Подготовка к сочинению на публицистическую тему Жизненная ситуация, которая меня научила

Размышления учителя литературы.

Как сделать так, чтобы после урока литературы художественное произведение не осталось на страницах учебника, а было взято учеником в свой жизненный багаж? И побуждало бы к размышлениям о поставленных автором проблемах, о совершенных героями поступках, высказанных на страницах книги мыслях? И если мы, учителя-словесники, сможем хоть немного приблизиться к ответу на этот вопрос, то в будущем общество получит личность мыслящую, думающую не столько о личных проблемах, сколько об общественных.

Как же побудить школьника стать активным читателем, сделать так, чтобы чтение стало и удовольствием, и образом жизни, и необходимостью?

«Нашим детям незнакомо милосердие», – слышим мы. Откуда оно возьмется, если мы будем о нем мало говорить? И где то живое у маленького человека, за которое надо задеть, чтобы он полюбил вдруг кого-то беззащитного и нелепого рядом? Читаем на уроке внеклассного чтения книгу В. Железникова «Чучело», спорим, думаем. На помощь приходит одноименный фильм (1983 г.). Сначала Лена Бессольцева кажется детям смешной, через несколько уроков приходит понимание ее духовной красоты. В продолжение темы на классных часах смотрим и обсуждаем художественный фильм «Щенок» (2009 г., реж. М.Евстафьева, 45 минут) –фильм об умении 11-летних детей прощать и жертвовать. Еще интересен короткометражный фильм «Софи» (2007 г., реж. И.Литвак, около 20 мин.). Интересным может получиться разговор после прочтения учащимися повести современного писателя и психолога Е. Мурашовой «Класс коррекции», затрагивающей проблемы детей с ограниченными возможностями и рисующей внутренний мир ребенка, часто социально запущенного.

«Наши дети не романтики», – говорим мы. Давайте учить их мечтать всеми средствами: и живописи, и кинематографа, и театра, и литературы. Выносим же мы на внеклассное чтение изучение повести-феерии А.Грина «Алые паруса». А какой замечательный одноименный фильм снят (1961 г., реж. А.Птушко)! Но продолжаем говорить о мире мечты! Смотрим кинофильм «Бабочка» (2002 г., Франция). Маленькой Эльзе открывается замечательный мир природы, о котором она и не мечтала.

Хорошо, когда у ребят после просмотра или прочтения возникает много вопросов, на которые они хотят получить ответ. Обязательно делаем выборку афоризмов по каждой обсуждаемой теме, предлагаем для обсуждения. И итогом работы должно непременно стать сочинение-обсуждение.

Если тема оказалась ученикам интересной, вызвала много разных эмоций, то можно быть уверенным, что в дальнейшем они будут проводить аналогии между поступками героев и своими, обращаться к тому, что не оставило равнодушным. К тому же, комплексный подход к проблемам формирует навыки написания сочинения-рассуждения на ЕГЭ по русскому языку.

Предложим план урока по теме «Подготовка к сочинению на публицистическую тему: «Жизненная ситуация, которая меня научила..»

Урок проводится после прочтения и обсуждения рассказа В. Астафьева «Конь с розовой гривой в 6 классе.

  • Развивать умение строить текст сочинения-рассуждения на заданную тему.
  • Воспитывать у учащихся активную жизненную позицию.

Задача: подготовить к написанию сочинения-рассуждения с вовлечением материала художественного произведения.

1. Повторение терминов: «сочинение-рассуждение», «эпиграф», «цитата», «прямая речь».
2. Предлагаемые темы сочинений (по выбору):

Все тайное становится явным»,
Как остаться сильным в трудной ситуации?
Цена человеческой ошибке.
Как остаться верным своим принципам?

3. План №1 к сочинению.

А) Тезис.
Б) Мои рассуждения.

Доказательство 1 на материале художественного произведения.
Доказательство 2 на материале жизненной ситуации.

В) Вывод = тезису.

План №2 к сочинению.

А) Вступление.
Б) Основная часть:

– суть произошедшего,
– комментарии к ситуации.

4. Проверка домашнего задания: ответы на вопросы с использованием цитат:

– Как рассказчик решился на плохой поступок – обман бабушки? – «не спасовать, не струсить, не опозориться».
– Как расценивает содеянное рассказчик? – «мошенничество», «содеянное зло», «Бабушку надул!»
– Смог ли мальчик противостоять левонтьевским? – «Не буду так делать. И слушать тебя не буду. »

Вывод: необходимо использовать этот материал в сочинении.

5. Работа с афоризмами по теме.

  • «Правильное поведение от недостатка воли страдает больше, чем от недостатка знаний» (Г. Спенсер).
  • «Ничто так не научает, как сознание своей ошибки». (Т.Картлейль)
  • «От мелких ошибок легко перейти к крупным порокам». (Сенека)
  • «Тот, кто правильно указывает на мои ошибки, – мой учитель; тот, кто правильно отмечает мои верные поступки, – мой друг; тот, кто мне льстит, – мой враг. (Сюнь-цзы)
  • «Ошибки, которые не исправляются, вот настоящие ошибки». (Конфуций)
  • Всякий обладает достаточной силой, чтобы исполнить то, в чем он убежден. (В.Гете)
  • Какую мысль автора подтверждает выбранный вами афоризм?
  • Какую жизненную ситуацию он помогает понять?
  • Выберите высказывание для эпиграфа.

6. Коллективное устное сочинение.

Как хочется в двенадцать лет, чтобы ровесники относились к тебе с уважением! И так трудно остаться твердым в своем решении, отказать расшалившимся ровесникам и не совершить то, о чем потом будешь жалеть. Как поступить в условиях трудного выбора? Как жить так, чтобы не краснеть от стыда потом перед близкими тебе людьми? И за ответом я обращаюсь к книгам.

В. Гете советует: «Всякий обладает достаточной силой, чтобы исполнить то, в чем он убежден». Наверное, сам ошибался в жизни не раз.

А вот рассказ А.Астафьева «Конь с розовой гривой». Спустя десятилетия память жжет случай из детства, когда рассказчик не смог противостоять советам завистливых мальчишек и обманул бабушку. Этот свой поступок герой рассказа до сих пор считает «мошенничеством», «содеянным злом». Но ведь хватило силы воли после мучительных угрызений совести не повторить ошибку, а решительно отказать левонтьевским: «Не буду так делать. И слушать тебя не буду. »

«Ошибки, которые не исправляются, вот настоящие ошибки», – говорил древний философ Конфуций. И это высказывание я возьму себе на вооружение.

7. Домашнее задание. Написать сочинение-рассуждение по выбранной теме.

Мой Пушкин

У каждого из нас есть что-то самое любимое. Мне очень понравилась повесть «Станционный смотритель». Столько строчек, цитат, фраз, ставших крылатыми, вошли в нашу речь и, что иногда мы говорим словами Пушкина. Творчество Пушкина – это богатство, о котором могут мечтать все народы мира. Что такое Пушкин для меня?
В первую очередь, это, конечно же, сказки. Сказки, которые знакомы каждому с самого детства. В детстве мне читали сказки Пушкина о мертвой царевне, о царе Салтане, о ловком Балде, о золотой рыбке, о царе Додоне и золотом петушке? Сказки – не такой уж легкий жанр, как это может показаться. Что побудило Пушкина написать их? Наверное, стремление к чему-то доброму, светлому, волшебному, к чему-то, связанному с няней, ведь няня — это его детство. Она же и была с ним всю свою жизнь: рассказывала эти сказки, пела песни, которые он потом использовал в своём творчестве, была его вечным другом.
Но сказки – это только одна сторона таланта великого поэта. Мой Пушкин – это еще и его замечательные стихи. В стихах Пушкина мне очень нравится их звучность, легкость и доступность языка, в них много юмора, изящества ,а иногда и преобладает грусть. Мой любимый стих поэта – «К морю». Как жаль, что я не владею этим даром, ведь, когда говоришь о Пушкине, хочется быть достойной его творений!
Читая Пушкина, я неизменно представляю его легким, изящным, искренним, мудрым и молодым. Он как будто парит над нами, подобно музыке Моцарта. Творения Пушкина и Моцарта очень похожи. И не случайно их сравнивают так часто: гения музыки и гения литературы.
Но, тем не менее, для меня Пушкин прекрасен как человек и гений на все времена.
Вспомните, ведь ни в одном произведении Пушкина, как и у Моцарта, никогда мы не встретим ни темного, ни злого, ни зловещего и пугающего. Все верно: “гений и злодейство – две вещи несовместные”!
Я считаю Александра Сергеевича Пушкина великим человеком и творцом, ведь он так много нового внёс в нашу литературу за свою короткую жизнь!

16055 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Пушкин А.С. / Разное / Мой Пушкин

Смотрите также по разным произведениям Пушкина:

ЧЕМУ УЧИТ МЕНЯ ПОВЕСТЬ А. С. ПУШКИНА «КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА»?

Каждый раз, перечитывая произведения Александра Сергеевича Пушкина, не перестаю удивляться его гениальности. Меня поражает простота и дружеское, доверительное отношение к читателю. Сказки великого русского поэта мне читали в раннем детстве. Их я могла слушать сколько угодно, они помогали мне входить в удивительный мир книги. Когда я подросла, научилась читать, то «Повести Белкина» открыли мне мир человеческих чувств, переживаний. Любимым же моим произведением стала повесть «Капитанская дочка».

Интерес к личности Пугачева, одного из главных героев повести, у меня был всегда, и именно Пушкин раскрыл мне черты характера этой незаурядной, яркой личности. Впервые мы знакомимся с ним во время страшного бурана в степи. Его сметливость, способность найти выход из тяжелейшей ситуации, чувство самообладания поражают меня. Я испытываю уважение к этому необыкновенному человеку, простому мужику, который сумел увлечь людей. Шаг за шагом вместе с героем повести Гриневым я прохожу через все испытания, встречаюсь с «бунтарем», слышу его яркую, образную речь, понимаю, а порой не понимаю его пословиц, но каждый раз поражаюсь их мудростью: «Будет дождик, будут и грибки», «Стали было к вечерне звонить, да попадья не велит: поп в гостях, черти на погосте».

Вот погибает капитан Миронов, льется кровь, народ бежит за Пугачевым, приветствуя своего «царя». А мне грустно. А я вижу жестокость Пугачева, слышу плач Василисы Егоровны. Так неужели он только разбойник и злодей?! И я пытаюсь, неоднократно перечитывая произведение, разобраться в сложной судьбе этого непростого героя.

Вот он на «военном совете», и я чувствую, что под маской «царя» скрывается человек с ранимой душой, понимающий обреченность своего положения, понимающий, что дни его сочтены, и все это поражает меня «пиитическим ужасом». И я в конце концов все-таки вижу те черты характера, те достоинства, благодаря которым люди тянутся к нему, доверяют ему жизнь и головы, и я начинаю понимать, почему с таким уважением и доверием к нему относится другой любимый мною герой, Петр Гринев. В нем меня привлекает Мягкость, добросердечность, порядочность, доверчивость, в некоторой степени ироничность. Ведь не случайно Пугачев доверяет Гриневу свою тайну и рассказывает калмыцкую сказку. И хотя Гринев простодушно отвергает эту сказку, не понимая ее смысла, между ними возникает какая-то духовная связь, духовное понимание. И когда он отказывается присягать «смутьяну», тот отпускает его с миром, уважая его как человека, выполняющего свой долг служения Отечеству.

Мне также интересен Петр Гринев и тем, как он понимает чувство долга, верности, как он может любить;

Александр Сергеевич Пушкин всегда ценит своих героев по их умению любить. И страницы повести «Капитанская дочка», посвященные нежным отношениям Маши Мироновой и Петра Гринева, дают мне жизненные уроки любви и чистоты отношений.

Я восторгаюсь душевной стойкостью, цельностью натуры, чуткостью, чистотой каждого порыва, светлыми устремлениями Маши Мироновой. Она, как и Татьяна Ларина, является «милым идеалом» Пушкина.

Это произведение учит Меня тому, что, как мне кажется, необходимо в жизни: искать свою правду, свой жизненный путь, оставаться верным своим взглядам и принципам, быть стойким и мужественным человеком до конца. Я знаю, это трудно. Как было трудно Гриневу, Маше Мироновой, ее отцу, капитану Миронову, то есть всем тем людям, для которых честь превыше всего. И могу с уверенностью сказать, что эпиграф к повести «Береги честь смоло-ДУ» будет для меня и моих сверстников путеводной звездой. Глубокий след в моей душе оставил и многогранный характер Пугачева.

Творчество Пушкина в моей жизни

«Укажет будущий невежда На мой прославленный портрет И молвит: то-то был поэт!» А.С.Пушкин «Евгений Онегин»

Александр Сергеевич Пушкин – это имя понятно на любом языке. Весь мир благоговейно склоняет голову перед творчеством этого грандиозного человека. Пушкина в каждом доме нашей необъятной страны исповедуют как национальную святыню. Произнесите его имя в кругу друзей, знакомых или даже незнакомых людей и вы увидите, как потеплеют их глаза.
В них загорится огонёк любви, теплоты и уважения к великому поэту. Пушкин жил втрое быстрее, чем все мы живём. Он прошёл такой огромный коридор жизненного пространства и столько всего накопил, что иному человеку хватило бы на несколько жизней. За свой короткий век гениальный творец создал множество произведений во многих литературных жанрах – поэзия, проза (рассказы, повести, романы), драматургия, и во всех он был непревзойденным мастером. Такое разнообразие может вызвать только искреннее восхищение. Из-под пера великого русского художника слова рождались величайшие произведения, ставшие настоящим золотом мировой литературы. По пушкинским творениям ставились спектакли, кинематографисты были счастливы снимать фильмы по сюжетам его произведений, для детишек делались мультфильмы. Александр Сергеевич открыл всему миру красоту и могучую силу русского слова. Как известно, творчество Пушкина весьма существенно представлено в русской музыке. К его произведениям обращались такие композиторы как Глинка, Мусоргский, Римский-Корсаков, Чайковский. Оперы «Евгений Онегин» и «Пиковая дама» по праву считаются шедеврами мировой оперной сцены. Пушкин давно и прочно вошёл в жизнь и сердца людей всех возрастов и народов.
Моё первое знакомство с поэтом состоялось ещё в раннем детстве, когда мама прочитала мне первую книжку. В моё сознание, как волшебное заклинание вошло: « У лукоморья дуб зелёный, златая цепь на дубе том…», я чистосердечно восхищался храбростью и смекалкой царя Гвидона, от всей души сочувствовал молодой царевне из «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях», искренне сопереживал бедному старику из «Сказки о рыбаке и рыбке», которого третировала злобная старуха. Хоть в жизни не всегда бывает счастливый конец, не всегда добро побеждает зло, но сказки тем и хороши, что в них добро побеждает зло, почти всегда — счастливое окончание. Сказочный мир Пушкина яркий, колоритный. Герои пушкинских сказок тронули мою чистую душу, став моими друзьями, они учили меня добру, состраданию, честности, справедливости. Именно по его сказкам я научился читать и с тех пор творения поэта стали неотъемлемой частью моей жизни. Я взрослел, и у меня появлялись новые любимые герои: я присоединился к союзу «друзей Людмилы и Руслана», став добрым «приятелем» Онегина. И вот уже, меня пронзает непреходящая точность строк:
Я знаю: век уж мой измерен,
Но чтоб продлилась жизнь моя,
Я утром должен быть уверен,
Что с вами днём увижусь я…
Для меня каждое произведение Пушкина – это небольшая энциклопедия. Например, рассказ «Выстрел». Это целая сокровищница старинных слов, военных терминов, а также мыслей, над которыми мне раньше не приходилось задумываться. Автор показал нам, что человек может стать выше жажды мести, может простить даже самую тяжёлую обиду. Читая «Выстрел», понимаешь, что жажда первенства не должна превращаться в страсть, и мы не должны ради неё вредить другим людям. «Дубровский» учит нас благородству, честности, чувству долга. «Капитанская дочка» предлагает поразмышлять над историческими событиями, оценить бессмысленность и беспощадность русского бунта, помыслить о главных человеческих качествах. Удивительный язык «Евгения Онегина», лирические отступления, созданный типичный образ дворянства девятнадцатого века позволяют лучше понять внутренний мир поэта. В произведениях Александра Сергеевича Пушкина, передо мной всё оживает — слова, звуки, образы. Народному языку Пушкин с детства учился у своей няни Арины Родионовны. «Подруга дней моих суровых» называл её поэт. Простая крепостная женщина стала его самым близким другом. Она приобщила его к устному народному творчеству, пробудила в нем интерес к песням и сказкам родного народа. И вот, читая стихотворение «Няне», передо мной предстаёт такая картина: зимний вечер, ветхий домик, Арина Родионовна, как и в детстве, рассказывает поэту сказки, и сказочный мир расцветает передо мной: золотая рыбка, царевна Лебедь, Черномор и морские богатыри, золотой петушок и затейница–белка. И как-то спокойно и радостно становится на душе.
Именно Пушкин научил меня любить родную природу, замечательны его стихи о ней.
В стихотворениях мастерски описаны все четыре времени года. Поэт открыл для меня родную землю в её неповторимой красоте. Он с такой нежностью и любовью передал все краски природы, что невозможно не проникнуться ощущением красоты. Приходит золотая осень, и я мысленно повторяю:
Унылая пора! Очей очарование!
Приятна мне твоя прощальная краса…
Моя любимая пора – зима, наверное, потому что я родился в студеном январе. И мне ближе пушкинские строки о зиме:
Под голубыми небесами,
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит…
И речка подо льдом блестит.
Когда читаешь эти незабываемые строчки, хочется самому почувствовать на ладонях приятную свежесть молодого снега, со свистом промчаться по горному склону на борде. Разве можно сказать ещё точнее, ещё прекраснее?!
Пушкинские строки всегда рядом. Его творчество возникает передо мной в самых разных жизненных ситуациях. Когда на душе тяжесть и обида я просто беру в руки томик сочинений гениального автора, и сразу становится легче:
Если жизнь тебя обманет,
Не печалься, не сердись!
В день уныния смирись:
День веселья, верь, настанет.
Когда моё сердце поёт от любви, я снова беру в руки заветный томик и вместе с поэтом переживаю:
Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолётное виденье,
Как гений чистой красоты…
или
И я судьбу благословил,
Когда мой двор уединённый,
Печальным снегом занесённый,
Твой колокольчик огласил…
или
Глазами следовать за ней и в тишине
Благословлять её на радость и на счастье,
И сердцем ей желать всё благо жизни сей,
Весёлый мир души, беспечные досуги…
Каким душевным теплом согреты эти строки!
Первой клятвой верности Родине я вслед за Пушкиным повторяю бессмертные слова:
Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, Отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!
Я становлюсь взрослее, и мне открываются в творчестве Пушкина такие глубины, такие красоты, о которых раньше и не подозревал, снова и снова я нахожу что-то новое и неведомое. Произведения Пушкина учат меня понимать жизнь и друг друга. Пушкин помогает мне не утратить понятия чести и достоинства, сострадания к ближнему. Уже наступил двадцать первый век – век Интернета и электронных технологий, но я по-прежнему продолжаю любить творчество Александра Сергеевича Пушкина – «Солнца русской поэзии»!
Я горд и счастлив, что этот великий человек мой соотечественник, что я дышу тем же воздухом, что и он, вижу те же небо и звёзды, любуюсь теми же красками природы, что и он.
Нам сегодня нужна новая эпоха Возрождения, возрождения духовных ценностей. Чтобы мы жили сообразно натуре нашей национальной и по законам, данным Богом, природой, самой землёй, жизнью, в которой естественно присутствие Пушкина – чтобы мы жили русскими. Пушкин показывает нам путь к этому, ведь он величайший поэт, а настоящий поэт, как никто другой, может раскрыть тайну человеческого сердца и указать людям путь добра и света. Каждый из нас сам решает, идти по этому пути или нет. Одно очевидно для меня сегодня: там, где Пушкин отсутствует, – там исчезает всё, что мы зовём русским. И тогда эти люди начинают задыхаться, озлобляться и проклинать свою жизнь, становящуюся пустой, пошлой и бессмысленной. Люди, живущие без Пушкина, могут быть кем угодно – только не русскими людьми.
Я думаю, что меня еще ждет много открытий на пути знакомства с творчеством этого гениального поэта. Жизнь Пушкина и его произведения останутся в моей памяти навсегда.
Благодаря произведениям Пушкина я научился мечтать и фантазировать, замечать красоты родной земли, писать стихи. Может быть, благодаря творчеству Пушкина родились и эти строки:
Вам, книги, спасибо – меня вы растили,
Во все времена со мною вы были.
Вы, даже, отчасти меня воспитали
Во взрослую жизнь мы вместе вступали.
Лишь стоить взять в руки мудрую книгу,
И день мой становится равным мигу.
Истории будто меня обнимают,
Знакомые лица повсюду встречают.
Герои из книжек вдруг оживают,
Меня за собою они увлекают.
Я с ними легко борозжу океаны
И открываю разные страны,
Спасаю друзей, убиваю драконов,
Иль выступаю на страже законов
Влюбляюсь, страдаю и тщетно мечусь,
С героями книги я жизни учусь.
Век целый прожить я могу лишь за вечер.
Хорошая книга морально излечит
И вытащит разум с подвала на крышу,
За повесть одну я душевно стал выше.
А память моя состоит из фрагментов,
В моей голове целый мир из моментов:
Истории, песни, символы, фразы
Не только жизни моей, но и рассказов.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector