Портрет Чехова в Третьяковской галерее

Сравним два портрета Чехова.
С фотографии 1888 года на нас смотрит человек, полный жизненных сил, энергии, молодого задора. Его открытое лицо мягко, в глазах светится веселое лукавство, густые волосы будто ветром отброшены назад. В одежде и позе чувствуется простота, непринужденность. Нас поражает в молодом Чехове выражение ясности и бесстрашия. Это лицо человека, полного надежд, очень свободного, ничем не скованного.
В.Г.Короленко так нарисовал облик молодого Чехова: «Передо мною был молодой и еще более моложавый на вид человек, несколько выше среднего роста, с продолговатым, правильным и чистым лицом, не утратившим еще характерных юношеских очертаний. В этом лице было что-то своеобразное, что я не мог определить сразу и что впоследствии, по-моему очень метко, определила моя жена, тоже познакомившаяся с Чеховым. По ее мнению, в лице Чехова, несмотря на его несомненную интеллигентность, была какая-то складка, напоминавшая простодушного деревенского парня. И это было особенно привлекательно. Даже глаза Чехова, голубые, лучистые и глубокие, светились одновременно мыслью и какой-то, почти детской, непосредственностью. Простота всех движений, приемов и речи была господствующей чертой во всей его фигуре, как и в его писаниях. Вообще, в это первое свидание Чехов произвел на меня впечатление человека глубоко жизнерадостного. Казалось, из глаз его струится неисчерпаемый источник остроумия и непосредственного веселья, которым были переполнены его рассказы. И вместе угадывалось что-то более глубокое, чему еще предстоит развернуться, и развернуться в хорошую сторону. Общее впечатление было цельное и обаятельное. » ( В. Г. Короленко. Антон Павлович Чехов. Собр. соч. Том 5. – М.: Изд-во «Правда», 1953)
Когда же мы смотрим на портрет Чехова, написанный художником Бразом в 1898 году, нельзя не заметить, что Чехов стал строже, тверже и одновременно печальнее. Непосредственность сменилась глубокой задумчивостью, мягкость – суровостью, простота – сдержанностью, изяществом.
Современники тоже поражались перемене, которая произошла в Чехове за это время. «Куда девалась его уверенная, спокойная жизнерадостность? Черты обострились, стали как будто жестче, и только глаза все еще порой лучились и ласкали. Но и в них чаще виднелось застывшее выражение грусти» ( В. Г. Короленко. Антон Павлович Чехов. Собр. соч. Том 5. – М.: Изд-во «Правда», 1953).
«Тонкий, неумолимый, чисто русский анализ преобладал в его глазах над всем выражением лица, – писал И.Е.Репин. – Враг сантиментов и выспренних увлечений, он, казалось, держал себя в мундштуке холодной иронии и с удовольствием чувствовал на себе кольчугу мужества». (А.П.Чехов в воспоминаниях современников. – М.: Изд-во «Художественной литературы», 1960)
«Я удивилась происшедшей с ним перемене, – вспоминает Т.А.Щепкина-Куперник. – Бледный, землистый, с ввалившимися щеками – он совсем не похож был на прежнего А.П.». (Щепкина-Куперник Т. Л. В юные годы (Мои встречи с Чеховым и его современниками). А. П. Чехов. – Л., 1925, с. 217)

Осип (Иосиф) Эммануилович Браз (1873–1936) – художник, ученик И.Е. Репина. В 1897 г. П.М. Третьяков заказал ему портрет А.П. Чехова. Художник писал портрет 2 раза: в Мелихове в 1897 году и в Ницце в 1898 году. Первый портрет не понравился ни Чехову, ни художнику. Будучи в Мелихове, Браз с удовольствием писал окрестности, чеховскую усадьбу. Второй портрет, написанный в Ницце, находится сейчас в Третьяковской галерее.

Татьяна Львовна Щепкина-Куперник (1874–1953) – писательница и переводчица. Правнучка знаменитого актера М. С. Щепкина. Начало знакомства и переписки с Чеховым относятся к 1893 году. Для сборника «Чехов в воспоминаниях современников» (М., 1947) автор значительно переработала воспоминания, затем пересмотрела их для переиздания сборника в 1952 году. Данная цитата печатается по тексту 1952 года.

О Чехове
на этом сайте

ПОРТРЕТ

Портрет Чехова, написанный Иосифом Бразом, хранится теперь в запасниках Третьяковской галереи. Выставляют его лишь изредка, в дни чеховских юбилеев и торжеств.

Портрет был заказан П. М. Третьяковым. Браз — тогда совсем еще молодой, начинающий живописец, только что окончивший Петербургскую академию художеств по классу Репина, — работал над ним более двух лет. Первый вариант (1897) он забраковал сам. Второй, проданный Третьякову, не нравился Чехову: «Мне противен бразовский портрет. » ( О. Л. Книппер, 23 января 1902 г); «Ведь это плохой, это ужасный портрет. » ( М. А. Членову, 13 февраля 1902 г); «Кажется, трудно написать менее интересный портрет. Не повезло со мной Бразу» ( В. М. Соболевскому, 21 октября 1898 г).

Художник придал своей модели изящную, слегка манерную позу. Чехов тонет в старинном кресле с высокой бархатной спинкой. Худое, тонкое лицо склонено на бескровную руку; за стеклами пенсне — сухие, печальные глаза. Полотно выдержано в голубовато-мглистых тонах. Краски так холодны, как будто портрет внесли сюда прямо с мороза и он в этом теплом и людном зале сразу заиндевел. Только пятна лессировки у щек тлеют бледным румянцем болезни.

«. Портрет мне не кажется интересным. Что-то есть в нем не мое и нет чего-то моего» ( М. П. Чеховой, 28 марта 1898 г).

Браз — живописец fin du siecle — понял Чехова как человека своего круга. Он писал обобщенный тип российского интеллигента конца века.

«Мы увидим все небо в алмазах. мы отдохнем. » Портрет Чехова, написанный одним из его персонажей.

«Если я стал пессимистом и пишу мрачные рассказы, то виноват в этом портрет мой» ( М. А. Членову, 13 февраля 1902 г).

Он остался единственным: никто из крупных русских художников так и не взялся за кисть, чтобы написать Чехова.

Размноженный в бесконечных копиях, портрет из Третьяковки стал обязательным, как документ. К нему привыкли, и сила этой привычки столь велика, что реальные свидетельства о Чехове удивляют, воспринимаются как не вполне достоверные. Например, в отпускном билете, выданном в 1879 году Таганрогской мещанской управой, обозначен рост Чехова: 2 аршина 9 вершков (выше 180 сантиметров). А все кажется, что Чехов — это невысокий хрупкий человек, со слабой грудью, с негромким, хрипловатым от тяжелой легочной болезни голосом.

Голос у него был «низкий бас с густым металлом; дикция настоящая русская, с оттенком чисто великорусского наречия; интонации гибкие, даже переливающиеся в какой-то легкий распев, однако без малейшей сентиментальности и, уж конечно, без тени искусственности» ( Немирович-Данченко В. И. Чехов // Чехов в воспоминаниях современников. Мм 1960. С. 423).

В воспоминаниях К. А. Коровина сказано: «Он был красавец. . Вся его фигура, открытое лицо, широкая грудь внушали особенное к нему доверие. » ( Коровин К. А. Из моих встреч с А. П. Чеховым // Лит. наследство. Т. 68. С. 550).

Репину при первом знакомстве (это было в 1887 году) вспомнился тургеневский Базаров, бросились в глаза здоровье, трезвость, физическая сила Чехова: «Тонкий, неумолимый, чисто русский анализ преобладал в его глазах над всем выражением лица. Враг сантиментов и выспренних увлечений. он казался несокрушимым силачом по складу тела и души» ( Репин И. Е. О встречах с А. П. Чеховым // Чехов в воспоминаниях современников. С. 150).

Представляя себе Чехова в жизни, веришь глазу и слуху людей, способных профессионально судить о человеческой внешности — художникам, людям театра или же наблюдательным, недоверчивым людям, как И. А. Бунин: «В Москве, в девяносто пятом году, я увидел человека средних лет, в пенсне, одетого просто и приятно, довольно высокого, очень стройного и очень легкого в движениях» ( Бунин И. А. О Чехове // Собр. соч. М., 1967. Т. 9. С. 182). Бунин часто бывал в доме Чеховых, среди немногих, кто был принят там по-домашнему: «Никогда не видал его в халате, всегда он был одет аккуратно и чисто. У него была педантическая любовь к порядку — наследственная, как настойчивость. » ( Там же. С. 197)

Иные суждения о Чехове остаются единственными в своем роде, неповторимыми, как неповторим Лев Толстой:

«Однажды Антон Павлович шел по дорожке парка, а Толстой, еще больной в ту пору, сидя в кресле на террасе, весь как-то потянулся вслед ему, говоря вполголоса:

— Ах, какой милый, прекрасный человек: скромный, тихий, точно барышня! И ходит, как барышня. Просто — чудесный!» ( Цит. по: М. Горький и А. Чехов: Сборник материалов. М., 1951. С. 166).

Как это ни трудно, но нужно понять, какое настроение владело Толстым, старым, чутким к слову и не столь уж щедрым на слова. Правда, «отношение его к Чехову было отношением нежной влюбленности» ( Бунин И. А. О Чехове // Собр. соч. Т. 9. С. 247), но все же меньше всего Чехов похож был на барышню. Другие не находили в нем этой скромности, «миловидности». «Если бы Вы были менее суровы на вид и напоминали бы хоть слегка романтика, я бы рассказал Вам о дубовых лесах, о соловьях курских и о двух голубых звездах»,- писал ему в августе 1891 года Ф. А. Червинский, драматург и поэт ( Ф. А. Червинский — Чехову, август 1891 г. (Архив А. П. Чехова, ГБЛ)).

С появлением воспоминаний Горького облик Чехова был словно бы затушеван сплошной скромностью — не осталось других черт, не было, например, места для той запомнившейся В. И. Немировичу-Данченко небрежности, с какой он здоровался со знакомыми литераторами или актерами. Любопытно, что избыток скромности в облике Чехова почувствовал Т. Манн, судивший о нем прежде всего «по Горькому»: «Творчество Чехова очень полюбилось мне. Его ироническое отношение к славе, его сомнение в ценности и смысле своего труда, неверие в свое величие уже сами по себе полны. величия. «Недовольство собой, — говорил он, — основа всякого подлинного таланта». Здесь скромность все же оборачивается самоутверждением. Это означает — будь доволен своим недовольством; тем самым ты докажешь, что ты выше самодовольных и, быть может, даже велик» ( Манн Т. Собр. соч. М., 1961. Т. 10. С. 589 — 590).

И. А. Бунин, далеко не сентиментальный, хорошо знавший закулисную сторону литературной жизни и тончайшие оттенки писательских отношений, не считал Чехова «скромным» в обыденном смысле этого слова: Чехов знал себе цену.

Общее отношение к нему полнее других выразил, вероятно, Ф. И. Шаляпин.

«Помню, например, как горячо хотел он познакомиться с Чеховым, сколько раз говорил мне об этом, — писал Бунин в воспоминаниях о нем. — Я наконец спросил:

— Да за чем же дело стало?

— За тем, — отвечал он, — что Чехов нигде не показывается, все нет случая представиться ему.

— Помилуй, какой для этого нужен случай! Возьми извозчика и поезжай.

— Но я вовсе не желаю показаться ему нахалом! А кроме

того, я знаю, что я так оробею перед ним, что покажусь еще и совершенным дураком. Вот если бы ты свез меня к нему. Я не замедлил сделать это и убедился, что все была правда: войдя к Чехову, он покраснел до ушей, стал что-то бормотать. А вышел от него в полном восторге:

— Ты не поверишь, как я счастлив, что наконец узнал его, и как очарован им! Вот это человек! Вот это писатель. » ( Бунин И. А. Шаляпин. //Бунин И. А. Собр. соч. Т. 9. С. 383 — 384)

Чтобы понять эту сцену вполне, нужно представить себе Шаляпина в расцвете славы, совсем еще молодого, ироничного, избалованного успехом; какие люди искали его дружбы или хотя бы знакомства с ним, как мало стеснял он себя — и в жизни, и в отношениях с миром, как не привык робеть, побаиваться, искать случая для знакомства.

Одна помета в бунинской книге о Чехове кажется особенно примечательной. Бунин бывал в Ялте после 1904 года, разделяя с родными боль и горе утраты:

«Я спрашивал Евгению Яковлевну (мать Чехова) и Марью Павловну:

— Скажите, Антон Павлович плакал когда-нибудь?

— Никогда в жизни, — твердо отвечали обе. Замечательно» ( Бунин И. А. О Чехове // Там же. С. 170).

maxsochinenie.ru

2020 Copyright. All Rights Reserved.

The Sponsored Listings displayed above are served automatically by a third party. Neither the service provider nor the domain owner maintain any relationship with the advertisers. In case of trademark issues please contact the domain owner directly (contact information can be found in whois).

Портреты А.П.Чехова и его друзей. А.П.Чехов (1860-1904) Русский писатель, автор рассказов, повестей и пьес признан одним из величайших писателей в русской. — презентация

Презентация была опубликована 7 лет назад пользователемwww.kantiana.ru

Похожие презентации

Презентация на тему: » Портреты А.П.Чехова и его друзей. А.П.Чехов (1860-1904) Русский писатель, автор рассказов, повестей и пьес признан одним из величайших писателей в русской.» — Транскрипт:

1 Портреты А.П.Чехова и его друзей

2 А.П.Чехов ( ) Русский писатель, автор рассказов, повестей и пьес признан одним из величайших писателей в русской и мировой литературе. Русский писатель, автор рассказов, повестей и пьес признан одним из величайших писателей в русской и мировой литературе. Чеховские пьесы стали классикой мировой драматургии, а его лучшие рассказы высоко оцениваются писателями и критиками. Чеховские пьесы стали классикой мировой драматургии, а его лучшие рассказы высоко оцениваются писателями и критиками. Почти всю взрослую жизнь, совместно с литературой, Чехов был практикующим врачом. «Медицина моя законная жена, а литература любовница», говорил он. Почти всю взрослую жизнь, совместно с литературой, Чехов был практикующим врачом. «Медицина моя законная жена, а литература любовница», говорил он.

3 А.П.Чехов Портрет работы И.Э.Браза, хранится в Третьяковской галерее в Москве Портрет работы И.Э.Браза, хранится в Третьяковской галерее в Москве

4 А.П.Чехов Портрет, выполненный братом писателя, Николаем Чеховым Портрет, выполненный братом писателя, Николаем Чеховым

5 А.П.Чехов Фотопортрет, сделанный С.Линденом Фотопортрет, сделанный С.Линденом

6 А.Степанов ( ) Алексей Степанов — один из замечательных русских пейзажистов и анималистов конца 19-го и начала 20-го веков, близкий друг Чехова. Алексей Степанов — один из замечательных русских пейзажистов и анималистов конца 19-го и начала 20-го веков, близкий друг Чехова. Портрет выполнен И.Левитаном. Портрет выполнен И.Левитаном.

7 И.Левитан ( ) Исаак Левитан великий русский художник, мастер пейзажа, основоположник жанра «пейзаж настроения». Исаак Левитан великий русский художник, мастер пейзажа, основоположник жанра «пейзаж настроения». Автопортрет. Автопортрет.

8 О.Книппер ( ) Ольга Книппер – жена писателя. Ольга Книппер – жена писателя. Почти все пять лет своего брака Чехов жил вдали от жены, но их брак поддерживали 800 писем, написанных друг другу. Почти все пять лет своего брака Чехов жил вдали от жены, но их брак поддерживали 800 писем, написанных друг другу.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: