Победителю ученику от побеждённого учителя» (Жуковский и Пушкин: история одной дружбы)

Пушкин признавал себя учеником Жуковского. Но, учась у него, он перерастал своего предшественника и преодолевал его влияние, в общем чуждое основным устремлениям пушкинского творчества. Сравнение сказок Пушкина с одновременно написанными сказками Жуковского показывает, например, насколько внешне воспринимал задачу народности искусства Жуковский и насколько глубоко проникнут был ею Пушкин.

Сам Жуковский, умевший понимать и ценить прекрасное, рано осознал, что ему предстоит уступить дорогу гению Пушкина. В день, когда Пушкин закончил свою первую поэму «Руслан и Людмила», Жуковский подарил ему свой портрет, на оборотной стороне которого рукой великого представителя романтизма была написана историческая фраза: «Победителю ученику от побеждённого учителя».

В одном из писем (12 ноября 1824 года) Жуковский пишет Александру Сергеевичу: «Ты имеешь не дарование, а гений. Ты богач, у тебя есть неотъемлемое средство быть выше незаслуженного несчастия и обратить в добро заслуженное… Ты рожден быть великим поэтом; будь же этого достоин. В этой фразе вся твоя мораль, все твое возможное счастие и все вознаграждения…».

В чем же заключается следование Пушкина Жуковскому в творчестве?

Прежде всего, в том, что Василий Андреевич Жуковский был признанным мастером романтической прозы. Именно он стоял у истоков этого литературного течения в России, именно его произведения – например, баллады «Светлана», «Людмила» — до сих пор являются признанными эталонами романтического искусства, выводящего на сцены исключительных героев и ставящего их в исключительные обстоятельства.

А Александр Сергеевич Пушкин, как известно, в начале своего творческого пути так же следовал романтическим традициям. Его поэму (в частности, «Руслан и Людмила»), сказки, раннюю лирику, первые главы романа в стихах «Евгений Онегин» можно назвать данью Жуковскому.

Но постепенно Пушкин уходит от романтизма к реализму, и Жуковский, с его оторванной от реальной жизни лирикой, перестает быть для поэта учителем.

Но не только творчество объединяло двух мастеров слова. Их объединяла и дружба. Между ними велась оживленная переписка. Так, сохранилась записка Пушкина, которую тот написал другу, когда не застал его однажды дома:

Штабс-капитану, Гете, Грею,

Томсону, Шиллеру привет!

Им поклониться честь имею,

Но сердцем истинно жалею,

Что никогда их дома нет.

Вообще, Пушкин и Жуковский были очень дружны. На правах старшего товарища Василий Андреевич не раз выручал своего друга. Так, в конце 1824 года, когда Пушкин поссорился со своим отцом и тот обвинил его в том, что он хотел его избить, Жуковский заступился за поэта перед властями. Так как положение Пушкина было отчаянным (ему уже присудили ссылку в родное поместье — Михайловское), обвинение в «избиении» могло усугубить наказание (угрожали ссылкой в Сибирь).

В 1825-м году Жуковский также пришел поэту на помощь – он заступился за него перед царем, когда Пушкин был в подозрении после восстания декабристов. Дело в том, что Жуковский служил при дворе и имел возможность прямого доступа к властьдержащим. Он сумел сохранить при дворе безупречную честность, нравственную чистоту и прямоту характера. Ни почести, ни награды не могли заставить его позабыть о «святейшем из званий: человек». Трусость и раболепство были чужды Жуковскому. Он много раз заступался за опальных героев. Все это привело, в конце концов, к тому, что Николай 1 стал подозревать Жуковского в свободомыслии и политической неблагонадежности.

Жуковский был также очень близким духовным другом Пушкина. Он не раз помогал поэту в трудные моменты жизни, умел приободрить, вселить уверенность, успокоить… Но он не смог уберечь друга от гибели… После смерти Пушкина Жуковский написал стихотворение, в котором выразил боль и недоумение от произошедших трагических событий:

Долго стоял я над ним, один, смотря со вниманьем

Мертвому прямо в глаза; были закрыты глаза,

Было лицо его мне так знакомо, и было заметно,

Что выражалось на нем, — в жизни такого

Мы не видали на этом лице…

…мнилось мне, что ему

В этот миг предстояло как будто какое виденье,

Что-то сбывалось над ним… И спросить мне хотелось: что видишь?

0 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Пушкин А.С. / Разное / «Победителю ученику от побеждённого учителя» (Жуковский и Пушкин: история одной дружбы)

Смотрите также по разным произведениям Пушкина:

ПУШКИНСКИЙ ПРОЕКТ

Шестнадцатая международная юношеская научная конференция

« Санкт-Петербург, Пушкин, Лермонтов и мировая культура»

15-20 октября 2014 года

Санкт-Петербургское общество «Пушкинский проект» совместно с Санкт-Петербургским Государственным Университетом, Институтом русской литературы РАН («Пушкинский Дом»), Всероссийским Музеем А.С.Пушкина и Санкт-Петербургским городским Дворцом Творчества Юных проводит с 15 по 20 октября 2014 года в Санкт-Петербурге XVI Международную юношескую научную конференцию «Санкт-Петербург, Пушкин, Лермонтов и мировая культура» (заезд в гостиницу 14 октября 2014 года).

Обращаем ваше внимание, что в этом году мы предлагаем участникам проживание в гостинице «Октябрьская» в центре города в шаговой доступности от места проведения конференеции и основных городских достопримечательностей.

В 1999-2013 гг. в Санкт-Петербурге успешно прошли уже пятнадцать детско-юношеских научных конференций, традиционно проводимых в октябре. Лауреаты удостаивались дипломов за подписью ректора Санкт-Петербургского Государственного Университета, директора Института Русской литературы (Пушкинский Дом), директора Музея-заповедника А. С. Пушкина «Михайловское». Работа конференций широко освещалась в средствах массовой информации. По итогам конференций издавались сборники лучших докладов участников.

Шестнадцатая Конференция призвана содействовать продолжению успешной научно-исследовательской работы учеников и преподавателей, а также служить стимулом для дальнейшего развития образовательного обмена между школьниками и учителями.

Традиционными для конференции являются «пушкинские темы», интерес к которым не ослабевает год от года. Тем не менее, как известно, 2014 год – юбилейный год М.Ю. Лермонтова, поэтому к традиционным темам осенних юношеских конференций, проводимых Пушкинским проектом, добавляются темы, связанные с творчеством М.Ю Лермонтова.

Доклады и дискуссии участников целесообразно посвятить следующим общим проблемам (каждый участник должен конкретизировать одну из них):

  • Роль Петербурга и петербуржцев в культурной и общественной жизни российских регионов.
  • Пушкин — родоначальник живого русского языка.
  • Пушкин и преобразование русского языка.
  • Пушкин и русская культура.
  • Провинциальная Россия в прозе Пушкина.
  • Роль Царского Села в русской культуре.
  • Знаменитые лицеисты, их место в общественной и культурной жизни России
  • Периоды в творчестве А.С. Пушкина (анализ текстов).
  • Вопрос о единстве и направлениях развития литературного русского языка в
  • эпоху Пушкина.
  • Отношение Пушкина к проблемам литературного языка.
  • Языковой синтез, осуществлённый в творчестве Пушкина и вопрос об исторической изменчивости русского литературного языка.
  • Литературный язык и народная речь.
  • Значение языковых открытий Пушкина.
  • М.Ю. Лермонтов и Петербург.
  • М.Ю. Лермонтов на Кавказе.
  • «Глубинная» Россия в творчестве Лермонтова.
  • Русская история в произведениях М.Ю.Лермонтова.
  • Мифологические образы в творчестве М.Ю.Лермонтова.
  • Легенды и мифы о М.Ю.Лермонтове.
  • Петербургский стиль и его основные черты.
  • Что такое «петербургский текст»? История его становления и развития. Существует ли он в наше время?
  • «Петербургский текст» и изображение столиц в европейских литературах.
  • Отдельная секция конференции традиционно будет посвящена краеведению, родословным и семейной истории школьников.

Каждому участнику конференции будет предоставлена возможность выступить с докладом в течение 15 минут (10 минут выступление + 5 минут вопросы).

По итогам Конференции предполагается издание сборника лучших докладов в электронном виде с публикацией на сайте «Пушкинского проекта».

Обратите внимание,что все участники Конференции будут награждены памятными дипломами разной степени и памятными подарками.

Исследовательская работа учащегося на литературоведческую и междисциплинарную тематику должна быть оснащена правильно оформленным сносочным аппаратом и отвечать, по крайней мере, одному из следующих требований:

  • оригинальная и при этом обоснованная интерпретация текста;
  • неожиданное и продуктивное сопоставление произведений
  • многоаспектный анализ поэтики одного или нескольких текстов;
  • введение в научный оборот какого-либо нового или забытого материала (биографического, текстуального и др.).

Исследовательская работа учащегося на краеведческую тематику должна быть оснащена правильно оформленным сносочным аппаратом и отвечать, по крайней мере, одному из следующих требований:

  • использование в работе неофициальных материалов (семейные фотографии, дневники, письма, рукописные воспоминания);
  • использование малодоступных печатных источников и малодоступной информации;
  • разработка таких тем, которые требуют постановки вопросов, нуждающихся в разыскании материала. В порядке исключения к участию в конкурсе допускаются интересные работы, написанные в жанре сочинения, отражающие личный опыт автора, однако в этом случае в заявке на участие необходимо указывать, что работа носит характер эссе или сочинения

В порядке исключения к участию в конкурсе допускаются интересные работы, написанные в жанре сочинения, отражающие личный опыт автора, однако в этом случае в заявке на участие необходимо указывать, что работа носит характер эссе или сочинения.

Напоминаем ещё раз, что выбранная Вами тема НЕ ДОЛЖНА ПОЛНОСТЬЮ СОВПАДАТЬ с заявленными выше общими проблемами. Тема Вашего доклада должна быть более конкретной, чем заявленные в письме проблемы.

Требования к оформлению печатной работы:

  • Текст набирается кеглем 14 (Times New Roman) 1,5 интервала;
  • поля: 2,5 см. сверху и снизу; 1,5 см. справа, 3,0 см. слева;
  • Объем работы – не более 10 страниц компьютерного текста;
  • Обязательно указывается: ФИО автора полностью, наименование школы, класс, а также Ф.И.О. научного руководителя;
  • В случае цитирования обязательно делать сноски в соответствии с установленными нормами (ПРИМЕР: Плаксин В.Т. Руководство к изучению истории русской литературы. СПб., 1846. С. 100).
  • Орфография и стилистика вычитывается автором.

Второй год подряд в рамках Конференции будет организован «Конкурс юных чтецов» для участников, которые пока не готовы выступить с исследовательскими работами и являются слушателями.

На конкурсе могут читаться отрывки из произведений А.С Пушкина, М.Ю. Лермонтова и других русских поэтов, а также произведения собственного сочинения. Длительность одного выступления – не более 7 минут. Участник конкурса может читать как по памяти, так и по книге. Выступление будет оцениваться по следующим параметрам:

  • выбор текста (если текст авторский – его качество);
  • артистизм исполнения;
  • понимание текста.

Победители конкурса будут награждены памятными дипломами и подарками.

Также в рамках конференции для учителей будет организован Общероссийский семинар повышения квалификации. Занятия будут проходить параллельно с заседаниями секций. Таким образом, учителя смогут не только сопровождать талантливых учащихся на Конференцию, но и получить новые знания, обменяться опытом с коллегами, получить сертификаты о повышении квалификации в межаттестационный период Обращаем ваше внимание, что дополнительная оплата за участие в семинаре и конкурсе чтецов не взимается!

© Культурно-просветительское общество «Пушкинский проект»

Маер Елена Владимировна

Маер Елена Владимировна

Сайт учителя географии

Профессия: учитель

Профессиональные интересы: Изучение новых педагогических технологии.

Увлечения: Разведением комнатных цветов.

Регион: Новосибирская область

Населенный пункт: С.Киргинцево Купинского района

Место работы: МКОУ Киргинцевская СОШ Купинского района Новосибирская области

Навигация

Мой сайт будет интересен, прежде всего, учителям географии. Давайте делиться опытом и достижениями, коллеги.

О себе

Работаю в школе уже десятый год учителем географии и биологии.Большое внимание в своей работе уделяю экологическому направлению. Приобщаю учеников к экологическому воспитанию.

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

А.С. Пушкин «Евгений Онеген»

Мой взгляд на мир

Глядя на мир, нельзя не удивляться!

«Это невозможно – сказала причина; Это бессмысленно – сказал разум; Это больно – сказала гордость; А ты попробуй! – сказала мечта. Всегда нужно пробовать, чтобы не жалеть потом…» Ведь ценой одной лишь попытки может стать НОВАЯ ЖИЗНЬ! Всем нам дается шанс изменить себя и свою жизнь! Так что же. Вперед!

Моё портфолио

Здесь собраны грамоты и благодарности за мою педагогическую деятельность. А также достижения моих выпускников.

Надеюсь информация будет полезной и поможет в работе. А кому-то, возможно, станет стимулом для работы. В нашей школе большое внимание уделяется работе учителей гуманитарного цикла. Особое место уделяется географии. Мои ученики ежегодно участвуют в конкурсах и олимпиадах, а также выбирают географию для сдачи ЕГЭ и ГИА.

Городской конкурс научно – исследовательских и творческих работ «Шаг в науку» ТЕМА: «ЭТОТ ЗАГАДОЧНЫЙ СНЕГ» Автор: Рязанов Денис Научный руководитель: Касьянова. — презентация

Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемssuser1496ff

Похожие презентации

Презентация на тему: » Городской конкурс научно – исследовательских и творческих работ «Шаг в науку» ТЕМА: «ЭТОТ ЗАГАДОЧНЫЙ СНЕГ» Автор: Рязанов Денис Научный руководитель: Касьянова.» — Транскрипт:

1 Городской конкурс научно – исследовательских и творческих работ «Шаг в науку» ТЕМА: «ЭТОТ ЗАГАДОЧНЫЙ СНЕГ» Автор: Рязанов Денис Научный руководитель: Касьянова Татьяна Юрьевна Место выполнения работы: МОУ СОШ 8

2 «Под голубыми небесами, великолепными коврами блестя на солнце снег лежит…» А. С. Пушкин

4 «Нигде влияние снежного покрова так не велико, как в России, так как нигде нет равнины настолько обширной, отдалённой от морей и покрытой снегом зимой» А. И. Воейков «Климаты земного шара»

6 Цель исследования: выяснить, что такое снег, изучить его свойства. Объект исследования: снег Задачи: 1. Изучить внешний вид и свойства снега. 2. Изучить чистоту снега 3. Выяснить, какую пользу приносит снег окружающей среде. Методы исследования: 1. Изучение литературы 2. Наблюдения 3. Проведение опытов 4. Беседы.

10 «Скользя по утреннему снегу, Друг милый, предадимся бегу Нетерпеливого коня. » А.С. Пушкин

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: