Предыстория Чичикова (анализ эпизода из — 11 главы первого тома поэмы Н

Роман Гоголя «Мёртвые души» рассказывает историю некоего Павла Чичикова, изворотливость и ловкость в делах которого составила основу всего повествования. Замечательность этого образа в том, что, по признанию самого автора, Чичиков — не аномалия общества, а её прямой продукт, результат определенного воспитания, а самое главное, обстоятельств.

С самой первой главы Н. Гоголь вводит читателя в мир приключений главного героя. И лишь в конце рассказывается его предыстория. Этот приём ретроспекции используется автором для того, чтобы, с одной стороны, поколебать уже сложившееся у читателя мнение о данном персонаже, с другой — глубже раскрыть этот образ.

Если восстанавливать фабулу произведения, то предыстория должна быть в самом начале романа, тогда бы она стала, с точки зрения построения сюжета, прологом. А при такой композиции это вставной эпизод (он находится в заключительной 11 главе романа), не влияющий на сюжет, но являющийся его неотъемлемой, поясняющей частью.

Прежде чем начать рассказ о детстве и молодости Чичикова, автор обращается непосредственно к читателю и как бы извиняется за то, что его герой не слишком добродетелен и идеален: «Очень сомнительно, чтобы избранный нами герой понравился читателям. Дамам он не понравится, это можно сказать утвердительно, ибо дамы требуют, чтоб герой был решительное совершенство, и если какое-нибудь душевное или телесное пятнышко, тогда беда!». Этот приём, который даёт возможность автору высказать своё личное мнение о персонаже, впервые был использован Пушкиным.

Затем Гоголь рассказывает о самом Чичикове. Его детство дома не было особенно радостным: «Жизнь при начале взглянула на него как-то кисло-неприютно, сквозь какое-то мутное, занесенное снегом окошко: ни друга, ни товарища в детстве!». Так и пошло далее по жизни. Когда Павлуше пришла пора учиться в училище, отец отвёз его и при расставании наказал ему, как следует вести себя по жизни, чтобы чего-то добиться: «…больше всего угождай учителям и начальникам. Коли будешь угождать начальнику, то, хоть и в науке не успеешь и таланту бог не дал, все пойдешь в ход и всех опередишь. С товарищами не водись, они тебя добру не научат; а если уж пошло на то, так водись с теми, которые побогаче, чтобы при случае могли быть тебе полезными. Не угощай и не потчевай никого, а веди себя лучше так, чтобы тебя угощали, а больше всего береги и копи копейку: эта вещь надежнее всего на свете. Товарищ или приятель тебя надует и в беде первый тебя выдаст, а копейка не выдаст, в какой бы беде ты ни был. Все сделаешь и все прошибешь на свете копейкой». Эти слова глубоко запали в душу ребёнка, и он твёрдо следовал указаниям.

Так, в училище, не имея никаких особых талантов, но угождая всем и вся, он считался одним из лучших учеников. Учитель любил его безмерно, а Чичиков делал все только ради выгоды. Когда учителя уволили и тот оказался на краю нищеты, ученики собрали ему деньги, продав даже необходимое, а Чичиков дал только серебряный пятак. Это был первый шаг в пропасть, которая затем полностью поглотит героя.

Затем он поступил на службу. На каждом новом месте он наживал, путём взяток и подношений, капитал, но каждый раз его разоблачали и он опять оставался у разбитого корыта. Но природная живость, в которой не может отказать ему даже автор, вновь и вновь возносила его наверх. Самое громкое и ужасное поражение Чичикова произошло тогда, когда он достиг своей заветной цели — стать богатым. Служил он тогда на таможне, а это золотая жила для проходимца. Донёс на него его же товарищ (они не поделили между собой «бабёнку»). Наш герой потерял всё, кроме небольшой суммы денег. Но даже это не повергло его в отчаяние. Вот как он рассуждает о себе: «Почему ж я? зачем на меня обрушилась беда? Кто ж зевает теперь на должности? — все приобретают. Несчастным я не сделал никого: я не ограбил вдову, я не пустил никого по миру, пользовался я от избытков, брал там, где всякий брал бы; не воспользуйся я, другие воспользовались бы. За что же другие благоденствуют, и почему должен я пропасть червем?». Поразительно то, что Чичиков не считает, что его поведение по жизни, его подличество по отношению к окружающим, доверяющим ему людям, считается ужасным. Именно поэтому он принимается за новое дело — покупку мёртвых душ.

Гоголь — мастер художественной детали. Так, например, символом богатства для Чичикова он делает голландские рубашки и мыло для гладкости щёк. Эта деталь как нельзя лучше характеризует героя — сладко есть, мягко спать и хорошо одеться — вот единственное, к чему стремится Чичиков.

Гоголь показывает героя как человека идеи, ради достижения которой можно пожертвовать всем. Но в Чичикове есть и ещё одна интересная, не замечаемая поначалу черта — непреодолимая жажда непрерывной деятельности. Именно это качество так ценит автор. Он, конечно же, сам понимает, что Чичиков подлец. Но герой при этом и чрезвычайно энергичный человек, который задыхается без дела. Беда этого персонажа, по мнению автора, состоит в том, что он выбрал себе не ту идею по жизни. Захоти он, например, облагодетельствовать весь мир, он бы сделал это обязательно. Правда потом, когда всё было бы сделано, Чичиков бы этот же мир и разрушил, так как отсутствие деятельности для героя подобно смерти.

Автор обвиняет в появлении чичиковых среду, так как честный человек, захотевший жить более или менее благополучно, заработать денег честным путём не мог. Неслучайно Гоголь, рассказывая таможенную историю, поясняет: «Тут в один год он мог получить то, чего не выиграл бы в двадцать лет самой ревностной службы». Как похожа эта ситуация на сегодняшнюю…

Анализ 11 главы мертвых душ гоголя

Из шести обозреваемых тем только две: «Образ автора в поэме Н.В. Гоголя “Мёртвые души”» и «Предыстория Чичикова. (Анализ эпизода из главы 11 первого тома поэмы Н.В. Гоголя “Мёртвые души”.)» — сформулированы более или менее внятно. И то в силу их традиционности и — чего греха таить — избитости.

Формулировки остальных четырёх тем сочинений, мягко говоря, оставляют желать лучшего. Наиболее одиозными мне представляются темы № 67 — «Почему Чичикову удалось приобрести “мёртвые души”?» и № 72 — «Почему Н.В. Гоголь заканчивает комедию “Ревизор” “немой сценой”?».

Формулировка темы № 67 предполагает бесконечное число истолкований. А что касается темы № 72, то, как мне кажется, полно, точно и по существу на этот вопрос может (мог) ответить только один человек — автор «Ревизора». Ну а нашим ученикам в очередной раз предлагается вместо экзаменационного сочинения заняться ритуальным словоблудием.

Да и темы № 64 — «“Мёртвые души” Н.В. Гоголя — удивительная книга, горький упрёк современной Руси, но не безнадёжный» (А.И. Герцен) — и № 65 — «Образы Манилова и Плюшкина в поэме Н.В. Гоголя “Мёртвые души”» — заставляют болезненно содрогнуться. Первая — как почти любая тема-цитата — предлагает нам и нашим ученикам “пойти туда — не знаю куда”. К тому же в цитате имеется явная пунктуационная ошибка. А вторая тема скорее предполагает разговор о типах помещиков, а не об их образах. Впрочем, нам не привыкать. Мы терпеливо объясним ученикам, что именно имели в виду те, кто в очередной раз осчастливил нас такими замечательными формулировками тем выпускных сочинений.

В крайнем случае, дружно посоветуем своим ученикам “закавыченных” тем не брать. Так что 1 июня 2005 года, как и в прошлом, и позапрошлом году, нашим подопечным придётся писать сочинение по одной (в лучшем случае двум) из предложенных в комплекте тем.

Грустно жить на свете, господа!

Статья опубликована при поддержке группы компаний «Таможенные технологии», осуществляющей доставку грузов и таможенное оформление в странах СНГ. Если Вам необходима экспресс-доставка в Туркменистан, доставка в Таджикистан, Казахстан, Грузию или Киргизию, оформление импорта или экспорта в Москве, Брянске, Владимире, Смоленске, Санкт-Петербурге, и все это оперативно, аккуратно и по выгодным ценам, тогда лучшего партнера, чем «Таможенные технологии» Вам не найти. Вам не придется больше тратить время на оформление сертификационных документов. Специалисты «Таможенных технологий» готовы оформить сертификат происхождения товара СТ-1 за один день! Заказать услугу можно прямо на сайте ilogteh.ru , предоставив минимальный комплект документов в отсканированном виде. «Таможенные технологии» – качественная работа по оптимальным ценам.

Тема № 69. Предыстория Чичикова.

(Анализ эпизода из главы 11 первого тома поэмы Н.В. Гоголя «Мёртвые души».)

Подробно об этом я уже писал в статье «Чичиков. Герой нашего времени», опубликованной в газете «Литература» № 19 за 2002 год.

Очень важно подчеркнуть, что многие качества, которые мы обнаруживаем у Чичикова в зрелом возрасте, сформировались у него в детстве и в юности. Кто знает, родись Павлуша у богатых родителей где-нибудь в столичном или хотя бы губернском городе, может, и жизнь у него сложилась бы иначе.

“Темно и скромно было происхождение нашего героя. Родители были дворяне, но столбовые или личные — Бог ведает”, — пишет автор о “корне происхождения” Павла Ивановича. Единственное, что мог сделать “отец, вечно больной человек”, для своего Павлуши — это определить его в училище, да ещё дал отец сыну полтину меди “на лакомства” и совет: “Смотри же, Павлуша, учись, не дури и не повесничай, а больше всего угождай учителям и начальникам. Коли будешь угождать начальнику, то хоть и в науке не успеешь и таланту Бог не дал, всё пойдёшь в ход и всех опередишь А больше всего береги и копи копейку; эта вещь надёжнее всего на свете. Товарищ или приятель тебя надует и в беде первый выдаст, а копейка не выдаст, в какой бы беде ты ни был. Всё сделаешь и всё прошибёшь на свете копейкой”.

Что поделаешь — выдающихся способностей Бог Павлуше Чичикову не дал. Зато наградил его с детских лет терпением, умением “постигать дух начальника”, своего учителя, который к тому же откровенно говорил: “Способности и дарования? это всё вздор. Я смотрю только на поведенье. Я поставлю полные баллы во всех науках тому, кто ни аза не знает, да ведёт себя похвально; а в ком я вижу дурной дух да насмешливость, я тому нуль, хотя он Солона заткни за пояс!”

Так, кстати, и вышло. Не очень способному к наукам Павлуше учитель обеспечил “полное удостоверение во всех науках, аттестат и книгу с золотыми буквами за примерное прилежание и благонадёжное поведение”.

Надо отдать должное Павлу Ивановичу: он попытался, “вышед из училища”, “скорее приняться за дело и службу”.

Вот как описывает Гоголь первые шаги своего героя на новом месте: “И точно, самоотвержение, терпенье и ограничение нужд показал он неслыханное. С раннего утра до позднего вечера, не уставая ни душевными, ни телесными силами, писал он, погрязнув весь в канцелярские бумаги, не ходил домой, спал в канцелярских комнатах на столах, обедал подчас вместе с сторожами и при всём том умел сохранить опрятность, порядочно одеться, сообщить лицу приятное выражение и даже что-то благородное в движениях”.

Кажется, такое рвение молодого чиновника нельзя было не заметить и не оценить, однако “он попал под начальство уже престарелому повытчику, который был образ какой-то каменной бесчувственности и непотрясаемости”. Не помогло Чичикову и то, что он очинял своему начальнику перья; что “завёл новую тряпку для его чернильницы”; что “отыскал где-то его шапку, прескверную шапку, какая когда-либо существовала в мире, и всякий раз клал её возле него за минуту до окончания присутствия”.

Не поведи Чичиков “наступление” с другого боку — не быть бы ему к средним годам коллежским советником, чиновником 6-го класса в табели о рангах, “на военные деньги” полковником.

Цели известного рода требуют соответствующих средств.

И Чичиков сподличал, добился того, что “суровый повытчик стал даже хлопотать за него” и обернул дело так, что “чрез несколько времени сам сел повытчиком на одно открывшееся вакантное место”.

Нужно ли теперь удивляться тому, что следующие шаги главного героя «Мёртвых душ» по служебной лестнице были связаны с откровенным мошенничеством, с более или менее остроумными афёрами!

Кстати, и на службе в таможне Чичиков показал себя натурой недюжинной: “За службу свою принялся он с ревностью необыкновенною. Казалось, сама судьба определила ему быть таможенным чиновником. Подобной расторопности и прозорливости было не только не видано, но даже не слыхано”. Находить контрабанду в самых невероятных местах мог только своеобразный таможенный гений.

Как известно, Чичиков ждал своего часа. И дождался. Афёра с брабантскими кружевами озолотила его. Но дело едва не закончилось для Чичикова тюрьмой. А товарищ его по таможенной афёре именно там и оказался. Самому же Чичикову удалось “отвертеться” от уголовного суда с огромным трудом. Именно после этого Чичиков начинает искать способ довольно быстро разбогатеть, не рискуя оказаться за решёткой.

Таким образом, именно подробный и внимательный анализ соответствующего фрагмента 11-й главы поэмы «Мёртвые души» позволяет нам понять и особенности характера главного героя, и мотивы его поступков, его жизненные цели, и многое другое.

Обратим внимание ребят, что “предыстория Чичикова” помещена автором практически в конец первого тома поэмы, тогда как в других прозаических произведениях соответствующие страницы чаще всего являются элементами экспозиции.

История создания поэмы «Мертвые души»

Поэма «Мертвые души» была написана примерно за 17 лет, а сюжет ее, как и сюжет «Ревизора» был подсказан А. С. Пушкиным. Над «Мертвыми душами» Гоголь начал работать осенью 1835 года, и первые три главы были написаны в России. Чем далее продвигалась работа над поэмой, тем более грандиозным и сложным представлялась Гоголю задача: он многократно переделывает каждую написанную часть. В 1837 году Гоголь уезжает за границу, где с небольшими перерывами проживет 12 лет, непрерывно работая над «Мертвыми душами».

В 1839 году, осенью, Гоголь возвращается в Москву и читает главы из поэмы в доме Аксаковых, а потом и В. А. Жуковского, чье мнение он особенно высоко ценил.

Будущая книга встречает всеобщее одобрение.

Восемь месяцев спустя Гоголь вновь отправляется в Италию, чтобы в уединении ускорить работу над рукописью, и через год завершает ее. В октябре 1841 года он снова приезжает в Россию, чтобы напечатать поэму.

Цензура разрешает печать, но требует внести существенные изменения в «Повесть о капитане Копейкине» или вовсе устранить ее из текста. В письме к П. А. Плетневу автор сокрушается: «Уничтожение Копейкина меня сильно смутило! Это одно из лучших мест в поэме, и без него — прореха, которой я ничем не в силах залатать и зашить». Чтобы спасти «Повесть», Гоголь смягчает в ней сатирические мотивы. «Я лучше решился переделать его, чем лишиться вовсе. » — сообщает он через несколько дней в письме тому же Плетневу.

21 мая 1842 года «Мертвые души» выходят в свет и немедленно вызывает ожесточенную полемику: одни обвиняют Гоголя в клевете на Россию и в том, что он показал «какой-то особый мир негодяев, который никогда не существовал и не мог существовать», другие, как В.Г.Белинский, отмечают ее выдающееся значение не только для литературной жизни, но и для общественной.

Тем временем Н. В. Гоголь опять покидает Россию и работает над продолжением «Мертвых душ». В одном из писем В. А. Жуковскому Гоголь рассказывает о своем замысле: «Посылаю вам «Мертвые души». Это первая часть. Я переделал ее много с того времени, как читал вам первые главы, но все, однако же, не могу не видеть ее малозначительности, в сравнении с другими, имеющими последовать ей частями. Она, в отношении к ним. крыльцо ко дворцу. «

Последние четыре года своей жизни Гоголь напряженно работал над завершением второго тома «Мертвых душ», в котором он собирался выдвинуть в противопоставление героям первого тома «положительных» героев, воплощающих здоровое ядро русского национального характера: Чичиков, по замыслу автора, должен был нравственно возродиться. В записных книжках Гоголя, относящихся ко времени работы над вторым томом, есть такие строки: «Боже, дай полюбить еще больше людей. Дай собрать в памяти своей все лучшее в них, припомнить ближе всех ближних и, вдохновившись силой любви, быть в силах изобразить».

Тем не менее, второй том нравится Гоголю все меньше и меньше — в нем нет художественной правды. Первую редакцию Гоголь сжигает в 1845 году, а за девять дней до смерти он предает огню и беловую рукопись второго тома.

На сегодняшний день мы располагаем пятью случайно уцелевшими главами чернового варианта второго тома.

Рукопись обрывается на словах: «Но оставим теперь в сторону, кто кого больше виноват. Дело в том, что пришло нам спасать нашу землю; что гибнет уже земля наша не от нашествия двадцати иноплеменных языков, а от нас самих. Я обращаюсь к тем из вас, кто имеет понятье какое-нибудь о том, что такое благородство мыслей. Я приглашаю вспомнить долг, который на всяком месте предстоит человеку. Я приглашаю рассмотреть ближе свой долг и обязанность земной своей должности. «

Н. В. Гоголь Из писем по поводу «Мертвых душ»

«. Когда я начал читать Пушкину первые главы из «Мертвых душ» в том виде, как они были прежде, то Пушкин, который всегда смеялся при моем чтении (он же был охотник до смеха), начал понемногу становиться все сумрачнее, сумрачнее, а наконец сделался совершенно мрачен. Когда же чтение кончилось, он произнес голосом тоски: «Боже, как грустна наша Россия!» Меня это изумило. Пушкин, который так знал Россию, не заметил, что все это карикатура и моя собственная выдумка»

Н. В. Гоголь из письма А. Ф. Орлову

«Если только поможет Бог произвести все так, как желает душа моя, то, может быть, и я сослужу земле своей службу не меньшую той, какую ей служат все благородные и честные люди на других поприщах. Многое нами позабытое, пренебреженное, брошенное следует выставить ярко в живых, говорящих примерах, способных подействовать сильно. О многом существенном и главном следует напомнить человеку вообще и русскому в особенности».

Целостный анализ произведения «Мертвые души» Н.В. Гоголя

Больные и злободневные вопросы жизни. Разложение крепостного строя, обреченность его представителей. Образ главного героя повествования — Чичикова. Наличие пропасти отчуждения между простым народом и правящими сословиями.

Подобные документы

Павел Чичиков — главный герой поэмы Н. Гоголя «Мертвые души». Тип авантюриста-приобретателя; воплощение нового для России зла – тихого, усредненного, но предприимчивого. Происхождение и формирование характера героя; манеры, речь, одежда, духовная основа.

презентация, добавлен 12.12.2013

Художественный мир Гоголя — комизм и реализм его творений. Анализ лирических фрагментов в поэме «Мертвые души»: идейное наполнение, композиционная структура произведения, стилистические особенности. Язык Гоголя и его значение в истории русского языка.

дипломная работа, добавлен 30.08.2008

Специфика эпоса. Чтение и вступительные занятия. Зависимость методики анализа произведения от рода и жанра. Вопросы теории литературы. Изучение поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души». Работа с литературоведческими понятиями «сатира» и «юмор».

курсовая работа, добавлен 11.12.2006

Замысел и источники поэмы «Мёртвые души». Ее жанровое своеобразие, особенности сюжета и композиции. Поэма Гоголя как критическое изображение быта и нравов XIX века. Образ Чичикова и помещиков в произведении. Лирические отступления и их идейное наполнение.

курсовая работа, добавлен 24.05.2016

Творческая история поэмы Гоголя «Мертвые души». Путешествие с Чичиковым по России — прекрасный способ познания жизни николаевской России: дорожное приключение, достопримечательности города, интерьеры гостиных, деловые партнеры ловкого приобретателя.

сочинение, добавлен 26.12.2010

Смысл названия поэмы «Мертвые души» и определение Н.В. Гоголем ее жанра. История создания поэмы, особенности сюжетной линии, оригинальное сочетание тьмы и света, особая тональность повествования. Критические материалы о поэме, ее влияние и гениальность.

реферат, добавлен 11.05.2009

Поэма, в которой явилась вся Русь — вся Россия в разрезе, все ее пороки и недостатки. Мир помещичьей России в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души» и сатира на страшную помещичью Русь. Крепостническая Русь. Судьба Родины и народа в картинах русской жизни.

реферат, добавлен 21.03.2008

Творчество русского писателя Н.В. Гоголя. Знакомство Гоголя с Пушкиным и его друзьями. Мир мечты, сказки, поэзии в повестях из цикла «Вечера на хуторе близ Диканьки». Особенности жанра поэмы «Мертвые души». Своеобразие художественной манеры Гоголя.

реферат, добавлен 18.06.2010

Художественное своеобразие поэмы Гоголя «Мертвые души». Описание необычайной истории написания поэмы. Понятие «поэтического» в «Мертвых душах», которое не ограничено непосредственным лиризмом и вмешательством автора в повествование. Образ автора в поэме.

контрольная работа, добавлен 16.10.2010

Главная философская проблема поэмы «Мертвые души» — проблема жизни и смерти в душе человека. Принцип построения образов помещиков в произведении. Соотношение жизни и смерти в образе помещицы Коробочки, степень ее близости к духовному возрождению.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: