Поэма нтова Мцыри как романтическое произведение

Одной из вершин художественного наследия М.Ю. Лермонтова является поэма «Мцыри». Она отражает глубокую влюбленность автора: в величественность гор, в хрустальную чистоту рек, в яркую небесную зелень и людей, свободных и непреклонных, — в гордый Кавказ. Именно он потряс воображение большеглазого и впечатлительного ребенка. Оставшиеся навечно впечатления, побудили поэта к изображению ситуаций, в которых с наибольшей полнотой может раскрыться мужественный характер героя, каким является поэма «Мцыри». Она была написана в тысяча восемьсот тридцать девятом году. В поэме главный герой наиболее приближен к современности. Судьба горца, рвущегося к свободе из плена, но не получившего её, была очень близка «лермонтовскому» поколению. В то же время созданный автором героический пафос бескомпромиссной борьбы, воодушевляющий Мцыри до конца его короткой жизни, явился наиболее глубоким отражением «лермонтовского» идеала.
На мой взгляд, романтизм поэмы заключается в удачном создании автором такого яркого и живого образа, как Мцыри — одинокого, но мятежного, живущего мечтой и отрекающегося от действительности, ищущего гармоничного слияния с природой.
Мы знакомимся с Мцыри в монастыре, куда он попадает еще ребенком, плененным русским генералом. «Мучительный недуг» угрожал жизни мальчика, именно тогда «могучий дух его отцов» развился в ребенке, сделав его гордым и непокорным в плену. Одинокость и замкнутость были присуще ему,
Томим неясною тоской
По стороне своей родной.
Прошло время, Мцыри привык к плену и стал понимать чужой язык. Внезапный побег юноши в одну из осенних ночей подарил ему «три блаженных дня», а монахам – недоумение и непонимание его поступка. Внезапное истощение сил за столь короткий срок и угасание сильного и здорового молодого человека было необъяснимо, поскольку «он на допрос не отвечал». Лишь перед смертью Мцыри монаху удалось услышать его гордую исповедь:
Я мало жил, и жил в плену,
Таких две жизни за одну,
Но только полную тревог,
Я променял бы, если б мог,
— признается он.
Трагедия Мцыри – в отрыве от родины, дома, родных и друзей. Монастырь для него становится тюрьмой, душными ему кажутся кельи, сумрачными и глухими – стены, трусливыми и жалкими – стражи-монахи, а сам он – раб и узник. Всю свою жизнь юноша знал «Одну – но пламенную страсть»: вырваться на свободу. Поэма не раскрывает до конца стремления героя, но они ощутимы в намеках. Возможность любить и ненавидеть, найти путь в «родную страну», встретиться с суровыми воинственными горцами, обнять мать, отца, сестер. Наряду с этим поэт также воспевает воинственные мечты юноши. О своем отце и знакомых Мцыри вспоминает, прежде всего, как о воинах; не случайно ему снятся сражения, в которых он побеждает, недаром мечты влекут его в “чудный мир тревог и битв”. Он убежден, что мог быть “в краю отцов не из последних удальцов”. Хотя судьба не дала Мцыри изведать упоение битвой, но всем строем своих чувств он — воин. Суровой сдержанностью он отличался еще с детских лет. Юноша, гордясь этим, говорит: “Ты помнишь детские года: слезы не знал я никогда”. Волю слезам он дает лишь во время побега, потому что никто их не видит. Трагическое одиночество в монастыре закалило волю Мцыри. Не случайно, что он бежал из монастыря в грозовую ночь: то, что устрашило боязливых монахов, наполняло его сердце чувством братства с грозой.
Мужество и стойкость Мцыри с наибольшей силой проявляется в битве с барсом. Его не страшила могила, потому что он знал: возврат в монастырь — это продолжение прежних страданий. Трагический финал свидетельствует о том, что приближение смерти не ослабляет духа героя и мощи его вольнолюбивого патриотизма. Увещевания старого монаха не заставляют его раскаяться. Он и теперь бы “рай и вечность променял” на несколько минут жизни .среди близких (стихи, вызывавшие недовольство цензуры). Не его вина, если ему не удалось стать в ряды борцов за то, что он считал своим святым долгом: обстоятельства оказались непреодолимыми, и он напрасно “спорил с судьбой”.
Кавказский пейзаж введен в поэму главным образом как средство раскрытия образа героя. Презирая свое окружение, Мцыри чувствует лишь родство с природой. Гармония природы, её свобода и непокорность противопоставлены в поэме сумрачным стенам монастыря, где царит атмосфера рабского смирения и покорности, гнетущая душу Мцыри с детства. Ведь люди, спасшие ему жизнь, на самом деле подарили ему ад. Вырвавшись на волю, он вместе с сонными цветами поднимает голову, когда озолотился восток. Дитя природы, он припадает к земле и узнает, как сказочный герой, тайну птичьих песен, загадки их вещего щебетания. Ему понятен спор потока с камнями, дума разъединенных скал, жаждущих встречи. Взор его обострен: он замечает блеск змеиной чешуи и отливы серебра на шерсти барса, он видит зубцы далеких гор и бледную полосу “меж темным небом и землей”, ему чудится, что его “прилежный взор” мог бы видеть через прозрачную синеву неба полет ангелов.
Пламенных страстей, сумрачный и одинокий, раскрывающий свою “душу” в рассказе-исповеди, воспринимается как герой романтических поэм. Однако Лермонтов, создавший “Мцыри” в те годы, когда создавался и реалистический роман “Герой нашего времени”, вносит такие’ черты в свое произведение, которых нет в более ранних его поэмах. Если прошлое героев “Исповеди” и “Боярина Орши” остается совершенно неизвестным, и мы не знаем тех социальных условий, которые сформировали их характеры, то строки о несчастливом детстве и отрочестве Мцыри помогают глубже понять переживания и мысли героя. Сама форма исповеди, характерная для романтических поэм, связана со стремлением глубже раскрыть — “рассказать душу”.
Выразительно сочетание множества метафор романтического характера в самой исповеди (образы огня, пламенности) с реалистически точной и поэтически скупой речью вступления. (“Однажды русский генерал. ”) Романтическая по форме поэма свидетельствовала о росте реалистических тенденций в творчестве Лермонтова.
Создание Лермонтовым образ гордого и непокорного юноши невозможно забыть. Даже потеря надежды перед смертью не смогла сломить волю одинокого и гордого героя:
Когда я стану умирать,
И, верь, тебе не долго ждать,
Ты перенесть меня вели
В наш сад, в то место, где цвели
Акаций белых два куста…
… Сияньем голубого дня
Упьюся я в последний раз.
Оттуда виден и Кавказ!

25222 человека просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Лермонтов М.Ю. / Мцыри / Поэма М.Ю.Лермонтова «Мцыри» как романтическое произведение

Смотрите также по произведению «Мцыри»:

Анализ поэмы Мцыри Лермонтова

МИХАИЛ ЮРЬЕВИЧ ЛЕРМОНТОВ
(1814—1841)

Тема «Изучение поэмы М. Ю. Лермонтова «Мцыри» — одна из самых разработанных в нашей методике. Так, например, уже в 1905 году вышло шестое издание «Пособия для литературных бесед» Ц. П. Балталона с главой «Мцыри» (1839), в которой были весьма примечательные задания:

1. Выяснить реальные, правдоподобные черты в характере молодого горца: его воспоминания о родном ауле, любовь к родине, к кавказской природе, ряд душевных волнений, переживаний во время бегства, его болезнь и смерть как следствие физического недуга.

2. Выяснить романтические, неправдоподобные черты, не соответствующие условиям жизни изображаемого горца: необыкновенно могучий дух в ребенке, утонченно развитое поэтическое воображение, недостаточно мотивированную ненависть к монахам и ко всему человечеству.

3. Сравнить эти черты, приписанные Мцыри, с мотивами, господствующими в лирической поэзии Лермонтова, с идеями и стремлениями, выраженными в его стихотворениях (в нашем случае уместно было бы взять для сравнения те произведения Лермонтова, с которыми учащиеся знакомились ранее по программе, т. е. с такими стихотворениями, как «Бородино», «Тучи», «На севере диком. », «Утес», «Три пальмы», «Когда волнуется желтеющая нива. », «Молитва», «Ангел» и, конечно, с поэмой «Песня про царя Ивана Васильевича. »).

В пособии «Методические указания к хрестоматии «Родная литература» для 7 класса» (1950) коллектив авторов под редакцией М. Н. Салтыковой представил свой вариант изучения поэмы. Авторы предложили вначале рассказать об истории создания произведения, а после этого вступительного слова выразительно прочитать поэму в классе. Анализ поэмы предлагается вести в хронологической последовательности. При этом возможна постановка таких вопросов:

— Какую картину рисует Лермонтов в самом начале поэмы?

— Какое впечатление производил пленный мальчик?

— Как Мцыри объясняет причины своего бегства из монастыря

— Что рассказывает Мцыри о трех днях своей вольной жизни? Почему только эти дни он считает подлинной жизнью?

— Какие предсмертные желания высказывает Мцыри?

Последовательный анализ глав поэмы завершается обобщающей беседой: образ Мцыри, своеобразие композиции поэмы, оценка поэмы читателями. Сообщается и примерный план характеристики Мцыри:

1. Стремление Мцыри к родине и свободе, жажда борьбы как основные черты его личности.

2. Впечатление, которое производит Мцыри-ребенок.

3. Как проявляются в монастыре стремление Мцыри к свободе, его любовь к родине?

4. Как характеризует Мцыри его бегство из монастыря?

5. Как раскрываются ведущие черты характера Мцыри в описании трех дней его жизни на воле?

6. Предсмертные желания Мцыри, подчеркивающие цельность его натуры.

В записках словесника Г. К. Бочарова «За сорок лет» (1972) предложен еще один вариант, отличающийся от традиционного. В нем подчеркивается лирический характер поэмы, когда даже повествовательные эпизоды так густо насыщены переживаниями юноши, что следы эпоса здесь почти не ощущаются. С этим автор связывает и особенности вступительного слова учителя, и характер выразительного чтения поэмы. Эмоциональная напряженность монолога Мцыри выражается в стихе прерывистостью его речи, обилием вопросов, восклицаний, что должно прозвучать в интонациях чтения.

Лирическая природа произведения подсказывает и то, что никаких комментариев и вопросов при этом первом чтении не должно быть. Но первое чтение хоть и оставляет у слушателей целостное впечатление, но оно же и достаточно поверхностное. Методист считает необходимым «еще раз пройти по тексту», углубить его восприятие. Учитель вновь ведет учащихся по первым восьми главам. Уместным при этом оказываются вопросы:

— В поэме 26 маленьких глав. Зачем же Лермонтову понадобились еще 24 главы, когда обо всех событиях жизни юноши уже рассказано в двух первых главах?

— А если главное — это не события, то что же главное в этой поэме? И как это главное выражается?

— Почему лирическая часть поэмы начинается как бы с конца? Почему свою речь Мцыри называет исповедью? И почему он исповедуется старому монаху, который, по мнению Мцыри, не может понять его тоску, его печаль?

— Что это за «чудный мир тревог и битв», о котором тосковал Мцыри? О ком и о чем он вспоминает с тоской?

— Чем более всего поразили Мцыри впечатления трех дней на воле по сравнению с жизнью в монастыре? Каково значение в этих воспоминаниях картин природы?

Учитель предлагает учащимся самостоятельно перечитать дома остальные главы, кроме трех последних, и попробовать уяснить, что видит и слышит Мцыри на воле, что испытывает он, наблюдая за девушкой-грузинкой, как он борется с препятствиями, что переживает он, вернувшись в свою «тюрьму», что означает его предсмертный бред и песня рыбки.

В беседе на уроке прозвучали следующие вопросы:

— Почему в поэме так много описаний кавказской природы?

— Почему Мцыри подавляет в себе влечение к девушке?

— Чем был для Мцыри «вечный лес» и борьба с ним?

Три последние главки перечитываются в классе и определяют ход беседы:

— Только ли от истощения и ран гибнет Мцыри?

— Что же теперь печалит юношу и о чем он просит старого монаха?

— Почему же Лермонтов героем своей поэмы избрал мятежного юношу?

Ответ на последний вопрос подвел учащихся к пониманию личности самого поэта, к словам В. Г. Белинского: «Это любимый идеал нашего поэта, это отражение в поэзии тени его собственной личности». Традиционная характеристика Мцыри не составлялась, хотя автор не отрицает возможности ее применения при других вариантах изучения поэмы.

Так, например, один из методистов предлагает учащимся написать сочинение на тему «Характеристика Мцыри» и даже дает примерный план такой самостоятельной работы:

1. Биография Мцыри.

2. Основные черты характера юноши; его мечты о свободе, о борьбе, о Родине и родном доме.

3. Чем нам близок Мцыри?

Пособие «Литература в 8 классе. Урок за уроком» предлагает свой вариант системы уроков по данной теме:

1-й урок . Значение эпиграфа. Обсуждение циклов глав, например

— Что значит «жить» в понимании Мцыри?

— Зачем Мцыри бежит из монастыря?

— Что узнал Мцыри о себе за «три блаженных дня»?

— Почему в рассказе Мцыри о трех днях свободы так много пейзажных зарисовок?

— Почему Мцыри называет спасительный монастырь то тюрьмой, то пленом? Ведь монахи дважды пытались спасти ему жизнь, дали ему кров и пищу.

2-й урок . Идейное содержание поэмы. Ее композиция.

— Можно ли назвать исповедью страстный монолог Мцыри?

— Докажите, что Мцыри ведет полемику с молчащим старым монахом.

— Подготовьте рассказ о Мцыри — главном герое поэмы Лермонтова по плану:

а) Жизнь Мцыри в монастыре. Характер и мечты юноши-послушника.
б) Что увидел и узнал Мцыри во время своих скитаний?
в) Черты личности Мцыри, раскрывшиеся за «три блаженных дня».
г) Почему Мцыри не достиг родины?
д) Как вы думаете, что личного внес Лермонтов в свою поэму?

Темы предполагаемых сочинений могут определить характер обобщающего заключения:

— Что значило «жить» в представлении Мцыри?

— Почему Мцыри перед смертью из всей жизни вспоминает только «три блаженных дня»?

— Почему Мцыри не нашел пути на родину?

— Какую роль играют картины природы в рассказе Мцыри?

Легко заметить, что в ряде материалов повторяются одни и те же вопросы и задания, что позволяет понять их важность в ходе анализа. Можно это увидеть и в статье З. Блиновой (Литература. — 1997. — № 11).

После сообщения учителя «Лермонтов и Кавказ» в классе читаются (автор их называет строфами). Учащиеся определяют тему каждой из них, их композиционную роль. Создается цитатный план исповеди Мцыри На втором уроке завершается чтение учителем поэмы. Определяются тема и идея поэмы. Третий урок посвящен анализу особенностей стиля поэмы. Предлагаются вопросы для беседы в классе:

— Можно ли сказать, что события, происходившие в жизни героя, обычные, житейские события? Можно ли назвать героя обычным человеком?

— Что является главной особенностью формы поэмы?

— Какой художественный прием наиболее часто используется в поэме?

— Определите художественные средства, применяемые автором в поэме.

Осмыслению нравственно-духовного смысла поэмы посвящена статья В. Влащенко «Трагедия Мцыри» (Литература. — 2000. — № 44). Автор выделяет в литературе о поэме Лермонтова три основные трактовки Мцыри: 1) «естественный человек»: а) цельный, с любовью к свободе и жаждой деятельности; б) противоречивый, с внутренним конфликтом между человеческим и звериным; 2) герой с демоническими чертами; 3) поэма — это исповедь христианина. Автор статьи опровергает утверждение, что в поэме дана исповедь христианина, ибо исповедь предполагает покаяние, чего Мцыри не понимает. Автор статьи присоединяется к такому мнению, что в исповеди Мцыри «много лирики, много картин», но совсем почти нет духовной глубины. Своеобразно толкование и других эпизодов: «Если раньше Мцыри отказался от духовного служения в монастыре, то теперь ради главной «пламенной страсти» заглушает в себе пробуждающееся чувство любви к той, чей «мрак очей был так глубок». Неоднозначно и другое заключение: «Несмотря на победу над барсом, именно здесь Мцыри, оказавшись во власти звериных инстинктов, терпит свое главное поражение: в нем зверь побеждает человека, дьявол побеждает Бога».

Автор считает, что трагедия Мцыри в значительной степени возрастная, что она связана с состоянием души в юности, которое он трактует как эпоху проявления таких опасных для человеческой души пороков, как гордыня и эгоизм, стремление к безграничной свободе и освобождению от всех запретов.

На уроке можно сравнить приведенные выше мнения с высказыванием З. Абрамовой , которая анализирует эпиграф к поэме, восходящий к Ветхому Завету, и спрашивает:

— Почему погиб Мцыри? Что это: восстание против судьбы? против Бога? Или это оправдание непокорности?

— В Библии более всего осуждается гордыня. Так почему погиб герой Лермонтова? Может быть, он тоже понес наказание?

— Что же дала Мцыри желанная свобода? Как нужно ею пользоваться?

— Что такое свобода? Что сейчас нам дала свобода?

Учительница предлагает ученикам подготовиться к диспуту на тему «Это сладкое слово «свобода». ».

Интересен вариант обобщающего занятия по этой теме, предлагаемый О. Петровой . Ученикам предстоит ответить на проблемные вопросы:

— Что представляет собой предсмертная исповедь Мцыри: смирение? раскаяние? протест против неволи?

— О чем рассказал Лермонтов в поэме? Как поэт относится к Мцыри? Какова основная мысль (идея) поэмы?

Развернутую систему изучения поэмы «Мцыри» предлагает Л. Крылова, ряд вопросов и заданий которой представляют безусловный интерес:

— В рукописи Лермонтов начал поэму с эпиграфа: «У каждого бывает только одно отечество». Как вы думаете, почему поэт снял в итоге этот эпиграф?

— В одном из вариантов поэмы Мцыри говорит:

Я слезы горькие глотал,
И детский голос мой дрожал,
Когда я пел хвалу тому,
Кто на земле мне одному
Дал вместо родины — тюрьму.

Поэт потом снял эти строки, но в окончательном варианте есть такие слова Мцыри:

Увы! — за несколько минут
Между крутых и темных скал,
Где я в ребячестве играл,
Я б рай и вечность променял.

Далее автор предлагает следующие вопросы (часть из них весьма спорна):

— Чьи это слова, по вашему мнению: язычника или христианина? В чем состоит внутренний конфликт лермонтовского героя? О чем говорит ему память детства? Как проявляется в поэме мятежный дух горного Кавказа? Что внесли в душу Мцыри десять лет жизни в христианском монастыре?

— В мифологии горцев через лес проходит путь в мир. Случайно ли Мцыри находит родство у «зубчатого леса» с «зубчатыми стенами монастыря»?

— Первый день на воле связан с образом молодой грузинки, второй день — с поединком с барсом. Как вы понимаете смысл этих встреч Мцыри с жизнью? Что принес Мцыри третий день побега? Какой эпизод кажется вам наиболее важным и почему?

— Каковы в поэме элементы мифологии и истории?

— Поэма почти целиком представляет собой монолог героя. Что это придает повествованию?

— Почему Мцыри не пытался уйти, когда увидел барса: ведь тот не сразу почуял его? Можно ли сказать о самом Мцыри, как он сказал о барсе: «Он встретил смерть лицом к лицу, как в битве следует бойцу. »? Обоснуйте ваше мнение.

— Какое значение приобретает в поэме повторяющийся образ огня, пламени, палящего зноя? Случайно ли Мцыри говорит в конце исповеди: «Прощай, отец. дай руку мне: ты чувствуешь, моя в огне. Знай, этот пламень. И он прожег свою тюрьму»?

— Почему весь бред Мцыри связан с водой, влагой, утолением жажды, свежестью? Вспомните, в каких местах поэмы ее герой вспоминает о том, «как сердце билося живей» там, «где воздух свеж», где ему было весело вдохнуть свежесть горных вод. Как с этим связаны ожидания Мцыри того, что его раны освежит сырой покров земли?

Естественным завершением изучения поэмы Лермонтова мог бы быть вывод, сделанный В. Коровиным :

«Мятежный и страдающий романтический герой прославляет действительность, открывающую перед ним высокую цель и предоставляющую необозримые возможности для героической деятельности. Трагическая потерянность героя, который заблудился в поисках родины, не обесценивает ни смысла цели, ни значения поисков, а выражает реальное сознание лермонтовского поколения».

Следует согласиться с мнением ученого: «Герой томится тоской по родине, но он одинок в своем стремлении. Отьединенность личности характерна и для «естественного человека», и для демонического героя. Одиночество личности становится болезнью века».

(Использованы материалы З. Абрамовой, Ц. Балталона, З. Блиновой, С. Бочарова, Е. Виноградовой, Л. Гороховской, Л. Крыловой, В. Коровина, О. Петровой, Б. Турьянской, М. Салтыковой и др.)

Изобразительные и выразительные средства в поэмах Лермонтова

А.С. Пушкин в своем творчестве первым в стихах и поэмах изобразил яркую, пёструю и красивую картину Кавказа. М.Ю.Лермонтов продолжил, углубил эту традицию в своих стихах, в поэмах и в романе «Герой нашего времени». Писатель показал нам свободолюбивый дух людей, неповторимость обычаев и традиций, экзотические детали одежды. Поэмы Лермонтова представляют собой очень неоднородные произведения, но лучшие из них — «Демон» и «Мцыри» — высочайшие вершины русской романтической поэзии.

Для анализа изображения Кавказа мы взяли три его поэмы: «Беглец», «Мцыри» и «Демон». «Беглец», по определению автора, — «горская легенда», отразившая знакомство поэта с историей, бытовым укладом и фольклором народов Кавказа; «Демон» — восточная повесть с изображением природы Кавказа, быта, обычаев; и, наконец, «Мцыри» — тоже показывает нам всю красоту и прелесть Кавказа. И в каждой из этих повестей поэт раскрывает разные образы. Например, в «Беглеце» автор рисует образ трусливого Гаруна, который бежал с поля битвы и за это был отвержен; в «Демоне» — это одинокий бунтарь, своего рода изгнанник, который противопоставлен всему миру, какая бы правда ни лежала в основе его протеста; а герой «Мцыри» — юноша гордый, дикий, с «могучим духом его отцов», бесстрашный и хрупкий, болезненный, как в «тюрьме воспитанный цветок».

Все три поэмы о Кавказе свидетельствуют, о мастерском владении поэтом средствами романтической поэтики. Одним из таких средств является приём контраста. С одной стороны, величавая природа Кавказа: высокие снежные вершины, крутые обрывы, стремительные реки, орлы, парящие высоко над землёй, символизирующие свободу. С другой стороны, кельи монастыря с душным воздухом неволи — олицетворение тюрьмы, застоя жизни («Мцыри», «Демон»).

Приём антитезы усиливает контрастное изображение природы, подчёркивает величие романтического образа Мцыри, возвышающегося в своих мечтах о свободе, о подвигах, над скучной размеренной «тюремной» жизнью монахов. Жизнь и смерть, бездействие и героическое деяние звучит в исповеди Мцыри.

Этот же приём антитезы звучит и в клятве Демона: «день первый» — «день последний», «позор» — «торжество», «паденье» — «победа», «блаженство» — «страдание», «свиданье» — «разлука», «небо — «ад».

Кроме того, в поэмах мы встречаем антитезу персонажей. Для Лермонтова характерны «парные» герои, враждующие между собой, взаимно противопоставленные, но нередко и дублирующие друг друга. При этом появляется парадоксальный мотив: объятия врагов в непримиримой борьбе; например, в объятиях сражаются скиталец — юноша и барс в поэме «Мцыри» (И мы, сплетясь, как пара змей,// Обнявшись крепче двух друзей,// Упали разом, и во мгле// Бой продолжался на земле.).

Можно утверждать, что приёмы контраста и антитезы служат структурообразующим элементом, определяющим композицию всех вышеназванных поэм.

В ходе анализа изобразительно-выразительных средств кавказских поэм М. Ю. Лермонтова мы видим, что поэт часто использует сравнения, обычно развернутые. Развернутые сравнения можно отметить в ответственных фрагментах повествования: «Моя ж печаль бессменно тут,// И ей конца, как мне, не будет:// И не вздремнуть в могиле ей!// Она то ластится как змей,// То жжет и плещет, будто пламень,// То давит мысль мою, как камень-// Надежд погибших и страстей// Несокрушимый мавзолей. » («Демон») и «Я знал одной лишь думы власть, // Одну — но пламенную страсть: // Она, как червь, во мне жила.// Изгрызла душу и сожгла» («Мцыри»).

В поэмах «Беглец» и «Демон» мы тоже встречаем одно сходство — это описание обычаев и обрядов народов Кавказа. В «Беглеце» по обычаю Гарун был отвергнут сначала другом, потом невестой и, наконец, матерью за то, что он, как упоминалось выше, сбежал с поля битвы, бросив свое оружие («Гарун бежал быстрее лани,// Быстрей, чем заяц от орла;// Бежал он в страхе с поля брани, // Где кровь черкесская текла. »); в «Демоне», когда умирает Тамара, ее хоронят по кавказским обрядам («Ни разу не был в дни веселья// Так разноцветен и богат// Тамары праздничный наряд.// Цветы родимого ущелья// (Так древний требует обряд)// Над нею льют свой аромат// И, сжаты мертвою рукою, //Как бы прощаются с землею.»).

Помимо выше сказанного мы находим в анализируемых поэмах еще много общего. В «Мцыри» имеется отголосок грузинской легенды о богатыре Амирани, поверженном с небес и провалившемся в подземную бездну (Но лишь злой дух по ним шагал,// Когда, низверженный с небес,// В подземной пропасти исчез. ), который можно отметить и «Демоне» (Печальный Демон, дух изгнанья,// Летал над грешною землей;// И над вершинами Кавказа// Изгнанник рая пролетал). Подобные параллели заметны и в изображении жительниц Кавказа: в «Мцыри» — Держа кувшин над головой,// Грузинка узкою тропой// Сходила к берегу. Порой// Она скользила меж камней,// Смеясь неловкости своей.// И беден был ее наряд;// И шла она легко, назад// Изгибы длинные чадры// Откинув. ; и «Демоне» — . Они от башни угловой// Ведут к реке, по ним мелькая,// Покрыта белою чадрой,// Княжна Тамара молодая// К Арагве ходит за водой.

В завершение хотелось бы добавить, что Лермонтов — гениальный поэт. Эта гениальность заключается не только в написании самих поэм, но и в мастерском изображении различных реалий, отражающих кавказский быт, обычаи, нравы. После Лермонтова эта традиция будет продолжена в творчестве Л. Н. Толстого.

Ведущая косметологическая клиника Оксфорд Медикал предлагает безболезненное лазерное удаление волос, Оксфорд Медикал — это доктора высокого класса, это надежность, конфиденциальность и профессионализм. Клиника работает во всех крупнейших городах Украины и продолжает расширяться, не исключено то, что скоро мы усшими о ней и на далеком Кавказе.

Анализ поэмы «Мцыри» Лермонтова

Введение

«…Что за огненная душа, что за могучий дух, что за исполинская натура у этого Мцыри! Это любимый идеал нашего поэта, это отражение в поэзии тени его собственной личности. Во всём, что ни говорит Мцыри, веет его собственным духом, поражает его собственной мощью…» – так отзывался о поэме «Мцыри» известный русский критик Белинский. Это произведение Лермонтова считается одним из самых удачных в его творчестве, и любимо не одним поколением читателей. Чтобы глубже понять это произведение, проведем анализ «Мцыри» Лермонтова.

История создания

История создания поэмы уже сама по себе может быть сюжетом для романтического произведения, ведь со своим героем Лермонтов познакомился на Кавказе. Путешествуя в 1837 году по Военно-грузинской дороге, поэт встретил там старого монаха. Он рассказал свою историю жизни: плен, юность в монастыре и частые попытки убежать. Во время одной из таких попыток юноша заблудился в горах и чуть не погиб, после чего решил остаться в монастыре и принять постриг. Заворожено слушал Лермонтов этот рассказ. Ведь еще в 17 лет он мечтал написать поэму о юноше-монахе, и вот его герой стоит перед ним!

Первоначально поэма носила название «Бэри», по-грузински «монах». Затем Лермонтов изменил это название на «Мцыри», тем самым привнеся дополнительный смысл, ведь «мцыри» переводится и как «послушник», и как «чужак».

Тема и идея произведения

Тему «Мцыри» можно определить как рассказ о побеге из монастыря юного послушника. В произведении подробно рассмотрен бунт героя против обыденной жизни в монастыре и последовавшая за ним гибель, а также раскрывается ряд других тем и проблем. Это проблемы свободы и борьбы за свободу, непонимания окружающими, любви к родине и семье.

Пафос поэмы – романтический, здесь звучит поэтизированный призыв к борьбе, идеализируется подвиг.

Идея поэмы неоднозначна. Сначала критики говорили о «Мцыри» как о революционной поэме. Идея ее в таком случае была в том, чтобы всегда, даже в условиях неминуемого поражения, сохранять верность идеалу свободы, не падать духом. Мцыри становится своеобразным идеалом для революционеров: гордый, независимый юноша, отдавший жизнь за свою мечту освободиться. К тому же Мцыри рвется не просто на волю, он хочет вернуться к своему народу и, вполне возможно, сражаться вместе с ним. «Родина бывает только одна» – этот, позднее зачеркнутый, эпиграф к рукописи «Мцыри» вполне отражает отношение автора к проблеме любви к родине и борьбы за ее свободу, поднятой в поэме.

Сам Лермонтов неоднократно говорил о произведении «Мцыри» как о произведении, в котором наиболее полно воплотились его идеи свободы. «Мцыри» становится его итоговым произведением, вобрав в себя и другие произведения с похожими идеями: «Боярин Орша», «Исповедь». Их герои также стремятся из монастыря на свободу, но терпят неудачу. Не закончив этих поэм, Лермонтов использует строки из них в «Мцыри».

Однако в современной критике при анализе поэмы «Мцыри» Лермонтова происходит переосмысление ее идеи. Она теперь рассматривается в более широком, философском смысле. Монастырь при этом служит образом мира как тюрьмы человеческого духа, откуда так просто не выбраться. И убежав, Мцыри не находит счастья: ему некуда возвращаться, а мир природы давно стал ему чужд. Монастырский мир, символизирующий мир светского общества, отравил его. «Узнать, для воли иль тюрьмы / На этот свет родились мы», – вот что важно для Лермонтова, задумывающегося над судьбой своего поколения. И именно в «Мцыри» звучит ответ на упрек «Бородино». Да, нынешнее поколение не герои, не богатыри, но его, как и Мцыри, отравила тюрьма. Любовь к природе, к девушке, желание битвы и удалых забав (эпизод с барсом) – все это не чуждо главному герою. Вырасти он в других условиях, он был бы выдающимся человеком: «Я быть бы мог в краю отцов / Не из последних удальцов». В произведении звучит, с одной стороны, идея сложности борьбы за свободу, а с другой стороны, утверждается любовь к жизни и воле как высшие человеческие ценности.

Жанр произведения, композиция и характер конфликта

Произведение «Мцыри» относится к самому любимому Лермонтовым жанру – поэме. В отличие от лирики, поэма выступает как лиро-эпический жанр, благодаря чему можно характеризовать героя через его действия, создать его образ более детально. Лиризм произведения проявляется в его сюжете: изображение внутренних переживаний Мцыри выносится на передний план. Характер конфликта – романтический, состоит во внутреннем противоречии стремления Мцыри на свободу и его жизни, проведенной в неволе. Легко понять, что образ мыслей героя близок автору. Соответственно, тип повествования в «Мцыри» субъективно-лирический, и произведение можно уверенно назвать романтической поэмой. Имеет поэма и характерные только для нее особенности: большая ее часть написана в форме исповеди. Поэма состоит из 26 глав и имеет кольцевую композицию: действие и начинается, и завершается в монастыре. Кульминационным моментом может быть назван поединок с барсом – именно в эту минуту бунтарский характер Мцыри раскрывается полностью.

Произведение содержит очень небольшое число героев. Это сам Мцыри и его воспитатель-монах, выслушавший исповедь.

Художественные средства

Описание поэмы «Мцыри» будет неполным без рассмотрения художественных средств, использованных в ней. «Мцыри» Лермонтова является одним из наиболее образных произведений и, соответственно, объем использованных средств художественной выразительности очень велик. Это, прежде всего, эпитеты (сумрачные стены, сладостные имена, разгульная юность, пышные поля, темные скалы). Также в поэме огромное количество сравнений (люди вольны, как орлы; она, как червь, во мне жила; обнявшись, будто две сестры; я сам, как зверь, был чужд людей / и полз и прятался, как змей), метафоры (бой закипел, смерть их навеки заживит), олицетворения (дохнули сонные цветы). Все тропы служат одной задаче: помогают создать поэтическую картину окружающего Мцыри мира и подчеркнуть глубину его переживаний, их силу.

Заслуживает внимания и поэтическая организация поэмы. Она написана 4-стопным ямом с исключительно мужской парной рифмой (аабб). Из-за этого стих звучит особенно четко и мужественно, по словам критиков – словно удары меча. Часто используется анафора, не менее часты риторические вопросы и восклицания. Именно они придают поэме запоминающуюся страстность, помогают изобразить Мцыри как активного, страстного, жизнелюбивого героя.

Заключение

Дав подробную характеристику поэмы «Мцыри», мы можем с уверенностью назвать это произведение одним из самых значительных творений Лермонтова, в котором ярко отображен его талант. «Мцыри» послужила вдохновителем для множества картин, а также для композиторов. «Мцыри» – прекрасный, неустаревающий гимн человеческому духу и свободе.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: