Помещики в поэме «Мертвые души» мертвы и морально, и духовно

Поэма Н. В. Гоголя «Мертвые души», написанная в 1841 году, стала одним из замечательных произведений не только русской литературы XIX века, но и последующего времени. Несомненно, что по силе и художественному мастерству, по глубине идей и мастерству их воплощения, бессмертное творение великого русского писателя стоит в одном ряду с такими шедеврами русской литературы, как «Горе от ума» А. С. Грибоедова, «Евгений Онегин» А. С. Пушкина и «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова.

В своей незавершенной поэме автор хотел показать всю Русь, все ее пороки, недостатки и достоинства. Известно, что художественный замысел был «подарен» Гоголю Пушкиным. Нельзя говорить о том, что автору удалось нарисовать картину жизни Руси «лишь с одного боку», создав галерею помещиков, образы чиновников губернского города и крепостных крестьян.

Образы помещиков нарисованы Гоголем наиболее полно и многогранно. Их описанию посвящены пять глав (со второй по шестую). В них автор создал пять различных портретов, столь непохожих друг на друга, хотя черты типичного российского помещика проступают в каждом из них.

При описании каждого из помещиков Гоголь идет следующим путем: описание деревни, господского дома, портрет хозяина, интерьер, в котором наиболее точно проявляется сущность помещика.

Первым владетелем крепостных, к которому приезжает Чичиков, оказывается Манилов. Уже в его фамилии проступают черты его характера. Как пишет Гоголь, «черты его были не лишены приятности, но в эту приятность. чересчур было передано сахару». Манилов человек сентиментальный, живущий в мире своих мечтаний и фантазий, далекий от реальной действительности. В его воображении жизнь является некоей идиллией, картиной довольства с разнообразными «храмами уединенного размышления».

Когда-то в молодости Манилов слыл в армии образованным человеком, между тем в его кабинете лежит книга, заложенная на четырнадцатой странице уже два года. Манилов представляет собой пародию на героя сентиментальных романов, а его беспочвенные мечтания и «прожекты» (к примеру, о постройке моста) дают повод Гоголю сравнить помещика со «слишком умным министром». Подобное сравнение означает, что иной министр может и не слишком отличается от мечтательного и бездеятельного Манилова, а «маниловщина» является типичным явлением этой пошлой жизни. Ирония Гоголя вторгается в запретные зоны.

Впрочем, Манилов далеко не самый отрицательный персонаж поэмы, так как излишняя слащавость, сентиментальность, пошлость не являются худшими чертами человеческого характера. У этого помещика нет сумасбродства Ноздрева, торгашества Собакевича, прижимистости Коробочки, скупости Плюшкина.

Надо заметить, что при описании помещиков Гоголь идет от лучшего к худшему: от Манилова к Плюшкину, «прорехе на человечестве, обладающему самой омертвелой душой «.

После встречи с Маниловым Чичиков отправляется к Собакевичу, но, заблудившись в пути, оказывается у Коробочки. Описывая Коробочку, автор сравнивает ее с «одной из тех матушек, небольших помещиц, которые плачутся на неурожаи. а между тем набирают понемногу деньжонок». Основной жизненный принцип «дубинноголовой» Коробочки (так характеризует ее Чичиков) — «не продешевить». Впоследствии она и приезжает в город узнать цены на мертвые души.

Характеризуя помещицу, Гоголь не может удержаться и не добавить, что «иной и почтенный, и государственный даже человек, а на деле выходит совершенная Коробочка», тем самым подчеркивая типичность помещицы.

Совершенно другой тип помещика представляет собой Ноздрев, которого встречает в трактире по пути к Собакевичу Чичиков. Это «исторический человек», «мастер лить пули», шулер, картежник, готовый менять кого угодно на что угодно. Он несусветный враль со своеобразной «широтой души», имеющий «страстишку — нагадить ближнему». Интересно то, что все об этом знают и тем не менее Ноздрева везде принимают. Как едко замечает Гоголь, «такое на одной Руси могло случаться». Ноздрев ведет себя вызывающе, даже агрессивно (чего только стоит сцена игры в шашки). Своим хозяйством он не занимается, единственное место, которое содержалось у него в образцовом порядке, это была псарня, где он был «совершеннейший отец среди семейства». Он является родоначальником такого социального явления, как «ноздревщина».

После чудесного спасения с помощью капитана-исправника Чичиков, наконец, добрался до деревни Собакевича. При описании характера данного персонажа Гоголь прибегает к приему одушевления неодушевленного. Уже сама деревня, построенная добротно, из массивных бревен (даже колодец срублен из бревен, которые идут только на мельницы и корабли), кажется, олицетворяет самого Собакевича. Так же и интерьер господского дома: все массивно, прочно, тяжеловесно, кажется, что каждый предмет говорил: «И я тоже Собакевич». Чичикову помещик напоминает «средней величины медведя «.

По своему характеру Собакевич является циником, не стыдящимся морального уродства ни в себе, ни в других. Общаясь с чиновниками города NN. играя с ними в вист, ведя с ними свои дела, он дает им крайне нелестные характеристики (губернатора он называет разбойником, полицмейстера мошенником).

Этот помещик представляет собой тип помещика-торгаша, «кулака». Из всего он пытается извлечь выгоду, даже из продажи «-мертвых душ», в конечном итоге он подсовывает Чичикову некую Елизаветъ Воробей, выдавая ее за крепостного. Он и о своих крестьянах заботится постольку, поскольку это его крепостные, которые приносят ему прибыль.

Последним помещиком, которого посещает Чичиков, является Плюшкин. Он единственный персонаж поэмы, прошлое которого нам показано (за исключением Чичикова). Собакевич, Манилов, Ноздрев, Коробочка все они застыли в своем развитии, их образы статичны.

Образ же Плюшкина динамичен, он претерпевает некую эволюцию, правда, от лучшего к худшему. Ранее он был неплохим, рачительным хозяином, даже соседи ездили к нему поучиться хозяйствованию. Но жена умерла, старшая дочь вышла замуж за военного, сын стал делать карьеру в армии (Плюшкин крайне неприязненно относился к военным), вскоре умерла и младшая дочь, и он остался один. В результате началась та моральная деградация личности, которая сделала из хорошего хозяина «прореху на человечестве», болезненного скрягу, собирающего всякий хлам, будь то старое ведро, листок бумаги или перо. Плюшкин превратился в некое бесполое существо (Чичиков долго не может понять, кто перед ним, баба или мужик, наконец решает, что это ключница). Деревня и хозяйство помещика находятся в полном упадке, везде заметна «какая-то особенная ветхость». Но все-таки даже этому помещику автор оставляет шанс на перерождение.

Его душа напоминает сад возле дома: «Такая же мрачная, заросшая, заглохшая». Однако в саду Чичиков замечает, что солнце, каким-то образом проникшее в этот сад, освещает одну ветвь клена так, что она становится «прозрачной и огненной, чудно сиявшей в этой густой темноте». Огненная ветвь клена в саду чем-то схожа с подобием чувства, промелькнувшего на лице Плюшкина при упоминании его школьного товарища. Вполне возможно, что в последующих частях поэмы автор хотел показать моральное перерождение не только Чичикова, но и Плюшкина, душа которого все-таки не умерла до конца («на этом деревянном лице. выразилось. какое-то бледное отражение чувства»).

Но все-таки и помещики, и их быт неподвижны, они застыли все в своем развитии.

Гоголь в своей бессмертной поэме «Мертвые души» показал неприглядную картину жизни поместных дворян, их моральное вырождение, упадок. Галерея помещиков представляет собой галерею «мертвых душ», «ока-менелостей». Они уже не способны выполнять свое прямое предназначение способствовать процветанию государства Российского. Они мертвы не только морально, но и духовно.

Описывая бал и губернатора, Гоголь говорит о делении чиновников на толстых и тонких, причем тонкие чиновники, в черных фраках стоящие вокруг дам, были похожи на мух, которые сели на рафинад. Нельзя не сказать и о совсем небольших сравнениях, которые, как сверкающие бриллианты, рассыпаны по всей поэме и создают ее неповторимый колорит. Так, например, лицо губернаторской дочки было похоже на «только что снесенное яичко»; головка Феодулии Ивановны Собакевич походила на огурец, а самого Собакевича более на тыкву, из которой на Руси делают балалайки. При встрече с Чичиковым выражение лица Манилова было как у кота, у которого слегка почесывали за ушами. Гоголь использует и гиперболы, например, говоря о плюшкинской зубочистке, которой ковыряли в зубах еще до нашествия французов. Вызывает смех и внешность помещиков, описываемых Гоголем.

Внешний вид Плюшкина, поразивший самого пролазу и лицемера Чичикова (тот долго не мог сообразить, ключник ли перед ним или ключница), повадки -»рыболова-нищего», распустившиеся в душе Плюшкина, все это удивительно остроумно и смешно, ноЕ Плюшкин, оказывается, способен вызвать не только смех, но и отвращение, возмущение протест. Перестает быть забавной эта опустившаяся личность, которую и личностью-то не назовешь. Как точно сказал про него Гоголь: «прореха на человечестве»! Да разве смешон человек, потерявший все людское: облик, душу, сердце. Перед нами паук, для которого главное заключается в том, чтобы как можно скорее проглотить добычу. Так поступает он со своими крестьянами, выкачивая из них хлеб, домашнюю утварь, а потом сгнаивая это в своих бездонных амбарах.

Так поступает он и с собственной дочерью. Жадный и страшный Плюшкин отвратителен нам не только из-за своих нравственных качеств. Гоголь бросает решительное «нет» Плюшкину-помещику, Плюшкину-дворянину. Ведь считалось, что на дворянах, на этих самых Плюшкинах, покоится Российское государство. Да какой же это оплот, какая опора?! Антисоциальность дворянства жестокий факт, существование которого ужасают Гоголя. Плюшкин, как это ни страшно, типичное явление для русского общества середины XIX века. Гоголь резкий и гневный обличитель. Таким он выступает на страницах «Мертвых душ». Что осуждает он, что квалифицирует как недопустимое в нормальном человеческом обществе? Казалось бы, говоря о Манилове, слово «осуждение» как-то неуместно. Ведь перед нами такой милый, приятный во всех отношениях, учтивый и добрый человек. Это еще и весьма образованный помещик, который выглядит прямо-таки ученым мужем на фоне Коробочки и Собакевича. А как забавны его детки, названные Алкидом и Фемистоклюсом (не надо забывать, что дело происходит в России).

Но Гоголю стыдно и больно за Манилова, который строя прожекты в «храме уединенного размышления» и «почитывая книгу, всегда заложенную на четырнадцатой странице», не замечает воровства и пьянства своих мужиков. Манилов в праздности и лени проживает все, что создано его крестьянами, ни о чем не задумываясь. Антисоциальны и вообще вредны для окружающих другие гоголевские герои: и Коробочка, «дубиноголовая» и скудоумная накопительница, и Ноздрев, подлец, развратник и вообще «исторический человек», и Собакевич, живоглот и «кулак», которому «не разогнуться в ладонь». Все это злостные вредители. Какое им дело, этим кровососам, до государственных интересов? Смех Гоголя не только гневный, сатирический, обличающий, есть смех веселый и ласковый. Именно с чувством радостной гордости, если возможно так выразиться, говорит писатель о русском народе.

Так появляется образ мужика, который, подобно неутомимому муравью, несет толстое бревно. Чичиков спрашивает его, как проехать к Плюшкину, и добившись, наконец, ответа, посмеивается над метким прозвищем, которое дали Плюшкину мужики. Гоголь говорит об исходящим из самого сердца, животрепещущем русском слове. Он пишет о русском мужике, которого пошли хоть на Камчатку, дай в руки топор, и он пойдет рубить себе новую избу. В этих словах надежда и вера в русский народ, руками которого сделана и птица тройка. И «как бойкая необгонимая тройка», несется Русь, «вдохновенная богом», и «косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства».

Образы помещиков в поэме «Мертвые души»

Образом Манилова Гоголь начинает галерею помещиков. Перед нами возникают типические характеры. В каждом портрете, созданном Гоголем, по его словам, «собраны черты тех, которые считают себя лучше других». Уже в описании деревни и поместья Манилова проявляется сущность его характера. Дом расположен на очень невыгодном, открытом всем ветрам месте. Деревня производит убогое впечатление, так как Манилов совсем не занимается хозяйством. Вычурность, слащавость раскрываются не только в портрете Манилова, не только в его манерах, но и в том, что покосившуюся беседку он называет «храм уединенного размышления», а детям дает имена героев Древней Греции. Сущность характера Манилова -совершенная праздность. Лежа на диване, он предается мечтам, бесплодным и фантастическим, которые никогда не сможет осуществить, так как всякий труд, любая деятельность ему чужды. Его крестьяне живут в нищете, в доме царит беспорядок, а он мечтает о том, как хорошо бы построить через пруд каменный мост или от дома повести подземный ход. Обо всех он отзывается благосклонно, все у него препочтительнейшие и прелюбезнейшие. Но не потому, что он любит людей и испытывает к ним интерес, а потому, что ему нравится жить беззаботно и удобно. О Манилове автор говорит: «Есть род людей, известных под именем: люди так себе, ни то ни се, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан, по словам пословицы». Таким образом автор дает понять, что образ Манилова типичен для своего времени. Именно из сочетания подобных качеств и происходит понятие «маниловщина».
Следующий образ в галерее помещиков — это образ Коробочки. Если Манилов — это помещик-расточитель, бездеятельность которого ведет к полному разорению, то Коробочку можно назвать накопительницей, так как накопительство — это ее страсть. Она владеет натуральным хозяйством и торгует всем, что в нем имеется: салом, птичьим пером, крепостными крестьянами. В ее доме все устроено по старинке. Она аккуратно хранит свои вещи и копит деньги, складывая их в мешочки. Все у нее идет в дело. В этой же главе автор большое внимание уделяет поведению Чичикова, акцентируя внимание на том, что Чичиков с Коробочкой ведет себя проще, развязнее, чем с Маниловым. Это явление типично для русской действительности, и, доказывая это, автор дает лирическое отступление о превращении Прометея в муху. Натура Коробочки особенно ярко раскрывается в сцене купли-продажи. Очень боится она продешевить и даже делает предположение, которого сама пугается: «вдруг мертвые и самой ей в хозяйстве пригодятся?», И снова автор подчеркивает типичность этого образа: » Иной и почтенный, и государственный даже человек, а на деле выходит совершенная Коробочка». Оказывается, тупость Коробочки, ее «дубинноголовость» не такое уж редкое явление.
В каждом из помещиков автор подмечает нравственное уродство. Манилов в своей праздности и лени доходит до крайности. В результате скупости Коробочка становится дубинноголовой.
Следующий в галерее помещиков — Ноздрев. Кутила, картежник, пьяница, врун и скандалист — вот краткая характеристика Ноздрева. Это человек, как пишет автор, который имел страсть «нагадить ближнему, причем вовсе без всякой причины». Гоголь утверждает, что Ноздревы типичны для русского общества: «Ноздревы долго еще не выведутся из мира. Они везде между нами. » Беспорядочная натура Ноздрева отражается и в интерьере его комнат. Часть дома ремонтируется, мебель расставлена кое-как, но хозяина все это мало волнует. Он показывает гостям конюшню, в которой две кобылы, жеребец и козел. Потом хвалится волчонком, которого неизвестно зачем держит дома. Обед у Ноздрева приготовлен плохо, но зато спиртного в избытке. Попытка купить мертвые души едва не заканчивается для Чичикова трагично. Вместе с мертвыми душами Ноздрев хочет продать ему жеребца или шарманку, а потом предлагает сыграть в шашки на мертвых крестьян. Когда Чичиков возмущается нечестной игрой, Ноздрев зовет слуг, чтобы те избили несговорчивого гостя. Только появление капитана-исправника спасает Чичикова.
Образ Собакевича занимает достойное место в галерее помещиков. «Кулак! Да еще и бестия в придачу» — такую характеристику дал ему Чичиков. Собакевич, бесспорно, помещик-накопитель. Деревня у него большая, обустроенная. Все постройки хоть и неуклюжи, но прочны до крайности. Сам Собакевич напомнил Чичикову средней величины медведя — большой, неуклюжий. В портрете Собакевича совсем нет описания глаз, которые, как известно, являются зеркалом души. Гоголь хочет показать, что Собакевич настолько груб, неотесан, что в теле его «совсем не было души». В комнатах Собакевича все такое же неуклюжее и большое, как он сам. Стол, кресло, стулья и даже дрозд в клетке, казалось, говорили: «И я тоже Собакевич». Просьбу Чичикова Собакевич воспринимает спокойно, но требует за каждую мертвую душу по 100 рублей, да еще и нахваливает свой товар, как купец. Говоря о типичности подобного образа, Гоголь подчеркивает, что люди, подобные Собакевичу, встречаются везде — ив провинции, и в столице. Ведь дело не во внешности, а в натуре человека: «нет, кто уж кулак, тому не разогнуться в ладонь». Грубый и неотесанный Собакевич — властелин над своими крестьянами. А если бы такому подняться повыше да дать ему власть побольше? Сколько бы бед он мог натворить! Ведь о людях он придерживается строго определенного мнения: «Мошенник на мошеннике сидит и мошенником погоняет».
Последним в галерее помещиков стоит Плюшкин. Гоголь отводит ему это место, поскольку Плюшкин являет собой результат праздной жизни человека, живущего за счет чужого труда. «У этого помещика тысяча с лишком душ», а выглядит он как последний нищий. Он стал пародией на человека, и Чичиков даже не сразу понимает, кто стоит перед ним — «мужик или баба». А ведь были времена, когда Плюшкин был бережливым, состоятельным хозяином. Но ненасытная страсть к наживе, к приобретательству приводит его к полному краху: он утратил реальное представление о предметах, перестал отличать нужное от ненужного. Он губит зерно, муку, сукно, но бережет кусок черствого кулича, который давным-давно привезла дочь. На примере Плюшкина автор показывает нам распад человеческой личности. Куча хлама посреди комнаты символизирует жизнь Плюшкина. Вот чем он стал, вот что значит духовная смерть человека.
Крестьян Плюшкин считает ворами и мошенниками, морит их голодом. Ведь разум давно уж не руководит его действиями. Даже к единственному близкому человеку, к дочери, у Плюшкина нет отцовской привязанности.
Так последовательно, от героя к герою, Гоголь раскрывает одну из самых трагических сторон российской действительности. Он показывает, как под влиянием крепостного права гибнет в человеке человеческое. «Один за другим следуют у меня герои, один пошлее другого». Именно поэтому справедливо считать, что, давая название своей поэме, автор имел в виду не души умерших крестьян, а мертвые души помещиков. Ведь в каждом образе раскрыта одна из разновидностей духовной смерти. Каждый из образов не является исключением, так как их нравственное уродство сформировано общественным строем, социальной средой. В этих образах отразшшсь признаки духовного вырождения поместного дворянства и общечеловеческие пороки.

177673 человека просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Рекомендуем эксклюзивные работы по этой теме, которые скачиваются по принципу «одно сочинение в одну школу»:

/ Сочинения / Гоголь Н.В. / Мертвые души / Образы помещиков в поэме «Мертвые души»

Смотрите также по произведению «Мертвые души»:

Образы помещиков в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»

Галерея помещиков, выведенных в поэме отражает представления Гоголя о возможных степенях деградации человека. «Один за другим следуют у меня герои один пошлее другого», — отмечает писатель. Начинается эта галерея с образа Манилова, замыкает ее Плюшкин, «прореха на человечестве».

Ловкие, оборотистые предприниматели Чичиковы, идущие на смену прежним хозяевам жизни — помещикам, в своей скупке барского добра начинали именно с манило-вых, беспечных, экономически малоустойчивых, неспособных сопротивляться и приспосабливаться к новым условиям экономической жизни. Отличительной чертой Манилова является его неспособность к хозяйственным делам. Вся усадьба Манилова поражает прежде всего полной бесхозяйственностью. Эта бесхозяйственность сказывается во всем. Господский дом стоит на юру, то есть на возвышении, открытый всем ветрам, перед домом — две-три жиденькие клумбы с кустами сирени и желтых акаций, пруд покрыт зеленью, крестьянские избы — серенькие, темные. В доме та же бесхозяйственность: «довольно пусто в кладовой», приказчик и ключница — воры. Хозяйством Манилов вообще не занимался и не интересовался. Праздный мечтатель, «романтический» бездельник, он принадлежал, по выражению Гоголя, к ряду «людей, известных под именем: люди так себе». Речь его расплывчата и туманна. Прожектерство, не связанное с реальной жизнью, пустая мечтательность и празднословие, слащавость и сентиментальное благодушие, ротозейство и расхлябанность получили название от имени Манилова — «маниловщина».

В противоположность бесхозяйственнсму, «мечтательному» Манилову, Коробочка — весьма заботливая хозяйка. Она хорошо знает цену копейке и умеет ее сохранить и припрятать. Много было у Коробочки мешочков с целковиками, полтинничками, четвертачками. Недаром автор и фамилию дал ей Коробочка. Деревенька у нее была в порядке. Весь двор помещицы был наполнен птицей, домашними животными. Коробочка торговала медом, пенькой, мукой, крупой, скотиной, свиным салом, птичьими перьями.

С годами бережливость Коробочки перешла в скопидомство, она отупела, превратилась в мертвую душу, все интересы ее всецело сконцентрировались на хозяйстве. Наиболее существенной чертой Коробочки является ее «дубинно-головость», «крепколобость», предельная тупость. Коробочка невежественна, набожна и суеверна.

Духовное убожество, ограниченность интересов, тупоумие и невежество, ее замкнутость, «закрытость» (недаром же — Коробочка!) были характерными чертами громадного слоя провинциального русского дворянства.

Гоголь указывал на широкую типичность образа Коробочки. Он находил черты Коробочки у многих женщин из аристократических кругов и у почтенных государственных деятелей.

Ноздрев. Таких людей приходилось «всякому встречать не мало», — указывает Гоголь. Они называются «разбитными малыми», «широкими» натурами, они всегда говоруны, кутилы, лихачи. Неугомонность, необычайная склонность к скандалам и дракам характерны для Ноздрева. Врет Ноздрев без всякой нужды, по потребности своей натуры. Конюшня, волчонок на псарне, псарня были в центре его внимания, все остальное в хозяйстве находилось в большом запущении. Нравственная нечистоплотность, наглость, цинизм, абсолютная бездуховность Ноздрева — еще одна ипостась мертвой души. «Ноздрев еще долго не выведется из мира. Он везде между нами», — пишет Гоголь.

Собакевича Гоголь называет кулаком. Собакевич — эксплуататор. Собакевич — единственный из помещиков, которого ничуть не удивило предложение Чичикова продать мертвые души. Он отличается кулацкой хваткой, цепко держится за свои дворянские привилегии. Гоголь верно отметил социальную устойчивость, непоколебимую крепость собакевичей. Собакевич враждебно относится к просвещению, он убежденный крепостник, твердая опора самодержавия. Для него характерно враждебное, волчье отношение к людям. Подозрительная недоверчивость к людям Коробочки вырастает у Собакевича до озлобленной, мрачной враждебности ко всем, а ноздревская страстишка напакостить своему ближнему — в стремление обмануть, извлечь выгоду, сжать всех в кулак.

Тот предел, до которого может дойти моральное падение человека, запечатлен Гоголем в образе Плюшкина, богатейшего помещика губернии (более тысячи крепостных).

В образе Плюшкина Гоголь рисует облик скряги, человека, растерявшего все человеческие чувства, одичавшего, превратившегося в «прореху на человечестве». Плюшкин всех своих крепостных морит голодом: только за последние три года у него умерло 80 крестьян. Дворовые Плюшкина до поздней зимы бегают босиком, так как для всех них у помещика одна пара сапог. Сам он живет хуже, чем «последний пастух Собакевича». Бесчисленное богатство пропадает зря.

Плюшкины являлись тормозом хозяйственного развития России. На обширной территории поместья Плюшкина экономическая жизнь замерла совсем: перестали работать мельницы, суконные фабрики, столярные станки, сено и хлеб гнили, мука превращалась в камень, к сукнам, холстам страшно было притронуться.

Духовное вымирание дворянской Руси показано в образе Плюшкина с потрясающей силой. Биография персонажа — путь от «бережливого» хозяина к полусумасшедшему скряге, распад семьи и трагедия одиночества, перерастающая в ужасную картину одинокой старости. «И до какой же ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек! Мог так измениться. Все может статься с человеком» — эти горькие гоголевские слова звучат предостережением для каждого. Здесь реализм Гоголя включает в себя и глубокий психологизм.

В финале поэмы возникает образ бесконечной дороги и несущейся вперед птицы-тройки. В ее неукротимом движе-нии-полете — вера писателя в великое будущее России, в возможность духовного возрождения человечества, в живую душу народа.

Соединение реального и сказочного в повести Н. В. Гоголя «ночь перед рождеством» (1 вариант)

Школьное сочинение

  • 1. Изображение народных обычаев в повести Н. В. Гоголя «Ночь перед рождеством»
  • 2. Образ кузнеца Вакулы (по повести Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством») (1 вариант)

Все похожие сочинения (6) ↓

Говорят, в ночь перед Рождеством происходят всякие фантастические события, исполняются заветные желания, становятся реальностью чудеса и сказки. Вот почему в повести Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством» так тесно переплетены быт, привычная людям жизнь и сказка, волшебство.

Казалось бы, что сказочного может быть в обычной занесенной метелью украинской деревеньке? Однако же оказывается, что «многоуважаемая» многими жителями села Солоха, мать кузнеца Вакулы, — ведьма. А козак Пацюк — бывший запорожец — умеет есть вареники, даже не прибегая к помощи рук: они сами, окунаясь в сметану, прыгают ему в рот. И это только начало. Стремясь воспользоваться последней перед Рождеством возможностью навредить добрым и честным людям, сам черт, хитрый, воровитый и нахальный, явился к жителям Диканьки.

Для начала он, ни много, ни мало, украл с неба месяц, потому что темные делишки гораздо лучше удаются именно мрачной, беспросветной ночью. Однако не удалось разгуляться нечистой силе, ведь за черта взялся сам кузнец Вакула! И пришлось чертяке, отрабатывая собственные грехи, возить кузнеца на шее то в Петербург, на прием к самой царице, то обратно в деревню.

Вот какие веселые и часто непредсказуемые события ожидают читателя, взявшегося за удивительную повесть Н. В. Гоголя. Розыгрыши и народные песни, приключения и любовь, сказка и быт украинского села никому не дадут заскучать, если вы перелистаете книжные страницы.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector