Подготовка к сочинению по картине И

Цели урока:

  1. Показать в процессе анализа художественные достоинства картины.
  2. Совершенствовать умение раскрывать тему и основную мысль высказывания.
  3. Формировать эстетические вкусы.
  4. Развивать речь.
  5. Воспитывать любовь к родной природе.

Оборудование: компьютер, экран, репродукции картин художника И.Э. Грабаря.

Ход урока

I. Подготовительный этап.

Учащимся, посещающим художественную школу, заранее были даны индивидуальные задания: подготовить рассказ о художнике И.Э. Грабаре, принести репродукции его картин, принести листы бумаги, раскрашенной в разные тона голубого, бирюзового, синего цвета.

Перед уроком, на перемене, прошу ребят собраться во дворе школы. Мы подходим к березе.

– Ребята, посмотрите внимательно на березку, ее ствол, ветви, листочки. Какого они цвета? А теперь закройте глаза и скажите, каким вы увидели небо. Откройте глаза и еще раз внимательно посмотрите. Что вы увидели?

Учащиеся дают ответы: «Березка белая с черными точками, ветки тонкие, листочки коричневые, небо голубое, тучки белые…»

– Сегодня на уроке мы постараемся увидеть похожую картину глазами художника и опишем ее, используя образные выражения.

Учащиеся приглашаются в класс. На доске эпиграф к уроку:

Здесь мало увидеть,
Здесь нужно всмотреться,
Чтоб ясной любовью
Наполнилось сердце…
Рыленков

– Умению «всматриваться» и «вслушиваться» в природу всю жизнь учились мастера художественного слова, писатели и поэты, и, конечно же, художники. Будем этому учиться и мы.

На экране с помощью компьютера появляется текст «Береза». Учащиеся выразительно читают текст, отвечают на вопросы и выполняют задания.

Береза.
Нет дерева прекраснее березы.
Как очарователен розовый отблеск на белой коре от румяных лучей восходящего солнца! А нежная весенняя зелень березы разве не прелесть? Как ласкает наш глаз остроконечные душистые блестящие листочки! А летом? Сколько красоты в покрытых листьями березах! Длинные тонкие ветки, словно зеленые гирлянды, низко свешиваются к земле и придают всему дереву какой-то торжественно-печальный вид. И, наконец, зимой. Какое дерево сравниться по красоте с березой, когда она стоит изукрашенная миллионами сверкающих на солнце кристалликов! Она стоит, словно громадный фонтан, брызги которого внезапно оледенели и повисли в воздухе.
– Да, прекрасное дерево береза, и нет его прекраснее. (По Д. Кайгородову)

II. Вопросы и задания.

– К какому типу речи относится тест? Определите, какое это описание – деловое или художественное. Докажите свою точку зрения. Найдите и прочитайте предложения, в которых сформулирована основная мысль. (Это текст-описание: автор описывает березу в разные времена года. Это художественное описание, так как автор использует художественные средства выразительности, яркие эпитеты и сравнения: румяные лучи, нежная весенняя зелень, остроконечные душистые блестящие листочки, словно зеленые гирлянды, словно громадный фонтан и т.д. Основная мысль выражена в первом и последнем предложениях. Автор восхищается красавицей березой, показывая, как она прекрасна в разные времена года).

– Вот такое же чувство восхищения красотой природы охватило однажды и одного художника. Имя этого художника Игорь Эммануилович Грабарь.

Подготовленный ученик рассказывает о художнике (кратко).

Игорь Эммануилович Грабарь (1871-1960) закончил юридический факультет Петербургского университета и поступил в художественную школу при Академии художеств. Его учителем был великий русский художник-реалист Илья Репин. Картины Грабаря «Сентябрьский снег», «Белая зима», «Грачиные гнезда», «Февральская лазурь», «Мартовский снег», «Лучезарное утро», «Зимний пейзаж», «Березы летом» и многие другие проникнуты радостным и светлым чувством, любовью к природе.

Ребята показывают репродукции его картин.

На экране появляется картина «Февральская лазурь».

– Ребята, давайте вспомним, как создавалось это полотно, об этом мы узнали из воспоминаний самого художника. (Чтение текста, учебник, упр. №342).

Внимательно рассмотрите картину и ответьте на вопросы (учебник, упр. №358).

– Какой февральский день изобразил художник?

– Рассмотрите небо: есть ли на нем облака, какого оно цвета вверху и на горизонте?

– Рассмотрите снег: много ли его, какого оно цвета на солнце и в тени?

– Какова береза на переднем плане картины: что можно сказать о цвете ее ствола, ветвей и о цвете прошлогодней листвы на верхушке березы?

– Что можно сказать о других березках?

– Что виднеется на горизонте?

– Приходилось ли вам наблюдать удивительную красоту в природе?

– Какое чувство вызывает эта картина?

– Какова основная мысль художника?

– Почему картина названа «Февральская лазурь»?

После беседы учитель делится своими впечатлениями .

– Когда я бываю в каком-нибудь городе, всегда посещаю театры, художественные музеи, выставки. Там можно испытать радость от встречи с прекрасным, получить удовольствие, эстетическое наслаждение. Много лет назад я была в городе Минске, столице Белоруссии, и пошла в художественный музей. Там я увидела картину Грабаря «Февральская лазурь». Она поразила меня своей красотой. Краски, которые использовал художник, яркие, насыщенные, сочные. Фантастический лазурный фон картины прекрасно подчеркивает красоту березы на переднем плане. Экскурсовод рассказала, что художник специально вырыл яму перед березой и опустился туда с мольбертом. «Я обомлел от открывшегося передо мной зрелища удивительной красоты: какие-то перезвоны и перекликания всех цветов радуги, объединенных голубой эмалью неба», – писал в своей автобиографии художник.

Учащиеся приходят к выводу, что художник изобразил прекрасный солнечный февральский день, который вызывает радостное, бодрящее настроение. И красавица береза, и лазурь неба, и сиреневый снег как единое целое природы дарит нам ощущение праздника и счастья. И поэтому несмотря на то, что береза в центре, художник назвал свой пейзаж не «Береза», а «Февральская лазурь». И название картины, и сам пейзаж говорят нам о большой любви художника к родной русской природе, передают восхищение ее красотой. Это и есть основная мысль описания.

III. Словарная работа.

Из упр. №342 учащиеся выписывают словосочетания: лазоревое небо, жемчужные березы, коралловые ветки, сапфировые тени, сиреневый снег.

Работа со словарем.

С помощью толкового словаря учебника учащиеся дают определения прилагательным, объясняют прямой и переносный смысл слов. Особое внимание обращается на слово «лазурь».

(Учитель может показать приготовленные заранее коралловые, жемчужные, бирюзовые бусы, а ученики художественной школы – листы бумаги, раскрашенные в такие цвета)

Перед учащимися ставится цель обязательно использовать эти слова, обозначающие цвета. Другие «цветные» прилагательные дети знают достаточно хорошо, что они продемонстрировали во время предварительной беседы.

– Какими средствами художник передает нам красоту природы? Какие краски использовал? Какова цветовая гамма картины? Какова композиция картины? (В картине преобладает сочетание бело-голубых тонов, характерных для зимнего пейзажа. Яркий лазурный цвет передает праздничное настроение, которое почувствовал художник в природе. Композиция картины вертикальная. Художник изобразил березу и небо снизу, с поверхности снега.)

IV. Составление плана сочинения.

  1. Картины И.Э. Грабаря – гимн красоте природы.
  2. Праздник природы на картине «Февральская лазурь»:
    а) красавица береза;
    б) лазурное небо;
    в) удивительный снег;
  3. Композиция и колорит картины.
  4. Почему картина названа «Февральская лазурь»?
  5. Мои впечатления от картины.

Учащиеся устно описывают картину. Учитель отмечает, как удалось раскрыть основную мысль художника, какие использованы языковые средства для описания картины, исправляет речевые ошибки.

V. Домашнее задание.

Написать сочинение по картине И.Э. Грабаря «Февральская лазурь» на черновиках, отредактировать написанное.

В конце урока учитель предлагает ребятам сфотографироваться возле березы, читает стихотворение Рыленкова «Здесь мало увидеть…»

(При подготовке к уроку использованы материалы статьи Тамбовкиной Т.И., Тамбовкина Ю.Ф. «Сочинение по картине И.Э. Грабаря «Февральская лазурь»)

Сочинение-описание по картине Шевченко «Автопортрет»

На своем веку Шевченко создал свыше тридцати малярных и графических автопортретов, в которых передал свои мнения, чувства, переживания. Одним из них есть автопортрет 1840 года.

На картине видим сосредоточенное лицо молодого человека. Красивого, преисполненного достоинства. Свет выхватывает из полутьмы лишь лица, все другое прячется в полупрозрачных тенях. Ярко осеняемое чело и затененные глаза. И хотя Шевченко затеняет их, все же замечаем, что это всепроникающий взгляд глаз, преисполненный невысказанного вопроса.

Резкий излом бровей и этот не по летам серьезный взгляд кажутся странными на округлом юношеском лице. Это образ юноши, которого суровые обстоятельства рано сделали взрослым. Портретное изображение свидетельствует о высоком достоинстве молодого человека, несокрушимой воле, высоком духе творческой личности.

Сочинение-описание внешности человека по картине
презентация к уроку по русскому языку (6 класс) по теме

Данная презентация содержит сведения о художнике, истории написания картины «Охотники на привале», вопросы и задания для учащихся, составление сложного плана, устное описание картины.

Скачать:

Вложение Размер
russkiy_yazyk.ppt 918 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Сочинение-описание внешности человека по картине Фрагмент урока. Описание внешности человека по картине. Автор: Шарун Е.В. «СОШ №3 им. А.С.Пушкина», г. Петропавловск-Камчатский.

Ход урока Объявление темы и целей урока. Мотивация учебной деятельности школьников. Восприятие учащимися учебного материала. Оборудование: Репродукция картины «Охотники на привале», художник : В. Г. Перов, 1871 год. Автопортрет: Василий Григорьевич Перов, 1869 год.

Сообщение о художнике русский живописец, один из организаторов Товарищества передвижников. Автор жанровых картин («Сельский крестный ход на Пасхе», 1861), проникнутых сочувствием к народу («Проводы покойника», 1865, «Тройка», 1866), психологических портретов («А. Н. Островский», 1871; «Ф. М. Достоевский», 1872).

История создания картины. Знаменитые жанровые композиции Перова 1870-х г.г. («Птицелов», 1870 г. ; «Охотники на привале» , 1871 г. ; «Рыболов», 1871 г. находятся в Третьяковской галерее.

Работа над картиной Вопросы и задания учащимся. Рассмотрите репродукцию картины В. Перова «Охотники на привале». Ответьте на вопросы. Почему картина относится к жанру бытовой живописи? Кто изображён на картине? Чем заняты эти люди? Кто из них обращает на себя большее внимание? Что вы можете сказать о рассказчике? Опишите его. Какие детали свидетельствуют о том, что на картине охотники? Опишите местность, где охотники расположились на привал. Какие краски использовал художник?

Составление сложного плана и устное описание картины Примерный план В. Г. Перов – художник, пишущий в бытовом жанре. Однажды на привале. «Что только он городит!» Удачная охота. Благодарный слушатель. «А я могу вам рассказать такой случай. » На разговоры вдохновляет природа. В каких тонах написана картина? Каким настроением проникнута картина?

Подготовительные упражнения для письменного сочинения 1). Подберите слова. Рассказывать (как?) вдохновенно , взволнованно, … Сидеть (как?) расслабившись, подавшись вперёд, … Слушать (как?) внимательно, недоверчиво, … 2). Запишите слова и словосочетания, которые можно использовать в сочинении: невероятные истории , тусклые краски, непринуждённая беседа, выгоревшая трава, собака неподалёку, съестные припасы, летящие высоко птицы, ружья и патронташи, почёсывающий ухо.

Устное составление сочинения по плану. Работа с черновиками. Заслушивание и комментирование образцов сочинений. Дома: закончить работу над сочинением описанием по картине В. Перова «Охотники на привале».

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отражены основные положения методики работы по картине и учтена специфика структуры урока:1. Предварительная установка на урок;2. Подготовка учащихся к восприятию картины (вступительное слово уч.

Урок по картине владимирской художницы Н. Бритовой «Люба»- один из этапов работы по написанию творческих произведенийпо созданию словесных художественных портретов.

Урок развития речи (технология разноуровневого обучения).

Для написания сочинения учащимся предлагается использовать репродукции картин А. Пластова «Первый снег», А. Саврасова «Дворик. Зима», «И. Грабаря «Мартовский снег», карточки для групповой .

Презентация к уроку развития речи в 6 классе «Сочинение-описание с элементами повествования по картине В.Ф. Стожарова «Хлеб, соль, братина».

middot; дать понятие о словесном портрете;· повторить типы текстов, виды описаний, средства худо.

Урок развития речи проводится с использованием интерактивной доски, репродукций картин А.Пластова «Первый снег», А.Саврасова «Дворик. Зима.», И.Грабаря «Мартовский снег».

Презентация на тему: Сочинение-описание внешности человека по картине

Сочинение-описание внешности человека по картине Фрагмент урока.Описание внешности человека по картине.Автор: Шарун Е.В. «СОШ №3 им. А.С.Пушкина», г. Петропавловск-Камчатский.

Ход урока Объявление темы и целей урока.Мотивация учебной деятельности школьников.Восприятие учащимися учебного материала. Оборудование: Репродукция картины «Охотники на привале», художник : В. Г. Перов, 1871 год.Автопортрет: Василий Григорьевич Перов, 1869 год.

Сообщение о художнике русский живописец, один из организаторов Товарищества передвижников. Автор жанровых картин («Сельский крестный ход на Пасхе», 1861), проникнутых сочувствием к народу («Проводы покойника», 1865, «Тройка», 1866), психологических портретов («А. Н. Островский», 1871; «Ф. М. Достоевский», 1872).

История создания картины. Знаменитые жанровые композиции Перова 1870-х г.г. («Птицелов», 1870 г. ; «Охотники на привале» , 1871 г. ; «Рыболов», 1871 г. находятся в Третьяковской галерее.

Работа над картиной Вопросы и задания учащимся.Рассмотрите репродукцию картины В. Перова «Охотники на привале».Ответьте на вопросы.Почему картина относится к жанру бытовой живописи?Кто изображён на картине?Чем заняты эти люди?Кто из них обращает на себя большее внимание?Что вы можете сказать о рассказчике? Опишите его.Какие детали свидетельствуют о том, что на картине охотники?Опишите местность, где охотники расположились на привал.Какие краски использовал художник?

Составление сложного плана и устное описание картины Примерный планВ. Г. Перов – художник, пишущий в бытовом жанре.Однажды на привале.«Что только он городит!»Удачная охота.Благодарный слушатель.«А я могу вам рассказать такой случай. »На разговоры вдохновляет природа.В каких тонах написана картина?Каким настроением проникнута картина?

Подготовительные упражнения для письменного сочинения 1). Подберите слова.Рассказывать (как?) вдохновенно, взволнованно, …Сидеть (как?) расслабившись, подавшись вперёд, …Слушать (как?) внимательно, недоверчиво, … 2). Запишите слова и словосочетания, которые можно использовать в сочинении:невероятные истории, тусклыекраски, непринуждённая беседа,выгоревшая трава, собаканеподалёку, съестные припасы,летящие высоко птицы, ружья ипатронташи, почёсывающий ухо.

Устное составление сочинения по плану. Работа с черновиками. Заслушивание и комментирование образцов сочинений. Дома: закончить работу над сочинением описанием по картине В. Перова «Охотники на привале».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector