Поэты «Серебряного века»: Николай Гумилев

В русской литературе «Серебряный век» — это период творчества главных представителей модернизма, период проявления талантов многих поэтов.1892 год считают началом «Серебряного века», конец же его пришелся на Октябрьскую революцию. Поэты-модернисты отвергали социальные ценности, они пытались создать поэзию, призывающую к духовному развитию человека. Акмеизм — это наиболее известное направление в модернистской литературе. Акмеисты объявили освобождение поэзии от символистических стремлений к «идеальному» и призвали перейти от многозначных образов к материальному миру, предметам. Но и в их поэзии встречается склонность к эстетизму, к поэтизации чувств. Хорошо это просматривается в творчестве представителя акмеизма, одного из лучших русских поэтов начала XX века Николая Гумилева, Стихотворения которого удивляют нас красотой слова, возвышенностью образов созданных им. Сам Гумилев назвал свое творчество музой дальних путешествий, поэт был верен ей до самой смерти. Известная баллада «Капитаны» из сборника стихов «Жемчуга», который принес Гумилеву большую известность, — это гимн людям, что бросают вызов судьбе и стихиям. Поэт воспевает романтику далеких странствий, отвагу, риск, смелость. Даже в военной лирике Николая Гумилева есть романтические ноты. Например, вот отрывок стихотворения из сборника «Колчан»:

  • И залитые кровью недели
  • Ослепительны и легки,
  • Надо мною рвутся шрапнели,
  • Птиц быстрей взлетают клинки.
  • Я кричу, и мой голос дикий,
  • Это медь ударяет в медь,
  • Я, носитель мысли великой,
  • Не могу, не могу умереть.
  • Словно молоты громовые
  • Или воды гневных морей,
  • Золотое сердце России
  • Мерно бьется в груди моей.

Придание романтизма бою, подвигу было особенностью Гумилева — поэта и человека с яркой редкостной рыцарской судьбой и в поэзии, и в жизни. Он был назван современниками поэтом-воином. Один из них написал: «Войну он принял с простотою. с прямолинейной горячностью. Он был, пожалуй, одним из тех немногих людей в России, чью душу, война застала в наибольшей боевой готовности». Как известно, в годы первой мировой войны поэт пошел добровольцем на фронт. По творчеству Гумилева, мы можем судить о том, что поэт романтизировал военный подвиг, но в то же время видел и понимал ужас войны.

Новая тема Гумилева — тема России начинает появляться в сборнике «Колчан». Тут слышны совершенно новые мотивы — творения Андрея Рублева и кровавая гроздь рябины, ледоход на Неве и древняя Русь. Он постепенно обогащает свои темы, а в некоторых стихотворениях он достигает особого мастерства, как бы предсказывая свою судьбу: Он стоит пред раскаленным горном, Невысокий старый человек. Взгляд спокойный кажется покорным От миганья красноватых век. Все товарищи его заснули, Только он один еще не спит: Все он занят отливанъем пули, Что меня с землею разлучит. Последние сборники стихов Н.Гумилева, созданные при жизни, изданы в 1921 году — Это «Шатер»(африканские стихи) и «Огненный столп». В них просматривается совсем другой Гумилев, его искусство написания обогатилось простотой высокой мудрости, чистыми красками, талантливым использованием прозаически-бытовых и фантастических деталей. В поэзии Николая Гумилева отражается окружающий мир во всех его красках. В его стихотворениях описываются экзотические пейзажи и обычаи Африки. Поэт пронизывается миром легенд и преданий Абиссинии, Рима, Египта. Каждое стихотворение Гумилева открывает нам новые грани поэта, его настроений, взглядов на жизнь. Потрясающий стиль стихотворений и их смысл дают нам возможность почувствовать полноту жизни. Они подтверждают то, что мы сами можем создать яркий, красочный мир, уйдя от серой будничности. Талантливый поэт Николай Гумилев оставил прекрасное наследство, оказал очень важное влияние на развитие русской поэзии.

Школьные стихотворения, лирика известного поэта Льва Гумилева.

Разве это тьма переклубилась,
По зерну в пролет бросая страх?
Это время расточает милость
Лишь тому, кто держит нож в зубах.
Разве это месяц на ступеньке?
Страшно впасть и быть в его руках.

Но в уличный камень кровавый
Ворвались огни из подков
И выжгли в нем летопись славы
Навек отошедших веков.

Сей каменный шифр разбирая
И смысл узнавая в следах,
Подумай, что доля святая
И лучшая – память в веках.

Романтический мир поэзии Гумилева

Будучи основателем неоромантического течения – акмеизма – в начале XX века, времени начала железной поступи цивилизации, Н.С. Гумилев и сам жил иным измерением, он весь уходил в романтический мир мечты. Такая отстраненность от жестокой предреволюционной реальности помогала поэту творить в сфере прекрасного, видеть красоту и мечтать о новой жизни. Еще гимназистом он писал: «Я в лес бежал из городов…». Однако герой Гумилева не просто бежит от действительности, как герои-романтики XIX века, он рвется завоевывать свой мир мечты. Романтизм

Показательным в этом отношении является стихотворение «Я конквистадор в панцире железном…». Образ конквистадора (вернее, конкистадора – участника испанских завоевательных походов в Южную и Центральную Америку в конце XV – XVI вв.) символизирует странствующего рыцаря, первооткрывателя заморских стран и их завоевателя. С одной стороны, в стихотворении много романтических штампов: «по пропастям и безднам», «в небе диком и беззвездном», «я сам мечту свою создам», «я пропастям и бурям вечный брат». Вместе с тем образ конквистадора

Мечта Гумилева не была бесплодной фантазией. Обращаясь к биографическим сведениям, отметим, что поэт активно ищет опору своим грезам. Если сначала экзотические страны были для него лишь предметом литературных обращений, то вскоре он воплощает свое желание увидеть Африку. И в стихах той поры основным является мотив воли, мотив первооткрытия и силы. Например, в стихотворении «Носорог» среди «общего смятенья», «топота», когда «даже буйвол сонный / Отступает глубже в грязь», лирический герой призывает того, кто «в нездешнее влюбленный» не искать «себе спасенья, / Убегая и таясь»:

Подними высоко руки

С песней счастья и разлуки,

Взоры в розовых туманах

Мысль далеко уведут,

И из стран обетованных

Нам незримые фелуки

За тобою приплывут.

Гумилев словно пытается доказать нам, что мечта разлита по всему миру, надо только уметь ее увидеть. Оставаясь романтиком, он воспринимал мир и как профессионал-исследователь – этнограф, археолог, фольклорист. Его стремление к необычному подкреплялось ясным взглядом на окружающий мир. Гумилев-акмеист обращал свой взор к ярким краскам реальности, он сумел обрести чувство свежести бытия и вкус к жизни такой, какая она есть. В отличие от символистов, адамисты (второе название акмеистов) видели тайну живого мира, а не искали ее в туманных далях и мистике. Как много прекрасных слов находит поэт для описания обыкновенного жирафа, чтобы развеять грусть любимой женщины:

Ему грациозная стройность и нега дана,

И шкуру его украшает волшебный узор,

С которым равняться осмелится только луна,

Дробясь и качаясь на влаге широких озер.

Лирический герой стремится обратить внимание на необычные стороны действительности, известные ему. Но это не удается. Слишком глубоко противоречие между яркостью мира и состоянием души женщины, у которой не осталось способности радоваться. Поэт развивает мотив несоответствия красоты жизни и уныния в душе человека:

Я знаю веселые сказки таинственных стран

Про черную деву, про страсть молодого вождя,

Но ты слишком долго вдыхала тяжелый туман,

Ты верить не хочешь во что-нибудь, кроме дождя.

Такой разлад вносит пессимистические ноты в поэзию Гумилева. Однако герой не хочет смиряться с тусклостью внутреннего мира близкого ему человека, он продолжает настаивать:

Ты плачешь? Послушай… далеко, на озере Чад

Изысканный бродит жираф.

Душевная неуспокоенность будет всегда присутствовать в лирике Гумилева. И хотя многие критики обвиняли поэта в «нерусскости» за его уход от национальных традиций в экзотический мир романтики, однако горячее и трепетное отношение ко всему, что он считал родным, выдает в Гумилеве истинного патриота России:

Словно молоты громовые

Или волны гневных морей,

Золотое сердце России

Мерно бьется в груди моей.

Героический характер натуры поэта звал его в неизведанные края, звал на подвиг. Романтический же мир выковывал в герое такие качества, как бесстрашие и отвага, чтобы хватило духа не просто увидеть красоту, но и отстоять ее право жить в душе человека.

Книга: Гумилев Николай « «Я конквистадор в панцире железном. «»

Серия: «Школьная библиотека»

Серия рекомендована Управлением общего среднего образования Министерства общего и профессионального образования РФ. В книгу одного из ярчайших представителей поэзии Серебряного века Н. С. Гумилева включены его произведения из сборников «Романтические цветы», «Жемчуга», «Колчан» и других, а также отдельные статьи из книги» Письма о русской поэзии» .

Издательство: «Детская литература» (2012)

Другие книги автора:

Книга Описание Год Цена Тип книги
Я конквистадор в панцире железном. Серия рекомендована Управлением общего среднего образования Министерства общего и профессионального образования РФ. В книгу одного из ярчайших представителей поэзии Серебряного века Н. С. Гумилева… — ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА, Школьная библиотека Подробнее. 2012 248 бумажная книга
Гибели обреченные Книга»Гибели обреченные»открывает перед вами только малую часть из творчества великого поэта Серебряного века и литературного критика — Николая Гумилева. Являвшись представителем новогона то время… — ФТМ, Подробнее. 10 бумажная книга
Гондла Книга»Гондла»открывает перед вами только малую часть из творчества великого поэта Серебряного века и литературного критика — Николая Гумилева. Являвшись представителем новогона то время литературного… — ФТМ, Подробнее. 20 бумажная книга
Дерево превращений Книга»Дерево превращений»открывает перед вами только малую часть из творчества великого поэта Серебряного века и литературного критика — Николая Гумилева. Являвшись представителем новогона то время… — ФТМ, Подробнее. 20 бумажная книга
Дитя Аллаха Книга»Дитя Аллаха»открывает перед вами только малую часть из творчества великого поэта Серебряного века и литературного критика — Николая Гумилева. Являвшись представителем новогона то время… — ФТМ, Подробнее. 20 бумажная книга
Дон-Жуан В Египте Книга»Дон-Жуан В Египте»открывает перед вами только малую часть из творчества великого поэта Серебряного века и литературного критика — Николая Гумилева. Являвшись представителем новогона то время… — ФТМ, Подробнее. 33 бумажная книга
Дочери Каина Книга»Дочери Каина»открывает перед вами только малую часть из творчества великого поэта Серебряного века и литературного критика — Николая Гумилева. Являвшись представителем новогона то время… — ФТМ, Подробнее. 10 бумажная книга
Записки кавалериста Книга»Записки кавалериста»открывает перед вами только малую часть из творчества великого поэта Серебряного века и литературного критика — Николая Гумилева. Являвшись представителем новогона то время… — ФТМ, Подробнее. 10 бумажная книга
Золотой рыцарь Книга»Золотой рыцарь»открывает перед вами только малую часть из творчества великого поэта Серебряного века и литературного критика — Николая Гумилева. Являвшись представителем новогона то время… — ФТМ, Подробнее. 10 бумажная книга
Лесной дьявол Книга»Лесной дьявол»открывает перед вами только малую часть из творчества великого поэта Серебряного века и литературного критика — Николая Гумилева. Являвшись представителем новогона то время… — ФТМ, Подробнее. 10 бумажная книга
Охота на носорога Книга»Охота на носорога»открывает перед вами только малую часть из творчества великого поэта Серебряного века и литературного критика — Николая Гумилева. Являвшись представителем новогона то время… — ФТМ, Подробнее. 20 бумажная книга
Последний придворный поэт Книга»Последний придворный поэт»открывает перед вами только малую часть из творчества великого поэта Серебряного века и литературного критика — Николая Гумилева. Являвшись представителем новогона то… — ФТМ, Подробнее. 10 бумажная книга
Принцесса Зара Книга»Принцесса Зара»открывает перед вами только малую часть из творчества великого поэта Серебряного века и литературного критика — Николая Гумилева. Являвшись представителем новогона то время… — ФТМ, Подробнее. 10 бумажная книга
Путешествие в страну эфира Книга»Путешествие в страну эфира»открывает перед вами только малую часть из творчества великого поэта Серебряного века и литературного критика — Николая Гумилева. Являвшись представителем новогона то… — ФТМ, Подробнее. 10 бумажная книга
Радости земной любви Книга»Радости земной любви»открывает перед вами только малую часть из творчества великого поэта Серебряного века и литературного критика — Николая Гумилева. Являвшись представителем новогона то время… — ФТМ, Подробнее. 10 бумажная книга

Гумилев, Николай

Николай Степанович Гумилёв

русский поэт, исследователь Африки

Николай Гумилёв
Фотография Н. Гумилёва в старших классах гимназии.
Имя при рождении:
Дата рождения:
Место рождения:
Дата смерти:
Место смерти:
Род деятельности:
Направление:
Произведения в Викитеке ? .

Содержание

Биография

Родился в семье морского врача Степана Яковлевича Гумилёва (28 июля 1836 — 6 февраля 1910). Мать — Гумилёва (Львова) Анна Ивановна (4 июня 1854 — 24 декабря 1942). Дед его — Панов Яков Федотович (1790—1858) — был дьячком церкви села Желудево Спасского уезда Рязанской губернии.

Детские годы Гумилёв провёл в Царском Селе, там же поступил в гимназию в 1903 году, директором которой был известный поэт И. Анненский. После окончания гимназии уехал в Сорбонну.

Первая публикация — 8 сентября 1902 года — стихотворение «Я в лес бежал из городов…» в газете «Тифлисский листок» за подписью К. Гумилёв.

В 1905 издал первый сборник стихов под названием «Путь конквистадоров». Впоследствии, однако, называл эту книгу «ученическим опытом».

С 1907 года Николай Гумилёв много путешествовал. Побывал в Италии, во Франции. В 1908 году издал сборник «Романтические цветы». Находясь в Париже, издавал литературный журнал «Сириус» (в котором дебютировала А. Ахматова), но вышло только 3 номера журнала. Посещал выставки, знакомился с французскими и русскими писателями, состоял в интенсивной переписке в Брюсовым, которому посылал свои стихи, статьи, рассказы.

Николай Гумилёв — не только поэт, но и один из крупнейших исследователей Африки. Он совершил несколько экспедиций по восточной и северо-восточной Африке и привез в Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Санкт-Петербург) богатейшую коллекцию.

В 1910 году вышла книга «Жемчуга», в которую как одна из частей были включены «Романтические цветы». В состав «Жемчугов» входит поэма «Капитаны», одно из известнейших произведений Николая Гумилёва. 25 апреля того же года, в Николаевской церкви села Никольская Слободка венчается с Анной Андреевной Горенко (Анной Ахматовой).

В 1911 году при активнейшем участии Н. Гумилёва был основан «Цех поэтов», в который, кроме самого Н. Гумилёва, входили, в частности, Сергей Городецкий, Анна Ахматова, Осип Мандельштам, Владимир Нарбут и др. Заявление о появлении нового художественного течения — акмеизма.

В 1912 году был издан поэтический сборник «Чужое небо», в котором, в частности, былы напечатаны первая, вторая и третья песнь поэмы «Открытие Америки». 18 сентября (1 октября) того же года у Анны и Николая Гумилёвых родился сын Лев.

С 1914 по 1918 год находился в действующей армии, затем — в штабе Русского экспедиционного корпуса в Париже.

Приказом по Гвардейскому кавалерийскому корпусу от 5 января 1915 года № 148б награждён Георгиевским крестом 4-й степени. 28 марта 1916 года произведён в прапорщики с переводом в 5-й Гусарский Александрийский полк.

В 1916 году вышел сборник «Колчан», в который вошли некоторые стихи на военную тему.

В 1917 году проходил службу в Париже в качестве адъютанта при комиссаре Временного правительства. В Париже поэт влюбился в полурусскую-полуфранцуженку Елену Кароловну дю Буше, дочь известного хирурга. Посвятил ей стихотворный сборник «К Синей звезде», вершину любовной лирики поэта.

В 1918 году была издана африканская поэма «Мик», а также сборник «Костёр». 5 августа состоялся развод с Анной Ахматовой.

В 1919 году женится на Анне Николаевне Энгельгардт, дочери историка и литературоведа Н. А. Энгельгардта.

В 1920 году участвует в организации Петроградского отдела Всероссийского Союза писателей.

В 1921 году Николай Гумилёв опубликовал два сборника стихов: «Шатёр», написанный на основе впечатлений от путешествий по Африке, и «Огненный столп», в который вошли такие значительные произведения, как «Слово», «Шестое чувство», «Мои читатели».

В том же году 3 августа Николай был арестован, по подозрению в участии в заговоре «Петроградской боевой организации В. Н. Таганцева» и расстрелян.

24 августа вышло постановление Петроградской ГубЧК о расстреле участников «Таганцевского заговора» (всего 61 человек), опубликованное 1 сентября с указанием на то, что приговор уже приведён в исполнение. Дата, место расстрела и захоронения неизвестны. Распространена версия, что это Бернгардовка (долина реки Лубьи) около Всеволожска, хотя возможен и Лисий Нос.

Адреса в Санкт-Петербурге — Петрограде

  • 1914 год — Тучкова набережная, 20, кв. 29;
  • 1918—1919 — Ивановская улица, 25, кв. 15;
  • 1919—1920 — доходный дом — Преображенская улица, 5;
  • 1920—03.08.1921 года — ДИСК — проспект 25-го Октября, 15.

Произведения

  • «Путь конквистадоров» (1905)
  • «Романтические цветы» (1908)
  • «Жемчуга» (1910)
  • «Чужое небо» (1912)
  • «Колчан» (1916)
  • «Костер» (1918)
  • «Фарфоровый павильон» (1918)
  • «Огненный столп» (1921)
  • «Шатер» (1921)
  • «К Синей звезде» (1917)
  • «Колчан», Четвёртая книга стихов, Книгоиздательствово «Петрополис», Берлин (1923).

Влияние на литературу

Упорная и вдохновенная деятельность Гумилёва по созданию формализованных «школ поэтического мастерства» (три «Цеха поэтов», «Студия живого слова» и др.), к которой скептически относились многие современники, оказалась весьма плодотворной. Его ученики — Георгий Адамович, Георгий Иванов, Ирина Одоевцева, Всеволод Рождественский, Николай Тихонов и другие — стали заметными творческими индивидуальностями. Созданный им акмеизм, привлекший такие крупнейшие таланты эпохи, как Анна Ахматова и Осип Мандельштам, стал вполне жизнеспособным творческим методом. Значительным было влияние Гумилёва и на эмигрантскую, и (как через Тихонова, так и непосредственно) на советскую поэзию (в последнем случае — несмотря на полузапретность его имени, а во многом и благодаря этому обстоятельству).

Семья

  • Анна Ахматова (11 (23) июня 1889 — 5 марта 1966) — первая жена;
  • Анна Николаевна Энгельгардт (1895 — апрель 1942) — вторая жена;
  • Лев Гумилёв (1912—1992) — сын Николая Гумилёва и Анны Ахматовой;
  • Орест Николаевич Высотский (26 октября 1913, Москва — 1992) — сын Николая Гумилёва и Ольги Николаевны Высотской (18 декабря1885, Москва — 18 января1966, Тирасполь);
  • Елена Гумилёва (14 апреля 1919, Петербург — 25 июля 1942, Ленинград) — дочь Николая Гумилёва и Анны Энгельгардт.

Отзывы современников

Ходасевич в своем «Некрополе» писал о Гумилеве:

В Гумилеве было много хорошего. Он обладал отличным литературным вкусом, несколько поверхностным, но в известном смысле непогрешимым. К стихам подходил формально, но в этой области был и зорок, и тонок. В механику стиха он проникал, как мало кто. Думаю, что он это делал глубже и зорче, нежели даже Брюсов. Поэзию он обожал, в суждениях старался быть беспристрастным. За всем тем его разговор, как и его стихи, редко был для меня «питателен». Он был удивительно молод душой, а может быть и умом. Он всегда мне казался ребенком. Было что-то ребяческое в его под машинку стриженой голове, в его выправке, скоре гимназической, чем военной. То же ребячество прорывалось в его увлечении Африкой, войной, наконец — в напускной важности, которая так меня удивила при первой встрече и которая вдруг сползала, куда-то улетучивалась, пока он не спохватывался и не натягивал ее на себя сызнова. Изображать взрослого ему нравилось, как всем детям. Он любил играть в ,,мэтра», в литературное начальство своих «гумилят», то есть маленьких поэтов и поэтесс, его окружавших. Поэтическая детвора его очень любила. Иногда, после лекций о поэтике, он играл с нею в жмурки — в самом буквальном, а не в переносном смысле слова. Я раза два это видел. Гумилев был тогда похож на славного пятиклассника, который разыгрался с приготовишками. Было забавно видеть, как через полчаса после этого он, играя в большого, степенно беседовал с А. Ф. Кони.

Образ Н. Гумилёва в художественной литературе

Николай Степанович Гумилёв является одним из главных героев первого и третьего романов фантастической трилогии Андрея Лазарчука и Михаила Успенского:

Также Гумилев упомянут в романе Е. Чудиновой «Держатель знака».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector