Поэтика я: «Мертвые души»

Читайте также:
  1. Билет № 2. Трагедия в творчестве Сумарокова: поэтика и семантика жанра
  2. Былое и думы» А.И.Герцена: поэтика и проблематика.
  3. Вопрос 13. Лирические отступления в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души».
  4. Джойс. Поэтика романа «Улисс»
  5. Исповедальный характер лирики С. Есенина (тема родины и природы, контраст между «живым» и «железным», пафос общечеловеческих ценностей; поэтика)
  6. Кукольный дом. Проблематика и поэтика
  7. Поэтика Г.Р.Державина. Державин в литературном движении екатерининской эпохи.
  8. Поэтика драматургии Н.В.Гоголя.
  9. Поэтика и эстетика сентиментализма в повести «Бедная Лиза»
  10. Поэтика М. Ю. Лермонтова: лирика и поэмы.
  11. Поэтика М.Е.Салтыкова-Щедрина.

(по Ю.Манну «Поэтика Гоголя»)

Термин «поэтика» имеет два понимания: узкое и широкое. Первое ограничивается проблемами поэтической речи и стиля. Второе предполагает изучение не только речевых, но и других структурных моментов художественного текста.

О широком понимании поэтики говорит, в частности, В. В. Виноградов: «Поэтика как наука о формах, видах, средствах и способах организации произведений словесно-художественного творчества, о структурных типах и жанрах литературных сочинений стремится охватить. не только явления поэтической речи, но и самые разнообразные стороны строя произведений литературы и устной народной словесности». И далее В. В. Виноградов называет некоторые проблемы такой поэтики: мотивы и сюжет, художественное время, композиция как система сочетания и движения речевого, функционально-стилистического и идейно-тематического планов, сюжетно-динамическая и поэтической речевая характеристика персонажей, жанровая специфика и т. д.

Формула обобщения – чисто гоголевский оборот, гдепервая часть формулы фиксирует конкретный предмет или явление; вторая (присоединяемая с помощью местоимений «какой», «который» и т. д.) устанавливает их место в системе целого.

1. Формулы обобщения, осуществляемого в пределах региона.

«Темнота ночи напомнила ему о той лени, которая мила всем козакам» («Ночь перед Рождеством»), «. наполненные соломою, которую обыкновенно употребляют в Малороссии вместо дров». В приведенных примерах обобщение достигается в масштабе Украины, украинского, казачьего.

Этот масштаб может быть опрокинут и в историческое прошлое: Остап «имел доброту в таком виде, в каком она могла только существовать при таком характере и в тогдашнее время» («Тарас Бульба», 1-я и 2-я редакции). Из контекста видно, что «тогдашнее время», «старина» подразумевают определенный регион.

2. Формулы обобщения, осуществляемого в пределах общечеловеческого.

«Кумова жена была такого рода сокровище, каких не мало на белом свете» («Ночь перед Рождеством»). «. Жизнь его уже коснулась тех лет, когда всё, дышащее порывом, сжимается в человеке. » («Портрет», 1-я и 2-я редакции). И т. д.

3. Но во второй половине 1830-х годов (на которые падает работа над «Мертвыми душами») в творчестве Гоголя резко возрастает количество формул, реализующих обобщение третьего, «промежуточного» вида — обобщение в пределах русского мира.

«Черт побери! гадко на свете!» — сказал он с чувством русского, у которого дела плохи». «Это был художник, каких мало, одно из тех чуд, которых извергает из непочатого лона своего только одна Русь. »

В «Мертвых душах» формулы обобщения, реализующие всерусский, всероссийский масштаб, буквально прослаивают весь текст.

«. крики, которыми потчевают лошадей по всей России. », «. трактирах, каких немало повыстроено по дорогам. », «. всего страннее, что может только на одной Руси случиться. », «. дом вроде тех, какие у нас строят для военных поселений и немецких колонистов», -«. молдавские тыквы. из которых делают на Руси балалайки. », «. закусили, как закусывает вся пространная Россия по городам и деревням. » и т. д.

Два противоположных структурных принципа «Мертвых душ»:

Структурные принципы «Мертвых душ» характеризуются двойственностью, которая восходит к антитезе рациональноеалогичное (гротескное).

Гротескное начало проявилось в «Мертвых душах на разных уровнях: и в стиле — с его алогизмом описаний, чередованием планов, и в самом зерне ситуации — в торговых сделках Чичикова, и в развитии действия.

Рациональное и гротескное образуют два полюса поэмы, между которыми развертывается вся ее художественная система. В «Мертвых душах», вообще построенных контрастно, есть и другие полюса: эпос — и лирика (в частности, конденсированная в так называемых лирических отступлениях) ; сатира, комизм — и трагедийность. Этот контраст особенно важен для общего строя поэмы.

Говоря конкретно, в этой сфере есть очевидный разрыв между «посылкой» и «заключением», между наличным материалом и выводами. Переход от возможности к реальности нарочито неявен, от дороги Чичикова к истинной прямой дороге, наконец, от тройки с Селифаном, Петрушкою и Чичиковым к Руси-тройке. Кого именно мчит вдохновенная гоголевская тройка? Персонажей этих, как подметил еще Д. Мережковский, трое, и все они достаточно характерны. «Безумный Поприщин («Записки сумасшедшего»), остроумный Хлестаков и благоразумный Чичиков — вот кого мчит эта символическая русская тройка в своем страшном полете в необъятный простор или необъятную пустоту». Но тем не менее контраст тройки конкретной и Руси-тройки нарочито неявен, завуалирован или же формальной логичностью повествовательного оборота («здесь ли не быть богатырю, когда есть место. » и т. д.), или же почти незаметной, плавной сменой перспективы, точек зрения. Примером последнего является заключающее поэму место о тройке: вначале все описание строго привязано к тройке Чичикова и к его переживаниям; потом сделан шаг к переживаниям русского вообще («И какой же русский не любит быстрой езды?»), потом адресатом авторской речи и описания становится сама тройка («Эх, тройка! птица тройка, кто тебя выдумал. »), для того чтобы подвести к новому авторскому обращению, на этот раз — к Руси («Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка, несешься. »). В результате граница, где тройка Чичикова превращается в Русь-тройку, маскируется, хотя прямого отождествления поэма не дает.

Обычные контрасты — скажем, контраст между низким и высоким — в «Мертвых душах» не скрываются. Наоборот, Гоголь их обнажает, руководствуясь своим правилом: «Истинный эффект заключен в резкой противоположности; красота никогда не бывает так ярка и видна, как в контрасте» («Об архитектуре нынешнего времени», VIII, 64).

Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.006 сек.)

Поэтика возраста в — Мертвых душах

Материал из разделов:

Манн Ю. В. Поэтика Гоголя. 2-е изд., доп.- М.: Худож. лит., 1988.- 413 с.

В книге Ю. Манна исследуется художественный мир Гоголя, отличающийся необычайной глубиной и сложностью. Автор раскрывает художественное своеобразие «Мертвых душ», «Ревизора», «Женитьбы», «Игроков», «Вечеров на хуторе близ Дикаяьки», «Петербургских повестей» и других гоголевских шедевров. Рассматриваются важнейшие проблемы поэтики Гоголя, его художественного мастерства: соотношение фантастики и реальности, принципы построения характеров и сго-жетосложения, особенности стиля, а также своеобразие комизма. Творчество Гоголя разбирается на широком фоне русской (А. Пушкин, В. Одоевский, А. Погорельский, М. Погодин, О. Сомов и т. д.) и мировой литературы (Аристофан, Менандр, Рабле; Мольер, Гофман, Тик, Шамиссо и т. д.). Проведенный в книге анализ поэтики Гоголя помогает понять, почему сегодня его творчество приобретает все большую популярность как в нашей стране, так и за рубежом. Книга рассчитана на специалистов по русской литературе и на всех интересующихся творчеством великого писателя.

От себя: Сканировал и распознавал самостоятельно. Книга не вычитана, но читабельна. Полагаю книга «Поэтика Гоголя» Юрия Манна самая лучшая из написанного о творчестве Гоголя.

Книга в формате doc.

Скачать

FILEPOST.RU banner code END —>

Поэтика Гоголя. Манн Юрий 900Кб/2.8Мб

Сайт не предоставляет электронные версии произведений, а занимается лишь коллекционированием и каталогизацией ссылок, присылаемых и публикуемых на форуме нашими читателями. Если вы являетесь правообладателем какого-либо представленного материала и не желаете чтобы ссылка на него находилась в нашем каталоге, свяжитесь с нами и мы незамедлительно удалим её. Файлы предоставлены пользователями сайта, и администрация не несёт ответственности за их содержание. Просьба не заливать файлы, защищенные авторскими правами, а также файлы нелегального содержания!

Реферат на тему: Души «мертвые и живые» в поэме Н.В.Гоголя

Раздел: Литература, Лингвистика ВСЕ РАЗДЕЛЫ

Вместо настоящего чувства у Манилова «приятная улыбка», вместо мысли какие-то бессвязные, глупые рассуждения, вместо деятельности пустые мечты. Другим представителем «мертвых душ» в поэме мы назовем Плюшкина. Это «прореха на человечестве». Все человеческое умерло в нем, в полном смысле это мертвая душа. К такому выводу ведет нас Гоголь,развивая и углубляя тему духовной гибели человека. Деревенские избы села Плюшкина имеют вид «особенной ветхости»,барский дом выглядит «инвалидом», бревенчатая мостовая пришла негодность. А каков хозяин? На фоне жалкой деревушки перед Чичиковым предстала странная фигура: не то мужик, не то баба, в «неопределенном платье, похожем на женский капот», таком рваном, замасленном и заношенном, что «если бы Чичиков встретил его, такпринаряженного, где-нибудь у церковных дверей, то, вероятно, дал бы ему медный грош». Но не нищий стоял перед Чичиковым, а богатый помещик, владелецтысячи душ, у которого кладовые, амбары и сушильни полны быливсякого добра. Однако все это добро гнило, портилось, превращалось в труху. Отношения Плюшкина к покупщикам, его хождения по селу за сбором всякой дряни, знаменитые кучи хлама на его столе и на бюро выразительно говорят о том, как скряжничество приводит Плюшкина к бессмысленному накопительству, приносящему его хозяйству одно разорение. Все пришло в полный упадок, крестьяне «мрут, как мухи»,десятками числятся в бегах. Бессмысленная скупость, царящая в душе Плюшкина, порождает в нем подозрительность к людям, недоверие и враждебность ко всему окружающему, жестокость и несправедливость по отношению к крепостным. У Плюшкина нет никаких человеческих чувств, даже отцовских. Вещидля него дороже людей, в которых он видит только мошенников и воров. «И до такой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек!» восклицает Гоголь. Вся галерея образов, данная в первом томе «Мертвых душ», убедительно раскрывает внутреннее убожество и косный, затхлый вид крепостников-душевладельцев. Герои Гоголя не Онегины иПечорины, а то поместное дворянство, которое представлено на балу у Лариных. «Мертвым душам» поэмы противопоставлены «живые» народ талантливый, трудолюбивый, многострадальный. С глубоким чувством патриота и верой в великое будущее своего народапишет о нем Гоголь. Он видел бесправие крестьянства, его приниженное положение и то отупение и одичание, которые явились результатом крепостного права. Таковы дядя Митяй и дядя Миняй, крепостная девочка Пелагея, не отличавшая, где право, а где лево ,плюшкинские Прошка и Мавра, забитые до крайности. Но и в этой социальной подавленности Гоголь видел живую душу «бойкого народа» и расторопность ярославского мужика. Он с восхищением и любовью говорит о способности народа, смелости и удали, выносливости и жажде свободы. Крепостной богатырь, плотник Пробка «в гвардию годился бы». Он и сходил с топором за поясом и сапогами на плечах все губернии. Каретник Михей создавал экипажи необыкновенной прочности икрасоты. Печник Милушкин мог поставить печь в любом доме. Талантливый сапожник Максим Телятников «что шилом кольнет, тои сапоги, что сапоги, то и спасибо». А Еремей Сорокоплехин «одногооброку приносил по пятьсот рублей!».

В Петербурге было гораздо более таких особ, которые разделяли мнение графа Толстого».[371] Это враждебное отношение реакционных кругов к поэме Гоголя наглядно свидетельствовало о ее огромном значении в деле разоблачения антинародной сущности крепостнического государства. М. С. Щепкин писал Гоголю 24 октября 1842 года: «… о «Мертвых душах» все идут толки, прения. Они разбудили Русь; она теперь как будто живет. Толков от них несчетное число. Можно бы исписать томы, если бы изложить все их на бумаге, и это меня радует. Это значит: толкни нас хорошенько и мы зашевелимся, и тем доказываем, что мы живые существа».[372] Так восприняла книгу Гоголя передовая Россия, увидав в ней не только горькое и суровое обличение, но и горячий патриотизм писателя, его веру в народ, обращенность к будущему. «Мертвые души» стали одним из поводов к яростной полемике между Белинским и Герценом, с одной стороны, и Шевыревым и славянофилами — с другой. Герцен записывает в своем дневнике вскоре по выходе «Мертвых душ»: «…Толки о «Мертвых душах»

«Мертвые души» — поэма о величии России. Мертвые и живые души

В «Мертвых душах» создатель сделал такой великий шаг,

что все, доселе им написанное,

может показаться на первый взгляд слабым и бледным в сравнении с ними.

В. Г. Белинский. «Похождения Чичикова,

либо Мертвые души». Поэма Н. Гоголя

I. «Мертвые души» — поэма о великолепии России

Рассмотрим титульный лист поэмы, изображенный Гоголем. Текст Поэма Начертано более крупным шрифтом, который значительно выше по размеру основное название. Думается, автор желал подчеркнуть значительность колоссального произведения, задуманного в духе древнего эпоса. Черепа и скелеты около букв говорят о теме поэмы — путешествии в царство мертвых. Запряжка лошадей, улица, блюда, рюмки, рыба на блюде — черты обстановки губернского города и помещичьих усадеб, то есть Рф.

II. Мертвые и живые души

Важно подчеркнуть, что в названии поэмы — «Мертвые души» — объединились несовместимые понятия.

Председатель московского цензурного комитета Го-лохвастов был возмущен настолько необыкновенным названием: «Нет, я этого никогда не разрешу: душа бывает бессмертна; мертвой души не имеет возможность быть; автор вооружается против бессмертия». Так ли это?

Изыскатель «Божественной комедии» А. А. Асоян, опираясь на слова Данте о 4 смыслах своей поэмы, пишет: «Один из смыслов, самый 1-ый, — это буквальный, второй — аллегорический, третий — моральный, четвертый — анагогический» (то есть влекущий ввысь), сверхсодержание. Складывается мнение, что Гоголь, идя вслед за Данте, знал о этом толковании «комедии» и в свою поэму также вложил четыре смысла. Как данная мысль Данте трансформируется в поэме Гоголя?

(Мертвые души — это продукт, который покупает Чичиков, — души умерших крестьян. Это точный смысл поэмы, связанный с сюжетом. Мертвые души — это помещики и госслужащие, погрязшие в грехах, и сам Чичиков; у них нет души, она мертва. Это аллегоричный, иносказательный, метафорический смысл поэмы. Моральный — не может быть человека без души, такового не должно произойти. Но есть в названии книги и глубокий духовный содержание. Он раскрыт Гоголем в предсмертной записи: «Будьте не мертвые, а живые души. Нет другой двери, не считая указанной Иисусом Христом, и всяк, пролезший иначе, есть тать и одинбойник». Мертвые души — это духовно умершие души. Хотя Гоголь верит в духовное воскресение падшего человека. Если в душе человека скрывается жизнь — образ Божий, значит, есть надежда на возрождение. Дорога духовного возрождения открыт всем, и даже Плюшкиным, «если захотят».) На уроке должен состояться и беседа о живой душе.

Вопросы для обсуждения

Есть ли в поэме Живые души? В чем заключается жизнь этнической души? Что Гоголь ценит и чего не принимает в российском народе?

Как входит в поэму Гоголя крестьянская Русь? Кто выводит заблудившегося Чичикова на верную дорогу из поместья Коробочки и какой смысл при данном выявляется? Какие характеристики дает Собакевичсвоим умершим крестьянам? Докажите, собственно что в них звучит гордость за русский народ.

Какие свойства русского человека присущи капитану Копейкину? Какие чувства вызывает его ситуация?

Почему так часто в поэме Гоголь пишет о «грустной, хватающей за душу песне»? Как данный мотив связан с темой живой души?

В поэме Гоголя, по выражению А. И. Герцена, проступают «позади мертвых душ — души живые». Души талантливые, не страдающие «заблуждением» разума, свободолюбивые, щедрые и «задушевные» души, то есть Живые. (Доказательства данному и примеры девятиклассники найдут в главах V, VII и ХI.) Обобщить рассуждения поможет составление опорной схемы (см. с. 229).

На втором уроке возможно организовать семинарское занятие на тему «Поэтика „Мертвых душ“».

• Отчего свое прозаическое произведение, проник
Нутое сатирическим пафосом, Гоголь все же именует По
Эмой?

III. Соединение комического и лирического начал. Образ создателя

Отчеты о подготовке к семинару можно организовать в группах, условно олицетворяющих прошедшее, настоящее и будущее в поэтике «Мертвых душ».

Группа 1. «Прошлое». Как в поэме сказались традиции фольклора, истоки народной культуры? Какие пословицы, поговорки и этнические приметы использует автор? Какова их смысловая и композиционная роль? Возможно ли применить смысл пословицы «Русский человек задним разумом крепок» к поэме Гоголя? Какова роль притчи про Кифу Мокиевича и Мокия Кифовича?

Группа 2. «Настоящее». «Комизм скрывается везде, — говорил Гоголь. — Живя среди него, мы его не лицезреем; но если художник перенесет его в искусство, на сцену, то мы же сами над собой станем валяться со смеху». Что высмеивает Гоголь в современной ему жизни? Какими художественными своими создаются комические эффекты? Какова роль портрета, пейзажа, детали, внутреннего убранства, диалога, иронии, сатиры и гротеска в раскрытии авторского замысла?

Группа 3. «Будущее». Какова композиционная роль лирических отступлений? На какие темы рассуждает в их автор? Как они связаны с содержанием поэмы? собственно что общего в лирическом отступлении «Мертвых душ» Гоголя «И во всемирной летописи населения земли…» (гл. X) И «Думе» Лермонтова? Что характерно для языка лирического отступления «Русь! Русь! вижу тебя…» (гл. XI)? Соотнесите языковые особенности этого лирического отступления и язык автора в описании города (гл. I). собственно что дает Гоголю основания верить в будущее России, в ее духовное возрождение?

Итоговый вопрос семинара

• Как достигается в поэме единство смешного и ли
Рического начал?

IV. Поэма в оценке В. Г. Белинского

Изучив куски статьи Белинского «„Похождения Чичикова, или Мертвые души“. Поэма Н. Гоголя», ученики ответят на такие вопросы:

Почему Белинский считал главным в «Мертвых душах» их сатирический патетика?

Почему он утверждал, что поэма Гоголя — «творение чисто российское, национальное, выхваченное из тайника народной жизни»?

Что совместного во взглядах на творчество Гоголя у Белинского и у Некрасова в стихотворении «Блажен незлобивый поэт…», написанном на погибель Гоголя?

V. Подготовка к сочинению

Для домашнего сочинения девятиклассникам возможно предложить несколько проблемных вопросов, которые учитель должен комментировать:

Удалось ли Гоголю показать в поэме «Мертвые души» «всю Русь»?

Отчего галерея образов помещиков начинается Маниловым, а заканчивается Плюшкиным?

Возможно ли считать Гоголя певцом крестьянской Руси?

В чем условный смысл образа дороги в поэме «Мертвые души»?

Каков дорога нравственного возрождения России? (По поэме Гоголя «Мертвые души».)

B чем единство образа города в «Ревизоре» и «Мертвых душах»?

Чем близки «Мертвые души» Гоголя «Божественной комедии» Данте?

Исследование поэмы Гоголя можно закончить выразительным чтением лирического отступления, завершающего 1-ый том поэмы.

«Мертвые души» — это сложнейшее идейно-композиционное единство, интегрирующее в для себя традиции русского фольклора, сатирическое обличение современной жизни и лирический призыв создателя к духовному возрождению России.

Автор постоянно присутствует вблизи со своими героями, обращается к читателям со средствами размышлениями, говорит о своих чувствах. Он живой собеседник читателя и ведет с ним беседа о судьбе России. Он говорит, что бездуховность гибельна для государства. Без понимания этого невозможно возрождение России, обретение утраченных эталонов, духовности, воскресение душ.

Мир идеальный — это мир духовности. Он безупречен во всех значениях этого слова. Его нельзя воссоздать эпически, например как духовный мир описывает иной род литературы — лирика. Потому Гоголь определяет жанр произведения как лиро-эпический, назвав «Мертвые души» поэмой. Бессмертие души — единственное, собственно что вселяет в автора веру в обязательное возрождение его героев — и, как следует, всей Руси.

Написать сочинение по поэме Гоголя «Мертвые души». Принести на задание текст комедии А. Н. Островского «Бедность — не порок».

Для девочки: подготовить выразительное чтение наизусть монолога Липочки (А. Н. Островский. «Свои люд — сочтемся», действие первое, явление первое).

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: