Предложения с обращением

Презентация была опубликована 7 лет назад пользователемteacherjournal.com.ua

Похожие презентации

Презентация на тему: » Предложения с обращением. Предложения с обращением.» — Транскрипт:

1 Предложения с обращением. Предложения с обращением.

2 «Что за прелесть эти сказки!» Слоненок, Удав и Мартышка пришли в гости к Крокодилу, но так как он лежал на другом берегу реки, они изо всех сил старались обратить на себя его внимание. Мартышка прыгала, Удав свивался в кольца, а Слоненок трубил: «Э-э-эй!» Слоненок, Удав и Мартышка пришли в гости к Крокодилу, но так как он лежал на другом берегу реки, они изо всех сил старались обратить на себя его внимание. Мартышка прыгала, Удав свивался в кольца, а Слоненок трубил: «Э-э-эй!» Но Крокодил молчал, как будто набрал в рот воды, когда плыл по реке… Но Крокодил молчал, как будто набрал в рот воды, когда плыл по реке… -Как же к нему обратиться? – размышлял Слоненок. — Я придумала! Придумала! – закричала Мартышка. – Я придумала обращение! Давайте назовем его имя! -Крокодил! – закричали гости хором. – Мы пришли к тебе! -Кто это обращается ко мне так вежливо? – приоткрыл Крокодил один глаз. – Да это мои друзья!

3 На другой день Мартышка всем сообщила: -Я придумала обращение! Назовите по имени того, к кому обращаетесь, и они обязательно вам ответят! -А если хотите написать письмо,- добавил Удав,- не забудьте отделить обращение запятой. -Или восклицательным знаком, если хотите «написать» обращение «громко», — заканчивал Слоненок. Изобретение Мартышки очень понравилось всем зверям. Теперь со всех сторон только и слышалось: «Крокодил! Удав! Бегемот! Слон!»

4 Запомни! Обращение – это слово или сочетание слов, называющее того, к кому или к чему обращаются с речью. Здравствуй, Санька!

5 Собственные имена людей Название или клички животных Географические наименования Название лиц по степени родства, по положению в обществе, по профессии Обращениями служат

6 Обращения выражаются Собственными именами существительными Нарицательными существительные в форме И.п.

7 Выпишите обращения Для вас, души моей царицы, Красавицы, для вас одних Времен минувших небылицы, В часы досугов золотых, Под шепот старины болтливой, Рукою верной я писал; Примите ж вы мой труд игривый!

8 Всем при общении Поможет обращение. К людям, звездам или птицам Можно смело обратиться. Только, друг, не забывай: Запятые расставляй! Знаки препинания при обращении

9 Расставьте недостающие знаки препинания. Подчеркните обращения; укажите, чем они выражены. Милая добрая старая нежная С думами грустными ты не дружись Слушай – под эту гармонику снежную Я расскажу про свою тебе жизнь… (С.Есенин) (С.Есенин)

10 Месяц месяц мой дружок, Месяц месяц мой дружок, Позолоченный рожок! Ты встаешь во тьме глубокой, Круглолицый, светлоокий, И, обычай твой любя, Звезды смотрят на тебя. А.С.Пушкин

11 «Свет мой зеркальце! Скажи, Да всю правду доложи: Я ль на свете всех милее, всех румяней и белее?» И ей зеркальце в ответ: «Ты, конечно, спору нет; Ты царица всех милее, Всех румяней и белее» А.С.Пушкин

12 План 1.Понятие об обращении. 2.Чем оно выражается? 3.Знаки препинания. 4.Интонация. По данному ниже плану расскажите об обращении

13 Коммуникативный тренинг Составление и разыгрывание диалогов с использованием обращений -Попросите в железнодорожной кассе у женщины-кассира билет до Киева. -Попросите по телефону дать вам справку об интересующем вас абоненте. -Попросите снявшего трубку взрослого пригласить к телефону вашего друга.

14 Домашнее задание Упражнение 337

15 Литература 1.Г.Е.Фефилова. Все уроки русского языка. 8 класс. 2.Т.Н.Тюрина, А.О.Гетманец. Русский язык. Планы-конспекты. 8 класс. 3.Т.Н.Михайленко, Н.Ф.Раевская. Русский язык. 8 класс. Планы-конспекты уроков. 4.Л.П.Левицкая. Рабочая тетрадь по русскому языку. 8 класс. 5.Шаблон: интернет ресурс

17 Вы можете использовать данное оформление для создания своих презентаций, но в своей презентации вы должны источник шаблона: Добрая Татьяна Васильевна, МОУ СОШ 1 г. Саяногорск, замдиректора, Ссылки:

Игровые технологии (Г.П.Щедриковский, О.С. Газман) на уроках русского языка (Из опыта работы учителя русского языка и литературы Соколова Н.П. МКОУ Поваровская СОШ)

Цель использования технологии/методики

Описание порядка использования (применения)

Результат использования технологии/методики

1) Формирование мотивации к самостоятельной деятельности учащихся.

2) Раскрытие творческих возможностей учащихся.

3) Повышение интереса к предмету. 4) Освоение коллективных форм взаимодействия.

5) Воспитание толерантного отношения друг к другу.

В учебном процессе применяются различные модификации деловых игр: имитационные игры, операционные игры, исполнение ролей, «деловой театр». Технология деловой игры состоит из следующих этапов:

1. Этап подготовки. Разработка сценария, плана деловой игры, содержания инструктажа, подготовка материального обеспечения. Ввод в игру (постановка проблемы, целей, регламент, правила, планируемый результат, распределение ролей, формирование групп, консультации).

2. Этап проведения. Групповая работа над заданием (работа с источниками, тренинг, мозговой штурм, активизация игровых групп). Межгрупповая дискуссия (выступления групп, защита результатов, правила дискуссии)

3. Этап анализа и обобщения. Работа экспертов

(вывод из игры, анализ, рефлексия, оценка и самооценка работы, итоги игры, рекомендации).

1. Раскрываются способности учащихся.

2. Развиваются коммуникативные навыки с учетом возрастных и психологических способностей школьников.

3. Вовлекаются все дети в учебный процесс.

4. Появляется осознание значимости (ориентирование на успех) результата для каждого учащегося в отдельности.

5. Расширяется кругозор детей;

6. Формируются навыки совместной деятельности.

Условное наклонение глагола

«Если бы да кабы…»

Цель : повторение знаний о глаголе как части речи, освоение нового понятия “условное наклонение глагола”, развитие логического мышления, памяти, внимания, воспитание интереса к русскому языку.

– проконтролировать степень усвоения следующих основных понятий: значение, образование и изменение глаголов в условном наклонении;

– продолжить развитие коммуникативных качеств учащихся;

– формирование умений обобщать изучаемые факты и понятия.

Оборудование : раздаточный материал, иллюстрации, цветик-семицветик.

На уроке используются компьютерные технологии (презентация), игровые технологии.

– Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами станем участниками лингвистической экспедиции. Нам нужны путевые дневника, где мы будем вести записи. Для этой цели подойдут ваши рабочие тетради. Для начала сделаем первую запись. (Число. Классная работа.)

Мы отправляемся в путь.

1. Синтаксическая разминка.

Меркурий – самая близкая к Солнцу планета. На ней отсутствует вода, и поэтому там никогда не идут дожди.

Объясните постановку знаков препинания. Выпишите глаголы. Определите их наклонение, время.

2. Повторение пройденного материала.

В государстве Действий – три главных города.

Город Изъявительных фактов. Жители здесь самые практичные, их девиз: «Было, есть и будет»

А). Индивидуальная работа у доски.

Карточка № 1. Выпишите глаголы, определите их время и вид. Запишите эти глаголы в форме других времен.

Город уже совсем проснулся. Спешат на работу люди. Дворники убирают снег, посыпают тротуары песком.

Карточка № 2. Поставьте глаголы в прошедшее время. Укажите суффиксы в записанных глаголах.

Увидеть, обидеть, растаять, посеять, затеять, заметить.

Б) Устный опрос. Задайте одноклассникам вопросы о глаголе как о части речи.

С каким постоянным признаком глагола мы познакомились? Какие глаголы называются переходными? Перестройте переходные глаголы в непереходные: Мирить – мириться, рассердить – рассердиться, извинить – извиниться.

В) Проверка выполнения индивидуальных заданий.

4. Новый материал . Следующий город в стране Действий – город романтиков, мечтателей и условностей. Девиз жителей этого города: «Если бы да кабы…».

В нем мы сегодня и побываем. Итак, какая же тема нашего урока? Запишем в тетрадь. Условное наклонение глаголов.

Слайд 2. Работа с текстом.

В одном городе проживал старенький садовник. Выращивал он чудесный сад, в котором благоухали чудесные цветы, дарили прохладу волшебные деревья и радовали глаз зелёные газоны. Что ни день – старичок в своём саду сажает, поливает и окучивает. Если бы садовник умел творить чудеса, он непременно вырастил бы такой чудесный цветок, который исцелил бы всех больных и обрадовал бы всех печальных…

Что происходит на самом деле? (Запишите глаголы) Проживал, выращивал; сажает, поливает, окучивает.

Что произошло бы, если бы садовник умел творить чудеса? (Запишите глаголы) Умел бы, вырастил бы, исцелил бы…

Что обозначают глаголы в условном наклонении? (Действия, желаемые или возможные при определенных условиях)

Попробуем представить, что произошло бы, если бы к нам в руки вдруг попало волшебное зеркало.

Слайд 5. Выпишите глаголы в условном наклонении вместе с теми словами, с которыми они согласуются. Всё преобразилось бы, мы не узнали бы, они бы стали прекрасны, появилась бы масса вещей.

Образование формы условного наклонения

Посмотрите внимательно. Они всегда ходят парами. Рядом с глаголом частица БЫ. Она либо бежит за глаголом, либо отстает, пропуская несколько слов, либо перегоняет его и стоит впереди. Что же у нас получается?

С помощью чего образуются глаголы условного наклонения?

Глагол в прошедшем времени + частица БЫ .

Составьте предложения с глаголами «решил бы, прочитал бы».

А теперь поставьте частицу БЫ перед глаголом.

Давайте попробуем изменить форму числа и рода в глаголах.

Ответьте на вопросы:

— Как образуются глаголы условного наклонения?

— Где может располагаться частица БЫ?

— Как изменяются глаголы в условном наклонении?

— Для чего необходимо помнить правило о правописании гласной перед -Л в глаголах прошедшего времени?

— Почему глагол в форме условного наклонения не обозначает времени действия? (Обозначает действие возможное, но не происходящее наяву)

5. Работа по развитию речи

Устраните ошибки в употреблении глаголов условного наклонения (устно).

А). Если бы я был садоводом, я вырастил для северных районов морозоустойчивые сорта яблонь и груш.

Б). Я сшил бы для дедушки мягкие, удобные туфли, и он ходил в них, не уставая.

Работа с иллюстрациями

А). При каком условии могло бы произойти действие, о котором рассказывает рисунок?

Б). Составьте сложные предложения с союзом если , употребив глаголы в условном наклонении.

А). На каждом лепестке ученики пишут “заветное” желание

1 группа. Если бы я был президентом…

2 группа. Если бы я был волшебником….

Б). Анализ написанных желаний:

– для родных и близких;

Резервное задание упражнение 487

6. Подведение итогов урока.

7. Домашнее задание.

Сочинение «Если бы я был директором школы…»

Применение игровых технологий на уроках русского языка

Автор: Кайгородцева Марина Николаевна

Игра порождает радость, свободу, довольство, покой в себе и около себя, мир с миром»
Фридрих Фребель

Современные образовательные технологии.

Любая технология обладает средствами ,активизирующими и интенсифицирующими деятельность учащихся, в некоторых же технологиях эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов. К таким технологиям можно отнести игровые технологии. Именно их я использую на уроках русского языка.

Игра — одно из замечательных явлений жизни, деятельность, как будто бесполезная и вместе с тем необходимая. Невольно чаруя и привлекая к себе как жизненное явление, игра оказалась весьма серьезной и трудной проблемой для научной мысли.

Проблему игровой деятельности разрабатывали К.Д. Ушинский, П.П. Блонский, С.Л. Рубинштейн, Б.П. Никитина, Д.Б. Эльконин, К. Гросс, Ф. Шиллер, Г. Спенсер, К. Бюлер, З. Фрейд, Ж. Пиаже и др. Особой известностью пользуется теория К.Гросса. Он усматривает сущность игры в том, что она служит подготовкой к серьёзной дальнейшей деятельности; в игре человек, упражняясь, совершенствует свои способности. Эта теория связывает игру с развитием и ищет смысл её в той роли, которую она в развитии выполняет. Источник игры здесь не указывается, не вскрываются причины, вызывающие игру, мотивы, побуждающие играть. Гросс сводит игры человека к биологическому фактору, к инстинкту.

В теории игры, сформулированной Г.Спенсером, который развил мысль Ф. Шиллера, источник игры усматривается в избытке сил: избыточные силы, не израсходованные в жизни, в труде, находят себе выход в игре. Однако в этой теории не объясняется направление, в котором расходуются неизрасходованные силы, и почему они выливаются именно в игру, а не в какую-нибудь другую деятельность.

Л.С. Выготский и его ученики считают, что человек, играя, создаёт себе мнимую ситуацию вместо реальной и действует в ней, выполняя определённую роль, сообразно тем переносимым значениям, которые он при этом придаёт окружающим предметам.

Д.Н. Узнадзе видит в игре результат тенденции уже созревших и не получивших ещё применения в реальной жизни функций действования. Многие учёные пытались объяснить сущность игры, и в каждой теории есть свои плюсы и минусы.

Цель использования технологии.

Игровые технологии занимают важное место в учебно — воспитательном процессе, так как не только способствуют воспитанию познавательных интересов и активизации деятельности учащихся, но и выполняют ряд других функций:

  1. правильно организованная с учётом специфики материала игра тренирует память, помогает учащимся выработать речевые умения и навыки;
  2. игра стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и познавательный интерес к предмету;
  3. игра — один из приёмов преодоления пассивности учеников
  4. в составе команды каждый ученик несёт ответственность за весь коллектив, каждый заинтересован в лучшем результате своей команды, каждый стремится как можно быстрее и успешнее справиться с заданием.

Таким образом, соревнование способствует усилению работоспособности всех учащихся

Выделяют следующие виды дидактических игр.

  1. Игры-упражнения. Они совершенствуют познавательные способности учащихся, способствуют закреплению учебного материала, развивают умение применять его в новых условиях. Примеры игр-упражнений: кроссворды, ребусы, викторины.
  2. Игры-путешествия. Эти игры способствуют осмыслению и закреплению учебного материала.
  3. Игры-соревнования. Такие игры включают все виды дидактических игр. Учащиеся соревнуются, разделившись на команды.

Игровые технологии я использую в основном в 5-8-ых классах. Это связано с тем, что пятый класс — переходный этап в жизни детей: из начальной школы — в среднюю, в мир новых учителей, новой программы, новых предметов. Задача учителей в это время — сделать так, чтобы встреча с незнакомым не испугала, не разочаровала, а, наоборот, способствовала возникновению интереса к учению. В подростковом возрасте обостряются потребности в создании собственного мира, в стремлении к взрослости, происходит бурное развитие воображения, фантазии, появляются стихийные деловые и групповые игры.

Например, проводя урок-игру в 7 классе по теме «Причастие», я делю класс на команды, выбираются капитаны команд. Команды составляются таким образом. Ребята группируются с теми, с кем у них хорошие отношения. Обязательно соблюдается, что с хорошими учениками садятся в команду слабые ученики. Соблюдается здоровьесберегающая технология. Это необходимый момент, так как ребёнок должен чувствовать себя комфортно.

Задаются вопросы теории, практики и на сообразительность.

Вопросы теории.

  1. Что такое причастие?
  2. Назовите грамматические признаки причастия.
  3. Отчего зависит слитное и раздельное написание НЕ с причастием?
  4. Как образуются действительные причастия настоящего времени?
  5. Как образуются страдательные причастия настоящего времени?
  6. Продолжите предложение . Действительные причастия обозначают……
  7. Продолжите предложение. Страдательное причастие обозначает………
  8. Когда пишется два Н в суффиксах страдательного причастия прошедшего времени ?
  9. Как образуются действительные причастия прошедшего времени?
  10. Как образуются действительные причастия прошедшего времени?
  11. Как образуются страдательные причастия прошедшего времени?

Вопросы практики.

  1. Графически объяснить знаки препинания при причастном обороте в данном предложении: Берёзы покрылись золотой листвой, сверкавшей на солнце.
  2. Вставить пропущенную букву и объяснить её написание. РУБ. ЩИЙ дрова ( от рубить- 2 спр.)
  3. Выделить причастный оборот и продолжить предложение: Листва опалённая дыханием ветра ……
  4. Синтаксический разбор предложения. Очень красивы клёны, одетые в багряную листву.
  5. Объяснить , как пишется не со словом. Ещё (не) обжитый край.
  6. Выполнить морфологический разбор причастия. Расчищенная дорожка.
  7. Выполнить морфемный разбор причастия. Передаваемая информация.
  8. Сколько Н в причастии и почему? Книга прочитана, рассеянный мальчик, маринованные огурцы.

Вопросы на сообразительность.

  1. Сколько причастий можно образовать от одного глагола? (максимально 4 , минимально 1 . Зависит от вида и переходности глагола ).
  2. А.С. Пушкин писал: «Причастия обыкновенно избегаются в разговоре. Мы не говорим : « Карета, скачущая по мосту. Мы говорим : которая скачет,- заменяя выразительную краткость причастным оборотом». Докажите справедливость этого мнения. (Причастия в разговорной речи редки, не привычны. В художественном произведении в описании природы, внешности мы встречаемся с причастием. Но как только начинается диалог, причастия исчезают.)
  3. Какие причастия есть в данном отрывке? Чем объясняются различия в суффиксах причастий? «Только там, при лёгком шуме бегущей реки, посреди цветущих и зеленеющих деревьев и кустов, тёплом и благовонием дышащей ночи, имеют полный смысл и обаятельную силу соловьиные песни» Аксаков.

Также я использую урок-игру на правила. Ребята группируются в команду по тому же признаку. У каждого ученика есть листочек, в который он выставляет оценки за правила, рассказанные учениками. Правила этой игры таковы. Первый ученик рассказывает всем из своей команды, второй ученик рассказывает этого же правило. Затем рассказывает третий , и после — четвёртый. Цель такой игры не только повторить правила, но и выучить, так как не все знают их хорошо.

При обобщении синтаксиса в 5 классе я провожу такую игру. Класс делится на 3 команды (по рядам). Каждый участник команды выполняет своё задание в порядке очереди . Сначала даются листочки с предложениями , в которых надо расставить знаки препинания и записать предложение без ошибок. Второй ученик выполняет синтаксический разбор предложения. Третий – подписывает части речи, четвёртый- пишет характеристику предложения, пятый строит схему. Список можно продолжить. Всё зависит от того, сколько учеников в команде. Выигрывает та команда, которая выполнила быстро и правильно. Стимулирую тем, что победивщая команда не выполняет домашнего задания.

Такая игра нравится ребятам. Они с удовольствиям принимают участие в таких играх. Главное — уважение к личности ученика, не убить интерес к работе, а стремиться развивать его, не оставляя чувства тревоги и неуверенности в своих силах. Конфуций писал: «Учитель и ученик растут вместе». Игровые формы уроков позволяют расти как ученикам, так и учителю.

Технологии качественного обучения в рамках нестандартного урока

Категория: Педагогика
Тип: Реферат
Размер: 28.3кб.
скачать

Технологии качественного обучения в рамках нестандартного урока
Чтобы выучить что-то быстро и хорошо,
надо это «что-то» видеть, слышать и ощущать.
Т. Стоквел
Современные педагогические технологии, целью которых является повышение качества и эффективности образовательного процесса, должны характеризоваться следующими принципами:
§ гуманностью (способствовать улучшению качества жизни людей);
§ эффективностью (быть результативными);
§ наукоемкостью (серьезное научное обоснование и сопровождение с позиций философии, педагогики, психологии, информатики, системного анализа);
§ универсальностью (иметь широкое применение);
§ интегрированностью (взаимосвязь, дополнение и усиление друг друга);
§ технологичностью (четкий алгоритм);
§ креативностью (творческий характер содержания алгоритма).
В процессе своей педагогической деятельности я пришла к заключению, что одним из наиболее эффективных способов внедрения инновационных технологий (и их отдельных элементов) в процесс обучения и воспитания является использование нетрадиционных уроков.
Основная функция нетрадиционного урока в системе гуманистического образования заключается в создании необходимого дидактического фона для проявления и удовлетворения личностных потребностей учащихся и педагогов.
К примеру, стремление к гласности реализуется в уроках типа «общественный смотр знаний», «пресс-конференция»; тяга к размышлениям, дискуссиям, спорам, в ходе которых рождается истина, – в уроках-диспутах, дискуссиях дебатах; потребность в инициативе – в уроках изобретательства и сочинительства, в творческих выставках и отчетах. Осознание важности делового партнерства приходит на уроках с использованием групповых форм работы. Здесь же находит отражение потребность в милосердии, расширении и укреплении человеческих контактов. Потребность уважать дело, уметь его выполнять, судить о человеке по конкретным делам, а не только по словам – на уроках – ролевых играх. Обращение общества к человеку и его внутреннему миру, стремлениям, потребностям находит отражение в уроках-консультациях, на уроках с дидактическими играми.
Кроме того, можно выделить еще ряд функций, которые выполняет нестандартный урок:
· обучающая – развитие памяти, внимания, навыков владения языком, восприятия информации различного характера;
· развлекательная – создание благоприятной атмосферы, трансформация урока в увлекательное действо;
· коммуникативная – сплочение коллектива, установление положительных эмоциональных контактов;
· развивающая – гармоничное развитие личностных качеств;
· психотехническая — формирование навыков подготовки своего физиологического состояния для более эффективной деятельности и усвоения большего объема информации;
· воспитательная – психотренинг и психокоррекция проявления личности в условных (игровых) моделях жизненных ситуаций;
· релаксационная – снятие эмоционального напряжения.
Такая функциональная нагрузка урока позволяет использовать элементы сразу нескольких эффективных педагогических технологий (личностно-ориентированного обучения и воспитания, дифференцированного, проблемного, диалогового, рефлексивного и т. д.) или какую-либо одну (в соответствии с целями и задачами).
Приведу несколько примеров использования элементов современных образовательных технологий в нестандартных уроках по русскому языку и литературе.
Проблемно-поисковый урок русского языка
Проблема: бедность, невыразительность речи учащихся, низкая грамотность.
Концептуальная цель изучения русского языка (согласно рабочей программе по предмету) : постижение богатства и значимости русского языка, формирование речевой культуры, повышение уровня грамотности.
Тема: Глагол и его употребление в речи.
Цель урока: развитие выразительности, правильности речи, чувства прекрасного.
Задачи: познакомиться с выразительными возможностями глагола; формировать и развивать умение использовать глаголы в речи; отрабатывать навыки правописания глаголов (прежде всего, личных окончаний).
Проблемный вопрос: какова роль глаголов в речи?
В процессе урока учащиеся, выполняя различные по характеру (индивидуальные, групповые, фронтальные), подобранные в определенной последовательности практические задания постепенно приходят к пониманию проблемы, находят оптимальный вариант решения: глаголы помогают передать движение, увидеть цвет, услышать звуки мира, привлечь внимание к сказанному или написанному. Кроме того, по ходу выполнения заданий отрабатываются навыки правописания. Индивидуальные задания подбираются с учетом интеллектуальных, психологических, творческих возможностей учащихся.
Воспитательная функция урока реализуется прежде всего через содержание дидактического материала, а также через общение.
В ходе поисковой работы учащихся в течение всего урока делается упор на развитие личностных качеств, как общечеловеческих, так и профессионально значимых (организованность, аккуратность, самостоятельность, толерантность, искренность, эстетический вкус и др.).
Разноуровневое альтернативное домашнее задание также позволяет осуществлять и личностный, и дифференцированный подход к обучению и воспитанию ребят.
Рефлексия, проводимая в конце урока, позволяет развивать навыки анализа и самоанализа индивидуальной и совместной деятельности.
Урок – литературная композиция
Тема: «Мне все равно эта жизнь полюбилась…»
Особенности художественного мира С. А. Есенина.
Концептуальная цель курса: развитие способности эстетического восприятия и оценки явлений литературы, художественно воплощенных в ней явлений жизни
Цель урока: познакомиться с творческой биографией поэта, художественным миром его лирики.
Задачи: выделить особенности поэтического стиля, рассмотреть образную систему лирики Есенина; развивать навыки эмоционального восприятия; отрабатывать навыки выразительного чтения; формирование умения составлять литературный, психологический портрет.
Ход урока.
Заранее подготовленные учащиеся представляют вниманию остальных литературно-музыкальную композицию, в ходе которой предусмотрено обсуждение некоторых фактов биографии, стихотворений. По окончании композиции обсуждается, насколько ярко участникам удалось передать те или иные нюансы творческой биографии и наследия поэта (в обсуждении участвуют как зрители, так и «актеры»). После заключительного слова учителя учащиеся выполняют небольшую творческую работу составление своего психологического портрета С. А. Есенина, которая выполняется на фоне музыки. Эта работа носит одновременно и рефлексивный характер, т. к. позволяет проанализировать характер восприятия материала учащимися, уровень его усвоения, а также оценить психологическое состояние учащихся.
Урок игра-путешествие. Зачетный урок по поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
Тема урока: Кому на Руси жить хорошо?
Концептуальная цель: формирование гуманистического мировоззрения и национального самосознания; становление системы нравственно-эстетических ценностей.
Цель урока: определить место и значение поэмы в системе отечественной литературы.
Задачи: выделить художественные особенности произведения; определить авторскую позицию; отрабатывать навыки формулировки, представления и аргументирования собственной точки зрения.
Ход урока.
Учащиеся разделены на группы, которые выражают интересы социальных групп, представленных в произведении. Одна из групп – ходоки, задача которых найти решение проблемы, заданной темой урока. В процессе общения, выполняя различные задания по тексту, ребята учатся слушать оппонента, развивают навыки культуры общения, повышают уровень речевой культуры, учатся анализировать полученную информацию, делать выводы.
При выполнении заданий формируются и развиваются такие личностные качества, как любознательность, самостоятельность, познавательная активность, ответственность за общее дело, толерантность.
Учащиеся, работая непосредственно с литературным источником, учатся уважительному отношению к творческому наследию писателей, к истории Отечества, анализировать социально-экономическое развитие государства в определенный период времени и его влияние на жизнь граждан, соотносить дни минувшие с современностью, оценивать характер взаимоотношений между властью и народом, учатся сочувствовать, сопереживать героям произведения.
В заключение игры каждая из групп предлагает вариант проведения государственных реформ по улучшению жизни именно для представляемой социальной прослойки. Это позволяет развивать логическое и образное мышление учащихся.
Работа в группах на зачетном уроке придает учащимся уверенности, т. к. они ощущают поддержку товарищей.
Оценку работы каждой группы дает учитель с учетом мнения ребят, состоящих в других группах. Деятельность каждого учащегося оценивается внутри каждой группы, затем незначительно корректируется учителем или остается без изменений (в зависимости от результатов индивидуальной работы).
Большинство нестандартных уроков опирается на использование различных игровых технологий (дидактические, интеллектуальные, ролевые, игры-реконструкции, игры-обсуждения, игры-соревнования и т. п.). Игровые элементы могут представлять собой лишь определенный этап урока или задавать форму и отражать содержание урока в целом. Независимо от того, целиком ли это нестандартный урок, или традиционный с необычными аспектами, везде присутствует принцип условности, свойственный игре.
Ценность игровой деятельности состоит в том, что она учитывает психолого-педагогическую природу ученика, отвечает его потребностям и интересам. Игра формирует типовые навыки социального поведения, специфические системы ценностей, ориентацию на групповые и индивидуальные действия, развивает стереотип поведения в человеческих общностях, позволяет снять лишнее психологическое напряжение. Кроме того, использование игровых технологий позволяет существенно повысить интерес учащихся к предмету, позволяет им лучше запомнить материал, а также «раскрепощает» сознание и мышление ученика.
Нестандартные уроки на основе различных форм игровой деятельности могут применяться на всех этапах усвоения знаний: формирование, закрепление, повторение, обобщение, систематизация, оценка и контроль. В этом их универсальность.
Это далеко не все возможности и преимущества использования в образовательном процессе нестандартных форм уроков. Я сравнительно недавно занялась изучением этой проблемы, поэтому еще многое предстоит открыть. В дальнейшем я планирую освоить и включить в свою работу элементы таких образовательные технологии, как, например, «Дебаты», технология проектной деятельности, технология «полного усвоения».
На следующей неделе мной будет дан открытый урок-семинар «Творческий портрет Владимира Высоцкого».

Использованная литература
1. Бондаренко С.М. Урок – творчество учителя. М.: Знание, 1974.
2. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Не совсем обычный урок. Воронеж, 2006.
3. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Совсем необычный урок. Воронеж, 2006.
4. Литература. 9-11 классы: уроки-исследования/ авт.-сост. И.Д. Бережная. Волгоград: Учитель, 2008.
5. Нестандартные уроки русской литературы. 10-11 классы/ Булгакова И. В. – Ростов н /Д.: Феникс, 2002.
6. Советова Е.В. Эффективные образовательные технологии. – Ростов н/ Д.: Феникс, 2007.
7. Татарченкова С.С. Урок как педагогический феномен. – Спб.: КАРО, 2005.
8. Юнина Е.А. Технологии качественного обучения в школе. – М.: Педагогическое общество России, 2007.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: