Антигравитация: вектор силы

Показано, что в гравитационном поле планеты, при вращении уравновешенной системы материальных точек, под действием центробежных сил инерции возникает компонента, направленная вдоль оси вращения системы, т.е. масса, притягивается к Земле не по вертикали, а с учетом кривизны гравитационного поля, под некоторым углом к ней.

Сделан вывод (посредством суперпозиции векторов), что 100% потеря веса вращающегося кольца, не зависимо от радиуса и массы, происходит при линейной скорости вращения V = (gR3)1/2, где g = 9,81 м·с-2, R3 = 6371 , R = 6371 км.

Для вывода уравнения антигравитационной силы рассмотрим уравновешенную систему материальных точек, вращающихся вокруг неподвижной оси (импровизированный гироскоп): разнос грузиков или тонкое кольцо массой mk Ось системы направлена вертикально поверхности Земли, направление которой проходит через центр Земли (рис.1). Вес центра вращающейся системы в расчете учитывать не будем.

Cчитается, что существование электричества впервые установил древнегреческий философ Фалес Милетский. Он заметил, что, если кусок янтаря потереть о шелк или мех, янтарь обретает способность притягивать мелкие предметы. Янтарь по-гречески называется электрон.

В средние века открытое Фалесом странное явление тщательно изучал придворный медик английской королевы Елизаветы I Уильям Гильберт, который обнаружил, что способность электризоваться присуща и многим другим веществам. Дальнейшие исследования, проведенные в Англии и других странах Европы, показали, что некоторые вещества ведут себя как изоляторы. Французский ученый Шарль Дюфе установил, что существуют две разновидности электрических зарядов; теперь мы называем их положительными и отрицательными.

В XVIII—XIX вв. природа электричества частично прояснилась после экспериментов Бенджамина Франклина и Майкла Фарадея. Выяснилось, что электрические заряды одного знака отталкиваются, а заряды противоположных знаков притягиваются, и в том и другом случае электрические силы ослабевают с расстоянием в соответствии с законом “обратных квадратов”, который Ньютон вывел ранее для гравитации. Но по величине электрические силы намного превосходят гравитационные. В отличие от слабого гравитационного взаимодействия, наличие которого Кавендишу удалось продемонстрировать только с помощью специального прибора, электрические силы, действующие между телами обычных размеров, можно легко наблюдать.

Работы Фарадея навели на мысль, что электричество скрыто в атоме, но существование электрона было твердо установлено только в 90-е годы 19-го века после того, как Дж. Дж. Томсон открыл “катодные лучи”. Ныне известно, что электрический заряд любой частицы вещества всегда кратен фундаментальной единице заряда — своего рода “атому” заряда. Почему это так — чрезвычайно интересный вопрос. Однако не все материальные частицы являются носителями электрического заряда. Например, фотон и нейтрино электрически нейтральны. В этом отношении электричество отличается от гравитации. Все материальные частицы создают гравитационное поле, тогда как с электромагнитным полем связаны только заряженные частицы.

Как и электричество, магнетизм в природе обнаружили древние греки. Примерно к 600 г. до н. э. им были известны свойства магнитного железняка (оксида железа); как обнаружилось, его куски могут действовать друг на друга на расстоянии. Примерно через 500 лет китайцы открыли поразительную способность магнитного железняка определенным образом ориентироваться в пространстве и создали первый примитивный компас. Правда, вначале его использование ограничивалось мистическими действами, и лишь через несколько столетий компас стал навигационным прибором.

К концу XVI в. европейские ученые начали постигать истинную природу магнетизма. Гильберт доказал, что Земля ведет себя как большой магнит, свойства которого весьма напоминают свойства построенной им модели — шара из магнитного железняка. Было установлено, что существуют две разновидности магнетизма, которые в соответствии с магнетизмом Земли

Как и электрические заряды, одноименные магнитные полюса отталкиваются, а разноименные — притягиваются. Однако в отличие от электрических зарядов магнитные полюса встречаются не по отдельности, а только парами — северный полюс и южный полюс. В обычном магните, имеющем форму стержня (прямоугольного параллелепипеда), один конец действует как северный полюс, а другой — как южный. Если стержень разрезать пополам, то на месте разреза возникнут новые полюса, т. е. получатся два новых магнита, каждый из которых имеет и северный, и южный полюса. Все попытки получить таким способом изолированный магнитный полюс — монополь — заканчивались неудачей.

Как электрическое и гравитационное взаимодействия, взаимодействие магнитных полюсов подчиняется закону обратных квадратов. Следовательно, электрическая и магнитная силы “дальнодействующие”, и их действие ощутимо на больших расстояниях от источника. Например, магнитное поле Земли простирается далеко в космическое пространство. Солнце также порождает магнитное поле, которое заполняет всю Солнечную систему. Существует даже галактическое магнитное поле.

В начале XIX в. выяснилось, что между электричеством и магнетизмом существует глубокая связь. Датский физик Ханс Кристиан Эрстед открыл, что электрический ток создает вокруг себя магнитное поле, тогда как Майкл Фарадей показал, что переменное магнитное поле индуцирует в проводнике электрический ток. Эти открытия легли в основу динамомашияы и электрогенератора, играющих ныне столь важную роль в технике.

Решающий шаг
в познании электромагнетизма сделал в 50-х годах XIX в. Джеймс Клерк .Максвелл, объединивший электричество и магнетизм в единой системе уравнений теории электромагнетизма — первой единой теории поля — невидимого воздействия, создаваемого материей, простирающегося далеко в пространство и способного влиять на электрически заряженные частицы, электрические токи и магниты.

Действие такого поля можно наблюдать, если попытаться сблизить два магнита: не соприкасаясь друг с другом, они будут отталкиваться или притягиваться.

Исследуя уравнения описывающие электрические и магнитные силы, Максвелл обнаружил, что эти уравнения “несбалансированны”: члены, относящиеся к электрическому и магнитному полям, входят в них не вполне симметрично. Чтобы придать уравнениям более красивый и симметричный вид, он ввел дополнительный член. Его можно было бы интерпретировать как не замеченный ранее эффект — порождение магнетизма переменным электрическим полем, но оказалось, что такой эффект действительно существует.

Введение дополнительного члена в уравнения Максвелла повлекло за собой чрезвычайно глубокие последствия. Во-первых, это позволило соединить электрическое и магнитное поля в единое электромагнитное поле. Уравнения Максвелла можно считать первой единой теорией поля, они показали, что две силы природы, кажущиеся на первый взгляд совершенно различными, в действительности могут оказаться двумя различными проявлениями объединяющей их силы.

Во-вторых, среди решений уравнения Максвелла обнаружились неожиданные, но весьма многообещающие. Выяснилось, что уравнениям Максвелла удовлетворяют различные синусоидальные функции (опять симметрия!), которые описывают периодические колебания, или . волны. Эти электромагнитные волны, заключил Максвелл, самостоятельно распространяются в поле, т. е. в том, что кажется пустым пространством. Из своих уравнений он вывел формулу, выражающую скорость электромагнитных волн через электрические и магнитные величины. Подставляя численные значения, Максвелл получил, что скорость электромагнитных волн составляет около 300 000 км/с, т. е. совпадает со скоростью света. Отсюда последовал неизбежный вывод: свет должен представлять собой электромагнитную волну.

Открытие электромагнитных волн имело далеко идущие последствия, приведя к появлению радиотехники и в конечном счете к современной революции в электронике. Но оценить полностью все следствия, вытекающие из симметрии уравнений Максвелла, удалось лишь через пятьдесят лет.

Помещичья россия в поэме гоголя мертвые души

В поэме Н. В. Гоголя изображена крепостническая Русь, страна, в которой вся земля с ее богатствами, ее народ принадлежали правящему дворянскому классу. Привилегированное положение дворянства накладывало на него ответственность за экономическое и культурное развитие государства.

Каковы же основные представители этого сословия? Писатель дает в поэме крупным планом образы помещиков, этих хозяев России. Причем он изображает не лучшую просвещенную часть дворянства, а тех, кто составлял его основную массу. Знакомство с обитателями патриархальных барских усадеб &#151 Маниловым, Ноздревым, Собакевичем, Коробочкой, Плюшкиным &#151 выявляет основные типичные черты российского провинциального дворянства: паразитизм, алчность, бездумное расточительство, умственное и моральное убожество. Как замечательный писатель-реалист Гоголь раскрывает эти общие качества в индивидуальных, ярких и неповторимых образах, создавая типические характеры.

Расположение помещиков в поэме не случайно. Сначала мы вместе с Чичиковым попадаем в поместье Манилова, которое называют парадным фасадом помещичьей России, а затем последовательно гостим у хозяйственной, аккуратной «скопидомки» Коробочки, чтобы потом побывать в разоренной усадьбе фамильярного, бесшабашного Ноздрева и у основательного кулака Собакевича. Завершает это безотрадное путешествие картина полнейшей ветхости и запустения деревни Плюшкина. В такой последовательности мы видим движение &#151 от лучшего к худшему. И касается это, главным образом, не столько барских усадеб, сколько их обитателей.

Манилов при первом знакомстве производит приятное впечатление культурного деликатного человека. Но уже в этой беглой характеристике слышится знаменитая гоголевская ирония. Об этом говорит и книга, два года заложенная закладкой на четырнадцатой странице, и сравнение его глаз с сахаром. В облике этого героя явственно проступает приторная слащавость. Склонность Манилова к изысканным, витиеватым оборотам речи говорит о его стремлении казаться просвещенным, высококультурным человеком. Но эти внешние обходительные манеры не могут скрыть пустоты его души. Все занятия Манилова состоят в бессмысленных мечтаниях, глупых и неосуществимых прожектах. На эту мысль наводит и описание его усадьбы, которое является у Гоголя важнейшим приемом характеристики помещиков. Каков хозяин, такова и усадьба. У Манилова в деревне царят беспорядок и разорение. Это впечатление усугубляется описанием пейзажа с преобладанием неопределенного, серого цвета. Невольно вспоминается авторская характеристика людей типа Манилова: «ни то ни се», «ни в городе Богдан ни в селе Селифан». Характер Манилова во всей полноте выражается в его речи и в том, как он ведет себя во время сделки с Чичиковым. Гоголь смешно описывает растерянность Манилова. Понимая, что предложение милейшего гостя явно противоречит закону, он не в силах отказать такому приятнейшему человеку. Его озабоченность находит выражение в размышлении о том, «не будет ли эта негоция не соответствующею гражданским постановлениям и дальнейшим видам России?» Комизм ситуации заключается в том, что заботу о политике государства проявляет человек, не знающий, сколько крестьян у него умерло, не умеющий наладить свое собственное хозяйство. И такие люди являются правящим классом России!

Другой тип помещицы предстает перед нами в образе Коробочки. В отличие от Манилова она хозяйственна и практична. Она хорошо знает цену «копейке». Поэтому она так боится продешевить, продавая Чичикову необычный товар. Все доводы предприимчивого дельца разбиваются о ее несокрушимую «дубинноголовость» и жадность. Значит, при всех индивидуальных особенностях она отличается такой же пошлостью и «мертводушием», как Манилов.

Зато какой неукротимой энергией, активностью, бойкостью, стремительностью веет от Ноздрева, этого кутилы, лихача, известного в городе «исторического человека». Его совершенно не занимают мелочные заботы о накоплении денег. Нет, у него другая, противоположная страсть &#151 бездумно и легко тратить деньги на кутежи, картежные игры, покупку ненужных вещей. Каков же источник его доходов? Он тот же, что и у других помещиков &#151 крепостные крестьяне, которые обеспечивают своим господам праздную и беззаботную жизнь. Именно на этой благодатной почве буйно расцветают такие качества Ноздрева, как наглое вранье, хамское отношение к людям, нечестность, бездумье. Это отражается в его отрывочной, быстрой речи, в том, что он постоянно перескакивает с одного предмета на другой, в его оскорбительных, бранных, циничных выражениях типа «скотовод эдакой», «свинтус ты за это», «такая дрянь». Говоря об одном герое, автор вместе с тем дает характеристику подобным ему людям. Ирония автора заключается в том, что в первой части фразы он аттестует таких ноздревых как «хороших и верных товарищей», а затем добавляет: «. и при всем том бывают весьма больно поколачиваемы». За что? Конечно, за их страстишку нагадить ближнему. Усадьба Ноздрева помогает лучше понять и его характер, и жалкое положение его крепостных, из которых он выколачивает все, что возможно. Поэтому нетрудно сделать вывод о бесправном и нищенском положении крепостных Ноздрева.

У Собакевича в противоположность Ноздреву все отличается добротностью и прочностью. Но это не производит отрадного впечатления, потому что Гоголь гиперболически подчеркивает уродство и нелепость построек Собакевича и обстановки его дома. При описании внешности этого героя писатель применяет блестящий художественный прием &#151 он сравнивает Собакевича со «средней величины медведем». Это позволяет читателю не только зримо представить себе облик героя, но и увидеть его животную сущность, отсутствие высшего духовного начала. Если Манилов хотя бы пытался усвоить внешние манеры интеллигентного гуманного человека, то Собакевич не скрывает своего глубокого презрения к просвещению, определяя его словом «фук». Именно собакевичи были главной опорой трона, они убивали все гуманное и прогрессивное. Собакевич &#151 ярый крепостник, который никогда не упустит своей выгоды, даже если речь идет об умерших крестьянах. Позорный торг из-за «мертвых душ» обнаруживает определяющую черту его характера &#151 неудержимое стремление к наживе, алчность, стяжательство. При обрисовке образа Собакевича писатель широко использует прием гиперболизации. Достаточно вспомнить его чудовищный аппетит или портреты полководцев с толстыми ногами и «неслыханными усами», украшавшими его кабинет.

Сочинение: Помещичья Россия в поэме Гоголя Мертвые души

Помещичьи хозяйства в 30–40-х годах ХIХ века составляли основу экономики России, и их устройство и доходность были прямыми показателями развития страны. Поэтому Н.В. Гоголь, стремясь в своей поэме «Мертвые души» отразить «хотя с одного боку всю Русь», уделил немало внимания теме помещичьей России, причем основной интерес писателя составили именно характеры «хозяев земли», их склонности и стремления.

В первой части произведения (которая является единственной из трех, полностью завершенной и опубликованной при жизни Гоголя; вторая же сохранилась в виде отдельных фрагментов и только в черновиках) эта тема раскрывается на примере образов пяти персонажей: Манилова, Коробочки, Ноздрева, Собакевича и Плюшкина. Каждый из них представляет собой обобщенный тип русского помещика. Все образы поэмы можно условно поделить на две группы: «живые души» и «мертвые», и как раз к последним относятся эти помещики. Они живут исключительно в рамках своего ограниченного сознания, оберегая свои принципы от любых разумных и неразумных доводов против, не имеют никакой высокой духовной цели в жизни, а если к чему и стремятся, то это все низменное, земное, приземленно-бытовое.

Так, Манилов, первый кого посещает главный герой произведения Чичиков, поначалу кажется приятнейшим человеком: любезным, гостеприимным и в меру бескорыстным. Но фактически приятное обхождение с людьми – единственное занятие этого помещика, как в «материальном», так и в «духовном» смысле. Хозяйством он не занимается (оно «шло как-то само собой»), светские мероприятия посещает, так как все их посещают, думает непонятно о чем, не имеет никаких увлечений, хоть и почитает себя ценителем прекрасного (что выражается в беседках для «уединенного размышления», мечтах о мостах для крестьян, чтобы там продавать нужные им товары и тому подобном).

Помещица Коробочка в противоположность Манилову постоянно занята хозяйством. Об этом говорят и ухоженные огороды, и наполненный «всякой домашней тварью» птичий дом, и поддерживаемые «как следует» крестьянские избы. Но это не проявление живого хозяйственного ума. Коробочка просто следует своеобразной «программе действий», то есть взращивает, продает, покупает и чинит. И только в этой плоскости она может думать. Даже когда разговор заходит о покупке мертвых душ, она понимает это буквально: «Нечто хочешь ты их откапывать из земли?» – вопрошает помещица. Сам автор дает ей прямую характеристику – «дубинноголовая».

Следующий персонаж – помещик Ноздрев, обладающий неуемным темпераментом, энергичный и весьма общительный: то одного в гости позовет, то другого, то на ярмарку приедет, то на бал в губернский город N. Нельзя сказать, что он абсолютно «мертв» (увлекается, к примеру, собаками, очень их любит), но при этом обладает большим количеством недостатков и пороков, которые совершенно заслоняют все его достоинства.

Во-первых, Ноздрев имеет «страстишку погадить ближнему, иногда вовсе без всякой причины», и его после очередного подлого поступка не мучает ни совесть, ни какое-то чувство униженности, оскорбленного достоинства. Он даже, возможно, и не помнит об этом в следующую минуту. Во-вторых, у Ноздрева бурная и нелепая фантазия – может, к примеру, сочинить, что была у него лошадь розовой окраски, и сам в это же поверить. И в-третьих, он постоянно ищет приключений и ничего не доделывает до конца. Незаконченный ремонт в доме (когда приезжает домой сам барин и гости, в столовой его дома мужики красят стены), пустые стойла, старая, неисправная шарманка, бесполезная абсолютно, и проигранная в карты бричка – вот последствия этого. Энергия и силы Ноздрева тратятся ни на что, и вряд ли его поместье отличается ухоженностью и доходностью.

Собакевич – наоборот, настоящий «хозяин своей земли», все у него прочно и добротно сделано и организовано. Но при этом, подчеркивает Гоголь, все неуклюже, грубо и иногда даже неприятно на вид. Толстые ляжки на картинах, «вырубленные топором» черты лица хозяина, безапелляционная отрицательная (и, кстати, безосновательная) оценка им окружающих – все это, казалось бы, касается только воспитания и эстетической развитости помещика, но в рамках этого литературного произведения данные факты свидетельствуют о безнравственности и бездуховности героя. Даже к мертвым душам Собакевич относится, как к предметам, – торгуется, спорит и на возражения Чичикова, что, мол, они как несуществующие не имеют ровно никакой цены, отвечает, что раз ему, Чичикову, нужны, значит, чего-то стоят. Гоголь говорит про Собакевича точно: «кулак».

Помещик Плюшкин, в свою очередь, с первого взгляда выглядит человеком, наделенным многими недостатками, а точнее, одним большим пороком: он – накопитель, неудержимо собирающий все и складывающий найденное и взращенное в погреба, где все это гниет и портится, так как не используется. Для Плюшкина страшно даже выбросить использованную зубочистку, старый засохший кусочек лимончика, жалко денег и вообще каких-либо трат, не важно даже на что – хоть на продажу излишка зерна, хоть на жизнь внука и дочери. Но герой был таким не всегда, он когда-то был замечательным хозяином и отцом, но внезапно наступившее одиночество обострило его и без того несколько скупой (тогда это была лишь бережливость) характер.

Примечательно, что Гоголь дает некоторую надежду на возрождение для этого персонажа (он в какой-то момент вспоминает былую возможность чувствовать, думая о прошлом). И не только на душе Плюшкина отразились трагически жизненные обстоятельства. Возможно, что Ноздрев бы мог в иное время и в ином месте стать храбрым, бесшабашным воином, а Коробочка, не умри ее муж, просто была бы хорошей женой и хозяйкой.

Такая идея довольно четко прослеживается в поэме, и это намекает на определенную вину общества в воспитании подобного, духовно искалеченного, человека. Впрочем, прямым текстом Гоголь не высказывает эту мысль, хотя из его «Выбранных мест из переписки с друзьями» можно сделать такой вывод. В конечном итоге, писатель осуждает не крепостное право и не помещиков как класс, но то, как именно используют они свою власть над крестьянами, богатство своих земель, ради чего вообще занимаются хозяйством.

Описанные Гоголем типы помещиков кажутся нам невероятными и иногда даже фантастическими, но необходимо помнить, что эти персонажи «собраны» из многих обобщенных характеров. Например, Собакевич – «кулак», но кулаки, как всякие люди, тоже бывают разные: кто более добрый, кто – злой, кто – общительный и приветливый, а кто – замкнутый. Но все же главные их черты остаются неизменными.

Очень важно для понимания этих образов рассмотреть также и способ их построения и обрисовки. Во-первых, автор описывает Манилова, Коробочку, Ноздрева, Собакевича и Плюшкина, следуя одному и тому же плану. Изображение деревни рассказывает о хозяйственных способностях помещика, барского дома – об устройстве жизни и о каких-то чертах характера, манера общения с Чичиковым – об общей стратегии поведения, а сцена сделки – о деловых способностях и опять-таки о каких-либо особенностях персонажа. Рассмотрим, как реализуется этот план на примере Коробочки.

Ее деревня – ухоженная, а крестьяне, в ней живущие, не страдают от бедности. Это говорит об аккуратности хозяйки, ее способности управлять поместьем. Дом Коробочки со старинными маленькими зеркалами, шипящими часами и картинками, за которыми обязательно заложено что-нибудь, сообщает нам о патриархальности уклада жизни хозяйки и о ее простоте, граничащей с невежеством. Перья же от перины, разлетевшиеся по разным углам комнаты, вызывают странные ассоциации с курятником. А куры, как известно, равно как и любая другая птица, не слишком отличаются умом. То, как Коробочка общается с Чичиковым, выдает ограниченность и глупость помещицы, а также ее ранее упомянутое качество – бездумное следование шаблонам во всем: приезжий – значит «купец», «из Москвы» – значит «хорошая работа» и т.п. Ну и, наконец, сцена сделки: Коробочка предстает бестолковой, трусливой, не способной самой сформировать свое мнение. Единственной положительной чертой хозяйки можно назвать в данном случае упорство в желании что-либо продать, хотя Чичикова, человека опытного, она не заставила приобрести что-то ненужное ему.

Помимо этого «плана», автор использует достаточно широкий набор художественных средств. Особенно важен «прием многозначительной детали». Так, у Манилова кабинет выкрашен особой краской – «голубенькой вроде серенькой», то есть на первый взгляд замечательной, а на самом деле бедной по цвету и совершенно обычной. А у Собакевича фронтон дома без одной колонны сбоку, потому что это соответствовало «вкусу» хозяина.

Также Гоголь зачастую полагается на ассоциативное мышление читателя. Например, чепец, одетый на чучело, ставит знак равенства между Коробочкой и огородным чучелом.

Кроме того, автор использует так называемые «звериные метафоры», то есть проводит аналогию между характером героя и традиционным, устоявшимся пониманием образа какого-то определенного животного. Так, например, Собакевич – «совершенный медведь», – значит, неуклюжий, агрессивный; Манилов – «кот», то есть приятный, но ничего не делающий.

Нельзя не упомянуть также и «говорящие фамилии». «Манилов» ассоциируется со сладкой улыбкой и заманиванием куда-то, «Плюшкин» – с нелепостью и неразумностью поступков героя, «Коробочка» – стремлением складывать и хранить свое добро, «Собакевич» – с чем-то грубым, «лающим», «Ноздрев» – скорее по созвучию, со словом «задира».

Все это приемы, позволяющие косвенно дать оценку персонажу. Но иногда Гоголь прямо характеризует помещиков, а порой дает такую возможность своему герою Чичикову, мнение которого в этом случае сходится с авторским: например, «дубинноголовая» Коробочка или «кулак» Собакевич.

Такое разнообразие приемов говорит не только о мастерстве Гоголя, но и его желании создать гармоничное, объемное произведение, чтобы лучше донести свои идеи до читателя. Правда, истинный замысел автора мало кто из его современников по-настоящему понял и осознал.

Впоследствии, когда Гоголь высказал те же идеи в «Выбранных местах из переписки с друзьями» не в художественной, а в публицистической форме, Белинский был поражен словами человека, которого, как создателя «Мертвых душ», почитал борцом против крепостного права, помещичьих и чиновничьих пороков.

Возможно, поэма «Мертвые души» не была воспринята верно потому, что не был опубликован второй том, в котором, даже в отрывках, намного яснее видно, что же хотел сказать писатель. И только теперь, когда нам стали известны тексты черновиков Гоголя, мы понимаем, что он боролся не против идеи помещичьего хозяйства вообще, а против ее неправильного воплощения в жизнь.

«Помещичья Россия в поэме Гоголя «Мертвые души»»

Помещичьи хозяйства в 30–40-х годах ХIХ века составляли основу экономики России, и их устройство и доходность были прямыми показателями развития страны. Поэтому Н.В. Гоголь, стремясь в своей поэме «Мертвые души» отразить «хотя с одного боку всю Русь», уделил немало внимания теме помещичьей России, причем основной интерес писателя составили именно характеры «хозяев земли», их склонности и стремления.

В первой части произведения (которая является единственной из трех, полностью завершенной и опубликованной при жизни Гоголя; вторая же сохранилась в виде отдельных фрагментов и только в черновиках) эта тема раскрывается на примере образов пяти персонажей: Манилова, Коробочки, Ноздрева, Собакевича и Плюшкина. Каждый из них представляет собой обобщенный тип русского помещика. Все образы поэмы можно условно поделить на две группы: «живые души» и «мертвые», и как раз к последним относятся эти помещики. Они живут исключительно в рамках своего ограниченного сознания, оберегая свои принципы от любых разумных и неразумных доводов против, не имеют никакой высокой духовной цели в жизни, а если к чему и стремятся, то это все низменное, земное, приземленно-бытовое.

Так, Манилов, первый кого посещает главный герой произведения Чичиков, поначалу кажется приятнейшим человеком: любезным, гостеприимным и в меру бескорыстным. Но фактически приятное обхождение с людьми – единственное занятие этого помещика, как в «материальном», так и в «духовном» смысле. Хозяйством он не занимается (оно «шло как-то само собой»), светские мероприятия посещает, так как все их посещают, думает непонятно о чем, не имеет никаких увлечений, хоть и почитает себя ценителем прекрасного (что выражается в беседках для «уединенного размышления», мечтах о мостах для крестьян, чтобы там продавать нужные им товары и тому подобном).

Помещица Коробочка в противоположность Манилову постоянно занята хозяйством. Об этом говорят и ухоженные огороды, и наполненный «всякой домашней тварью» птичий дом, и поддерживаемые «как следует» крестьянские избы. Но это не проявление живого хозяйственного ума. Коробочка просто следует своеобразной «программе действий», то есть взращивает, продает, покупает и чинит. И только в этой плоскости она может думать. Даже когда разговор заходит о покупке мертвых душ, она понимает это буквально: «Нечто хочешь ты их откапывать из земли?» – вопрошает помещица. Сам автор дает ей прямую характеристику – «дубинноголовая».

Следующий персонаж – помещик Ноздрев, обладающий неуемным темпераментом, энергичный и весьма общительный: то одного в гости позовет, то другого, то на ярмарку приедет, то на бал в губернский город N. Нельзя сказать, что он абсолютно «мертв» (увлекается, к примеру, собаками, очень их любит), но при этом обладает большим количеством недостатков и пороков, которые совершенно заслоняют все его достоинства.

Во-первых, Ноздрев имеет «страстишку погадить ближнему, иногда вовсе без всякой причины», и его после очередного подлого поступка не мучает ни совесть, ни какое-то чувство униженности, оскорбленного достоинства. Он даже, возможно, и не помнит об этом в следующую минуту. Во-вторых, у Ноздрева бурная и нелепая фантазия – может, к примеру, сочинить, что была у него лошадь розовой окраски, и сам в это же поверить. И в-третьих, он постоянно ищет приключений и ничего не доделывает до конца. Незаконченный ремонт в доме (когда приезжает домой сам барин и гости, в столовой его дома мужики красят стены), пустые стойла, старая, неисправная шарманка, бесполезная абсолютно, и проигранная в карты бричка – вот последствия этого. Энергия и силы Ноздрева тратятся ни на что, и вряд ли его поместье отличается ухоженностью и доходностью.

Собакевич – наоборот, настоящий «хозяин своей земли», все у него прочно и добротно сделано и организовано. Но при этом, подчеркивает Гоголь, все неуклюже, грубо и иногда даже неприятно на вид. Толстые ляжки на картинах, «вырубленные топором» черты лица хозяина, безапелляционная отрицательная (и, кстати, безосновательная) оценка им окружающих – все это, казалось бы, касается только воспитания и эстетической развитости помещика, но в рамках этого литературного произведения данные факты свидетельствуют о безнравственности и бездуховности героя. Даже к мертвым душам Собакевич относится, как к предметам, – торгуется, спорит и на возражения Чичикова, что, мол, они как несуществующие не имеют ровно никакой цены, отвечает, что раз ему, Чичикову, нужны, значит, чего-то стоят. Гоголь говорит про Собакевича точно: «кулак».

Помещик Плюшкин, в свою очередь, с первого взгляда выглядит человеком, наделенным многими недостатками, а точнее, одним большим пороком: он – накопитель, неудержимо собирающий все и складывающий найденное и взращенное в погреба, где все это гниет и портится, так как не используется. Для Плюшкина страшно даже выбросить использованную зубочистку, старый засохший кусочек лимончика, жалко денег и вообще каких-либо трат, не важно даже на что – хоть на продажу излишка зерна, хоть на жизнь внука и дочери. Но герой был таким не всегда, он когда-то был замечательным хозяином и отцом, но внезапно наступившее одиночество обострило его и без того несколько скупой (тогда это была лишь бережливость) характер.

Примечательно, что Гоголь дает некоторую надежду на возрождение для этого персонажа (он в какой-то момент вспоминает былую возможность чувствовать, думая о прошлом). И не только на душе Плюшкина отразились трагически жизненные обстоятельства. Возможно, что Ноздрев бы мог в иное время и в ином месте стать храбрым, бесшабашным воином, а Коробочка, не умри ее муж, просто была бы хорошей женой и хозяйкой.

Такая идея довольно четко прослеживается в поэме, и это намекает на определенную вину общества в воспитании подобного, духовно искалеченного, человека. Впрочем, прямым текстом Гоголь не высказывает эту мысль, хотя из его «Выбранных мест из переписки с друзьями» можно сделать такой вывод. В конечном итоге, писатель осуждает не крепостное право и не помещиков как класс, но то, как именно используют они свою власть над крестьянами, богатство своих земель, ради чего вообще занимаются хозяйством.

Описанные Гоголем типы помещиков кажутся нам невероятными и иногда даже фантастическими, но необходимо помнить, что эти персонажи «собраны» из многих обобщенных характеров. Например, Собакевич – «кулак», но кулаки, как всякие люди, тоже бывают разные: кто более добрый, кто – злой, кто – общительный и приветливый, а кто – замкнутый. Но все же главные их черты остаются неизменными.

Очень важно для понимания этих образов рассмотреть также и способ их построения и обрисовки. Во-первых, автор описывает Манилова, Коробочку, Ноздрева, Собакевича и Плюшкина, следуя одному и тому же плану. Изображение деревни рассказывает о хозяйственных способностях помещика, барского дома – об устройстве жизни и о каких-то чертах характера, манера общения с Чичиковым – об общей стратегии поведения, а сцена сделки – о деловых способностях и опять-таки о каких-либо особенностях персонажа. Рассмотрим, как реализуется этот план на примере Коробочки.

Ее деревня – ухоженная, а крестьяне, в ней живущие, не страдают от бедности. Это говорит об аккуратности хозяйки, ее способности управлять поместьем. Дом Коробочки со старинными маленькими зеркалами, шипящими часами и картинками, за которыми обязательно заложено что-нибудь, сообщает нам о патриархальности уклада жизни хозяйки и о ее простоте, граничащей с невежеством. Перья же от перины, разлетевшиеся по разным углам комнаты, вызывают странные ассоциации с курятником. А куры, как известно, равно как и любая другая птица, не слишком отличаются умом. То, как Коробочка общается с Чичиковым, выдает ограниченность и глупость помещицы, а также ее ранее упомянутое качество – бездумное следование шаблонам во всем: приезжий – значит «купец», «из Москвы» – значит «хорошая работа» и т.п. Ну и, наконец, сцена сделки: Коробочка предстает бестолковой, трусливой, не способной самой сформировать свое мнение. Единственной положительной чертой хозяйки можно назвать в данном случае упорство в желании что-либо продать, хотя Чичикова, человека опытного, она не заставила приобрести что-то ненужное ему.

Помимо этого «плана», автор использует достаточно широкий набор художественных средств. Особенно важен «прием многозначительной детали». Так, у Манилова кабинет выкрашен особой краской – «голубенькой вроде серенькой», то есть на первый взгляд замечательной, а на самом деле бедной по цвету и совершенно обычной. А у Собакевича фронтон дома без одной колонны сбоку, потому что это соответствовало «вкусу» хозяина.

Также Гоголь зачастую полагается на ассоциативное мышление читателя. Например, чепец, одетый на чучело, ставит знак равенства между Коробочкой и огородным чучелом.

Кроме того, автор использует так называемые «звериные метафоры», то есть проводит аналогию между характером героя и традиционным, устоявшимся пониманием образа какого-то определенного животного. Так, например, Собакевич – «совершенный медведь», – значит, неуклюжий, агрессивный; Манилов – «кот», то есть приятный, но ничего не делающий.

Нельзя не упомянуть также и «говорящие фамилии». «Манилов» ассоциируется со сладкой улыбкой и заманиванием куда-то, «Плюшкин» – с нелепостью и неразумностью поступков героя, «Коробочка» – стремлением складывать и хранить свое добро, «Собакевич» – с чем-то грубым, «лающим», «Ноздрев» – скорее по созвучию, со словом «задира».

Все это приемы, позволяющие косвенно дать оценку персонажу. Но иногда Гоголь прямо характеризует помещиков, а порой дает такую возможность своему герою Чичикову, мнение которого в этом случае сходится с авторским: например, «дубинноголовая» Коробочка или «кулак» Собакевич.

Такое разнообразие приемов говорит не только о мастерстве Гоголя, но и его желании создать гармоничное, объемное произведение, чтобы лучше донести свои идеи до читателя. Правда, истинный замысел автора мало кто из его современников по-настоящему понял и осознал.

Впоследствии, когда Гоголь высказал те же идеи в «Выбранных местах из переписки с друзьями» не в художественной, а в публицистической форме, Белинский был поражен словами человека, которого, как создателя «Мертвых душ», почитал борцом против крепостного права, помещичьих и чиновничьих пороков.

Возможно, поэма «Мертвые души» не была воспринята верно потому, что не был опубликован второй том, в котором, даже в отрывках, намного яснее видно, что же хотел сказать писатель. И только теперь, когда нам стали известны тексты черновиков Гоголя, мы понимаем, что он боролся не против идеи помещичьего хозяйства вообще, а против ее неправильного воплощения в жизнь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Название: Помещичья Россия в поэме Гоголя Мертвые души
Раздел: Сочинения по литературе и русскому языку
Тип: сочинение Добавлен 02:33:24 05 февраля 2011 Похожие работы
Просмотров: 1202 Комментариев: 5 Оценило: 4 человек Средний балл: 3.5 Оценка: неизвестно Скачать