Поэтический мир Михаила Лермонтова

Этот мир соткан из многих паззлов, если говорить по-молодёжному, а так – из многих частей. Красота и чистота его произведений просто поражает своей кристальностью слога, своей чёткостью и ёмкостью. И это ведь не только в поэтических произведениях, тоже и в прозе, и в драме. Но красота его не простая… Она мрачная. Она сопряжена с борьбой, с мятежным духом, с постоянными исканиями света во тьме жизни. Она не даёт расслабиться, эта мятежность вечно зовёт в бой и неважно с чем, важен сам процесс, сама борьба, сама романтика борьбы.

Вот почему в судьбе

Но всё же у Лермонтова не всё так мрачно. Одним из героев его произведений становится природа.

Вот так же и поэт, вот так же он и доказывал свою веру в борьбу с реальностью, которая губила своей серостью, своей бездумностью. Говорят что и на дуэль он согласился тоже именно из-за своих благородно-романтических убеждений, потому что верил что только так можно доказать свою правоту, оправдать сои убеждения. Но он забыл, что есть подлость и трусость, а именно это и руководило его соперником. Пылкое сердце поэта это и не заметило, хотя предчувствовало беду.

Поэт погиб, но его поэтический мир, мир романтизма остался с нами и для нас.

Поэтический мир Лермонтова

Мы у самого порога поэтического мира Лермонтова. Высокие ворота, ведущие туда, ещё закрыты. Но стоит только перевернуть страницу – и они распахнутся. Нас ослепит блеск молний, нас подхватят и понесут волны музыки. Мы вступаем в мир гроз и бурь, в мир смелых дум и гордых душ. Поэтический мир Лермонтова – это тревожный мир исканий, напряженной мысли, нерешенных вопросов и больших философских проблем. Герой этого мира потрясён царящей кругом несправедливостью.

Он полон негодования и гнева. Поэтический мир Лермонтова – это мир высоких, прекрасных чувств: любви и дружбы. Мир глубоких, тонких переживаний человеческой души. А всё творчество поэта проникнуто томлением, тоской по идеалу. Лермонтов видел природу глазами художника, он слушал её как музыкант. В его поэтическом мире всё звучит и поёт, всё сверкает и переливается красками. Тут и яркий блеск солнечного дня, тут и лунное голубое сияние ночи. Горы, скалы, утёсы, потоки, реки, деревья – вся природа живёт в его произведениях. У него даже камни говорят, а горы думают, хмурятся, спорят между собой, как люди, утёсы плачут, деревья ропщут на бога и видят сны. Здесь и целая симфония вечно движущихся и меняющих свою форму облаков. Здесь и нежные горы Кавказа, здесь и нежная вьюга над Москвой. Лермонтов – певец могучего человеческого духа. Открывая книгу его поэм, мы вступаем в мир отважных людей. Читая поэмы, живём в атмосфере героизма. Поэт – глубокий, тонкий психолог, и свою поэму о Мцыри он построил на основе наблюдений над жизнью. Михаил Юрьевич Лермонтов – взыскательный художник.

Он был очень требователен к себе и печатал только совершенные, вполне законченные произведения. Многое из написанного им не было опубликовано при его жизни так же и по цензурным условиям, а потому громадное большинство произведений поэта увидало свет лишь после его смерти, иногда много-много лет спустя. Всё, что сейчас печатается в собраниях сочинений Лермонтова, дошло до нас главным образом в публикациях посмертных и рукописях. Иногда это рукописи — автографы, то есть написанные рукой самого поэта, иногда авторизованные копии, то есть копии, выполненные под наблюдением автора, с пометками или поправками его рукой, иногда только строчки, сделанные неизвестными лицами. Особенно много сохранилось списков «Демона», так как поэма впервые напечатанная только через пятнадцать лет после смерти Лермонтова, за границей, уже с 1838 года начала распространяться в списках, как некогда долгое время ходила в списках комедия Грибоедова «Горе от ума». Из поэм только «Песня про купца Калашникова» и «Мцыри» были опубликованы самим Лермонтовым. В многочисленных романтических поэмах Лермонтова отразился тот же круг идей и проблем, те же настроения и стремления, с которыми мы знакомы по его лирике. Поэт начал писать в пору широкого распространения в русской литературе жанра романтической поэмы, популярность которому создали южные поэмы Пушкина. Вместе с тем в ранних поэмах Лермонтова проявилось увлечение юного поэта мятежной поэзией Байрона.

Новой ступенью в развитии эпической поэзии Лермонтова явился цикл Кавказских поэм, созданный им в 1830 – 1833 годах: «Каллы», «Аул Бастунджи», «Измаил-Бей», «Хаджи-Абрек». Очевидно длительное пребывание Лермонтова на Кавказе в последние годы жизни позволило ему более верно и трезво взглянуть на кавказские события. Возвращаясь к поэмам 1830 – 1833 годов, к их художественным особенностям, мы наблюдаем, как стремление Лермонтова отразить реальные впечатления, полученные им на Кавказе, вносит изменения и в композиционно-стилистическую форму романтической поэмы. В построении первых поэм Лермонтова с достаточной последовательностью соблюдены принципы романтической композиции: выделение наиболее напряженных и эффектных эпизодов, перестановки и пропуски отдельных сюжетных звеньев, драматизированная форма изложения и другие средства, выражающие характерную для жанра лирическую эмоциональность и романтическую таинственность. Через эти традиционные особенности пробиваются черты новой композиционной манеры – эпической в своей основе: последовательное и связное изложение событий, широкая и объективная манеры изложения. В творческом создании юного Лермонтова возникли два образа, которые стали спутниками поэта на всём его дальнейшем идейно-художественном пути нашли завершенное воплощение в последних романтических поэмах: «Мцыри» (1839, напечатанная в 1840) и «Демон» (1841 год). Оригинальность Лермонтова не сводится к переработке, хотя бы и творчески самостоятельной, заимствованного материала. Если русская романтическая поэма, как она сложилась в творчестве Пушкина и декабристов, явилась национально-самостоятельным литературным жанром, то «Демон» Лермонтова – своеобразный итог развития этого жанра в его пушкинском варианте. Поэзия Лермонтова – исповедь человеческой души.

Его стихи обращены непосредственно к человеческому сердцу. Они отличаются исключительной полнотой и также насыщены внутренним чувством – идеями, эмоциями, желаниями, жизнью, поэтическими образами, — как переполнена и душа поэта. Но иногда небольшое лирическое стихотворение не могло вместить всего богатства этой души. Поэтическая мысль развивалась и как бы упорно преследовала Лермонтова. Из лирического стихотворения вырастала романтическая поэма. Она заключала в себе целую повесть человечской жизни. Белинский писал, что источник романтизма – в груди и сердце человека, что романтизм «есть не что иное, как внутренний мир души человека, сокровенная жизнь его сердца». В романтических поэмах Лермонтова заключалась «сокровенная жизнь сердца» не только самого поэта, но и его передовых современников. Основной пафос творчества Лермонтова его современник видел в «нравственных вопросах о судьбе и правах человеческой личности». Пафосом Белинский называл поэтическую идею. «Каждое поэтическое произведение есть плод могучей мысли, — писал он, — поэтическая идея – это не силлогизм, не догмат, не правило, это – живая страсть, это пафос…

Творчество – не забава, и художественное произведение – не плод досуга и прихоти… если поэт решится на труд и подвиг творчества, значит, что-то его к этому движет, стремит какая-то могучая сила, какая-то непобедимая страсть. Эта сила, эта страсть – пафос.» Эта непобедимая страсть овладела Лермонтовым очень рано. До «Измаил-Бея» он успел написать уже четырнадцать поэм. Над «Демоном» работал десять лет, с пятнадцатилетнего возраста, а замысел о свободолюбивом юноше со страстной душой, томящейся по идеалам, пронёс через всю свою жизнь и создал поэму «Мцыри» за два года до смерти.

Художественный мир Лермонтова

Исследование жизненного пути и творческой деятельности великого русского поэта М.Ю. Лермонтова. Детские, юношеские годы, факторы и события, повлиявшие на становление личности поэта. Лирика разных лет и стихи Лермонтова о предназначении поэта и поэзии.

Подобные документы

Рефрен шедеврам мировой лермонтовской лирики, детские и юношеские годы поэта. Отражение дружеской и интеллектуальной атмосферы карамзинского дома, просветленность, опоэтизированность, всепоглощение и гибельность чувств любви в произведениях Лермонтова.

презентация, добавлен 27.09.2012

Сочинение о творчестве великого русского поэта ХIХ века М.Ю. Лермонтова. Краткая биография, события, которые оказали влияние на его творчество. Взгляд поэта на поколение ровесников, причины душевного смятения. Любовь, боль, переживания за судьбу России.

сочинение, добавлен 03.05.2009

Краткие сведения о жизненном пути и творческой деятельности М.Ю. Лермонтова — выдающегося русского поэта, прозаика, драматурга, художника. Факторы, повлиявшие на формирование личности поэта. Лечение на минеральных водах Кавказа, творчество в этот период.

презентация, добавлен 10.12.2013

Детство и юность, начало службы Михаила Юрьевича Лермонтова. Формирование личности и его становление как поэта. Влияние стихотворения «Смерть поэта» на дальнейшую судьбу М.Ю. Лермонтова. Творчество поэта во время ссылок. Причины последней дуэли.

презентация, добавлен 18.10.2011

Детские годы М.Ю. Лермонтова в селе Тарханы. Переезд Лермонтова в Москву, его учеба в университете. Период кавказской ссылки поэта, ее влияние на дальнейшее творчество. Период творческого спада в годы, проведенные в условиях казарменной муштры.

презентация, добавлен 17.01.2012

Происхождение и семья Михаила Юрьевича Лермонтова. Детские годы поэта, влияние на его становление бабушки Е.А. Арсеньевой. Первые учителя, развитие поэтического таланта юноши. Причины ссылки на Кавказ, трагические события дуэли и похорон в Пятигорске.

презентация, добавлен 05.12.2013

Происхождение и детские годы Михаила Юрьевича Лермонтова. Биографические сведения о его обучении и службе. Художественное творчество поэта, роковая дуэль и смерть. Обзор музеев имени Лермонтова. Историческое наследие рода Лермонтова в других странах.

презентация, добавлен 02.05.2012

Основные мотивы лирики Лермонтова. Любовь, лирический герой, человек и природа в лирике Лермонтова. Внутренняя связь мира природы и мира человека, одушевление природы в стихотворениях поэта. Природа как символ свободы в творчестве М. Лермонтова.

реферат, добавлен 04.05.2015

Военная служба Михаила Юрьевича Лермонтова. Место темы Родины в творчестве поэта, ее осмысление в философско-романтическом контексте, как земля, давшая жизнь и страдание. Любовь Лермонтова к Кавказу, получившая широкое отражение в творчестве поэта.

презентация, добавлен 28.04.2014

Детские и юношеские годы народного поэта Татарстана Роберта Мугаллимовича Миннуллина. Мир творчества поэта. Стихи для взрослых. Тональность поэзии Миннуллина. Художественное осмысление образа детства. Основные ценностные установки творчества для детей.

«Русская мелодия» М. Лермонтов

Анализ стихотворения Лермонтова «Русская мелодия»

Стихотворение «Русская мелодия» было впервые опубликовано в журнале «Отечественные записки» уже после смерти Лермонтова – в 1859-ом. Согласно нахождению в тетради II, оно датируется 1829 годом, соответственно, относится к раннему творчеству. Несколько позже в автографе Михаил Юрьевич оставил приписку в скобках, впоследствии зачеркнутую. Поэт отметил, что «Русскую мелодию» выдавал за свое произведение Дурнов, демонстрируя его Раичу. Зла на него Лермонтов не держал. В той же приписке Дурнов назван другом, любимым и уважаемым за открытую и добрую душу. Участники сей истории требуют некоторых комментариев. Семен Раич – известный поэт и переводчик девятнадцатого столетия. Он был учителем Михаила Юрьевича в Университетском пансионе, где организовал Общество любителей русской словесности, в роли активного участника которого выступал Лермонтов. Дмитрий Дурнов – близкий друг поэта. Он также учился в Университетском пансионе, писал стихотворения. Ему Михаил Юрьевич посвятил несколько произведений: «К Д…ву», «Романс», «К другу», «К Дурнову».

«Русская мелодия» считается первым свидетельством внимания Лермонтова к фольклорному творчеству и жизни народа. Здесь поэзия сравнивается с оборванной песней простого артиста, аккомпанирующего себе на балалайке. Его появление связано с повышенным интересом Михаила Юрьевича к личности шотландского барда Томаса Лермонта. Существует версия, что название стихотворения родилось неслучайно. Скорей всего, Лермонтов был знаком со сборником «Народные мелодии» авторства ирландца Томаса Мура, впервые изданным в 1818 году. В книге этой каждая мелодия сопровождается указанием на национальный источник.

В стихотворении нашла отражение антитеза, которая затем будет часто встречаться в лирике Михаила Юрьевича. В «Русской мелодии» одинокий певец, способный на постижение мира красоты, слов, идеалов, противопоставляется толпе, не умеющей понять и оценить истинное искусство. Причем дело здесь не только в вечной борьбе человека творческого с массами. Лермонтов мыслит шире – его гнетет дисгармоничное устройство всего мира. Кроме того, Михаил Юрьевич остро ощущал собственное одиночество. Тому способствовали сразу несколько факторов. Главный из них – сложные отношения между отцом поэта и бабушкой, воспитывавшей Лермонтова на протяжении долгого времени.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: