Подготовка к сочинению на публицистическую тему Жизненная ситуация, которая меня научила

Размышления учителя литературы.

Как сделать так, чтобы после урока литературы художественное произведение не осталось на страницах учебника, а было взято учеником в свой жизненный багаж? И побуждало бы к размышлениям о поставленных автором проблемах, о совершенных героями поступках, высказанных на страницах книги мыслях? И если мы, учителя-словесники, сможем хоть немного приблизиться к ответу на этот вопрос, то в будущем общество получит личность мыслящую, думающую не столько о личных проблемах, сколько об общественных.

Как же побудить школьника стать активным читателем, сделать так, чтобы чтение стало и удовольствием, и образом жизни, и необходимостью?

«Нашим детям незнакомо милосердие», – слышим мы. Откуда оно возьмется, если мы будем о нем мало говорить? И где то живое у маленького человека, за которое надо задеть, чтобы он полюбил вдруг кого-то беззащитного и нелепого рядом? Читаем на уроке внеклассного чтения книгу В. Железникова «Чучело», спорим, думаем. На помощь приходит одноименный фильм (1983 г.). Сначала Лена Бессольцева кажется детям смешной, через несколько уроков приходит понимание ее духовной красоты. В продолжение темы на классных часах смотрим и обсуждаем художественный фильм «Щенок» (2009 г., реж. М.Евстафьева, 45 минут) –фильм об умении 11-летних детей прощать и жертвовать. Еще интересен короткометражный фильм «Софи» (2007 г., реж. И.Литвак, около 20 мин.). Интересным может получиться разговор после прочтения учащимися повести современного писателя и психолога Е. Мурашовой «Класс коррекции», затрагивающей проблемы детей с ограниченными возможностями и рисующей внутренний мир ребенка, часто социально запущенного.

«Наши дети не романтики», – говорим мы. Давайте учить их мечтать всеми средствами: и живописи, и кинематографа, и театра, и литературы. Выносим же мы на внеклассное чтение изучение повести-феерии А.Грина «Алые паруса». А какой замечательный одноименный фильм снят (1961 г., реж. А.Птушко)! Но продолжаем говорить о мире мечты! Смотрим кинофильм «Бабочка» (2002 г., Франция). Маленькой Эльзе открывается замечательный мир природы, о котором она и не мечтала.

Хорошо, когда у ребят после просмотра или прочтения возникает много вопросов, на которые они хотят получить ответ. Обязательно делаем выборку афоризмов по каждой обсуждаемой теме, предлагаем для обсуждения. И итогом работы должно непременно стать сочинение-обсуждение.

Если тема оказалась ученикам интересной, вызвала много разных эмоций, то можно быть уверенным, что в дальнейшем они будут проводить аналогии между поступками героев и своими, обращаться к тому, что не оставило равнодушным. К тому же, комплексный подход к проблемам формирует навыки написания сочинения-рассуждения на ЕГЭ по русскому языку.

Предложим план урока по теме «Подготовка к сочинению на публицистическую тему: «Жизненная ситуация, которая меня научила..»

Урок проводится после прочтения и обсуждения рассказа В. Астафьева «Конь с розовой гривой в 6 классе.

  • Развивать умение строить текст сочинения-рассуждения на заданную тему.
  • Воспитывать у учащихся активную жизненную позицию.

Задача: подготовить к написанию сочинения-рассуждения с вовлечением материала художественного произведения.

1. Повторение терминов: «сочинение-рассуждение», «эпиграф», «цитата», «прямая речь».
2. Предлагаемые темы сочинений (по выбору):

Все тайное становится явным»,
Как остаться сильным в трудной ситуации?
Цена человеческой ошибке.
Как остаться верным своим принципам?

3. План №1 к сочинению.

А) Тезис.
Б) Мои рассуждения.

Доказательство 1 на материале художественного произведения.
Доказательство 2 на материале жизненной ситуации.

В) Вывод = тезису.

План №2 к сочинению.

А) Вступление.
Б) Основная часть:

– суть произошедшего,
– комментарии к ситуации.

4. Проверка домашнего задания: ответы на вопросы с использованием цитат:

– Как рассказчик решился на плохой поступок – обман бабушки? – «не спасовать, не струсить, не опозориться».
– Как расценивает содеянное рассказчик? – «мошенничество», «содеянное зло», «Бабушку надул!»
– Смог ли мальчик противостоять левонтьевским? – «Не буду так делать. И слушать тебя не буду. »

Вывод: необходимо использовать этот материал в сочинении.

5. Работа с афоризмами по теме.

  • «Правильное поведение от недостатка воли страдает больше, чем от недостатка знаний» (Г. Спенсер).
  • «Ничто так не научает, как сознание своей ошибки». (Т.Картлейль)
  • «От мелких ошибок легко перейти к крупным порокам». (Сенека)
  • «Тот, кто правильно указывает на мои ошибки, – мой учитель; тот, кто правильно отмечает мои верные поступки, – мой друг; тот, кто мне льстит, – мой враг. (Сюнь-цзы)
  • «Ошибки, которые не исправляются, вот настоящие ошибки». (Конфуций)
  • Всякий обладает достаточной силой, чтобы исполнить то, в чем он убежден. (В.Гете)
  • Какую мысль автора подтверждает выбранный вами афоризм?
  • Какую жизненную ситуацию он помогает понять?
  • Выберите высказывание для эпиграфа.

6. Коллективное устное сочинение.

Как хочется в двенадцать лет, чтобы ровесники относились к тебе с уважением! И так трудно остаться твердым в своем решении, отказать расшалившимся ровесникам и не совершить то, о чем потом будешь жалеть. Как поступить в условиях трудного выбора? Как жить так, чтобы не краснеть от стыда потом перед близкими тебе людьми? И за ответом я обращаюсь к книгам.

В. Гете советует: «Всякий обладает достаточной силой, чтобы исполнить то, в чем он убежден». Наверное, сам ошибался в жизни не раз.

А вот рассказ А.Астафьева «Конь с розовой гривой». Спустя десятилетия память жжет случай из детства, когда рассказчик не смог противостоять советам завистливых мальчишек и обманул бабушку. Этот свой поступок герой рассказа до сих пор считает «мошенничеством», «содеянным злом». Но ведь хватило силы воли после мучительных угрызений совести не повторить ошибку, а решительно отказать левонтьевским: «Не буду так делать. И слушать тебя не буду. »

«Ошибки, которые не исправляются, вот настоящие ошибки», – говорил древний философ Конфуций. И это высказывание я возьму себе на вооружение.

7. Домашнее задание. Написать сочинение-рассуждение по выбранной теме.

Реферат на тему: Художественное своеобразие лирики Б. Пастернака

Раздел: Литература, Лингвистика ВСЕ РАЗДЕЛЫ

В ней — желто-лимонные пруды, черные ручьи, красный воск мандаринов. Повтор схожих звуков в строфе как бы скрепляет текст, намекает на некие скрытые связи предметов: грачи “сорвутся в лужи и обрушат сухую грусть на дно очей” — грусть тут как будто многократно усиливается за счет повтора гласной “у”. Пастернак внес в стихи свое видение мира: “луга, осоку, сенокос, грозы раскаты” в их неповторимости и жизнетворящей силе. У него свое понимание мира и свой способ его выражения: экспрессивный, динамичный, метафоризованный. Сущность своего метода, как и право на него поэт определил в своих заметках так: “Гений есть кровно осязаемое право мерить все на свете по-своему, чувство короткости со вселенной, доступности всего живого”. Список литературы

Художественное своеобразие лирики Б. Пастернака Я б разбивал стихи, как сад. Б. Пастернак В ряду великих художественных открытий русской литературы XX века поэтическая система Бориса Пастернака по праву занимает одно из первых мест наряду с творчеством Блока и Маяковского. У каждого поэта свой “образ мира, в слове явленный”. Зрительное ощущение всякого человека избирательно и отлично от восприятия других. В этом отношении художник — человек вдвойне, ибо ему предстоит не просто увидеть мир, но и представить его вновь, уже преображенным, пропущенным через призму творческого воображения. Поэтическая картина мира, таким образом, является собственностью самого автора, и происходящее в ней существует по его законам. Отложив томик поэзии Пастернака, задумаемся о том неповторимом мире, который создал поэт. С первых строк нас поражает чувство преклонения и восторга перед всем живым — а живет у Пастернака все, что вообще “имеется”: дворы, сад, сумрак, весна, гроза, улицы, песок. Поэт “взахлеб” спешит рассказать нам о феврале: Пока грохочущая слякоть Весною черною горит. Каждое мгновение жизни прекрасно, равно как прекрасны все ее проявления: поэзия Пастернака не знает деления на большое и малое, низменное и возвышенное, живое и неживое. Взгляд автора схватывает все, слух — все слышит, а речь все объемлет: Слепого полдня желатин, И желтые очки промоин, И тонкие слюдинки лъдин, И кочки с черной бахромою. Поэт, как губка, впитывает в себя влагу жизни, пьет “горечь тубероз, небес осенних горечь. горечь вечеров, ночей и людных сборищ”, чтобы потом выжать себя на бумагу. Эта “всеядность” означает всеприятие автором всего происходящего и существующего. Да, в жизни есть свои драмы, но. Стихотворение “Марбург”, шедевр раннего Пастернака, повествует о странной метаморфозе, произошедшей с героем после того, как ему отказала возлюбленная. Он замечает, что вокруг все продолжает жить, что “каждая малость” Жила и, не ставя меня ни во что, В прощальном значенье своем поднималась. Постепенно боль отказа стихает: жизнь побеждает, и герой смотрит в лицо новому дню. Герою стихотворения открылась врачующая сила мироздания. Но не следует забывать, что в начале была любовь. Именно любовь стала истоком, толчком к открытию мира. В поэзии Пастернака это чувство выступает в новом качестве. Законы любви — это законы всеобщей связи явлений во всем мире. Как поэтично и в то же время исчерпывающе выражен он автором всего лишь двух строках: Смотри: и рек не мыслит врозь Существованья ткань сквозная. Любовные конфликты у Пастернака лишены того трагического накала и нарочитой “несдержанности” чувств, которые свойственны им в лирике Маяковского и Цветаевой. Любовь в стихах поэта рушится не потому, что “есть в близости людей заветная черта”, как считает Ахматова. И еще менее из-за того, что всякий любовный дуэт есть одновременно дуэль, “поединок роковой”. Двое расстаются оттого, что Сильней на свете тяга прочь И манит страсть к разрывам. И конфликты эти вовсе не безысходны: мы отметили это в “Марбурге”. Еще один пример — в стихотворении из романа “Доктор Живаго”, называется оно “Объяснение”. Герой, расставаясь с возлюбленной, в некотором роде утешает ее: Пройдут года, ты вступишь в брак, Забудешь неустройства.

Михаил Аркадьевич Светлов воздвиг вокруг себя высокий забор из иронии. Он стеснялся где-нибудь, кроме как в стихах, обнаружить малейший элемент лирики. Пастернак. Но о Пастернаке именно Ю. К. Олеша рассказал мне следующий эпизод. Он, Олеша, был в гостях у В. Э. Мейерхольда в начале тридцатых годов. Приглашенных было много, гости заполонили всю небольшую квартиру Мастера в Брюсовском переулке (ныне улица Неждановой). И сам Олеша разговаривал в столовой с дамами, когда появился там Всеволод Эмильевич и пальцем поманил его к себе. Олеша послушался, а хозяин дома привел его в спальню. Там в уголке у окна разговаривали между собою Борис Пастернак и Андрей Белый. Оживленный обмен мнений двух поэтов продолжался и когда приблизились Мейерхольд с Олешей. Но это был такой диалог, что, как признавался Юрий Карлович, ни он, ни Мейерхольд не поняли ни слова. Минуты через три хозяин дома снова поманил за собой Олешу. Оба вышли в коридор, и там уже Мастер спросил Юрия Карловича: — Ты что-нибудь понял? — Нет! — честно признался наш покойный друг. — И я ничего не понял! — заключил Мейерхольд. — Вот шаманы, а? Разумеется, в устах Мейерхольда слово «шаманы» было наполнено самоиронией: Всеволод Эмильевич отлично знал, что его самого обвиняют в шаманстве

Каковы особенности поэзии Пастернака?

Борис Леонидович Пастернак – крупнейший поэт двадцатого века, лауреат Нобелевской премии. Пастернак и мой любимый поэт. Я ощущаю какую-то таинственную связь между его обликом и его поэзией. У него особая поэтическая, благородная осанка и взгляд. С первого знакомства с его творчеством я обнаружил особый почерк автора, оригинальный строй художественных средств и приемов. Говорят, к стихам Пастернака надо привыкать, надо в них медленно вживаться, чтобы в полной мере насладиться его поэзией. Но мне всегда нравились поэты, которые

Афористическую фразу Пастернака «Во всем мне хочется дойти до самой сути» я понимаю как цель поэта уловить и передать в стихах подлинность настроения, состояния души. Чтобы этого достичь, разумеется, поверхностного взгляда недостаточно. Приведу пример, где удивительно точно передается ощущение прогретого воздуха в хвойном лесу:

Текли лучи. Текли жуки с отливом,

Стекло стрекоз сновало по щекам.

Был полон лес мерцаньем кропотливым,

Как под щипцами у часовщика.

Настоящий талант всегда оценивается достойно даже работающими в другом ключе поэтами. Маяковский, например, по духу довольно далек от Пастернака, но в своей знаменитой статье «Как делать стихи» он назвал одно из четверостиший пастернаковского «Марбурга» гениальным.

Восторг Пастернака перед миром природы был грандиозным. Именно Пастернак и только Пастернак мог подарить нам ощущение ценности всего сущего на земле:

И через дорогу за тын перейти

Нельзя не топча мирозданья.

Поэт говорил, что поэзия «валяется в траве под ногами, так что надо только нагнуться, чтобы ее увидеть и подобрать с земли». Он мог с великим мастерством нарисовать цветение сада и передать состояние обреченных на гибель цветов. А работа летчика, взлетевшего в облака, послужила ему поводом, чтобы в легких летучих строках воплотить свои собственные мысли о пожизненном труде человека, о его мечтах, о его связи с эпохой. И все это с четким ощущением Вселенной на фоне озираемых с огромной высоты городов, вокзалов, котельных.

Мне кажется, что после ухода из жизни Блока и Есенина таких значительных стихов не писал ни один поэт в России. Например, совершенно прекрасны стихотворения «Ожившая фреска», «Сосны», «Август», «Ночь» и другие. Чаще всего, как в стихотворении «Сосны», – это размышления о времени, о правде жизни и смерти, о природе искусства и о чуде человеческого существования:

Смеркается, и постепенно

Луна хоронит все следы

Под белой магиею пены

И черной магией воды.

А волны все шумней и выше,

И публика на поплавке

Толпится у столба с афишей,

Не различимой вдалеке.

Суть этого стихотворения, две последних строфы из которого я привел, – глубокая вера в жизнь, в будущее.

Уже в солидном возрасте поэт не постарел душой. Молодостью его души восхищалась Анна Ахматова: «Он, сам себя сравнивший с конским глазом, косится, смотрит, видит, узнает».

Мне, как читателю, Пастернак подарил и шекспировского Гамлета. Именно его перевод драмы Шекспира более других, по-моему, передает суть Гамлета. Пастернак и в трагедии далекой эпохи сумел «дойти до самой сути», вернее, уловить самую суть.

В вечном стремлении к центру духа человеческого он будет всегда немножко впереди своего и нашего времени, потому что день поэта огромнее века спящей души:

И полусонным стрелкам лень

Ворочаться на циферблате,

И дольше века длится день,

И не кончается объятье.

Пастернак – неповторимый лирик. Людям с умным сердцем его поэзия помогает дойти до самой сути бытия.

«Перемена» Б. Пастернак

«Перемена» Борис Пастернак

Я льнул когда-то к беднякам
Не из возвышенного взгляда,
А потому, что только там
Шла жизнь без помпы и парада.

Хотя я с барством был знаком
И с публикою деликатной,
Я дармоедству был врагом
И другом голи перекатной.

И я старался дружбу свесть
С людьми из трудового званья,
За что и делали мне честь,
Меня считая тоже рванью.

Был осязателен без фраз,
Вещественен, телесен, весок
Уклад подвалов без прикрас
И чердаков без занавесок.

И я испортился с тех пор,
Как времени коснулась порча,
И горе возвели в позор,
Мещан и оптимистов корча.

Всем тем, кому я доверял,
Я с давних пор уже не верен.
Я человека потерял
С тех пор, как всеми он потерян.

Анализ стихотворения Пастернака «Перемена»

Борис Пастернак ощущал себя по жизни не столько поэтом, сколько философом. Он пытался докопаться до сути вещей и хотел понять, почему мир устроен именно так, а не по-другому. В погоне за истиной Пастернак без устали анализировал все то, что происходит вокруг него, и на исходе собственной жизни открыл для себя простую истину, которая подтверждается библейским изречением: «Благими намерениями вымощена дорога в ад».

Впрочем, несмотря на иудейское происхождение сам Пастернак не только был крещен в детстве, но и старался жить по христианским законам. Об этом он рассказывает в своем стихотворении «Перемена», написанном в 1956 году. «Я льнул когда-то к беднякам», — признается поэт, отмечая при этом, что всегда тяготел к немощным и убогим, пренебрежительно относясь к тем, кто ни в чем не нуждается. В юности автор считал, что поступает не только благородно, но и честно, так как лишь среди обездоленных людей он видел неподдельные страдания и настоящие, искренние отношения.

Автор с некоторым стеснением признается в том, что и сам когда-то «с барством был знаком», т. е. вырос во вполне обеспеченной и интеллигентной семье. Но даже в этой спокойной и миролюбивой атмосфере подростку чудилась какая-то фальшь, которая порождала в нем дух бунтарства. Со временем поэт четко осознал, что ему гораздо ближе простые люди, которые не умеют изворачиваться ради собственной выгоды и всегда говорят именно то, о чем думают. Естественно, что среди друзей поэта были представители разных сословий, но он тянулся к тем, кто попроще. «За что и делали мне честь, меня считая тоже рванью», — отмечает Пастернак.

Однако в какой-то момент все изменилось, и поэт вдруг с удивлением открыл для себя то, что даже такую простоту и искренность некоторые умудряются использовать для собственной выгоды. Оказалось, что мода на людей «трудового званья» привела в их ряды вчерашних богачей и приспособленцев. «И я испортился с тех пор, как времени коснулась порча», — с сожалением отмечает поэт. Ему трудно разобраться, кому теперь можно верить, а кому – нет, кто является настоящим другом, а кто лишь ждет удобного момента, чтобы воткнуть в спину нож. «Всем тем, кому я доверял, я с давних пор уже не верен», — признается Борис Пастернак, и осознание этого вызывает в нем чувство тоски и безысходности. Пытаясь докопаться до первопричины, по которой в мире произошли столь чудовищные перемены, автор вдруг приходит к выводу, что он «человека потерял с тех пор, как всеми он потерян». Подобные метаморфозы произошли потому, что люди перестали видеть друг в друге личности, а стали обращать внимание лишь на внешнюю оболочку, которая, как известно, весьма обманчива.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector