Открытие фотовыставки Прага Марины Цветаевой ( ДМЦ)

«Прага Марины Цветаевой» в музее им. А.К.Кузнецова
На открытии выставки
Выступление Г. Ванечковой

Открылась фотовыставка «Прага Марины Цветаевой». Она подготовлена под патронатом управления культурных связей Министерства иностранных дел Чешской республики. В Забайкалье выставка оказалась благодаря деятельности Читинской региональной организации Чешского национально-культурного общества «Незабудка», которое уже не первый раз работает с краеведческим музеем. В 2002 году здесь была размещена выставка «Из Чехии на край света», посвященная пребыванию Чехословацкого корпуса на территории Сибири и Дальнего Востока в период гражданской войны.

Сейчас вниманию читинцев представлена еще одна выставка из Чехии, с которой связан один из самых тяжелых, но и самых плодотворных периодов жизни Цветаевой. Находясь здесь в вынужденной эмиграции со своим мужем Сергеем Эфроном, бывшим офицером Белой гвардии, поэтесса навсегда полюбила эту страну и посвятила ей свои лучшие произведения. На фотографиях запечатлены места, связанные с именем Цветаевой и упомянутые в ее стихотворениях, дневниках и письмах. До конца жизни она «с щемящей нежностью» вспоминала Прагу. Эту любовь к городу, приютившему ее семью в годину испытаний и бед, посетители выставки могут почувствовать, знакомясь с фотографиями известного чешского фотографа Ярослава Трновского, вчитываясь в строки цветаевских стихотворений, удивительно точно и проникновенно дополняющих виды Праги.

Автором выставки является Галина Ванечкова, которая много лет посвятила изучению творчества Марины Цветаевой. Именно ей мы обязаны столь органичному слиянию в материалах выставки поэтических строк и художественных образов старой Праги.

Прага Марины Цветаевой

Документальные фильмы о судьбе и творчестве семьи Цветаевых
«Марина Цветаева. Роман её души»
назад в каталог фильмов

Режиссер – Татьяна Малова, автор сценария — Наталия Спиридонова,
оператор — Алексей Горбатов, музыка – Максим Созонов,
художественный руководитель — Лев Николаев.
В фильме принимали участие актеры: Галина Тюнина, Наталья Бажанова, Евгений Князев, Кирилл Пирогов

О жизни Марины Цветаевой известно много, сняты фильмы, написаны книги. Но именно сейчас, по истечении отведенного времени, открываются ее «главные сокровенные» документы, письма, записи. Документальный фильм «Марина Цветаева. Роман её души» (2002 г.) знакомит зрителей с уникальным пражским архивом Марины Цветаевой и восстанавливает тот период ее жизни, который, по словам поэта, «был лучшим и в творчестве, и по состоянию души».

В мае 1922 года Цветаева оставляет свой дом в России ради встречи с мужем. От Сергея очень долго не было вестей. И, наконец, весточка: «Сергей Эфрон в Праге». 7-летняя Аля вспоминает их встречу после разлуки: «Сережа подбежал с искаженным от счастья лицом и обнял Марину, медленно раскрывавшую ему навстречу руки. Долго-долго-долго стояли они, намертво обнявшись, и только потом стали вытирать друг другу ладонями щеки, мокрые от слез».

Прага понравилась Марине Цветаевой с первого взгляда: воздух, люди, цветы, чистота, старые-старые камни и совсем другая жизнь. Ей тогда было 29 лет. На какое-то время восторг и счастье отодвинули в далекое прошлое совсем недавние страхи во время перестрелок в Москве, голод, казавшийся вечным, холод и самое страшное – смерть младшей дочери Ирины.

Чешский период Марины Цветаевой потом будут сравнивать с Болдинской осенью Пушкина. Лучшую, ураганную свою лирику она пишет в Чехии.

Именно в Чехии в 1923 году Марина Цветаева встретила свою большую любовь — Константина Родзевича. Это чувство разбудило в ней ее саму, настоящую. За три месяца Марина Цветаева написала 90 стихотворений.

Вершиной творчества Марины Цветаевой в Чехии считается «Поэма Горы» и «Поэма Конца», посвященные К. Родзевичу.

Из письма Марины Цветаевой Родзевичу: «Я ухожу от Вас, любя Вас всей душой… Все это будет Поэмой Конца…».

С 12 декабря 1923 года началась для Марины Цветаевой другая жизнь. В этот день она написала одно из лучших своих стихотворений – «Поэму Конца» — на одном дыхании. В этот день она написала последнюю записку Родзевичу. Последний раз они прошли по ночной Праге. Марина вернулась домой и сделала запись в своем блокноте: «12 декабря 1923 года, среда. Конец моей жизни. Хочу умереть в Праге. Чтобы меня сожгли».

Из письма Пастернака:

«Какие удивительные стихи Вы пишите, Марина. Как больно, что сейчас Вы больше меня. Вы возмутительно большой поэт. «Поэма Конца» – нечто совершенно гениальное, простите за восторженность, верх возможного мастерства».

В фильме использована переписка Марины Цветаевой с Константином Родзевичем, архив которой был закрыт 40 лет по распоряжению Ариадны Эфрон. Съемки проходили в Праге, Горних Мокропсах, Дольних Мокропсах, Новых Дворах, в деревеньке Йиоловиште и во Вшенорах.

В небе, ржавее жести,
Перст столба.
Встал на означенном месте,
Как судьба.

— Без четверти. Исправен?
— Смерть не ждет.
Преувеличенно низок
Шляпы взлет.

В каждой реснице — вызов.
Рот сведен.
Преувеличенно низок
Был поклон.

— Без четверти. Точен?-
Голос лгал.
Сердце упало: что с ним?
Мозг: сигнал!
Небо дурных предвестий:
Ржавь и жесть.
Ждал на обычном месте.
Время: шесть.

Сей поцелуй без звука:
Губ столбняк.
Так — государыням руку,
Мертвым — так.

Мчащийся простолюдин
Локтем — в бок.
Преувеличенно — нуден
Взвыл гудок.

Взвыл, — как собака, взвизгнул,
Длился, злясь.
(Преувеличенность жизни
В смертный час.)

То, что вчера — по пояс,
Вдруг — до звезд.
(Преувеличенно, то есть:
Во весь рост.)

Мысленно: милый, милый.
— Час? Седьмой.
В кинематограф, или? —
Взрыв: Домой!

Экскурсия по залам музея Уголки цветаевского Крыма Гости цветаевского дома
—Феодосия Цветаевых
—Коктебельские вечера
—Гостиная Цветаевых
—Марина Цветаева
—Анастасия Цветаева
— «Я жила на Бульварной» (АЦ)
—Дом-музей М. и А. Цветаевых
—Феодосия Марины Цветаевой
—Крым в судьбе М. Цветаевой
—Максимилиан Волошин
—Василий Дембовецкий
— —Константин Богаевский
—Литературная гостиная
—Гостевая книга музея
Жизнь и творчество сестёр Литературный мир Цветаевых Музей открытых дверей
—Хронология М. Цветаевой
—Хронология А. Цветаевой
—Биография М. Цветаевой
—Биография А. Цветаевой
—Исследования и публикации
—Воспоминания А. Цветаевой
—Документальные фильмы
—Цветаевские фестивали
—Адрес музея и контакты
—Лента новостей музея
—Открытые фонды музея
—Музейная педагогика
—Ссылки на другие музеи

© 2011-2018 KWD (при использовании материалов активная ссылка обязательна)

Музей Марины и Анастасии Цветаевых входит в структуру Государственного бюджетного учреждения Республики Крым «Историко-культурный, мемориальный музей-заповедник «Киммерия М. А. Волошина»

Марина Цветаева. «Бесконечно люблю Чехию…»

В жизни любого человека есть события и места, которые сыграли в судьбе значительную роль и навсегда сохранились в памяти. Таким памятным и навсегда любимым местом стала для Марины Цветаевой Чехия. В Праге и окрестностях столицы были написаны лучшие произведения. Цветаева прожила в Чехии недолго, но полюбила страну на всю жизнь. Глубокое влияние Праги отразилось в […]

В жизни любого человека есть события и места, которые сыграли в судьбе значительную роль и навсегда сохранились в памяти. Таким памятным и навсегда любимым местом стала для Марины Цветаевой Чехия. В Праге и окрестностях столицы были написаны лучшие произведения.

Цветаева прожила в Чехии недолго, но полюбила страну на всю жизнь. Глубокое влияние Праги отразилось в стихотворных строках «чешского периода»; в её произведениях появились новые аллегории. Река Влтава для гениальной поэтессы стала рекой времени – Летой, холм Петршин обратился в «грудь рекрута». Великолепные дворцовые парки стали «Садами Семирамиды», а заводские трубы – «последними трубами Ветхого Завета».

После заключения Мюнхенского договора («Мюнхенского сговора», как называли его многие историки), началась немецкая оккупация Чехословакии. Эти события потрясли Цветаеву и стали основой для цикла «Стихи к Чехии». Памятные стихотворные строки жители Праги впоследствии поместили на мемориальную доску, посвящённую поэтессе:

«Не умрёшь, народ!
Бог тебя хранит!
Сердцем дал – гранат,
Грудью дал – гранит».

М. Цветаева часто упоминала о своей особенной любви к Праге в письмах к подруге – чешской переводчице и писательнице – Анне Тесковой. «Город, который врезался в сердце», – так описывала она свои чувства к столице Чехии. «Многодушием» называла Марина Цветаева своеобразный стиль и ритм города на Влтаве.

Когда всей их семье пришлось срочно возвращаться в Россию, и стало понятно, что Чехия навсегда ушла в прошлое, поэтесса очень тосковала. Цветаева не скрывала, что ей хотелось бы остаться в Чехии навсегда.

Марина Цветаева, 1922 г.

Впервые М. Цветаева оказалась в Чехии в августе 1922 года. Здесь поэтессу ждал муж – Сергей Эфрон. Он учился тогда в Карловом Университете. Всего одну ночь провели Марина с дочкой Ариадной в студенческом общежитии Эфрона, а после поселились на окраине столицы – недалеко от реки Бероунки.

После пражского общежития на некоторое время Марина Цветаева с семьёй переехала в местечко Дольни Мокропсы. Они жили там в гостях у знакомых студенток. Позднее семья проживала в деревне Нове Дворы (там Марина снимала комнату у лесника). С осени 1923 года и до весны 1924 г. супруги Эфрон оставались в Праге, на Гржебенках (ул. Шведска, дом №51/1373). Дочку они отправили учиться в русскую гимназию (город Моравска-Тршебова).

Сидят: М.И. Цветаева, Е.И. Еленева, К.Б. Родзевич, Олег Туржанский. Стоят: С.Я. Эфрон, Н.А. Еленев. 1923 г.

В Праге поэтесса жила насыщенной жизнью. Она встречалась с друзьями, среди которых немало было русских эмигрантов; посещала литературные вечера, бывала в редакциях и библиотеках. Здесь она подружилась с А. М. Ремизовым (впоследствии этот писатель и публицист стал крёстным отцом сына Марины – Георгия). В этом городе Цветаева познакомилась с Ходасевичем и с редакторами эмигрантского издания «Воля России».(Редакция журнала «Воля России» находилась в то время на площади Ухельны, в доме №1.) Марина поддерживала дружеские отношения с М. Л. Слонимом. Вместе они гуляли по старинным улицам Праги. Марина любила бывать с друзьями в разных пражских кафе, чаще других заведений она посещала «Славию», что находится возле Национального театра. Союз русских писателей Чехии в эти годы начал готовить к выпуску сборник «Ковчег». Идея названия сборника принадлежала Цветаевой.

Марина Цветаева, Аля, Сергей Эфрон. Чехия, 1925г.

Однажды Цветаева и Слоним гуляли по столичным улочкам, и Марина увидела статую Брунцвика. Она нашла в его облике сходство с собственной внешностью. Так Цветаева и называла потом каменного рыцаря Брунцвика: «…друг в Праге… похожий на меня лицом». Марина расспросила подругу обо всём, что связано с рыцарем. Узнав в деталях легенду о Брунцвике, она создала собственную трактовку предания, переработав его по-своему. Так появился «Пражский рыцарь».

В Праге были написан поэтический диптих М. Цветаевой: «Поэма Горы» (февраль 1924 г.) и «Поэма Конца» (июнь 1924 г.). Эти произведения стали отражением чувств поэтессы к Константину Родзевичу, описанием великой любви и крушения неудавшегося романа. Две поэмы связаны общим сюжетом и пронизаны единым интонационным ритмом. В обоих произведениях прослеживаются библейские и мифологические мотивы.

…Любовь, это плоть и кровь.
Цвет, собственной кровью полит.
Вы думаете – любовь –
Беседовать через столик.

Работу над «Поэмой конца» Цветаева заканчивала в деревне Йиловиште (на улице Пруездни, в доме №8).

В середине июля 1924 года семья Эфрон переехала из Йиловиште в Дольни Мокропсы (дом № 37), а в конце лета они поселились в деревне Горни Мокропсы. По воспоминаниям поэтессы , они жили в небольшом каменном домике (адрес этого дома не сохранился).

Осенью супруги переехали в местечко Вшеноры. (Сегодня дом, где жила семья Эфрон, носит номер 324). Комнаты домика выходили в лес и на холмы, к можжевеловым зарослям. Окружающая природа помогала творчеству и вселяла вдохновение. В стихотворении того периода «Под шалью» поэтесса доверила читателям свою сокровенную тайну:

…Точно усопшую вопрошаю,
Душу, к корням пригубившую…
Женщина, что у тебя под шалью?
– Будущее.

Цветаева ждала ребёнка. 1 февраля родился сын – долгожданный, давно обещанный мужу мальчик. Ему, кроме имени – Георгий, дали ласковое домашнее прозвище – Мур. В те дни Марина, обращаясь к Борису Пастернаку, описывает свои сельские будни как каждодневный труд и бесконечную бытовую рутину, сетуя на то, что поэму «Крысолов» пишет она уже четвёртый месяц.

Поэтессу во Вшенорах нередко посещали друзья. Часто приезжала А.И. Андреева – она жила неподалёку, на вилле Боженке. Здесь, в чешской провинции, проходили литературные чтения и творческие вечера, на которые собирались представители русской интеллигенции из Праги и её окрестностей.

Сергей Эфрон тяжело заболел, и жизнь семьи изменилась. Марине не удавалось зарабатывать, выживать было трудно. Друзья настаивали на отъезде в Париж. Марина согласилась поехать «на заработки», думая, что скоро она вернётся в Чехию. Ей не хотелось уезжать, но в Чехии она чувствовала себя совершенно беспомощной. Впору было, по её словам, просто сесть с детьми под фонарь – «ожидать судьбы»…

Скорого возвращения не получилось. Во Франции Цветаева задержалась на долгие четырнадцать лет. Она продолжала писать из Парижа письма Анне Тесковой в Чехию. Поэтесса с тоской вспоминала Прагу, предчувствуя, что туда ей уже не вернуться.

…Горе началось с горы.
Та гора на мне – надгробием…

Это строки из «Поэмы горы». Цветаева невольно предсказала в них события будущего. Именно здесь, на её любимом Петршине, в память о «чешском» периоде жизни русской поэтессы была установлена мемориальная доска.

Как я экономлю на отелях до 20%?

Все очень просто – ищите не только на букинге. Я предпочитаю поисковик RoomGuru. Он ищет скидки одновременно на Booking и на 70 других сайтах бронирования.

Прага Марины Цветаевой

Экскурсия начинается у кафе Славия. Рядом находилась редакция журнала «Воля России» и поэтому кафе стало местом встреч для пишущей русской интеллигенции. За рекой гора Петржин, та самая из «Поэмы горы». Мы поднимаемся туда на фуникулёре, прогулка по парку, панорама Праги. Дальше на Малу страну, а точнее к площади Мальтийских рыцарей. Здесь, в старом кафе, было место встречи Цветаевой с Радзевичем. Близлежащая набережная к Карлову мосту – место действия «Поэмы конца». Посещение садов под Пражским градом – Семирамидины сады, так называет их поэтесса в «Поэме конца». Карлов мост, статуя Брунцвика – стража моста, ему посвящено стихотворение Рыцарь стерегущий реку. За мостом Клементинум – Карлов университет, библиотеки университета и городская библиотека — место, где часто бывали русские студенты обучающиеся в Праге. История начала русской эмиграции. Староместская площадь – тема освобождения Праги Советскими войсками и конец истории русской эмиграции «первой волны». Поездка в деревеньки Вшеноры и Мокропсы. Там жила Цветаева во время пребывания в Чехии. По дороге мы проезжаем виллу вина улице Шведская 5, в которой супруги Эфрон жили в сентября 1923 по май 1924 года в Праге.

Даты проведения экскурсии

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector