Поэзия Марины Ивановны Цветаевой

Дата добавления: март 2006г.

Муниципальное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа 120
Индустриального района Алтайского края
Поэзия
Марины Ивановны Цветаевой.
(реферат)
Работу выполнил:
ученик 11 В класса
Овсянников Максим
Проверил:
Килин Н. Е.
г. Барнаул 2002
Содержание:
Введение………………………………………………. 3
Биография………………………………………………4
Особенности творчества поэта………………………. 8
Анализ стихотворения………………………………. 10
Использованная литература…………………………11
2
Биография.

Марина родилась 26 сентября 1892 года, в полночь с субботы на воскресенье, на Иоанна Богослова, почти в самом центре Москвы, в тихом Трехпрудном переулке, в небольшом уютном доме, похожем на городскую усадьбу фамусовских времён.

Красною кистью
Рябина зажглась.
Падали листья.
Я родилась.
Спорили сотни
Колоколов.
День был субботний:
Иоанн Богослов.
Мне и доныне
Хочется грызть
Жаркой рябины
Горькую кисть.
(«Красною кистью…»)
Как многие поэты, Цветаева охотно верила указующим «знакам

судьбы». Полночь, листопад, суббота — она прочитала этот гороскоп легко и отчётливо. Рябина навсегда вошла в геральдику её поэзии. Пылающая и горькая, на излёте осени, в преддверии зимы, она стала символом судьбы, тоже переходной и горькой, пылающей творчеством и постоянно грозив шей зимой забвения.

Марина Ивановна Цветаева по происхождению, семейным связям, воспитанию принадлежала к трудовой научно-художественной интел лигенции. Родители были высокообразованными, начитанными людьми, бегло говорили на французском, немецком и итальянском. Отец Марины известный филолог и искусствовед, профессор Московского университета, директор Румянцевского Музея и основатель музея изящных искусств. Мать — из обрусевшей польско-немецкой семьи, натура художественно одарённая, музыкантша, ученица Рубинштейна. Атмосфера профессорской семьи, искусства, высокой культуры, учение в частных пансионах и гимназиях, слушание в Сорбонне курса истории старофранцузской литературы. Всё это, несомненно, сказалось на формировании личности

и характера Цветаевой. И если влияние отца, Ивана Владимировича, до поры до времени оставалось скрытым, подспудным, то мать, Мария Александровна, страстно и бурно занималась воспитанием детей до самой 4

своей ранней смерти (в 1906 году) и, по словам дочери, успела оказать на неё «главенствующее влияние»: «После такой матери мне осталось только одно: стать поэтом».

Стихи Цветаева начала писать с шести лет (не только по-русски, но и по-французски и по-немецки). Конечно, в годы после смерти матери она обратилась к поэзии за утешением. Её первый опубликованный сборник, «Вечерний альбом», появился осенью 1910 года. Гимназисткой седьмого класса, никому ничего не сказав, она просто «снесла стихи в типографию», выбрала обложку для книги и заплатила деньги. Когда она была напечатана, юная поэтесса свезла все 500 экземпляров в магазин и «успокоилась». Сборник не затерялся в потоке стихотворных новинок, затоплявшем тогда прилавки книжных магазинов. Его заметили и одобрили такие влиятельные и взыскательные критики, как Валерий Брюсов, Максимилиан Волошин, Николай Гумилёв. Были и другие сочувственные отзывы. «Несомненно талантливая Марина Цветаева может дать нам настоящую поэзию интимной жизни и может, при той лёгкости, с какой она, как кажется, пишет стихи, растратить всё своё дарование на не нужные, хотя бы и изящ

Стихи «Вечернего альбома» (написанные между 1908 и 1910 годами) не равны по своим достоинствам. Большинство из них романтизируют детство Цветаевой и оплакивают его потерю.

За «Вечерним альбомом» двумя годами позже последовал второй сборник Цветаевой «Волшебный фонарь» под маркой издательства «Оле-Лукойе», домашнего предприятия Сергея Эфрона, друга юности Цветаевой,

за которого она в 1912 году вышла замуж.

Жизнелюбие Марины воплощалось, прежде всего, в любви к России и к русской речи. Цветаева очень сильно любила свой город, в котором родилась, Москве она посветила много стихов:

Над городом, отвергнутым Петром,
Перекатился колокольный гром.
Гремучий опрокинулся прибой
Над женщиной, отвергнутой тобой.
Царю Петру и Вам, о царь, хвала!
Но выше вас, цари: колокола.
Пока они гремят из синевы
Неоспоримо первенство Москвы.
5
И целых сорок сороков церквей
Смеются над гордынею царей!

Литературная деятельность Цветаевой в том, что многие из своих стихов она посвящает поэтам- современникам: Ахматовой, Блоку, Маяковскому.

…Мы коронованы тем, что одну с тобой
Мы землю топчем, что небо над нами- то же!
И тот, кто ранен смертельной твоей судьбой,
Уже бессмертным на смертное сходит ложе.
В певучем граде моем купола горят,
И Спаса светлого славит слепец бродячий…
И я дарю тебе свой колокольный град,
Ахматова — и сердце своё в придачу.
3 июля 1916 (Ахматовой).
А также Блоку:
Зверю — берлога,
Страннику — дорога,
Мертвому — дроги.
Каждому — свое.
Женщине — лукавить,
Царю — править,
Мне — славить
Имя твое.

Марина писала не только стихи, но и прозу. Её проза тесно связана с поэзией. В ней, как и в стихах, важен был не только смысл, но и звучание, ритмика частей. Одна из её прозаических работ посвящена Пушкину. Марина пишет, как она впервые познакомилась с Александром Сергеевичем и что о нем узнала сначала. Пушкин был её первым поэтом,

он «заразил» Цветаеву словом «любовь». Ему она также посвятила множество стихов.

Бич жандармов, Бог студентов,
Желчь мужей, услада жен,
Пушкин — в роли монумента?
Гостя каменного? — он.
6

Когда 1917 году совершилась Октябрьская революция, правительство стало единственным владельцем и распределителем товаров, введя в употребление продовольственные карточки, мобилизовав всех на защиту

революции. Только рабочие или известные интеллигенты и художники имели право на них. Интеллигенты же, подобные Цветаевой, часто ходили без пищи и тепла, продавая книги и меняя вещи на еду и дрова. Марине не к кому было обратиться за поддержкой. Младшая сестра Аля осталась на юге; её сводные брат и сестра Андрей и Валерия жили в Москве, но она совершенно потеряла с ними связь. Самым мучительным было отсутствие известий от Эфрона, (он был белым офицером). Абсолютно одна Цветаева должна была обеспечивать семью едой, дровами и одеждой. Она изрубила мебель, чтобы отапливать комнаты, продала все, что только могла, принимала еду и одежду от друзей и соседей.

В феврале 1920 года умерла отданная в приют младшая дочь Цветаевой Ирина. После её смерти Марина добилась получения продовольственных карточек для себя и Али (её старшая дочь), что дало ей возможность посвятить больше времени творчеству. В неистовстве она писала множество стихов, хотя опубликованы были лишь некоторые. Позже она

сгруппировала их в два сборника «Версты I» и «Версты II». Навеянные предчувствием поражения белых, они оплакивают обе армии: Белую и Красную.

В литературном отношении Цветаева по- прежнему держалась особняком. В мае 1922 года Цветаева с Алей уезжает за границу к мужу.

За рубежом она жила сначала в Берлине, потом три года в Праге; в ноябре 1925 года она перебралась в Париж. Жизнь была эмигрантская, трудная, нищая. Приходилось жить в пригороде, так как в столице было не по средствам. В 1939 году Цветаева восстанавливает своё советское гражданство и возвращается на родину. Она мечтала вернуться в Россию «желанным и жданным гостем». Но так не получилось. Личные её обстоятельства сложились плохо: муж и дочь подвергались необоснованным репрессиям.

Цветаева поселилась в Москве, готовила сборник стихотворений. Но тут грянула война. Превратности эвакуации забросили Цветаеву сначала в Чистополь, а затем в Елабугу. Тут-то её и настигло одиночество, о котором она с таким глубоким чувством сказала в своих стихах. Измученная, потерявшая веру, 31 августа 1941 года Марина Ивановна Цветаева покон

чила жизнь самоубийством. Могила её затерялась. Долго пришлось ожидать исполнения юношеского пророчества, что её стихам, «как драгоценным винам, настанет свой черед».

7
Особенности творчества поэта.

Самое несомненное в зрелом творчествеМарины Цветаевой — её неугасимая ненависть к «бархатной сытости» и всякой пошлости. В дальнейшемтворчестве поэтессы все более крепнут сатирические ноты. В то же время в Цветаевой все более растёт и укрепляется живой интерес к тому, что происходит на покинутой Родине. «Родина не есть условность территории, а принадлежность памяти и крови, — писала она. — Не быть в России, забыть Россию — может бояться только тот, кто Россию мыслит вне себя. В ком она Внутри — тот теряет её лишь вместе с жизнью.

Личная драма поэтессы переплеталась с трагедией века. Она увидела звериный оскал фашизма и успела проклясть его. Последнее, что Цветаева написала в эмиграции, — цикл гневных антифашистских стихов о растоптан ной Чехословакии, которую она нежно и преданно любила. Это поистине плач «гнева и любви», Марина теряла уже надежду — спасительную веру в жизнь. Эти стихи её — как крик живой, но истерзанной души:

О, чёрная гора,
Затягившая весь свет!
Пора — пора — пора
Творцу вернуть билет.
Отказываюсь — быть
В Бедламе нелюдей
Отказываюсь — жить
С волками площадей.

На этой ноте последнего отчаяния оборвалось творчество Цветаевой. Дальше осталось просто человеческое существование. И того — в обрез. Марину Цветаеву — поэта — не спутаешь ни с кем другим. Её

стихи можно безошибочно узнать по особому распеву, не общей интонации. С юношеских лет уже начала сказываться особая цветаевская хватка в обращении со стихотворным словом, стремление к афористи — ческой чёткости и завершённости. Подкупала также конкретность этой лирики.

Марина Цветаева — большой поэт, и вклад её в культуру русского стиха ХХ века значителен. Наследие поэтессы велико и трудно обозримо. Среди созданного ею, кроме лирики — 17 поэм, 8 стихотворных драм, авто Биографическая, мемуарная, историка — литературная проза.

Марину Ивановну не впишешь в рамки литературного течения,

границы исторического отрезка. Она необычайно своеобразна, трудно охватимо и всегда стоит особняком.

«Цветаева — звезда первой величины. Кощунство кощунств отно 8

ситься к звезде как к источнику света, энергии или источнику полезных ископаемых. Звёзды — это всколыхающая духовный мир человека тревога, импульс и очищение раздумий о бесконечности, которая нам

непостижима…» — так отозвался о творчестве Цветаевой поэт Латвии О. Вициетис. Время увидело Марину Цветаеву, признало её нужной и позвало. Она пришла уверенно, её позвал её час, её настоящий час. Теперь видно — в чём и насколько она была впереди.

9
Анализ стихотворения.

В стихотворении «Молитва», написанном в день семнадцатилетия Марины, 26 сентября 1909 года, из этого же альбома («Вечерний альбом») уже глухо звучит нота трагизма, в целом не характерная для данного сборника детски простодушных и наивно-светлых стихов.

Христос и бог! Я жажду чуда
Теперь, сейчас, в начале дня!
О, дай мне умереть, покуда
Вся жизнь как книга для меня.
Ты мудрый, ты не скажешь строго:
«Терпи, ещё не кончен срок».
Ты сам мне подал слишком много!
Я жажду сразу всех дорог!
Люблю и крест, и шёлк, и краски,
Моя душа мгновенный след…
Ты дал мне детство — лучше сказки
И дай мне смерть в семнадцать лет!

Стихи Марины Цветаевой были очень незрелы, но подкупали талантливостью, известным своеобразием и непосредственностью. На этом

сошлись все рецензенты. Брюсов писал, что «стихи Марины Цветаевой… всегда отправляют от какого-нибудь реального факта, от чего-нибудь действительно пережитого». Критик особенно похвалил Цветаеву за то, что она безбоязненно вводит в поэзию «повседневность», «непосредственные черты жизни», предостерегая её, впрочем, от опасности впасть в домаш-ность» и разменять свои темы на «малые пустяки»: «Несомненно, талантливая Марина Цветаева может дать нам настоящую поэзию интим — ной жизни и может, при той лёгкости, с какой она, как кажется, пишет стихи, растратить всё своё дарование на ненужные, хотя бы и изящные, безделушки».

Поэзия Марины Ивановны Цветаевой

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа 120

Индустриального района Алтайского края

Марины Ивановны Цветаевой.

ученик 11 В класса

3. Особенности творчества поэта………………………..8

4. Анализ стихотворения……………………………….10

5. Использованная литература…………………………11

Марина родилась 26 сентября 1892 года, в полночь с субботы на

воскресенье, на Иоанна Богослова, почти в самом центре Москвы, в

тихом Трехпрудном переулке, в небольшом уютном доме, похожем

на городскую усадьбу фамусовских времён.

День был субботний:

Как многие поэты, Цветаева охотно верила указующим «знакам

судьбы». Полночь, листопад, суббота — она прочитала этот гороскоп легко

и отчётливо. Рябина навсегда вошла в геральдику её поэзии. Пылающая

и горькая, на излёте осени, в преддверии зимы, она стала символом судьбы,

тоже переходной и горькой, пылающей творчеством и постоянно грозив-

шей зимой забвения.

Марина Ивановна Цветаева по происхождению, семейным связям,

воспитанию принадлежала к трудовой научно-художественной интел-

лигенции. Родители были высокообразованными, начитанными людьми,

бегло говорили на французском, немецком и итальянском. Отец Марины —

известный филолог и искусствовед, профессор Московского университета,

директор Румянцевского Музея и основатель музея изящных искусств.

Мать — из обрусевшей польско-немецкой семьи, натура художественно

одарённая, музыкантша, ученица Рубинштейна. Атмосфера профессорской

семьи, искусства, высокой культуры, учение в частных пансионах и гимназиях,

слушание в Сорбонне курса истории старофранцузской литературы. Всё это,

несомненно, сказалось на формировании личности

и характера Цветаевой. И если влияние отца, Ивана Владимировича,

до поры до времени оставалось скрытым, подспудным, то мать, Мария

Александровна, страстно и бурно занималась воспитанием детей до самой

своей ранней смерти (в 1906 году) и, по словам дочери, успела оказать

на неё «главенствующее влияние»: «После такой матери мне осталось

только одно: стать поэтом».

Стихи Цветаева начала писать с шести лет (не только по-русски, но и

по-французски и по-немецки). Конечно, в годы после смерти матери она

обратилась к поэзии за утешением. Её первый опубликованный сборник,

«Вечерний альбом», появился осенью 1910 года. Гимназисткой седьмого

класса, никому ничего не сказав, она просто «снесла стихи в типографию»,

выбрала обложку для книги и заплатила деньги. Когда она была напечатана,

юная поэтесса свезла все 500 экземпляров в магазин и «успокоилась».

Сборник не затерялся в потоке стихотворных новинок, затоплявшем тогда

прилавки книжных магазинов. Его заметили и одобрили такие влиятельные

и взыскательные критики, как Валерий Брюсов, Максимилиан Волошин, Николай

Гумилёв. Были и другие сочувственные отзывы. «Несомненно талантливая

Марина Цветаева может дать нам настоящую поэзию интимной жизни и может, при

той лёгкости, с какой она, как кажется, пишет стихи, растратить всё своё

дарование на не нужные, хотя бы и изящ-

Стихи «Вечернего альбома» (написанные между 1908 и 1910 годами)

не равны по своим достоинствам. Большинство из них романтизируют детство

Цветаевой и оплакивают его потерю.

За «Вечерним альбомом» двумя годами позже последовал второй сборник

Цветаевой «Волшебный фонарь» под маркой издательства «Оле-Лукойе»,

домашнего предприятия Сергея Эфрона, друга юности Цветаевой,

за которого она в 1912 году вышла замуж.

Жизнелюбие Марины воплощалось, прежде всего, в любви к России и

к русской речи. Цветаева очень сильно любила свой город, в котором

родилась, Москве она посветила много стихов:

Над городом, отвергнутым Петром,

Перекатился колокольный гром.

Гремучий опрокинулся прибой

Над женщиной, отвергнутой тобой.

Царю Петру и Вам, о царь, хвала!

Но выше вас, цари: колокола.

Пока они гремят из синевы-

Неоспоримо первенство Москвы.

И целых сорок сороков церквей

Смеются над гордынею царей!

Литературная деятельность Цветаевой в том, что многие из своих

стихов она посвящает поэтам- современникам: Ахматовой, Блоку, Маяковскому.

…Мы коронованы тем, что одну с тобой

Мы землю топчем, что небо над нами- то же!

И тот, кто ранен смертельной твоей судьбой,

Уже бессмертным на смертное сходит ложе.

В певучем граде моем купола горят,

И Спаса светлого славит слепец бродячий…

И я дарю тебе свой колокольный град,

Ахматова — и сердце своё в придачу.

3 июля 1916 (Ахматовой).

Марина писала не только стихи, но и прозу. Её проза тесно связана с

поэзией. В ней, как и в стихах, важен был не только смысл, но и звучание,

ритмика частей. Одна из её прозаических работ посвящена Пушкину.

Марина пишет, как она впервые познакомилась с Александром Сергеевичем и что

о нем узнала сначала. Пушкин был её первым поэтом,

он «заразил» Цветаеву словом «любовь». Ему она также посвятила множество

Бич жандармов, Бог студентов,

Желчь мужей, услада жен,

Пушкин — в роли монумента?

Гостя каменного? — он.

Когда 1917 году совершилась Октябрьская революция, правительство стало

единственным владельцем и распределителем товаров, введя в употребление

продовольственные карточки, мобилизовав всех на защиту

революции. Только рабочие или известные интеллигенты и художники

имели право на них. Интеллигенты же, подобные Цветаевой, часто ходили

без пищи и тепла, продавая книги и меняя вещи на еду и дрова.

Марине не к кому было обратиться за поддержкой. Младшая сестра

Аля осталась на юге; её сводные брат и сестра Андрей и Валерия жили в

Москве, но она совершенно потеряла с ними связь. Самым мучительным

было отсутствие известий от Эфрона,(он был белым офицером). Абсолютно

одна Цветаева должна была обеспечивать семью едой, дровами и одеждой.

Она изрубила мебель, чтобы отапливать комнаты, продала все, что только

могла, принимала еду и одежду от друзей и соседей.

В феврале 1920 года умерла отданная в приют младшая дочь Цветаевой

После её смерти Марина добилась получения продовольственных

карточек для себя и Али (её старшая дочь), что дало ей возможность

посвятить больше времени творчеству. В неистовстве она писала множество

стихов, хотя опубликованы были лишь некоторые. Позже она

сгруппировала их в два сборника «Версты I» и «Версты II». Навеянные

предчувствием поражения белых, они оплакивают обе армии: Белую и

В литературном отношении Цветаева по- прежнему держалась особняком. В

мае 1922 года Цветаева с Алей уезжает за границу к мужу.

За рубежом она жила сначала в Берлине, потом три года в Праге; в ноябре

1925 года она перебралась в Париж. Жизнь была эмигрантская, трудная, нищая.

Приходилось жить в пригороде, так как в столице было не по средствам.

В 1939 году Цветаева восстанавливает своё советское гражданство и

возвращается на родину. Она мечтала вернуться в Россию «желанным и

жданным гостем». Но так не получилось. Личные её обстоятельства сложились

плохо: муж и дочь подвергались необоснованным репрессиям.

Цветаева поселилась в Москве, готовила сборник стихотворений. Но тут

грянула война. Превратности эвакуации забросили Цветаеву сначала в

Чистополь, а затем в Елабугу. Тут-то её и настигло одиночество, о котором

она с таким глубоким чувством сказала в своих стихах. Измученная,

потерявшая веру, 31 августа 1941 года Марина Ивановна Цветаева покон-

чила жизнь самоубийством. Могила её затерялась. Долго пришлось ожидать

исполнения юношеского пророчества, что её стихам, «как драгоценным

винам, настанет свой черед».

Особенности творчества поэта.

Самое несомненное в зрелом творчестве Марины Цветаевой — её неугасимая

ненависть к «бархатной сытости» и всякой пошлости. В дальнейшем творчестве

поэтессы все более крепнут сатирические ноты. В то же время

в Цветаевой все более растёт и укрепляется живой интерес к тому, что

происходит на покинутой Родине. «Родина не есть условность территории,

а принадлежность памяти и крови, — писала она. — Не быть в России, забыть

Россию — может бояться только тот, кто Россию мыслит вне себя. В ком она

Внутри — тот теряет её лишь вместе с жизнью.

Личная драма поэтессы переплеталась с трагедией века. Она увидела

звериный оскал фашизма и успела проклясть его. Последнее, что Цветаева

написала в эмиграции, — цикл гневных антифашистских стихов о растоптан-

ной Чехословакии, которую она нежно и преданно любила. Это поистине

плач «гнева и любви», Марина теряла уже надежду — спасительную веру в

жизнь. Эти стихи её — как крик живой, но истерзанной души:

Затягившая весь свет!

Пора — пора — пора

Творцу вернуть билет.

В Бедламе нелюдей

С волками площадей.

На этой ноте последнего отчаяния оборвалось творчество Цветаевой.

Дальше осталось просто человеческое существование. И того — в обрез.

Марину Цветаеву — поэта — не спутаешь ни с кем другим. Её

стихи можно безошибочно узнать по особому распеву, не общей

интонации. С юношеских лет уже начала сказываться особая цветаевская

хватка в обращении со стихотворным словом, стремление к афористи — ческой

чёткости и завершённости. Подкупала также конкретность этой

Марина Цветаева — большой поэт, и вклад её в культуру русского

стиха ХХ века значителен. Наследие поэтессы велико и трудно обозримо.

Среди созданного ею, кроме лирики — 17 поэм, 8 стихотворных драм, авто —

Биографическая, мемуарная, историка — литературная проза.

Марину Ивановну не впишешь в рамки литературного течения,

границы исторического отрезка. Она необычайно своеобразна, трудно —

охватимо и всегда стоит особняком.

«Цветаева — звезда первой величины. Кощунство кощунств отно —

ситься к звезде как к источнику света, энергии или источнику полезных

ископаемых. Звёзды — это всколыхающая духовный мир человека тревога,

импульс и очищение раздумий о бесконечности, которая нам

непостижима…» — так отозвался о творчестве Цветаевой поэт Латвии

О. Вициетис. Время увидело Марину Цветаеву, признало её нужной и

позвало. Она пришла уверенно, её позвал её час, её настоящий час. Теперь

видно — в чём и насколько она была впереди.

В стихотворении «Молитва», написанном в день семнадцатилетия

Марины, 26 сентября 1909 года, из этого же альбома («Вечерний альбом»)

уже глухо звучит нота трагизма, в целом не характерная для данного

сборника детски простодушных и наивно-светлых стихов.

Христос и бог! Я жажду чуда

Теперь, сейчас, в начале дня!

О, дай мне умереть, покуда

Вся жизнь как книга для меня.

Ты мудрый, ты не скажешь строго:

«Терпи, ещё не кончен срок».

Ты сам мне подал слишком много!

Я жажду сразу всех дорог!

Люблю и крест, и шёлк, и краски,

Моя душа мгновенный след…

Ты дал мне детство — лучше сказки

И дай мне смерть в семнадцать лет!

Стихи Марины Цветаевой были очень незрелы, но подкупали

талантливостью, известным своеобразием и непосредственностью. На этом

сошлись все рецензенты. Брюсов писал, что «стихи Марины Цветаевой…

всегда отправляют от какого-нибудь реального факта, от чего-нибудь

действительно пережитого». Критик особенно похвалил Цветаеву за то, что она

безбоязненно вводит в поэзию «повседневность», «непосредственные черты

жизни», предостерегая её, впрочем, от опасности впасть в домаш-ность» и

разменять свои темы на «малые пустяки»: «Несомненно, талантливая Марина

Цветаева может дать нам настоящую поэзию интим — ной жизни и может, при той

лёгкости, с какой она, как кажется, пишет стихи, растратить всё своё

дарование на ненужные, хотя бы и изящные, безделушки».

Мой любимый поэт xx века М. Цветаева

Русская поэзия — наше великое духовное достояние, наша национальная гордыня. Особенно близка мне поэзия XX века, которая может похвастаться такими именами, как Анна Ахматова, Николай Гумилев, Осип Мандельштам, Марина Цветаева, Иосиф Бродский. Из этой великолепной плеяды мне всего ближе и дороже образ М. И. Цветаевой.

Марина Ивановна Цветаева родилась в Москве 26 сентября 1892 года. По просхождению она принадлежала к кругу научно-художественной интеллигенции. Отец Марины был создателем музея Изобразительных искусств, одним из образованнейших людей своего времени. Огромное влияние на формирование взглядов будущей поэтессы оказала ее мать, Мария Александровна. «После такой матери мне осталось только одно: стать поэтом», — скажет позже Цветаева.
Илья Эренбург, хорошо знавший ее в молодости, вспоминал: «Марина Цветаева совмещала в себе старомодную учтивость и бунтарство, пиетет перед гармонией и любовью к душевному косноязычию, предельную гордыня и предельную простоту. Ее жизнь была клубком прозрений и ошибок».

Однажды М. Цветаева случайно обмолвилась по чисто литературному поводу: «Это дело специалистов поэзии. Моя же специальность — Жизнь». Эти слова можно сделать эпиграфом к ее творчеству. Жила она сложно и трудно, не знала и не искала ни покоя, ни благоденствия, постоянно была в полной неустроенности, искренно утверждала, что «чувство собственности» у нее «ограничивается детьми и тетрадями». Жизнью Марины правило воображение:

День был субботний

В 1910 году, тайком от семьи, Цветаева выпускает довольно объемный сборник «Вечерний альбом». Его заметили и одобрили такие влиятельные и взыскательные критики, как В. Брюсов, Н. Гумилев, М. Волошин. Стихи юной Цветаевой были ещё очень незрелыми, но подкупали своей талантливостью, известным своеобразием и непосредственностью. В. Брюсов, правда, предупреждал: «Несомненно талантливая Марина Цветаева может вручить нам настоящую поэзию интимной жизни и может, при той легкости, с какой она, как кажется, описывает стихи, растратить все свои дарования на ненужные, хотя бы и изысканные безделушки».

В первом альбоме М. Цветаевой появляется лирическая героиня — молодая барышня, мечтающая о любви. Она облекает свои переживания в лирические стихотворения о невозвратности минувшего и о верности любящей.

Но некоторые стихи уже предвещали будущего поэта. В первую очередь — безудержная и страстная «Молитва». В ней сокрыто обещание существовать и творить: «Я жажду всех дорог!» Они появятся во множестве — разнообразные дороги цветаевского творчества. В лучших стихотворениях первой книги Цветаевой уже угадываются интонации главного конфликта ее любовной поэзии: конфликта между «землей» и «небом», между страстью и идеальной любовью, между бытом и бытием.

Вслед за «Вечерним альбомом» появилось ещё два стихотворных сборника М. Цветаевой: «Волшебный фонарь» (1912) и «Из двух книг» (1913). В это час Цветаева — «великолепная и победоносная» — жила уже очень напряженной душевной жизнью. Она уже хорошо знала цену себе как поэту («В своих стихах я уверена непоколебимо»).

Позднее в поэзии М. Цветаевой появится герой, который пройдет сквозь годы ее творчества, изменяясь во второстепенном и оставаясь неизменным в главном: в своей слабости, нежности, зыбкости в чувствах. Лирическая героиня наделяется чертами кроткой богомольной женщины:

Пойду и встану в церкви

И помолюсь угодникам

О лебеде молоденьком.

В первые дни 1917 года в тетради Марины Цветаевой появляются не самые лучшие стихи, в них слышатся перепевы старых мотивов, пишется о последнем часе нераскаявшейся, истомленной страстями лирической героини.

Вскоре свершилась Октябрьская революция, которую Марина Цветаева «не приняла и не поняла». В мае 1922 года Цветаева со своей дочерью уезжает за рубеж к мужу, который был белым офицером. Жизнь была эмигрантская, труд-ная, нищая. Поначалу белая эмиграция приняла М. Цветаеву как свою, ее охотно печатали и хвалили. Но вскоре картина существенно изменилась, прежде всего для М. Цветаевой наступило жестокое отрезвление. Белоэмигрантская среда, с мышиной возней и яростной грызней всевозможных «фракций» и «партий», сразу же раскрылась перед поэтессой во всей своей жалкой и отвратительной наготе. Постепенно ее связи с белой эмиграцией рвутся. Ее печатают все меньше и меньше, некоторые стихи годами не попадают в печать.

Решительно отказавшись от своих былых иллюзий, она ничего уже не оплакивала и не предавалась никаким умилительным воспоминаниям о том, что ушло в прошлое. В ее стихах зазвучали совсем иные ноты:

Мертвый был и сенил:

От вчерашних правд

В доме смрад и хлам.

Даже самый прах

Дорогой ценой купленное отречение от мелких «вчерашних правд» в дальнейшем помогло М. Цветаевой мучительным путем, но все же прийти к постижению большой правды века. Именно там, за рубежом, Марина Ивановна, пожалуй, впервой обрела трезвое знание о жизни, увидела мир без каких бы то ни было романтических покровов.

Самое ценное, самое несомненное в зрелом творчестве Цветаевой — ее неугасимая ненависть к «бархатной сытости» и всякой пошлости. В дальнейшем творчестве М. Цветаевой все более крепнут сатирические ноты. В то же час в М. Цветаевой все более растет и укрепляется активный заинтересованность к тому, что происходит на покинутой Родине. «Родина не есть условность местности, а принадлежность памяти и крови, — писала она, — Не быть в РФ, позабыть Россию — может бояться только тот, кто Россию мыслит за пределами себя. В ком она внутри — тот теряет ее лишь сообща с жизнью». С течением времени понятие «Родина» для нее наполняется новым содержанием. Поэт начинает понимать размах русской революции («лавина из лавин»), она начинает чутко прислушиваться к «новому звучанию воздуха».

Тоска по РФ сказывается в таких лирических стихотворениях, как «Рассвет на рельсах», «Лучина», «Русской ржи от меня поклон», «О неподатливый язык. «, сплетается с думой о новой Родине, которую поэт ещё не видел и не знает:

Покамест день не встал

С его страстями стравленными,

Из сырости и шпал

К 30-м годам Марина Цветаева совершенно ясно осознала рубеж, отделивший ее от белой эмиграции. Важное важность для понимания поэзии Цветаевой, которую она заняла к 30-м годам, имеет цикл «Стихи к сыну». Здесь она во весь звук говорит о Советском Союзе как о новом мире новых людей, как о стране совершенно особого склада и особой судьбы, неудержимо рвущейся вперед — в будущее, и в само мироздание — «на Марс».

Нас родина не позовет!

Езжай, мой сын, домой — вперед —

В свой край, в свой век, в свой час — от нас —

В Россию — вам, в Россию — масс,

В наш — час — страну! В сей — час — страну!

В на — Марс — страну! В без — нас — страну!

Русь для Цветаевой — достояние предков, Россия — не более чем горестное прошлое «отцов», которые потеряли родину и у которых нет надежды обрести ее ещё, а «детям» остается один путь — домой, на единственную родину. Столь же твердо Цветаева смотрела и на свое будущее. Она понимала, что ее судьба — разделить участь «отцов».

Последнее, что М. И. Цветаева написала в эмиграции, — цикл гневных антифашистских стихов о растоптанной Чехословакии, которую она нежно и преданно любила. Это поистине «плач гнева и любви», это крик активный, но истерзанной души:

В Бедламе — нелюдей

С волками площадей.

На этой ноте последнего отчаяния оборвалось творчество Марины Ивановны Цветаевой. Дальше осталось просто человеческое существование. И того — в обрез. В 1939 году М. Цветаева восстанавливает свое советское гражданство и возвращается на родину. Она мечтала вернуться в Россию «желанным и жданным гостем». Но так не получилось. Грянула махаловка. Эвакуация забросила М. Цветаеву сначала в Чистополь, а далее в Елабугу. Тут-то ее и настигло одиночество, о котором она с таким глубоким чувством сказала в своих стихах.

Измученная, потерявшая веру, 31 августа 1941 года Марина Ивановна Цветаева покончила жизнь самоубийством. Где ее могила — не понятно.

Марину Цветаеву — поэта не спутаешь ни с кем другим. Ее стихи можно безошибочно узнать — по особому распеву, ритмам, интонации. С юношеских лет уже начала сказываться особая цветаевская хватка в обращении со стихотворным словом, стремление к афористической четкости и завершенности. При всей своей романтичности юная Цветаева не поддалась соблазнам того безжизненного, мнимого многозначительного декадентского жанра. Марина Цветаева хотела быть разнообразной, она искала в поэзии различные пути.

Марина Цветаева — большой поэт, и вклад ее в культуру русского стиха XX века значителен. Наследие Марины Цветаевой велико и трудно обозримо, среди созданного Цветаевой, кроме лирики, — семнадцать поэм, восемь стихотворных драм, автобиографическая, мемуарная, историко-литературная и философско-критическая проза. Ее не впишешь в рамки литературного течения, границы исторического отрезка. Она необычайно своеобразна, трудноохватима и постоянно стоит особняком. Но все ею написанное объединено пронизывающей каждое слово могучей силой духа.

Поэзия Марины Ивановны Цветаевой

Муниципальное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа 120 Индустриального района Алтайского краяПоэзия Марины Ивановны Цветаевой.(реферат)Работу выполнил: ученик 11 В класса Овсянников Максим Проверил: Килин Н. Е.г. Барнаул 2002 Содержание: 1. Введение .3 2. Биография 4 3. Особенности творчества поэта .8 4. Анализ стихотворения .10 5. Использованная литература 11 2 Биография. Марина родилась 26 сентября 1892 года, в полночь с субботы на воскресенье, на Иоанна Богослова, почти в самом центре Москвы, в тихом Трехпрудном переулке, в небольшом уютном доме, похожем на городскую усадьбу фамусовских времён.Красною кистью Рябина зажглась. Падали листья. Я родилась.Спорили сотни Колоколов. День был субботний: Иоанн Богослов.Мне и доныне Хочется грызть Жаркой рябины Горькую кисть.(«Красною кистью «) Как многие поэты, Цветаева охотно верила указующим «знакам судьбы». Полночь, листопад, суббота — она прочитала этот гороскоп легко и отчётливо. Рябина навсегда вошла в геральдику её поэзии. Пылающая и горькая, на излёте осени, в преддверии зимы, она стала символом судьбы, тоже переходной и горькой, пылающей творчеством и постоянно грозив- шей зимой забвения.Марина Ивановна Цветаева по происхождению, семейным связям, воспитанию принадлежала к трудовой научно-художественной интел- лигенции. Родители были высокообразованными, начитанными людьми, бегло говорили на французском, немецком и итальянском. Отец Марины — известный филолог и искусствовед, профессор Московского университета, директор Румянцевского Музея и основатель музея изящных искусств. Мать — из обрусевшей польско-немецкой семьи, натура художественно одарённая, музыкантша, ученица Рубинштейна. Атмосфера профессорской семьи, искусства, высокой культуры, учение в частных пансионах и гимназиях, слушание в Сорбонне курса истории старофранцузской литературы. Всё это, несомненно, сказалось на формировании личности и характера Цветаевой. И если влияние отца, Ивана Владимировича, до поры до времени оставалось скрытым, подспудным, то мать, Мария Александровна, страстно и бурно занималась воспитанием детей до самой 4 своей ранней смерти (в 1906 году) и, по словам дочери, успела оказать на неё «главенствующее влияние»: «После такой матери мне осталось только одно: стать поэтом». Стихи Цветаева начала писать с шести лет (не только по-русски, но и по-французски и по-немецки). Конечно, в годы после смерти матери она обратилась к поэзии за утешением. Её первый опубликованный сборник, «Вечерний альбом», появился осенью 1910 года. Гимназисткой седьмого класса, никому ничего не сказав, она просто «снесла стихи в типографию», выбрала обложку для книги и заплатила деньги. Когда она была напечатана, юная поэтесса свезла все 500 экземпляров в магазин и «успокоилась». Сборник не затерялся в потоке стихотворных новинок, затоплявшем тогда прилавки книжных магазинов. Его заметили и одобрили такие влиятельные и взыскательные критики, как Валерий Брюсов, Максимилиан Волошин, Николай Гумилёв. Были и другие сочувственные отзывы. «Несомненно талантливая Марина Цветаева может дать нам настоящую поэзию интимной жизни и может, при той лёгкости, с какой она, как кажется, пишет стихи, растратить всё своё дарование на не нужные, хотя бы и изящ- ные, безделушки».

Стихи «Вечернего альбома» (написанные между 1908 и 1910 годами) не равны по своим достоинствам. Большинство из них романтизируют детство Цветаевой и оплакивают его потерю. За «Вечерним альбомом» двумя годами позже последовал второй сборник Цветаевой «Волшебный фонарь» под маркой издательства «Оле-Лукойе», домашнего предприятия Сергея Эфрона, друга юности Цветаевой, за которого она в 1912 году вышла замуж. Жизнелюбие Марины воплощалось, прежде всего, в любви к России и к русской речи. Цветаева очень сильно любила свой город, в котором родилась, Москве она посветила много стихов:Над городом, отвергнутым Петром, Перекатился колокольный гром.Гремучий опрокинулся прибой Над женщиной, отвергнутой тобой.Царю Петру и Вам, о царь, хвала! Но выше вас, цари: колокола.Пока они гремят из синевы- Неоспоримо первенство Москвы.5 И целых сорок сороков церквей Смеются над гордынею царей! Литературная деятельность Цветаевой в том, что многие из своих стихов она посвящает поэтам- современникам: Ахматовой, Блоку, Маяковскому. Мы коронованы тем, что одну с тобой Мы землю топчем, что небо над нами- то же! И тот, кто ранен смертельной твоей судьбой, Уже бессмертным на смертное сходит ложе.В певучем граде моем купола горят, И Спаса светлого славит слепец бродячий И я дарю тебе свой колокольный град, Ахматова — и сердце своё в придачу. 3 июля 1916 (Ахматовой).А также Блоку: Зверю — берлога, Страннику — дорога, Мертвому — дроги. Каждому — свое. Женщине — лукавить, Царю — править, Мне — славить Имя твое. Марина писала не только стихи, но и прозу. Её проза тесно связана с поэзией. В ней, как и в стихах, важен был не только смысл, но и звучание, ритмика частей. Одна из её прозаических работ посвящена Пушкину. Марина пишет, как она впервые познакомилась с Александром Сергеевичем и что о нем узнала сначала. Пушкин был её первым поэтом, он «заразил» Цветаеву словом «любовь». Ему она также посвятила множество стихов.Бич жандармов, Бог студентов, Желчь мужей, услада жен, Пушкин — в роли монумента? Гостя каменного? — он.6Когда 1917 году совершилась Октябрьская революция, правительство стало единственным владельцем и распределителем товаров, введя в употребление продовольственные карточки, мобилизовав всех на защиту революции. Только рабочие или известные интеллигенты и художники имели право на них. Интеллигенты же, подобные Цветаевой, часто ходили без пищи и тепла, продавая книги и меняя вещи на еду и дрова. Марине не к кому было обратиться за поддержкой. Младшая сестра Аля осталась на юге; её сводные брат и сестра Андрей и Валерия жили в Москве, но она совершенно потеряла с ними связь. Самым мучительным было отсутствие известий от Эфрона,(он был белым офицером). Абсолютно одна Цветаева должна была обеспечивать семью едой, дровами и одеждой. Она изрубила мебель, чтобы отапливать комнаты, продала все, что только могла, принимала еду и одежду от друзей и соседей. В феврале 1920 года умерла отданная в приют младшая дочь Цветаевой Ирина. После её смерти Марина добилась получения продовольственных карточек для себя и Али (её старшая дочь), что дало ей возможность посвятить больше времени творчеству.

В неистовстве она писала множество стихов, хотя опубликованы были лишь некоторые. Позже она сгруппировала их в два сборника «Версты I» и «Версты II». Навеянные предчувствием поражения белых, они оплакивают обе армии: Белую и Красную. В литературном отношении Цветаева по- прежнему держалась особняком. В мае 1922 года Цветаева с Алей уезжает за границу к мужу. За рубежом она жила сначала в Берлине, потом три года в Праге; в ноябре 1925 года она перебралась в Париж. Жизнь была эмигрантская, трудная, нищая. Приходилось жить в пригороде, так как в столице было не по средствам. В 1939 году Цветаева восстанавливает своё советское гражданство и возвращается на родину. Она мечтала вернуться в Россию «желанным и жданным гостем». Но так не получилось. Личные её обстоятельства сложились плохо: муж и дочь подвергались необоснованным репрессиям. Цветаева поселилась в Москве, готовила сборник стихотворений. Но тут грянула война. Превратности эвакуации забросили Цветаеву сначала в Чистополь, а затем в Елабугу. Тут-то её и настигло одиночество, о котором она с таким глубоким чувством сказала в своих стихах. Измученная, потерявшая веру, 31 августа 1941 года Марина Ивановна Цветаева покон- чила жизнь самоубийством. Могила её затерялась. Долго пришлось ожидать исполнения юношеского пророчества, что её стихам, «как драгоценным винам, настанет свой черед». 7 Особенности творчества поэта. Самое несомненное в зрелом творчестве Марины Цветаевой — её неугасимая ненависть к «бархатной сытости» и всякой пошлости. В дальнейшем творчестве поэтессы все более крепнут сатирические ноты. В то же время в Цветаевой все более растёт и укрепляется живой интерес к тому, что происходит на покинутой Родине. «Родина не есть условность территории, а принадлежность памяти и крови, — писала она. — Не быть в России, забыть Россию — может бояться только тот, кто Россию мыслит вне себя. В ком она Внутри — тот теряет её лишь вместе с жизнью. Личная драма поэтессы переплеталась с трагедией века. Она увидела звериный оскал фашизма и успела проклясть его. Последнее, что Цветаева написала в эмиграции, — цикл гневных антифашистских стихов о растоптан- ной Чехословакии, которую она нежно и преданно любила. Это поистине плач «гнева и любви», Марина теряла уже надежду — спасительную веру в жизнь. Эти стихи её — как крик живой, но истерзанной души:О, чёрная гора, Затягившая весь свет! Пора — пора — пора Творцу вернуть билет.Отказываюсь — быть В Бедламе нелюдей Отказываюсь — жить С волками площадей. На этой ноте последнего отчаяния оборвалось творчество Цветаевой. Дальше осталось просто человеческое существование. И того — в обрез. Марину Цветаеву — поэта — не спутаешь ни с кем другим. Её стихи можно безошибочно узнать по особому распеву, не общей интонации. С юношеских лет уже начала сказываться особая цветаевская хватка в обращении со стихотворным словом, стремление к афористи — ческой чёткости и завершённости. Подкупала также конкретность этой лирики. Марина Цветаева — большой поэт, и вклад её в культуру русского стиха ХХ века значителен. Наследие поэтессы велико и трудно обозримо.

Господи, как все грустно! Цветаева писала, что книга Пастернака «Темы и вариации» растет на глазах у читателя, словно выпрастываясь из семи кож. Можно сказать, что и собственная ее литературная стратегия была скорее мандельштамовской, чем пастернаковской, скорее центростремительной, чем центробежной,— и прорывалась она сквозь свои семь кож к некоей последней светящейся точке, но кардинальное ее отличие от Мандельштама было в том, что рвалась она не к себе. Что для Мандельштама было спуском в бездну своего Я, то для Цветаевой — восхождением к своему сверх-Я, которому она всю жизнь и поклонялась. Мандельштам не разделял себя-человека и себя-поэта, требовал поклонения себе и особых условий для себя. Цветаева прожила жизнь с сознанием того, что есть ее гений («На красном коне»!) — а где-то глубоко внизу есть она, Марина Ивановна Цветаева, которою в крайнем случае можно и пренебречь, ибо в жизни она беспомощна, а все физическое и внешнее ей вообще в тягость. Отношение ее к возлюбленным было прежде всего товарищеским, чем-то вроде сострадания к брату, попавшему в трудную ситуацию: если уж обязательно надо сделать это, давайте сделаем… хотя лучше всего было бы просто целовать руки и гладить по голове, что она и любила больше всего. (Исключение составляли отношения с Родзевичем, и о них она вспоминать не любила.) Она и Пастернаку приписывала такое же отношение к тайному сверх-Я: «Исповедываются не священнику, а Богу

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: