Лермонтов М — Пленный рыцарь (

Вольная жизнь и в этом стихотворении выступает как безусловная ценность, но она уже недоступна «пленному рыцарю», ибо внутренняя связь с нею прервана.

Молча сижу под окошком темницы;
Синее небо отсюда мне видно:
В небе играют всё вольные птицы;
Глядя на них, мне и больно и стыдно.
Нет на устах моих грешной молитвы,
Нету ни песни во славу любезной:
Помню я только старинные битвы,
Меч мой тяжелый да панцирь железный.
В каменный панцирь я ныне закован,
Каменный шлем мою голову давит,
Щит мой от стрел и меча заколдован,
Конь мой бежит, и никто им не правит.
Быстрое время — мой конь неизменный,
Шлема забрало — решетка бойницы,
Каменный панцирь — высокие стены,
Щит мой — чугунные двери темницы.
Мчись же быстрее, летучее время!
Душно под новой бронею мне стало!
Смерть, как приедем, подержит мне стремя;
Слезу и сдерну с лица я забрало.

читает Г.Бортников
БОРТНИКОВ Геннадий Леонидович (род. 1939), актёр, народный артист Российской Федерации (1993). С 1963 в Московском театре им. Моссовета. Игре свойственны приподнятость, порывистость, импульсивность.
В Театре им. Моссовета Бортников играл до своих последних дней, исполняя роли в самых различных амплуа. В конце жизни он выпустил новый спектакль «Прихоти любви, или капризы Марианны», где выступил и в главной роли, и как автор инсценировки, и как автор костюмов.
Скончался Геннадий Бортников в Москве 24 марта 2007 года от инфаркта.

Михаи́л Ю́рьевич Ле́рмонтов (3 октября 1814, Москва — 15 июля 1841, Пятигорск) — русский поэт, прозаик, драматург, художник. Творчество Лермонтова, в котором удачно сочетаются гражданские, философские и личные мотивы, отвечавшее насущным потребностям духовной жизни русского общества, ознаменовало собой новый расцвет русской литературы. Оно оказало большое влияние на виднейших русских писателей и поэтов XIX и XX вв. Драматургия Лермонтова имела огромное влияние на развитие театрального искусства. Произведения Лермонтова получили большой отклик в живописи, театре, кинематографе. Его стихи стали подлинной кладезью для оперного, симфонического и романсного творчества, многие из них стали народными песнями.

«Пленный рыцарь» М. Лермонтов

Молча сижу под окошком темницы,
Синее небо отсюда мне видно:
В небе играют всё вольные птицы;
Глядя на них, мне и больно и стыдно.

Нет на устах моих грешной молитвы,
Нету ни песни во славу любезной:
Помню я только старинные битвы,
Меч мой тяжёлый да панцирь железный.

В каменный панцирь я ныне закован,
Каменный шлем мою голову давит,
Щит мой от стрел и меча заколдован,
Конь мой бежит, и никто им не правит.

Быстрое время — мой конь неизменный,
Шлема забрало — решётка бойницы,
Каменный панцирь — высокие стены,
Щит мой — чугунные двери темницы.

Мчись же быстрее, летучее время!
Душно под новой бронёю мне стало!
Смерть, как приедем, подержит мне стремя, —
Слезу и сдёрну с лица я забрало.

Анализ стихотворения Лермонтова «Пленный рыцарь»

Несмотря на благородное происхождение, Михаил Лермонтов ощущал себя по-настоящему свободным лишь в раннем детстве. Однако уже с 7 лет его жизнь была подчинена строгому распорядку, в котором учеба чередовалась с освоением светских манер. В подростковом возрасте Лермонтов грезил о том, что станет великим полководцем и сумеет совершить хотя бы один подвиг, достойный упоминания в истории. Но очень скоро он осознал, что время настоящих героев осталось в прошлом, и даже если ему удастся завоевать пол-Европы, как Наполеон, этого все равно никто не оценит.

Таком образом, Лермонтов считал себя заложником времени и общественных устоев, понимая, что обрести духовную свободу в данном случае невозможно. В 1840 году, незадолго до смерти, поэт написал стихотворение «Пленный рыцарь», в котором раскрыл свои мысли и чувства, пусть и в завуалированной форме.
Уже с первых строчек становится ясно, что Лермонтов отождествляет себя с героем этого произведения – изможденным рыцарем, который вынужден сидеть «под окошком темницы», испытывая боль и стыд. Чем же вызваны подобные эмоции? В первую очередь, отсутствием свободы. Своего героя поэт описывает как опытного воина, который устал об бездействия, но по какой-то непонятной причине вынужден находиться взаперти, осознавая, что его щитом являются «чугунные двери темницы», панцирем – «высокие стены», а «быстрое время – мой конь неизменный».

Проводя подобную аналогию, Лермонтов дает понять, что чувствует себя точно так же, как и пленный рыцарь, который и хотел бы выполнить свое жизненное предназначение, но лишен такой возможности. При этом автор отмечает, что «конь мой бежит, и никто им не правит», подразумевая под этим собственную жизнь, которую считает бесцельной, никчемной и никому не нужной. Единственным выходом из сложившейся ситуации Лермонтов считает смерть, и этот персонаж появляется в последних строчках стихотворения «Пленный рыцарь». Причем, смерть поэт воспринимает как союзницу, которая «подержит мне стремя» и поможет избавиться от душевных терзаний, связанных с невозможностью реализовать собственные мечты.

В последние месяцы жизни Михаил Лермонтов много раз возвращался к теме жизни и смерти, каждый раз отмечая, что с радостью отдал бы предпочтение последнему варианту. В наши дни такое поведение психологи бы назвали кризисом среднего возраста, когда человек оглядывается назад и понимает, что ему нечего оставить своим потомкам. Однако следует учитывать, что Лермонтов был весьма самокритичен, и собственные произведения, которыми сегодня восхищается весь мир, считал юношеской забавой, не стоящей внимания. Возможно, если бы его стихи были признаны в обществе, то судьба поэта сложилась бы совершенно иначе, и он смог бы понять, что литература является его главным жизненным предназначением.

Пленный рыцарь (Лермонтов)

← Соседка Пленный рыцарь («Молча сижу под окошком темницы…»)
автор Михаил Юрьевич Лермонтов (1814—1841)
Расписку просишь ты, гусар. →
См. Стихотворения 1840 . Дата создания: 1840, опубл.: 1841 [1] . Источник: Лермонтов М. Ю. Полное собрание стихотворений в 2 томах. — Л.: Советский писатель. Ленинградское отделение, 1989. — Т. 2. Стихотворения и поэмы. 1837—1841. — С. 51. • №387 (ПСС 1989)

Авторские и издательские редакции текста [ править ]

  • Пленный рыцарь // Иллюстрированное полное собрание сочинений в 6 т. 1914-15. T.3, 1914 (дореформенная орфография)
  • Пленный рыцарь // Полное собрание стихотворений: В 2 т., 1989. Т.2
  • Пленный рыцарь // Полное собрание стихотворений: В 2 т., 1989. Т.2 (Ё)


Молча сижу под окошком темницы,
Синее небо отсюда мне видно:
В небе играют всё вольные птицы;
Глядя на них, мне и больно и стыдно.

Нет на устах моих грешной молитвы,
Нету ни песни во славу любезной:
Помню я только старинные битвы,
Меч мой тяжёлый да панцирь железный.

В каменный панцирь я ныне закован,
Каменный шлем мою голову давит,
Щит мой от стрел и меча заколдован,
Конь мой бежит, и никто им не правит.

Быстрое время — мой конь неизменный,
Шлема забрало — решётка бойницы,
Каменный панцирь — высокие стены,
Щит мой — чугунные двери темницы.

Мчись же быстрее, летучее время!
Душно под новой бронёю мне стало!
Смерть, как приедем, подержит мне стремя, —
Слезу и сдёрну с лица я забрало.

Март или апрель 1840?

Примечания [ править ]

  • 387. ОЗ. 1841, № 8. — — Печ. по копии ПД, тетр. 15. Датируется предположительно 1840 г. Ст-ние завершает тюремную тему в творчестве Лермонтова и, скорее всего, написано в марте-апр. 1840 г., когда поэт находился под арестом за дуэль с Э. де Барантом. Э. Герштейн относит ст-ние к 1841 г. на том основании, что оно объединено со ст-ниями этого времени темой смерти (№ 406, 414 и др.). Однако к этой теме Лермонтов обращался и в 1840 г. (№ 392 — «Благодарость»; № 399 — «Завещание»). Едва ли ст-ние написано в первые месяцы 1841 г., когда Лермонтов был в отпуске в Петербурге (до 14 апр.): ст-ния более позднего периода вошли в зап. кн., где автографа «Пленного рыцаря» нет.

    ↑ Впервые — в журнале «Отечественные записки», 1841, том XVII, № 8, отд. III, с. 268.
    Комментарий:

    В соответствии с п. 4 части 6 статьи 1259 Гражданского кодекса Российской Федерации сообщения о событиях и фактах, имеющие исключительно информационный характер не являются объектами авторских прав.

    «Пленный рыцарь», Лермонтов. Анализ стихотворения

    Михаил Юрьевич Лермонтов имел дворянское происхождение, поэтому с раннего детства его воспитывали в строгости, с полным освоением светских манер. И безусловно, огромное внимание уделялось образовательному процессу. Бабушка поэта Елизавета Алексеевна, у которой он с раннего возраста воспитывался, не жалела средств на обучение своего любимого внука. Иначе откуда бы у него взялись такие великолепные знания русской и зарубежной литературы и нескольких иностранных языков? Лермонтов также учился музыке и прекрасно рисовал. Все это вскоре принесло свои плоды.

    «Пленный рыцарь»

    Лермонтов, воспитанный на литературных творениях великих Вильяма Шекспира и Фридриха Шиллера, творчеством которых в юности своей был сильно увлечен, хотел стать тоже известной личностью или, на крайний случай, каким-нибудь полководцем, которого бы знал весь мир, и, например, завоевать пол-Европы, как это сделал Наполеон.

    Поэзией Лермонтов начал увлекаться с самого детства. Его первые стихи были написаны на французском языке. Он был большим мечтателем и фантазером, но мечты и желания его так и не сбылись, потому что во все времена всегда было легче жить невеждам и глупцам, чем таким умным и талантливым людям, какими были, например, Пушкин и Лермонтов.

    Свое стихотворение «Пленный рыцарь» Лермонтов писал под воздействием чего-то несостоявшегося и несбывшегося. Образ рыцаря, который создал Лермонтов за год до своей смерти в 1840 году, стал в буквальном смысле посмертной маской поэта. Он практически заживо похоронил себя в полном расцвете лет. Его душа к тому времени была уже истерзана и изранена. Поэт понимал, что его время близится к концу, для борьбы уже не осталось ни сил, ни желания.

    «Пленный рыцарь», Лермонтов. Анализ произведения

    Лермонтов стал заложником своего времени, ему, как человеку прогрессивных и революционных взглядов, не нравились общественные устои, а в таком состоянии он не мог обрести ту духовную свободу, о которой мечтали декабристы и Пушкин.

    Стихотворение «Пленный рыцарь» Лермонтова полностью раскрывает внутренний мир поэта, хоть и в завуалированной форме. Лермонтов здесь ассоциирует себя с уставшим рыцарем, сидящим «под окошком темницы», которому больно и стыдно. Отчего у него такие сильные эмоции? А все из-за отсутствия той долгожданной свободы, которой он так долго добивался, но не обрел.

    Метафора

    В произведении «Пленный рыцарь» Лермонтов часто обращается к метафоре. Его герой — это опытный воин, который понимает, что уже никому не нужен. Уставший от своего бездействия, он теперь вынужден находиться взаперти, в темнице, где шлема забрало — это решетка бойницы, его щит — чугунные двери, а каменный панцирь заменяют высокие стены. Время ассоциируется с конем, которым никто не правит. Здесь Лермонтов подразумевает собственную жизнь, уже никчемную, бесцельную и никому не нужную. Он желал выполнить свое предназначение, но был лишен такой возможности. И теперь единственный выход, который видит поэт, — это смерть. Этот образ проявляется в последних строчках стихотворения. Причем воспринимается смерть как помощница, которая может поддержать рыцарю стремя, когда он приедет. Тогда-то и наступит то долгожданное облегчение от одиночества, душевных волнений и тоски, связанных с нереализованными мечтами.

    Заключение

    В это время, когда писал стихотворение «Пленный рыцарь», Лермонтов часто обращался к теме жизни и смерти. И каждый раз отдавал предпочтение второму варианту как спасительному и самому верному, так как других путей он для себя уже не видел. В этом прослеживалась глубочайшая депрессия и предчувствие рокового исхода. Оглядываясь назад, поэт понимал, что для потомков он ничего так и не оставил. При этом следует учитывать, что Лермонтов был достаточно самокритичным и к своему творчеству вообще серьезно не относился, считая его юношеской забавой или хобби, на которое не стоит и обращать и внимания, тем более что в то время стихи его не были признаны обществом, а все больше раздражали. Если бы он смог раньше понять, что русская литература в лице поэзии была его главным приоритетом, то возможно, и жизнь свою он прожил бы по-другому.

    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: