Почему стала возможной авантюра Чичикова

Категория: Литература, литературные произведения
Тип: Сочинение
Размер: 7.6кб.
скачать

Почему стала возможной авантюра Чичикова

Приступая к работе над поэмой «Мертвые души» Н.В. Гоголь хотел показать «хотя бы с одногобоку всю Русь». В основе сюжета — похождения Чичикова, скупающего «мертвые души». Такая композиция позволила писателю показать последовательно помещиков, к которым заезжал Чичиков, показать их индивидуальные и типические черты.

Первый, кого посетил Чичиков, — это Манилов. Это очень милый, любезный человек, искренне обрадовавшийся приезду Чичикова. Он хорошо принимает гостя, знакомит со своей семьей: женой и двумя детьми — Фемистоклюсом и Алкидом. Эти имена говорят о некоторой претензии на индивидуальность их отца, но выглядит это довольно нелепо. Манилов восторгается не по годам развитому сыну, не понимая, что познания ребенка довольно скудны. Из этого можно сделать вывод, что и сам Манилов глуп. Гоголь так отозвался о своем персонаже: «Есть род людей, известных под именем: люди так себе, ни то ни се…». «Хозяйством нельзя сказать чтобы занимался, он даже никогда не ездил на поля…».

Помещица Коробочка, в отличие от Манилова, всегда занята хозяйством. У нее ухоженные огороды и дом «полон всякой домашней тварью». Но Коробочка безнадежно глупа, Гоголь называет ее «дубинноголовою». Когда Чичиков предлагает купить у нее мертвых душ, она понимает это буквально и говорит: «Нечто хочешь откапывать их из земли?»

Ноздрев обладает неуемным темпераментом, но эта его энергия направлена на игру в карты и кутежи. Хозяин он плохой: в доме незаконченный ремонт, пустые стойла, старая сломанная шарманка… Энергия этого человека тратится не на то.

Собакевич — настоящий хозяин. Но при этом все очень сделано грубо, все неуклюже. Даже лица всех домашних точно топором вырублены. Собакевич отнесся к мертвым душам как к предметам: торгуется, спорит о цене и на замечание Чичикова, что, мол, они как не существуюшие не имеют никакой цены, отвечает, что ели они ему нужны, значит, чего-то стоят.

Плюшкин — человек, совершенно опустившийся из-за своей невероятной скупости. Ему жалко выбросить даже старую зубочистку, кусочек засохшего лимона. Плюшкин — это пародия на человека.

Каждому из этих людей Чичиков предложил продать мертвые души. Манилов поначалу был очень удивлен такому предложению, он даже выронил трубку изо рта, но в силу своей глупости решил, что он просто не понимает «высокого слога» своего гостя. К тому же Чичиков казался ему очень уважаемым и образованным человеком, которого он боялся обидеть и потому просто подарил мертвые души.

Коробочка долго не могла взять в толк, что значит продать души, предлагала даже пеньку вместо них купить, говорила, что повременит с продажей — подождет купцов, но Чичиков, рассердившись на ее тупость, припугнул старушку чертом, и та сдалась.

Ноздрев со свойственной ему пылкостью стал выяснять у Чичикова, что тот «затеял». Ноздрева не удивила просьба Чичикова, он только хотел знать, что тот задумал. И вообще Ноздреву неинтересно продавать, да и дарить не хочется, отсюда возникают предложения одно абсурдней другого. У Чичикова и Ноздрева немало общего: они оба в погоне за деньгами утратили понятие о чести. Интересно, что только Ноздрев назвал Чичикова двуличным человеком, остальные помещики и чиновники не видят этого. Скорее всего, Ноздрев сказал это не задумываясь, но как бы там ни было именно он отказывает Чичикову продать мертвые души.

Собакевич к продаже душ подошел обстоятельно: он хорошо поторговался с Чичиковым, поторговавшись с Чичиковым, продал ему мертвые души и Плюшкин.

Все помещики в поэме лишены понятия чести, совести, порядочности. Они не имеют высокой духовной цели в жизни — вот почему Чичикову и удалось приобрести у них мертвые души.

Почему Гоголь сжег второй том «Мертвых душ»? Возможные версии

Поэма Гоголя «Мертвые души» по праву может считаться одной из лучших книг русской литературы. Гоголевский язык настолько завораживает, что от книги буквально нельзя оторваться. Великолепная речь писателя заставляет литературоведов по сегодняшний день жалеть о невозможности когда-либо увидеть второй том этого произведения.

Многие поколения исследователей творчества русского писателя задаются вопросом: почему Гоголь сжег второй том «Мертвых душ»? Есть несколько вариантов ответа на этот вопрос.

Вариант первый: второго тома не существовало

Данная версия основана на том факте, что никто не видел рукописный вариант второго тома. Единственный свидетель ее сожжения – Семен, слуга Гоголя. По его словам, писатель велел ему принести рукопись и, бросив в камин, поджег бумагу. Семен якобы просил его не сжигать книгу, на что Николай Васильевич ответил, что это не его дело.

Малограмотность и юный возраст слуги вызывают несерьезное отношение к этой версии. Однако свидетельства современников и исследования черновых материалов заставляют поверить, что второй том существовал. Следовательно, версия о том, что Гоголь сжег второй том, вполне реалистична.

Вариант второй: писатель уничтожил черновой вариант второго тома, а рукопись попала к графу А.П. Толстому

Этот вариант, как и первый, также маловероятен и основан на данных все того же Семена, слуги Гоголя. Даже если предположить, что Толстой решил скрыть существование рукописи, за такое долгое время она обязательно попала бы в руки исследователей творчества писателя. Однако такая версия весьма просто объясняет, почему Гоголь сжег второй том «Мертвых душ»: он избавлялся от ненужной бумаги.

Вариант третий: писатель сжег второй том книги, будучи в не совсем вменяемом состоянии

Надо сказать, что писатель с раннего возраста был склонен к депрессии, довольно часто у него случались припадки. Известно, что зимой 1852 года на его душевное состояние отрицательно повлияла смерть жены его друга. Писатель очень боялся смерти. Возможно, он сжег свой труд в возбужденном эмоциональном состоянии, посчитав, например, что его творение недостаточно хорошо. Эта версия более правдоподобна и объясняет, почему Гоголь сжег второй том «Мертвых душ», однако в настоящее время она не самая популярная.

Вариант четвертый: Гоголь сжег рукопись ошибочно, перепутав ее с черновиками

Как говорилось выше, информация, полученная от слуги Гоголя, хоть и не совсем точная, однако близка к истине. Известно, что однажды утром писатель поделился с графом Толстым, у которого жил, что, собираясь сжечь некоторые приготовленные им для этого вещи, сжег все. Также он поделился, что в уничтоженных тетрадках было много дельного изложено.

Согласно этой версии Николай Васильевич был доволен своей работой. Конечно, у него случались минуты отчаяния, но это свойственно каждому человеку, тем более творческому. В этом случае ответ на вопрос, почему Гоголь сжег второй том «Мертвых душ», звучит необыкновенно просто: он ошибся и уничтожил не то, что хотел.

Немного о жанре произведения и его названии

Рассмотрев версии того, почему автор уничтожил свой труд, попробуем разобраться в его жанровых особенностях. Итак, почему Гоголь назвал «Мертвые души» поэмой. На первый взгляд, такое определение жанра кажется странным. Когда мы слышим слово «поэма», то вспоминаем «Илиаду» и «Одиссею». На первый взгляд нам кажется, что ничего общего между «Мертвыми душами» и творением Гомера нет. Однако исследователи творчества Гоголя находят подтверждения того, что эти произведения действительно относятся к одному жанру. В частности, Коробочка является своеобразным олицетворением нимфы Калипсо, отдаленное поместье которой напоминает заброшенный остров. В образе Собакевича можно узнать циклопа Полифема – великана, живущего в берлогах. Одиссей и Чичиков начинают путешествовать по воле стихий, которые управляют ими. Первый бессилен перед силами природы, второй – перед природой человека.

Авторская исповедь Гоголя

Известен факт, что замысел этой поэмы принадлежал А.С. Пушкину, который восхищался талантом Гоголя описывать портреты людей и подарил Николаю Васильевичу свою идею. Автор «Мертвых душ» так увлекся работой, что решил написать целых три тома. Согласно авторскому замыслу вторая и третья части должны были представить нам положительных персонажей и показать нравственный рост главного героя – Чичикова.

Изначально автор планировал написать роман, но из-за большого количества лирических оборотов Гоголь пришел к пониманию необходимости назвать «Мертвые души» не иначе как поэмой. Такое определение жанра произведения самим писателем лишний раз говорит о том, что он не мог уничтожить его по доброй воле, так как слишком дорожил своим детищем. Скорее всего, это действительно была ошибка.

Итак, мы рассмотрели версии того, почему автор уничтожил свое детище. Однако остались черновики. Наибольшей популярностью пользуются первые пять глав уничтоженного тома. Они должны были быть опубликованы в 2010 году, однако этого не произошло. Хочется выразить надежду, что рано или поздно черновой вариант второго тома увидит свет.

В МОСКВЕ ДВА МИЛЛИОНА «МЕРТВЫХ ДУШ»

Источник: Hamburger Abendblatt. Перевод: ИноСМИ.Ru

У Сергеевых на столе стоял торт, когда на детский день рождения внезапно нагрянул переписчик. «Мы ему просто сказали, что все гости нашего сына Анатолия — это наши собственные дети. Он внес это в протокол. Теперь я отец семьи из девяти человек», — рассказывает, подмигивая, инженер-электрик Игорь Сергеев.
С такой же «серьезностью», как этот москвич, отнеслись, согласно опросам, к первой после распада Советского Союза переписи 47% россиян. Хроническое недоверие к государственной власти, к тому же редкий шанс наврать с три короба тем, кто наверху, превратили во многих местах акцию в настоящий фарс.
Во время последней переписи, проходившей в 1989 году, россиян было 148 млн, сегодня исходят из того, что их 143 млн — тенденция к убыли. Несмотря на это, переписчики насчитали в Москве свыше 10 млн жителей, чем предопределили большой численный скачок.
«Очень сомнительная цифра», — говорит демограф Виктор Переведенцев. Если исходить из сравнительных данных — таких, как рождаемость и смертность, — то в Москве должно быть от 8 до 8,5 млн жителей. Таким образом, в городе насчитали 2 млн мертвых душ.

Как известно, герой поэмы Николая Гоголя «Мертвые души» г-н Чичиков ездил по имениям и скупал подушные списки умерших крепостных, чтобы предъявить финансовые претензии государству. Нечто подобное замыслила и Москва. Дело в том, что для десятимиллионного молоха государство должно строить больше детских садов, школ и жилья.
Для искажения данных существуют, не говоря уже о политическом заказе, совершенно банальные причины. Тут, во-первых, страх многих жителей по поводу того, что данные будут переданы налоговой полиции. Так, «новые русские», проживающие в коттеджных городках в предместьях Москвы, сначала вообще не пускали переписчиков на свои участки. Во-вторых, разочарование по поводу того, что государство никогда не заботилось о своих подданных, а тут вдруг что-то решило сделать. «Почему мы должны позволять переписывать себя, если у нас не работает водопровод, если нам отключают отопление?» — спрашивали часто переписчиков в Сибири и на Дальнем Востоке.
Многие из 500.000 переписчиков населения были не в восторге от вознаграждения, составлявшего 50 евро. К тому же работа была небезопасной. Ранения получили 200 переписчиков. Милиция зарегистрировала многие десятки нападений, 2 изнасилования и почти 100 собачьих покусов.

Краткое содержание Мертвые души Гоголя

Мертвые души. Поэма, написанная Николаем Васильевичем Гоголем в 1841 году, имела грандиозный замысел. Это должно было быть произведение в трех частях. Первый том должен был познакомить читателей с настоящим русским человеком, обладающим множеством «даров и богатств» и, в то же время, огромным количеством недостатком. Именно этот, первый дом и дошел до современного читателя в полном объеме. Поскольку рукопись второго тома была сожжена великим русским писателем незадолго до смерти – сохранились лишь некоторые главы.

Поэма «Мертвые души» — это история Чичикова, который скупал мертвых крепостных крестьян, с целью прокрутить аферу, которая принесет ему огромную сумму денег. Повествуя о похождениях господина Чичикова, автор размышляет над проблемами социального и философского характера. Само название поэмы «Мертвые души» имеет несколько значений.

«Мертвые души» — это в первую очередь мертвые крестьяне, которых покупает Чичиков, следуя от помещика к помещику. Но ситуация, когда продажа и купля человека, становится повседневным делом, делает и живых крепостных «мертвыми», они товар в руках властных господ. Постепенно понятие «мертвые души» трансформируется, приобретая новое значение. Читателю становится ясно, что мертвые души, это сами помещики, люди, погрязшие в своих страстях к мелкому, «мелкие обыватели». И хотя все 5 помещиков, которых посетил главный герой, на первый взгляд, не похожи друг на друга, их кое-что объединяет – никчемность, пустота.

«Мертвые души» краткое содержание

1-6 главы

1 глава поэмы – это экспозиция. Читатель знакомится с господином Чичиковым, который прибывает в город. Герой останавливается в трактире, а затем наносит визиты всем имеющимся чиновникам. В ходе таких визитов Чичиков знакомится с некоторыми помещиками: Маниловым, Собакевичем, Ноздревым. Он узнает, сколько каждый помещик содержит душ, далеко ли находятся их имения.

2-6 главы – путешествие Чичикова по помещикам. Главный герой побывал в 5 имениях, встретился с пятью помещиками: Маниловым, Собакевичем, Ноздревым, Коробочкой и Плюшкиным. Проехав 30 верст, вместо обещанных 15, Чичиков приезжает к Манилову. Усадьба его находится на юру, среди английских клумб. Хозяин имения очень любезен, а как оказывается, через несколько минут, слишком любезен, слишком приторен. Он не вдается в дела имения, а живет иллюзиями, мечтами, целыми днями предаваясь размышлениям о несбыточных идеях. Чичиков обедает с Маниловыми, а затем сообщает хозяину, что хочет купить у него мертвых крепостных, которые числятся живыми. Манилов начала пугается, но затем, расчувствовавшись, с радостью соглашается. Чичиков отбывает к Собакевичу.

Кучер Селифан пропускает поворот, отчего путники попадают не к Собакевичу, а к Настасье Петровне Коробочке. Коробочка – пожилая помещица, она очень домовитая. В ее доме ничего не пропадает, а у крестьян крепкие избы. Она долго не соглашается отдавать мертвых крепостных Чичикову, все раздумывает, не продешевит ли она, не пригодятся ли они ей. В итоге, заплатив за каждую «мертвую душу» по пятнадцать рублей Чичиков отправляется дальше.

На столбовой дороге герой останавливается перекусить в трактире. Здесь он встречает следующего помещика – Ноздрева. Тот, возвращается вместе с зятем с ярмарки – своих коней Ноздрев проиграл. Где не появлялся Ноздрев, везде с ним случалась история, он этакий удалец-хулиган. Помещик увозит Чичикова к себе домой, где герой пытается уговорить Ноздрева продать ему мертвых крестьян. Ноздрев не тат-то прост: он ввязывает Чичикова в игру шашки, где ставкой становятся так желанные Чичикову «мертвые души». По ходу игры становится ясно, что Ноздрев неприкрыто жульничает. Когда дело почти доходит до драки, скупщика мертвых спасает внезапный визит капитана-исправника, который сообщает, что Ноздрев находится под судом. Чичикову удается бежать. На дороге экипаж путешественника случайно сталкивается с незнакомым экипажем. Пока средства для передвижения приводят в порядок, Чичиков любуется молодой особой приятной внешности и размышляет о приятностях семейной жизни.

Собакевич, следующий помещик, основательно кормит путника обедом, заодно обсуждая всех городских чиновников. Все они, по словам, Собакевича, самые низкие люди, жулики и свиньи. Узнав о том, что, вернее кого, хочет купить Чичиков, Собакевич ничуть не удивляется. Он торгуется и просит Чичикова оставить задаток.

Путешествие Чичикова завершается посещением последнего помещика – Плюшкина. Автор называет его «прорехой человечества». Чичиков, увидев Плюшкина, думает, что это ключница или слуга. Хозяин имения одет в лохмотья, непонятные тряпки. В его доме ничего не выкидывается, а наоборот, даже подошва от ботинка будет принесена в дом. В помещении горками сложен хлам, Плюшкин предлагает Чичикову выпить напиток, который он сам повторно профильтровал от грязи. Рассказав о явной выгоде продажи мертвых душ и заключив удачную сделку, Чичиков возвращается в город.

7-10 главы

Главы показывают другой слой общества – чиновничество. Чичиков, подготовив все списки крестьян, отправляется в палату, где его уже ждут Манилов и Собакевич. Председатель палаты помогает оформить все документы, подписывает купчую за Плюшкина. Чичиков сообщает чиновникам, что отправит всех крестьян в Херсонскую губернию. После оформления документов, все присутствующие отправляются в соседнюю комнату, где едят и выпивают за новоявленного помещика и его будущую счастливицу жену.

В трактир Чичиков возвращается разморенный и сильно уставший. Уже на следующий день в городе стали ходить слухи, что Чичиков миллионщик. Дамы стали сходить с ума, герою даже пришло письмо с амурными стихами от неизвестной. А главное, его приглашают на губернаторский бал. На балу Чичиков пользует умопомрачительным успехом. Он переходит от одних объятий в другие, от одной беседы к другой. Женщины не сводят с него глаз. Но Чичикова заинтересовала только одна девушка – шестнадцатилетняя блондинка, с который когда-то он столкнулся на дороге.

Она оказалась дочкой губернатора. Но такое отличное положение дел портит Ноздрев: пьяный, во всеуслышание он спрашивает у нового Херсонского помещика, сколько он наторговал мертвых душ. Общество не воспринимает слова пьяного всерьез, но Чичиков заметно расстраивается, не поддерживает беседу, делает ошибку в карточной игре. На следующий день в город приезжает Коробочка узнать, почем нынче мертвые души. Ее приезд дает благородную почву для сплетен, которые разделяют город на две партии: мужскую и женскую.

Мужская партия пытается выяснить, зачем Чичиков скупал мертвые души, а женская считает, что Чичиков хочет украсть губернаторскую дочь. Чиновники, рассуждая о Чичикову, путаются в загадках. Одни считают, что он делатель фальшивых ассигнаций, другие, что он – капитан Копейкин. Масла в огонь подливает и Ноздрев, который подтверждает каждую догадку придуманными подробностями. После этих разбирательств, потрясенный прокурор приходит домой и умирает.

В это время Чичиков, болеет и не понимает, почему его никто не навещает. К счастью, Ноздрев посещает его и рассказывает, кем теперь является Чичиков в глазах жителей города. Герой решает срочно уезжать, но при выезде из города сталкивается с похоронной процессией. Особое место занимает 11 глава, автор рассказывает биографию Павла Ивановича Чичикова. О его детстве, учебе, карьере, службе. Чичиков был бедным, но обладал практичным умом, что и помогло сложить в его голове план, как накупить мертвых крестьян, а потом, выручив деньги, обеспечить себе спокойной будущее.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: