Поэт предельной правды чувства»

125 лет со дня рождения М.И. Цветаевой

«Мои стихи – дневник, моя поэзия – поэзия собственных имен. Закрепляйте каждое мгновение, каждый жест, каждый вздох. Нет ничего неважного! Говорите о своей комнате: высока она или низка, и сколько в ней окон, и какие на ней занавески, и есть ли ковер, и какие на нем цветы –

всё это будет телом вашей оставленной в огромном мире бедной, бедной души».

«Отбрасывание лишнего, само по себе,

есть первый крик поэзии – начало преобладания звука над действительностью, сущности над существованием: источник трагедийного сознания.

По этой стезе Цветаева прошла дальше всех в русской

и, похоже, в мировой литературе».

8 октября (26 сентября по ст. с.) 1892 г. в тихом Трёхпрудном переулке Москвы появилась на свет девочка, которую назвали редким по тем временам именем Марина.

Отец Иван Владимирович – известный учёный, профессор трёх университетов, основатель и создатель знаменитого на весь мир Музея изящных искусств (ныне Государственный музей им. С.А. Пушкина). Мать, Мария Александровна, урождённая Мейн, вдвое моложе его, была прекрасной пианисткой. Поэтому музыкальное начало оказалось исключительно сильным в цветаевском творчестве. Следом за Мариной в семье появилась Анастасия – Ася.

Девочек Цветаевых воспитывали строго, особенно Марину. В крупной, полноватой, близорукой дочери мать видела несостоявшуюся себя – пианистку, тем более что музыкальная одарённость ребёнка была очевидна. Но, когда ей было года четыре, мать записала: «Муся всё время рифмует. Может быть, будет поэт?» Стихи «пошли» у неё с 6 лет – на русском, немецком, французском. Первый сборник Марины 1910 г. «Вечерний альбом» она издала на скопленные «карманные» деньги.

С первых книжек, «Вечерний альбом» (1910) и «Волшебный фонарь» (1912), составленных из почти полудетских стихов, в ее творчестве привлекает полнейшая, непринужденная, никем не «зажатая» искренность. Уже тогда она была полностью самой собою. Ни у кого ничего не заимствовать, не подражать – такой Цветаева вышла из детства и такой осталась навсегда.

В 1911 г. Марина, уже занявшая место в московском литературном мире, отмеченная и Максом Волошиным, и Валерием Брюсовым, приехала к Волошину в Коктебель. И там встретила свою судьбу на всю жизнь – 17-летнего Сергея Эфрона.

«Если бы вы знали, какой это пламенный, великодушный юноша! Наша встреча – чудо. Мы никогда не расстанемся», – писала она.

Марина загадала, что выйдет замуж только за того, кто угадает её любимый камень – сердолик. При знакомстве Сергей протянул ей именно его. В январе 1912 г. Марина и Сергей обвенчались, купили дом на Полянке, съездили в Италию, Германию, Францию. А в сентябре у Эфронов родилась дочь Ариадна – Аля.

В 1914-м началась война. Сергей ушёл добровольцем, в санитарный поезд. Вернее, бежал в трагическом смятении: любимая и любящая жена успела за 2 года брака пережить страсть к его брату Петру, умершему вскоре от чахотки, а потом страстно влюбилась в поэтессу Софию Парнок. Сергей ту любовь ей простил, как прощал жене всё и всегда: «Мою жену нельзя судить по обычным меркам. Она – Поэт». В 1917-м у них родится вторая дочь Ирина, странный, несчастный ребёнок.

Годы революции и гражданской войны были в жизни Цветаевой трудными и драматическими. Идеи революции не могли оставить её равнодушной. «Ни одного крупного русского поэта современности, у которого после Революции не дрогнул и не вырос голос – нет», – написала Цветаева десять лет спустя.

Сергей встретил революцию в боях с большевиками. А потом ушёл с Добровольческой армией, и исчез на 4 года. Марина осталась с двумя детьми в холодном доме в Борисоглебском переулке – без электричества, воды и отопления. Без средств. Как-то в дом зашёл вор и, ужаснувшись нищете, предложил ей денег.

Умерла маленькая Ирина, из-за голода отданная в приют. Со старшей, Алей, они испытывали не только жесточайшую нужду и холод, но и трагедию одиночества – от Эфрона по-прежнему не было никаких известий. Положение Цветаевой, жены белого офицера, оказалось в революционной Москве двусмысленным и тревожным, а ее характер, резкий и прямой, делал такое положение еще и опасным.

Стихи из цикла «Лебединый стан», посвященного именно белой армии, она демонстративно читала на публичных вечерах. Белому движению посвящена и поэма «Перекоп» (1929). Лирика Цветаевой в то время пронизана иступленным ожиданием вести от мужа.

«Я вся закутана в печаль, – писала она. – Я живу печалью…» Стихов, посвященных разлуке с любимым, было написано немало (впоследствии они составили отдельный цикл). Но их никто не знал: она писала в пространство, словно бросала весть в бушующее море во время кораблекрушения.

Порою Марине казалось, что, одетая в броню поэзии, она неистребима, как птица Феникс, что голод, холод и огонь бессильны сломить крылья ее стиха. И в самом деле, годы бедствий были едва ли не самыми творчески насыщенными и плодотворными. За короткое время она создала немало лирических произведений, которые мы сейчас относим к шедеврам русской поэзии, а также несколько «фольклорных» поэм. Ее талант был парадоксально родственным дару Маяковского. Но беда заключалась в том, что «выкрикнуть» свой стих Марина – за редчайшими исключениями – не могла.

Неизвестно, как повернулась бы дальше судьба Цветаевой, но летом 1921 года она, наконец, получила долгожданную весть – письмо из Праги от Сергея Эфрона. И тотчас, по ее выражению, «рванулась» к нему. Цветаева эмигрировала не по политическим мотивам, которые впоследствии ей приписывали и по этой причине не издавали, – ее позвала любовь.

В 1922-м Марина с Алей уедут к нашедшемуся Эфрону в Берлин.

Эмиграция обернулась нищетой, бесконечными мытарствами и жгучей тоской по родине. Первые три года (до конца 1925) Цветаева жила в Праге. И из всех эмигрантских лет именно пражские, несмотря на нужду, оказались самыми светлыми.

Славянскую Чехию она полюбила всей душой и навсегда. Там у нее родился вымечтанный, наколдованный, долгожданный сын Георгий.

С младенчества и до юности все звали его Мур. Он стал для Марины кумиром, божеством. Она любила его слепо, страстно, ревниво. И баловала: «Мальчиков надо баловать – им, быть может, на войну придётся».

В Чехии Цветаевой впервые удалось издать сразу несколько книг: «Царь-Девицу», «Стихи к Блоку», «Разлуку», «Психею», «Ремесло». Это был своего рода пик, единственный в ее жизни, после которого наступил резкий спад – не в творчестве, а в публикациях. Рок безвестности дал ей передышку, но вскоре после переезда в Париж судьба снова закрыла выход к читателю. В 1928 году вышел последний прижизненный сборник Цветаевой «После России», включивший стихи 1922 — 1925 гг.

Конец 20-х и 30-е годы в жизни Цветаевой были омрачены не только тягостным ощущением приближающейся мировой войны, но и личными драмами. Страстно стремившийся на родину Сергей Эфрон, герой Белой гвардии, вступил в Союз возвращения на Родину – организацию, работавшую под покровительством НКВД.

Ему помогала и Ариадна, страстно влюблённую во всё советское и мечтавшую вернуться в Россию. А в 1937-м, после провала одной из акций, Сергей вынужден был бежать в СССР, за ним последовала и дочь.

Марина оказалась в изоляции. Она боялась России. На допросе во французской полиции после исчезновения мужа ответила: «Его доверие к кому-то могло быть обмануто. Моё к нему – неизменно. Это самый честный и благородный человек». Добившись паспорта, в 1939-м Марина с Муром отплывают на Родину: «Я погибла», – произнесла она, взойдя на борт парохода.

Поселили их всех на бывшей даче НКВД в Болшеве под Москвой. Но вскоре арестовали Алю, пытали, били, «выбили» показания на отца и через месяц с небольшим та же участь постигла Сергея. За месяцы допросов и пыток он не выдал никого. Марина с Муром зимой остались на холодной даче совсем одни. Сестра Анастасия уже получила 10 лет лагерей. Начался ужас – ночные страхи, бессонница, поездки затемно в мёрзлых поездах с передачами. Цветаева пишет письма в НКВД и лично Л.П. Берии с просьбами разобраться, но безрезультатно – Сергея Эфрона расстреляют в августе 1941 года.

Когда Марина с сыном съехали из Болшева, затем из Голицына (в писательском Доме творчества им милостиво выделили один обед в день на двоих, и то без права есть со всеми в столовой), им стало негде жить. Ночевали порой вдвоём на сундуке в комнатке у сестры Сергея. В стихах Цветаевой 1940- 1941 гг. возникает мотив близкого конца:

Пора снимать янтарь,

Пора менять словарь,

Пора гасить фонарь

С началом Великой Отечественной войны Цветаева вынуждена была эвакуироваться из Москвы, чтобы спасти жизнь обожаемого ею сына. Сначала – в Чистополь, где не нашлось ни работы, ни жилья, а потом – в последнее короткое пристанище, Елабугу, где тоже не оказалось никакого заработка, из жилья – отгороженный ситцевой занавеской угол в покосившейся избе.

К тому же стремление сделать всё возможное для счастья и благополучия сына воспринимались взрослевшим Муром отчужденно и эгоистично. «Ты похожа на страшную деревенскую старуху», – бросил ей как-то сын, бурные ссоры с ним были постоянными. А она… «Никто не знает – вот уже почти год, как я ищу глазами крюк».

31 августа, в свою любимую рябиновую пору, оставив предсмертные записки, Марина Цветаева покончила жизнь самоубийством …Мур на похороны не пошёл.

Хоронили Марину Цветаеву 2 сентября 1941 года. Никто из тех немногих людей, кто провожал ее в тот день в последний путь, не запомнил не только места погребения, но даже и того, в какой стороне кладбища находится могила.

В 1960 году, когда Анастасия Ивановна Цветаева приехала в Елабугу, ей с трудом удалось отыскать место захоронения сестры. Кладбищенский сторож рассказал о том, что безымянные могилы на кладбище располагались строго по годам. Могил 1941 года было немного, и находились они в правой стороне кладбища, у самой стены. Здесь, у раздвоенного дерева, поставили металлический крест, на котором поместили надпись: «В этой стороне кладбища похоронена Марина Ивановна Цветаева. Род. 26 сент. ст. ст. 1892 в Москве, умерла 31 августа нов.ст. 1941 в Елабуге». Позднее вместо креста было установлено каменное надгробие, на котором уже не было слов: «В этой стороне кладбища. »

После тщательного рассмотрения всех обстоятельств гибели Марины Цветаевой, Святейший Патриарх Алексий II благословил отпеть ее по православному обряду и молиться за нее. Марина Цветаева была отпета 31 августа (в день ее кончины) 1990 года в Елабуге. А с 1991 года в этот день проводится поминальная служба в храме Большое Вознесение у Никитских ворот в Москве.

Ариадна пережила 15 лет лагерей и ссылки, расстрел гражданского мужа. Сломанная жизнь несломленной женщины, талантливой художницы, писательницы. Мур после гибели матери голодал, болел и погиб в апреле 1944-го в возрасте 19 лет.

Вплоть до конца XX века в горячо любимой Цветаевой России, практически не знали ни о её судьбе, ни о творчестве. Её стихи выходили в Самиздате, в рукописях и машинописных перепечатках, а после падения «железного занавеса» привозились из-за границы. Великий русский поэт был обретён русской литературой и занял в ней своё законное место лишь в начале 1990-х. Цветаева, ещё в годы юности, сама предсказала себе и своим стихам именно такую судьбу:

Моим стихам, написанным так рано,

Что и не знала я, что я – поэт,

Сорвавшимся, как брызги из фонтана,

Как искры из ракет,

Ворвавшимся, как маленькие черти,

В святилище, где сон и фимиам,

Моим стихам о юности и смерти

Разбросанным в пыли по магазинам

(Где их никто не брал и не берет!),

Моим стихам, как драгоценным винам,

Настанет свой черед.

http ://www . tsvetayeva . com – «Наследие Марины Цветаевой» (сайт на русском и английском языках) Фотогалерея.

http ://tsvetaeva . synnegoria . com / WIN / index . html – «Мир Марины Цветаевой»: поэзия, проза, переводы, письма, фотоальбом, материалы о жизни и творчестве

М. Цветаева в электронной библиотеке «ImWerden»

М. Цветаева в проекте Стихия

М. Цветаева в энциклопедии портала «Вокруг света»

М. Цветаева в энциклопедии «Кругосвет»

М. Цветаева на сайте ЛитИнфо

Биография М. Цветаевой на сайте Лучшие биографии

М. Цветаева на сайте «Урок в формате А4» (биография, творчество, фотогалерея, произведения)

М. Цветаева в проекте Хронос

Фотогалерея М. Цветаевой: комментарии Татьяны Смертиной

Марина Цветаева в проекте «Без риска быть»

Просто Мама

о беременности, воспитании, здоровье ребенка

Журнал сеткой

Ребенок флегматик

Это и простой, и в то же время сложный тип. Обычно это …

Почему плачет новорожденный малыш 1, 2 месяца?

Многие родители нередко считают, что малыш плачет просто так. Но это не …

Трахеит при беременности. Опасность и лечение трахеита у беременных

Беременность – самый важный период в жизни любой женщины. Этот период характеризуется …

Сок Ксанго при беременности

Рождение ребенка очень важное событие в жизни каждой женщины, поэтому нужно понимать, …

Кризис трех лет, что это? Причины, психология.

На третьем году жизни каждого малыша происходит кризис трех лет. У кого — то он проявляется сильно, у других — менее выраженно. Но в любом случае он произойдет, хотите вы этого или нет. Многие родители, …

Ребенок флегматик

Это и простой, и в то же время сложный тип. Обычно это смирные, очень уравновешенные, снисходительные, выносливые люди, прекрасно держат себя в руках, хорошо себя контролируют. Малыш – флегматик не слишком общителен, привержен к стабильности …

Почему плачет новорожденный малыш 1, 2 месяца?

Многие родители нередко считают, что малыш плачет просто так. Но это не так. Ведь только плачем младенец может показать взрослым, что он хочет что-либо или у него что-то болит. Крик новорожденного ребенка – это нормальное …

Трахеит при беременности. Опасность и лечение трахеита у беременных

Беременность – самый важный период в жизни любой женщины. Этот период характеризуется многими изменениями и не только физиологическими, а и психическими. Вовремя беременности, женщина не должна забывать о том, что заботиться надо уже не только …

Сок Ксанго при беременности

Рождение ребенка очень важное событие в жизни каждой женщины, поэтому нужно понимать, что для малыша мамин организм является естественным источником необходимых витаминов и минералов. Сегодня очень часто беременным женщинам доктора прописывают синтетические витамины вместо натуральных, …

Факты и Лайфхаки

Популярные новости

Правительству поручено принять исчерпывающие меры

Певец рассказал о проблемах со зрением

В числе целей есть и российские самолеты

Он разбился насмерть

© ТОО «Internet Portal Nur» Интернет Портал Нур, 2009-2020

Все права защищены

Республика Казахстан, 050060

г. Алматы, ул. Байзакова, 280 БЦ «Almaty Towers», 6 этаж

Цветаева М.И.

Цветаева Марина Ивановна

Цветаева Марина Ивановна [26 сентября (9 октября) 1892, Москва — 31 августа 1941, Елабуга], русская поэтесса, прозаик, переводчик, один из крупнейших русских поэтов XX века.. Родилась в Москве. Родителями Цветаевой были Иван Владимирович Цветаев и Мария Александровна Цветаева (урожденная Мейн). Отец, филолог-классик, профессор, возглавлял кафедру истории и теории искусств Московского университета. Огромное влияние на Марину, на формирование её характера оказывала мать. Она мечтала видеть дочь музыкантом. Несмотря на духовно близкие отношения с матерью, Цветаева ощущала себя в родительском доме одиноко и отчужденно. Юная Марина жила в мире прочитанных книг, возвышенных романтических образов.

В 1903 Цветаева училась во французском интернате в Лозанне (Швейцария), осенью 1904 — весной 1905 обучалась вместе с сестрой в немецком пансионе во Фрейбурге (Германия), летом 1909 одна отправилась в Париж, где слушала курс старинной французской литературы в Сорбонне.
Марина Цветаева начала писать стихи в шестилетнем возрасте, причем не только на русском, но и на французском и немецком языках. В 1906-1907 написала повесть (или рассказ) «Четвертые», в 1906 перевела на русский язык драму французского писателя Э. Ростана «Орленок», посвященную трагической судьбе сына Наполеона (ни повесть, ни перевод драмы не сохранились). В литературе ей были особенно дороги произведения А.С. Пушкина и творения немецких романтиков, переведенные В.А. Жуковским.
В печати произведения Марины Цветаевой появились в 1910, когда она издала на собственные средства свою первую книгу стихов – «Вечерний альбом». «Вечерний альбом» был очень доброжелательно встречен критикой: новизну тона, эмоциональную достоверность книги отметили В.Я. Брюсов, М.А. Волошин, Н.С. Гумилев, М.С. Шагинян. Начало творческой деятельности Цветаевой связано с кругом московских символистов. После знакомства с Брюсовым и поэтом Эллисом Цветаева участвует в деятельности кружков и студий при издательстве «Мусагет». Также на раннее творчество Цветаевой значительное влияние оказали Николай Некрасов, Валерий Брюсов и Максимилиан Волошин (который стал одним из самых близких ее друзей).
Зимой 1910-1911 Волошин пригласил Марину Цветаеву и ее сестру Анастасию провести лето 1911 в Коктебеле, где он жил. Там Цветаева познакомилась с Сергеем Яковлевичем Эфроном. В Сергее Эфроне Цветаева увидела воплощенный идеал благородства, рыцарства и вместе с тем беззащитность. Встречу с ним Цветаева восприняла как начало новой, взрослой жизни и как обретение счастья: В январе 1912 произошло венчание Марины Цветаевой и Сергея Эфрона. 5 сентября у них родилась дочь Ариадна (Аля).
Вторая книга Цветаевой «Волшебный фонарь» (1912) был воспринят как относительная неудача, как повторение оригинальных черт первой книги, лишенное поэтической новизны. Сама Цветаева также чувствовала, что начинает повторяться и, выпуская новый сборник стихов, — «Из двух книг» (1913), она очень строго отбирала тексты: из двухсот тридцати девяти стихотворений, входивших в «Вечерний альбом» и «Волшебный фонарь», были перепечатаны только сорок.
На протяжении 1913-1915 совершается постепенная смена цветаевской поэтической манеры: место трогательно-уютного детского быта занимают эстетизация повседневных деталей (например, в цикле «Подруга», 1914-1915, обращенном к поэтессе С.Я. Парнок), и идеальное, возвышенное изображение старины (стихотворения «Генералам двенадцатого года» (1913) «Бабушке» (1914) и др.). Начиная с этого времени, стихотворения Цветаевой становятся более разнообразными в метрическом и ритмическом отношении (она осваивает дольник и тонический стих, отступает от принципа равноударности строк); поэтический словарь расширяется за счет включения просторечной лексики, подражания слогу народной поэзии и неологизмов. В 1915-1916 складывается индивидуальная поэтическая символика Цветаевой, ее «личная мифология». Эти особенности поэтики сохранятся и в стихотворениях Цветаевой позднейшего времени.

Свойственные Цветаевой демонстративная независимость и резкое неприятие общепринятых представлений и поведенческих норм проявлялись не только в общении с другими людьми, но и в оценках и действиях, относящихся к политике. Первую мировую войну Цветаева восприняла как взрыв ненависти против дорогой с детства ее сердцу Германии. Февральскую революцию 1917 она приветствовала, как и ее муж, чьи родители (умершие до революции) были революционерами-народовольцами. Известие о ней застало Цветаеву в Крыму, в гостях у Волошина. Вскоре сюда приехал и ее муж. 25 ноября 1917 она выехала из Крыма в Москву, чтобы забрать детей — Алю и маленькую Ирину, родившуюся в апреле этого года. Цветаева намеревалась вернуться с детьми в Коктебель, к Волошину, Сергей Эфрон, вставший на сторону Временного правительства, решил отправиться на Дон, чтобы там продолжить борьбу с большевиками. Вернуться в Крым не удалось: непреодолимые обстоятельства, фронты Гражданской войны разлучили Цветаеву с мужем и с Волошиным. С Волошиным она больше никогда не увиделась. Сергей Эфрон сражался в рядах Белой армии, и оставшаяся в Москве Цветаева не имела о нем никаких известий. В голодной и нищей Москве в 1917-1920 она пишет стихи, воспевающие жертвенный подвиг Белой армии. К концу 1921 эти стихотворения были объединены в сборник «Лебединый стан», подготовленный к изданию. (При жизни Цветаевой сборник напечатан не был, впервые опубликован на Западе в1957). Цветаева публично и дерзко читала эти стихотворения в большевистской Москве.
Она и дети с трудом сводили концы с концами, голодали. В начале зимы 1919-1920 Цветаева отдала дочерей в детский приют в Кунцеве. Вскоре она узнала о тяжелом состоянии дочерей и забрала домой старшую, Алю, к которой была привязана как к другу и которую исступленно любила. Выбор Цветаевой объяснялся и невозможностью прокормить обеих, и равнодушным отношением к Ирине. В начале февраля 1920 Ирина умерла. Ее смерть отражена в стихотворении «Две руки, легко опущенные…» (1920) и в лирическом цикле «Разлука» (1921), обращенном к мужу.
11 июля 1921 она получила письмо от мужа, эвакуировавшегося с остатками Добровольческой армии из Крыма в Константинополь. Вскоре он перебрался в Чехию, в Прагу. После нескольких изнурительных попыток Цветаева получила разрешение на выезд из Советской России и 11 мая 1922 вместе с дочерью Алей покинула родину. 15 мая 1922 Марина Ивановна и Аля приехали в Берлин. Там Цветаева оставалась до конца июля, где подружилась с временно жившим здесь писателем-символистом Андреем Белым. В Берлине она отдает в печать новый сборник стихотворений — «Ремесло» (опубл. в 1923) — и поэму «Царь-Девица». Сергей Эфрон приехал к жене и дочери в Берлин, но вскоре вернулся в Чехию, в Прагу, где
учился в Карловом университете и получал стипендию. Цветаева с дочерью приехала к мужу в Прагу 1 августа 1922. В Чехии они провела более четырех лет. 1 февраля 1925 у них родился долгожданный сын, названный Георгием (домашнее имя — Мур). Цветаева его обожала. Стремление сделать всё возможное для счастья и благополучия сына воспринимались взрослевшим Муром отчужденно и эгоистично; вольно и невольно он сыграл трагическую роль в судьбе матери.
В Праге у Цветаевой впервые устанавливаются постоянные отношения с литературными кругами, с издательствами и редакциями журналов. Ее произведения печатались на страницах журналов «Воля России» и «Своими путями», Цветаева выполняла редакторскую работу для альманаха «Ковчег». В 1924 Цветаева создает «Поэму Горы», завершает «Поэму Конца».
Во второй половине 1925 Цветаева приняла окончательное решение покинуть Чехословакию и переселиться во Францию. Ее поступок объяснялся тяжелым материальным положением семьи; она полагала, что сможет лучше устроить себя и близких в Париже, который тогда становился центром русской литературной эмиграции. 1 ноября 1925 Цветаева с детьми приехала во французскую столицу; к Рождеству туда перебрался и Сергей Эфрон. В Париже в ноябре 1925 она закончила поэму «Крысолов». Во Франции Цветаева создала еще несколько поэм. Поэма «Новогоднее» (1927, Поэма «Воздуха» (1927).
Переезд во Францию не облегчил жизнь Цветаевой и ее семьи. Сергей Эфрон, непрактичный и не приспособленный к тяготам жизни, зарабатывал немного. Цветаеву печатали мало, зачастую правили ее тексты. За все парижские годы она смогла выпустить лишь один сборник стихов – «После России» (1928). Во Франции Цветаевой были созданы посвященные поэзии и поэтам циклы «Маяковскому» (1930, отклик на смерть В.В. Маяковского), «Стихи к Пушкину» (1931), «Надгробие» (1935, отклик на трагическую смерть поэта-эмигранта Н.П. Гронского), «Стихи сироте» (1936, обращены к поэту-эмигранту А.С. Штейгеру). Творчество как каторжный труд, как долг и освобождение — мотив цикла «Стол» (1933). Антитеза суетной человеческой жизни и божественных тайн и гармонии природного мира выражена в стихотворениях из цикла «Куст» (1934). В 1930-х Цветаева часто обращалась к прозе: автобиографические сочинения, эссе о Пушкине и его произведениях «Мой Пушкин», «Пушкин и Пугачев».
Во второй половине 1930-х Цветаева испытала глубокий творческий кризис. Она почти перестала писать стихи (одно из немногих исключений — цикл «Стихи к Чехии» (1938-1939). У Цветаевой произошел тяжелый конфликт с дочерью, настаивавшей, вслед за своим отцом, на отъезде в СССР. В сентябре 1937 Сергей Эфрон оказался причастен к политическому убийству бывшего агента советских спецслужб и вскоре был вынужден скрыться и бежать в СССР. Вслед за ним на родину вернулась дочь Ариадна. Цветаева осталась в Париже вдвоем с сыном. Ее долгом и желанием было соединиться с мужем и дочерью и 18 июня 1939 Цветаева с сыном вернулись на родину. На родине Цветаева с родными первое время жили на государственной даче НКВД предоставленной С. Эфрону. Однако вскоре и Эфрон, и Ариадна были арестованы. После этого Цветаева была вынуждена скитаться. Полгода, прежде чем получить временное (сроком на два года) жилье в Москве, она поселилась вместе с сыном в доме писателей в подмосковном поселке Голицыне. Функционеры Союза писателей отворачивались от нее, как от жены и матери «врагов народа». Подготовленный ею в 1940 сборник стихов напечатан не был. Денег катастрофически не хватало. Вскоре после начала Великой Отечественной войны, 8 августа 1941 Цветаева с сыном эвакуировались из Москвы и оказались в небольшом городке Елабуге. В Елабуге работы так же не было, у Цветаевой произошла ссора с сыном, который, по-видимому, упрекал ее в их тягостном положении. И 31 августа 1941, Марина Цветаева повесилась. Точное место ее захоронения неизвестно.

/ Биографии / Цветаева М.И.

Смотрите также по Цветаевой:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: