Урок-обобщение по творчеству на (9-10 класс) план-конспект занятия по литературе (9 класс) на тему

Данная разработка универсальна в использовании. Легко поддается корректировке. Вместе с тем это готовый материал для подведения итогов изучения раздела поо творчеству А.С.Пушкина в нетрадиционной форме.

Скачать:

Вложение Размер
Итоговый урок по творчеству А.С. Пушкина 47 КБ

Предварительный просмотр:

О. А. Кузнецова – учитель русского языка и литературы

МОУ Водзимонская СОШ

Вавожского района Удмуртской Республики

Игра «Умники и умницы».

(урок-обобщение по творчеству А. С. Пушкина).

Ведущий – учитель (читает стихотворение И. Акуниной):

К нам приходят Пушкинские сказки

Яркие и добрые, как сны:

Сыплются слова, слова-алмазы

На вечерний бархат тишины…

Шелестят волшебные страницы –

Всех скорей нам хочется узнать.

Вздрагивают детские ресницы.

Верят в чудо детские глаза.

Даже если мы уже не дети,

В двадцать, тридцать лет и в сорок пять

Убегаем мы порою в детство,

Убегаем к Пушкину опять.

Убегаем в буйство свежих красок,

В торжество добра над темным злом,

Убегаем в Пушкинские сказки,

Чтоб добрей и лучше стать потом.

Добрый день, дорогие ребята! Этими стихами можно охарактеризовать не только сказки Пушкина, но и все его творчество. В. Белинский сказал однажды о творчестве Александра Сергеевича так: «Читая его произведения можно превосходным образом воспитать в себе человека». В каком бы возрасте мы не были, мы с удовольствием перечитываем и его сказки, и его повести, его лирические произведения, а отдельные строки из «Евгения Онегина» давно стали в народе крылатыми выражениями.

Сегодня мы собрались на литературную игру «Умники и умницы», чтобы еще раз вспомнить изученные произведения А. С. Пушкина, посмотреть, насколько внимательно вы их читали и чтобы еще раз окунуться в прекрасный мир – художественный мир Пушкина.

Итак, я объявляю первый тур игры «Умники и умницы». Прошу приветствовать участников I тура.

А я представляю вам членов жюри…

Ведущий: итак, мы должны определить, по какой дорожке пойдет каждый из наших участников (объявляются условия конкурса). А сейчас проводится конкурс красноречия. Участники за 5 мин до урока получили задание – продолжить фразу: «Читая произведения Пушкина….» Кто будет отвечать первым? Прошу. (Отвечают, жюри выбирает, кто по какой дорожке пойдет).

Желтая дорожка : Каково полное имя Татьяны?

(Татьяна Дмитриевна Ларина.

На могиле отца Татьяны была такая надпись:

Надгробный памятник гласит:

— Смиренный грешник Дмитрий Ларин,

Господний раб и бригадир,

Под камнем сим вкушает мир).

Зеленая дорожка: В черновом варианте «Евгения Онегина» были такие строки:

…добрый юноша, готовый

Высокий подвиг совершить…

О ком они? Почему вы так думаете? (о Ленском).

Красная дорожка : Известно, что Пушкин симпатизировал Ленскому-человеку, так как его прототипом являются его друзья-декабристы. Почему же Пушкин не построил произведение таким образом, чтобы герой остался жив?

(автор не решает судьбу героев. Ответ участника может содержать данные о том, что Пушкин в романе – сам является одним из героев. Это еще раз говорит о том, что герои Пушкина живут своей жизнью, автор не вмешивается — констатирует факты).

Желтая дорожка: Что появилось раньше: роман в стихах А. С. Пушкина «Евгений Онегин» или «Горе от ума» Грибоедова? Почему вы так думаете?

(в романе Пушкина есть строки:

…Он возвращался и попал

Как Чацкий, с корабля на бал…)

Зеленая дорожка: О ком из героев из романа «Евгений Онегин» следующие строки:

…Всегда скромна, всегда послушна,

Всегда, как утро, весела…

(об Ольге Лариной).

Красная дорожка: кто из героев «Евгения Онегина»

…В книгах не видал вреда;

Он, не читая никогда,

Их почитал пустой игрушкой…(отец Татьяны – Д. Ларин).

Желтая дорожка: Фамилию какого персонажа комедии Фонвизина «Недоросль» упоминает Пушкин при перечислении гостей, приехавших к Лариным?

(…Скотинины – чета седая

С детьми – все разных возрастов:

От тридцати до сорока годов…)

Зеленая дорожка: Любили ли в семье Татьяну? Почему вы так думаете?

(…Она в семье своей родной

Казалась девочкой чужой…)

Желтая дорожка: Кто их героев « Онегина» «…корсет носила она узкий, и русский «н» как «N» французский произносить умела в нос»? (помещица Ларина – мать Татьяны).

Ведущий: Итак, у нас выявился победитель первого тура. Это …

Ведущий: И я приглашаю выйти участников второго тура. Задание для конкурса красноречия такое: объясните иностранцу, кто такой Пушкин.

(участники отвечают, жюри решает, кто по какой дорожке пойдет).

Желтая дорожка: Какое одинаковое название имеют поэма Пушкина и рассказ Л. Н. Толстого? («Кавказская пленница»).

Зеленая дорожка: К какому циклу произведений Пушкин взял эпиграфом слова из комедии Фонвизина «Недоросль» («Повести Белкина»).

Красная дорожка: Главные герои каких произведений Пушкина названы именами Мария и Владимир? («Дубровский» и «Метель»).

Желтая дорожка: Назовите произведения Пушкина, в которых имя героини – Мария? Их 6, назовите хотя бы 4. («Бахчисарайский фонтан», «Метель», «Дубровский», «Выстрел», «Капитанская дочка», «Полтава»).

Зеленая дорожка: В каких произведениях изображается Петр I? («Полтава», «Арап Петра Великого», «Медный всадник»).

Красная дорожка: Кому посвящено стихотворение «Я помню чудное мгновение»? (А. П. Керн).

Желтая дорожка: О ком пишет поэт: «Друзья мои, прекрасен наш союз…»? (о друзьях-лицеистах).

Зеленая дорожка : Кто их героев Пушкина не мог отличить ямб от хорея во времена пика популярности и затребованности художественной литературы? (Евгений Онегин).

Желтая дорожка: Кто из героев Пушкина будучи помещичьим ребенком наряжался в крестьянское платье, когда шел на свидание? (Лиза – «Барышня-крестьянка»).

Ведущий: Итак, у нас выявился победитель второго тура. Это…

Ведущий: И я приглашаю выйти участников третьего тура. Для проведения конкурса красноречия прошу участников ответить на вопрос «Что значит для меня имя Пушкина»? (ребята отвечают; жюри решает, кто по какой дорожке пойдет).

Желтая дорожка: Как изображена Екатерина II в «Капитанской дочке»?

Зеленая дорожка: Какие слова являются эпиграфом к «капитанской дочке»? («Береги честь смолоду»).

Красная дорожка: Кратко расскажите о жизни Петра Гринева до начала Пугачевского восстания. («Я жил недорослем, гоняя голубей и играя в чехарду с дворовыми мальчишками…»).

Желтая дорожка: Сколько лет было Гриневу, когда его отправили на службу? (16).

Зеленая дорожка: Как звали родителей Маши Мироновой? (Василиса Егоровна и Иван Кузьмич).

Красная дорожка: Назовите, какие повести входят в книгу «Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Их 5. («Метель», «Станционный смотритель», «Гробовщик», «Выстрел», «Барышня-крестьянка»).

Желтая дорожка: какой близкий друг Пушкина участвовал в восстании декабристов? (И. Пущин).

Зеленая дорожка: Стихи Пушкин писал двусложным размером. Как называются двусложные размеры в стихосложении? (Ямб – безударный, ударный слоги, хорей – ударный, безударный).

Желтая дорожка: Кто из героев Пушкина делал змея из географической карты? (Петр Гринев — «Капитанская дочка»).

Ведущий: Итак, у нас выявился победитель третьего тура игры. Это…

Ведущий: Я приглашаю выйти всех победителей сегодняшней игры и объявляю начало финального тура игры «Умники и умницы».

Желтая дорожка: Кто из героев Пушкина, когда был в плохом настроении, насвистывал: «гром победы, раздавайся!» (К. П. Троекуров).

Зеленая дорожка: Кто их героев Пушкина перед венчанием заблудился в поле? (Владимир из повести «Метель»).

Красная дорожка: Кто из героев Пушкина был похищен в день свадьбы? (Людмила из повести «Метель»).

Желтая дорожка: Кем были написаны пожизненные портреты Пушкина? (В. Тропининым, О. Кипренским).

Зеленая дорожка: О каком портрете сам Пушкин сказал: «Себя как в зеркале я вижу, но это зеркало мне льстит»? (о портрете О. Кипренского).

Красная дорожка: Посмотрите полотно на сюжет к стихотворения «К морю». В содружестве каких художников оно было выполнено? (Репин и Айвазовский).

Желтая дорожка: Какие Пушкинские поэма и стихотворение имеют одно название? («Цыгане»).

Зеленая дорожка: Под каким произведением поэт впервые поставил полную подпись? (под стихотворением «Воспоминания о Царском Селе»).

Желтая дорожка: Когда и в связи с чем В. Жуковский подарил Пушкину свой портрет? (В 1820 году, после опубликования поэмы Пушкина «Руслан и Людмила»).

Ведущий: Итак, мы объявляем победителя игры «Умники и умницы», им стал …

Ведущий: Дорогие ребята! Сегодняшняя игра показала, что вы внимательно читаете произведения Пушкина, знаете не только фабулу произведений, но и мелкие детали, которые действительно важны для понимания идейного содержания каждого произведения. Я надеюсь, будучи взрослыми людьми вы снова и снова будете возвращаться к произведениям Александра Сергеевича и получать от них удовольствие, а, может быть, и получать ответы на жизненные вопросы, которые так или иначе вам придется решать в дальнейшем. Спасибо вам за игру, до свидания!

Пушкин Александр Сергеевич

Александр Сергеевич Пушкин (26 мая [6 июня] 1799, Москва —29 января [10 февраля] 1837, Санкт-Петербург) — русский поэт,драматург и прозаик. Александр Сергеевич Пушкин имеет репутацию великого или величайшего русского поэта. Также Пушкин рассматривается как создатель современного русского литературного языка.

Полная биография А С Пушкина из Википедии (wikipedia)

26 мая 6 июня 1799

Москва,
Российская империя

29 января (10 февраля) 1837(37 лет)

Санкт-Петербург,
Российская империя

поэт, прозаик, драматург,литературный критик,переводчик, публицист,историк

Стихотворения, повести, поэмы, роман в стихах, драмы, сказки

Комментарии к стихотворениям А. С. Пушкина

«Воспоминания в Царском Селе» – было написано в октябре — ноябре 1814 года для чтения на публичном экзамене (8 января 1815 года) при переходе с младшего трехлетнего курса лицея на старший. Чтение стихов в присутствии многочисленных гостей стало подлинным триумфом юного поэта. Державин, уже старик, «был в восхищении». Товарищ Пушкина Дельвиг написал и тогда же напечатал стихотворение «Пушкину», в котором говорит об этом событии: И ланиты его от приветствия удивленной толпы горят пламенем. Сам Пушкин не раз вспоминал об этом: в послании 1816 г. «К Жуковскому», в своих «Записках», которые он вел в ссылке и уничтожил «при открытии несчастного заговора», причем страничку о Державине поэт сохранил; наконец, во II строфе восьмой главы «Евгения Онегина». «Воспоминания в Царском Селе» было первым произведением, напечатанным поэтом в 1815 г. с полной подписью. Подготовляя в 1819 г. к печати первый сборник своих стихов (не осуществленный тогда), Пушкин переработал текст стихотворения, освободив его от похвал Александру I (как спасителю Европы). В 1825 г. стихотворение было включено по желанию Пушкина в рукопись его сборника, посланного в цензуру; однако в вышедшей книге оно не появилось. Возможно, цензор обратил внимание на отсутствие строфы, посвященной царю: стихотворение было хорошо известно в первоначальном виде, так как именно в этой первой редакции печаталось в «Собрании образцовых русских сочинений и переводов в стихах» (1817 и 1823 гг.).

«Лицинию» – Первое гражданское стихотворение Пушкина. Поэт сопровождал текст в журнальной публикации 1815 г. подзаголовком «С латинского» (в печатных сборниках стихотворений — 1826 и 1829 гг. — подзаголовок этот был перенесен в оглавление). Он был поставлен Пушкиным из соображений цензурного порядка, чтобы отвести ассоциации с современной русской действительностью. Такого рода ссылки на мнимые литературные источники стали обычным приемом Пушкина в подобных случаях.

«Шалун, увенчанный Эратой и Венерой» – Послание Александру Ардалионовичу Шишкову (1799—1832) (племяннику А. С. Шишкова, главы общества «Беседа любителей русского слова»). «Царскосельский товарищ» Пушкина, как называет его поэт в своем письме, А. А. Шишков был в 1816 г. поручиком Кексгольмского полка, расположенного в Софии, под Царским Селом, впоследствии — довольно известный поэт и переводчик, человек передовых общественных убеждений.

«Краев чужих неопытный любитель» – обращено к княгине Евдокии Ивановне Голицыной, незаурядной, умной женщине; современник назвал ее «жрицей какого-то чистого и высокого служения»; ее прозвали Пифией. Карамзин писал Вяземскому в декабре 1817 года, что Пушкин «смертельно влюбился в Пифию Голицыну и теперь уже проводит у нее вечера».

«Возрождение» – Образы элегии возникли под впечатлением картины Рафаэля «Мадонна с безбородым Иосифом», выставленной в Эрмитаже. В начале XIX в. она была подвергнута реставрации, восстановившей подлинное рафаэлевское письмо. Этот факт излагался в начале каталога Эрмитажа, открывавшегося репродукцией этой картины. Он отразился позднее и в словах Сальери: «Мне не смешно, когда маляр негодный // Мне пачкает Мадонну Рафаэля» («Моцарт и Сальери»).

«За ужином объелся я» – Четверостишие связано со следующим эпизодом: «Однажды Жуковский куда-то был зван на вечер и не явился. Когда его после спросили, от чего он не был, Жуковский отвечал: «Я еще накануне расстроил себе желудок; к тому же пришел Кюхельбекер, и я остался дома». Это рассмешило Пушкина, и он стал преследовать. поэта стихами: «За ужином объелся я. » и т. д. «Выражение «мне Кюхельбекерно» сделалось поговоркой во всем кружке, Кюхельбекер взбесился и требовал дуэли». Пушкин принял вызов, но выстрелил в воздух. Это была его первая дуэль. Друзья помирились.

«Редеет облаков летучая гряда» – стихотворение названо в одном автографе — «Таврическая звезда», в другом — «Эпиграмма во вкусе древних». Написано в Каменке, Киевском имении братьев Давыдовых, у которых Пушкин гостил с ноября 1820 г. по февраль 1821 г. В элегии отражены гурзуфские впечатления поэта. Она посвящена, по-видимому, одной из дочерей генерала Раевского. «Признаюсь, одной мыслию этой женщины, — писал Пушкин, — дорожу я более, чем мнениями всех журналов на свете и всей нашей публики». Поэт негодовал, что Бестужев напечатал три последних стиха этой элегии, в которых говорится о любимой им женщине.

«Аптеку позабудь ты для венков лавровых» – эпиграмма предположительно относится к врачу Евстафию Петровичу Рудыковскому (1784—1851), сопровождавшему семейство генерала Н. Н. Раевского и Пушкина в путешествии из Екатеринослава, через Северный Кавказ, в Крым. Рудыковский лечил в Екатеринославе Пушкина, заболевшего лихорадкой после купанья в Днепре в мае месяце.

Пушкин и царская цензура

Если вы посмотрите сочинения Пушкина, изданные в XIX столетии, то вы не найдёте в них многих стихотворений – и как раз тех, которые сейчас печатаются во всех хрестоматиях и заучиваются наизусть. Вы не найдёте ни «Вольности», ни «Деревни», ни «К Чаадаеву», ни «Кинжала», ни послания к декабристам «В Сибирь».
В других же произведениях Пушкина вы найдёте пропуски, ряды точек вместо стихов, а в третьих – такие переделки и искажения, которые разрушают политическую направленность этих произведений.
Неполнота изданий, пропуски и искажения, конечно, меняли весь характер творчества Пушкина, и долгие годы наш народ знал Пушкина не таким, каким мы знаем его теперь. Цензура усердно трудилась над тем, чтобы извратить образ «непокорного» поэта, чтобы скрыть от народа то, за что мы и сейчас ценим Пушкина и чем гордился он сам.

«Что в мой жестокий век восславил
я свободу. «

Вот что считал Пушкин своей заслугой, своим подвигом, достойным бессмертной славы; и именно те произведения, в которых он славил свободу, восставал против тирании царей и рабства крепостных крестьян, долгие годы оставались под запретом цензуры.
Цензурному гонению Пушкин подвергся с первых же лет своей литературной деятельности. Гонение это особенно усилилось, когда в мае 1820 года царь Александр I выслал Пушкина из Петербурга на Юг. Уже одно имя опального поэта настораживало, пугало цензоров, и они глупо и вздорно вычёркивали, запрещали печатать даже то, на что и внимания не обратили бы, если бы на рукописи не стояло имя Пушкина.
Пушкин знал это и вынужден был некоторые свои стихотворения печатать без подписи, например, «К Овидию», где он говорит о ссылке, о своей участи, равной мрачной участи Овидия, тоже изгнанного когда-то императором Октавианом из Рима в далёкую Скифию, на берег Чёрного моря. Таким образом, ему удавалось обмануть свою «старинную приятельницу», бестолковую «старушку» – цензуру.
Письма Пушкина к друзьям из Кишинёва и Одессы полны жалоб на цензуру и цензоров. Но Пушкин никогда не удовлетворялся одними жалобами. Тогда же в Кишинёве, в 1822 году, он написал «Послание цензору» – едкую сатиру на цензурных чиновников, гонителей просвещения и в списках пустил её «гулять по свету». Эта сатира была напечатана только в 1857 году, спустя двадцать лет после смерти Пушкина.
В 1826 году царь Николай I вернул Пушкина из ссылки из села Михайловского и в виде особой милости объявил ему, что он сам будет его цензором.
Цензура царя оказалась ещё тяжелее, чем обычная цензура. Если скудоумный цензор запрещал или вычёркивал что-нибудь, с ним можно было спорить, на него можно было жаловаться министру народного просвещения, а как спорить с царём и кому на него жаловаться? Кроме того царская «милость» не всегда освобождала Пушкина от обычной цензуры, и таким образом Пушкин оказался под двойной цензурой: царя и Цензурного комитета.
Летом 1831 года Пушкин жил с женой на даче в Царском Селе. Там в кругу близких друзей, среди которых были Жуковский и молодой Гоголь, он прочитал «Сказку о попе и о работнике его Балде». Гоголь и особенно Жуковский с восторгом слушали новую сказку Пушкина, восхищались её простотой, юмором, её подлинно народным духом.
И в самом деле, это одна из самых народных сказок Пушкина. В ней Пушкин выразил народный взгляд на церковнослужителей.
Священнослужители зачастую сами жили совсем не так, как учили. Их лицемерие и неправда возмущали народ. Он жаждал справедливости, сурового возмездия и слагал смешные, остроумные сказки, в которых высмеивалось жадное духовенство и над ним всегда брали верх честные, сметливые труженики-батраки.

Поп «толоконный лоб». Рисунок А. Пушкина

Пушкин знал и любил эти сказки. Одну из них, «О попе и о работнике его Балде», он записал, а потом обработал в стихотворной форме.
Пушкин не был религиозным человеком. Поп в его сказке – жадный, бессердечный, бесчестный, глупый, настоящий «толоконный лоб». А батрак Балда у Пушкина – труженик-богатырь, мастер на все руки. Он умён и сметлив, не боится ни работы, ни чертей и ничего на свете.
«Сказку о попе и о работнике его Балде» Пушкин даже и не пытался напечатать, знал: цензура не пропустит. Уже после его трагической смерти, когда друзья поэта издавали собрание его сочинений, Жуковский решил издать и сказку о попе. Чтобы пропустила цензура, он вынужден был попа заменить купцом Кузьмой Остолопом, и сказка была напечатана под заглавием «Сказка о купце Кузьме Остолопе и работнике его Балде».
В переделке Жуковского сказка Пушкина потеряла всю свою политическую остроту.
Исчезла кое-где выразительность. У Пушкина сказка начинается энергично, сжато, весело:

«Жил-был поп,
Толоконный лоб».

А у Жуковского тяжело и длинно:

«Жил-был купец Кузьма Остолоп,
По прозванью Осиновый Лоб».

У Пушкина: «Щелк щелку ведь розь» звучит очень выразительно.

«Щелк» Жуковский изменил уменьшительным словом «щелчок»:
«Щелчок щелчку ведь розь».

Из сказки исчезла суровая мужественность стиха Пушкина. Сказка стала вялой, тусклой по форме и потеряла свой боевой, политический смысл.
В таком искаженном виде она печаталась долгие годы и только в 1882 году впервые была напечатана по рукописи.
Пушкин всегда живо интересовался народными восстаниями, изучал их и описывал в своих произведениях. В 1833 году он написал повесть «Дубровский», о восстании крепостных крестьян, и сейчас же задумал написать роман «Капитанская дочка» о восстании Пугачёва и одновременно – «Историю Пугачёва», научный труд без всякого вымысла. Чтоб собрать материал для нового романа и «Истории Пугачёва», 18 августа 1833 года он выехал из Петербурга на лошадях в далёкое путешествие – в Казань, Симбирск, Оренбург, где действовал когда-то Пугачёв. Как раз в этот день на Петербург налетела страшная буря. Лил дождь, и ветер дул с моря. Когда Пушкин подъехал к Троицкому мосту, Нева клокотала, вздувалась, ревела, билась о гранитные берега и была так высока, что разводной деревянный мост стоял дыбом. При въезде на мост полицейские протянули верёвку и не пропускали экипажи.
Пушкину не хотелось возвращаться домой. Он приказал кучеру ехать по набережной вверх по Неве, и ему, наконец, удалось переехать реку по другому мосту. Буря валила деревья. На Царскосельском проспекте Пушкин насчитал с полсотни сваленных деревьев. Всюду были лужи, и все они волновались, кипели и пенились.
Пушкин побывал в Оренбурге, в Уральске, в станице Берды – бывшей столице Пугачёва, всюду записывал песни, рассказы стариков и старух, которые видели Пугачёва своими глазами и хорошо его помнили.
В конце сентября Пушкин выехал из Оренбурга в обратный путь, и 1 октября он был уже в Нижегородской губернии, в селе Болдине, в имении своего отца, и там в тишине и уединении принялся за работу. Голова его была полна замыслов. Образ кипящей, бунтующей Невы и над нею «Медный всадник» – памятник Петру I – неотступно стояли перед ним со дня выезда из Петербурга и теперь тесно переплетались с образами народного возмущения, восстания Пугачёва.
Царь и народ, противоречия между ними опять приковали к себе все мысли Пушкина. Эти противоречия волновали его ещё в 1825 году в ссылке, в селе Михайловском, когда он работал над трагедией «Борис Годунов». Теперь, в Болдине, они снова охватили его, и он написал одно из самых совершенных своих произведений, «Петербургскую повесть» в стихах – «Медный всадник».
Пушкин высоко ценил Петра I как государственного деятеля, но горячо возмущался его деспотизмом, жестокостью, тем, что он расправлялся с народом, как «нетерпеливый, самовластный помещик». В «Медном всаднике» он искренно восхвалял Петра – строителя Петербурга, строителя России, и тому же Петру, но деспоту, «самовластному помещику», отчаявшийся, обезумевший от страданий бедный чиновник Евгений бросает в лицо пророческое и грозное: «Ужо тебе!»
Пушкин высказывал свои мысли не только в словах, но часто и в рисунках. Здесь вы видите несколько из них.
В 1829 году, по возвращении из путешествия в Арзрум, Пушкин работал над поэмой «Тазит» – о том, как должны измениться нравы горцев с развитием просвещения: исчезнет родовая месть, исчезнут грабежи и т. п. Рядом со стихами Пушкин нарисовал фальконетовский памятник Петру – коня, вскинувшегося на дыбы, но без I Петра, без «Медного всадника». Этот рисунок как бы договаривает то, чего не договорил Пушкин в «Тазите»: что с развитием просвещения исчезнет не только дикость нравов, но и монархическая власть, и лишний раз подчёркивает прямую связь мыслей Пушкина, «упрятанных» в «Бориса Годунова», с «Медным всадником»: «Конь иногда сбивает седока. »
В конце ноября 1833 года Пушкин приехал в Петербург и вскоре послал «Медного всадника» своему цензору – царю Николаю I. 14 декабря он записал в дневнике: «Мне возвращён «Медный всадник» с замечаниями государя. Слово «кумир» не пропущено высочайшей цензурой; стихи

«И перед младшею столицей
Померкла старая Москва
Как перед новою царицей
Порфироносная вдова»

вымараны. На многих местах поставлен (?). »
Это очень огорчило Пушкина. Он попробовал было спасти свою повесть, переделать в ней кое-что и бросил. Царские крючки стояли против центрального места повести:

«Кругом подножия кумира
Безумец бедный обошел
И взоры дикие навел
На лик державца полумира.
Стеснилась грудь его. Чело
К решетке хладной прилегло,
Глаза подернулись туманом.
По сердцу пламень пробежал.
Вскипела кровь. Он мрачен стал
Пред горделивым истуканом
И зубы стиснув, пальцы сжав,
Как обуянный силой черной,
«Добро, строитель чудотворный!»
Шепнул он злобно задрожав.
«Ужо тебе. «

Конь без всадника. Рисунок А. Пушкина

В этих стихах основная идея «Медного всадника». Можно ли их переделать, не извратив главного – острой, политической направленности повести, что больше всего ценил в ней Пушкин? Так она и осталась ненапечатанной при жизни Пушкина. Уже после его смерти, в конце 1837 года, Жуковский напечатал её в журнале «Современник» с такой переделкой самых важных строк:

«Безумец бедный обошел
Кругом скалы с тоскою дикой,
И надпись яркую прочел,
И сердце скорбию великой
Стеснилось в нем. Его чело
К решетке хладной прилегло.
Глаза подернулись туманом.
По членам холод пробежал
И вздрогнул он – и мрачен стал
Пред дивным Русским Великаном.
И перст свой на Него подняв,
Задумался».

Здесь всё как бы вывернуто наизнанку и сейчас звучит для нас, как кощунственная пародия на Пушкина.
Из «Медного всадника» исчезла главная идея, и повесть потеряла свой глубочайший смысл. Это не вина Жуковского, горячо любившего Пушкина, а вина царской цензуры, сквозь которую Жуковский хотел любыми путями провести поэму Пушкина.
За полгода до смерти. 21 августа 1836 года. Пушкин, как бы подводя итог своей многолетней и многотрудной литературной деятельности, написал стихотворение «Памятник». В нём свою славу поэта он противопоставляет славе царя.

«Я памятник себе воздвиг нерукотворный.
К нему не зарастет народная тропа.
Вознесся выше он главою непокорной
Александрийского столпа».

«Александрийский столп» – памятник Александру I – гигантская гранитная колонна, увенчанная бронзовым ангелом, попирающим крестом змею, был открыт в Петербурге на Дворцовой площади 30 августа 1834 года. Пушкин тогда был камер-юнкером и обязан был присутствовать на этом «торжестве». Но он не любил своего гонителя, царя Александра, и за пять дней до открытия памятника нарочно уехал из Петербурга.
Жуковский присутствовал на «торжестве» и в том же году подробно описал его в статье «Воспоминание о торжестве 30 августа 1831 года». Возвеличивая Александра I, он писал о единении царя с народом.
Пушкин в «Памятнике» возражает Жуковскому. Русский, калмык, финн сохранят в памяти не царя, которого они никогда не любили и не могли любить, а того, кто защищал и славил их свободу:

«Слух обо мне пройдет по всей Руси
великой.
И назовет меня всяк сущий в ней язык,
И гордый внук славян, и фин, и ныне
дикой
Тунгуз, и друг степей калмык.
И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал.
Что в мой жестокий век восславил я свободу
И милость к падшим призывал».

«Памятник» Пушкин не печатал, да и не мог напечатать: царь не разрешил бы. Напечатал его Жуковский уже после смерти поэта, заменив «Александрийский столп» «Наполеоновым столпом», уничтожив тем самым гордое противопоставление славы гонимого поэта славе его гонителя царя Александра. Самый важный стих, в котором Пушкин говорит о подвиге поэта-гражданина:

«Что в мой жестокий век восславил
я свободу. «

«Что прелестью живой стихов я был
полезен. «

Подвиг борца за свободу народную исчез. По воле цензуры Пушкин гордился только «прелестью стихов», поэтической формой.
С таким искажением стихи были высечены на постаменте памятника Пушкина, поставленном великому поэту в Москве на Тверском бульваре в 1880 году. И только после Октябрьской революции на нём были восстановлены подлинные стихи Пушкина.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Дата рождения:
Место рождения:
Дата смерти:
Место смерти:
Гражданство:
Род деятельности:
Годы творчества:
Направление: