Портреты и фотографииФедора Ивановича Тютчева

А вы знали, что: 7 апреля 1858 года действительный статский советник Федор Тютчев был назначен Председателем комитета иностранной цензуры? На этом посту, несмотря на многочисленные неприятности и столкновения с правительством, поэт пробыл 15 лет, вплоть до своей кончины.

Тютчев Фёдор Иванович

Биография Тютчева Фёдора Ивановича – Молодые годы.
Тютчев Фёдор Иванович родился 23 ноября (5 декабря), 1803 года, в селе Овстуг Орловской губернии, ныне Брянской области. Он происходил из древнего дворянского рода. Детство Фёдора прошло в поместье под Москвой – Троицкое, а также в родной Орловской губернии в селе Овстуг. В семье преобладала патриархальная атмосфера, но это вовсе не мешало изучению модного по тем время французского языка.
Первый учитель юного Фёдора – выпускник семинарии С. Е. Амфитеатров, более известный под фамилией Раич. Он прививал ученику помимо знаний и интерес к лучшим образцам античной литературы. В результате уже в тринадцать лет казалось бы маленький Фёдор с успехом переводил оды Горация и писал стихи собственного сочинения под сильным влиянием латинской классики. Так, за стихотворение «На новый 1816 год», 15-летний Фёдор в 1818 году был награждён званием сотрудника Общества любителей российской словесности.
В 1819-1821 годах Тютчев учился на словесном отделении Московского университета. А перед этим Фёдор Иванович два года посещал курс А. Ф. Мерзлякова как вольнослушатель. В университете Тютчев ненадолго сошёлся с М. П. Погодиным, с ним Фёдора связывали дружеские отношения. Поэзия Тютчева студенческого периода отмечена увлечением немецким романтизмом, например «Урания» 1820, или переложение элегии Ламартина «Уединение» 1820. Такова была студенческая биография Тютчева.
В 1822 году Фёдор Иванович зачислен на службу в Государственную коллегию иностранных дел и в том же году был оправлен в Мюнхен. Дипломатическая биография Тютчева не была особо успешной, но так или иначе он провёл за границей более 20 лет, и подавляющую часть этого времени в Мюнхене. Именно в Мюнхене в 1826 году произошла его свадьба с баварской аристократкой Элеонорой Петерсон. В этом же городе Тютчев познакомился с такими философами, как Шеллинг, Гейне, произведения которых с огромным интересом переводил на русский язык («На севере мрачном, на дикой скале. » и др.), Кленце, Каульбах и другими представителями литературно-художественных сфер тогдашних Германских княжеств. В первое десятилетие жизни в Мюнхене (с 1820 по 1830-е года) Тютчевым были написаны самые знаменитые его стихи: «Весенняя гроза» (1828), «Silentium!» (1830), «Как океан объемлет шар земной…» (1830), «Фонтан» (1836), «Не то, что мните вы, природа. » (1836), «О чем ты воешь, ветр ночной. » (1836) и пр.
Биография Тютчева Фёдора Ивановича – Зрелые годы.
Широкая известность пришла к поэту лишь в 1836, когда в журнале «Современник» были опубликованы 16 стихотворений под заголовком «Стихотворения, присланные из Германии». Это была первая существенная публикация Тютчева. В 1833 году у Фёдора Ивановича случился роман с Эрнестиной Дернберг, который получил широкую огласку. Разразившийся впоследствии скандал послужил причиной перевода Тютчева в Турин в 1837 году на пост старшего секретаря русской миссии. Через год после этого, в 1838-м, умерла жена Тютчева. Спустя ещё год, он венчался в Берне с Эрнестиной Дернберг и тогда же был уволен за самовольную отлучку из Министерства иностранных дел и лишился звания камергера.
В 1841 году Тютчев познакомился с Вацлавом Ганкой – деятелем чешского национального возрождения, оказавшее на поэта большое влияние. После этого знакомства идеи славянофильства и объединения славянских народов получили яркое отображение в публицистике и политической лирике поэта. Последующая биография Тютчева отмечена повышением деятельности Тютчева, направленной на повышение авторитета России за границей. Эта активность снискала одобрение Николая I, и в 1844 году Тютчеву вернули звание камергера и пост в Министерстве Иностранных Дел.
С 1848 года Фёдор Иванович состоял на должности старшего цензора. Независимо от того, что у Тютчева отсутствовали поэтические публикации, он стал заметной фигурой в петербургском литературном обществе: так Н. А. Некрасов восторженно отзывался о творчестве Фёдора Ивановича и ставил его в один ряд с лучшими поэтами-современниками, а А. А. Фет использовал произведения Тютчева в качестве доказательства существования «философской поэзии», поэзии мысли, остающейся при всём этом чистым искусством.
В 1854 году поэт выпустил свой первый сборник, в который вместе со старыми стихами 1820-30-х гг. попали и новые, написанные в начале 1850-х гг. и посвященные в основном молодой возлюбленной Тютчева Елене Денисьевой, которая была почти ровесницей его дочери. Страстный и томительный роман (всё общество открыто осуждало эту пару и отказывалось принимать Денисьеву) длился 14 лет вплоть до 1864 года, когда Елена умерла от туберкулеза. Поэт очень болезненно переживал эту потерю, отзывом на горе стали стихи так называемого денисьевского цикла — верх любовной лирики поэта («Весь день она лежала в забытьи. », 1864 «Есть и в моем страдальческом застое. », 1865; «Накануне годовщины 4 августа 1865 г.», 1865; «О, этот Юг, о, эта Ницца. »; и др.).
Биография Тютчева во второй половине 1860-х годов омрачена роковыми для Фёдора Ивановича событиями: в 1864 году после смерти Денисьевой умерли их общие дочь и годовалый сынок. Спустя год скончалась мать поэта, а в 1870 году — старший сын Дмитрий и брат Николай. В 1872 году померла младшая дочь Мария. В то же время здоровье поэта заметно ухудшилось и в июле 1873 года он скончался от апоплексического удара.
В 1920 году на усадьбе Мураново открыли музей имени Тютчева. Всё творчество Тютчева насыщено идеями натурфилософии: природа в трудах Фёдора Ивановича никогда не является обычной декорацией, на фоне которой происходят события, или оказывается аллегорическим воплощением какой-либо философской концепции. Биография Тютчева показывает, что он пытается постичь то, что лежит в основе всего мира, определить место людей в беспорядке природы. Что важно, хаос не преподносится как зло, скорее наоборот, стихия гипнотизирует и манит поэта, и невозможность соединиться с ней оказывается трагедией. Горе людского существования – это невозможность достижения гармонии с природой, кусочком которой он является.

© Биография Тютчев Фёдор Иванович. Биография великого русского поэта Тютчева. Биография дипломата Тютчева.

Тютчев федор иванович портрет

Федор Иванович был второй, или меньший, сын Ивана Николаевича и Екатерины Львовны Тютчевых и родился в 1803 г. 23 ноября, в родовом тютчевском имении, селе Овстуг Орловской губернии Брянского уезда. Тютчевы принадлежали к старинному русскому дворянству. Хотя в родословной и не показано, откуда «выехал» их первый родоначальник, но семейное предание выводит его из Италии, где, говорят, и поныне, именно во Флоренции, между купеческими домами встречается фамилия Dudgi. В Никоновской летописи упоминается «хитрый муж» Захар Тутчев, которого Дмитрий Донской, пред началом Куликовского побоища, подсылал к Мамаю со множеством золота и двумя переводчиками для собрания нужных сведений, – что «хитрый муж» и исполнил очень удачно. В числе воевод Иоанна III, усмирявших Псков, называется также «воевода Борис Тютчев Слепой». С тех пор никто из Тютчевых не занимал видного места в русской истории ни на каком поприще деятельности. Напротив в половине XVIII века, если верить запискам Добрынина, брянские помещики Тютчевы славились лишь разгулом и произволом, доходившими, до неистовства. Однако же отец Федора Ивановича, Иван Николаевич, не только не наследовал этих семейных свойств, но, напротив, отличался необыкновенным благодушием, мягкостью, редкой чистотой нравов и пользовался всеобщим уважением. Окончив свое образование в Петербурге, в Греческом корпусе, основанном Екатериной в ознаменование рождения великого князя Константина Павловича и под влиянием мысли о «Греческом прожекте», Иван Николаевич дослужился в гвардии до поручика и на 22 году жизни женился на Екатерине Львовне Толстой, которая была воспитана, как дочь, родной своей теткой, графиней Остерман. Затем Тютчевы поселились в орловской деревне, на зиму переезжали в Москву, где имели собственные дома и подмосковную, – одним словом, зажили тем известным образом жизни, которым жилось тогда так привольно и мирно почти всему русскому зажиточному, досужему дворянству, не принадлежавшему к чиновной аристократии и не озабоченному государственной службой. Не выделяясь ничем из общего типа московских боярских домов того времени, дом Тютчевых – открытый, гостеприимный, охотно посещаемый многочисленной родней и московским светом – был совершенно чужд интересам литературным, и в особенности, русской литературы. Радушный и щедрый хозяин был, конечно, человек рассудительный, с спокойным, здравым взглядом на вещи, но не обладал ни ярким умом, ни талантами. Тем не менее в натуре его не было никакой узкости, и он всегда был готов признать и уважить права чужой, более даровитой природы.

Федор Иванович Тютчев и по внешнему виду (он был очень худ и малого роста), и по внутреннему духовному строю был совершенной противоположностью своему отцу; общего у них было разве одно благодушие. Зато он чрезвычайно походил на свою мать, Екатерину Львовну, женщину замечательного ума, сухощавого, нервного сложения, с наклонностью к ипохондрии, с фантазией, развитой до болезненности. Отчасти по принятому тогда в светском кругу обыкновению, отчасти, может быть, благодаря воспитанию Екатерины Львовны в доме графини Остерман, в этом вполне русском, семействе Тютчевых преобладал и почти исключительно господствовал французский язык, так что не только все разговоры, но и вся переписка родителей с детьми и детей между собой, как в ту пору, так и потом, в течение всей жизни, велась не иначе как по-французски. Это господство французской речи не исключало, однако, у Екатерины Львовны приверженности к русским обычаям и удивительным образом уживалось рядом с церковнославянским чтением псалтырей, часословов, молитвенников у себя, в спальной, и вообще со всеми особенностями русского православного и дворянского быта. Явление, впрочем, очень нередкое в то время, в конце XVIII и в самом начале XIX века, когда русский литературный язык был еще делом довольно новым, еще только достоянием «любителей словесности», да и действительно не был еще достаточно приспособлен и выработан для выражения всех потребностей перенятого у Европы общежития и знания.

В этой-то семье родился Федор Иванович. С самых первых лет он оказался в ней каким-то особняком, с признаками высших дарований, а потому тотчас же сделался любимцем и баловнем бабушки Остерман, матери и всех окружающих. Это баловство, без сомнения, отразилось впоследствии на образовании его характера: еще с детства стал он врагом всякого принуждения, всякого напряжения воли и тяжелой работы. К счастью, ребенок был чрезвычайно добросердечен, кроткого, ласкового нрава, чужд всяких грубых наклонностей; все свойства и проявления его детской природы были скрашены какой-то особенно тонкой, изящной духовностью. Благодаря своим удивительным способностям, учился он необыкновенно успешно. Но уже и тогда нельзя было не заметить, что учение не было для него трудом, а как бы удовлетворением естественной потребности знания. В этом отношении баловницей Тютчева являлась сама его талантливость. Скажем, кстати, что ничто вообще так не балует и не губит людей в России, как именно эта талантливость, упраздняющая необходимость усилий и не дающая укорениться привычке к упорному, последовательному труду. Конечно, эта даровитость нуждается в высшем, соответственном воспитании воли, но внешние условия нашего домашнего быта и общественной среды не всегда благоприятствуют такому воспитанию; особенно же мало благоприятствовали они при той материальной обеспеченности, которая была уделом образованного класса в России во времена крепостного права. Впрочем, в настоящем случае мы имеем дело не просто с человеком талантливым, но и с исключительной натурой – натурой поэта.

Ему было почти девять лет, когда настала гроза 1812 года. Родители Тютчева провели все это тревожное время в безопасном убежище, именно в г. Ярославле; но раскаты грома были так сильны, подъем духа так повсеместен, что даже вдали от театра войны не только взрослые, но и дети, в своей мере, конечно, жили общей возбужденной жизнью. Нам никогда не случалось слышать от Тютчева никаких воспоминаний об этой године, но не могла же она не оказать сильного непосредственного действия на восприимчивую душу девятилетнего мальчика. Напротив, она-то, вероятно, и способствовала, по крайней мере в немалой степени, его преждевременному развитию, – что, впрочем, можно подметить почти во всем детском поколении той эпохи. Не эти ли впечатления детства как в Тютчеве, так и во всех его сверстниках-поэтах зажгли ту упорную, пламенную любовь к России, которая дышит в их поэзии и которую потом уже никакие житейские обстоятельства не были властны угасить?

К чести родителей Тютчева надобно сказать, что они ничего не щадили для образования своего сына и по десятому его году, немедленно «после французов», пригласили к нему воспитателем Семена Егоровича Раича. Выбор был самый удачный. Человек ученый и вместе вполне литературный, отличный знаток классической древней и иностранной словесности, Раич стал известен в нашей литературе переводами в стихах Вергилиевых «Георгию», Тассова «Освобожденного Иерусалима» и Ариостовой поэмы «Неистовый Орланд». В доме Тютчевых он пробыл семь лет; там одновременно трудился он над переводами латинских и итальянских поэтов и над воспитанием будущего русского поэта. Кроме того, он сам писал недурные стихи. В двадцатых годах, – уже после того, как Раич из дома Тютчевых перешел к Николаю Николаевичу Муравьеву, основателю, знаменитого Училища колонновожатых, для воспитания меньшего его сына, известного впоследствии писателя Андрея Николаевича Муравьева», – сделался центром особенного литературного кружка, где собирались Одоевский, Погодин, Ознобишин, Путята и другие замечательные молодые люди, при содействии которых Раич и издал несколько альманахов. Позднее он же два раза принимался издавать журнал «Галатею». Это был человек в высшей степени оригинальный, бескорыстный, чистый, вечно пребывавший в мире идиллических мечтаний, сам олицетворенная буколика, соединявший солидность ученого с каким-то девственным поэтическим пылом и младенческим незлобием. Он происходил из духовного звания; известный киевский митрополит Филарет был ему родной брат.

Нечего и говорить, что Раич имел большое влияние на умственное и нравственное сложение своего питомца и утвердил в нем литературное направление. Под его руководством Тютчев превосходно овладел классиками и сохранил это знание на всю жизнь: даже в предсмертной болезни, разбитому параличом, ему случалось приводить на память целые строки из римских историков. Ученик скоро стал гордостью учителя и уже 14-ти лет перевел очень порядочными стихами послание Горация к Меценату. Раич, как член основанного в 1811 году в Москве Общества любителей российской словесности, не замедлил представить этот перевод Обществу, где, на одном из обыкновенных заседаний, он был одобрен и прочтен вслух славнейшим в то время московским критическим авторитетом – Мерзляковым. Вслед за тем, в чрезвычайном заседании 30-го марта 1818 года, Общество почтило 14-летнего переводчика званием «сотрудника», самый же перевод напечатало в XIV части своих «Трудов». Это было великим торжеством для семейства Тютчевых и для самого юного поэта. Едва ли, впрочем, первый литературный успех не был и последним, вызвавшим в нем чувство некоторого авторского тщеславия.

В этом же 1818 году Тютчев поступил в Московский университет, то есть стал ездить на университетские лекции и сперва – в сопровождении Раича, который, впрочем, вскоре, именно в начале 1819 года, расстался со своим воспитанником.

Со вступлением Тютчева в университет дом его родителей увидел у себя новых, небывалых в нем доселе посетителей. Радушно принимались и угощались стариками и знаменитый Мерзляков, и преподаватель греческой словесности в университете Оболенский, и многие другие ученые и литераторы: собеседником их был 15-летний студент, который смотрел уже совершенно «развитым» молодым человеком и с которым все охотно вступали в серьезные разговоры и прения. Так продолжалось до 1821 года.

В этом году, когда Тютчеву не было еще и 18-ти лет, он сдал отлично свой последний экзамен и получил кандидатскую степень. По всем соображениям родных и знакомых, перед ним открывалась блестящая карьера. Но честолюбивые виды отца и матери мало тревожили душу беспечного кандидата. Предоставив решение своей будущей судьбы старшим, сам он весь отдался своему настоящему. Жаркий поклонник женской красоты, он охотно посещал светское общество и пользовался там успехом. Но ничего похожего на буйство и разгул не осталось в памяти об нем у людей, знавших его в эту первую пору молодости. Да буйство и разгул и не свойственны были его природе: для него имели цену только те наслаждения, где было место искреннему чувству или страстному поэтическому увлечению. Не осталось также, за это время, никаких следов его стихотворческой деятельности: домашние знали, что он иногда забавлялся писанием остроумных стишков на разные мелкие случаи, – и только.

В 1822 году Тютчев был отправлен в Петербург, на службу в Государственную коллегию иностранных дел. Но в июне месяце того же года его родственник, знаменитый герой Кульмской битвы, потерявший руку на поле сражения, граф А. И. Остерман-Толстой посадил его с собой в карету и увез за границу, где и пристроил сверхштатным чиновником к русской миссии в Мюнхене. «Судьбе угодно было вооружиться последней рукой Толстого (вспоминает Федор Иванович в одном из писем своих к брату лет 45 спустя), чтоб переселить меня на чужбину».

Это был самый решительный шаг в жизни Тютчева, определивший всю его дальнейшую участь.

Портрет Тютчева: поэт, общественный деятель, товарищ

Можно ли по произведениям автора проследить его судьбу, понять, что за личность скрывалась в нем? Имя одного из выдающихся поэтов и прозаиков, дипломата и публициста почти всего XIX века, Тютчева Федорова Ивановича, знакомо в первую очередь по школьной литературе. Его работы, которые можно вспомнить по памяти, включены в обязательную программу. Но немногие знают, каким он был при жизни. Портрет Тютчева попытаемся рассмотреть в данной статье.

Любовь к литературе – с детства

Федор Иванович появился на свет в 1803 году в Брянском уезде, принадлежавшем Орловской губернии. Он происходил из дворянской семьи, богатой и знатной, которая могла себе позволить жить в Москве. Когда Федору исполнилось десять лет, к нему был приставлен С.Е. Раич, наставник, оказавший влияние на любовь к литературе, которую писатель пронесет через всю свою жизнь. Он читал классику, преуспел в поэтическом переводе, поступил в университет, получил кандидатскую степень, переехал на службу в Петербург, а позже в Мюнхен, где в общей сложности прожил двадцать с лишним лет.

Представляя портрет Тютчева, мы говорим о невероятно образованном, эрудированном и тонком человеке, который рождает произведения, погружаясь в глубину в поисках смысла. В подростковые годы Тютчева его переводы снискали большое признание у многих литературных критиков и общественных деятелей того времени.

Личная жизнь успехам не помеха

Графиня Ботмер, родом из Баварии, стала женой поэта. Их жилище превратилось в место сосредоточения интеллигенции и богемы. После ее кончины Федор Иванович сочетается браком с баронессой Дернгейм, которая на тот момент не знала русского языка и не понимала произведений супруга. На протяжении нескольких десятилетий он успешно печатается, в том числе за границей.

Тютчев Федор Иванович увлекается политическими статьями. Они производят сильное впечатление на общество. Поэт нашел единомышленников в лице Некрасова и Тургенева. Последний помог ему напечататься в “Современнике”. Вскоре другие журналы (“Русский Вестник”, “Дно”, “Москвитянине”) наперехват готовы взять его стихотворения. Самые известные из них размещают на страницы хрестоматии: “Весенние воды”, “Весенняя гроза”, “Тихой ночью…”.

Написавший огромное количество произведений, Тютчев не находит должного признания. Преимущественно он знаком узкому кругу почитателей его таланта. Нередко критики молчали, вызывая негодование: неужели им совсем нечего сказать?

Общественная деятельность

Тютчев была избран статским советником, а в 1858 году назначен в комитет иностранной цензуры. Поэт всегда интересовался политической жизнью, и в частности ситуацией в отдельных странах Европы. Во многом это сказалось на причине его переезда за границу. Как он сам отмечал, родина, в которой он прожил мало, интересовала его соответствующе и практически не привлекала.

В 1872 году Тютчев Федор Иванович почувствовал первые симптомы ухудшения здоровья. Его подвело зрение, утратил подвижность левой руки, позже его застиг паралич. 15 июля 1873 года поэт скончался в Царском Селе.

Бесконечная память

В сердцах своих коллег поэт оставил неизгладимый след. Он сохранился и до наших дней. Кто не помнит “Люблю грозу в начале мая”? Или “Умом Россию не понять”?

Каким он запомнился петербургскому обществу, в котором имел успех? Портрет Тютчева, составленный современниками, выделяет его среди глубокомыслителей той эпохи. Способность быть глубоким и блестящим, давать обоснования принятым нормам и воззрениям оставались его характерными чертами, создавая в том числе выгодное для него самого положение.

Портрет Тютчева глазами современников

Круг, к которому принадлежал поэт, лучше всех может оставить добрые воспоминания. Среди его современников, друзей, коллег имелось большое число единомышленников, у которых он пользовался уважением. Среди них И. С. Аксаков, его биограф и зять по совместительству, сослуживец И. С. Гагарин, граф В. А. Соллогуб, мемуарист А. А. Фет. Он запомнился ярким собеседником, мгновенно рождающим меткие замечания, проницательным мыслителем, неисправимым тружеником, который прежде всего создавал для себя. В поэте поражала его способность высказываться перед собой, делая его непревзойденным лириком, уходящим от всяких эпических элементов.

Портрет Ф. И. Тютчева: от живого образа к картине

Известный коллекционер П. М. Третьяков, который среди прочих тепло относился к поэту, опечалился, что его знаменитая галерея не содержит портрета Тютчева. К сожалению, при жизни последнего этого сделать не удалось. Меценат заказал работу художнику С. Ф. Александровскому, который срисовывал образ поэта с фотографии. Картина была написана в 1876 году. На ней Тютчев (фото прилагается) показан человеком в возрасте, с зачесанными назад седыми волосами, обнажавшими высокий лоб. Его одежда была небрежной, а очки скрывали грустно-ироничный взгляд.

Портрет Тютчева, яркого представителя тогдашней литературной эпохи, необходимо дополнить замечанием Тургенева. Он считал, что от него веет сочинением. Стихи поэта словно созданы под определенный случай, однако они рождены спонтанно, а не придуманы по необходимости. Особенностью Тютчева оставалась философская лирика, которая поражала не разнообразием, а глубиной мысли.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector