План-конспект урока литературы в 5 классе

Автор: Чернега Виктория Станиславовна, учитель русского языка и литературы гимназия МИИТ, город Москва

Описание материала: Предлагаю вашему вниманию план-конспект занятия по литературе для учащихся 5 класса. Данный конспект будет полезен преподавателям и студентам высших педагогических учебных заведений. Конспект занятия направлен на ознакомление учеников с основными фактами биографии великого русского писателя Николая Васильевича Гоголя, а также познакомит детей с яркими и необычными повестями известного сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки».

План-конспект урока литературы «Н. В. Гоголь. Реальное и выдуманное в повести «Заколдованное место»

Цель урока: Познакомить учащихся 5 класса с творчеством Гоголя, научить анализировать и синтезировать информацию текста.

Задачи урока:

1. Образовательная. Познакомить учащихся с личностью писателя и его творчеством, со сборником «Вечера на хуторе близ Диканьки».

Научить делать характеристику героя (по повести «Заколдованное место»).

2. Развивающая. Развитие связной речи, аналитических способностей, логического мышления, эмоциональной выразительности речи, умения отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы в защиту.

3. Воспитывающая. Привитие внимательного отношения к слову, уважения к взглядам писателя.

Средства обучения: учебник, интерактивная доска, иллюстрации к произведению, словарь литературоведческих терминов.

Николай Васильевич Гоголь

Биография и творческий путь выдающегося русского писателя Николая Гоголя. Детские годы Гоголя, отношения с родителями и сестрами. Первые литературные пробы писателя. Определение на государственную службу. Богатство творчества, основные произведения.

Подобные документы

Духовное наследие Н.В. Гоголя. Жизнь Николая Гоголя, его юность и творчество. «Размышления о Божественной Литургии». Обращение к духовным корням. Гоголь как последователь святоотеческой традиции в русской литературе, православный религиозный мыслитель.

реферат, добавлен 07.06.2009

Анализ художественного творчества Николая Васильевича Гоголя. Странный и необычный, фантастичный и реальный мир, мир фольклора и сновидения, комизма, отваги и грязи, мир губернии и Петербурга, мир дьявольщины — отличительная черта его произведений.

реферат, добавлен 26.07.2010

Творчество Гоголя Николая Васильевича. Способы и приёмы воздействия на читателя. Наиболее яркие образы в произведениях «Вий», «Вечер накануне Ивана Купала», «Шинель». Описание некоторых чудищ из произведений Н.В. Гоголя, реально упомянутых в мифологии.

курсовая работа, добавлен 10.01.2014

Краткий анализ пьесы Н. Гоголя «Ревизор» — одной из самых известных пьес с XIX века и до наших дней. Система самодержавно-крепостнического управления — основной предмет сатиры Гоголя. Литературные приемы Гоголя. Проблема коррупции в современной России.

реферат, добавлен 17.06.2010

Творческие особенности писателей Н.В. Гоголя И С.Т. Аксакова. Литературное наследие Гоголя в идейной жизни русского общества и общественно-политические ориентиры интеллигенции России 30-50-х годов XIX в. Проблемы, связанные с взаимоотношением писателей.

курсовая работа, добавлен 28.06.2013

Самый русский из русских писателей – Н.С. Лесков. Неудачная личная и семейная жизнь писателя. Литературная карьера, первые повести и псевдонимы Лескова, основные произведения, вышедшие из-под его пера. Последние годы жизни Николая Семеновича Лескова.

презентация, добавлен 06.09.2011

Биография И.С. Тургенева. Переезд семьи Тургеневых в Москву и первые литературные опыты будущего писателя. Влияние дружбы Тургенева и Белинского на дальнейшее развитие творчества Тургенева. Антикрепостнический характер сборника «Записки охотника».

реферат, добавлен 02.01.2010

Эволюция творчества Н.В. Гоголя как движение от романтизма к реализму. Художественные особенности «Вечеров на хуторе близ Диканьки». Истоки романтического в Гоголевском произведении. Воспроизведение народных нравов, бытовых обычаев и поверий в книге.

курсовая работа, добавлен 30.01.2012

История жизни и творчества Николая Семеновича Лескова. Коммерческая служба, работа в периодике. Лесков как знаток духовной и бытовой жизни народа. Основные произведения писателя о религиозной жизни русского общества, их стилистическое разнообразие.

презентация, добавлен 16.05.2011

Теоретические основы сатиры как жанра. Черты сходства и отличия юмора и сатиры в художественной литературе. Юмор и сатира в произведениях Н.В.Гоголя. Н.В. Гоголь как образец для творческого подражания М.А.Булгакова.

дипломная работа, добавлен 30.07.2007

Презентация на тему: Творчество Николая Васильевича Гоголя

Творчество Николая Васильевича Гоголя Выполнила: Овчинникова В. 9-в Проверила: Праушкина Л. М.

Биография Гоголь Николай Васильевич родился 20 марта (1 апреля) 1809, происходил из помещичьей семьи среднего достатка: у Гоголей было около 400 душ крепостных и свыше 1000 десятин земли.

Семья Отец, Василий Афанасьевич, служил при Малороссийском почтамте. Мать, Марья Ивановна, происходившая из помещичьей семьи Косяровских, была первой красавицей на Полтавщине В семье, помимо Николая, было еще пятеро детей. Детские годы будущий писатель провел в родном имении Васильевке (другое название Яновщина),

Образование Вначале Гоголь учился в Полтавском уездном училище, потом брал частные уроки у полтавского учителя Гавриила Сорочинского, проживая у него на квартире, а в мае 1821 поступил в только что основанную Нежинскую гимназию высших наук. Учился Гоголь довольно средне, зато отличался в гимназическом театре как актер и декоратор

Осенью 1831 года выходит 1-я часть сборника повестей из украинской жизни «Вечера на хуторе близ Диканьки» восторженно встреченная Пушкиным. Вместе с тем «веселость» гоголевской книги обнаруживала различные оттенки от беззаботного подтрунивания до мрачного комизма, близкого к черному юмору. При всей полноте и искренности чувств гоголевских персонажей мир, в котором они живут, трагически конфликтен: происходит расторжение природных и родственных связей, в естественный порядок вещей вторгаются таинственные ирреальные силы

1835 год необычаен по творческой интенсивности и широте гоголевских замыслов. В этот год выходят следующие два сборника прозаических произведений «Арабески» и «Миргород» (оба в двух частях); начата работа над поэмой «Мертвые души», закончена в основном комедия «Ревизор», написана первая редакция комедии «Женихи»

Работа над «Мертвыми душами» Писатель жил в Германии, Швейцарии, Франции, Австрии, Чехии, но дольше всего в Италии, продолжая работу над «Мертвыми душами», сюжет которых был подсказан ему Пушкиным. Свойственная Гоголю обобщенность масштаба получала теперь пространственное выражение: по мере развития чичиковской аферы (покупка «ревизских душ» умерших людей) русская жизнь должна была раскрыться многообразно не только со стороны «низменных рядов ее», но и в более высоких, значительных проявлениях.

После выхода первого тома (1842) работа над вторым томом (начатым еще в 1840) протекала особенно напряженно и мучительно. Летом 1845 в тяжелом душевном состоянии Гоголь сжигает рукопись этого тома, объясняя позднее свое решение тем, что «пути и дороги» к идеалу, возрождению человеческого духа не получили достаточно убедительного выражения.

Смерть Гоголя Последние дни жизни Гоголь проводит в чрезвычайно строгом посте и молитве. 21 февраля утром 1852 умирает в своей последней московской квартире в доме Талызина. Смерть Гоголя вызвала в русском обществе глубокое потрясение. От университетского домового храма Св. мученицы Татианы, где отпевали писателя, до места погребения гроб несли профессора и студенты университета

Жизнь и творчество Н.В. Гоголя

Презентация к уроку

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель урока: знакомство с жизнью и творчеством Н.В.Гоголя; повторение ранее изученных произведений писателя; закрепление навыков конспектирования на слух.

Задачи урока.

    Продолжить знакомство с жизнью и творчеством великого русского писателя; показать своеобразие и неповторимость, значение творчества Н.В.Гоголя для русской литературы;
  1. Развивать умение выбирать главное, вести краткую запись лекции, конспектировать.
  2. Воспитывать нравственные качества, эстетический вкус учащихся.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование.

  • Мультимедийная установка.
  • Презентация “Н.В.Гоголь”.
  • Влияние Гоголя на русскую литературу было огромно. Не только все молодые таланты бросились на указанный им путь, но и некоторые писатели, уже приобретшие известность, пошли по этому же пути, оставивши свой прежний.

    Он сказал нам, кто мы таковы, чего недостает нам, к чему должны стремиться, чего гнушаться и что любить. И вся его жизнь была страстною борьбою с невежеством и грубостью. вся была одушевлена одною горячею, неизменною целью — мыслью о служении благу родины.

    Н. Г. Чернышевский

    1. Организационный момент.

    2. Изучение нового материала.

    Просмотр презентации сопровождается рассказом учителя и беседой с учащимися по ранее изученным произведениям Н.В.Гоголя. Во время лекции учителя дети составляют краткий конспект лекции.

    № слайда Деятельность учителя и учащихся
    Слайд № 1 Вступительное слово учителя, объявление темы и цели урока. Запись в тетрадях темы и эпиграфа.

    Во время лекции учителя дети составляют краткий конспект лекции.

    Николай Васильевич Гоголь- великий русский писатель, автор бессмертных произведений Слайд № 2 “Вечера на хуторе близ Диканьки”, “Вий”, “Ревизор”, “Тарас Бульба”, “Мёртвые души” и многих других. Слайд № 3 Удивительный талант писателя проявляется в этих столь непохожих друг на друга произведениях по-разному: то поражая читателя богатством языка колоритностью украинской темы, то увлекая фантастикой “Петербургских повестей”, то вызывая смех в “Вечерах на хуторе близ Диканьки”. Жизненный путь Гоголя и его трагическая судьба представляют собой загадку, которую разгадывает не одно поколение исследователей.

    Но так или иначе, мы, поколение 21 века, знаем и любим Гоголя, читаем и перечитываем его произведения, часто узнаём их по отдельным, наиболее известным, запомнившимся фразам. Слайд № 4 “Знаете ли вы украинскую ночь? О, вы не знаете украинской ночи! Всмотритесь в неё. С середины неба глядит месяц. Необъятный свод раздался, раздвинулся ещё необъятнее. Горит и дышит он…Божественная ночь! Очаровательная ночь!”

    Так эмоционально, вдохновенно пишет Гоголь о любимой Украине в повести “Майская ночь, или утопленница”. Слайд № 5 Как замечательный мастер пейзажа выступает он и в повести “Страшная месть”, когда говорит: “Чуден Днепр при тихой погоде, когда вольно и плавно мчит сквозь леса и горы полные воды свои…Редкая птица долетит до середины Днепра. Пышный! Ему нет равной реки в мире”. Слайд № 6 А всем известное: “У вас, я слышал, расписываются кровью; постой же, я достану в кармане гвоздь!” сразу заставляет нас вспомнить кузнеца Вакулу и его удивительное путешествие в Петербург за черевичками для красавицы Оксаны. Слайд № 7 Мистическое же: “Панночка померла” или “Поднимите мне веки” вызывают в памяти страшного Вия, которого все мы боялись, когда были маленькими. Слайд № 8 Фразы “Я тебя породил, я тебя и убью” Тараса Бульбы или “Я пригласил вас, господа, чтобы сообщить пренеприятнейшее известие: к нам едет ревизор” Городничего давно уже стали крылатыми. Слайд № 9 Образы помещиков из поэмы “Мёртвые души” можно назвать нарицательными. Говоря о Манилове, мы невольно вспоминаем прожектёров и болтунов, а называя кого-нибудь Плюшкиным имеем в виду необычайную скупость и жадность, Ноздрёв в нашем понимании — обязательно хвастун, пьяница, герой скандальных историй, одним словом, “исторический”человек, а Собакевич – человек, готовый торговаться всегда и по любому поводу, иногда даже из спортивного интереса. А прозвище, данное Гоголем Коробочке — “дубинноголовая” — обличает женщину недалёкую, неумную, готовую использовать мёртвые души в своём хозяйстве. Слайд № 10 Прошло почти два века с тех пор, как были написаны эти произведения, созданы эти образы, а популярность их не становится меньше, проблемы, поставленные автором, не перестают быть актуальными и сегодня. Слайд № 11 Благодарные читатели, зрители не забывают Гоголя, по праву считая одним из лучших российских(или уже украинских?) писателей. Только в Москве его именем названа улица -знаменитый Гоголевский бульвар, где установлен памятник писателю, драматический театр, работает музей Гоголя. Слайд № 12 Будучи человеком необычным, противоречивым, он создал очень разные, непохожие друг на друга произведения. Одни — смешные, другие — страшные, третьи — поднимают социальные проблемы современного Гоголю общества, четвёртые — обращены в прошлое, к истории страны, пятые – отвечают на вопросы философии и религии. Но все они яркие, красочные, запоминающиеся, все выдают особую, индивидуальную манеру писателя. Слайд № 13 Не случайно ещё современники Гоголя восторженно отзывались о его таланте. А.С.Пушкин, например, так говорил о “Вечерах на хуторе близ Диканьки”: “Вот настоящая весёлость, искренняя, непринуждённая, без жеманства, без чопорности. А местами – какая поэзия! Какая чувствительность! Всё это так необыкновенно в нашей нынешней литературе, что я доселе не образумился”. Слайд № 14 Говорили современники и об удивительном таланте актёра, который был присущ Гоголю, считали, что если бы он не занялся литературой, то непременно стал бы вторым Щепкиным. Возможно, этим объясняется тот факт, что все гоголевские герои, даже самые заурядные и посредственные, написаны так правдоподобно и живо, что читатель невольно представляет их себе, а актёр легко перевоплощается в них. Эти образы, характеры настолько колоритны, что и театр, и современный кинематограф постоянно к ним обращаются, поэтому гоголевские произведения до сих пор не сходят со сцены. Слайд № 15 Каждый год в период новогодних каникул можно посмотреть по телевизору и художественный, и мультипликационный фильм “Ночь перед Рождеством”. Снятые более полувека назад, они тем не менее любимы зрителями. Слайд № 16 А “Вий”, по мнению, критиков – это вообще первый и единственный советский фильм ужасов, в котором были использованы все существующие на тот момент спецэффекты . Фильм стал лидером проката 1968 года, а снявшиеся в главных ролях Наталья Варлей и Леонид Куравлёв — популярными актёрами.

    Видео.
    Интересно и то, что в 2008 году по этому же сюжету был создан фильм “Ведьма”, и это ещё одно доказательство бессмертия Гоголевских повестей. Слайд № 17 И это далеко не единственный пример, который мы можем привести. Современные режиссёры пытаются по-новому, по-своему осмыслить эти произведения, часто подобные постановки не лишены некоторого авангардизма, как, например, постановка “Ревизора” в театре В.Маяковского, которую мы смотрели в прошлом году, или одноимённый художественный фильм Никиты Михалкова 2006 года, где в главных ролях Евгений Миронов (Хлестаков), Никита Михалков (Городничий), Олег Янковский (Ляпкин-Тяпкин) и пр.

    Видео. Слайд № 18 Но было бы ошибкою считать, что всемирная известность и слава пришла к Гоголю в одночасье, далась легко и просто. Были на его пути взлёты и падения, периоды творческого подъёма и глубокой депрессии. Наверное, нечто подобное испытывает любой писатель. Сомневался в своём таланте, в правильности выбранного пути и Гоголь. Слайд № 19 Не случайно, поэтому, его обращение к религии, посещение монастырей (он хотел принять монашество), поездка в Иерусалим к Гробу Господню. Слайд № 20 Но разлад между церковью, к которой так стремился писатель в последние годы жизни, и искусством (от глагола искусить), которому он посвятил всю свою жизнь, оказался настолько глубок, что Гоголь, так и не сумев его преодолеть, выбрал смерть Слайд № 21 Но, как известно, “рукописи не горят”, а потому и Гоголь, и его творения живы, востребованны, актуальны, современны.

    А это и есть настоящее бессмертие.

    3. Подведение итогов урока.

    1. Что нового узнали сегодня на уроке из жизни Н.В.Гоголя?

    2. Каким вы представили себе писателя после прослушанного рассказа?

    3. Какие черты личности Н.В.Гоголя вас поразили, удивили?

    4. Объяснение домашнего задания.

    Закончить оформление конспекта по жизни и творчеству Н.В.Гоголя, воспользовавшись материалом учебника и электронными ресурсами.

    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: