План романа Дубровский

Образ Дубровского в романе А.С. Пушкина

Многие годы образ Дубровского занимает воображение думающего и чувствующего читателя. Психологический портрет человека, а особенно литературного персонажа, составить всегда не просто, тем более, когда он не однозначен и противоречив. Главный герой романа Пушкина «Дубровский» таковым и является.
Образ Дубровского следует рассматривать не только с учетом собственного мнения, но и опираясь на авторское видение персонажа с учетом исторического периода.

Первое впечатление от главного героя романа «Дубровский» великого русского поэта и писателя А.С.Пушкина — романтический герой, благородный мститель, русский Робин Гуд. Очарованию Владимира трудно противостоять, ведь он молод, хорош собой, артистичен, имеет блестящее и разностороннее образование (французский язык знает в совершенстве, прекрасно танцует, играет на фортепьяно), любящий сын, отчаянно смел (хладнокровно расправляется с медведем, свободно чувствует себя в стане своего заклятого врага Троекурова) и, столь же, отчаянно влюблен. Он организатор и лидер среди крестьян-разбойников. Как не странно, но Дубровский вызывает симпатию даже у уездных помещиков, а все барышни заочно в него влюблены. Страх испытывают лишь те, кто причастен к «рейдерскому» захвату имущества семьи Дубровских. Отмщение за безвременную кончину батюшки со стороны Владимира грозит лишь чиновникам-мздоимцам и продажным судьям. Благородный поступок Дубровского (возвращение помещице Глобовой денег, предназначенных ее сыну-офицеру) свидетельствует о его бескорыстии и стремлении к торжеству справедливости. Трепетное чувство Владимира к Маше вызывает восхищение, его слова, обращенные к возлюбленной, «… ни единое существо, связанное с вами узами крови, не подлежит моему проклятию…», подтверждают его безграничную любовь.
С крестьянами Дубровский общается на равных, не требуя от них никакого особо почтительного отношения к себе.

Однако финал романа несчастливый. И здесь возникает вопрос, почему автор не обеспечил своим героям радужного будущего, как в «Барышне-крестьянке» или «Капитанской дочке».
Прочитанное произведение необходимо обдумать более критично, внимательно изучая авторский текст.

Попробуем отбросить эмоции и взглянуть на нашего героя более бесстрастно, учитывая исторический контекст и авторские характеристики.
Владимир Андреевич Дубровский, молодой человек 23 лет от роду, представитель дворянского сословья (небогатая семья, имеющая всего 70 душ крепостных), гвардейский офицер, служащий в Петербурге.
Счастливые безоблачные детские годы Владимир провел в имении родителей, которые души не чаяли в единственном сыне. Он был окружён заботой и любовью не только родителей, но и всей дворни (имел даже собственную маленькую лошадку). Рано лишился матери, а для отца, коего почти не знал, был самой главной отрадой в жизни. Дав сыну прекрасное образование — воспитание в кадетском корпусе, Андрей Гаврилович продолжает с прежней страстью заботиться о сыне (уже корнете гвардии): «….не щадил ничего для приличного его содержания, и молодой человек получал из дома более, нежели должен был ожидать».
Образование Дубровского, полученное благодаря заботе его родителя, было неуникально в светском обществе начала 19-го века, тем более для офицеров, составлявших элиту общества. Умение танцевать, играть на музыкальных инструментах и, особенно, говорить по-французски считались нормой.
Получением образования, а вследствие престижной должности офицера, Владимир полностью обязан заботам отца, коего почти не знал, но «…со всем тем… романтически был к нему привязан и тем более любил семейную жизнь, чем менее успел насладиться ее тихими радостями». Получив известие о болезни отца, Владимир очень взволнован, «…мысль потерять отца своего тягостно терзала его сердце… Владимир упрекал себя в преступном небрежении. Долго не получал он от отца писем и не думал о нем осведомиться… Он решился к нему ехать и даже выйти в отставку, если болезненное состояние отца потребует его присутствия».
Владимир «исправляет» отпуск (что не составляет большого труда) и отправляется в деревню.
И тут возникает справедливый вопрос: почему Владимир, так любящий своего отца, не взял отпуск и не поехал в деревню раньше, по собственной инициативе, без острой необходимости? Похоже, что сентиментальная любовь на расстоянии вполне удовлетворяет молодого человека, что говорит о поверхностном отношении Владимира к жизни и определенной доле эгоизма, присущей ему.
Как наш герой относится к материальной стороне жизни?
Пушкин пишет: «Будучи расточителен и честолюбив, он позволял себе роскошные прихоти, играл в карты и входил в долги, не заботясь о будущем и предвидя себе рано или поздно богатую невесту….». С молодости Дубровский привык жить на широкую ногу, не задумываясь о происхождении материального благосостояния. Заметим, доход Владимира складывается из его офицерского жалования (о чем он ни разу не вспоминает) и большей частью из денег, присылаемых батюшкой. Содержать себя на собственные средства Дубровский не умеет и не задумывается о том, как живет его отец и не нуждается ли в чем-либо.
В отличие от эгоистичного Владимира Дефорж, устраиваясь на работу к Троекурову, планирует помогать престарелой матушке материально.
Лишившись имения, Дубровский впервые задумывается о «куске хлеба», осознает невозможность привычной жизни, но более скромное существование на свое жалование не может себе даже представить. Став разбойником, наш герой (в материальном и бытовом отношении) ни в чем себе не отказывает. Однако сказать, что деньги для него самоцель невозможно, он щедр и по-прежнему расточителен.

Романтичный, сентиментальный и честолюбивый юноша благородного происхождения, ценящий понятия о дворянской и офицерской чести и достоинстве, оказавшись в трагической ситуации, растерян и подавлен. Приезд приказных вызывает в нем бурный протест, гнев, благородное возмущение (не стоит забывать, что герой наш азартный игрок). В порыве отчаяния, Дубровский сжигает родной, но уже не принадлежащий ему дом, решив стать мстителем. Герой наш необыкновенно деятелен: находит и мстит всем персонам, причастным к несправедливому судебному решению, что требует от него недюжинной энергии и ловкости. Но остается вопрос: почему Владимир не добивается восстановления справедливости законным путем? С его энергией и столичными связями он вполне смог бы добиться справедливости. Молодой Дубровский (подобно своему батюшке) считает бумажную волокиту ниже собственного достоинства, что объективно выглядит как инфантилизм.
Вряд ли Владимир осознанно встает на преступный путь. Следствием эмоциональных спонтанных решений становятся противоправные действия, осмыслив которые, молодой человек понимает, что возврата к прежней жизни нет.
Живя сегодняшним днем, Дубровский карает всех причастных к смерти его батюшки. Но благородная месть выглядит как-то незавершенно: ведь главный виновник всех бед — Троекуров, остается без наказания. При этом гнев Дубровского распространяется не на коррупционную систему правосудия в целом, а лишь на отдельных ее представителей. Так, что причислить нашего героя к борцам за справедливость не получается; он преследует лишь личные цели.

Отношения Дубровского с крестьянами вызывают двойственное впечатление. С одной стороны он не высокомерен, ведет себя с ними по-дружески, однако будучи предводителем, не осознает своей ответственности за то, что направил их на путь разбоя. В последней главе романа мы видим, что Дубровский не высокого мнения о своих соратниках: «. Но вы все мошенники и, вероятно, не захотите оставить ваше ремесло», он умывает руки, не мало не заботясь о дальнейшей судьбе крестьян.
Для понимания характера Дубровского показательно его отношение к няне, которую он, пусть и в состоянии волнения называет «глупой старухой». Сам же Александр Сергеевич, необыкновенно трепетно относившийся к своей няне Арине Родионовне, ставшей прототипом Егоровны, пишет о няне Дубровского с любовью и нежностью, всячески подчеркивая ее верность и преданность своему воспитаннику.
Единственное, в чем Дубровский последователен от начала до конца — это любовь к Маше. Ради возлюбленной Владимир готов забыть о мести, амбициях и даже о собственном счастье. Однако чувства его не взаимны и роман несостоятелен.
Последняя глава и вовсе перечеркивает образ благородного мстителя, превращая Дубровского в хладнокровного убийцу (расстрел солдат и офицера), не достойного симпатии, а тем более — счастливого будущего.

Изучение образа Дубровского будет неполным, если не рассмотреть, какую участь готовил ему автор.
Пушкин предполагал написание третьего тома, о чем свидетельствуют рукописные планы поэта:
«Жизнь Марьи Кирилловны. Смерть князя Верейского. Вдова. Англичанин. Свидание. Игроки. Полицмейстер. Развязка»
«Москва, лекарь, уединение. Кабак, извет. Подозрения, полицмейстер».
Оба плана продолжения романа заканчиваются арестом Дубровского. Возможно, автор, таким образом, дает понять, что зло, пусть и совершенное героем из благих побуждений, должно быть наказано.
Пережив невзгоды и лишения, Дубровский не превратился в цельную личность и настоящего положительного героя, поэтому, не смотря на очевидную симпатию, Пушкин не удостаивает его счастливой судьбой.

План романа Дубровский

Героиня повести Марья Кириловна Троекурова — тип красивой барской дочки, которая воспитывалась отцом Кирилой Петровичем, и которая выросла «в глазах родителя». Среда, воспитавшая Машу, была напряженной, «отец любил ее до безумия, но обходился с нею со свойственным ему своенравием, то стараясь угождать малейшим ее прихотям, то пугая ее суровым, а иногда и жестоким обращением». Такое своенравное воспитание сделало Машу недоверчивой, она привыкла скрывать от отца свои чувства и мысли. На ее характер повлияло и то, что Маша росла без подруг. В свободное время барышня предоставлена самой себе. Чтобы скоротать время Марья Кириловна выбрала для чтения романы. Пушкин с улыбкой говорит об этом выборе, многие барышни в то время читали романы, придумывая и фантазируя о воплощении красиво описанных историй.
Вот и Маша с появлением француза Дефоржа столкнулась с романом в жизни. В начале Маша производит впечатление мягкой, кроткой, скромной девушки, но с аристократическими предрассудками, так как сначала она не обращает никакого внимания на молодого француза «учитель был для нее род слуги или мастерового, а слуга иль мастеровой не казался ей мужчиною». Дефорж напротив был в нее влюблен, но Маша этого не заметила.
История с медведем произвела на Марью Кирилловну большое впечатление «с тех пор стала оказывать молодому учителю уважение, которое час от часу становилось внимательнее», «Маша в него влюбилась, сама еще в том себе не признаваясь».
На празднике Александр Сергеевич Пушкин представляет Машу внимательной, наблюдательной, она привыкла слушать, делать для себя заметки. Марью Кириловну интересуют Дефорж и Дубровский. Она влюблена в учителя, а рассказы о разбойнике ее завораживают. Пушкин пока не упоминает о чувствах Марьи Кириловны, девушка сама еще не разобралась в себе. Автор говорит о переживаниях Маши только после разоблачения Дефоржа, но в них много сомнений, противоречий.
Признание Дефоржа и его неожиданное исчезновение делают Машу сильнее, реальность жестче, чем события в романах. Внезапное известие о помолвке с князем Верейским сильно ранит Марью Кирилловну. Дубровский дает Маше надежду. Она решилась на серьезный разговор с отцом, главное — избежать ненавистный брак. Передав тайный знак, девушка ждет своего спасителя. Пушкин искренне жалеет ее в эти моменты, ласково называя бедной красавицей, молодой затворницей.
В день свадьбы Маша бледная, неподвижная. Она тянула время, как могла в надежде на то, что вот-вот явится ее спасение.
Для Александра Сергеевича, как и для Маши, день свадьбы серый, холодный, пустой, и совсем безнадежный после невозвратимых слов священника. Маша уже не ждет, она пытается смириться с новой участью. Не в силах нарушить клятву, данную в церкви, Маша отвергает Дубровского.

/ Характеристики героев / Пушкин А.С. / Дубровский / Маша

Смотрите также по произведению «Дубровский»:

О романе «Дубровский»

Роман «Дубровский» создавался Пушкиным в 1832—1833 годах. Название Пушкину не принадлежит и дано издателями по имени главного героя. В основу сюжета этого произведения лёг рассказ близкого приятеля Пушкина П. В. Нащокина «про одного белорусского небогатого дворянина по фамилии Островский (как и назывался сперва роман), который имел процесс с соседом за землю, был вытеснен из именья и, оставшись с одними крестьянами, стал грабить сначала подьячих, потом и других». Нащокин видел Островского в остроге. Пушкину были известны похожие дела нижегородских помещиков Дубровского, Крюкова и Муратова, а также нравы владельца села Петровское П. А. Ганнибала.

В первоначальном плане романа не было отца Дубровского и истории его дружбы с Троекуровым, не было разлада влюблённых, отсутствовала фигура князя Верейского, очень важная для идеи расслоения дворянства (аристократичные, но бедные; худородные, но богатые). Кроме того, в романе Дубровский становится жертвой предательства, а не сложившихся обстоятельств. В нём намечена история исключительной личности, дерзкой и удачливой, обиженной богатым помещиком, судом и мстящей за себя.

В тексте, дошедшем до нас, Пушкин, напротив, подчеркнул типичность и обыкновенность Дубровского, с которым случилось событие, характерное для эпохи. Дубровский в повести не является исключительной личностью. Он связан со всем укладом и бытом тогдашней жизни. Дубровский и его крестьяне, как и помещик Островский в жизни, не нашли иного выхода, кроме разбоя, грабежа обидчиков и богатых дворян-помещиков. Эта тема получила широкое развитие в западной и русской литературе.

Действие романа происходит в 1820-е годы. В романе представлены два поколения — отцы и дети. История жизни отцов сопоставлена с судьбами детей. История дружбы отцов — предвестье, «прелюдия трагедии детей».

Первоначально Пушкин назвал точную дату, которая развела отцов: «Славный 1762 год разлучил их надолго. Троекуров, родственник княгини Дашковой, пошёл в гору». Слова эти значат многое. И Дубровский, и Троекуров — люди Екатерининской эпохи, вместе начинавшие службу и стремившиеся сделать хорошую карьеру. 1762 год — год екатерининского переворота, когда Екатерина II свергла с трона своего мужа Петра III и стала управлять Россией. Дубровский остался верен императору Петру III, как предок самого Пушкина (Лев Александрович Пушкин).

Троекуров, напротив, встал на сторону Екатерины II, которая приблизила его к себе. С тех пор карьера Дубровского, не изменившего присяге, стала клониться к закату, а карьера Троекурова, изменившего присяге, пошла в гору. Троекуров принадлежал к той новой служилой дворянской знати, которая ради чинов, званий, титулов, поместий и наград не знала этических преград. Дубровский — к той старинной аристократии, которая почитала честь, достоинство, долг выше всяких личных выгод. Следовательно, причина размежевания дворянства и ссоры двух помещиков лежит в исторических обстоятельствах и в нравах героев.

С той поры как Дубровский и Троекуров разошлись, прошло немало времени. Они встретились вновь, когда оба оказались не у дел. Троекуров и Дубровский не стали врагами. Напротив, их связывает дружба и взаимная привязанность, но эти сильные человеческие чувства не способны сначала предотвратить ссору, а потом и примирить людей, находящихся на разных ступенях социальной лестницы, как не могут надеяться на общую судьбу их любящие друг друга дети — Маша Троекурова и Владимир Дубровский.

Эта трагическая мысль романа о социально-моральном расслоении людей из дворянства и социальной вражде дворянства и народа находит воплощение в завершении всех сюжетных линий. Она порождает внутренний драматизм, который выражается в контрастах композиции: дружбе противостоит сцена суда, встреча Владимира с родным гнездом сопровождается уходом из жизни отца, сражённого несчастьями и смертельной болезнью, тишина похорон нарушена грозным заревом пожара, праздник в Покровском завершается ограблением, любовь — бегством, венчание — сражением. Владимир Дубровский неумолимо теряет всё: в первом томе у него отнята вотчина, он лишён родительского дома и привычного общества, того социально-культурного окружения, в котором он пребывал раньше. Во втором томе Верейский отнимает у него любовь, а государство — разбойничью волю. Так человеческие чувства вступают в трагический поединок с господствующими законами и нравами.

Чтобы встать над ними, нужно выйти из-под их власти. Герои Пушкина стремятся по-своему устроить свою судьбу, но им это не удаётся. Владимир Дубровский испытывает три варианта своего жизненного жребия: расточительный и честолюбивый гвардейский офицер, скромный и мужественный Дефорж, грозный и честный разбойник. Цель таких попыток — изменить судьбу. Но сделать это не удаётся, потому что место героя в обществе закреплено навсегда: он сын старинного дворянина с теми же свойствами, которые были и у отца, — бедность и честность, достоинство и гордость, благородство и независимость. Сохранить честность при бедности — слишком большая роскошь. Бедность обязывает быть покладистым, умерить гордость и забыть о чести. Все попытки Владимира отстоять своё право быть бедным и честным кончаются катастрофой, потому что душевные качества героя несовместимы с его общественным и имущественным положением.

Марья Кириловна внутренне родственна Дубровскому. Она, «пылкая мечтательница», видела во Владимире романического героя и надеялась на власть чувств. Она верила, что сможет смягчить сердце отца. Она наивно полагала, что тронет душу князя Верейского, пробудив в нём «чувство великодушия», но тот остался равнодушен к словам невесты. Он живёт холодным расчётом и торопит свадьбу. Социальные, имущественные и прочие внешние обстоятельства оказываются не на стороне Маши, и она вынуждена идти на уступки и согласиться с волей отца. Она ещё может перейти границу в отношениях богатой аристократической барышни с бедным учителем, но воспитание не позволяет ей связать жизнь с преступником, с отторгнутым от общества разбойником, хотя бы и «благородным». Границы, определённые жизнью, сильнее самых горячих чувств. Это понимают и герои: Маша твёрдо и решительно отвергает помощь Дубровского.

Та же трагическая ситуация складывается и в народных сценах. Дворянин встаёт во главе бунта крестьян, которые преданы ему и исполняют его приказания. Но цели Дубровского и крестьян различны, ибо крестьянам в конечном итоге ненавистны все дворяне и чиновники, хотя крестьяне не лишены гуманных чувств. Они готовы любым способом мстить помещикам и чиновникам, даже если при этом придётся жить разбоем и грабежом, то есть пойти пусть на вынужденное, но преступление. И Дубровский понимает, что общество обрекло его и крестьян быть изгоями.

Хотя крестьяне полны решимости принести себя в жертву и идти до конца, ни их добрые чувства к Дубровскому, ни его добрые чувства к крестьянам не меняют трагического исхода событий. Порядок вещей восстановлен правительственными войсками, Дубровский покинул шайку. Союз дворянства и крестьянства был возможен лишь на короткий срок и отразил несостоятельность надежд на совместное сопротивление произволу.

Трагические вопросы жизни, которые встали в романе, не были разрешены. Вероятно, вследствие этого Пушкин воздержался от публикации романа, надеясь найти положительные ответы на жгучие жизненные проблемы, волновавшие его.

Характеристика Троекурова

Одним из лучших произведений А. С. Пушкина является роман «Дубровский», написанный в авантюрно-приключенческом жанре. В этом произведении автор дает ряд ярких образов, характерных 19 столетию. Одним из них является Троекуров Кирила Петрович.

Пылкий нрав и, довольно, ограниченный ум

Именно так, можно сказать о герое кратко. Старший Троекуров – барин, старинного воспитания, генерал в отставке. Он богатый и знаменитый на все округу вдовец, который воспитывает взрослую дочь на выданье. Его боятся. Окружающие его люди начинают волноваться, лишь только услышав имя или фамилию. Ему угождают в самых незначительных прихотях, так как боятся навлечь гнев всесильного помещика Троекурова.

Сам Кирила Петрович относится к такому поведению окружающих как к должному. По-другому и не должно быть, считает он. Для него нет различий, со всеми он ведет себя надменно. Не удосуживая никого своим вниманием и посещением, к себе он требует обратного. Он должен быть центром, все внимание окружающих должно быть направлено на него.
Это избалованный, самолюбивый и извращенный человек. Автор воплотил в его образе все пороки человеческого слабоумия. Описание Троекурова – это описание недалекого умом человека, не умеющего сдерживать свой пылкий нрав и пагубные привычки.

Троекурову все позволено и он ни в чем не знает отказа. Он позволяет себе неуважительное отношение к окружающим. Но его дворовые ему преданы, так как хорошо понимают его положение: усадьба Троекурова самая богатая в округе, а сам барин пользуется неограниченной властью.

Взаимоотношения с Андреем Гавриловичем Дубровским

Окружающих Троекуров презирает, унижает, и всяческий раз, старается показать свое превосходство. Однако во взаимоотношениях со старшим Дубровским характер Троекурова показан иначе. Этот независимый бедный помещик вызывает у него чувство уважения. Они знакомы давно, вместе служили, почти одновременно стали вдовцами, каждый воспитывал ребенка. Дубровский – единственный человек, который мог позволить себе высказывать собственное мнение при Троекурове.
Но, когда Андрей Гаврилович пытается указать на то, что люди в доме Троекурова живут хуже собак, всесильный барин гневается и начинает мстить, выбирая самый страшный способ – незаконно отобрать имение, раздавить соседа, заставив его унижаться и подчиниться его власти. Для него нет ничего невозможного, так как он богат. Его не заботит нравственная сторона поступка.
Его вспыльчивость всем известна, а когда она немного утихла, и помещик решил простить бывшего друга, оказалось поздно. В один миг своенравный и властолюбивый барин Троекуров сумел разрушить судьбы.

Отец и дочь

Не менее ярко раскрывается характеристика Троекурова из романа «Дубровский» во взаимоотношениях с дочерью Машей. Даже, несмотря на свою любовь к ней, он не делает исключений, обращаясь с дочерью так же, как и с другими. Он суров и своенравен, в некоторые моменты жесток, поэтому Маша не доверяет ему своих чувств и переживаний. Она выросла на книгах, которые сумели заменить общение с жестоким отцом.

Главная цель его жизни – это богатство и получить его он пытается любым способом. Решая отдать дочь старику в жены, имеющего много денег и власти, он не останавливается ни перед чем. Счастье Маши для отца ничего не значит – главное, быть богатым и могущественным.

Образ Троекурова в романе «Дубровский» указывает на большинство людских пороков. Это и черствость души, и слабоумие, и развращенность, и неумеренное властолюбие и жадность.
Но не все в жизни оценивается богатством. История Троекурова поучительна и автор заставляет задуматься об одной простой истине, которая была озвучена попом еще в начале романа, на поминках Дубровского старшего: «Суета сует… и Кирилу Петровичу отпоют вечную память… разве похороны будут побогаче… а Богу не все ли равно!»

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: