нравственные муки, на которые он себя обрек, и предлагает искупить вину добровольным признанием и каторгой. Раскольников же сокрушается только о том, что оказался «тварью дрожащей», с совестью и потребностью в человеческой любви. «Я ещё поборюсь», — не соглашается он с Соней.

Между тем Катерина Ивановна с детьми оказывается на улице. У нее начинается горловое кровотечение, и она умирает, отказавшись от услуг священника. Присутствующий здесь Свидригайлов берется оплатить похороны и обеспечить детей и Соню.

У себя дома Раскольников находит Порфирия, который убеждает юношу явиться с повинной: «теория», отрицающая абсолютность нравственного закона, отторгает от единственного источника жизни — Бога, творца единого по природе человечества, — и тем самым обрекает своего пленника на смерть. «Вам теперь […] воздуху надо, воздуху, воздуху!» Порфирий не верит в виновность Миколки, «принявшего страдание» по исконной народной потребности: искупить грех несоответствия идеалу — Христу.

Но Раскольников ещё надеется «переступить» и нравственность. Перед ним — пример Свидригайлова. Их встреча в трактире открывает герою печальную истину: жизнь этого «ничтожнейшего злодея» пуста и тягостна для него самого.

Взаимность Дуни — единственная надежда для Свидригайлова вернуться к источнику бытия. Убедившись в её бесповоротной нелюбви к себе во время бурного разговора на его квартире, он через несколько часов застреливается.

Тем временем Раскольников, гонимый отсутствием «воздуха», прощается с родными и Соней перед признанием. Он все ещё убежден в верности «теории» и полон презрения к себе. Однако, по настоянию Сони, на глазах народа покаянно целует землю, перед которой «согрешил». В полицейской конторе он узнает о самоубийстве Свидригайлова и делает официальное признание.

Раскольников оказывается в Сибири, в каторжном остроге. Мать умерла от горя, Дуня вышла замуж за Разумихина. Соня поселилась возле Раскольникова и навещает героя, терпеливо снося его мрачность и равнодушие. Кошмар отчужденности продолжается и здесь: каторжане из простонародья ненавидят его как «безбожника». Напротив, к Соне относятся с нежностью и любовью. Попав в тюремный госпиталь, Родион видит сон, напоминающий картины из Апокалипсиса: таинственные «трихины», вселяясь в людей, порождают в каждом фанатичную убежденность в собственной правоте и нетерпимость к «истинам» других. «Люди убивали друг друга в […] бессмысленной злобе», пока не истребился весь род человеческий, кроме нескольких «чистых и избранных». Ему открывается наконец, что гордость ума ведет к розни и гибели, а смирение сердца — к единству в любви и к полноте жизни. В нем пробуждается «бесконечная любовь» к Соне. На пороге «воскресения в новую жизнь» Раскольников берет в руки Евангелие.

Краткое содержание и аудиокнига произведения «Достоевский Ф.М. — Преступление и наказание» взяты из открытых источников, если мы не указали Вас как автора пересказа, или Вы заметили нарушение авторских прав — просьба связаться с администрацией.

Хороший пересказ? Расскажи друзьям в соц.сети, пусть тоже подготовятся к уроку!

Комментарии к краткому содержанию произведения «Достоевский Федор Михайлович — Преступление и наказание»:

Другие произведения автора в кратком содержании:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector