Поэт и революция в лирике вского

Радость трубите всеми голосами!
Мы все
на земле
солдаты одной,
жизнь созидающей рати.
В. Маяковский. Революция.

В советском литературоведении Владимир Маяковский считался «адептом» социалистической революции, поэтом, который полностью принял переворот 1917 года и добровольно посвятил свой талант «правому делу трудящихся». Сейчас мы понимаем, что, наверное, все не так однозначно и прямолинейно было во взглядах великого поэта. Однако, действительно, в его творчестве очень большое место занимают произведения, посвященные Октябрьской революции.
В литературу Маяковский входит как революционный романтик, решительно отвергнувший мир капитализма. Лейтмотивом дооктябрьского периода творчества поэта становится бунтарский крик: «долой буржуазную цивилизацию, враждебную самому прекрасному, что создано природой и историей, — человеку!»
Страдания людей в условиях капиталистического общества, уродующего истинную мораль, нравственность и культуру, подталкивали Маяковского ко все более активной агитации народных масс за революционное решение проблемы. Уже в поэме «Облако в штанах», написанной в 1914 – 1915 годах, поэт пророчествовал:
В терновом венце революций
грядет шестнадцатый год.
С октября 1917 года начинается новый этап в творчестве Маяковского. Мрачные картины людского горя, страданий уступают место мажорному, одическому утверждению начавшихся в стране коренных перемен, свершившихся благодаря революции. Отношение поэта к этому явлению можно проследить на примере таких его произведений, как поэтохроника «Революция», стихотворения «Ода революции», «Приказ по армии искусства», «Левый марш».
В «Революции», написанной в апреле 1917 года, Маяковский создает почти осязаемый образ свершившегося. Он описывает события, происходившие в Петрограде, с документальной точностью историка, заключенной в стихотворной форме повествования. Но, в то же время, документальность здесь сочетается с оригинальным восприятием событий, рождающих в воображении автора романтический образ:
И вот неведано,
из пенья толпы ль,
из рвущейся меди ли труб гвардейцев
нерукотворный,
сияньем пробивая пыль,
образ возрос.
Горит.
Рдеется.
Эти строки прекрасно иллюстрируют отношение поэта к революции. Он обожествляет ее, наделяет способностью «сияньем» пробивать «пыль». Маяковский искренне верит в силу этого «нерукотворного образа», который способен разрушить «тысячелетнее «Прежде», «пересмотреть миров основу».
Лирический герой, с которым, по сути, отождествляется Маяковский, ощущает себя частью народных масс, вышедших на борьбу против «двуглавого орла» — символа империализма. Он восклицает: «Мы победим! Слава нам!»
Поэт в этом произведении утверждает мысль о мировой революции, которую он будет развивать на протяжении всего творческого пути:
Мы все
на земле
созданы одной,
жизнь созидающей рати…
— Граждане!
… Идем
запутавшемуся миру на выручку!
«О, четырежды славься, благословенная!» – восклицает Маяковский в стихотворении 1918 года «Ода революции». В нем поэт откровенно восхваляет «нерукотворный образ», славящий «человечий труд». «Освистанной», «осмеянной батареями» революции «восторженно» возносит он «оды торжественное «О»!». Поэт восторгается победой ее над обывательщиной, которая, зализывая раны, выкрикивает: «- О, будь ты проклята трижды!»
Изменения, которые революция внесла во все сферы жизни общества, не могли не коснуться и искусства, о чем Маяковский пишет в «Приказе по армии искусства». В нем он выражает мысль о том, каким должен быть творческий человек в период перемен. Поэт призывает художников всякого рода воспеть «революции дни», вытереть «из сердца старое» и совершить «в будущее прыжок». Он пропагандирует активную жизненную позицию «поэта-рабочего», трудящегося на благо нового строя, утверждая:
Только тот коммунист истинный,
кто мосты к отступлению сжег.
После того, как в СССР активно начала внедряться мысль о внутренних и внешних врагах, Маяковский встает на «защиту» революции. Эта идея нашла отражение в его стихотворении «Левый марш». Оно посвящено конкретному адресату – матросам и отразило реальные черты времени. Этим произведение сильно отличается от всего, что было создано Маяковским в первые послеоктябрьские годы.
В «Левом марше» на художественном уровне показана железная поступь революции, ее организованный характер. Это передано поэтом маршевым ритмом и многократным повтором команды: «Левой! Левой! Левой!». Стихотворение звучит призывом развернуться в марше и пойти против старого мира, живущего «законом, данным Адамом и Евой». Герой Маяковского открыто побуждает крепить «у мира на горле пролетариата пальцы», чтобы «в солнечный край непочатый, за голод… шаг миллионный печатать».
Таким образом, тема поэта и революции – одна из ведущих тем «послеоктябрьского» Маяковского. В своих произведениях поэт выразил «революционные» ожидания и надежды на изменения, которые принесут свободу, равенство, братство всем людям, не только в СССР, но и в масштабе планеты. Думаю, долго время поэт верил в эти «установки». Однако ему пришлось трагически разочароваться в них, что и привело, на мой взгляд, этого талантливого художника к гибели.

0 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Маяковский В.В. / Стихотворения / Поэт и революция в лирике В.В.Маяковского

Смотрите также по произведению «Стихотворения»:

Готовые школьные сочинения

Коллекция шпаргалок школьных сочинений. Здесь вы найдете шпору по литературе и русскому языку.

Поэт и революция в творчестве Маяковского

В автобиографии «Я сам» под заголовком «Октябрь» Маяковский пишет: «Принимать или не принимать? Такого вопроса для меня не было. Моя революция». Революция для Маяковского — это крушение старого мира, которое ожидалось во всем дооктябрьском творчестве, поэтому с ним связано ощущение грани, перелома во всем, в том числе и творчестве. Поэт видит двоякое отношение к революции — «Обывательское: — «О, будь ты трижды проклята!

», «И мое, поэтово: — «О четырежды славься, благословенная!», но он спорит с обывателем и в конце стихотворения «Ода революции» поет славу ей. Примечательно и то, что пишет о революции Маяковский одой, которая изначально предполагает прославление, причем прославление общенациональной величины. Воскрешение этого жанра, ассоциирующегося с монументальным и грандиозным классицизмом, особое понимание времени Маяковского.

При революции время идет очень быстро («Наш бог бег»), все постоянно находится в движении, с чем связана тема движения потока и потопа. Потоп — это полная гибель старого мира, но это — гибель во имя рождения, и поэтому революция — это и молодость нового мира, дара строящегося. Время меняет все вокруг и ставит вопрос: «Что делать поэту после революции?

» И рождается новое понимание поэта. Маяковский решительно перечеркивает старую культуру: «В «Полное собрание сочинений», как в норки, классики забились». Но жалости нет! «…Футуристы прошлое разгромили, пустив по ветру культуришки конфетти», но «мы смерть зовем рожденья во имя», и революция позволяет «расправить спину искусства», создать новое искусство.

Роль армии искусства в революции — сражаться наравне со всеми и вести народ за собой. Нет смысла в домашнем искусстве, и Маяковский провозглашает: «На улицы, футуристы, барабанщики и поэты!» Поэт обязан в сером хламе мира лить свое солнце стихов.

При революции искусство приобретает огромный размах: «Улицы наши кисти, площади наши палитры». Маяковский впервые провозглашает то, что поэзия — это работа. «Кто выше — поэт или техник, который ведет людей к общественной выгоде?

— Оба». «Мы равные. Товарищи в рабочей массе. Пролетарии тела и духа». Поэт и рабочий должны быть вместе. Поэзия становится «сложнейшим, но производством ».

После революции поэт наконец сливается со своим народом. Слова «мы», «наш» появляются в первом же стихотворении о революции — «Наш марш». Народ, все 150 000 000 — имя автора стихов, народ же становится и новым героем поэзии Маяковского: «В бою славлю миллионы, вижу миллионы, миллионы пою». Резко меняется и понимание Бога.

Народ — это миллионы безбожников, язычников и все права защищены 2001-2005 атеистов, и поэтому время призывает нового бога: «Выдь не из звездного нежного ложа, Боже железный, огненный боже, боже не Марсов, Нептунов и Вег, боже из мяса — бог-человек!» Новый бог людей — новый советский человек — Всехсветный Иван. Революция не только изменяет представления о поэте, она рождает новое, непохожее искусство. «Дайте новые формы, дайте новое «искусство» — вот требование времени.

Переиначиваются все поэтические атрибуты: «В новом свете раскроются поэтом опоганенные окаянные розы и грезы, — розы столиц в лепестках площадей». Революция дает искусству новые жанры — марш, оду, приказ, возобновляется героический жанр «150 000 000». Так как поэт сливается со своим народом, Маяковский-лирик и Маяковский-эпик после революции — одно лицо. Революция врывается в стихи звучанием. Отсюда — новое построение поэзии: грохот, гром, нагромождение звуков. «Есть еще хорошие буквы: Эр, Ша, Ща». Возрастает роль аллитерации, к примеру: «Жаром, жженьем, железом, светом, жарь, жги, режь, рушь!

» В стихотворении «Наш марш», к примеру, слова сближаются не только по смыслу, но и по звуку: «бог — бег, топот — потоп, бой — бей». В ритм стиха врывается барабанный бой: «Наш бог бег, сердце наш барабан». Революция заставляет поэта писать на новые темы: прославление народа, но и борьба с ее врагами — голодом, разрухой, спекуляцией, мещанством, обывательщиной. В стихах используются новые слова: баба, ситный, селедка, мурло.

Многие из этих нововведенных слов — слова народные («Пропала Россеичка! Загубили бедную. Новую найдем Россию. Всехсветную!

»). Революция требует абсолютно нового искусства — искусства плаката, агитации, рекламы, призыва. В 1919 г. Маяковский пишет злободневную «Советскую Азбуку», сразу после революции появляются первые сатирические стихи — обличение пороков языком времени: «Беспечность — хуже всякого белогвардейца”. Расхлябанность — белогвардейщина вторая.

Третья белог-вардейщина — советский бюрократ» и т. д. Мосты к отступлению сожжены, дорога одна — в будущее. Будущее — судья революции — подтверждает ее правоту.

Поэт и революция

Всякий раз, проходя мимо дома №33 на Литейном проспекте, я думаю о трагической судьбе поэта и о несостоявшемся музее на втором этаже этого дома в квартире №2.

В 1989 году решением Ленсовета при активном участии энтузиастов, к числу которых принадлежал и автор этих строк, дом был взят под государственную охрану. Появилась реальная возможность создать музей-квартиру поэта. Есенин жил здесь в один из самых судьбоносных и счастливых периодов своей жизни — с осени 1917-го до весны 1918 года, когда Советское правительство и сотрудники государственного аппарата переехали в Москву. Среди них была и З.Райх, жена Есенина. Число есенинских адресов в Петрограде велико, но этот дом особенный. Здесь было настоящее семейное гнездо, и здесь появились первые отклики поэта на события Февральской и Октябрьской революций.

Можно лишь подивиться проницательности и гражданской зрелости совсем еще молодого поэта. Мировую войну («бойню») он оценил как увертюру революции. В балладе «Товарищ» у него впервые появляется тема рабочего класса. Октябрь, как признавался сам поэт, он воспринял «с крестьянским уклоном», что не умаляет ценности таких произведений, как поэма «Преображение» и многие стихотворения. Он встречается с Блоком и многими деятелями культуры, решительно отмежевывается «от мережковских», выступает на митингах, читает стихи в Академии художеств, Тенишевском училище, рабочих клубах, на выставке С.Т.Коненкова в Москве. Драгоценные кадры кинохроники и фотографии запечатлели вдохновенный лик поэта той поры.

Поселившись в Москве, Есенин часто бывал в Петрограде-Ленинграде, городе, который любил и в котором мечтал окончательно обосноваться в последний период своей жизни (1925 год). В эти последние годы происходит стремительный взлет творческого гения поэта. Почти все написанное им в 1924-1925 годы представляет из себя шедевры не только Есенина, но и всей русской, советской поэзии. Осмысливая опыт революции, он создал великую «Балладу о двадцати шести» — гимн бакинским комиссарам, «Поэму о 36», а фрагмент «Ленин» из поэмы «Гуляй-поле» можно рассматривать как отдельное законченное произведение. Знаменитая поэма «Анна Снегина» — свидетельство полной зрелости художника и гражданина. Чрезвычайный интерес представляет «Песнь о великом походе», проникнутая колоритом и духом революционного «Питер-града»:

Этот город наш,
Потому и тут
Только может жить
Лишь рабочий люд.

Революция превратила талантливого выходца из народа в одного из создателей советской поэзии, и именно это усиленно замалчивается в нынешней России. Именно тут одна из причин того, что в годы перестройки так и не открылся музей Есенина. Зато появилось немало газетно-журнального вздора, искажающего образ великого национального поэта.

Поэт и революция в лирике В.В. Маяковского

Революции — Февральскую, а затем и Октябрьскую, Маяковский встретил восторженно. Теперь, казалось, открывается возможность устроить мир по законам социальной справедливости, где человек сможет обрести неведомое ему ранее чувство
собственного достоинства.
В то время как многие выдающиеся деятели русской культуры не приняли революцию, футуристы, назвавшись комфутами («коммунистическими футуристами») предъявили свои претензии представлять государственное искусство. В его поэзию все решительнее врывается «грубая» действительность. Более того, бытовая и политическая конкретика и высокая патетика могут сливаться в его произведениях, а не противостоять друг другу. При этом стих оказывается лишен как приземленнос-ти, так и воспаренности. Поэзия становится оружием, задачи жизнестроения оказываются для нее важнейшими. Поэт настаивает на «производственном отношении к искусству» и упорно старается подтвердить это своим творчеством.
Маяковский жил в сложную переломную эпоху, которая выдвинула перед ним целый ряд новых требований и целей. Октябрьская революция поставила перед советской литературой задачу создания нового социалистического искусства. Идей-нонравственную платформу футуристов Маяковский выразил в двух «Приказах» по «армии искусства». «Довольно грошовых истин. / Из сердца старые вытри. / Улицы — паши кисти. / Площади — наши палитры». В русской поэзии существует прекрасная традиция: каждый поэт не мог не задумываться о назначении творчества, о своем месте в жизни современного ему общества, о роли поэзии в жизни людей. «Светить всегда, светить везде», — так определял задачу поэзии В. Маяковский.
В стихотворении «Приказ по армии искусств» Маяковский обращается к современным писателям и поэтам с призывом: «Товарищи! Дайте новое искусство — такое, чтобы выволочь республику из грязи». По убеждению Маяковского, искусство должно войти в жизнь, поэт — стать таким же необходимым и полезным людям, как солнце. Об этом он пишет в стихотворении «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Солнце приходит в гости к поэту-труженику, поэту-агитатору, заваленному работой. Эта нереальная фантастическая история теряет мистическую многозначительность благодаря мягкому юмору, введению в повествование забавных бытовых деталей. Но в ироническом авторском повествовании незаметно появляются серьезные ноты, которые затем возвышаются до патетики.
Маяковский искренне верил в идею революции, в прекрасное светлое будущее, в неизбежность перемен, которые должны привести людей к счастливой жизни. Владимир Владимирович первый, используя свой необыкновенный талант, соединил политику и лирику. В ранних стихах внимательный читатель увидит не только фамильярные, насмешливые, пренебрежительные интонации, но и поймет, что за внешним шумом стоит ранимая, одинокая душа. Чувствуется, что поэт только хочет казаться грозным, дерзким, уверенным в себе, но на самом деле он одинок, и душа его жаждет любви и понимания. Стихотворение 1914 года «Послушайте!» — это крик поэта. Лирический герой отчаянно пытается обратить внимание людей на волнующую его проблему. Поэт говорит о том, что нельзя мириться с безразличием, одиночеством.
Маяковский подчеркивал ответственность поэта перед обществом, он ощущал себя выразителем чувств и мыслей улицы, поэтому его поэзия отличается высокой идейностью и народностью. Маяковский никогда не обожествлял поэзию, не накидывал на нее флер таинственности и загадочности. Напротив, «труд мой любому ГРУДУ родствен», — утверждал поэт. Но вместе с тем он вовсе не склонен был пре-меньшать значение и результаты этого труда. Только упорный вдохновенный труд [ает поэту право стать «водителем» народа, а не его «слугой». Поэт — это активный троитель новой жизни. Маяковский считает поэзию мощным оружием борьбы с ем, что мешает людям нормально жить. Он вновь и вновь возвращается к мысли о ом, что «чистого», нейтрального искусства нет. Каждый, кто служит ему, по мне-ию Маяковского, должен четко определить свои идейные позиции, найти свое есто в строительстве новой жизни.
В неоконченной поэме «Во весь голос» Маяковский подводит итог своей 20-гтней поэтической деятельности. По форме это произведение представляет со-эй острый полемический разговор поэта социалистической эпохи с потомками, ^есь Маяковский обращается к тем, кто будет жить в «коммунистическом дале-)», разговаривает с ними, «как живой с живыми». Он старается осмыслить суть и [ачение своей поэзии, объяснить далеким потомкам, в чем заключается назначе-те поэта советской эпохи. Только тот может быть истинным поэтом, кто весь свой л ант щедро отдает трудовому народу. Бескорыстное служение людям, равноду-1е к почестям и славе — вот отличительные черты Маяковского-поэта.
Несмотря на такое отношение к идеям революции, в разгуле стихии, террора у не находилось места среди устроителей новой жизни, пока Маяковский не стал грудничать с «Окнами сатиры» РОСТА. Работа там увлечет Маяковского. Он пре-атит ее в индустрию плакатного искусства. Из вороха газетных сообщений выби-1ись самые злободневные, на эти темы делались рисунки и подписи к ним. Маяковский предлагал тексты для плакатов, а также нередко рисовал сам. Тексты Майского нередко являются стилизацией народной песни, частушки, балаганного ыва, они демократичны и рассчитаны на восприятие человека улицы. Изначально слитность поэзии Маяковского с темой революции многократно отмечалась, без внимания оставлена была иная неразрывность мотивов в его творчестве: олюция и гибель поэта.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: