Бабушке — М

«Бабушке» Марина Цветаева

Продолговатый и твердый овал,
Черного платья раструбы…
Юная бабушка! Кто целовал
Ваши надменные губы?

Руки, которые в залах дворца
Вальсы Шопена играли…
По сторонам ледяного лица
Локоны, в виде спирали.

Темный, прямой и взыскательный взгляд.
Взгляд, к обороне готовый.
Юные женщины так не глядят.
Юная бабушка, кто вы?

Сколько возможностей вы унесли,
И невозможностей — сколько? —
В ненасытимую прорву земли,
Двадцатилетняя полька!

День был невинен, и ветер был свеж.
Темные звезды погасли.
— Бабушка! — Этот жестокий мятеж
В сердце моем — не от вас ли.

Анализ стихотворения Цветаевой «Бабушке»

Марина Цветаева не застала в живых ни одну из своих бабушек, которые скончались в достаточно молодом возрасте. Однако в семейных архивах хранились их портреты. И если по линии отца бабушка поэтессы была простой и работящей женщиной, супругой сельского священника, то по материнской линии в родственницы ей досталась светская львица и польская аристократка Мария Бернацкая. Видимо, рассматривая ее портрет, в 1914 году Цветаева написала свое знаменитое стихотворение «Бабушке», в котором пыталась постичь тайну красоты и благородства этой удивительно привлекательной женщины.

Описывая ее внешность, поэтесса обращает внимание на «продолговатый и твердый овал» лица, «локоны в виде спирали», «надменные губы», а также «прямой и взыскательный взгляд». Со стороны эта таинственная незнакомка может показаться холодной, жестокой и даже коварной, однако Цветаева видит в ней не только очень красивую женщину, но и собственную бабушку, которая по определению не может быть плохой. Мария Бернацкая ушла из жизни в 20-летнем возрасте, поэтому Цветаева, рассматривая ее портрет, обращается к родственнице не иначе, как «юная бабушка». И это действительно так, потому что самой поэтессе недавно исполнилось 18 лет, и она не чувствует сильной разницы в возрасте между собой и своей родственнице. Правда, их разделяют десятки лет, которые вместили в себя целую эпоху, однако Цветаеву это ничуть не смущает. Она видит «руки, которые в залах дворца вальсы Шопена играли», а также чувствует, что даже на фотографии, ее прародительница готова к обороне. Поэтому Цветаева с любопытством вопрошает: «Юная бабушка, кто вы?». У самой поэтессы нет однозначного ответа на этот вопрос, однако она сожалеет, что ранняя смерть этой молодой женщины, успевшей подарить миру дочь, лишила ее множества удивительных открытий. В наследство Цветаевой достался «жестокий мятеж в сердце», который доставляет поэтессе множество проблем, вынуждая ее идти против воли судьбы и поступаться желаниями близких. Однако в этом Цветаева видит особую прелесть, так как нет ничего слаще, чем чувство внутренней свободы. И именно уму она обязана собственной бабушке, которую никогда не знала, но смогла полюбить по старой фотографии. Это чувство поэтесса пронесет сквозь всю свою жизнь и всегда будет помнить о том, что в ее жилах течет благородная польская кровь женщины удивительной судьбы, трагической и романтической одновременно.

Портреты марины цветаевой в живописи

Русский живописец, график, театральный художник.
Член общества «Мир искусства».
Первым привнес в русскую живопись и театрально-декорационное искусство достижения европейского импрессионизма.
Родился в Москве, учился в Московском Училище живописи, ваяния и зодчества, еде в то время (1881—1889) господствовал дух передвижнечиства. После поездки в Париж, путешествия по Италии и Испании художник, по его собственным словам, понял, что «делал не то и надо работать по новому». Особенно поразила Головина в Париже живопись В. Ван-Гога. С 1901 г. Головин работал в Петербурге Декоратором Императорских театров. Имеено там сформировался его яркий декоративный стиль живописи. Особенно характерны для индивидуального стиля Головина «театрализованные портреты» с подчеркнуто декоративным решением фона, драпировок, исполненных мелкими, точесными мазками. Таковы его знаменитые «испанки».
В 1908 г. с декорациями Головинав открылись дягилевские «Русские Балетные Сезоны в Париже».
Художник был членом «абрамцевского кружка», делал эскизы для столярной мастерской, занимался керамикой, испытывал влияние М. Врубеля. Его майоликовые панно, выполненные в Абрамцеве, вместе с врубелевскими украшают здание московской гостиницы «Метрополь» (1903). Головин прошел и через увлечение «русским стилем», который иногда называют «головинским декоративизмом».

Выставка картин «Портрет современника» в Доме-музее Марины Цветаевой

С 16 по 24 сентября 2014 года в Доме-музее Марины Цветаевой(Москва, Борисоглебский пер., д.6) пройдёт выставка картин «Портрет современника», посвящённая 200-летию Михаила Юрьевича Лермонтова.

Наш корреспондент художник Суржина Диана побывала на отборе работ для третьего этапа конкурса, посвященного поэту М.Ю.Лермонтову. В зале музея, где под стеклянной крышкой медицинского шкафчика лежит заявление поэта Марины Цветаевой о просьбе принять её на работу посудомойкой в столовую, куратор выставки Творческого Союза Профессиональных Художников Ирина Гречаник, тщательно подбирая слова, чтобы не задеть чувства художника, расспрашивает участников о не всегда ясном сюжете представленных картин.

Художник Кирилл Никитенко на конкурсе «Портрет современника»

Загадочная связь художественного и поэтического образа прослеживается полотнах абстрактного экспрессиониста современного художника Кирилла Никитенко, наносящего краски на холст исключительно под влиянием ярких эмоций. Показ ценности субъективного настроения отдельного человека является основой его творчества.

Художник Ольга Мочалова рассказывает о сути и участниках выставки:

— Двойственная, биполярная натура Лермонтова, легко переходящая из одной крайности в другую: от любви к ненависти, от безудержных разгулов к истинному патриотическому героизму, была наделена подлинным гуманизмом, не терпящим фальши и приспособленчества, и постепенно превратила его в живописца общественных нравов.

Несмотря на «давность событий», психологизм и философия произведений поэта актуальны на протяжении всего времени. Меняются эпохи, жизненные установки и предпочтения. Но истинно человеческое – непреходяще.

Да, мы не такие, какими были люди 200 лет назад, мы по-другому, видим, прочитываем мир и, соответственно, по-другому отображаем. По-разному, иногда абсолютно по-разному, но это отнюдь не означает, что поэзия и проза М.Ю.Лермонтова нам не близки. Просто теперь мы иначе это видим, чувствуем и переживаем, и знакомый образ одинокого паруса как на картинах Татьяны Малюсовой в безмятежном лазурном море может обернуться ничтожной белой точкой, словно случайно забытым «непрокрасом» в углу огромного покрытого броскими пастозными мазками сине-бурой краски холста «Мы пьём из чаши бытия» кисти Ирины Голуб к стиха Лермонтова:

“Мы пьём из чаши бытия
С открытыми глазами
Златые омочив края
Своими же слезами…”

«Мы пьём из чаши бытия» Ирина Голуб

Первый этап конкурса повествовал о внутреннем мире М.Ю.Лермонтова и представил множество абстрактных полотен.

Второй этап был посвящен непосредственно литературному и живописному творческому наследию поэта и приоритет был отдан картинам в реалистичной манере – экранизациям, иллюстрациям к произведениям, максимально приближенным к тексту, исторически восстановленным на полотнах или фотографиях значимым местам жизни, портретам людей, непосредственно связанных с жизнью и творчеством М.Ю.Лермонтова.

Третий этап конкурса исследует интерпретации наследия в современном мире: музыкальные, живописно-графические, скульптурные, декоративно-прикладные и фото работы по мотивам произведений поэта.

В конкурсе принимает участие Заслуженный художник России, профессор кафедры живописи Закрытный Николай Иванович и его студенты. Этим летом они работали в усадьбе Лермонтова — Середняково Московской области и поставили перед собой трудную задачу передать поэзию в керамике, скульптуре и живописи. Лучшие работы трех этапов конкурса, включая выставки, проводимые непосредственно профессором Н. Закрытным со своими студентами, будут показаны на открытии сезона ТСПХ 16 октября 2014 года в 17.00 в салоне искусств на Тверской (дом-музей Островского)

Портреты марины цветаевой в живописи

Государственное бюджетное учреждение культуры города Москвы «Дом-музей Марины Цветаевой»

121069, г. Москва,
Борисоглебский пер., д. 6, стр. 1

8 (905) 584 84 90 (организация экскурсий)
8 (495) 695-35-43 (организация мероприятий)

График работы Дома-музея Марины Цветаевой

Вторник, среда, пятница, суббота, воскресенье – 12.00–19.00

Выходной день – понедельник

Касса прекращает свою работу за 20 мин. до закрытия музея

Санитарный день – последняя пятница месяца

Каждое третье воскресенье месяца вход в музей бесплатный

Стоимость билета
Взрослый: 300 р.
Льготный: 150 р.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: