Предложения со словом свет из произведений пушкина

16+

«В Пушкине… заключилось всё богатство, сила и гибкость нашего языка…» (Сложноподчинённые предложения в речи)

Цели: закрепить знания о строении СПП, умение делать схемы предложений; прививать навыки устного пересказа, использования СПП в речи; повторить признаки разных стилей речи.

Оборудование: портрет А. С. Пушкина
романс на слова А. С. Пушкина
произведения А. С. Пушкина «Станционный смотритель», «Метель», «Дубровский»
Сборник изложений №72, 2006 г.

Ход урока
I. Организационный момент
1. Приветствие, организация работы, записи в тетрадях: число, тема урока
2. Лингвистическая разминка
— Запишите, пожалуйста, под диктовку в столбик словосочетания (2 человека пишут на обратной стороне доски). Определите вид связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание
Подчеркните слова, в которых количество букв не совпадает с количеством звуков.

Обаятельный поэт – согласование
Восхищаться (11 б., 9 зв.) стихами – управление
Претворять (10 б., 9зв.) в жизнь (5 б., 4зв.) – управление
Мировоззрение героев (6 б., 7 зв.) – управление
Обидная (7 б., 8 зв.) эпиграмма (9 б., 8 зв.) – согласование
Сжигать (7 б., 5 зв.) черновики – управление
— Какой вид связи отсутствует? (примыкание) Приведите примеры.
II. Работа над сложноподчинёнными предложениями (СПП).
1. Знакомство учащихся с темой и целями урока.
(Стихотворение Ярослава Смелякова «Здравствуй, Пушкин!» рассказывает ученик. См. приложение)
Мы читаем Пушкина и чувствуем его своим современником, потому что его поэзия сердечно правдива, мужественна и горда. Потому что он сам – человек исключительный, просветлённо-печальный, верующий в торжество свободы и поэзии. Он принадлежит жизни, он бессмертен – наш Пушкин!
— Мы сегодня посмотрим, как СПП используются в художественных текстах. Для своих наблюдений мы возьмём предложения, тексты, связанные с именем великого писателя Александра Сергеевича Пушкина.
2. Синтаксический анализ предложений
(2 человека получают карточки с заданиями и работают самостоятельно в тетрадях.)
— Прочитать выписанные из текстов СПП, начертить схемы. Определить вид придаточного предложения. Из какого произведения данные предложения? ( См. Приложение)
Карточка 1.
1) Я вспомнил дочь старого смотрителя и обрадовался при мысли, что увижу её снова. (СПП с придат. определит.)
2) Гусар простился со смотрителем и вызвался довести её (Дуню) до церкви, которая находилась на краю деревни. (СПП с придат. определит.)
3) Бедный смотритель не понимал, каким образом мог он сам позволить своей Дуни ехать вместе с гусаром, как нашло на него ослепление…(СПП с 2 однород. изъясн. придат. )
( А. С. Пушкин «Станционный смотритель»)

Карточка 2.
1) Марья Гавриловна жила с матерью и не видала, как обе столицы праздновали возвращение войск. (СПП с придат. изъясн.)
2) Бурмин… объявил, что искал давно случая открыть ей своё сердце, и потребовал минуты внимания. (СПП с придат. изъясн.)
3) Я женат уже четвёртый год и не знаю, кто моя жена…(Союзное слово КТО – подлежащее)
(А. С. Пушкин «Метель»)

Карточка 3.
(Коллективная работа)
Записать предложения, составить схемы.
Владимир Андреевич приближался к той станции, (с которой должен он был своротить на Кистенёвку). (Придат. определ. с союзным словом которой)

Приехав на станцию, он вошёл к смотрителю и спросил вольных лошадей. (Простое предл. осложн. обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом)

Смотритель осведомился, (куда надобно было ему ехать), и объявил, (что лошади, присланные из Кистенёвки, ожидали его уже четвёртые сутки) (СПП с 2-мя придат. – параллельное подчинение: 1-е изъяснит. придат. соедин. союзным словом куда; 2-е изъяснит. придат. – союзом что)
— Из какого произведения А. С. Пушкина данные предложения? («Дубровский») Кто такой Владимир Андреевич? Зачем он едет в Кистенёвку?

(Ребята-консультанты проверяют работы, выполненные самостоятельно, исправляют, дополняют, ставят оценки, расписываются.)
3. Обобщение
СПП довольно часто встречаются в нашей речи, в художественных текстах, не исключение и произведения Александра Сергеевича.
— Как называется произведение Пушкина, в состав которого входят названные повести?

III. Работа над текстом изложения (№72)

1.Чтение текста.
— Как можно озаглавить текст? («Как Арина Родионовна», «Музейная смотрительница Михайловского», «Дар останавливать время», «Народная сказка о Пушкине»)
2. Перечитайте текст, найдите и выпишите 2 СПП.
3. Составим план
(1. Музейная смотрительница Александра Фёдоровна.
2. Как Арина Родионовна.
3. Понедельники в Михайловском.
4. Народная сказка о Пушкине.)
4. Пересказ текста

IV. Проверка дом. задания. Творческие работы «Мой Пушкин»
Пушкин! О нём написаны горы книг. Мы так привыкли к этому имени, к его поэзии, к его гению, к тому, что он – солнце русской поэзии, к тому, что он – «русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится через двести лет» (Гоголь), что он – «начало всех начал (Горький), что он – «наше всё» (Ап. Григорьев). Его поэзия будит в нашей душе самые лучшие и благородные чувства. Именно чувства и любовь к нему, к его слову.
Как замечательно сказал о нём Тютчев:
Тебя, как первую любовь,
России сердце не забудет!
Выдержки из сочинений-миниатюр «Мой Пушкин». ( 2-3 человека читают работы)

V. Обобщение
— Какие предложения называются СПП?
— Чем отличаются СПП от ССП?
— В каком стиле чаще встречаются СПП?

VI. Дом. зад.
VII. Выписать из текстов произведений А. С. Пушкина 6 СПП
Или
№ 155
Приложение
Здравствуй, Пушкин!
Здравствуй, Пушкин! Просто страшно это –
словно дверь в другую жизнь открыть –
мне с тобой, поэтом всех поэтов,
бедными стихами говорить.

Быстрый шаг и взгляд прямой и быстрый –
жжёт мне сердце Пушкин той поры:
визг полозьев, песня декабристов,
ямбы ссыльных, сказки детворы.

В январе тридцать седьмого года
прямо с окровавленной земли
подняли тебя мы всем народом,
бережно, как сына, понесли.

Мы несли тебя – любовь и горе –
долго и бесшумно, как во сне,
не к жене и не к дворцовой своре –
к новой жизни, к будущей стране.

Прямо в очи тихо заглянули,
окружили нежностью своей,
сами, сами вытащили пулю
и стояли сами у дверей.

Мы твоих убийц не позабыли
в зимний день, под заревом небес,
мы царю России возвратили
пулю, что послал в тебя Дантес.

Вся Отчизна в праздничном цветенье.
Словно песня, льётся вешний свет.
Здравствуй, Пушкин! Здравствуй, добрый гений!
С днём рожденья, дорогой поэт!
Ярослав Смеляков

Карточка 1.
Начертить схемы предложений. (Знаки препинания не расставлены). Определить вид придаточных предложений. Из какого произведения данные предложения?
Карточка 1.
1) Я вспомнил дочь старого смотрителя и обрадовался при мысли что увижу её снова.
2) Гусар простился со смотрителем и вызвался довести её (Дуню) до церкви которая находилась на краю деревни.
3) Бедный смотритель не понимал каким образом мог он сам позволить своей дочери ехать вместе с гусаром как нашло на него ослепление

Литневская Е. И. «Русский язык: краткий теоретический курс для школьников»

Е. И. Литневская «Русский язык: краткий теоретический курс для школьников»

Учебное пособие Е. И. Литневской – это полный школьный курс теории русского языка, который поможет подготовиться и к выпускным, и к вступительным экзаменам. Курс незаменим при выполнении домашних заданий, связанных с различными видами лингвистического разбора.

© 2000-2020. При полном или частичном использовании материалов ссылка на «Грамоту.ру» обязательна.

Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-57155, выдано Роскомнадзором 11.03.2014.

ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Общее понятие о второстепенных членах.

В т о ­р о с т е п е н н ы м и ч л е н а м и предложения называются все члены предложения, кроме подлежащего и сказуемого.

Второстепенные члены предложения могут распространять (по­яснять) как главные, так и второстепенные члены предложе­ния, вместе с которыми они составляют словосочетания (см. вы­ше, § 1-4), например: 1) На деревьях висят спелые яблоки. (В этом предложении второстепенные члены распространяют (поясняют) главные члены предложения.) 2) Больная говорила очень тихо. (В этом предложении тихо распространяет сказуе­мое говорила, и второстепенный член очень распространяет вто­ростепенный член тихо.)

Второстепенные члены предложения могут соединяться с дру­гими членами предложения тремя способами: согласова­нием, управлением, примыканием, например:

1) Краснеет спелая земляника (согласование). 2) Ученик чи­тает книгу (управление). 3) Вдали был виден лес (примыка­ние). (См. § 3.)

Второстепенные члены предложения имеют самые разнооб­разные значения: указывают качество предмета (Цветут души­стые липы); указывают на принадлежность предмета (Ваши часы верные); указывают орудие действия (Лесоруб работал автопилой); предмет, на который направляется действие (Ле­соруб пилит дерево); место действия (Всадники ехали впере­ди); время действия (Разведчики вернулись на рассвете) и др.

Некоторые второстепенные члены совмещают два значения, например: 1) У пристани стоял баркас с грузом. Второстепен­ный член с грузом указывает на добавочный предмет и одно­временно указывает на признак предмета. (Ср.: У пристани стоял гружёный баркас.) Вот почему к этому второстепенному члену можно поставить два вопроса: а) баркас с чем? — бар­кас с грузом; б) баркас какой? — баркас с грузом. 2) Очки лежат в футляре. Второстепенный член в футляре совмещает два значения: 1) указывает на предмет (в чём лежат оч­ки?); 2) указывает место (где лежат очки). (См. § 4.)

Все второстепенные члены по характеру их значения и по синтаксической роли в предложении делятся на три группы:

д о п о л н е н ия , о п р е д е л е н и я и о б с т о я т е л ь с т в а.

Дополнение.

Д о п о л н е н и е обозначает предмет, яв­ляющийся объектом действия или необходимый для уточнения признака. Дополнение отвечает на один из следующих вопро­сов косвенных падежей: к о г о? — ч е г о? к о м у? — ч е м у? к о г о? — ч т о? к е м? — ч е м? о к о м? — о ч ё м? Дополне­ния бывают как без предлога, так и с предлогом.

1. Дополнение выражается косвенными падежами имён су­ществительных и местоимений-существительных: Вы отыскивае­те себе место где-нибудь подле опушки, оглядываетесь, осмат­риваете пистон, перемигиваетесь с товарищем. (Т.)

2. Дополнение может быть выражено любой частью речи, употреблённой в значении существительного: Старый Тарас ду­мал о давнем. (Г.) Он посмотрел на вошедшего. Кукушка одно куку своё твердит. (П.)

3. Дополнение (как и подлежащее) может быть выражено неопределённой формой глагола или именем числительным:

Командир приказал обстрелять дот противника (что прика­зал командир?). Разделите десять на два (что на что?).

П р и м е ч а н и я. 1. Числительные и неопределённая форма не приоб­ретают при этом значения существительного; они признаются дополнениями постольку, поскольку стоят на месте дополнения и относятся к словам, допу­скающим при себе дополнение.

2. В отличие от неопределённой формы, входящей в составное глаголь­ное сказуемое, неопределённая форма в качестве дополнения обозначает дей­ствие не подлежащего, а других лиц, которые указаны или могут быть ука­заны в предложении в дательном или винительном падеже. Такое значение неопределённая форма имеет при глаголах, связанных с понятиями: просить, приказывать, умолять, разрешать, препятствовать и т. п., например: Я велел ямщику ехать. (П.)- Велел я, а ехать должен ямщик. Матушка в слезах наказывала мне беречь своё здоровье. (П.)-Наказывала матушка, а беречь должен я. Зурин велел подать пуншу. (П.)- Велел Зурин, а подадут дру­гие. Я прошу вас подождать.— Прошу я, а подождёте вы.

4. Дополнение может быть выражено словосочетанием, со­стоящим из количественного числительного и существительного, например: 1) Купили пять тетрадей. 2) Встретился с пятью товарищами. 3) Говорили о пяти новых книгах.

Дополнение к глаголу прямое и косвенное.

П р я м ы м называется дополнение, которое управляется переходным глаго­лом и обозначает предмет, на который направлено действие. В речи переходные глаголы всегда употребляются вместе с пря­мыми дополнениями, в противном случае смысл высказываний, содержащих переходные глаголы, остаётся неясным, а сами та­кие высказывания — синтаксически незаконченными.

Так, предложение Мальчик ловил . является незакончен­ным, потому что переходный глагол ловил обязательно требу­ет прямого дополнения, отвечающего на вопросы ч т о ловил?

к о г о ловил? — Мальчик ловил мяч. Мальчик ловил лошадь и т. п.

Прямое дополнение выражается: 1) винительным падежом без предлога, показывающим, что предмет полностью охвачен действием: поймал окуня, срубил берёзу, прочитал книгу и т. д.;

2) вместо винительного может быть употреблён и родительный падеж без предлога в следующих случаях: а) когда хотят по­казать, что действие охватывает не весь предмет, а только его часть: принести воды, достать муки, налить молока, насыпать крупы, выпить чаю; б) при отрицании: не дают прав, не тронул волоска, не ожидал возвращения; сравнительно с винительным родительный падеж в этом случае усиливает отрицание; сопо­ставьте: Я не читал эту книгу.— Я не читал этой книги.

В отличие от прямого дополнения все остальные дополнения называются косвенными.

П р и м е ч а н и е. Прямое дополнение бывает не только при переходном глаголе, но также при некоторых предикативных наречиях: Жаль сестру. Мне надо книгу.

Действительный и страдательный обороты.

Д е й с т в и ­ т е л ь н ы м о б о р о т о м называется такое построение предло­жения, при котором подлежащее обозначает деятеля, сказуе­мое — действие, которое «переходит» на другой предмет, ука­занный прямым дополнением.

П о д л е ж а щ е е. С к а з у е м о е. П р я м о е д о п о л н е н и е.

Мальчик прочитал книгу.

Ветер раскачивает берёзу.

С т р а д а т е л ь н ы м о б о р о т о м называется такое по­строение предложения, при котором в роли подлежащего высту­пает предмет, подвергающийся действию, сказуемое имеет стра­дательное значение, а деятель может быть указан дополнением в творительном падеже без предлога.

П о д л е ж а щ е е. С к а з у е м о е. Д о п о л н е н и е, о б о з н а ­ ч а ю щ е е д е я т е л я.

Книга была прочитана мальчиком.

Берёза раскачивается ветром.

В качестве сказуемого в страдательных оборотах употребля­ется либо возвратный глагол со страдательным значением, либо составное именное сказуемое, именной .частью которого являет­ся краткое страдательное причастие (на и -т): раскачивает­ся, была прочитана, вымыт.

Действительный оборот легко превратить в страдательный, и обратно.

Д е й с т в и т е л ь н ы й о б о р о т. С т р а д а т е л ь н ы й о б о р о т .

1) Старая Кириловна пере- Все сказки были пересказаны

сказала мне все свои мне старой Кириловной.

2) Наши студенты серьёзно Народная поэзия серьёзно

изучают народную поэзию. изучается нашими студен­тами.

П р и м е ч а н и е. При сказуемом, имеющем форму несовершенно­го вида, преимущественно употребляются возвратные глаголы со страдательным значением: Эта задача успешно решается нами (решалась нами, будет решаться нами).

При сказуемом, имеющем форму совершенного вида, преимуществен­но употребляются страдательные причастия на-ни-т: Эта задача решена (правильно понята) нами (была решена нами. будет решена нами).

Сказуемое, выраженное возвратным глаголом со страдательным значе­нием, обычно употребляется только в 3-м лице. Недостающие страдательные формы 1-го и 2-го лица восполняются неопределённо-личными предложения­ми, имеющими действительную конструкцию: Меня одевают. Тебя моют и т.п.

Дополнение при именах существительных и прилага­тельных.

I. Следующие разряды существительных могут пояс­няться дополнениями:

1) Существительные, обозначающие действие. Большинство из этих существительных имеют общий с глаголом корень (мстить и мщение, бояться и боязнь, рубить и рубка) или же близки к глаголу по своему лексическому значению (думать — дума, мысль).

Одни из этих существительных управляют теми же паде­жами дополнения, что и соответствующие им глаголы: мстить врагу — мщение врагу, бояться опасности — боязнь опасности, тосковать по родине — тоска по родине, думал о нём — мысль о нём. Другие же управляют не теми падежами, что соответствующие им глаголы: рубить лес — рубка леса, копать карто­фель — копка картофеля и т. п.

Винительному падежу прямого дополнения при глаголе со­ответствует родительный падеж дополнения при отглагольном существительном: сушить (что?) плоды-сушка (чего?) пло­дов; заготовить хлеб — заготовка хлеба; изучить математику — изучение математики и т. п.

П р и м е ч а н и е. Словосочетания, состоящие из имени существительно­го, обозначающего меру чего-либо или вместилище для чего-либо, и другого существительного при нём в родительном падеже, рассматриваются как один член предложения: Принесли полную корзину грибов. Купили три литра молока. Привезли мешок картофеля.

2) Дополнения могут быть также и при именах существи­тельных, образованных от глагольных основ и обозначающих дея­телей (руководитель, председатель, правитель и т. п.): руко­водитель кружка, председатель собрания, правитель страны и т. п.

II. Дополнениями управляют те прилагательные, которые имеют корни, одинаковые с глаголами.

Эти прилагательные имеют при себе дополнения либо в том же падеже, что однокоренные глаголы: сержусь на кого? — сердит на кого? злюсь на кого? — зол на кого? похожу на ко­го? — похож на кого?, либо управляют другими падежами: чуж­даюсь чего? — чуждый чему?

Кроме того, дополнениями могут поясняться прилагательные в сравнительной степени.

Прилагательные в сравнительной степени (также и наречия) управляют дополнением в родительном падеже; это дополнение обозначает предмет или лицо, с которым сравнивают: ярче роз, белее снега, выше меня (родительный при сравнении).

Упражнение 46. Выпишите глагольные словосочетания с дополнениями и определите падежи этих дополнений. Какие из этих дополнений прямые, какие косвенные? Объясните правописание во всех выделенных случаях.

1) Я ждал тебя. (П.) 2) Кто бы нам сказал про старое, про старое — про бывалое, про того ли Илью Муромца. (Был.)

3) Я бежал к бабушке и спрашивал её о забытом. (М. Г.)

4) Разделите триста семьдесят на два. 5) Охотники убили сем­надцать бекасов. (Л. Т.) 6) Знает он много рассказов забав­ных про деревенских охотников славных. (Н.) 7) Тарас скоро встретил множество знакомых лиц. (Г.) 8) Да понадеялся на русский авось. (П.) 9) Вотще воображенье вокруг меня това­рищей зовёт. Знакомое не слышно пробужденье, и милого душа моя не ждёт. (П.)

47. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Найдите глагольные слово­сочетания с дополнениями и укажите, чем выражены дополнения.

1) И вашей радости бе. печной сквозь слезы улыбнулся я. (П.) 2) Я нагнал его, мне н. преме. о хотелось вид. ть его лицо. (Т.) 3) Через час инвалид принёс кипящий самовар и чайник. « Односоставные предложения и их главные члены Порядок слов в словосочетаниях и предложении »

Не останавливайтесь, читайте дальше:

«Крылатые выражения А.С. Пушкина»

Разделы: Литература

Имея определенный опыт работы в школе, я пришла к выводу, что через произведения русских писателей и поэтов можно воспитать в маленьком человеке все лучшие качества характера. Ведь на сегодняшний день молодое поколение постигла страшная трагедия: учащиеся мало читают, потому что зачастую компьютер занимает свободное время школьников. Чтобы преодолеть эту проблему, на уроках русского языка и литературы я использую крылатые выражения А.С. Пушкина, так как его произведения имеют воспитательную силу.

Итак, под крылатыми выражениями принимаются принадлежащие Пушкину строки из стихов, получившие употребление за рамками пушкинского текста. Их употребляют для различных видов учебной деятельности на уроках русского языка и литературы в 5-11 классах. Пушкинские цитаты описательно-бытового или поэтического характера могут быть включены в уроки русского языка для синтаксического разбора словосочетаний и предложений. Таковыми цитатами являются следующие строки из стихов:

Блеснул мороз, и рады мы
Проказам матушки зимы:.(«Евгений Онегин»)

Была ужасная пора
О ней свежо воспоминание:(«Медный Всадник»)

В тот год осенняя погода
Стояла долго у двора,
Зимы ждала, ждала природа
Снег выпал только в январе(«Евгений Онегин»)

Блажен, кто смолоду был молод,
Блажен, кто вовремя созрел,
Кто постепенно жизни холод
С летами вытерпеть умел:(«Евгений Онегин»)

Гений и злодейство-две вещи несовместимы («Моцарт и Сальери»)

В одну телегу впрячь не можно коня и трепетную лань («Полтава»)

Любви все возрасты покорны («Евгений Онегин»)

При написании сочинений-миниатюр могут быть использованы пущкинские строки:

Я помню чудное мгновенье:(«К:»)(Сочинения об осени, лучших моментах жизни и т.д.)

Я вас любил:
Любовь еще быть может,
В душе моей угасла не совсем:(«Я вас любил») (Сочинение по теме «Милая Татьяна» )

При знакомстве с изобразительно-художественными средствами возможен вариант использования следующих выражений полуфразеологического характера:

Все флаги в гости будут к нам:(«Медный всадник»)

И неподкупный голос мой был эхо русского народа («Н.Я. Плюсковой»).

Бразды пушистые взрывая:(Евгений Онегин)

Версты полосаты:(«Зимняя дорога»)

Глаголом жги сердца людей:(«Пророк»)

Гроб качается хрустальный:(«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях») и многие другие стихотворные строки, в которых можно найти эпитеты, сравнения, олицетворения, гиперболы, литоты, метонимию и т.д.

Пушкинские обороты фразеологического характера я порекомендовала бы для составления предложений в 5-11 классах: «Болдинская осень», «взыскательный художник», «властелин дум», «наука страсти нежной», «гений чистой красоты», «юный град» и другие.

Крылатые выражения-фразеологизмы могут быть даны со следующим заданием: из каких стихов данные строки «дум высокое стремленье», «души прекрасные порывы», «не мудрствуй лукаво», «разбитое корыто», «с корабля на бал»? Пушкин в литературе и языке, подобно Петру I в политике, соединил Россию с Европой. Во вступлении к поэме «Медный всадник» мы читаем:

Здесь будет город заложен
Назло надменному соседу
Природой здесь нам суждено
В Европу прорубить окно:(«Медный всадник»)

Строки «природой здесь нам суждено в Европу прорубить окно» я объясняю детям: «Они применяются к историко-политическим ситуациям и обстоятельствам, связанным с каким-либо «первооткрывательством, установлением контактов с другими народами или сферами деятельности». Это объяснение заставляет их задуматься над тем, что крылатые выражения великого поэта актуальны по сей день. Такими общеупотребительными оборотами стали следующие: «сказки говорить», «золотая рыбка», «не зарастет народная тропа», «народ безмолвствует», «и жить торопиться, и чувствовать спешат» и многие другие.

Многие крылатые выражения используются людьми в разговорной речи. Зачастую зимний снег воспринимается очень радостно, при этом люди говорят: «Мороз и солнце, день чудесный!». («Зимний вечер») О молодом человеке, одетом с иголочки, мы можем услышать следующее высказывание: «Как денди лондонский одет» («Евгений Онегин»). Неудавшаяся личная жизнь кого-либо звучит в строках Пушкина: «А счастье было так возможно» и т.д. На встрече одноклассников я услышала фразу: «Бойцы поминают минувшие дни» («Песнь о Вещем Олеге»). В непогоду у каждого в памяти строки из стихотворения школьной программы «Буря мглою небо кроет:» («Зимний вечер»). «Пора, красавица, проснись»,- говорят любящие родители своим дочерям, бабушки внучкам. Можно приводить еще много примеров из стихов, поэм А.С. Пушкина. Такой великий человек мог родиться только в России, но творить для всего человечества на Земле. Это подвиг!

Все вышесказанное подтверждает то, что феномен Пушкина необходимо объяснить исключительно «русским духом», глубинной народностью его творчества. Опровергнуть это объяснение невозможно, как невозможно оспорить, что причина его бессмертия- поэтический гений. Значительная часть крылатых слов достаточно легко узнается . Так, текст «Евгений Онегин» дал около 400 исходных цитатных единиц. Мы далеки от того, чтобы сетовать на упадок нравов и общей культуры. Пушкинское слово живет, насыщенность пушкинскими крылатыми выражениями языка современной литературы и публицистики довольно высока.

Литература:

  • В.М. Мокиенко, К.П. Сидоренко «Словарь крылатых выражений Пушкина» ; издательство Санкт-Петербургского университета «Фолио-пресс» 1999 г.
  • О.Б. Федорова. Книги серии «Школа классики» А.Пушкин. Драматические произведения. Романы. Повести. М.- изд. «Аст Олимп» 1997 г.
  • Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

    Adblock detector