Поэтический мир Лермонтова

Мы у самого порога поэтического мира Лермонтова. Высокие ворота, ведущие туда, ещё закрыты. Но стоит только перевернуть страницу – и они распахнутся. Нас ослепит блеск молний, нас подхватят и понесут волны музыки. Мы вступаем в мир гроз и бурь, в мир смелых дум и гордых душ. Поэтический мир Лермонтова – это тревожный мир исканий, напряженной мысли, нерешенных вопросов и больших философских проблем. Герой этого мира потрясён царящей кругом несправедливостью.

Он полон негодования и гнева. Поэтический мир Лермонтова – это мир высоких, прекрасных чувств: любви и дружбы. Мир глубоких, тонких переживаний человеческой души. А всё творчество поэта проникнуто томлением, тоской по идеалу. Лермонтов видел природу глазами художника, он слушал её как музыкант. В его поэтическом мире всё звучит и поёт, всё сверкает и переливается красками. Тут и яркий блеск солнечного дня, тут и лунное голубое сияние ночи. Горы, скалы, утёсы, потоки, реки, деревья – вся природа живёт в его произведениях. У него даже камни говорят, а горы думают, хмурятся, спорят между собой, как люди, утёсы плачут, деревья ропщут на бога и видят сны. Здесь и целая симфония вечно движущихся и меняющих свою форму облаков. Здесь и нежные горы Кавказа, здесь и нежная вьюга над Москвой. Лермонтов – певец могучего человеческого духа. Открывая книгу его поэм, мы вступаем в мир отважных людей. Читая поэмы, живём в атмосфере героизма. Поэт – глубокий, тонкий психолог, и свою поэму о Мцыри он построил на основе наблюдений над жизнью. Михаил Юрьевич Лермонтов – взыскательный художник.

Он был очень требователен к себе и печатал только совершенные, вполне законченные произведения. Многое из написанного им не было опубликовано при его жизни так же и по цензурным условиям, а потому громадное большинство произведений поэта увидало свет лишь после его смерти, иногда много-много лет спустя. Всё, что сейчас печатается в собраниях сочинений Лермонтова, дошло до нас главным образом в публикациях посмертных и рукописях. Иногда это рукописи — автографы, то есть написанные рукой самого поэта, иногда авторизованные копии, то есть копии, выполненные под наблюдением автора, с пометками или поправками его рукой, иногда только строчки, сделанные неизвестными лицами. Особенно много сохранилось списков «Демона», так как поэма впервые напечатанная только через пятнадцать лет после смерти Лермонтова, за границей, уже с 1838 года начала распространяться в списках, как некогда долгое время ходила в списках комедия Грибоедова «Горе от ума». Из поэм только «Песня про купца Калашникова» и «Мцыри» были опубликованы самим Лермонтовым. В многочисленных романтических поэмах Лермонтова отразился тот же круг идей и проблем, те же настроения и стремления, с которыми мы знакомы по его лирике. Поэт начал писать в пору широкого распространения в русской литературе жанра романтической поэмы, популярность которому создали южные поэмы Пушкина. Вместе с тем в ранних поэмах Лермонтова проявилось увлечение юного поэта мятежной поэзией Байрона.

Новой ступенью в развитии эпической поэзии Лермонтова явился цикл Кавказских поэм, созданный им в 1830 – 1833 годах: «Каллы», «Аул Бастунджи», «Измаил-Бей», «Хаджи-Абрек». Очевидно длительное пребывание Лермонтова на Кавказе в последние годы жизни позволило ему более верно и трезво взглянуть на кавказские события. Возвращаясь к поэмам 1830 – 1833 годов, к их художественным особенностям, мы наблюдаем, как стремление Лермонтова отразить реальные впечатления, полученные им на Кавказе, вносит изменения и в композиционно-стилистическую форму романтической поэмы. В построении первых поэм Лермонтова с достаточной последовательностью соблюдены принципы романтической композиции: выделение наиболее напряженных и эффектных эпизодов, перестановки и пропуски отдельных сюжетных звеньев, драматизированная форма изложения и другие средства, выражающие характерную для жанра лирическую эмоциональность и романтическую таинственность. Через эти традиционные особенности пробиваются черты новой композиционной манеры – эпической в своей основе: последовательное и связное изложение событий, широкая и объективная манеры изложения. В творческом создании юного Лермонтова возникли два образа, которые стали спутниками поэта на всём его дальнейшем идейно-художественном пути нашли завершенное воплощение в последних романтических поэмах: «Мцыри» (1839, напечатанная в 1840) и «Демон» (1841 год). Оригинальность Лермонтова не сводится к переработке, хотя бы и творчески самостоятельной, заимствованного материала. Если русская романтическая поэма, как она сложилась в творчестве Пушкина и декабристов, явилась национально-самостоятельным литературным жанром, то «Демон» Лермонтова – своеобразный итог развития этого жанра в его пушкинском варианте. Поэзия Лермонтова – исповедь человеческой души.

Его стихи обращены непосредственно к человеческому сердцу. Они отличаются исключительной полнотой и также насыщены внутренним чувством – идеями, эмоциями, желаниями, жизнью, поэтическими образами, — как переполнена и душа поэта. Но иногда небольшое лирическое стихотворение не могло вместить всего богатства этой души. Поэтическая мысль развивалась и как бы упорно преследовала Лермонтова. Из лирического стихотворения вырастала романтическая поэма. Она заключала в себе целую повесть человечской жизни. Белинский писал, что источник романтизма – в груди и сердце человека, что романтизм «есть не что иное, как внутренний мир души человека, сокровенная жизнь его сердца». В романтических поэмах Лермонтова заключалась «сокровенная жизнь сердца» не только самого поэта, но и его передовых современников. Основной пафос творчества Лермонтова его современник видел в «нравственных вопросах о судьбе и правах человеческой личности». Пафосом Белинский называл поэтическую идею. «Каждое поэтическое произведение есть плод могучей мысли, — писал он, — поэтическая идея – это не силлогизм, не догмат, не правило, это – живая страсть, это пафос…

Творчество – не забава, и художественное произведение – не плод досуга и прихоти… если поэт решится на труд и подвиг творчества, значит, что-то его к этому движет, стремит какая-то могучая сила, какая-то непобедимая страсть. Эта сила, эта страсть – пафос.» Эта непобедимая страсть овладела Лермонтовым очень рано. До «Измаил-Бея» он успел написать уже четырнадцать поэм. Над «Демоном» работал десять лет, с пятнадцатилетнего возраста, а замысел о свободолюбивом юноше со страстной душой, томящейся по идеалам, пронёс через всю свою жизнь и создал поэму «Мцыри» за два года до смерти.

Поэтический мир Лермонтова

Совсем не случайно мое сочинение о творчестве М. Ю. Лермонтова предваряет эпиграф из стихотворения лорда Байрона, которое начинается словами:

Хочу я быть ребенком вольным

И снова жить в родных горах,

Скитаться по лесам раздольным,

Качаться на морских волнах.

Мне кажется, что Музы этих поэтов говорят не просто на одном языке, но даже на близком наречии. Они по-разному прекрасны, но их внутренние миры постоянно пересекаются:

Бродил безмолвен, одинок,

Смотрел, вздыхая, на восток,

Томим неясною тоской

По стороне своей родной.

Действительно, пересекаются, не вступая в противоречие. И это происходит несмотря на то, что оба мира склонны к драматическому одиночеству. Вообще, на мой взгляд, поэтическое творчество Лермонтова это девяносто девять и девять десятых процента трагедии. Так что герой Мцыри один из плеяды рыцарей печального образа, созданных М. Ю. Лермонтовым. Но он имеет свое запоминающееся лицо и незабываемый голос.

Истоки трагедии Мцыри лежат глубоко в истории народов Кавказа. Лермонтов любил этот край и глубоко уважал непобедимо-гордый дух людей, населяющих его территорию. Бесконечные войны не могли сломить их свободолюбивый национальный характер. Даже наоборот, закалили его. И вот дитя такого народа попадает в плен, да не куда-нибудь, а в монастырь. Более жестокую насмешку судьбы трудно себе представить. Поэтому вполне понятен вопрос, которым начинает свою предсмертную исповедь Мцыри:

Старик! Я слышал много раз,

Что ты меня от смерти спас, ЗачемВедь ребенок был уже достаточно большим, чтобы помнить жизнь в родном ауле. Монахи думали, что мальчик со временем привык к плену, считали даже, что…он хотел во цвете лет изречь монашеский обет, но они глубоко ошибались. Как малышом он умел без стона переносить боль, так, взрослея, он учился скрывать мысли и чувства. Даже звон монастырского колокола был ему ненавистен, потому что он

Сгонял виденья снов живых

Про милых ближних и родных,

Про волю дикую степей,

Про легких, бешеных коней,

Про битвы чудные меж скал,

Где всех один я побеждал.

Во сне мальчик укреплял свой дух памятью предков, голосом их горячей крови. В его душе ни на минуту не угасал огонь желанья вернуться на родину и прожить жизнь, полную тревог. Только этот огонь помогал юноше выжить, и он же принес ему смерть.

Однажды ночью, во время грозы, когда монахи в ужасе молили Бога о спасении, Мцыри убежал из плена, потому что почувствовал в себе могучую силу, равную силе Природы. С каким восторгом он говорит об этом:

Обняться с бурей был бы рад!

Глазами тучи я следил,

Рукою молнию ловил…

Какой точный и великолепный образ нашел М. Ю. Лермонтов для представления свободного Человека! С этой минуты началась настоящая жизнь Мцыри. Этой жизни было отпущено всего три дня, но она оказалась объемнее многолетнего монастырского заточения.

Первая встреча с красотой свободной природы наполнила душу героя обманчиво-идиллическим блаженством. Ему показалось, что он может гармонично слиться с природой, потому что волшебные и странные голоса природы были слышны ему. Казалось, что вот-вот станут понятны все тайны неба и земли. Мцыри чувствовал себя зверем, был чужд людей и полз и прятался, как змей.

Также прекрасна была случайная встреча героя с женщиной. Он испытал мгновенное, острое чувство влюбленности, запомнил его как огромное счастье и сохранил в глубине души:

Воспоминанья тех минут

Во мне, со мной пускай умрут.

Но все же главной целью Мцыри было возвращение на родину, поэтому он не дал свободу своей любви. После этого счастье отвернулось от него. Пропало чувство единения с природой, он заблудился и потерял дорогу к дому. Окружающая среда стала проявлять враждебность. Кульминацией поэмы является схватка юноши с могучим барсом. В этом первом и последнем бою Мцыри проявил все свои лучшие качества, воочию ощутил, для чего он был рожден и как должна была сложиться его жизнь. Сила духа, гордость, страстное сердце, умение побеждать, не испытывая ненависти к врагу, любовь к свободе слишком долго находились в плену, и в этом главная трагедия Мцыри:

Да, заслужил я жребий мой!

Это крик измученной души, потерявшей единственную надежду в жизни. Герой только самого себя винит в том, что потерял связь с природой единственную дорогу, которая вела к его отчему дому. Вместе с мыслью о том, что печать свою тюрьма оставила на нем, приходит желание умереть. Мы слышим исповедь героя перед смертью, но это не покаяние, а желание повторить свой путь:

Все, что я чувствовал тогда,

Те думы им уж нет следа;

Но я б желал их рассказать,

Чтоб жить, хоть мысленно, опять.

В заключение не могу умолчать о том, как я люблю поэзию М. Ю. Лермонтова. Она хрустально чиста и волнующе страстна. Она умна и красива. Я люблю учить эти стихи наизусть, и они помогают мне справляться с неудачами. Без преувеличения могу сказать, что поэзия М. Ю. Лермонтова делает меня счастливым человеком.

Михаил Юрьевич Лермонтов замечательный русский поэт, оставивший в наследие прекрасные произведения, стихотворные и прозаические: Парус, На севере диком стоит одиноко сосна…, поэмы Демон, Мцыри, Беглец, роман Герой нашего времени.

Романтическая поэма Мцыри одна из лучших в творчестве Лермонтова. Она рассказывает о юноше, страстно стремящемся попасть на родину,

Давным-давно задумал я

Взглянуть на дальние поля,

Узнать, прекрасна ли земля,

Узнать, для воли иль тюрьмы

На этот свет родимся мы.

Воспитанный в монастыре, Мцыри воспринимает его как тюрьму и страстно мечтает о воле и доме.

Я видел у других Отчизну, дом, друзей, родных,

А у себя не находил

Не только милых душ могил!

Тогда, пустых не тратя слез, душе я клятву произнес:

Хотя на миг когда-нибудь

Мою пылающую грудь

Прижать с тоской к груди другой,

Хоть незнакомой, но родной.

Ради исполнения этой клятвы Мцыри живет, он ждет момента, чтобы вырваться на свободу, вкусить ее сладость, понять смысл своего существования. За стенами монастыря незнакомая ему жизнь, сопряженная с приключениями и опасностями, но она не страшит героя. Это истинная свобода, ради которой можно рисковать, подвергать себя смертельной опасности, жить полноценной жизнью.

Обняться с бурей был бы рад!

Глазами тучи я следил,

Рукою молнию ловил…

Скажи мне, что средь этих стен

Могли бы дать вы мне взамен

Той дружбы краткой, но живой ”

Меж бурным сердцем и грозой..

Мцыри ощутил себя свободным, пусть на краткий миг, но почувствовал счастье быть сильным, одержать победу над достойным соперником. Теперь он уверен,

Что быть бы мог в краю отцов

Не из последних удальцов.

Природную силу и ловкость Мцыри доказывает в смер-тельной схватке с барсом. Герой понимает, что мог бы быть достойным сыном своего народа

Меня вела иным путем.

Не суждено Мцыри пройти на родину, он знает это изначально, но безрассудно кидается навстречу опасностям и тревогам, чтобы напоследок вкусить той истинной и свободной жизни, ради которой пришел в этот мир.

В поэме Мцыри Лермонтов дает трагический образ героя, понимающего свою обреченность, но стремящегося наперекор всему вырваться из привычного круга сытого и спокойного существования в монастыре. Этот вызов судьбе, брошенный Мцыри, возвышает его в глазах читателей, делает истинным романтическим героем, хотя он прекрасно знает и признается:

На мне печать свою тюрьма

Понравилось сочинение » Поэтический мир Лермонтова, тогда жми кнопку of your page —>

Самые популярные статьи:

Домашнее задание на тему: Поэтический мир Лермонтова.

Поэтический мир Михаила Лермонтова

Этот мир соткан из многих паззлов, если говорить по-молодёжному, а так – из многих частей. Красота и чистота его произведений просто поражает своей кристальностью слога, своей чёткостью и ёмкостью. И это ведь не только в поэтических произведениях, тоже и в прозе, и в драме. Но красота его не простая… Она мрачная. Она сопряжена с борьбой, с мятежным духом, с постоянными исканиями света во тьме жизни. Она не даёт расслабиться, эта мятежность вечно зовёт в бой и неважно с чем, важен сам процесс, сама борьба, сама романтика борьбы.

Вот почему в судьбе

Но всё же у Лермонтова не всё так мрачно. Одним из героев его произведений становится природа.

Вот так же и поэт, вот так же он и доказывал свою веру в борьбу с реальностью, которая губила своей серостью, своей бездумностью. Говорят что и на дуэль он согласился тоже именно из-за своих благородно-романтических убеждений, потому что верил что только так можно доказать свою правоту, оправдать сои убеждения. Но он забыл, что есть подлость и трусость, а именно это и руководило его соперником. Пылкое сердце поэта это и не заметило, хотя предчувствовало беду.

Поэт погиб, но его поэтический мир, мир романтизма остался с нами и для нас.

Урок литературы в 9-м классе «Поэтический мир М.Ю. Лермонтова»

Разделы: Литература

Произведения М.Ю.Лермонтова изучаются на протяжении всего курса литературы. Программа 9 класса предполагает монографическое изучение творчества поэта, что подразумевает создание целостной концепции художественного мира М.Ю.Лермонтова. Многие согласятся с тем, что сделать это достаточно сложно в силу определенных факторов:

  • субъективизм лирики М.Ю.Лермонтова;
  • условность выделения в лирике поэта определенных тем и мотивов;
  • взаимопроникновение поэтических образов и символов;
  • трудность выделения временных этапов эволюции поэта;
  • постоянное творческое переосмысление раннее написанного (возврат поэта к темам ранней лирики).

Предлагаемое занятие (2-3 часа учебного времени) создает условия для формирования не только индивидуальной картины поэтического мира Лермонтова, построенной на эмоционально-чувственном восприятии, но и целостной концепции творчества поэта.
В системе уроков по творчеству Лермонтова в 9 классе данное занятие следует после изучения биографии поэта. В 10 классе запланировано изучение следующих тем: тема поэта и поэзии; философские мотивы; тема Родины в лирике М.Ю.Лермонтова.
Особенностью предлагаемого занятия является также и то, что отдельные этапы имеют смысловую законченность и могут применяться как самостоятельные, в зависимости от уровня подготовленности обучающихся и количества учебных часов по программе.

Оборудование урока: интерактивная доска, мультимедийная презентация.

Цели урока:

  • знать основные темы и мотивы лирики М.Ю.Лермонтова;
  • понимать своеобразие художественного мира поэта;
  • совершенствовать навык анализа текста на уровне содержания (темы, мотивы, идеи) и формы (изобразительно-выразительные средства);
  • развивать основные рече-мыслительные умения (сравнение, обобщение, анализ, синтез);
  • развивать эмоционально-ценностные компетенции.

I. Создание субъективного представления о лирическом герое М.Ю.Лермонтова через восприятие художественного текста

1. Выразительное чтение стихотворений М.Ю.Лермонтова («Ангел», «Монолог», «Молитва», «Благодарность»). Чтение стихов сопровождается демонстрацией мультимедийной презентации, подготовленной учащимися.

2. Заполнение учащимися таблицы после прочтения стихотворений.

Мое восприятие состояния лирического героя Ключевые слова и словосочетания из поэтических текстов

Рекомендации по работе с таблицей. Фронтальное озвучивание левой части таблицы для создания общего представления учащихся о состоянии лирического героя М.Ю.Лермонтова.

3. Работа с цитатой М.М.Дунаева, автора книги «Православие и русская литература».

Задание: выскажите свое мнение по цитате М.М.Дунаева, используя в качестве аргументов ключевые слова и словосочетания из таблицы.
«Как часто силой мысли в краткий час/ Я жил века и жизнию иной,/ И о земле позабывал, Не раз/ Встревоженный печальною мечтой,/ Я плакал, но все образы мои,/ Предметы мнимой злобы иль любви,/ Не походили на существ земных./ О нет! Всё было ад иль небо в них», – эти строки написаны Лермонтовы в 17 лет. «Ад иль небо», кромешный мрак и божественный свет, две столь противоположные крайности в душе, между которыми разрывается она, всякий раз являя в своих стремлениях то хаос смятения, то гармонию устремленности к Творцу, но чаще всего парадоксальное смешение того и другого… Противозначные полюса создают мощно напряженное пространство. Это полярное напряжение не успокаивает душу, но способно лишь сильнее взорвать боль, страдание, муку, терзание страстей. Любимые слова Лермонтова: страдание, страсть, мука».

Вывод: учащиеся приходят к пониманию противоречивости внутреннего мира лирического героя М.Ю.Лермонтова.

II. Определение основных тем и мотивов лирики Лермонтова через истолкование поэтических текстов

1. Работа в группах.

Задание: соотнесите каждое стихотворение с предложенными темами (мотивами).

  • «Письмо» (1829), «Чаша жизни» (1831), «И скучно и грустно» (1840), «Нет, я не Байрон…» (1836), «Нет, не тебя так пылко я люблю…» (1841)
  • «Монолог» (1829), «Пророк» (1841), «Исповедь» (1831), «Листок» (1841), «Как часто пестрою толпою окружен…» (1840)
  • «Жалобы турка» (1829), «Парус» (1832), «Жела­ние» (1832), «Кинжал» (1837), «Когда волнуется желтеющая нива…» (1837)
  • «Бородино» (1827), «Прощай, немытая Рос­сия» (1840), «На севере диком…» (1841), «Ангел» (1831), «Нищий» (1830)
  • «Из-под таинственной, холодной полумаски…» (1841), «Утес» (1841), «Узник» (1837), «Сосед» (1837), «Пленный рыцарь» (1840)
  • «Я к вам пишу» (1840), «Кавказ» (1830), «Родина» (1841), «Соседка» (1840), «Тучи» (1840)

Основные темы и мотивы:

  • Тема судьбы поколения (отрицание существующей действительности, бездуховность общества)
  • Тема одиночества (мотив непонятости, усталости и безысходности)
  • Тема Родины (обращение к отечественной истории и поиск идеалов в прошлом)
  • Тема природа (природа как одухотворенная красота и как отражение трагических моментов жизни человеческой души)
  • Тема любви и дружбы (страсть и страдание как составляющие любви, поиск духовной близости и понимания)
  • Тема самопознания (противоборство земных и небесных сил, богоборческие мотивы)
  • Тема избранности (судьба поэта и его творений)

2. Работа с интерактивной доской: предложенные темы выведены на экране, учащиеся оформляют результаты работы, вписывая названия стихотворений.

3. Фронтальная аналитическая работа.

В чем своеобразие каждой предложенной темы в лирике М.Ю.Лермонтова?
Всегда ли можно однозначно определить тему стихотворения? Почему?

Вывод: поэтический мир М.Ю.Лермонтова характеризуется сильным субъективным началом, и как следствие – условность выделения в лирике поэта определенных тем и мотивов и взаимопроникновение поэтических образов и символов.

III. Определение концепции мира и человека в лирике М.Ю.Лермонтова

1. Создание проблемной ситуации: все многообразие тем можно свести к нескольким. Каким?
Учащиеся предлагают свои варианты объединения тем.. Под руководством учителя все темы объединяются в три: «Я» и природа», «Я» и люди», «Я» и Творец».

2. Общее задание: составить монологическое высказывание на тему «Я» и природа», «Я» и люди», «Я» и Творец» с опорой на предложенные стихотворения и вопросы. Учащиеся выбирают близкую им тематическую группу стихотворений М.Ю.Лермонтова.

«Я» и природа «Я» и люди «Я» и Творец
Парус Дума Сон
Тучи Монолог Когда волнуется желтеющая нива…
Сосна Как часто пестрою толпою окружен… Молитва
Утес И скучно, и грустно… Благодарность
Листок Отчего Выхожу один я на дорогу…
Синие горы Кавказа… Нет, не тебя так пылко я люблю…
Когда волнуется желтеющая нива… Я не унижусь пред тобой…
Горные вершины…

Вопросы для 1-й группы:

  1. Каким предстает мир природы М.Ю.Лермонтова?
  2. Какие природные образы используются в стихотворениях М.Ю.Лермонтова и почему?
  3. Какие изобразительно-выразительные средства используются для создания поэтических образов?

Вопросы для 2-й группы:

  • Каким представлено поколение М.Ю.Лермонтова в данных стихотворениях?
  • Отождествляет ли себя поэт с данным поколением?
  • Как можно охарактеризовать любовное чувство лирического героя?
  • Какие изобразительно-выразительные средства используются для понимания состояния лирического героя?
  • В чем трагедия взаимоотношений лирического героя с миром?

Вопросы для 3-й группы:

  1. Каковы основные мотивы в стихотворениях?
  2. Какие изобразительно-выразительные средства раскрывают замысел поэта?
  3. В чем противоречивость состояния лирического героя?

Учащиеся озвучивают результаты коллективной деятельности. Регламент одного выступления 5 минут.

4. Вывод-обобщение (учащиеся выбирают один из вариантов задания)

Вариант А. Выбрать и прокомментировать цитату, которая, по вашему мнению, наиболее точно отражает своеобразие поэтического мира М.Ю.Лермонтова.
«Лермонтов никуда не приходит, а только уходит… Вы его вечно видите «со спины». Какую бы вы ему «гармонию» ни дали, какой бы вы ему «Рай» ни насадили, – вы видите, что он берется «за скобку двери»… «Прощайте! ухожу!» – сущность всей поэзии Лермонтова. Ничего, кроме этого. А этим полно все». (В.В.Розанов)
«Я – та особа, у которой бываю с наибольшим удовольствием… лучший мой родственник – я сам». (М.Ю.Лермонтов)

Вариант Б. Свое индивидуальное восприятие лирики М.Ю.Лермонтова учащиеся выражают в продуктивно – творческой деятельности: создание хокку, хайку, синквейна… (не исключается и традиционная поэтическая форма).

IV. Домашнее задание (на выбор):

  • Буклет «Концепция мира и человека в лирике М.Ю.Лермонтова».
  • Поэтический словарь М.Ю.Лермонтова (выбрать и оформить как словарную статью наиболее частотные слова из лирики М.Ю.Лермонтова, сопроводив их примерами из текста).
  • Мультимедийная презентация «Поэтический мир М.Ю.Лермонтова».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: