Поэты в Отечественной войне 1812 г

Отечественная война 1812 года. Обновление темы Отечественной войны. Принципиальное художественное открытие Пушкина. М.Ю. Лермонтов проявлял особый интерес к национальной истории. В 1867 году Лев Николаевич Толстой закончил работу над «Война и мир».

Подобные документы

Историческая тема народной войны в романе Л.Н. Толстого «Война и мир». События Отечественной войны 1812 года. Анализ истории создания романа. Нравственно–филосовские изыскания автора. Коллективный героизм и патриотизм народа в разгроме французов.

реферат, добавлен 06.11.2008

Первое точное свидетельство, датирующее начало работы Л.Н. Толстого над романом «Война и мир». Освободительная война, которую вел русский народ против иноземных захватчиков. Варианты начала романа. Описание событий Отечественной войны 1812 года.

презентация, добавлен 04.05.2016

Принцип историзма и описание событий Отечественной войны 1812 года в произведениях А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова. Анализ романтических героев в их творчестве. Проблема интерпретации образа Наполеона в художественной литературе и оценка его политики.

курсовая работа, добавлен 01.08.2016

Ода как традиционный жанр литературы XVIII века. Особенности содержания произведений Отечественной войны 1812 года. Рассмотрение признаков траурной оды: целевая речевая установка на декларацию воззрений автора, адресная форма поэтического высказывания.

реферат, добавлен 05.05.2016

Детство. Первые шаги в литературе. Война. Эмиграция. Снова в России. Новые и старые темы. В русле официальной идеологии. Историческая проза. Анализ «Петра Первого». Во время Отечественной войны. Противоречивость Толстого.

реферат, добавлен 20.10.2003

Великая Отечественная война — бессмертный подвиг советского народа. Отражение правды войны в литературе. Героическая борьба женщин с немецкими захватчиками в повести Б. Васильева «А зори здесь тихие…». Трагедия военного времени в романах К. Симонова.

презентация, добавлен 02.05.2015

Этапы развития литературы о Великой Отечественной войне. Книги, вошедшие в сокровищницу русской литературы. Произведения о войне описательные, ликующие, триумфальные, утаивающие жуткую правду и дающие безжалостный, трезвый анализ военного времени.

реферат, добавлен 23.06.2010

Лев Николаевич Толстой – великий писатель. Роман-эпопея «Война и мир». Толстой — тонкий психолог. Многогранность и сложность человеческой личности в главных героях романа. Духовная красота героев Толстого.

сочинение, добавлен 22.05.2007

Патриотическая тема и война 1812 года в творчестве Пушкина. Любовь к Родине в поэзии Лермонтова: «Бородино», «Песня про купца Калашникова». Блистательно искусство прозы Л.Н. Толстого в цикле «Севастопольских рассказов», в романе-эпопее «Война и мир».

реферат, добавлен 19.01.2008

Традиция изображения в русской литературе войны и участвующего в ней человека. Интерес к его внутреннему миру, Л.Н. Толстой «Севастопольские рассказы», «Война и мир». Особенности изображения человека на войне в рассказах О.Н. Ермакова и В.С. Маканина.

Правда о войне в современной отечественной прозе

В обычной жизни, в мирном, спокойном ее течении закономерности жизни и государства, нации и народа, пролегающие на очень большой глубине, скрыты от взгляда. В эпоху великих потрясений, войн они самой жизнью выносятся на поверхность и становятся доступными для понимания и обсуждения.

В романе-эпопее Льва Николаевича Толстого «Война и мир» судьба человеческая, жизнь отдельного героя нерасторжимо связаны с судьбой и жизнью всего народа. Важная характерная черта толстовского мировоззрения заключается в том, что он историю не

И Пьер, и Наташа, и Андрей Болконский обретают смысл своей жизни в 1812 г., в едином патриотическом порыве пройдя через этап сложных нравственных переживаний.

Толстой в романе передает вечное борение, борьбу двух начал, определяющих содержание человеческой жизни. Начало войны сосредоточивает в себе стихию эгоизма, то,

Война для Толстого — это человеческий разлад, разъединение, распад жизненных связей. Наполеон у Толстого является наиболее ярким воплощением этого разрушительного начала. Толстой воплощает в Наполеоне и осуждает в этом историческом деятеле эгоизм, безмерное властолюбие, жажду славы, личного господства над миром в сочетании с тупым равнодушием к людям. Наполеон прикрывается высшими целями, но на самом деле идет к мировому господству и, не задумываясь, бросает в мясорубку войны целые армии и народы. Отдельно взятый человек с его неповторимым внутренним миром, с его стремлениями, привязанностями не существует. Для него люди — безликая масса, материал для его собственного безграничного самоутверждения.

Диаметрально противоположным в романе является образ Кутузова. В образе Кутузова нет ничего героического, величавого, он даже антигероичен. В Кутузове воплощаются противопоставленные Наполеону (войне) простота и естественность, добро и правда. Кутузов показан как старый человек, крестьянская девочка говорит о нем: «Просто дедушка». Он лишен каких бы то ни было личных притязаний, даже его выдвижение на пост главнокомандующего представлено как «воля истории», а не итог личных устремлений. Толстой придает образу Кутузова в романе высшую мудрость. Он считает, что выиграет не более искусный в стратегическом отношении противник, а более сильный духом. И здесь перевес на стороне русской армии, руководствующейся идеалами патриотизма, защищающей от врага Родину. Победа в войне русской армии с точки зрения высших нравственных идеалов предстает закономерностью.

В общей концепции романа мир отрицает войну. Ужас смерти сотен людей на плотине Аугеста, во время отступления русской армии после Аустерлица, потрясает тем более, что Толстой сравнивает этот ужас с видом той же плотины в другое время, когда здесь «столько лет мирно сиживал в колпаке старичок-мельник с удочками».

Рассказать правду о войне, замечает сам Толстой, очень трудно. Его новаторство связано не только с тем, что он показал человека на войне, но главным образом с тем, что, развенчав ложную, он первым открыл подлинную героику войны, представил войну как будничное дело и одновременно как испытание всех душевных сил человека в момент их наивысшего напряжения. И неизбежно случилось так, что носителями подлинного героизма явились простые, скромные люди, такие как капитан Тушин и Тимохин, забытые историей генералы Дохтуров и Коновницын, никогда не говоривший о своих подвигах Кутузов. Именно они влияют на исход исторических событий.

Реферат на тему: Тема войны в современной литературе (по творчеству В. Быкова)

Раздел: Литература, Лингвистика ВСЕ РАЗДЕЛЫ

ТЕМА ВОЙНЫ В СОВРЕМЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ (по творчеству В. Быкова) Люди теплые, живые Шли на дно, на дно, на дно. А. Твардовский Мне нравится, как пишет о войне Василь Быков. В его произведениях мало батальных сцен, эффектных исторических событий, но зато ему удается с потрясающей глубиной передать ощущения рядового солдата на большой войне. На примере самых стратегически незначительных ситуаций автор дает ответы на сложные вопросы войны. В отличие от таких наших писателей, как Стаднюк, Бондарев, Бакланов, Ананьев, которые ставят во главу угла своих произведений масштабные сражения и герои которых почти все из командного состава армии, Василь Быков строит сюжеты только на драматических моментах войны местного, как говорят, значения с участием простых солдат. Шаг за шагом анализируя мотивы поведения солдат в экстремальных ситуациях, писатель докапывается до глубин психологических состояний и переживаний своих героев. Это качество прозы Быкова отличает и его ранние работы: «Третья ракета», «Альпийская баллада», «Западня», «Мертвым не больно» и другие. В каждой новой повести писатель ставит своих героев в еще более сложные ситуации. Объединяет героев лишь то, что их действия нельзя оценивать однозначно. Например, в «Альпийской балладе» Быков описывает побег русского солдата из фашистского плена вместе с итальянкой Джулией. Здесь автор увлекается описанием внешних событий: побег, погоня, любовь, смерть героя и т.д. Но уже сюжет повести «Сотников» психологически закручен так, что критики сбились с толку в оценке поведения героев Быкова. А событий в повести почти никаких нет. Критикам было от чего растеряться: главный герой — предатель?! На мой взгляд, автор сознательно идет на размывание граней образа этого персонажа. Он не дает читателю возможности однозначно взглянуть на того или иного своего героя. Сюжет повести прост: два партизана Сотников и Рыбак отправляются в деревню на задание — добыть овцу для пропитания отряда. До этого герои почти не знали друг друга, хотя успели повоевать и даже выручили друг друга в одном бою. Сотников не совсем здоров и вполне мог бы уклониться от в общем-то пустякового задания, но он чувствует себя недостаточно своим среди партизан и поэтому все же вызывается идти. Этим он как бы хочет показать боевым товарищам, что не чурается «грязной работы». Два партизана по-разному реагируют на предстоящую опасность, и читателю кажется, что сильный и сообразительный Рыбак более подготовлен к совершению отважного поступка, нежели хилый и больной Сотников. Но если Рыбак, который всю свою жизнь «ухитрялся найти какой-нибудь выход», внутренне уже готов к тому, чтобы совершить предательство, то Сотников до последнего дыхания остается верным долгу человека и гражданина: «Что ж, надо было собрать в себе последние силы, чтобы с достоинством встретить смерть. Иначе зачем тогда жизнь? Слишком нелегко достается она человеку, чтобы беззаботно относиться к ее концу». В повести Быкова каждый занял свое место в ряду жертв войны. Все, кроме Рыбака, прошли свой смертный путь до конца. Рыбак встал на путь предательства только во имя спасения собственной жизни. Но характеры проявляются медленно. Рыбак по сути парень жизнелюбивый и не лишен положительных человеческих качеств.

Повесть насыщена обильным документальным материалом о людях и событиях минувшей войны и является новым свидетельством героической борьбы народа против его угнетателей. Многие ее с умом и блеском написанные страницы согреты благородным чувством любви и признательности к тем, кто погиб, не преступив человечности, исполнены ненависти к палачам, пролившим невинную кровь во имя сумасбродных идей фашизма. Автор со всей очевидностью и глубиной вскрывает подлую природу страха и предательства, в финале которых — всегда смерть и презрение. Эти две самобытные и во многих отношениях поучительные повести, несомненно, принадлежат к тем счастливым произведениям литературы, которым уготована долгая жизнь. 1980 г. НА ТЫНЯНОВСКИХ ЧТЕНИЯХ Развитие любой современной науки, в том числе филологической и литературоведения, в качестве непременного условия требует досконального освоения предшествующих накоплений, полного уяснения связей между предыдущими и последующими периодами. Этой важной задаче как нельзя лучше служат Тыняновские чтения, регулярно проводимые общественностью, а также Комиссией по литературному наследию Юрия Николаевича Тынянова

Народный героизм

Книги

Изоиздания

Рукописи

Артефакты

В основе солдатской строевой песни лежит известное одноименное стихотворение Лермонтова. Непосредственным поводом к его написанию послужило знакомство поэта с воспоминаниями Алексея Афанасьевича Столыпина, ветерана Отечественной войны. Композитор Н. Брянский переложил стихотворение Лермонтова на музыку, после чего оно получило широкое распространение как народная песня.

Песня звучит в исполнении мужского хора Института певческой культуры «Валаам». Хор был организован в 1990 году при Санкт-Петербургском подворье Спасо-Преображенского Валаамского ставропигиального монастыря. Одна из просветительских программ, которую ведет коллектив, посвящена Отечественной войне 1812 года. Создателем и художественным руководителем хора является Игорь Ушаков (1965 г. р.).

Песня посвящена памяти павших в Бородинской битве. Ее хоровой напев был исполнен впервые после благодарственного молебна в Москве 11 октября 1812 года, в Страстном монастыре, в день ухода Наполеона из Москвы. Песня на стихи Александра Васильевича Круглова (1852—1915) была записана и гармонизована известным русским композитором (шведом по национальности) и дирижером Вильгельмом Наполеоновичем Гартевельдом (1859—1927), который получил известность в силу увлеченного собирания песен, посвященных Отечественной войне.

Гимн звучит в исполнении мужского хора Института певческой культуры «Валаам». Хор был организован в 1990 году при Санкт-Петербургском подворье Спасо-Преображенского Валаамского ставропигиального монастыря. Одна из просветительских программ, которую ведет коллектив, посвящена Отечественной войне 1812 года. Создателем и художественным руководителем хора является Игорь Ушаков (1965 г. р.).

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: