Преступление и наказание — краткое содержание

Петербург. Родион Раскольников идет с закладом к процентщице Алене Ивановне, с которой живет сирая сестра Лизавета. Бывший студент планирует убийство старухи, просчитывая все детали. Получив деньги за заклад, Раскольников встречает спившегося чиновника Мармеладова, который рассказывает о своей семье – жене, ее трех детях от первого брака и о дочери Соне, которая зарабатывает деньги на пропитание детей на панели. Сам Мармеладов крадет последнее у своей жены и дочери и пропивает. Раскольников провожает пьяницу домой и незаметно оставляет его домочадцам несколько монет.

В письме от матери Раскольников узнает о бедственном положении родных. Чтобы помочь ему получить образование им пришлось занимать деньги. Сестра Дуня вынуждена была работать у помещиков Свидригайловых, где ей пришлось терпеть унижения. Размышления о скором браке сестры с помещиком Лужиным, который рассчитывает на покорность бедной девушки и о судьбе Сони рождают в голове Раскольникова убежденность в убийстве обрекающей на страдания людей процентщицы. Желание убить старуху и ненависть к кровавой расправе, которая рождена сном из увиденной в детстве картины истязания клячи, разрываю душу Раскольникова.

Бывший студент убивает процентщицу, а вместе с ней, случайно вернувшуюся домой ее сестру. Украденные ценности он бессознательно прячет. Преступление оборачивается для Раскольникова тяжелой болезнью. Он узнает подробности убийства у бывшего товарища по университету Разумихина и готовится сознаться в преступлении. На улице он видит, как Мармеладова раздавила карета. На свои последние деньги Раскольников оказывает помощь несчастному и его семье. Прогоняя мать и сестру, приехавших к нему, он чувствует необходимость сблизиться с «падшей» Соней. Семью Раскольникова опекает Разумихин, влюбленный в Дуню.

Родион приходит за информацией о заложенных вещах к следователю. Порфирий Петрович ведет разговор о теории студента, напечатанной в газете. Имея лишь подозрения, но, не имея доказательств, следователь отпускает юношу, в надежде на его раскаяние и признание вины. Раскольников осознает, что его теория ошибочна и раскаивается в совершенном убийстве. Он сближается с Соней, верующей в милосердие и христианскую добродетель.

В поисках любви Дуни в Петербург приезжает Свидригайлов, где он знакомится с Раскольниковым. Родион испытывает неприязнь к обидчику сестры, но способность относиться к жизни легко, несмотря на совершенные прежде мерзкие поступки, привлекает студента.

Лужин пытается опорочить Родиона и Соню, но его клевета не находит поддержки у родных Раскольникова. Выдворенный Лужин не оставляет мысли обесчестить Родиона перед родными.

Снедаемый страхом, Раскольников вновь идет к следователю. Он почти выдает себя, но узнает, что вину за убийство признал маляр Миколка.

Во время поминок Мармеладова происходит конфликт, из-за которого хозяйка квартиры отказывает Катерине Ивановне с детьми в проживании. Лужин пытается обвинить Соню в краже денег, но среди присутствующих находится свидетель ее невиновности.

Родион рассказывает о своем преступлении Соне, которая жалеет его за душевные страдания. Следователь приходит к Раскольникову и пытается уговорить признать вину. Веря в свою теорию, но уступив просьбам Сони, Раскольников кается на глазах у народа и признается в убийстве. Соня следует за Раскольниковым в сибирскую ссылку. В острожной больнице Родиону снится страшный сон, в котором люди истребляют друг друга. Он понимает, что гордыня ведет к гибели, а наполнившая сердце любовь к Соне открывает для Раскольникова дорогу к новой жизни.

Краткий пересказ «Преступление и наказание» в сокращении подготовил Олег Ников для читательского дневника.

—> Оцените краткое содержание
«Преступление и наказание»:

Крах теории Раскольникова (По роману Достоевского “Преступление и наказание”)

Роман “Преступление и наказание” интересен не только в литературном, но и в нравственном, психологическом, философском и даже юридическом отношениях. В этом произведении Достоевский изобразил в качестве главного героя нового человека, появившегося в России в 60е годы 19 века, когда изменялось в определенной степени не только устройство общества, но и, безусловно, мировосприятие людей.
Обстоятельства жизни вынуждают Роскольникова пойти к ростовщице- для того, чтобы заложить кольцо. По дороге домой, в свою каморку похожую на гроб,

Автор дает двойную мотивировку преступления. Во-первых, Раскольнтков хочет проверить свою теорию экспериментом. Во-вторых, уже после статьи герой узнает о безвыходном положении матери и сестры, и лишь через несколько недель у него зарождается мысль об убийстве. Таким образом, он хочет убить, что бы выяснить

Автор развенчивает теорию Раскольникова, пытается показать путь, ведущий к всеобщему счастью. Можно спорить о том, верен ли этот путь, но трагические судьбы героев, их размышления, тонкие характкристики, несомненно, интересны и новым поколениям читателей.

Достоевский преступление и наказание краткое описание

Бедный район Петербурга 60-х гг. XIX в., примыкающий к Сенной площади и Екатерининскому каналу. Летний вечер. Бывший студент Родион Романович Раскольников покидает свою каморку на чердаке и относит в заклад старухе процентщице Алене Ивановне, которую готовится убить, последнюю ценную вещь. На обратном пути он заходит в одну из дешевых распивочных, где случайно знакомится со спившимся, потерявшим место чиновником Мармеладовым. Тот рассказывает, как чахотка, нищета и пьянство мужа толкнули его жену, Катерину Ивановну, на жестокий поступок — послать его дочь от первого брака Соню для заработка на панель.

На следующее утро Раскольников получает из провинции письмо от матери с описанием бед, перенесенных его младшей сестрой Дуней в доме развратного помещика Свидригайлова. Он узнает о скором приезде матери и сестры в Петербург в связи с намечающимся замужеством Дуни. Жених — расчетливый делец Лужин, желающий строить брак не на любви, а на бедности и зависимости невесты. Мать надеется, что Лужин материально поможет её сыну кончить курс в университете. Размышляя о жертвах, которые приносят ради близких Соня и Дуня, Раскольников укрепляется в намерении убить процентщицу — никчемную злую «вошь». Ведь благодаря её деньгам от незаслуженных страданий будут избавлены «сотни, тысячи» девушек и юношей. Однако отвращение к кровавому насилию вновь поднимается в душе героя после увиденного им сна-воспоминания о детстве: сердце мальчика разрывается от жалости к забиваемой до смерти клячонке.

И все же Раскольников убивает топором не только «гадкую старушонку», но и её добрую, кроткую сестру Лизавету, неожиданно вернувшуюся в квартиру. Чудом уйдя незамеченным, он прячет похищенное в случайном месте, даже не оценив его стоимости.

Вскоре Раскольников с ужасом обнаруживает между собой и другими людьми отчуждение. Заболевший от пережитого, он, однако, не в состоянии отвергнуть тяготящие его заботы товарища по университету Разумихина. Из беседы последнего с врачом Раскольников узнает, что по подозрению в убийстве старухи арестован маляр Миколка, простой деревенский парень. Болезненно реагируя на разговоры о преступлении, сам он также вызывает подозрение у окружающих.

Пришедший с визитом Лужин шокирован убожеством каморки героя; их разговор перерастает в ссору и заканчивается разрывом. Особенно задевает Раскольникова близость практических выводов из «разумного эгоизма» Лужина (который кажется ему пошлостью) и собственной «теории»: «людей можно резать…»

Бродя по Петербургу, больной юноша страдает от своей отчужденности с миром и уже готов сознаться в преступлении перед властями, как видит раздавленного каретой человека. Это Мармеладов. Из сострадания Раскольников тратит на умирающего последние деньги: того переносят в дом, зовут доктора. Родион знакомится с Катериной Ивановной и Соней, прощающейся с отцом в неуместно ярком наряде проститутки. Благодаря доброму делу герой ненадолго ощутил общность с людьми. Однако, встретив у себя на квартире приехавших мать и сестру, вдруг осознает себя «мертвым» для их любви и грубо прогоняет их. Он снова одинок, но у него появляется надежда сблизиться с «переступившей», как и он, абсолютную заповедь Соней.

Заботы о родных Раскольникова берет на себя Разумихин, едва ли не с первого взгляда влюбившийся в красавицу Дуню. Тем временем оскорбленный Лужин ставит невесту перед выбором: либо он, либо брат.

Чтобы узнать о судьбе заложенных у убитой вещей, а на самом деле — рассеять подозрения некоторых знакомых, Родион сам напрашивается на встречу с Порфирием Петровичем, следователем по делу об убийстве старухи процентщицы. Последний вспоминает о недавно опубликованной в газете статье Раскольникова «О преступлении», предлагая автору разъяснить свою «теорию» о «двух разрядах людей». Получается, что «обыкновенное» («низшее») большинство всего лишь материал для воспроизводства себе подобных, именно оно нуждается в строгом моральном законе и обязано быть послушным. Это «твари дрожащие». «Собственно люди» («высшие») имеют другую природу, обладая даром «нового слова», они разрушают настоящее во имя лучшего, даже если понадобится «переступить» через ранее установленные для «низшего» большинства нравственные нормы, например, пролить чужую кровь. Эти «преступники» затем становятся «новыми законодателями». Таким образом, не признавая библейских заповедей («не убий», «не укради» и др.), Раскольников «разрешает» «право имеющим» — «кровь по совести». Умный и проницательный Порфирий разгадывает в герое идеологического убийцу, претендующего на роль нового Наполеона. Однако у следователя нет улик против Родиона — и он отпускает юношу в надежде, что добрая натура победит в нем заблуждения ума и сама приведет его к признанию в содеянном.

Действительно, герой все больше убеждается, что ошибся в себе: «настоящий властелин […] громит Тулон, делает резню в Париже, забывает армию в Египте, тратит полмиллиона людей в московском походе», а он, Раскольников, мучается из-за «пошлости» и «подлости» единичного убийства. Ясно, он «тварь дрожащая»: даже убив, «не переступил» через нравственный закон. Сами мотивы преступления двоятся в сознании героя: это и проверка себя на «высший разряд», и акт «справедливости», согласно революционно-социалистическим учениям передающий достояние «хищников» их жертвам.

Приехавший вслед за Дуней в Петербург Свидригайлов, по-видимому, виновный в недавней смерти своей жены, знакомится с Раскольниковым и замечает, что они «одного поля ягоды», хотя последний и не вполне победил в себе «Шиллера». При всем отвращении к обидчику сестры Родиона привлекает его кажущаяся способность наслаждаться жизнью, несмотря на совершенные преступления.

Во время обеда в дешевых номерах, куда Лужин из экономии поселил Дуню с матерью, происходит решительное объяснение. Лужин уличается в клевете на Раскольникова и Соню, которой тот якобы отдал за низменные услуги деньги, самоотверженно собранные нищей матерью на его учебу. Родные убеждаются в чистоте и благородстве юноши и сочувствуют Сониной судьбе. Изгнанный с позором Лужин ищет способ опорочить Раскольникова в глазах сестры и матери.

Последний тем временем, вновь ощутив мучительное отчуждение от близких, приходит к Соне. У нее, «переступившей» заповедь «не прелюбодействуй», ищет он спасение от невыносимого одиночества. Но сама Соня не одинока. Она принесла себя в жертву ради других (голодных братьев и сестер), а не других ради себя, как её собеседник. Любовь и сострадание к близким, вера в милосердие Бога никогда не покидали её. Она читает Родиону евангельские строки о воскрешении Христом Лазаря, надеясь на чудо и в своей жизни. Герою не удается увлечь девушку «наполеоновским» замыслом о власти над «всем муравейником».

Мучимый одновременно страхом и желанием разоблачения, Раскольников вновь приходит к Порфирию, будто бы беспокоясь о своем закладе. Вроде бы отвлеченный разговор о психологии преступников в конце концов доводит юношу до нервного срыва, и он почти выдает себя следователю. Спасает его неожиданное для всех признание в убийстве процентщицы маляра Миколки.

В проходной комнатке Мармеладовых устроены поминки по мужу и отцу, во время которых Катерина Ивановна в припадке болезненного самолюбия оскорбляет хозяйку квартиры. Та велит ей с детьми немедленно съехать. Вдруг входит Лужин, проживающий в том же доме, и обвиняет Соню в краже сторублевой ассигнации. «Вина» девушки доказана: деньги обнаруживаются в кармане её фартука. Теперь в глазах окружающих она ещё и воровка. Но неожиданно находится свидетель того, что Лужин сам незаметно подсунул Соне бумажку. Клеветник посрамлен, а Раскольников объясняет присутствующим причины его поступка: унизив в глазах Дуни брата и Соню, он рассчитывал вернуть расположение невесты.

Родион и Соня уходят к ней на квартиру, где герой признается девушке в убийстве старухи и Лизаветы. Та жалеет его за нравственные муки, на которые он себя обрек, и предлагает искупить вину добровольным признанием и каторгой. Раскольников же сокрушается только о том, что оказался «тварью дрожащей», с совестью и потребностью в человеческой любви. «Я ещё поборюсь», — не соглашается он с Соней.

Между тем Катерина Ивановна с детьми оказывается на улице. У нее начинается горловое кровотечение, и она умирает, отказавшись от услуг священника. Присутствующий здесь Свидригайлов берется оплатить похороны и обеспечить детей и Соню.

У себя дома Раскольников находит Порфирия, который убеждает юношу явиться с повинной: «теория», отрицающая абсолютность нравственного закона, отторгает от единственного источника жизни — Бога, творца единого по природе человечества, — и тем самым обрекает своего пленника на смерть. «Вам теперь […] воздуху надо, воздуху, воздуху!» Порфирий не верит в виновность Миколки, «принявшего страдание» по исконной народной потребности: искупить грех несоответствия идеалу — Христу.

Но Раскольников ещё надеется «переступить» и нравственность. Перед ним — пример Свидригайлова. Их встреча в трактире открывает герою печальную истину: жизнь этого «ничтожнейшего злодея» пуста и тягостна для него самого.

Взаимность Дуни — единственная надежда для Свидригайлова вернуться к источнику бытия. Убедившись в её бесповоротной нелюбви к себе во время бурного разговора на его квартире, он через несколько часов застреливается.

Тем временем Раскольников, гонимый отсутствием «воздуха», прощается с родными и Соней перед признанием. Он все ещё убежден в верности «теории» и полон презрения к себе. Однако, по настоянию Сони, на глазах народа покаянно целует землю, перед которой «согрешил». В полицейской конторе он узнает о самоубийстве Свидригайлова и делает официальное признание.

Раскольников оказывается в Сибири, в каторжном остроге. Мать умерла от горя, Дуня вышла замуж за Разумихина. Соня поселилась возле Раскольникова и навещает героя, терпеливо снося его мрачность и равнодушие. Кошмар отчужденности продолжается и здесь: каторжане из простонародья ненавидят его как «безбожника». Напротив, к Соне относятся с нежностью и любовью. Попав в тюремный госпиталь, Родион видит сон, напоминающий картины из Апокалипсиса: таинственные «трихины», вселяясь в людей, порождают в каждом фанатичную убежденность в собственной правоте и нетерпимость к «истинам» других. «Люди убивали друг друга в […] бессмысленной злобе», пока не истребился весь род человеческий, кроме нескольких «чистых и избранных». Ему открывается наконец, что гордость ума ведет к розни и гибели, а смирение сердца — к единству в любви и к полноте жизни. В нем пробуждается «бесконечная любовь» к Соне. На пороге «воскресения в новую жизнь» Раскольников берет в руки Евангелие.

«Многообразие тематики романа Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание”»

Перерыть все вопросы в этом романе.
Ф.М. Достоевский

Такую цель поставил себе Ф.М. Достоевский перед написанием романа «Преступление и наказание», «вершинного» произведения, детища его многолетних трудов. Перефразировав известного русского классика И.А. Гончарова, хочется сказать, что в романе, как луч света в капле воды, отразился прежний Петербург, его рисунок, тогдашний дух, исторический момент и нравы. Действительно, круг тем и вопросов, затронутых автором, очень широк: от нравственных до социально-философских, требующих от писателя глубоких знаний в области религии, истории, а главное – понимание психологии человеческой души. Подобно Л.Н. Толстому, Достоевский всю жизнь посвятил разгадыванию «тайны человека». Сам он говорил: «…я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком». Великий гуманист, он овладел искусством постижения «диалектики человеческой души», названной так с легкой руки Н.Г. Чернышевского. Думается, будет верно начать анализ многообразия тематики романа именно с проблемы гуманизма.

Преемник Пушкина, Гоголя в решении общечеловеческих проблем, Достоевский продолжает развивать тему «маленького» человека. Философские аспекты раскрываются в романе и в протесте писателя против социальных устоев жизни, против положения, когда человек задавлен бедностью; и в вере автора в гуманные начала человеческой личности, сострадании автора своим героям; и в «боли Достоевского о человеке» (Добролюбов); и в утверждении, что человек не «вошь» и никто не имеет права отбирать у него жизнь, даже во имя самых высоких целей. Гуманизм романа заключается также в отрицании морали и нравственности мира индивидуалистов, в мучительном размышлении автора о роли благодеяний, религии и смирения в жизни людей.

Но перенесемся на страницы романа.

Писатель проникает в глубины человеческой души, напряженно раздумывает о смысле и законах бытия и сам ищет ответы на многие философские вопросы. Пожалуй, самая главная из таких тем: имеет ли право человек лишить жизни другого, даже если это во благо человечеству.

Родион Раскольников, главный герой романа, — бедный студент, которому нечем заплатить за учебу в университете Петербурга, города мрачного, «враждебного», вынужден временно бросить занятия. Талантливый, гордый, мыслящий молодой человек «был задавлен бедностью», поставлен лицом к лицу со всей несправедливостью и грязью тех общественных отношений, которые определяются властью денег, обрекают на страдания честных и благородных людей. Более нищеты Раскольникова мучила социальная несправедливость, с которой он встречался в трактирах и на улицах, в кварталах, где живут бедные люди. Студент знает, что «так доселе велось и так будет», но не может не протестовать против такого положения. Разделив общество «вшей», «тварей дрожащих», рабски покорных и людей «необыкновенных», имеющих талант сказать «новое слово», выразить протест, Раскольников терзается сомнением: «вошь ли я, как все, или человек»? Для проверки своих способностей он совершает преступление, убивает старуху-процентщицу – отвратительное, злобное существо, наживающееся на чужом горе. Примером Раскольникову служит Наполеон, о чем говорит эпиграф к роману «Мы все глядим в Наполеоны…» Этим поступком героя Достоевский напоминает нам о поисках молодежью 50-60-х годов XIX века путей самого глубокого – социального, нравственного, духовного обновления. Тема увлечения наполеонизмом достаточно широко представлена в романе и тесно связана с политическими проблемами: последствиями повсеместного обнищания, ростом преступности и пьянством, связанными с реформой 1861 года. Таким образом, тема нравственности тесно переплетается с политической.

Все это время герой Достоевского находится в непрестанном напряжении, не прекращающейся ни на секунду борьбе – борьбе с самим собой, со своей совестью. Важно то, что Достоевский не заставляет Раскольникова отречься от своей теории, а лишь определяет место героя в обществе «тварью дрожащей». Бесконечно анализируя результаты своего жестокого эксперимента, молодой человек столкнулся с беспощадной истиной: преступление его было бессмысленным, погубил он себя напрасно, цели не достиг: «Я не старушку убил – я себя убил».

Еще одна тема романа – тема жертвенности – находит отражение в образах Дуни Раскольниковой и Сони Мармеладовой. Здесь автор ищет ответ на вопрос: нужно ли жертвовать собой во имя счастья близких. Как чувствуют себя и принимают ли жертву те, во имя которых она принесена?

Раскольников как брат не мог согласиться с неравным браком по расчету своей сестры Дуни и чиновника Лужина, холодного, бессердечного и черствого эгоиста, который хочет выгодно купить красивую, но бедную девушку, надеясь, что она всю жизнь будет ему благодарна. Родион понимает, что мать и сестра идут на это ради него, веря, что Лужин поможет ему окончить юридический факультет и «выйти в люди». Мать, Пульхерия Александровна, — тихая и забитая жизнью женщина, испытавшая много унижений, снова и снова готова испытать их, если это нужно для счастья её сына. Она с тяжестью и болью в сердце принимает жертву Дуни, дает согласие на брак. Так Достоевский показывает следствие бедности – беззащитность людей. Именно беззащитна вся семья Раскольниковых.

Намечающийся брак Дуни – не что иное, как продажа девушки, и в этом отношении судьба сестры Раскольникова мало отличается от судьбы Сони Мармеладовой. История жизни этой девушки исполнена волнением и негодованием писателя против существующих порядков, обрекающих человека на поругание.
Да, Соня тоже приносит себя в жертву, чтобы помочь семье. Девушка погубила себя, но спасла ли она кого-нибудь? Увы, жертва, приносимая какому-то ненасытному и всегда голодному божеству, жертва, ужас которой в том, что она бессмысленна, ничего не меняет, но показывает как важно, то что люди умеют поступаться собой во имя счастья других.

Образ Сони Мармеладовой воплощает в себе, кроме жертвенности, еще и христианскую любовь, веру в покаяние и всепрощение. Это самая тонкая, самая трепетная тема, важна для писателя, человека глубоко религиозного. Вера помогла девушке сохранить душу чистой, как родниковая вода, выжить среди грязи и разврата петербургской жизни. Недаром Соня говорит: «Что ж бы я без Бога-то была…». Образы главных героев помогают автору донести до читателя идеи великого терпения и ненасытимого страдания.

Мастерство Достоевского как философа-романиста непревзойденно. При подробном рассмотрении роман «Преступление и наказание» распадается на множество микротем: это и описание психологии «хозяев жизни», проблемам «маленького человека», мира «униженных и оскорбленных», индивидуалистического бунта и социального протеста, проблемы преобразования жизни. Таким образом, «Преступление и наказание» относят к жанру романа, потому что наряду с большим количеством персонажей он включает в себя сюжетных линий и многообразие тематики.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: