Поэзия Тютчева

Федор Иванович Тютчев родился в старинной дворянской семье, в имении Овстуг Брянского уезда Орловской губернии. Юные годы провел в Москве. В 1821 году блестяще закончил словесный факультет Московского университета. Вскоре поступил на службу в министерство иностранных дел. в 1822 году уехал за рубеж, получив назначение на скромную место в русском посольстве в Мюнхене. Служил также в Турине (Сар диния). В чужих краях Тютчев прожил двадцать два года, но не те^ял духовной связи с родиной, хотя посещал ее нечасто.

В Мюнхене он приобщился к немецкой идеалистической философии, свел знакомство с Ф. Шеллингом, дружил с Г. Гейне.
Стихи Тютчев начал писать ещё подростком, но выступал в печати редко и не был замечен ни критикой, ни читателями. Настоящий дебют поэта состоялся в 1836 году: тетрадь стихотворений Тютчева, переправленная из Германии, попадает в руки А. С. Пушкина, и тот, приняв тютчевские стихи с изумлением и восторгом, опубликовал их в своем журнале «Современник». Однако признание и известность приходят к Тютчеву немаловажно позднее, после его возвращения на родину, в 50-х годах, когда о поэте восхищенно отозвались Некрасов, Тургенев, Фет, Чер-. нышевский и когда вышел отдельный сборник его стихотворе- -ний (1854 г.). И все же Тютчев не стал профессиональным литератором, до конца жизни оставаясь на государственной службе.

Гениальный художник, основательный мыслитель, тонкий психолог— таким предстает Тютчев в своих произведениях. Темы его стихотворений вечны: смысл бытия человеческого, природа, связь человека с ней, любовь. Эмоциональная окраска большинства тютчевских стихотворений определяется его мятущимся, трагическим мироощущением:

И сею кровью благородной

Ты жажду чести утолил —

И осененный опочил

Хоругвью горести народной.

Вражду твою пусть

Кто слышит пролитую кровь.

Тебя ж, как первую любовь,

России сердце не забудет. Или:

В разлуке есть высокое значенье:

Как ни люби, хоть день один, хоть век,

Любовь есть сон, а сон — одно мгновенье.

Й рано ль, поздно ль пробужденье,

А должен наконец проснуться человек.

Как жесточайшее бедствие и тяжкий проступок ощущал поэт самовластие человеческого «я», проявление индивидуализма, холодного и разрушительного. Иллюзорность, призрачность, хрупкость человеческого существования постоянно тревожат поэта. В стихотворении «Смотри, как на речном просторе. » человека он сравнивает с тающими льдинами:

Все вместе—малые, большие,

Утратив прежний образ свой,

Все — безразличны, как стихия,—

Сольются с бездной роковой.

В последние годы своей жизни, образ всепоглощающей бездны снова возникает в стихотворении поэта «От жизни той, что бушевала тут. «

В отношении к природе Тютчев являет читателю две позиции: бытийную, созерцательную, воспринимающую окружающий мир с помощью органов чувств, и духовную, мыслящую, стремящуюся за видимым покровом угадать великую тайну природы.

Тютчев-созерцатель создает такие лирические шедевры, как «Весенняя гроза», «Есть в осени первоначальной. «, «Чародейкою Зимою. » и множество подобных, коротких, но прелестных образных пейзажей. Тютчев-мыслитель видит в природе неисчерпаемый источник для размышлений и обобщений космического порядка. Так родились стихи «Волна и дума», «Фонтан», «День и ночь».

Радость бытия, счастливое согласие с природой, безмятежное упоение ею характерны для стихотворений поэта о весне:

Еще земли печален вид,

А воздух уж вескою дышит,

И мертвый в поле стебль колышет,

И елей ветви шевелит.

Еще природа не проснулась,

Но сквозь редеющего сна

Весну послышала она

И ей невольно улыбнулась.

,Воспевая весну, Тютчев неизменно радуется редкой возможности ощутить полноту жизни. Он противопоставляет райское блаженство красоте весенней природы:

Что пред тобой утеха рая,

Пора любви, пора весны,

Цветущее блаженство мая,

Румяный цвет, златые сны.

На лирических пейзажах Тютчева лежит особенная печать, которая отражает свойства его души. Поэтому его образы необычны, поражают своей новизной. У него ветви докучные, почва принахмурилась, звезды беседуют между собой тихомолком, день скудеющий, радуга изнемогает. Природа то восхищает, то пугает поэта. Иногда она предстает трагичной неизбежностью катаклизмов:

Когда пробьет последний час природы,

Состав частей разрушится земных

Все зримое опять покроют воды,

Божий лик изобразится в них!

Но в своих сомнениях и опасениях, поисках поэт приходит к тому, что человек не вечно в разладе с природой, он равен ей:

Связан, соединен от века

Союзом кровного родства

Разумный гений человека

С творящей силой естества.

Скажи заветное он слово —

И миром новым естество

Всегда откликнуться готово

На звук родственный его.

Поэзия Тютчева — поэзия глубокой и бесстрашной мысли. Но мысль у Тютчева неизменно слита с образом, передана точными и смелыми, необычайно выразительными красками.

В стихотворениях Тютчева много изящества, пластики, в них есть, по выражению Добролюбова, и «знойная страстность» и «суровая энергия». Они очень цельны, закончены: при чтении их возникает ощущение, что они созданы мгновенно, единым порывом. Несмотря на скептические ноты в поэзии Тютчева, подчас утверждающего, что вся дело человека — «подвиг бесполезный», большинство его произведений наполнены молодостью, неистребимым жизнелюбием.

Биография

Тютчев Федор Иванович (1803 — 1873)

Русский поэт, член-корреспондент петербургской Академии Наук (1857). Духовно-напряженная философская поэзия Тютчева передает трагическое ощущение космических противоречий бытия. символический параллелизм в стихах о жизни природы, космические мотивы. Любовная лирика (в т. ч. стихи «Денисьевского цикла»). В публицистических статьях тяготел к панславизму.

Родился 23 ноября (5 декабря н.с.) в усадьбе Овстуг Орловской губернии в стародворянской среднепоместной семье. Детские годы прошли в Овстуге, юношеские — связаны с Москвой.

Домашним образованием руководил молодой поэт-переводчик С. Раич, познакомивший ученика с творениями поэтов и поощрявший его первые стихотворные опыты. В 12 лет Тютчев уже успешно переводил Горация.

В 1819 поступил на словесное отделение Московского университета и сразу принял живое участие в его литературной жизни. Окончив университет в 1821 со степенью кандидата словесных наук, в начале 1822 Тютчев поступил на службу в Государственную коллегию иностранных дел. Через несколько месяцев был назначен чиновником при Русской дипломатической миссии в Мюнхене. С этого времени его связь с русской литературной жизнью надолго прерывается.

На чужбине Тютчев провел двадцать два года, из них двадцать — в Мюнхене. Здесь он женился, здесь познакомился с философом Шеллингом и подружился с Г. Гейне, став первым переводчиком его стихов на русский язык.

В 1829 — 1830 в журнале Раича «Галатея» были опубликованы стихотворения Тютчева, свидетельствовавшие о зрелости его поэтического таланта («Летний вечер», «Видение», «Бессонница», «Сны»), но не принесшие известности автору.

Настоящее признание поэзия Тютчева впервые получила в 1836, когда в пушкинском «Современнике» появились его 16 стихотворений.

В 1837 Тютчев был назначен первым секретарем Русской миссии в Турине, где пережил первую тяжелую утрату: умерла жена. В 1839 он вступил в новый брак. Служебный проступок Тютчева (самовольный отъезд в Швейцарию для венчания с Э. Дернберг) положил конец его дипломатической службе. Подал в отставку и поселился в Мюнхене, где провел еще пять лет, не имея никакого официального положения. Настойчиво искал пути возвращения на службу.

В 1844 переехал с семьей в Россию, а через полгода вновь был принят на службу в Министерство иностранных дел.

В 1843 — 1850 выступил с политическими статьями «Россия и Германия», «Россия и Революция», «Папство и римский вопрос», делая вывод о неизбежности столкновения между Россией и Западом и конечного торжества «России будущего», которая представлялась ему «всеславянской» империей.

В 1848 — 1849, захваченный событиями политической жизни, он создал такие прекрасные стихотворения, как «Неохотно и несмело. «, «Когда в кругу убийственных забот. «, «Русской женщине» и др., но не стремился напечатать их.

Началом поэтической известности Тютчева и толчком к его активному творчеству стала статья Некрасова «Русские второстепенные поэты» в журнале «Современник», в которой говорилось о таланте этого поэта, не замеченного критикой, и публикация 24 стихотворений Тютчева. К поэту пришло настоящее признание.

В 1854 вышел первый сборник стихотворений, в этом же году был напечатан цикл стихов о любви, посвященных Елене Денисьевой. «Беззаконные» в глазах света отношения немолодого поэта с ровесницей его дочери продолжались в течение четырнадцати лет и были очень драматичны (Тютчев был женат).

В 1858 он был назначен председателем Комитета иностранной цензуры, не раз выступая заступником преследуемых изданий.

С 1864 Тютчев несет одну потерю за другой: умирает от чахотки Денисьева, через год — двое их детей, его мать.

В творчестве Тютчева 1860? преобладают политические стихотворения и мелкие. — «на случаи» («Когда дряхлеющие силы. «, 1866, «Славянам», 1867, и др.).

Последние годы жизни тоже омрачены тяжелыми утратами: умирают его старший сын, брат, дочь Мария. Жизнь поэта угасает. 15 июля (27 н.с.) 1873 в Царском Селе Тютчев скончался.

Поэзия Тютчева

  1. Основными темами творчества Тютчева и Фета являются природа, любовь, философские размышления о тайнах бытия – то есть темы вечные, не ограниченные той или иной эпохой.
  2. Расцвет творчества Тютчева и Фета приходится на 40-60-е годы XIX века, когда громогласно отвергалось «чистое искусство» во имя практической пользы, когда декларировалась гражданственность поэзии, делалась ставка на преобразование всего общественного строя России, результатом которого должны были стать равенство, свобода и социальная справедливость.

Всю свою жизнь Фет отстаивал «чистую красоту», которой служит свободное искусство, он был уверен, что никакие социальные преобразования не могут принести в мир свободу и гармонию, ибо они могут существовать только в искусстве. Политическое мировоззрение Тютчева во многом совпадает с фетовским. Поэт видел в революции только стихию разрушения, спасение от кризиса, охватившего Россию, следовало, по мысли Тютчева, искать в единении славян под эгидой русского «всеславянского» царя. Такая «христианская империя», по его убеждению, сможет противостоять революционному и «антихристианскому» Западу. Однако реальные исторические события не отвечали идеалистическим устремлениям поэта. Россия проиграла Крымскую войну, а реформа 1861 года вскрыла острые социальные конфликты. «Судьба России, – писал Тютчев, – уподобляется кораблю, севшему на мель, который никакими усилиями экипажа не может быть сдвинут с места, и лишь одна приливающая волна народной жизни в состоянии поднять его и пустить в ход».

Многие современники Тютчева и Фета, придерживаясь других политических взглядов, отдавали должное таланту поэтов-лириков. Тургенев писал: «О Тютчеве не спорят: кто его не чувствует, тем самым доказывает, что он не чувствует поэзии». Даже осуждая Фета за его гражданскую пассивность, равнодушие к общественным нуждам, Чернышевский называл его «даровитейшим из нынешних наших лирических поэтов». Даже Некрасов, декларативно и прямолинейно утверждающий гражданственность лирики, говорит, что «человек, понимающий поэзию и охотно открывающий душу свою ее ощущениям, ни в одном русском авторе, после Пушкина, не почерпнет столько поэтического наслаждения, сколько доставит ему г. Фет».
Любовная лирика обоих великих поэтов пронизана мощным драматическим, трагедийным звучанием, что связано с обстоятельствами их личной жизни. Каждый из них пережил смерть любимой женщины, оставившую в душе незаживающую рану.

«Денисьевский цикл» Ф. И. Тютчева посвящен любви, пережитой поэтом «на склоне лет» к Елене Александровне Денисьевой. Этот удивительный лирический роман длился 14 лет, закончившись смертью Денисьевой от чахотки в 1864 году. Но в глазах общества это были «беззаконные», постыдные отношения. Поэтому и после смерти любимой женщины Тютчев продолжал винить себя в ее страданиях, в том, что не сумел оградить ее от «суда людского». Стихотворения о последней любви поэта по глубине психологического раскрытия темы не имеют себе равных в русской литературе:

О, как на склоне наших лет
Нежней мы любим и суеверней.
Сияй, сияй, прощальный свет
Любви последней, любви вечерней!

Огромная сила воздействия на читателя этих строк коренится в их искренности и безыскусности выражения глубокой, выстраданной мысли о скоротечности огромного, неповторимого счастья, которого уже не вернуть. Любовь в представлении Тютчева – это тайна, высший дар судьбы.

Любовь, любовь – гласит преданье –
Союз души с душой родной –
Их съединенье, сочетанье,
И роковое их слиянье,
И. поединок роковой.

Однако подобная метаморфоза все-таки не способна убить любовь; более того, страдающий человек не желает избавиться от мук любви, ибо она дарит ему полноту и остроту мироощущения. «Денисьевский цикл» Тютчева стал нерукотворным памятником его юной возлюбленной, ровеснице его дочери. Она, подобно Беатриче Данте или Лауре Петрарки, обрела бессмертие. Теперь эти стихи существуют отдельно от трагической истории любви, но вершиной мировой любовной лирики они стали потому, что их питала сама жизнь.

Любовная лирика А. А. Фета также неотделима от его судьбы, его личной драмы, которая объясняет то, что во всех его стихах, то усиливаясь, то слабея, звучит «отчаянная, рыдающая нота». Будучи унтер-офицером Кирасирского полка, Фет познакомился с Марией Лазич, дочерью бедного херсонского помещика. Они полюбили друг друга, но будущий поэт не решился жениться на девушке, так как не имел достаточных средств. Он писал об этом в марте 1849 года близкому другу, А. Борисову: «Это существо стояло бы до последней минуты сознания моего передо мною – как возможность возможного для меня счастия и примирения с гадкой действительностью. Но у нее ничего, и у меня ничего. » Кроме того, женитьба заставила бы Фета поставить крест на всех его планах. В 1851 году Мария погибла: сгорела от неосторожно брошенной спички. Предполагали даже, что это было самоубийство. Во всяком случае, А. Фет до конца своих дней не мог забыть Марию, испытывая горькое чувство вины и раскаяния. Ей посвящены многие стихотворения поэта: «Старые письма», «Недвижные очи, безумные очи», «Солнца луч промеж лип. «, «Долго снились мне вопли рыданий твоих» и многие другие. Острый накал чувства, мучительная энергия переживания как бы преодолевает смерть. Поэт говорит с возлюбленной как с живой, добиваясь у нее ответа, даже завидуя ее безмолвию и небытию:

Очей тех нет – и мне не страшны гробы,
Завидно мне безмолвие твое,
И, не судя ни тупости, ни злобы,
Скорей, скорей в твое небытие!

В этих стихах, наполненных страстью и отчаянием, звучит отказ поэта примириться с вечной разлукой, со смертью любимой. Здесь даже «небытие» ощущается как нечто позитивное, как неразрывная уже связь с ней. Преодолевая трагедию, Фет превращает ее в драматическую радость, в гармонию, в постоянный источник вдохновения.
Тютчевские «пейзажи в стихах» неотделимы от человека, его душевного состояния, чувства, настроения:

Мотылька полет незримый
Слышен в воздухе ночном.
Час тоски невыразимой.
Все во мне, и я во всем.

Образ природы помогает выявить и выразить сложную, противоречивую духовную жизнь человека, обреченного вечно стремиться к слиянию с природой и никогда не достигать его, ибо оно несет за собою гибель, растворение в изначальном хаосе. Таким образом, тема природы органически связывается у Ф. Тютчева с философским осмыслением жизни.

Фетовское восприятие пейзажа передает тончайшие нюансы человеческих чувств и настроений в их причудливой изменчивости:

Какая ночь! Все звезды до единой
Тепло и кротко в душу смотрят вновь,
И в воздухе за песней соловьиной
Разносятся тревога и любовь.

Весеннее обновление природы порождает в душе лирического героя неясные предчувствия счастья, взволнованного ожидания любви.

  • Беспристрастное время все расставило по своим местам, всему дало объективную и верную оценку. Кому сейчас, в начале третьего тысячелетия, интересны идейные политические баталии 60-х годов XIX века? Кого всерьез могут занимать злобные выпады и упреки в гражданской пассивности, адресованные великим поэтам? Все это стало лишь предметом изучения истории. А поэзия Тютчева и Фета все так же свежа, удивительна, неповторима. Этих поэтов можно назвать предтечами символизма. Их поэзия волнует, будоражит, заставляет замирать от сладкой тоски и боли, потому что вновь и вновь приоткрывает перед нами бездонную тайну человеческой души.
  • Поэзия Тютчева

    Поэзия Тютчева принадлежит к лучшим созданиям русского поэтического гения. Нам близок Тютчев, вдохновенный созерцатель природы, нашедший свои, ему одному свойственные краски, чтобы запечатлеть ее красоту. Нам дорог Тютчев, чуткий тайновидец человеческого сердца, сумевший передать тончайшие оттенки и глубокие противоречия душевных переживаний.

    Читая стихи Тютчева, мы вновь и вновь поражаемся неисчерпаемому богатству русского языка. Благоговейному отношению к поэтическому слову учат нас его стихи. “ Он не шутит с музой ,- говорит про него Лев Николаевич Толстой ,- и все у него строго: и содержание, и форма ” .

    Тютчев, Федор Иванович годы жизни: 23 ноября или 5 декабря 1803 – 15 или 27 июля 1873 года. Выдающийся русский поэт. Родился в усадьбе отца в селе Овсюг Брянского уезда Орловской губернии в родовитой дворянской семье. Первоначальное образование получил дома под руководством поэта-переводчика С. Е. Раича, являвшегося членом декабристского “ Союза благоденствия “ , который пробудил в своем питомце любовь к литературе. Пятнадцатилетним мальчиком, в 1881году, за стихотворное подражание латинскому поэту Горацию Тютчев был избран сотрудником Общества любителей русской словесности; в следующем же году первые его стихи были напечатаны в “ Трудах ” Общества. В 1821 году окончил словесное отделение Московского университета. В 1822-1839 находился на дипломатической службе при русской миссии в Мюнхене, затем в Тюрине. В Мюнхене подружился с Генрихом Гейне, общался с Фридрихом Шеллингом.

    Многолетние пребывание за рубежом только внешне отдалило Тютчева от родины. В одном из своих писем этого времени он признавался , что одинаково любил отечество и поэзию. Недаром в “С тихотворениях, присланных из Германии ” Некрасов впоследствии ощутил “живой отпечаток русского ума, русской души” .

    По возвращению в Россию (в 1844 году) служил в ведомстве министерства иностранных дел. С 1858 года до смерти состоял председателем комитета иностранной цензуры . Умер в Царском Селе , похоронен в Петербурге , на Новодевичьем кладбище .

    Тютчев начал писать стихи в ранней юности. Выступил в печати в 1819 году , но в дальнейшем печатался редко и с большими перерывами . Во время пребывания Тютчева за границей несколько его стихотворений были напечатаны в малопопулярных московских журналах и альманахов . Поэзию Тютчева высоко оценил А. С. Пушкиным , опубликовавшим большой цикл его стихов в журнале “ Современник ” в 1836 году. Первая критическая статьях о стихах Тютчева принадлежит Н. А. Некрасову , который отнес его к “ русским первостепенным поэтическим талантам ” – цитата из “ Современника ” за 1850 году. В 1854 году редакция “С овременника ” издала сборник стихов Тютчева, подготовленный к печати И. С. Тургеневым.

    Творчество Тютчева отличается сложностью противоречивостью, отражающей двойственность отношение поэта к современной ему социальной действительности. В 20-е годы Тютчеву были свойственны вольнолюбивые настроения. Политическое мировоззрение Тютчева в 40-е годы складывалось под влиянием идей словянофилов. В публицистических статьях Тютчев противопоставлял самодержавную и православную Россию революционному и “ безбожному ” Западу; оплот против революции он видел в единении славянских стран под главенством России. В политической лирике ( “ Море и утес ” 1848, и др.) Тютчев пропагандировал идеи панславизма. Однако Крымская война 1853-1856 годы, обнаружившая гнилость и бессилие крепостной России, вызвала у Тютчева резкую критику самодержавно-бюрократического режима (в письмах и эпиграммах на Николая 1, П. А. Шувалова, на цензуру). Тютчев остро ощущал переломный характер своей эпохи. Поэтому поэзия Тютчева вся проникнута тревогой, ощущением трагизма жизни. Несмотря на открытое враждебное отношение к революции , его постоянно влекло к “ высоким зрелищам “ социальных потрясений , для него характерен повышенный интерес к “ роковым ” моментам истории. Поэт испытал особенное тяготение к изображению “ бурь ” и “ гроз ” в природе и человеческой душе. Явления природы переживания человека раскрываются в единстве борющихся противоположностей. Это придает лирике Тютчева богатство содержания и философскую глубину. Вместе с тем, изображая мир в непрестанном движении, поэт не показывает его в развитии. Отсюда безысходность борьбы, неразрешимость противоречий. В самом себе поэт ощущает трагичную раздвоенность, “ двойное бытие “: страстную любовь к жизни, к “матери-земле“, способность погружаться в “ земное забвение “, упиваться преизбытком жизни и наряду с этим – настоение “ущерба” , “ изнеможения ” , естественные для “ обломка старых поколений ” , не находящего себе места среди “ пришельцев новых ” . Космические темы и образы, занимающие видное место в поэзии Тютчева, порою прямо переплетаются с мотивами социальными.

    Поэт-философ Тютчев был в тоже время подлинным поэтом-художником, мастером стихотворной формы, автором непревзойденных пейзажей в стихах и тонким психологом. В своем художественном развитии он отразил общее для русской поэзии движение от романтизма к реализму. Пластичность образов, свежесть и точность определений обнаруживаются уже в лучших стихах Тютчева 30-х годов. Образы природы обычно привлекаются молодым Тютчевым в качестве соответствия переживаниям человека. У зрелого Тютчева этот прием встречается значительно реже, уступая место непосредственному впечатлению от картин природы; наряду с этим усиливается внимание поэта к конкретным деталям. Выдающимся явлением в русской и мировой литературе была любовная лирика Тютчева, отличающаяся глубиной мысли поэтической силой в передаче человеческих чувств и ярко индивидуализированным лирическим образом женщины, любящей “ наперекор и людям и судьбе ”.

    Несмотря на противоположность мировоззрения Тютчева и Добролюбова , последний высоко оценил поэзию Тютчева, отметив, что его стихам присущи “ и знойная страстность , и суровая энергия , и глубокая дума, возбуждаемая не одними стихийными явлениями , но и вопросами нравственными , интересами общественной жизни ” . Поэтическая сила стихов Тютчева восхитила писателей различных направлений: Пушкина, Тургенева, Толстова, Чернышевского, Фета, Достоевского. Тем не менее, широкое признание Тютчев получил лишь на рубеже 20 века.

    Научное изучение наследия Тютчева началось после Великой Октябрьской социалистической революции. В подмосковной усадьбе Тютчевых Муранове открыт музей, носящий имя поэта.

    купить мбор 5ф и другую огнезащиту от ООО «КРОСТ», в том числе маты прошивные базальтовые, огнезащитную краску. Полный ассортимент огнезащитных материалов.

    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

    Поэзия Тютчева

    Я люблю мир, преображенный поэзией Федора Ивановича Тютчева. Все материальное вокруг меня как бы оживает, одухотворяется, становится ближе и роднее сердцу. Но я не сразу полюбил этого поэта. Вообще я считаю, что Тютчев — поэт для узкого круга читателей в хорошем смысле этого слова. То есть — для читателя тонкого, думающего, смотрящего на мир под определенным углом зрения. Я бы добавил: еще и определенного душевного темперамента. По словам А. Фета, лирический герой Тютчева предлагает читателю «утонченный жизни свет». Говорилось это с некоторой претензией, с намеком на определенную замкнутость круга поэтических движений души Тютчева. Но мне кажется, что как раз в этом и есть главное достоинство лирики Тютчева.

    В наши дни ясно, что Тютчев занял в русской литературе место, на которое он и претендовал при жизни. Слава Богу, все споры о его значении для России прекратились, и теперь его только читают, наслаждаясь высокой поэзией его чувств.

    Итак, поэзия Тютчева — несомненная вершина в череде вершин русской поэзии. Мне близок поэт и своей автобиографичной лирикой. По его стихам можно прочитать его судьбу. Мы знаем всех женщин, которых он любил и которым посвящал стихи. Но понятие автобиографичности лирики Тютчева, конечно, относительное. Так, например, общность мотивов, обнаруживающихся в ранних стихотворениях, навеянных любовью поэта к Эрнестине Дернберг, и в стихах «денисьевского цикла», говорит о том, что у поэта всегда две автобиографии: одна — физическая, другая — духовная.

    Тютчев в любовной лирике словно купался душой в потоках волшебного света. Ясное и нежное чувство всегда присутствовало в его стихах. Особенно ярко из всех движений влюбленной души он изображал предчувствие свиданий с любимой женщиной. Все, что в эти мгновения окружало поэта в физическом мире, приобретало свойства возвышенной человеческой души: и цветы на подоконнике, и теплый летний ветерок, и лазурное небо — все томилось и предрекало встречу с любимой:

    Волшебную близость, как бы благрдать,»

    Разлитую в воздухе, чувствую я.

    В Тютчеве меня поражает также непреходящая сила его любовных чувств. Огонь этого чувства горел в душе поэта до последних его дней нагземле. В возрасте, для многих мужчин уже не обещающем страстных взлетов души, Тютчев после многолетней разлуки вновь влюбился с пылкостью юноши, и русская поэзия обогатилась прекрасным стихотворным признанием в любви:

    Я встретил вас — и все былое»

    В отжившем сердце ожило:»

    Я вспомнил время золотое —»

    И сердцу стало так тепло.

    Своеобразие лирики Тютчева заключается, на мой взгляд, еще и в его устремлении к горним силам. Как говорил Н. В. Гоголь, к «неземной» воле. Для его лирического героя были естественными вопросы:

    Небесный ты или земной?»

    Воздушный житель, может быть.

    Мне кажется, что Тютчев очень внимательно и вдумчиво следил за творчеством Василия Андреевича Жуковского. Рискну предположить, что Жуковский был его духовным учителем более, чем Пушкин.

    Подтверждением этого для меня служит стихотворение «Все пошлое и ложное ушло так далеко. ».

    Мотив явно родственен стихотворению Жуковского «Все близкое мне зрится отдаленным. ». Ну что ж, метафизические опыты никогда не вредили поэзии. Я привел далеко не полный перечень достоинств поэзии Тютчева, но мне он более всего дорог своей потрясающей памятью сердца, любовью к Отечеству, к умному сердцу человека. В этом — его поэзия, он сам и его — наше будущее

    ФЁДОР ТЮТЧЕВ

    Федор Иванович Тютчев (1803 — 1873) родился 23 ноября (5 декабря по новому стилю) в усадьбе Овстуг Орловской губернии в стародворянской среднепоместной семье. Детские годы прошли в Овстуге, юношеские связаны с Москвой.
    Домашним образованием мальчика руководил молодой поэт-переводчик С. Раич, познакомивший ученика с творениями русских и мировых поэтов и поощрявший его первые стихотворные опыты. В 12 лет Тютчев уже успешно переводил Горация.
    В 1819 г. Фёдор поступил на словесное отделение Московского университета и сразу принял живое участие в его литературной жизни. Окончив университет в 1821 со степенью кандидата словесных наук, в начале 1822 поступил на службу в Государственную Коллегию иностранных дел.
    Через несколько месяцев был назначен чиновником при русской дипломатической миссии в Мюнхене. С этого времени его связь с русской литературной жизнью надолго прерывается.
    На чужбине Тютчев провёл двадцать два года, из них двадцать — в Мюнхене. Здесь он женился, здесь познакомился с философом Шеллингом и подружился с Г.Гейне, став первым переводчиком его стихов на русский язык.
    В 1829-1830 гг. в журнале Раича «Галатея» были опубликованы стихотворения Тютчева, свидетельствовавшие о зрелости его поэтического таланта («Летний вечер», «Видение», «Бессонница», «Сны»), но не принесшие известности автору.
    Настоящее признание поэзия Тютчева впервые получила в 1836, когда в пушкинском «Современнике» появились его 16 стихотворений.
    В 1837 был назначен первым секретарем русской миссии в Турине, где пережил первую тяжелую утрату: умерла жена. В 1839 вступил в новый брак. Служебный проступок Тютчева (самовольный отъезд в Швейцарию для венчания с Э. Дернберг) положил конец его дипломатической службе. Он подал в отставку и поселился в Мюнхене, где провёл еще пять лет, не имея никакого официального положения. Все это время он Настойчиво искал путей возвращения на службу.
    В 1844 г. Тютчев переехал с семьей в Россию, а через полгода вновь был зачислен на службу в Министерство иностранных дел. Почти сразу после возвращения в Россию Тютчев стал активным участником кружка в. Г. Белинского. Стихов в эти годы он совсем не печатал, а увлекся публицистикой. В 1843-1850 гг. он выступил с политическими статьями «Россия и Германия», «Россия и Революция», «Папство и римский вопрос». В них он делал вывод о неизбежности столкновения между Россией и Западом и конечного торжества «России будущего», которая представлялась ему «всеславянской» империей.
    Началом поэтической известности Тютчева и толчком к его активному творчеству стала статья Некрасова «Русские второстепенные поэты» в журнале «Современник», в которой говорилось о таланте этого поэта, не замеченного критикой, и публикация 24 стихотворений Тютчева. К поэту пришло настоящее признание.
    В 1854 г. вышел первый сборник стихотворений, в этом же году был напечатан цикл стихов о любви, посвященных Елене Денисьевой. «Беззаконные» в глазах света отношения немолодого поэта с ровесницей его дочери продолжались в течение 14 лет и были весьма драматичны, ведь Тютчев был женат.
    В 1858 г. Тютчев был назначен председателем Комитета иностранной цензуры, не раз выступая заступником преследуемых изданий. На этом посту он прослужил 15 лет, до самой смерти.
    С 1864 года Тютчев несет одну потерю за другой: умирает от чахотки Денисьева, через год — двое их детей, его мать.
    В творчестве Тютчева 1860-70 гг. преобладают политические стихотворения и мелкие — «на случай» («Когда дряхлеющие силы. «, 1866, «Славянам», 1867, и др.). Последние годы его жизни тоже были омрачены тяжелыми утратами: умерли его старший сын, брат, дочь Мария. Жизнь поэта тоже угасала. 15 июля (27 по новому стилю) 1873 г. в Царском Селе Тютчев скончался.

    Поэзия федора тютчева

    Свое настоящее признание поэзия Тютчева впервые получила в 1836 году. Весной этого года копии тютчевских стихов через Вяземского и Жуковского попали в руки Пушкина, которому стихи понравились, и он решил вместе с друзьями выпустить стихи отдельным сборником. Издания осуществлено не было, но в пушкинском «Современнике» за 1836 год появилось шестнадцать стихотворений Тютчева. На страницах этого журнала стихи поэта продолжали печататься и после смерти Пушкина, вплоть до 1840 года.

    Несмотря на активную переводческую деятельность, поэт признается, что его тяготит «существование человека без родины». По-видимому, глубоко не случайны мотивы одиночества и скитальчества в лирике заграничного периода.

    Как сердцу высказать себя?

    Другому как понять тебя?

    Поймет ли он, чем ты живешь?

    Мысль изреченная есть ложь.

    Взрывая, возмутишь ключи,

    Питайся ими — и молчи…

    По своим политическим взглядам Тютчев был монархистом. Но он с особой остротой ощущал несоответствие русского самодержавия его личным представлениям о монархии. Однако Тютчев не допускал мысли о возможности насильственного изменения русского самодержавного строя, о чем писал в стихотворении «14-ое декабря 1825».

    В последние годы жизни Тютчева за границей его политические взгляды приближаются к доктрине славянофилов.

    Под впечатлением западноевропейских революционных событий 1818 года Тютчев задумывает большой философско-публицистический трактат «Россия и Запад», где стало ясно, что Европе не удалось «подавить революцию конституционными заклинаниями», потому что «революционное начало» слишком глубоко «проникло в общественную кровь». Россию поэт видел спасителем мира, «ноевым ковчегом», о чем поведал в стихотворении «Море и утес»:

    Волн неистовых прибоем

    Беспрерывно вал морской

    С ревом, свистом, визгом, воем

    Бьет в утес береговой,

    Но, спокойный и надменный,

    Дурью волн не обуян,

    Ты стоишь, наш великан!

    Россия, по мнению Тютчева, спасет мир как истинно христианская держава в противовес Западу с его католицизмом, обожествляющим власть Папы.

    Его размышления о мире и человеке поражают глубиной и масштабом.

    Тютчев выступал против сильного, продолжительного и безоглядного «стеснения», накладываемого «наумы». Занимая до конца дней должность председателя Комитета цезуры иностранной, поэт стремился, «не выходя из пределов закона… постоянно соображаться с разумом закона, требованиями века и общества». Он часто выступал заступником изданий, запрещенных цензурой или находившихся под угрозой преследования, что не раз приводило к столкновениям с начальством.

    В творчестве Тютчева шестидесятых — начала семидесятых годов преобладают политические стихотворения и мелкие стихи «на случай».

    Последние годы жизни Тютчева были омрачены тяжелыми утратами. В 1870 году умерли его старший сын Дмитрий и брат Николай, в 1872 году — младшая дочь Мария. Физические силы самого поэта слабели с каждым годом. Весной 1873 года, прикованный к постели тяжелым предсмертным недугом, он диктовал пространные письма на политические темы.

    Федор Иванович Тютчев очень любил Пушкина, которого считал лучшим выразителем «русского ума», а смерть поэта считал народным горем:

    …Велик и свят был жребий твой.

    Ты был богов орган живой,

    Но с кровью в жилах… знойной кровью.

    … И осененный опочил

    Хоругвью горести народной…

    … Тебя ж, как первую любовь,

    России сердце не забудет!

    Лирику Тютчева можно читать и анализировать, любить и не принимать, но с чем нельзя поспорить, так это с тем, что он был «певцом своей Родины», ведь основные мотивы его творчества неотделимы от русских традиций. Наряду с темой Родины у Тютчева много стихов, посвященных природе, ведь у каждого есть свой уголок, дорогой сердцу, который мы считаем своей «малой родиной». Он неповторим и прекрасен.

    Как и человек, природа в поэзии Тютчева находится в постоянной борьбе и противоречии. Силы природы одушевляются поэтом: родниковый ключ таинственно шепчет, «ночь хмурая, как зверь стойкий, глядит из каждого куста». Окружающий мир живой, он мыслит, чувствует, говорит:

    Не то, что мните вы, природа:

    Не слепок, не бездушный лик –

    В ней есть душа, в ней есть свобода,

    В ней есть любовь, в ней есть язык.

    Рисуя картины природы, Тютчев видит перед собой всю прекрасную и мятежную, простую и непонятную, языческую и христианскую Русь. Он верит в ее великую судьбу, непоколебимую святость:

    Ты, как ни жмись, как ни трусь,

    Своей душою маловерной

    Не соблазнишь святую Русь… …

    Венца и скиптра Византии

    Вам не удастся нас лишить!

    Всемирную судьбу России –

    Нет! Вам ее не запрудить.

    Говоря о Родине, Тютчев полон гордости за свою державу, а описывая природу, поэт источает нежность и воодушевление, «Душу, жизнь природы поэт исследует с удивительной наблюдательностью и любовью, создав незабываемые поэтические картины летнего вечера, ночного моря, утра в горах, «осени первоначальной», «грозы в начале мая»:

    Люблю грозу в начале мая,

    Когда весенний первый гром,

    Как бы резвяся и играя,

    Грохочет в небе голубом.

    Гремят раскаты молодые,

    Вот дождик брызнул, пыль летит,

    Повисли перлы дождевые,

    И солнце нити золотит.

    Образами природы Тютчев выражает свои сокровенные мысли и чувства, сомнения и вопросы:

    И отчего же в общем хоре

    Душа не то поет, что море,

    И ропщет мыслящий тростник?

    «Верный сын природы», как называл себя поэт, восклицает: «Нет, моего к тебе пристрастья я скрыть не в силах, мать-земля!».

    Много стихов посвящено размышлениям о жизни, философскому взгляду на окружающий мир. Тютчевский мир трагичен, на его стихотворениях лежит печать сложнос —

    ти, мучительных раздумий, раздвоенности, противоречивости. Человек в «борении стихий» видится поэту «беспомощным», «ничтожной пылью», «мыслящим тростником». Судьба и стихия владеют его жизнью, он уподоблен «лаку земному», «сироте бездомному». Участь человеческая подобна льдине, тающей на солнце и уплывающей «во всеобъемлющем море», «в бездну роковую». Из борьбы противоречий, стихий и страстей есть один выход, один возможный путь:

    Когда пробьет последний час природы,

    Состав частей разрушится земных:

    Все зримое опять попросит воды

    И божий лик изобразится в них!

    Но при этом Тютчев прославляет борьбу, мужество, бесстрашие человека, с которым этот «мыслящий тростник» сопротивляется судьбе:

    Мужайтесь, боритесь, о храбрые души,

    Как бой ни жесток, ни упорна борьба!

    Все в мире борется между собой, выявляя свою сущность и воплощая себя в какой-то форме бытия. Даже под самыми светлыми и яркими покровами и оболочками скрывается темное, страшное: «О, бурь заснувших не буди — под ними хаос шевелится!».

    Даже такое светлое и прекрасное чувство, как любовь, Тютчев описывает противоречиво, двойственно. Ему знакомы, понятны ее прелести, ее «очарованье», поэт называет это чувство «жизни ключ», «чудесный плен», «чистый огонь», «союз души с душой родной». Любовная лирика поэта поражает силой и откровенностью выражения страстей: «И сквозь опущенных ресниц угрюмый, тусклый огонь желанья». Но в то же время человеческую сущность любви Тютчев раскрывает через изображение губительной, внутренне конфликтной роковой страсти, «буйной слепоты», «борьбы неравной двух сердец».

    Любовные мотивы ярки и возвышенны. Тютчев воспевает женщину как неземное существо. Порой он отождествляет женщину с гармонией природы, с ее неисчерпаемой красотой:

    Люблю глаза твои, мой друг,

    С игрой их пламенно-чудесной,

    Когда их поднимаешь вдруг

    И, словно молнией небесной,

    Окинешь бегло целый круг…

    Не всегда любовь так безоблачна и чудесна — порой она приносит боль:

    Сижу задумчив и один,

    На потухающий камин

    Сквозь слезы я гляжу…

    С тоскою мыслю о былом

    И слов в унынии моем

    Но все же есть надежда, что любовь станет гармоничной:

    Мир и согласье между нас

    Сказались с первого же дня, —

    Поздравим же, перекрестясь,

    Тебя со мной, с тобой меня.

    Тютчев прожил почти семьдесят лет. Он был современником крупнейших исторических событий, начиная с Отечественной войны 1812года и кончая Парижской коммуной. Его первые стихи появились в эпоху романтизма, а зрелые и поздние — когда утвердился реализм.

    Сложность и противоречивость поэзии Тютчева были обусловлены сложностью и противоречивостью его отношений к окружающей действительности.

    Для многих поколений читателей Тютчев был «певцом Родины» с ее гордым величием и дивными природными картинами.

    «Мысль изреченная есть ложь…» (поэзия Федора Тютчева)

    Поэзия Ф. Тютчева — особое явление в русской литературе. Она очень богата нюансами, которые необходимо понять для полноценного восприятия творчества автора. Собственно, часто эти нюансы лежат в внелитературной плоскости. Например, Тютчев принципиально не воспринимал себя как профессионального литератора и относился к своим произведениям с определенным пренебрежением. Для понимания любовной лирики — важно знать некоторые факты о биографии поэта, в частности, историю его взаимоотношений с Еленой Денисьевой. И профессиональная деятельность, и жизненный путь, и многое другое важны для понимания творчества Тютчева. Но с другой стороны, не так важно их интерпретировать, ведь эта интерпретация все равно не будет исчерпывающей, важно их понимать и ощущать. Особенно же ощущать — так как сам поэт не опирается на понимание мира.

    Впрочем, это не делает стихи Тютчева весьма эмоциональными, даже больше — сентиментальными. Лирика Тютчева — философская. Я как читатель выявил для себя странный литературоведческий парадокс: философская лирика Тютчева — философская, интимная лирика Тютчева — философская, пейзажная лирика Тютчева — философская. Балансируя между философией как системой знаний и философией как способом ощущения, Федор Тютчев создает свой особый художественный мир, свой стиль, целостный массив поэтических текстов. Поэтический мир Тютчева затрагивает почти все, что видит поэт, он целиком завершенный, хотя и не всегда гармонический. Переживание относительно эпохи, окружающих людей и общественных событий не оставляют поэта, такой приговор он выносит и всему времени:

    • Молчи, прошу, не смей меня будить.
    • В этот век преступный и постыдный
    • Не жить, не чувствовать — удел завидный.
    • Отрадно спать, отрадней камнем быть.

    Слова Тютчева становятся афоризмами, звучат каким-то народным обобщенным голосом:

    • Умом Россию не понять,
    • Аршином общим не измерить:
    • В ней особенная стать —
    • В Россию можно только верить.

    Конечно, не только общественные события попадают в поле зрения автора. Призыв к особому молчанию повторяется рефреном. Но он является фактически лишь призывом не говорить прямо, не высказывать мысли, а доносить их другим способом — путем символов, эмоционального влияния. Недоговоренность в произведениях Тютчева кажется более выразительной, чем многословные объяснения других.

    Кто такой поэт? Каково его предназначение? Фактически каждый отдельный его текст, если взять его вне творческого или биографического контекста, вне художественного мира — становится неполным, будто частичка пазла, дает только намек, но не отображает картины полностью. Любовь, одно из самых главных и загадочных чувств, так же подвергается философскому осмыслению. Очень известны строки — «О, как убийственно мы любим. », а есть такие:

    • В разлуке есть высокое значенье:
    • Как ни люби, хоть день один, хоть век,
    • Любовь есть сон, а сон — одно мгновенье,
    • И рано ль, поздно ль пробужденье,
    • Но должен наконец проснутся человек.

    Главным же объектом философии Тютчева остается Природа:

    • Природа знать не знает о былом,
    • Ей чужды наши призрачные годы,
    • И перед ней мы грустно сознаем
    • Себя самых — лишь грезою природы.
    • Поочередно всех своих детей,
    • Свершающих свой подвиг бесполезный,
    • Она равно приветствует своей
    • Всепоглощающей и миротворной бездной.

    Но здесь природа — не совокупность пейзажей, а определенная мистическая сила, закон. Тем не менее поэзии Ф. Тютчева лично мне кажутся источниками большой правды, которая не высказана, совсем нет, но «навеянная», а главное прочувствованная автором и от того только еще доступнее для восприятия читателем.

    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

    Adblock detector