Помощь нашим читателям

Электронная книга Власть тьмы, или Коготок увяз, всей птичке пропасть

Лев Николаевич Толстой 1828 – 1910 Власть тьмы, или Коготок увяз, всей птичке пропасть — Драма (1886)

Осень. В просторной избе зажиточного, болезненного мужика Петра — жена Анисья, Акулина, его дочь от первого брака, поют песни. Сам хозяин в который раз зовет и ругает, грозясь рассчитать Никиту, щеголеватого парня лет двадцати пяти, работника ленивого и гулящего. За него с яростью вступается Анисья, а Анютка, их десятилетняя дочь, вбегает в горницу с рассказом о приезде Матрены и Акима, родителей Никиты. Услышав о предстоящей Никитиной женитьбе, Анисья «взбеленилась ровно овца круговая» и еще злобней набросилась на Петра, задумав любыми средствами расстроить свадьбу. Акулина знает тайные намерения мачехи. Никита открывает Анисье желание отца насильно женить его на девке-сироте Маринке. Анисья предупреждает: если что. «Жизни решусь! Согрешила я, закон рушила, да уж не ворочаться стать». Как Петр умрет, обещает взять Никиту в дом хозяином и разом покрыть все грехи. Матрена застает их обнявшись, сочувствует Анисьиной жизни со стариком, обещает помешать Акиму и напоследок, тайно сговорившись, оставляет ей сонных порошков, снадобье опоить мужа — «никакого духу нет, а сила большая. ». Заспорив при Петре с Акимом, Матрена порочит девку Марину, артельную кухарку, которую Никита обманул, живя прежде на чугунке. Никита лениво отпирается на людях, хоть и «боязно в неправде божиться». К радости Матрены сына оставляют в работниках еще на год. От Анюты Никита узнает о приходе Марины, о ее подозрениях и ревности. Акулина слышит из чулана, как Никита прогнал Марину: «Обидел ты ее так-то и меня обидишь пес ты». Проходит шесть месяцев. Умирающий Петр зовет Анисью, велит послать Акулину за сестрой. Анисья медлит, ищет деньги и не может найти. Как бы случайно навестить сына приходит Матрена с известием о свадьбе Маринки с вдовцом Семеном Матвеевичем. С глазу на глаз переговариваются Матрена с Анисьей о действии порошков, но Матрена предупреждает держать все в тайне от Никиты — «жалостив очень». Анисья трусит. В этот момент, держась за стенку, на крыльцо выползает Петр и просит в который раз послать Анютку за сестрой Марфой. Матрена отправляет Анисью немедля ошарить все места, чтобы найти деньги, а сама усаживается на крыльце с Петром. К воротам подъезжает Никита Хозяин расспрашивает его о пахоте, прощается, и Матрена уводит его в избу. Анисья мечется, молит о помощи Никиту. Деньги отыскиваются прямо на Петре — нащупала Матрена, торопит Анисью до прихода сестры скорей ставить самовар, а сама наставляет Никиту прежде всего «денежки не упустить», а уж потом и «баба в руках будет». «Если похрапывать начнет ей укороту можно сделать». А тут и Анисья выбегает из избы, бледная, вне себя, неся под фартуком деньги: «Помер никак. Я снимала, он и не почуял». Матрена, пользуясь ее растерянностью, тут же передает деньги Никите, опередив приход Марфы и Акулины. Начинают обмывать покойника. Проходит еще девять месяцев. Зима. Анисья ненарядная сидит за станом, ткет, ждет из города Никиту с Акулиной и, вместе с работником Митричем, Анютой и заглянувшей на огонек кумой, обсуждают Акулинины наряды, бесстыдство («растрепа-девка, нехалявая, а теперь расфуфырилась, раздулась, как пузырь на воде, я, говорит, хозяйка»), злой нрав, неудачные попытки выдать ее замуж да сплавить быстрей, беспутство и пьянство Никиты. «Оплели меня, обули так ловко Ничего-то я сдуру не примечала а у них согласье было», — стонет Анисья. Отворяется дверь. Входит Аким просить у Никиты денег на новую лошаденку. За ужином Анисья жалуется на «баловство» и безобразия Никиты, усовестить просит. На что Аким отвечает одно: «. Бога забыли» и рассказывает о ладном житье-бытье Маринки. Никита пьяный, с мешком, узлом и с покупками в бумаге останавливается на пороге и начинает куражиться, не замечая отца. Следом идет разряженная Акулина. На просьбу Акима Никита вынимает деньги и созывает всех пить чай, приказывая Анисье ставить самовар. Анисья с трубой и столешником возвращается из чулана и смахивает полушальчик, купленный Акулиной. Вспыхивает ссора. Никита выталкивает Анисью, приговаривая Акулине: «Я хозяин Ее разлюбил, тебя полюбил. Моя власть. А ей арест». Потешась, возвращает Анисью, достает наливку, угощенье. Все собираются за столом, только Аким, видя неладное житье, отказывается от денег, еды и ночлега, и, уходя, пророчествует: «к погибели, значит, сын мой, к погибели. » Осенним вечером в избе слышны говор и пьяные крики. Уезжают Акулинины сваты. Соседки судачат о приданом. Сама невеста лежит в сарае, занемогши животом. «С глазу», — уговаривает сватов Матрена, — а так «девка как литая — не ущипнешь». К Анисье после проводов гостей на двор вбегает Анютка: Акулина в амбар ушла, «я, говорит, не пойду замуж, я, говорит, помру». Слышен писк новорожденного. Матрена с Анисьей торопятся скрыть, толкают Никиту в погреб рыть яму — «Земля-матушка никому не скажет, как корова языком слижет». Никита огрызается Анисье: «. опостылела она мне А тут порошки эти Да кабы я знал, я бы ее, суку, убил тогда!» Медлит, упорствует: «Ведь это какое дело! Живая душа тоже. » — и все же сдается, берет младенца, завернутого в тряпье, мучается. Анисья выхватывает у него из рук ребенка, кидает в погреб и сталкивает Никиту вниз: «Задуши скорей, не будет живой!» Скоро Никита вылезает из погреба, трясется весь, со скребкой бросается на мать и Анисью, потом останавливается, бежит назад, прислушивается, начинает метаться: «Что они со мной сделали? Пищал как Как захрустит подо мной. И жив все, право, жив Решился я своей жизни. » Гости гуляют на Акулининой свадьбе. Во дворе слышны песни и бубенцы. По дорожке мимо сарая, где заснул в соломе с веревкой в руках пьяный Митрич, идут две девки: «Акулина и выть не выла. » Девок догоняет Марина и в ожидании мужа Семена видит Никиту, который ушел со свадьбы: «. А пуще всего тошно мне, Маринушка, что один я и не с кем мне моего горя размыкать. » Разговор прерывает Семен и уводит жену к гостям. Никита, оставшись один, снимает сапоги и подбирает веревку, делает из нее петлю, прикидывает на шею, но замечает Матрену, а за ней нарядную, красивую, подвыпившую Анисью. В конце концов будто бы согласившись на уговоры, встает, обирает с себя солому, отсылая их вперед. Выпроводив мать и жену, снова садится, разувается. И вдруг пьяное бормотанье Митрича: «Никого не боюсь людей не боюсь. » словно придает сил и решимости Никите. В избе, полной народа, Акулина с женихом ждут благословения «вотчима». Среди гостей — Марина, муж ее и урядник. Когда Ани-628 сья разносит вино, песни замолкают. Входит Никита, босой, ведя с собой Акима, и, вместо того чтобы взять икону, падает на колени и кается, к восторгу Акима, — «Божье дело идет. » — во всех грехах — в вине перед Мариной, в насильной смерти Петра, совращении Акулины и убийстве ее ребеночка: «Отравил я отца, погубил я, пес, и дочь Я сделал, один я!» Отцу кланяется: «. говорил ты мне: «Коготок увяз, и всей птичке пропасть». Аким обнимает его. Свадьба расстроилась. Урядник зовет понятых допрашивать всех и вязать Никиту. Е. Н. Пенская

Власть тьмы, или Коготок увяз, всей птичке пропасть читать краткое содержание, пересказ

Власть тьмы, или Коготок увяз, всей птичке пропасть

Краткое содержание драмы

Осень. В просторной избе зажиточного, болезненного мужика Петра — жена Анисья, Акулина, его дочь от первого брака, поют песни. Сам хозяин в который раз зовет и ругает, грозясь рассчитать Никиту, щеголеватого парня лет двадцати пяти, работника ленивого и гулящего. За него с яростью вступается Анисья, а Анютка, их десятилетняя дочь, вбегает в горницу с рассказом о приезде Матрены и Акима, родителей Никиты. Услышав о предстоящей Никитиной женитьбе, Анисья «взбеленилась

> ровно овца круговая» и еще злобней набросилась на Петра, задумав любыми средствами расстроить свадьбу. Акулина знает тайные намерения мачехи. Никита открывает Анисье желание отца насильно женить его на девке-сироте Маринке. Анисья предупреждает: если что. «Жизни решусь! Согрешила я, закон рушила, да уж не ворочаться стать». Как Петр умрет, обещает взять Никиту в дом хозяином и разом покрыть все грехи.

Матрена застает их обнявшись, сочувствует Анисьиной жизни со стариком, обещает помешать Акиму и напоследок, тайно сговорившись, оставляет ей сонных порошков, снадобье опоить мужа — «никакого духу нет, а сила большая. «. Заспорив при Петре с Акимом, Матрена порочит девку Марину, артельную кухарку, которую Никита обманул, живя прежде на чугунке. Никита лениво отпирается на людях, хоть и «боязно в неправде божиться». К радости Матрены сына оставляют в работниках еще на год.

От Анюты Никита узнает о приходе Марины, о её подозрениях и ревности. Акулина слышит из чулана, как Никита прогнал Марину: «Обидел ты её так-то и меня обидишь пес ты».

Власть Тьмы, или «Коготок увяз, всей птичке пропасть»

театр «Академический Большой драматический театр им. Г.А.Товстоногова»

Премьера
4, 7, 10, 17 и 26 ноября 2006 года
Л.Н. Толстой

Власть Тьмы, или «Коготок увяз, всей птичке пропасть»
драма в пяти действиях

Режиссер-постановщик – народный артист России и Грузии Т.Н. Чхеидзе
Художник –
народный художник России, лауреат Государственных премий Э.С. Кочергин
Художник по костюмам – С.В. Быстрова
Режиссер – И.Я. Стависский
Художник по свету – заслуженный работник культуры Грузии В.А. Власов
Композитор – Н.А. Морозов

В спектакле заняты:
нар.арт. России и Украины, лауреат Гос. премии В.М. Ивченко ,
нар.арт. России Г.А. Штиль, засл.арт. России И.В. Венгалите,
засл.арт. России С.В. Лосев, засл.арт. России А.В. Петров,
засл.арт. России Е.К. Чудаков, Н.В. Александрова, Ю.А. Алексеева,
Т.А. Аптикеева, И.Э. Комарова, И.А. Патракова, Е.М. Шварева,
А.В. Шкомова, Д.А. Быковский, С.А. Галич, Е.Н. Соляков

4, 7, 10, 17 и 26 ноября 2006 года на сцене БДТ им. Г.А. Товстоногова состоится премьера спектакля «Власть тьмы» по драме Льва Толстого в сценической интерпретации главного режиссера театра народного артиста России и Грузии Темура Чхеидзе и оформлении народного художника России, лауреата Государственных премий Эдуарда Кочергина.
В 1895 году драма Л.Н. Толстого «Власть тьмы» впервые была представлена на сцене петербургского Театра Литературно-художественного кружка — той самой сцене, на которой сегодня играет свои спектакли Большой драматический театр. И вот спустя более ста лет БДТ вновь обращается к драме великого русского писателя. Это произведение, написанное в 1886 году, во многом созвучно сегодняшней нашей действительности – времени смены нравственных и духовных ценностей.
Самое понятие «власть тьмы» для Толстого соответствует Евангелию, где тьма отождествляется с понятием ада и гибели, а свет с надеждой и раем. «Власть тьмы» выражает не только религиозные, но и философские идеи великого русского писателя. Тьма — это нравственная слепота людей, идущих на преступление ради удовлетворения самых низменных побуждений. Власть «тьмы» для Толстого — трагедия безысходности, тяжкой цепи грехов, опутывающих человека. Но «Власть тьмы» — и путь к нравственному возрождению через покаяние.
Большой драматический театр заявляет о своем эстетическом кредо: классическая литература как основа репертуара, определяющая эстетику театра, предлагающего зрителю раздумья над серьезными мировоззренческими вопросами и проблемами.

«Власть тьмы». К истории первых постановок.
Первоначально «Власть тьмы» предполагалось поставить на сцене Александринского театра в 1887 году. Инициатива постановки принадлежала М.Г. Савиной, которая, узнав об этой пьесе, обратилась к Л.Н. Толстому с просьбой разрешить сыграть ее в свой бенефис. Автор выразил полное согласие и прислал ей экземпляр с добрыми пожеланиями и готовностью пойти на уступки в случае цензурных возражений. Однако пьеса тогда не была разрешена, и ее первое представление состоялось в Париже 10 февраля 1888 г. в Свободном театре Андре Антуана (сам он исполнял роль Митрича). Перед тем как взяться за постановку Антуан отверг два имевшихся в наличии перевода и предложил взяться за него русскому переводчику и театральному критику И. Павловскому совместно с французом Оскаром Метенье. Сделанный ими перевод под названием «Lа Puissans des Tenebres» был предварительно отослан Л.Н. Толстому, который его одобрил, внеся несколько незначительных поправок. Но прежде О.Метенье прочел пьесу актерам и друзьям Свободного театра и встретил их восторженный отзыв. Присутствовавший на этом чтении, а затем и на премьере, Э. Золя был в числе горячих поклонников «Власти тьмы».
После премьеры пьеса за короткий период времени была поставлена еще в трех парижских театрах, и очень скоро премьеры состоялись в Брюсселе, Женеве и Амстердаме.
В 1890 году она впервые идет на сцене Берлинского Свободного театра, а затем последовательно ставится на всех больших сценах Германии.
В 1893 году пьеса «переезжает» в Италию. Здесь ее ставят в Милане, Риме, Турине, Венеции, Генуе, и везде она пользуются огромным успехом. (Итальянский критик об успехе в г. Генуе писал, что 4-ый акт вызвал «ураган рукоплесканий»).
Иными словами, прежде чем пьеса была сыграна в России, ее поставили на всех крупнейших европейских сценах.
В России первая постановка «Власти тьмы» состоялась не на профессиональной сцене, а в известном в Петербурге домашнем театре Приселковых. На профессиональной сцене она была впервые сыграна 16 октября 1895 года в «Театре Литературно-Артистического Кружка», который выступал на сцене Петербургского Малого театра (ныне АБДТ им. Г.А. Товстоногова).
В Александринском театре премьера прошла через день, т.е. 18 октября, но уже не в бенефис М.Г. Савиной, которая тоже играла в спектакле роль Акулины, а в бенефис Н.С. Васильевой, исполнявшей роль Анисьи. В спектакле также были заняты корифеи Александринки: Аким — В.Н. Давыдов, Матрена — В.В. Стрельская, Митрич — К.А. Варламов.
Спектакль был сыгран в сезоне 1895/1896 г.г. 18 раз, и если учесть что он закрылся 30 апреля, а семь недель поста (с 11 февраля по 26 марта включительно) театры не работали, это количество спектаклей очень велико.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: