Поэма Медный всадник

И жизнь ничто, как сон пустой,

Насмешка неба над землей.
А. Пушкин

Александр Сергеевич Пушкин не раз обращался к образу Петра Г и тесно связанного с ним Петербурга. Поэма «Медный всадник» — это своеобразный гимн городу и его основателю, но одновременно и осуждение Петра I за строительство столицы в гиблом месте. Здесь Пушкин встает на позицию «маленького человека», который судит об окружающем с точки зрения своей выгоды, своего видения мира.

Во вступлении к поэме дан величественный образ Петра I и великолепного города: И думал он:

Отсель угрожать мы будем шведу.

Здесь будет городишко заложен

Назло надменному соседу.

Природой в этом месте нам суждено

В Европу прорубить окно.

Ногою твердой стать при море.

Сюда по новым им волнам

Все флаги в гости будут к нам.

Пушкин любит северную столицу с ее европейской планировкой, мощной и неукротимой Невой. Этот городишко прекрасен, и поэт признается в любви ему:

Люблю тебя, Петра творенье,

Люблю твой строгий, стройный вид,

Невы державное теченье. Береговой ее гранит.

Вступление звучит торжественно и величаво, но в конце автор как бы нечаянно бросает фразу, настораживающую читателей, создающую некую интригу, заинересовывающую и одновременно предостерегающую:

Была ужасная пора,

Об ней свежо воспоминанье.

Об ней, друзья мои, для вас

Начну свое повествованье.

Главный герой поэмы — мелкий чиновник Евгений, размышляя о жизни, хотел бы быть умнее и богаче, как «ума недальнего ленивцы». Герой мечтает о счастье, он не прочь жениться:

Но что ж, я молод и здоров.

Трудиться день и ночь готов;

Уж кое-как себе устрою

Приют смиренный и простой

И в нем Парашу успокою.

Евгений реально оценивает свои возможности. Ему немного надобно от жизни: покой и семейное счастье. Нехитрые мысли, но сколько в них житейской мудрости. Мысли героя прерываются тревогой по поводу непогоды. Дурные предчувствия гнетут Евгения. Описывая наводнение, поэт прибегает к экспрессивной лексике, появляется обилие глаголов, резкие и рубленые фразы. Этот же метод он применял при описании Полтавского боя в поэме «Полтава». Это прекрасно сообщает динамику быстро сменяющегося действия.

Описывая бурную Неву, Пушкин применяет инверсию (обратный порядок слов), отрывочные, непоследовательные фразы, создавая атмосферу тех дней, паническое состояние людей, применяя порой военную лексику:

Осада! приступ! злые волны.

Как воры, лезут в окна. Челны

С разбега стекла бьют кормой.

. и всплыл Петрополъ.

Поэтическое красивое сравнение, но сколько за ним драматизма, поломанных судеб и жизней:

Зрит божий гнев и казни ждет.

Увы! все гибнет: кров и пища!

Где будет взять?

В повествовании отчетливо слышится сочувственный звук автора, он не сторонний наблюдатель разбушевавшейся стихии, а участник драматических событий, правдиво рассказывающий о пережитом. Мы снова встречаемся с Евгением, сидящим на мраморном льве, страшащемся более того полагать, что могло произойти с его любимой Парашей, живущей у самого залива:

Но вот, насытясъ разрушеньем

И наглым буйством утомясъ,

Нева обратно повлеклась.

Своим любуясь возмущеньем.

Как только смирившаяся стихия позволила, Евгений устремился к дому возлюбленной и не нашел ничего. Все снесено и разрушено волнами. Не выдержав увиденного, герой сходит с ума:

Увы! его смятенный ум

Против ужасных потрясений

Теперь Евгений живет в своем, неведомом людям мире, влача жалкое существование. Наш герой бродит бесцельно по городу, чуждому его страданиям и потерям. Герой на короткий миг вспоминает об ужасном горесть, постигшем его. Во всем он винит «героя, сидящего на коне». Слова автора заменяют сумбурные мысли и чувства безумца. Поэт спрашивает от лица всех россиян:

О мощный властелин судьбы!

Не так ли ты над самой бездной.

На высоте, уздой железной Россию поднял на дыбы?

Да, Петербург прекрасен, но какой дорогой ценой он дался народу! Мы знаем из истории, сколько поколений крестьян положено на его строительство! И теперь он стоит великолепный и холодный к людским страданиям. Город, ставший символом обновленной России, стремящейся стать достойно в ряд с европейскими столицами. Это удалось. Но простым людям, населяющим тот самый городишко, живется тяжело и трудно. Они страдают и мучаются, плачут и умирают, и Пушкин, как подлинный художник-гуманист, не мог остаться равнодушным к их страданиям.

Образ царя Петра I в поэме А.С. Пушкина «Медный всадник»

Поэма «Медный всадник» завершает в творчестве Пушкина тему Петра I. Она была написана в 1833 году. Само название поэмы подчеркивает намерение автора осветить историческую роль Петра и события той эпохи.
Уже первые строки вступления к поэме рисуют монументальный образ Петра – реформатора. Он предстает перед нами в тот момент, когда принимает важнейшее для всей российской истории решение о строительстве Петербурга:
«Здесь будет город заложен
Назло надменному соседу.
Природой здесь нам суждено
В Европу прорубить окно
Ногою твердой стать при море.
Сюда по новым им волнам
Все флаги в гости будут к нам…»
Россия должна была утвердиться на берегах Балтики, это было необходимо для процветания страны, для выхода в Скандинавию.
Прошло сто лет, и великая мечта Петра осуществилась:
«…юный град,
Из тьмы лесов, из топи блат
Вознесся пышно, горделиво…»
Пушкин произносит гимн творению Петра и признается в любви к «юному граду», перед блеском которого «померкла даже старая Москва»:
«Красуйся, град Петра, и стой
Неколебимо, как Россия,
Да умирятся же с тобой
И побежденная стихия;
Вражду и плен старинный свой
Пусть волны финские забудут
И тщетной злобою не будут
Тревожить вечный сон Петра!».
В начале первой части поэмы восторженное настроение автора перед событиями петровской эпохи уступает место чувству смятения, тревоги. Появляется ощущение надвигающегося хаоса, разбушевавшейся стихии.
Уже по-иному предстает перед нами и образ Петра:
«О мощный властелин судьбы!
Не так ли ты над самой бездной,
На высоте уздой железной
Россию поднял на дыбы?»
И образ красивого, блистающего города сменяется картиной страшного, разрушительного наводнения, сметающего все на своем пути.
Теперь уже Петр выступает как виновник случившейся стихии, ведь это он принял решение построить город «под морем»:
«Того, чьей волей роковой
Под морем город основался…»
Может быть, не случайно, в безумстве стихии, принесшей огромное разрушение городу, памятник Петру устоял?
И вот теперь сама Россия как будто вздернута Петром над бездной. Автор задается вопросом — куда теперь поскачет взнузданный им конь государственности? Но, несмотря на все противоречия, приведенные автором, через всю поэму проходит образ Петра, «как мощного властелина судьбы», хотя его реформаторские начинания имели различные оттенки и исторические последствия.

0 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Пушкин А.С. / Медный всадник / Образ царя Петра I в поэме А.С. Пушкина «Медный всадник»

Смотрите также по произведению «Медный всадник»:

Выразительные средства поэмы Николая Некрасова «Мороз, Красный нос»

Каждый писатель вырабатывает своеобразный стиль исходя из своих художественных задач. В зависимости от темы и идеи произведения ведется отбор средств выразительности. В поэме «Мороз, Красный нос» очень большую роль играет народно‑поэтический пласт. Поэма посвящена описанию жизни крестьян, их быту, воссозданию народного духа. Поэтому в ней органически появляются фольклорные образы, художественные средства, свойственные фольклору. Большую роль играют природные метафоры. Умерший муж Дарьи подобен соколу в представлении

Сплесни, ненаглядный, руками,

Сокольим глазком посмотри,

Тряхни шелковыми кудрями,

Сахарны уста раствори!

Передаче истинного, глубокого горя служит и особый ритм стиха, схожий своей мелодикой с народной песней, и использование народно‑поэтических эпитетов: «горючие слезы», «сизокрылый», «желанный». Прием лирического параллелизма – сравнения человека, его чувств с явлением природы – используется для описания безутешной вдовы:

Береза в лесу без вершины –

Хозяйка без мужа в дому.

Идея поэмы – прославление «величавой славянки». Образу Дарьи придается обобщенно‑лирический

Красавица, миру на диво,

Румяна, стройна, высока…

В ее описании сочетаются моменты реалистические с моментами во многом романтическими: сила, ловкость, мужество женщины гиперболизируются:

В игре ее конный не словит,

В беде – не сробеет, – спасет:

Коня на скаку остановит,

В горящую избу войдет!

Поэма Некрасова очень эмоциональна, в ней присутствуют метафорические эпитеты, гиперболические сравнения, свойственные легендарно‑сказочным жанрам устной народной поэзии. Во сне Дарьи колосья ржи сравниваются с «бусурманской ратью», что вышла воевать с женщиной.

Природа у Некрасова во всей поэме предстает чем‑то враждебным, с ней воюют, ее покоряют. Лютый холод губит Прокла, голоса животных сливаются в тревожный шум нечистой силы:

Слышу я конское ржанье,

Слышу волков завыванье,

Слышу погоню за мной…

Символика зимы, непогоды очень важна в поэме, явления природы служат знаками грядущих бед, люди будто окружены мраком, неподвластной им губительной силой:

Черная туча, густая‑густая,

Прямо над нашей деревней висит,

Прыснет из тучи стрела громовая,

В чей она дом сноровит?

Появление Мороза‑воеводы сопровождается изменением ритма стиха, изменяется характер повествования, что указывает на приближение кульминации произведения. Поэт пользуется приемом анафоры – повторения начальных частей стихов в строфе. Этот единый зачин делает поэтическую речь более экспрессивной:

Не ветер бушует над бором,

Не с гор побежали ручьи,

Обходит владенья свои.

Образ Мороза‑воеводы далеко не однозначен. Это вовсе не сказочный Морозко, который должен одарить девушку за ее стойкость. Он изначально враждебен тем жизненным устоям, к которым привыкла Дарья. Он уговаривает ее стать царицей в его ледяном царстве. То, что Некрасов – поэт в первую очередь реалистический, то, что вся его поэма посвящена изображению тяжелого быта крестьян, не приукрашенного ничем, указывает читателю на то, что Мороз‑воевода нужен автору совсем не для подражания сказке. Это символ – многозначный и глубокий по смыслу образ, он обозначает идею иносказательно. Мороз‑воевода – это символ всего того, что губит человека, всего, чему он не в силах противостоять в одиночку: изматывающего труда, порабощающих человека властителей, по вине которых он оказывается в тяжелейших жизненных обстоятельствах, враждебной природы и даже холодной смерти, не жалеющей никого.

Мы увидели, что поэт заимствует изобразительные средства из народно‑поэтического творчества, вплетает их в авторский текст. Н. А. Некрасову не свойственно многообразие собственно‑авторских поэтических приемов, сложных метафор, но от того еще более значимыми становятся созданные им символы.

«Медный всадник», краткое содержание по частям поэмы Пушкина

Вступление

На берегу Невы стоит русский царь Петр Первый и думает о том городе, который хочет он здесь заложить, чтобы «грозить шведу», а главное — прорубить окно в Европу. Его мечте было суждено осуществиться, а через сто лет город Петра — Петербург — вознесся пышно и горделиво «из тьмы лесов, из топи блат». Автор поэмы признается в любви к этому прекрасному городу, вспоминая самые яркие моменты своей жизни, связанные с ним, но готов поведать читателю свой печальный рассказ.

I часть.

Холодным ноябрьским вечером, когда от сильного ветра и сердитого дождя «Нева металась, как больной в своей постеле», мелкий чиновник Евгений возвращается к себе домой в Коломну — небогатый район Петербурга, где он живет в жалкой съемной каморке. Когда-то он принадлежал к знатному роду, но сейчас он прозябает в нищете. На другом берегу Невы живет его возлюбленная Параша, но от нее нет известий вот уже несколько дней, так как разведены мосты из-за разгулявшейся в Петербурге стихии — наводнения. В мечтах о будущем счастье молодой человек долго не может уснуть. Он думает, что будет работать день и ночь, чтобы устроить хотя бы какой-нибудь приют для любимой, чтобы потом «препоручить ей семейство и воспитание ребят». Под утро он засыпает, еще не зная, какое известие его ждет. Ужасный день встречает героя. Нева всю ночь «рвалася к морю», но, возвращаясь назад, затопляла острова, а потом накинулась на город, и вскоре Петербург оказался под водой. Народ воспринимает это как гнев божий и ждет казни. Царь с прискорбием смотрит на страшное бедствие, но говорит, что даже ему «с Божией стихией не совладать». Его войска начинают спасать тонущий народ. А Евгений в это время сидит на возвышенном крыльце возле «площади Петровой» и в отчаянии глядит на противоположный берег, где живет его Параша с матерью. Он не замечает, как ветер сорвал с него шляпу, как дождь хлещет в лицо, а поднимающаяся из Невы вода уже замочила его подошвы. Евгений будто околдован своими мрачными мыслями и не видит, как «над возмущенною Невою» спиной к нему стоит «кумир на бронзовом коне».

II часть.

Когда вода спала, герой поспешил в знакомый домик, но ничего не увидел, кроме уцелевшей ивы. Долго ходил герой вокруг знакомого места, пока не понял, что нет больше его возлюбленной. Он захохотал — «его смятенный ум против ужасных потрясений не устоял». Как будто во сне, терзаемый безумием, Евгений скитался по Петербургу вот уже несколько месяцев. Одежда на нем обветшала, он спал на пристани, питался «поданным куском». Ему вслед смеялись злые дети, а его жилье хозяин уже сдал новому жильцу — поэту. Однажды осенью ставший бродягой Евгений спал у невской пристани, когда, проснувшись, вдруг живо вспомнил прошлогодние события. Он стал бродить по смутно знакомым местам, оказался на большом крыльце, увидел знакомых сторожевых львов и вдруг заметил, как в темноте «кумир с простертою рукою сидел на бронзовом коне». Евгений узнал то место, где бушевал потоп. Он обошел вокруг подножия памятника, разглядывая того, «чьей волей роковой над морем город основался». Безумец обратил свой взор на «горделивого истукана» и, став мрачным, шепнул: «Ужо тебе!»В тот же момент показалось Евгению, что лицо государя повернулось к нему и царь грозно взглянул на него. Когда же он стремглав бросился прочь от памятника, ему показалось, что Всадник Медный поскакал вслед за ним. И куда бы в эту ночь ни бросался несчастный безумец, его преследовал тяжелый топот Всадника. С тех пор, проходя через площадь, бродяга каждый раз снимал перед статуей картуз и со смятеньем на лице прижимал к сердцу руку, не поднимая смущенных глаз. Заканчивается поэма описанием пустынного острова на взморье, куда когда-то прибило полуразрушенный домик, у порога которого был обнаружен труп бывшего мелкого чиновника, а после сумасшедшего бродяги — Евгения. Там же, на острове, и был похоронен «его хладный труп», а остатки обветшалого домишки свезли на барке. Так и заканчивается история о несостоявшемся мятежнике, которую сам Александр Сергеевич Пушкин назвал «горестным рассказом».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: